Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 1 страница




 

1Я представляет собой структурированное оформление представлений об окружающем мире. Фук (2002) утверждает, что даже именование предметом способствует объяснению и пониманию в практической деятельности. Множество разных представлений и способов их выражения имеют непосредственное отношение к практике. В главе 2 показано, что применение рефлексии и рефлексивности как последовательного способа разработки идей, являющихся частью нашей работы, позволяет нам принимать определенные идеи и применять их в тех ситуациях, где это представляется нужным, шальной работе термин «теория» может иметь следующие значения.

Модель. Модели описывают происходящее на практике в общих чертах, примере широкого спектра ситуаций и в структурированной форме, закрепляя определенные принципы и методы деятельности, которые при->т последовательность практическим действиям. Модели помогают социальным работникам структурировать и организовать подход к сложной ситуации. Примером этому служит целевой подход1 (см. гл. 5).

Перспективы. Перспективы отражают ценности или представления об окружающем мире, которые ориентируют участников процесса и направляют их действия. Перспективы позволяют обдумывать происходящее с определенной точки зрения. Применение различных перспектив помогают увидеть ситуацию с разных позиций. Примерами перспектив являются феминистский подход (см. гл. 12) и системная теория (см. гл. 7).

Обьяснителъная теория. Объяснительная теория рассматривает результаты тех или иных действий или причины определенных последствий, а же выявляет обстоятельства случившегося. Некоторые авторы присва-1ют статус теории только тем представлениям, в которых присутствует ^чинно-следственная закономерность. Согласно этому мнению, теории должны объяснять то, «что происходит». Когнитивно-поведенческая теория (см. гл. 6) является примером объяснительной теории.

Модель перспективы и объяснительная теория необходимы для теории, поскольку они полезны в практической деятельности. Так как социальная работа является практической деятельностью, совершаемой в сложных условиях внешней среды, теория (или перспектива) должна подкрепляться моделью, содержащей ясное руководство к действию. Отсутствие возможностей прикладного применения вызывает явную критику (как в случае с радикальной теорией раннего периода) или неприятие теории со стороны повседневной практики (например, в случае ранней версии когнитивной теории). Однако деятельность не всегда сугубо прагматична, она должна основываться на определенных доказательствах достоверности и эффективности, поэтому модель должна подкрепляться объяснительной теорией. Модель и объяснительная теория могут принести пользу на практике только тогда, когда в них будет отражено определенное видение мира, позволяющее переносить представления из одной ситуации в другую и предопределять конкретный образ действий. Именно поэтому необходимо наличие четкой перспективы.

Согласно Сайбеон (1990), существуют официальная и неофициальная теории. Различие между ними показано в табл. 1.1. Официальная теория разрабатывается и обсуждается специалистами данной профессии, а также в научных кругах. Неофициальная теория складывается из общих представлений и ценностей, существующих в обществе, а также конструкций, продиктованных

 

практическим опытом, тех самых, о которых я упомянул в начале данной В ней также могут присутствовать элементы официальной теории. Понятие «индуктивно производных» неофициальных теорий нуждается в объяснении. Под индукцией подразумевается обобщение, сделанное на основе частных примеров, а дедукция означает аналитический вывод о частном случае на основе общей теории. Например, вам довелось работать с несколькими смертельно больными людьми, первоначальной реакцией которых была злость, затем депрессия и наконец примирение с приближающейся смертью. Благодаря инструкции на основе этого опыта вы делаете заключение, что большинство проходят через эти последовательные стадии. Ваша индукция создает неофициальную модель прогрессивного изменения эмоциональных реакций на неминуемую смерть. Если через некоторое время вы повстречаете смертельно больного человека, находящегося в депрессии, то вывод о том, что у него наступит стадия примирения, будет дедукцией, исходящей из общей теории. Индукция позволяет использовать закономерности одного конкретного случая или небольшого числа случаев и проверять их в других обстоятельствах. Этот метод дает возможность обобщать практический опыт и строить общие теории. Индукция позволяет социальным работникам дополнять теорию опытом собственной практики.

Сайбеон (1990, 34) также выделяет три различных типа теорий социальной работы (см. табл. 1.1). Теории о том, что является социальной работой, частью дискурса о значении социальной работы: мнения в этом случае могут быть различны. Подобные теории кратко раскрываются в материале данной главы и в книге Пэйна (1996а): в них представлены различные точки, которые в совокупности составляют сущность социальной работы. о том, как осуществлять социальную работу, — это теории практичес-1тельности. Теории о мире клиента повествуют о тех явлениях, проблемах, социальных реалиях, с которыми взаимодействуют социальные работники. Пример — теория привязанностей (см. гл. 4), которая возникла на основе психотерапевтической работы с детьми и людьми, пережившими потерю близкого человека, и постепенно приобрела статус теории практики. Теории мира а иногда воспринимаются в качестве дополнительных теоретических, важных для социальной работы (см.: Бакер и Хардикер, 1981; Сат-94). Большая часть этого материала обсуждается в рамках той сферы, из которой она заимствована. Например, интенсивно проводятся исследования по детскому развитию, социологии семьи и организаций. Важно иметь представление о каждом из данных направлений, а также многих других, поскольку сотрудники социальных служб оказывают помощь детям и семьям. Вместе с пользование этого материала в социальной работе подразумевает его перенесение из оригинальной дисциплины в практику социальной работы, должно быть буквальным, поскольку названные направления продолжают развиваться. Кроме того, теории организаций, детского развития и социологии семьи особым образом используются в социальной работе, поскольку обходимы социальным работникам для достижения определенных целей, отличных от целей, скажем, медицинских специалистов. Каким образом является подобное взаимодействие между различными областями знания и дисциплинами и как оно влияет на практику социальной работы – является сферой компетенции теорий практики, обсуждаемых в данной книге.

 

Теории практики могут, следовательно, рассматриваться в качестве средства передачи знаний из других дисциплин с целью содействия практике социальной работы (см. гл. 2).

Социальное конструирование социальной помощи и социальной работы

Среди исследователей и практиков не существует единого мнения о том, что является социальной работой. Более того, социальная работа создается в процессе повседневной деятельности социальных работников. Мы называем этот процесс социальным конструированием, поскольку он существует не как материальная реальность, а как мир идей, состоящий из наших представлений и действий.

Представление о социальном конструировании связано с работой социологов Бергера и Лукмана (1971). Согласно их точке зрения, в социальном мире, противоположном природному, «реальность» является социальным знанием, которое определяет наше поведение. Однако у каждого из нас имеется собственное представление о реальности. Объединяя наше знание с помощью различных социальных процессов, организующих и объективирующих его, мы создаем общее представление о реальности. Социальная деятельность становится привычной, поскольку мы одинаково оцениваем происходящее. Наше поведение также соответствует определенным социальным правилам, сформированным на основе общего знания. Когда большинство начинает разделять общее представление о социальном явлении, эти правила институционализируются, т.е. становятся устойчивыми социальными механизмами. Затем социальные представления о реальности подтверждаются в процессе присвоения определенных «значений», которые и объединяют их в структурированную и вполне убедительную систему. Социальное знание соответственно является продуктом человеческих представлений. Людям это знание кажется объективным, потому что оно разделяется практически всеми. Поскольку мы вырастаем в среде этих представлений о реальности, то в определенном смысле являемся продуктом общества. Таким образом, социальное конструирование — это цикличный процесс, в котором индивиды участвуют в формировании значений через институциализацию и легитимацию в рамках социальной структуры общества. В свою очередь в результате включения индивидов в структуру общества создаются правила социального поведения. Можно увидеть спираль постоянной трансформации, создания и воссоздания социальных структур, которые вновь и вновь создают правила, являющиеся основой жизни людей.

Бергер и Лукман ввели термин «социальное конструирование» в научный оборот и использовали его в рамках социологии. В последнее время он широко применяется в социальной психологии для обозначения психологического подхода, критикующего традиционную позитивистскую психологию. Наиболее известными представителями этого подхода являются американский исследователь Джэржен и его коллеги (Джэржен, 1994, 1999; Джэржен и Джэржен, 2003), а также английский автор Паркер (1998). Они считают, что традиционное представление о существовании устойчивой личностной структуры, являющейся основой индивидуальной идентичности, сомнительно. Каждый обладает возможностью к изменению, которое делает нас другими гями. В традиционной же психологии делается акцент на целостности ги, что утверждает социального работника во мнении о невозможно-енить основные ценности другого человека. Конструктивистская пси-[ указывает на вероятность изменений, поэтому социальный работ-едующий этим принципам, будет оптимистично настроен по отноше-юзможности личностных изменений.

цепт социального конструирования определяет политическое значение (Пэйн, 1992, 19966, 1997, 2002в). Таким образом, можно говорить об ш социальной работы, поскольку отдельные теории поддерживаются [енными заинтересованными группами, которые стремятся добиться обы их теория получила признание в социальной работе. В профессио-л сфере это происходит точно так же, как и в общественной жизни. Те ые профессиональные группы стремятся оказать влияние, потому что югает им трансформировать наше представление о предназначении и <в социальной работы и социальной защиты в том направлении, кото-i их мнению, необходимо и соответствует их политическим и соци-; интересам. Поэтому защитники и сторонники определенной позиции *уют те теории, которые повышают статус этой позиции в общей кон-1И социальной работы. Одним из способов достижения данной цели я распространение и использование определенных идей среди практике как именно они в своей ежедневной деятельности конструируют со-ую работу через взаимодействие с клиентами и в контексте социальных Таким образом, выбирая теорию для практического применения, со-ые работники влияют на процесс конструирования социальной рабо-кольку то, что они делают, является или становится социальной рабо-•этому в этой книге мы исследуем различные теории или составляющие хепции, а тот выбор, который делают практики на основе этого много-I, определяет в том числе и будущее социальной работы.)ис. 1.1 представлены три подхода к социальной работе (Пэйн, 1996а, б). Треугольник, изображенный на рисунке, представляет собой дис-ное поле между ними. Дискурсивное поле — это пространство взаимо-1Я между людьми или группами людей, показывающее основные раз-нежду значениями, которые они придают чему-либо. Основные разли-юдходах к социальной работе связаны со следующими различиями в ческих взглядах на то, какой должна быть социальная защита.

флексивно-терапевтический подход. Доминелли (2002в) называет его дходом терапевтической помощи. С точки зрения этого подхода целью циальной работы является обеспечение благополучия индивидов, групп микросоциальных групп в обществе через содействие личностному звитию и самореализации. Постоянная спираль взаимодействия между циальными работниками и клиентами изменяет представления кли-тов и позволяет социальным работникам влиять на этот процесс. Схо-iM образом клиенты воздействуют на мировосприятие социальных ботников, что заметно с течением времени и накоплением опыта. Этот

 

социальных работников и формирует их представления о практике. Благодаря этому процессу клиенты приобретают способность управлять своими чувствами и строить свою жизнь. Обретение личностной силы помогает им преодолеть трудности. Данный подход отражает социально-демократическую политическую философию социальной работы — экономическое и социальное развитие должно осуществляться совместно с движением к индивидуальному и социальному развитию. Он лежит в основе многих представлений о сущности социальной работы, но вместе с тем подвергается модификации и критике в рамках двух других теоретических подходов.

Социал-коллективистский подход. С точки зрения этого подхода целью социальной работы является обеспечение сотрудничества и взаимной поддержки в обществе, для того чтобы наиболее незащищенные и неблагополучные социальные группы могли обрести способность к самостоятельной жизни. Социальная работа налаживает связи между клиентами и социальными системами, стимулирует активность людей, предоставляет возможности для получения новых знаний и сотрудничества, формируя объединения и организации, в которых каждый может принимать активное участие. Элита сосредоточивает и держит в своих руках власть и ресурсы в обществе в целях своего собственного обогащения. Это приводит к притеснению других слоев населения. Социальная работа стремится противостоять этому процессу с помощью создания более равноправных отношений в обществе. Доминелли (2002в) называет этот подход эмансипатор-ным (освободительным), потому что он подчеркивает идею освобождения людей от притеснения. Другие авторы (например, Пиз и Фук, 1999) определяют его как трансформационный, так как данный подход призывает к преобразованию общества в целях защиты наиболее бедных и угнетенных слоев. Более того, представители этого подхода подчеркивают, что индивидуальное и социальное развитие этих слоев населения невозможны до тех пор, пока не будут проведены социальные преобразования. Ценностные концепции социальной работы, такие, как, например, этический кодекс, определяют эту цель. В них социальной справедливости придается статус главной ценности в социальной работе. Данный подход является отражением социалистической политической философии, согласно которой плановая экономика и социальное обеспечение способствуют установлению равенства и социальной справедливости.

Индивидуал-реформистский подход. В контексте этого подхода социальная работа рассматривается как часть социальной защиты, которую предлагает индивидам общество. Она соответствует потребностям людей, предоставляет социальные услуги, повышает их качество и эффективность. Доминелли (2002в), вслед за Дэвис (1994), определяет его как подход поддержания стабильности. Согласно их позиции, социальная работа поддерживает социальный порядок и социальную структуру общества, а также поддерживает людей в трудных ситуациях, возвращает их к стабиль-

 

законом личную свободу в условиях рыночной экономики в качестве тучшего варианта организации общества.

дом из этих подходов содержится своя точка зрения на цели и формы

юй работы в обеспечении социальной защиты в любом обществе.

зители этих подходов критикуют другие подходы или пытаются вне-

[X поправки. Например, стремление к личностному и социальному

э, характерное для рефлексивно-терапевтического подхода, считает-

можным в социал-коллективистском подходе, потому что интересы

ут ограничивать возможности притесняемых групп до тех пор, пока

проведены важные социальные реформы. Простое принятие социаль-

эядка, имеющее место в рефлексивно-терапевтическом и индивиду-

рмистском подходах, поддерживает и подкрепляет позицию элит.

зрения приверженцев социал-коллективистского подхода такая пози-

щает равные возможности для представителей притесняемых слоев

ш, которые должны быть главными клиентами социальной работы.

гуал-реформисты утверждают, что попытка изменить общество в на-

ии большего равенства или личностного и социального роста с помо-

дивидуального и общественного развития в повседневной практике

шяется нереалистичной. Дело в том, что практическими целями соци-

эаботы являются небольшие индивидуальные изменения, которые не

эивести к масштабным социальным и личностным трансформациям.

ого, держатели капитала социальных служб, финансирующие и санк-

лощие социальные программы, заинтересованы, главным образом, в

иных и бесконфликтных отношениях общества и отдельных индиви-

динальные перемены не в их интересах. Именно поэтому представите-

[видуал-реформистского подхода склонны оставаться в рамках своей

ии.

ie менее все три подхода имеют сходства. Например, главными темами ивно-терапевтического и социалистического подходов являются из-; и развитие. В рефлексивно-терапевтическом, а также индивидуалистском подходах в основном уделяется внимание работе с индиви-ie достижению социальных целей. В целом, следовательно, большин-щепций социальной работы включают в себя элементы разных подхо-:ачестве альтернативы иногда признается ценность их отдельных эле-Например, сторонники социал-коллективистского подхода критику-юе принятие существующего социального порядка, характерное для цуалистского и терапевтического подходов. В то же время многие его вители согласны с тем, что помощь отдельным индивидам в их само-ции может осуществляться в рамках существующих социальных систем, ая поддержка воспринимается как определенный шаг к изменению ва.

[м образом, в практике социальной работы различные подходы могут [нять, и исключать друг друга. Обратимся к рис. 1.1. Если деятельность эного работника или социальной службы соответствует позиции А (что пнп лгття начинающих социальных работников), то ваше внимание бу-

 

Рефлексивно-терапевтический подход (терапевтическая помощь)

/Л.

 

I, \

I

Индивидуал-реформистский

подход (поддержка/социальный порядок)

Социал-коллективистский

подход (освободительный/трансформирующий)

Рис. 1.1. Дискурсивное пространство социальной работы

ны на преобразование, трансформацию общества. Являясь частью официальной системы или системы обслуживания, вы будете принимать модель деятельности социальных служб такой, какая она есть. Однако именно то, что вы делаете в индивидуальной работе, вполне может быть продиктовано стремлением достичь определенных социальных перемен. Например, если вы считаете, что отношения между мужчинами и женщинами должны быть более равными, то ваша работа с семьей так или иначе будет отражать эту точку зрения. Позиция Б может быть характерна для специалистов, работающих в кризисном центре для женщин, страдающих от домашнего насилия. В основном они оказывают терапевтическую помощь, но главной их целью является изменение отношения к положению женщин в обществе, и ваша работа также может быть направлена на проведение общественных кампаний как составной части помощи. Позиция В сбалансирована: для нее характерны и социальные изменения, и социальные услуги, и терапевтическая помощь. Моя работа в настоящее время является примером подобного рода: она связана с развитием микросоциальной среды, ее гибкости и большего внимания к нуждам людей, которые тяжело больны или пережили потерю, но в то же время я помогаю отдельным индивидам и отвечаю за контакты с другими службами, чтобы наша система обслуживания стала более эффективной. Позиция Г является, славным образом, трансформирующей, но она отражает также стремление к стабильности и реальность, в которой социальные изменения, особенно в социальных службах, не могут быть по-настоящему революционными и направленными на повышение эффективности системы социальных услуг. Например, многие специалисты, работающие с группами в микросоциальной среде, добиваются значительных изменений в их жизни и помогают устано-нить сотрудничество и взаимопомощь. Помимо этого, представители социальных служб содействуют этим группам в стремлении к снижению преступности, борьбе за право на социальную защиту или в организации отдыха детей в период школьных каникул.

Между политическими приоритетами социальной защиты, подходами в социальной работе и конкретными теориями практики возникают сложные сия ш. Взаимоотношения между, скажем, либеральной или рациональной по-

 

:матривают себя в качестве либеральных политиков и стремятся при-теорию, которая бы отражала их представления о природе социаль-5оты. Основываясь на данных проведенного исследования, они созда-еделенную концепцию, которая выглядела состоятельной, и предста-5 практикам. При сравнении этой теории с другими становится ясно, i соответствует лишь определенным целям и философии социальной, но не отвечает другим. Разделы, посвященные областям пересечений, а также комментарии в главах части II данной книги отражают рые связи и расхождения между теориями, которые выражают раз-5 философию социальной защиты и различные подходы к социальной

нчательного вывода о том, что представляет собой социальная работа,; может, но сквозь ее дискурсивное поле можно увидеть сферы, где она 1има, а также проблемы, стоящие перед ней. Мнения о ее сущности уются в зависимости от времени, социальных условий и культуры. Вре-; границы, социальные условия и культура являются факторами, кон-/ющими социальную работу в процессе взаимодействия социальных иков, клиентов и служб. Тем не менее практика социальной работы 1 понимания взаимодействия этих целей, т.е. наличия вашей собствен-тструкции относительно выполняемой деятельности. Она включает пред-ше о ценностях социальной работы и теориях ее природы, например

социологических теорий о роли социальной работы в обществе или 1вление о ее отношениях с другими профессиями. Подобный анализ ет социальным работникам продумать свою собственную позицию в

а также определить соотношение различных подходов в каждом конк-

случае.

эии практической деятельности соответствуют и подкрепляют тот или одход к социальной работе. Они создают альтернативы, часто противо-ше и взаимоисключающие друг друга. В дискуссиях о теориях частично живается та или иная точка зрения из трех перечисленных выше. На-), критическая, антидискриминационная, феминистская перспективы ш активизации иллюстрируют социал-коллективистский подход. Экзи-альная, гуманистическая и социально-психологическая перспективы авляют рефлексивно-терапевтический подход. Целевая и системная, судя по их исходным предпосылкам, скорее всего, принадлежат к щуал-реформистскому подходу. Классификация теорий, обсуждаемых в шге, предложена в табл. 1.2.

касается перспектив, то в данной таблице они подразделяются на егории: всесторонние и включающие. Особенность всесторонних тео-стоит в том, что в них предлагается система знаний, охватывающая цы практической деятельности, применяемые в социальной работе, юисходит благодаря формированию определенного отношения к ок-щему миру, которое организует наши мысли и расставляет приори-Зсесторонние теории в той или иной степени обладают доказатель-зой и открыты для критики. Вместе с тем исследования, посвящен-1нным теориям, содержат комментарии, аналитические концепции и

 

Таблица 1.2. Классификация теорий социальной работы

 

Тип теории Рефлексивно-терапевтический подход Социал-коллективистский подход Индивидуал-реформистский подход

Перспектива:

- всесторонняя Психодинамическая Критическая Социальное развитие

- включающая Гуманистическая, экзистенциальная Антидискриминационная Системная

Теория Конструктивизм Феминистская Когнитивно-поведенческая

Модель Кризисная Активизации Целевая

различные теории и модели при условии, что они не выходят за рамки основного подхода.

Прежде чем приступить к анализу тенденций и типов теории, я хочу прокомментировать принцип, согласно которому были классифицированы теории. Я еще раз подчеркиваю идею о наличии дискурсивного поля между подходами в социальной работе и о неизбежности присутствия в каждой теории элементов подхода, теории и модели. Это означает, что ни одна из них не может быть полностью причислена к какой-либо одной категории. Можно говорить об основной и преобладающей, но не об абсолютной направленности. В частности, я бы хотел прокомментировать позицию теории социального развития, а также позиции критической и антидискриминационной теорий. Я поместил концепции социального развития в группу индивидуал-реформистских теорий, потому что социальный порядок в них принимается как данность. Некоторые теории социального развития могут считаться социалистическими, поскольку направлены на достижение социальных перемен, однако в целом прикладные теории социального развития нацелены скорее на реформирование, а также на индивидуальное, групповое или общественное развитие, нежели на радикальные социальные изменения. Критические теории в настоящее время приобретают всеобъемлющий характер, так как многие их концепции предполагают модели, хорошо зарекомендовавшие себя на практике, а также имеют свою собственную терминологическую и доказательную базу. Однако некоторые критические концепции, например структурная социальная работа Маллэли (2003), кажутся крайне схематичными в своем практическом руководстве и оставляют социальным работникам право выбора любой другой методологии при условии, что она вписывается в общую идеологию. Кроме того, это скорее превосходно сконструированная идеологическая доктрина, чем теория, подтвержденная эмпирическими социальными исследованиями. Справедливость антидискриминационной теории доказана существованием дискриминации в социальных отношениях, а также соответствующим объяснением этой дискриминации, однако практическое применение этой теории не вполне обосновано. Целью данной теории является создание ценно-

 

рирующему подходу. Модели активизации и защиты интересов клиента жат некоторые объяснительные и идеологические концепции, но главах целью является создание практических методов социальной работы, атных требованиям современного общества. Эта особенность названных;й, а также других социал-коллективистских концепций приводит к со-[ю прочной основы для активных действий, несмотря на то, что даже 1енная из нее структуралистская идеология представляется спорной, ким образом, в табл. 1.2 представлены три группы теорий, которые вы-ы согласно различным взглядам на социальную работу. Я буду упоми-) них в части II. В столбце «Рефлексивно-терапевтический подход» даны гдставления в рамках социальной работы, которые касаются индивиду-го развития и самореализации с акцентом на эмоциональную сферу и дчностные отношения. Здесь речь идет о личностных изменениях. В стол-посвященном социал-коллективистскому подходу, представлены кон-ш, акцентирующие внимание на социальные цели социальной работы, затрагиваются социальные изменения. В столбце «Индивидуал-реформи-й подход» помещены социально-политические концепции социального устройства. Здесь речь идет о сохранении и поддержании социального;ка. Если мы будем работать в рамках определенного направления, а не твовать идеи отовсюду, то это поможет сформировать собственное по-гае социальной работы и конкретные практические действия.

ществуют ли парадигмы социальной работы?

дходы к разным профессиям и областям знания, таким, как социальная 1, иногда называют парадигмами. Парадигма означает некую модель или >н, который, как правило, воспроизводится в деятельности. Кун (1970) зумевает под парадигмой общее представление о природе физических ггественных явлений. В своей книге по истории науки он утверждает, что ая деятельность (создание теории, экспериментирование, методы ис-зания, теоретические дебаты и т.д.) всегда опирается на ту или иную нгму. В конечном счете в результате научной революции возникает абсо-> новый взгляд на явления окружающего мира. Он изменяет концепцию Ьеноменов и формирует новую парадигму.

которые авторы (например, Фишер, 1981) полагают, что такие переме-юнцепциях социальной работы уже происходили. Стоит вновь подчерк-что они являются частью политики, согласно которой новый подход в льной работе заменяет старую (а значит, уже несостоятельную) пози-Кун (1970, 75) ставит вопрос о том, достаточно ли развиты некоторые льные науки, чтобы выстроить парадигму, способную совершить рево-о. Кун (1970, 49) считает, что малые парадигмы возникают на почве геющих структур отдельных дисциплин». Некоторые авторы признают их стве парадигм, хотя они еще не приобрели широкого распространения, ажется, что это положение очень характерно для трех описанных подхо-социальной работе. Поэтому я думаю, что дебаты между существующи-

 

Однако в целом рассматривая парадигму в понятии Куна, я считаю, что существует единая парадигма социальной работы, социально сконструированная в дискурсе трех вышеперечисленных подходов и представленная в табл. 1.1. Существующие теория и практика социальной работы соответствуют этой парадигме. Именно практика подтверждает это положение, поскольку большинство социальных работников осуществляют то, что носит название «работа с клиентами». В дискурсе социальной работы все эти подходы присутствуют именно потому, что мы их постоянно обсуждаем.

Если различные теоретические концепции соответствуют единой парадигме, то они могут стать основой для взаимопонимания и профессиональной идентичности социальных работников. Они должны быть элементами социальной, т.е. общепринятой, конструкции социальной работы. Проблема здесь заключается в том, что общепринятое понимание формируется под влиянием западных теорий социальной работы. Положение, связанное с применением и доминированием западных (в частности, североамериканских) представлений о теории социальной работы в других странах мира, критикуется с начала 1970-х гг. (Иелайя, 1970; Миджли, 1981; Осей-Хведи, 1990, 1993). Согласно международному подходу в образовании по социальной работе, становление социальной работы рассматривается в качестве одного из направлений прогрессивного развития с очевидным влиянием американской и других англоязычных школ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.