Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 2 страница




Однако такому взгляду противоречат следующие выводы:

■ ценности и культуры различных обществ могут быть несовместимы;

■ в различных обществах возникают разные проблемы;

■ последствия культурного империализма и истории угнетающего колониа

лизма продолжают отражаться в постколониальных социальных и куль

турных взаимоотношениях западных и незападных стран. Здесь скорее до

минирует культурное влияние, нежели физическое насилие.

С другой стороны:

■ многие западные страны придерживаются принципов культурного плю

рализма и проявляют интерес к различным идеям. Однако критики мульти-

культурализма и этнической сензитивности (см. гл. 13) утверждают, что

интерес такого рода поверхностен и формален;

■ культурная гегемония (проявление культурного доминирования) мно

голика, поскольку колониальное управление осуществляется разными

способами, где также может иметь место взаимное влияние. Постколо

ниализм продолжает колониальное влияние, скорее, через каналы

экономического и культурного доминирования, а не политического уп

равления; некоторые склонны считать, что степень этого влияния пре

увеличена;

 

зникнут альтернативные воздействия со стороны незападных культур, жмером этого, по некоторым высказываниям, является растущее влия-е ислама. Ряд аргументов убеждают нас в том, что мы должны быть горожными в стремлении к общепринятому пониманию и созданию иной теоретической основы социальной работы. В этой книге я попы-тся предложить некоторые альтернативы западной теории социальной боты, среди которых — социальная работа в Индии, основанная на еях Ганди, различные концепции, распространенные в Китае и Афри-, а также европейская социальная педагогика. Естественно, я основы-пся главным образом на литературных источниках, изданных на Запа-, где я живу, которые и сформировали позицию, отраженную в моей иге. Вместе с тем я опирался на самые разные западные работы, напи-нные в Австралии, Канаде, европейских странах, а также в Великобри-нии и США. Моя цель — обратить внимание на то, как различаются дходы социальной работы и теории ее практической реализации в за-симости от их содержания и применения в различных социальных и торических контекстах. Эти различия являются следствием социально-конструирования, находящегося под влиянием различных жизненных алий. Хотя официальная теория, согласно вышеупомянутому анализу, пила из западных концепций, следует подчеркнуть, что она прошла оцесс адаптации в других культурах, в среде которых появляются но-, [е идеи. Для Запада эти адаптации и идеи могут послужить источником 1вых возможностей.

им образом, нам следует быть осторожными, утверждая, что социальная имеет единственную парадигму или что три подхода в ней представля-ой конкурирующие парадигмы. Это связано с тем, что, являясь соци-i феноменом, любое действие социальных работников, социальная служ-система социальной защиты представляют собой комбинацию элемен-х этих подходов в разных вариантах и отражают социальные ожидания гурные особенности. Поэтому теория социальной работы и способы ее ческой реализации различны в разных странах, а также в разных служ-хотя одни и те же элементы встречаются повсеместно, их сочетание в ке социальной работы всегда различно.

>рия социальной работы — «модернистская» [ «постмодернистская» теория?

бращаюсь к модернистской (современной) теории социальной работы vi причинам. В о-п е р в ы х, согласно позиции социального конструкти-такое явление, как социальная работа, может быть рассмотрено толь-гределенном временном и наличном социальном контексте. Теории бу-габежно подвергаться реконструкции под воздействием социальных из-т. Таким образом, только то, что является современным, т. е. «нынеш- ня самом яеле уместным, хотя и представления более раннего

 

В о-вторых, «модернизм» теории социальной работы проявляется наиболее ярко в сравнении с идеей постмодернизма. Это объясняется политическим значением теории социальной работы, поскольку постмодернистские идеи отражают определенный вид знания. Постмодернизм обозначает трансформацию в осмыслении нашего общества и способе получения и интерпретации знания. Кун считал одной из научных революций трансформацию европейского мышления в эпоху Просвещения (1700—1800). До этого времени авторитетным было мнение церкви и монархов, провозглашавших то, во что люди должны были верить. Просветители привлекли внимание к научному методу, к идее получения знаний путем наблюдения и эксперимента. Любое наблюдение и эксперимент создают картину реального мира, дающую обоснование нашим действиям. В конечном счете это привело к падению авторитета политического абсолютизма, а последовавшие за этим революции в Англии, США и Франции — к свержению монархии и продвижению разумной демократической власти. Кроме того, уменьшилось социальное значение религии в западных странах. Экономически и социально реализованный акцент на рациональности и научном методе получил название модернистского в отличие от традиционного, опирающегося на авторитет власти.

Социальная работа — продукт модернизма, поскольку представляет собой один из светских вариантов, замещающий благотворительную деятельность христианской церкви в западных странах (Пэйн, 2005). Она также является модернистской, поскольку основана на представлении о том, что социальные проблемы и общество в целом доступны для нашего понимания и изучения, а также для разумного подхода к решению реальных проблем. Саму идею теории социальной работы можно назвать также модернистской, потому что она отражает возможность рационального понимания человека и общества, а также необходимость последовательных действий по изменению как индивидов, так и общества в соответствии с нашими знаниями. Наличие теории, направляющей наши действия, является существенным признаком модернизма — она свидетельствует о том, что в действиях мы можем опираться на конкретные характеристики окружающего мира.

Главной чертой постмодернизма является предположение о существовании альтернативных знаний и понимания окружающего мира. Эти идеи возникли, в частности, как реакция на модернистский способ мышления. Однако в них проявляются и другие представления, например интерпретативного направления (см. гл. 3), которые всегда были в центре дискуссий о природе знания. Постмодернизм отражает представление о том, что знание всегда социально сконструировано, поскольку выбор в пользу развития определенного нида знания не бывает нейтральным. Например, ученый выбирает предмет изучения и исследования, исходя из собственных предпочтений, а также следуя интересам общества к определенной области знания на данном этапе. Например, развитие знаний по психиатрии, а также социальной политики является реакцией на психологические трудности и социальные проблемы, которые люди переживают в условиях войны.

Для постмодернизма также характерно положение о том, что, исследуя социальные явления, мы являемся частью общества, которое создает эти яв-

 

особ создания "семьи, когда мужчина и женщина вступают в брак и ывают детей. Тогда возникают вопросы: может ли называться семьей /жчин-геев? Будет ли у них больше права называться семьей, если они ят или возьмут на воспитание детей? Обратимся к слову «семья». Мы оотносим его с традиционной моделью семьи, т.е. гетеросексуальной г детьми. Таким образом, мы конструируем представление о семье, и

не соответствует ему, мы не считаем семьей. В соответствии с таким шлением гей-пара и их дети не воспринимаются в качестве семьи и тот себя исключенными из общества. Назвать их семьей — значит по-гя изменить традиционный взгляд на семью. Данный пример показыва-им образом благодаря изменению в употреблении какого-либо поня-тцествляются социальные действия по трансформации стереотипов, гается также и процесс конструирования социальных представлений.!адцать лет назад большинство населения европейских стран вряд ли шось бы с тем, что гей-пара является семьей и может воспитывать Меняется также и язык: раньше их, скорее, назвали бы гомосексуала-е геями, поскольку слово «гей» в английском языке имеет также значе-:селый», в котором часто и употреблялось до 1950-х гг. В начале XXI в. ось общественное мнение, согласно которому пары геев могут считать->ями и усыновлять детей, в то же время существует мнение и о том, что:е «семья» меняет свой смысл, и это может нанести вред детям, воспи-цимся в нетрадиционных семьях. В естественных науках и медицине от-[, подтвержденные экспериментом, принимаются как факт, на кото-i можем построить истинное знание. В социальных науках наш язык и

меняются, поэтому на этой основе крайне сложно выстроить опреде-) структуру знания. Мы не можем обобщать и переносить знание, полу-

в одном месте и в определенное время, в другие пространственно-ные контексты. Кроме того, употребление исследователями термина» отражает их собственные взгляды и может совпадать или не совпадать цениями других людей. Люди, имеющие определенную точку зрения, тся использовать язык, чтобы утвердить свою позицию; противники озиции могут оказывать противодействие. Некоторым, например, мо-нравиться ассоциация слова «гей» только с мужской гомосексуально-Гаким образом, язык становится частью политического дискурса, к, постмодернизм, в своем крайнем варианте, доказывает невозмож-финятия любого социального знания в качестве данности. Не существу-шютной сущности или основы знания, поэтому постмодернизм античен и антифундаментален. Это связано с тем, что любое знание обла-этенциалом изменения, поэтому его нужно постоянно подвергать со-ю. Естественно, для критического подхода характерно такое употребле-лка, которое предполагает возможность его изменения. Постмодернист-гание также зависимо от исторического и социального контекстов. Оно о с определенными социальными отношениями в данное время и в л обществе. Эти особенности имеют огромное значение для социальных иков по двум причинам. В о-первых, они подчеркивают постоянство что побуждает нас веоить в возможность их достижения через

 

поэтому принципы социального конструктивизма повышают вероятность эффективной социальной работы. Во-вторых, социальные работники часто анализируют индивидуальный и социальный опыт жизни человека, что помогает им влиять на деятельность других специалистов и участвовать в процессе принятия официальных решений. Идеи социального конструктивизма показывают значение подобных повседневных наблюдений для формирования знания и действия, поскольку реальность невозможно осмыслить без понимания исторического и социального контекстов. Они также подчеркивают положительное или отрицательное влияние языка делового общения на результаты профессиональной деятельности.

Социальный конструктивизм является постмодернистской концепцией, следовательно, представление о социальной работе как о социальной конструкции предполагает ее неоднозначность, открытость к обсуждению и зависимость от социальных и культурных контекстов. Как же тогда возможно создать практическое руководство для постоянно изменяющейся деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более тщательно проанализировать то, каким образом социальная работа конструируется в отдельных обществах.

Области конструирования социальной работы

Социальное конструирование в социальной работе охватывает комплекс взаимодействующих социальных структур и индивидов. В своей книге, вышедшей в 1999 г., я указывал на то, что для социальной работы имеют значение три области социального конструирования, представленные на рис. 1.2. Первая область — политико-социально-идеологическая, в ней формируются социально-политические программы управления социальными службами, а также те цели, которые службы определяют для себя самостоятельно. Социальные работники включаются в этот процесс как члены профессиональных ассоциаций и других организаций, активно участвуя в социальных акциях, голосованиях и издавая публикации, а также оказывая влияние через работу своих служб. Вторая область — организационно-профессиональная, в ней работодатели и коллективные организации специалистов, такие, как профсоюзы и профессиональные ассоциации, участвуют в совместном обсуждении особенностей реализации социальной работы. Третья область — «клиент — социальный работник — социальная служба», на которой я остановлюсь более подробно ниже, поскольку это самая важная область, отвечающая задаче данной книги. Все три области взаимозависимы. Клиенты могут, например, влиять на политико-социально-идеологическую сферу, участвуя в голосованиях, выступлениях протеста и других формах активности. Они могут также воздействовать на организационно-профессиональную сферу, например: если число клиентов, нуждающихся в определенной помощи, увеличивается, то это ведет к соответствующим изменениям в про-фаммах и практической работе, вплоть до их полной замены.

Например, в 1980-е гг., когда проблема ВИЧ (СПИДа) впервые стала очевидной, начали появляться влиятельные группы и специализированные

 

 

Политико-социально-идеологическая область

Область «клиент —

социальный работник —

социальная служба»

Организационно-профессиональная область

1.2. Области социального конструирования социальной работы

 

^посредственно связаны с ВИЧ, и поэтому возникла необходимость в;нии форм практической работы. Естественно, изменения затронули о большее число сфер социальной жизни, так что данные три области авляют собой только часть из них, указывая на важные центры влия-

 

ача этой книги состоит в том, чтобы осветить один из аспектов влия-азвивающегося по спирали, в социальной работе, а именно теорию, 1Я руководит практикой, т.е. областью «клиент — социальный работ-социальная служба». В начале этой главы я уже говорил о том, что вне мости от культурных и национальных различий социальная работа все-;тоит из трех элементов: клиента, социального работника и социальной >i. Таким образом, общее положение о социальной работе и ее теории о отражать понимание того, каким образом эта конструкция реализует-ззаимодействии с реальностью в рамках определенных социальных кон-в.

 

циальное конструирование теории практической (иальной работы

 

[ создаем теорию практической социальной работы, исходя из взаимо-;ия с практикой социальной работы, которая, в свою очередь, осно-гся на опыте социальных контактов. Три движущие силы конструируют 1ьную работу: те, что создают и управляют социальной работой как ссией; те, что делают людей клиентами, нуждающимися в социальной ди; а также те, что создают социальный контекст, в котором реализу-оциальная работа. Эванс и Кирни (1996) определяют эти силы как шьный треугольник взаимоотношений между социальным работником, гом и социальной службой. Социальная работа является специфиче-

 

роли частично определяют ее природу. В определенных формах социальной работы, например при ведении случая1, иногда создаются особые роли, такие, как «получатель услуг». Понимание социальной работы требует анализа тех факторов, которые создают социальные позиции этих факторов в комплексе социальных взаимодействий. Подобный комплекс включает отношения власти и зависит от времени и контекста. У социального взаимодействия есть определенные результаты (например, забота и доверие, возникающие между участниками), которые приближают достижение желаемых целей. Эти цели во многих случаях определяются реальными результатами деятельности социальных служб.

Практическая деятельность социальных работников конструируется через профессиональные ожидания, т.е. зафиксированные принципы и установки по отношению к профессиональным обязанностям, а также через социальные процессы, определяющие функции социального работника. Накопленный опыт социальной работы, а также ее взаимоотношения с другими профессиями и социальными институтами определяют ее профессиональный характер. Этот характер меняется, прогрессирует, а возможно, и регрессирует в соответствии С социальными изменениями. Таким образом, знания и идеи, которыми пользуются социальные работники, также изменяются в соответствии с социальными переменами.

Во многих публикациях игнорируется влияние клиентов на социальную работу — они представлены лишь в качестве объектов деятельности, которая определена теорией. По моему мнению, клиенты частично также создают деятельность через процесс, благодаря которому они выступают в роли «клиентов». Процесс создания клиента сам по себе социально сконструирован, поскольку в его основе лежит общепринятое понимание сущности социальной работы. Он в некоторой степени отличается от процесса конструирования «пациентов» или «получателей услуг» в зависимости от того, как мы предпочитаем их называть. Клиенты изменяют сущность социальной работы, привнося в эту профессиональную деятельность реалии. В этом смысле социальная работа является рефлексивным процессом, в ходе которого клиент изменяет социального работника и сущность социальной работы, а следовательно, и ее теорию. Сам статус клиента не является устойчивым и абсолютным состоянием, скорее, он связан с восприятием, поэтому если окружающие видят в человеке клиента, то и относятся к нему соответствующим образом. Подобное отношение может поддерживаться самими клиентами, социальными работниками, управленческим персоналом социальной службы, специалистами других служб, семьей или окружением клиента. Если мы приписываем кому-либо статус клиента, то он оказывается очень устойчивым и сохраняется даже после того, как деятельность социального работника завершается. Статус клиента может быть приписан определенным социальным группам, например, принадлежащим к какому-либо социальному классу или проживающим в определенных местах.

Поскольку восприятие статуса клиента бывает различным, важно понять, с чем это связано. Причины могут быть разными. Например, в исследовании, проведенном в Израиле (Крумер-Нево, 2003), были установлены следующие

 

щели получения помощи женщинами, долгое время находящимися в ях социальной и экономической депривации:

адель успокоения, когда помощь воспринимается как возможность уйти действительности, отдохнуть и успокоиться;

вдель активизации, когда помощь рассматривается в качестве источни-. знания и силы;

эдель ребиографии, когда помошь воспринимается как переход к ново-! самосознанию и личностному росту.

ные модели соответствуют трем подходам к социальной работе, упомя-выше, а именно индивидуал-реформистскому, социал-коллективист-и рефлексивно-терапевтическому.

лне возможно, что при определении статуса клиента также важно об-> внимание на социальные институты и их историю, которые рассмат-[сь нами при определении социального работника. Такие термины, как ьющийся ребенок» и «беззащитный» взрослый, приобрели официаль-атус в социальной работе Великобритании благодаря законодательству дарственной политике. Однако слова «ребенок», «взрослый», «беда», мость» являются понятиями, которые могут быть истолкованы по-раз-; различных обществах и службах в зависимости от приоритетов, этом этапе возникает понимание статуса клиента как процесса. Статус а сложно назвать состоянием. Более приемлемым определением в дан-гучае является процесс, поскольку люди становятся клиентами, нахо-в этой роли и расстаются с ней в процессе социальной работы (Пэйн, Становление клиента начинается только тогда, когда человек приходит [манию того, что некоторые аспекты его жизни нуждаются в изменении, шие проблемы, внешние сложности, путь к социальной службе и дру-реализовавшиеся варианты помощи, которые заставили выбрать именное агентство, — все это может быть обусловлено социальным воспри-проблемы и социальных служб. Пребывание в статусе клиента — про-юменный. Он неизбежно завершается. В данном случае необходимо вновь j обстоятельства, которые выступают стимулами, — на этот раз они [тся за пределами социальных служб. Важно осознать тот момент, когда i и нужно завершить взаимодействие с социальным работником. Прини-о решение, клиент вновь опирается на социальные установки, инфор->, полученную от социального работника, официальные процедуры, а обращается к новым знаниям и взглядам, сформированным во время пребывания в статусе клиента.

шальная работа обычно реализуется в организационном контексте не-реждений, т. е. ассоциаций людей, созданных для достижения опреде-х целей. Это относится также к частной практике и работе в группах эмощи, представляющих собой простые и менее формальные организа-"оциальные службы — это еще один комплекс социальных отношений, [ствующий на социальное конструирование социальной работы. Офици-

 

мыми государственными органами, либо другими представителями в случае частных и негосударственных организаций. Подобно всем организациям, они подвержены различного рода влияниям со стороны экономических, политических, организационных и бюрократических структур. Такие влияния имеют иную природу по сравнению с теми факторами, которые воздействуют на социальных работников и клиентов. Об этом подробно рассказывается в другой моей работе (Пэйн, 1996а).

Социально-конструктивистский подход к социальной работе рассматривает взаимоотношения между социальными работниками, клиентами и социальными службами как рефлексивные. В их процессе происходит взаимодействие и взаимоизменение. Следовательно, главной особенностью любой приемлемой модели теории социальной работы является ее способность объяснить, как клиенты влияют на восприятие их ситуации специалистами. Теория, которая неадекватно представляет реальные потребности клиентов, может быть принята только с определенными оговорками или же заменена другой.

Таким образом, я показал, что социальная работа сама по себе является рефлексивной, поскольку она отвечает потребностям людей в социальной помощи. Развитие теории подтверждает это положение, так как те теоретические концепции, задачи которых неадекватны, как правило, трансформируются или теряют свое значение. Теория конструируется во взаимодействии теоретических идей и реальности, через призму восприятия людей. От того, как клиенты оценивают свою ситуацию, зависит отношение социальных работников к теориям, используемым на практике. Что касается социальных служб, то они и обусловливают, и зависят от этих процессов. В итоге то, что они делают, влияет на сущность и методы социальной работы.

Теория социальной работы должна соответствовать современной конструкции социальной реальности, созданной как клиентами, так и социальными работниками и социальным окружением; в противном случае она будет неадекватной. Соответствие требованию рефлективности характерно для более поздних теорий социальной работы, таких, как экосистемный подход, в котором взаимодействию с окружением придается большое значение (см. гл. 7), и критический подход (см. гл. 11—14).

Согласно данному подходу, теория социальной работы должна постоянно меняться в соответствии с практическими моделями. Следовательно, не может быть универсального взгляда на ее сущность. Вместо этого есть многообра-ше различных форм деятельности, которые объединяет социально конструирующая роль. В этом смысле я согласен с мнением Бергера и Лукмана (1971) о том, что социальная конструкция представляет собой (по крайней мере, частично) обобщенный взгляд на мир, который принимается определенной со-ииапмюй группой за реальность. То есть существует некоторое согласие относительно того, что считать подходящим образом окружающего мира, который помогает нам воспринимать внешние события. Поскольку теория определяет и объясняет Происходящее на практике, она должна также соответствовать сконструированной социальной реальности, иначе она будет неадекватной. Гакнм образом, теория одновременно обладает гибкостью и открыта для изменения и развития через практику, но она также определяется нами, изме-

 

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Семья Гагери

Мистер Гагери, иммигрант из Африки, был доставлен в отделение интенсивной терапии больницы в связи с сердечным приступом. После оказания необходимой экстренной помощи он был переведен в обычное отделение, а затем помещен в отдельную палату, так как его состояние оставалось тяжелым и, кроме того, его навещала большая семья. В семье было много детей-подростков. Когда к мистеру Гагери приходили родственники, в палате всегда становилось шумно, начинались споры, телевизор и музыка включались достаточно громко. Несколько прихожан местной церкви регулярно навещали пациента, молились и пели молитвы за здравие мистера Гагери, нарушая покой других пациентов. Многопрофильная бригада специалистов, курировавшая этого пациента, обсудила создавшуюся ситуацию и возможность ограничения его посещений в больнице. Вместе с тем большой необходимости в этом не было, к тому же сам мистер Гагери очень любил, когда его навещала семья.

Социальный работник должен продумать свои действия в соответствии с желаниями других специалистов, в то же время необходимо отразить роль социальной работы в этом процессе. Чтобы применить теорию, социальный работник должен остановиться на определенном аспекте этой сложной ситуации. Обращаясь к трем подходам в социальной работе, можно стремиться к поддержанию спокойного и мирного «социального порядка» во благо других пациентов, можно также извлечь что-то полезное из культурных и семейных особенностей, которые мистер Гагери мог бы задействовать, а можно проанализировать возможность социального обучения или индивидуального развития для его детей, которые находятся в стрессовом состоянии в связи с болезнью отца. Их стресс очевиден, однако недооценивается взрослыми членами семьи.

Определение собственной профессиональной.роли в многопрофильной команде, задачей которой является соблюдение интересов как социального института — больницы, так и мистера Гагери — пациента, является обычной проблемой современной социальной работы. Другой задачей может быть анализ отношений пациента с его социальным окружением, а также воздействия на него и его семью культурных и структурных факторов. Какие подходы, по вашему мнению, будут более адекватными в этих случаях?

Какой путь характерен, на ваш взгляд, для мистера Гагери и его семьи в качестве клиентов? Обратите внимание на историю этой семьи и принадлежность к группе этнического меньшинства. Как опыт становления данного клиента соотносится с больничными нормами, с этическими требованиями социальной работы, с вашим собственным опытом социальной работы? Как вы думаете, если бы на вашем месте был другой социальный работник, был бы его/ее способ конструирования социальной работы иным?

Вывод

В заключение хочу подчеркнуть, что социальная работа социально конструируется через взаимодействия с клиентами, которые определяются как таковые в социальных ситуациях, через профессионализацию, отличие от смежных профессий, а также через различные воздействия со стороны организаци-nuunm иттятше.нческого и социального контекстов.

 

любом случае будет соответствовать социальной реальности текущего момента, интересам и проблемам настоящего. В ней также отражен опыт развития теоретического, профессионального и организационного контекстов. Степень воздействия этого опыта на создание современной теории различается в зависимости от времени, места и индивидуальности, но влияние всех трех контекстов наряду с влиянием социальных реалий присутствует всегда.

Из положений социального конструктивизма следует, что теория социальной работы предстает как более или менее согласованное представление, разделяемое участниками социальной работы. Оно выражается посредством языка в текстах, включающих мнения о социальных теориях. Соперничество между конкурирующими представлениями и конструкциями социальной работы проявляется в различных теоретических принципах и языковом выражении теорий, рассматриваемых в этой книге. Эта борьба имеет политический характер: отдельные индивиды и группы стремятся воздействовать на конструирование социальной работы и соответственно на действия социальных работников, добиваясь профессионального признания отдельных теорий и отстаивая их статус как общепринятых. В свою очередь это может повлиять на восприятие социальной работы в учреждениях социальной помощи и в обществе в целом, и далее влияние будет развиваться по спирали, поскольку все эти представления будут затрагивать практическую деятельность социальных работников. Анализ политического значения теории социальной работы представлен в главе 3.

Я показал, что эти конструкции, являясь контекстом конструирования, становятся реальностью для его участников. Конструкции соответствуют реальному миру, в котором находятся участники процесса. Следовательно, социальная работа создается под воздействием двух реальностей, одна из которых связана с контекстом нашей деятельности, а другая является реальностью окружающего мира, воздействующего на нас, и представляет собой основу наших конструкций. Последовательность и непрерывность социальной работы обусловлены социальной реальностью и реальностью природного мира, лежащими в основе наших конструкций. Следовательно, хотя моей целью является анализ того, как специалисты создают социальную работу в своей деятельности, я также стремлюсь показать, как социальная работа понимается, распознается и исследуется. Теория социальной работы является конструкцией, взаимодействующей с реальным миром социальных отношений. Именно потому, что она представляет собой конструкцию, в процессе практической деятельности мы можем адаптировать и развивать ее точно так же, как мы помогаем своим клиентам развиваться и изменяться. Для этого нам необходимы теоретические идеи, которые будут направлять, контролировать и информировать нас в практической деятельности. Эти идеи представлены в качестве теорий практической социальной работы в главах 4—14 данной книги. Однако прежде всего необходимо рассмотреть особенности применения этих теоретических идей на практике. Этому вопросу посвящена глава 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.