Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние нарушений речевого слуха на другие психические процессы




При поражении речевого слуха ряд сложных психологических процессов оказывается нарушенным. Эти нарушения имеют вторичный, или системный, характер.

К таким нарушениям относятся расстройства понимания речи, называния предметов, припоминания слов и своеобразные нарушения письма, на которых следует остановиться.

Невозможность различать близкие фонемы приводит к непониманию устной речи или к отчуждению смысла слов. Слова родного языка перестают пониматься ясно. Так, слово «голос» для больного звучит как «холост» или «холст». Больной начинает воспринимать родную речь как иностранную. Это основной симптом сенсорной, или акустико-гностической, афазии.

Вторым следствием нарушения фонематического слуха являются затруднения в назывании предметов, трудность припоминания нужных слов, смешивания близких фонем. Характерно, что подсказка первого слога не оказывает помощи. Например, при попытке назвать слово «компьютер» больной не реагирует на подсказанное ему начало слова, оставаясь безразличным к таким подсказкам, как «ком…», «комп…», «компью…». Это является дополнительным признаком для диагностики поражений левой височной доли.

Третьим следствием является расстройство экспрессивной речи больного. Не имея опоры в фонематической системе языка и стойких акустических следов в памяти, больной плохо владеет связной речью, а его высказывания приобретают бессвязный набор слов. Больной при этом не может воспринимать дефекты своей речи и корригировать их, в результате его речь превращается в «словесный салат», в котором нет существительных и сохраняются либо вводные слова, либо привычные выражения: «ну вот…», «ну как это говорят…» и т.д.

Если фонематическая и лексическая стороны речи оказываются нарушенными, то интонационно-мелодическая сторона остаётся сохранной. Опираясь на это, слушающий может понять общий смысл бессвязной речи.

Четвёртым следствием, характерным для больных с поражением левой височной доли, является распад письма. Под диктовку их письмо превращается в серию мучительных попыток найти нужный звуко-буквенный состав слова. Исключением является возможность писать хорошо упроченные слова (свою подпись, Россия и др.). Превращение написания слов из процессов, требующих отчётливого звукового анализа, в двигательные автоматизмы, опирающиеся на иной комплекс мозговых зон, является примером изменения мозговой организации психического процесса по мере его функционального развития.

Чтение нарушается у больных этой группы лишь частично. Узнавание прочно запечатлённых зрительных стереотипов остаётся сохранным (Москва, «Правда»). Прочтение малоупроченных слов, восприятие которых требует слухового анализа, оказывается нарушенным.

Понимание логических отношений и таких операций, как письменный счёт, может остаться достаточно сохранным. У таких больных операции вербального мышления не остаются сохранными. Когда операции мышления содержат ряд промежуточных звеньев, которые должны удерживаться в оперативной речевой памяти, больные не в состоянии их выполнить, и их мышление приобретает разорванный, фрагментарный характер. Такие больные легко теряют последовательность операций, не сохраняют их отдельные звенья, а процесс упорядоченного вербального мышления оказывается у них нарушенным.

Все эти явления составляют синдром височной (сенсорной) афазии, который возникает при поражениях вторичных отделов левой височной области; нейропсихологический анализ этого синдрома позволяет приблизиться к пониманию роли левой височной доли в построении психических процессов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.