Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Импрессивная речь. Первым условием декодирования воспринимаемой речи является чёткое выделение из речи фонем




Первым условием декодирования воспринимаемой речи является чёткое выделение из речи фонем. Решающую роль в этом процессе играют вторичные отделы височной коры левого полушария. Имея систему связей с пост­центральными и нижними отделами премоторной коры, задне-верхние отделы верхней височной извилины осуществляют высокоспециализированный слу­ховой анализ. Поражение этой зоны делает выделение фонем недоступным и приводит к возникновению акустико-гностической афазии. Остаётся сохранным намерение больного разобраться в смысле воспринимаемых слов, не нарушает активных попыток декодировать слышимую речь, но делает эти попытки безуспешными. Понимание общего смысла обращенной речи с опорой на догадки по контексту, интонацию может оставаться относительно сохранным, а понимание точного и конкретного значения слов почти недос­тупно. Второй формой является расстройство понимания слов, которое может заключаться в том, что фонематический состав слова остаётся сохранным, но узнавание его смысла грубо нарушается. Предполагают, что решающее значение играет нарушение взаимодействия слухоречевого и зрительного анализаторов. При этом звуковое слово перестаёт вызывать соответствующий образ.

Следующим этапом импрессивной речи является понимание целой фразы или целого связного высказывания. Условием, необходимым для декодирования речевого высказывания, является удержание в речевой памяти всех его элементов. Иногда больной, удерживая начало высказывания, забывает его конец и не в состоянии понять значение всего предложения, хотя понимание отдельных слов остаётся сохранным. К такому результату приводит поражение средних отделов левой височной области или глубоко расположенные поражения левой височной доли у правши, ведущие к дисфункции височной коры и вызывающие явления "акустико-мнестической" афазии.

Вторым условием понимания речи является симультанный синтез её эле­ментов: способность удержать в памяти все элементы речевой структур, но и одновременно обозреть её, уложить в "смысловую схему".

В процессах декодирования интимное участие принимают теменно-затылочные, височно-теменно-затылочные отделы левого полушария у правшей. Поражение этих отделов ведёт к распаду понимания определенных логико-грамматических отношений (семантическая афазия) и грубые нарушения тех форм конструктивной деятельности и счётных операций, выполнение которых базируется на симультанных синтезах.

Третьим условием понимания речи и декодирования её смысла является активный анализ наиболее существенных элементов её содержания.

Такой анализ почти не нужен для декодирования простых фраз и элементарных форм повествовательной речи. Однако анализ необходим для расшифровки сложно построенной фразы и понимания общего смысла и подтекста высказывания. Достаточно вспомнить, насколько сложны поисковые движения глаз, при чтении трудного текста и попытки выделить его существенные стороны и понять общий смысл, чтобы оценить важность активной деятельности для декодирования сложной информации. Обеспечение активной поисковой деятельности осуществляется при участии лобных долей мозга. При их поражении способность к направленной, программированной, избирательной деятельности исчезает и активное поведение заменяется либо импульсивными реакциям, либо инертными стереотипами, нарушается понимание сложных речевых структур.

Лобные доли необходимы для декодирования сложных высказываний; поражение лобных долей, не затрагивая понимания слов и простых предложений, делает малодоступным понимание сложных и тем более подтекста. Больные заменяют это серией "догадок".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.