Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспрессивная речь




Наиболее элементарным видом экспрессивной речи является простейшая повторная речь. Простое повторение звука, слога или слова требует чёткого слухового восприятия. В акте повторения речевых элементов участвуют системы височной коры. Поэтому поражения слуховой коры, приводящие к распаду фонематического слуха, неизбежно сопровождаются дефектами повторения (замена близких фонем, неправильное воспроизведение их).

Другим условием сохранной повторной речи является наличие системы артикуляций, что обеспечивается нижними отделами постцентральной коры левого полушария. В случае массивных поражений этих отделов развивается афферентная моторная афазия, в основе которой лежит распад артикулем. Различение этой формы афазии от эфферентной моторной афазии является одним из существенных факторов развития науки о речи.

Третьим условием является возможность переключения с одной артикулемы на другую или с одного слова на другое. В обеспечении этой функции большую роль играют аппараты премоторной коры левого полушария. Поражения эти отделов приводит к возникновению патологической инертности в речедвигательной сфере и появлению тех персевераций, которые составляют патофизиологическую основу эфферентной моторной афазии.

Повторение любой звуковой структуры входит в конфликт с воспроизведением фонетически близких слов. Для выполнения этой задачи необходима известная абстракция от хорошо упроченных стереотипов, подчинение заданной программе и торможение побочных альтернатив. Это обеспечивается лобными долями. Поражение последних приводит к нарушению прог­раммы, а повторение заданной речи заменяется повторением хорошо упроченного слова или фразы. Если предложить больному повторить неправильную по смыслу или структуре фразу, он её воспроизводит в привычном для него правильном виде.

Значительно более сложным является вид экспрессивной речи - называние предмета нужным словом. Первым условием адекватного называния предмета или его изображения является отчётливое зрительное восприятие его. Стоит зрительному восприятию потерять чёткость или приобрести несколько ослабленные формы, или стоит произойти ослаблению зрительных представлений, чтобы называние предмета стало затрудненным, Это явление возникает при поражении височно-затылочных отделов левого полушария. Оно может составлять патофизиологическую основу некоторых форм "амнестической афазии", возникающей при поражении теменно-затылочной области. Источником нарушения номинативной функции речи может быть нарушение наглядной зрительной основы предметных представлений. Вторым условием является сохранность акус­тической структуры слова, что является функцией слухоречевых систем. Признаком данной природы нарушения называния является обилие литеральных парафазий при попытке назвать предмет, а также тот факт, что подсказка начальных звуков не оказывает помощи больному, т.к. корень дефекта лежит в размытости акустического состава слов. Третье состоит в нахождении нужного обозначения и торможения всех побочных. Это резко затрудняется при патологических состояниях третичных отделов коры левого полушария при которых возникает "амнестическая афазия", она же сопровождается обилием вербальных парафазии (замена слова близкими по значению или по структуре). Отличительным признак этого вида нарушений является тот факт, что подсказка первого звука или слога помогает больному и сразу приводит к нахождению нужного слова. Четвёртое условие - подвижность нервных центров. Она необходима для того, чтобы найденное название не "застревало", чтобы субъект мог с лёгкостью переключиться на другое название.

Это условие не соблюдается как при поражениях премоторной зоны,
так и при поражениях левой височной коры. В этих случаях к явлениям патологической инертности следов присоединяются явления височного "отчуждённого смысла слов", когда нарушается критическое отношение к патологической инертности и коррекция допускаемых ошибок. Больной, правильно назвав картинку Яблоко", называет следующую картинку «Две груши» как «Два яблока».

Перейдём к проблеме мозговой организации экспрессивной речевой деятельности в целом.

Развёрнутая экспрессивная речь или высказывание начинается с намерение или мысли, которые должны в дальнейшем перекодироваться в словесную форму и найти своё воплощение в высказывании.

У больных с "лобным синдромом" вместе с общей аспонтанностью и адинамией есть и "речевая аспонтанность", проявляющаяся в отсутствии самостоятельных высказываний, так и в том, что их диалогическая речь пассивна и односложна. Простые вопросы больными воспринимаются легко, тогда как, требующие введения в ответ новых связей, вызывают затруднения.

Переход от замысла к высказыванию требует перекодирования мысли в речь; существенную роль при этом играет внутренняя речь, обеспечивающая формирование "линейной схемы-фразы". У больных с поражением нижних заднелобных отделов левого полушария возникновение схемы-фразы нарушено. Выразить мысль или сформулировать высказывание не могут. Они пытаются найти слова: "Ну вот...это... нукак же?!, но в конце концов не в состоянии это сделать.

Этот дефект не связан ни с отсутствием мысли, ни с недостатком слов. Легко называя отдельные предметы, испытывают затруднения, когда им предлагают составить высказывание по простой сюжетной картинке. Если же предложим больному, который не может сформулировать фразу «Я хочу гулять», три пустые карточки и предложим заполнить их, то увидим, что больной легко делает это с карточками. Если мы опять уберём карточки, то больной не сможет правильно высказаться. Предполагается, что есть связь нижнелобных отделов со строением внутренней речи.

Если больному предложить записывать на отдельных бумажках возникающие у него смысловые отрывки и затем размещать эти бумажки в нужном порядке, то можно получить развёрнутое смысловое высказывание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.