Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модально-специфические формы памяти




Модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении второго и третьего блоков мозга. Эти нарушения не бывают глобальными и никогда не связаны с общим расстройством сознания.

Для поражения наружных отделов височной доли доминантного полушария характерными являются нарушения слухоречевой памяти. Это приводит к распаду сложных речевых форм слухового гнозиса с дефектами фонематического слуха.

В случаях массивных поражений верхневисочных отделов доминантного полушария эти расстройства маскируются или перекрываются явлениями сенсорной афазии; в случаях поражения средних отделов височной области они выступают особенно резко; не удаётся удержать длинные серии звуков или слов, что составляет основной признак акустико-мнестической афазии. Он может проявляться и в удержании комплексных тонов и ритмических структур, хотя совсем не отмечается при удержании серий зрительных образов и движений.

Другими чертами отличаются нарушения памяти при поражении левой теменной (или теменно-затылочной) области. У больных возникают выраженные затруднения симультанных синтезов, и нарушения памяти является следствием нарушений узнавания. Удержание зрительных структур, включающих симультанные (здесь пространственные) отношения, протекает с большим трудом. Даже длительная тренировка не приводит к нужным результатам.

Симптом припоминания названий предметов (амнестическая афазия) возникает при поражениях этой области коры и, вероятно, является следствием патологически изменённой нейродинамики этих корковых отделов, приводящей к всплыванию различных словесных следов, что проявляется в литеральных и вербальных парафазиях. В этих случаях модально-специфические нарушения памяти остаются дефектами запоминания и припоминания, сохраняя возможность компенсации этих дефектов.

Иная картина возникает в случаях массивных поражений лобных долей мозга.

Двустороннее поражение лобных долей мозга приводит к грубым нарушениям формирования намерений, планов и программ поведения, к нарушению регуляции и контроля активной психической деятельности. Даже при сохранности ориентировки и способности удерживать слуховые и зрительные впечатления, у больного нельзя вызвать прочного и активного намерения запомнить информацию, а также активного поиска средств и способов её запоминания. Процесс заучивания ряда слов или изображений превращается в стереотипное повторение удержанной группы элементов без наращивания удержанных звеньев.

Отсутствие активных попыток подбора средств к запоминанию выступает у этой группы больных в опытах с опосредованным запоминанием. Больной с выраженным лобным синдромом неспособен к этому: он не может даже воспользоваться предложенными ему вспомогательными связями. Тормозящее влияние побочных воздействий принимает особый характер и выступает в виде патологической инертности возникших следов. Это мешает больному переключиться с одной группы сигналов на другую: больной инертно повторяет последнюю группу следов. Это можно проследить не только на изолированных элементах, но и на примере организованных смысловых структур. Если задать запомнить две фразы, то больные могут повторить только услышанную последнюю фразу.

Если очаг распространяется на медиальные отделы лобной доли, то возникает синдром мнестических расстройств, в котором патологическая инертность будет сочетаться с нарушением ориентировки и распадом избирательности памяти. Этот синдром часто сопровождается грубыми нарушениями сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.