Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мозговая организация восприятия




Мозговая организация психических процессов

Восприятие – процесс трансформации фазической стимуляции в психически оцениваемую информацию.

Процесс восприятия начинается с того, что возбуждение дробится на огромное число составляющих частей, которые подвергаются кодированию синтезу в определённые подвижные системы. Этот процесс отбора и синтеза признаков носит активный характер, осуществляемый под влиянием задач, стоящих перед субъектом, и опирается на участие готовых кодов (языка), и придающих ему обобщённый характер. Обязательным звеном перцептивного действия является процесс сравнения эффекта с исходной гипотезой. Восприятие является сложным процессом кодирования материала при участии речи.

Рассмотрим эти процессы на примере зрительного восприятия. Зрительное восприятие начинается с момента, когда возбуждение, возникающие на сетчатке глаза, доходят до первичной зрительной коры, где они распадаются на огромное число составляющих признаков. Этот процесс зрительного анализа обеспечивается наличием в зрительной коре преобладанием мономодальных нейронов, каждый из которых реагирует лишь на один признак воспринимаемого объекта. Поражение первичных зон носит соматотопический характер, проявляясь либо в форме гомонимной гемианопсии, либо в форме квадрантной гемианопсии, либо в виде скотом.

В тех случаях, когда зрительная кора находится в состоянии дисфункции (травма затылка) на первых этапах зрение может исчезать, но затем оно восстанавливается.

Характерным для этих видов дефектов является тот факт, что эти элементарные нарушения могут компенсироваться до известных пределов движениями глаз. Исключением является состояние инактивности или анозогнозии. Тогда этот дефект не компенсируется.

Второй этап мозговой организации зрительного восприятия протекает при участии вторичных зон, которые составляют основной аппарат синтеза зрительно воспринимаемых элементов, однако эти зоны под влиянием отделов мозга, организующих и модулирующих их работу. Нейроны верхних слоёв вторичных зон обладают короткими аксонами и приспособлены к осуществлению связей между элементами коры; благодаря этому возникает возможность синтезировать различные зрительные признаки, что делает их доступными управлению. Дефекты восприятия, возникающие при поражении вторичных зон, принимают форму нарушений зрительных синтезов или форму «оптической агнозии», при которой каждый элемент воспринимается отчётливо, но синтез этих элементов в единое целое невозможен, а процесс узнавания объекта или его изображения становится недоступным. При поражении вторичных отделов зрительной коры больной может воспринимать лишь фрагменты зрительной информации и сохраняет задачу разобраться в значении этих фрагментов и способен компенсировать дефекты с помощью рассуждений. Он активно ищет ответа на то, что же представляет предъявленное ему изображение, высказывает гипотезы, сверяет их с воспринимаемыми элементами; он пытается относить их к системам или категориям, но не может их уточнить. Его восприятие часто становится обобщённым и лишается своей конкретности.

Зрительное восприятие имеет пространственную организацию. В значительном числе случаев воспринимаемые фигуры имеют асимметричное расположение, когда левая и правая сторона имеют различное значение. Для пространственного восприятия необходимо участие нижних теменных отделов мозга.

В пространственном восприятии принимают участие корковые отделы вестибулярного анализатора, корковые отделы кожнокинестетического анализатора, где правая, ведущая рука занимает доминирующее положение. Включение этих внезрительных компонентов и обеспечивает пространственный анализ зрительной информации – выделение трёхмерных координат и асимметричную оценку правой и левой сторон пространства.

При поражении нижнетеменной области больные не могут чётко воспринимать пространственные соотношения сложной конструкции, не различают правую и левую стороны, плохо ориентируются в пространстве, не могут оценить положение стрелок на часах, путают стороны света на географической карте.

Вероятно, при участии теменно-затылочных отделов осуществляется симультанный синтез, обеспечивающий одновременное восприятие множественной ситуации.

Вариантом нарушения зрительного пространственного восприятия является «односторонняя пространственная агнозия». Больные с таким нарушением, возникающим чаще при поражении теменно-затылочных отделов субдоминантного полушария, игнорируют всю левую сторону как в зрительной, так и в тактильной сфере и при этом не осознают своего дефекта.

Поражение внезрительных отделов коры, имеющих отношение к речи, может приводить к существенному нарушению зрительного восприятия. Нарушения речи могут приводить к распаду категориального восприятия цветов; цвета перестают относиться к определённым категориальным системам.

Поражения теменно-затылочных отделов доминантного полушария приводят к распаду восприятия символических знаков даже в тех случаях, когда предметная зрительная агнозия не выступает с достаточной отчётливостью.

Явления зрительной алексии при нарушении зрительного восприятия отдельных букв (литеральная алексия) или невозможность зрительного объединения букв в слова, также нарушение зрительного восприятия слов (вербальная алексия) хорошо изучены. Часто эти явления сопровождаются нарушением зрительного восприятия цифр и нот. В этих случаях наблюдаются трудности обучения чтению.

Перцептивная деятельность не ограничивается только процессами зрительного восприятия. Она включает в свой состав возможность активно вызывать зрительные образы по словесному обозначению. В норме зрительный образ – яркий у одних людей и размытый у других. Он легко вызывается простым словесным обозначением предмета; со временем он изменяется, либо превращаясь в обобщённый, либо проявляет выраженные отличительные 3признаки. Поражения височно-затылочных отделов левого полушария могут приводить к тому, что понятное слово не сопровождается отчётливым зрительным образом и попытки изобразить этот предмет безуспешны, тогда как срисовывание достаточное.

Последние десятилетия показывают, что теменно-затылочные области правого полушария, по-видимому, принимают участие в обеспечении восприятия, в котором речь играет минимальную роль. Было установлено, что поражение правой затылочной области часто ведёт к нарушению узнавания лиц (прозопагнозия). Были отмечены явления конструктивной пространственной апраксии, нарушения рисования.

Процесс узнавания нарушается в тех случаях, когда зрительные синтезы дефектны и когда субъект, хорошо воспринимая отдельные признаки, не может синтезировать их в одно целое. Существуют случаи, при которых процесс зрительного синтеза остаётся сохранным и больной хорошо видит предъявленный ему объект или изображение, но не может узнать его. Этот тип нарушений мы наблюдали при поражении теменно-затылочных отделов субдоминантного полушария; он носил характер парагнозий, чем подлинной оптической агнозии. Больной хорошо видящий отдельные объекты или их изображения, не мог дать адекватную оценку сюжета (на посторонней фотографии он указывал, что там есть его дети и жена). Видимо у таких больных есть всплывание побочных ассоциаций.

Активный характер перцептивной деятельности зависит от участия лобных долей мозга в процессе восприятия. У больных с массивным поражением лобных долей процесс восприятия осложняется, когда предмет предъявляется в необычных условиях, например, когда предлагается выделить нужную фигуру из однородного фона или дать оценку смысла сложного сюжетного рисунка. При предъявлении стилизованных изображений или изображений в необычном положении или где несколько альтернатив больной заменяет адекватную оценку случайной оценкой, вытекающей из впечатления. Так, перевёрнутую шляпу воспринимают как тарелку, телефон как бидон, галстук как птицу, стакан с блюдцем как памятник.

Наиболее отчётливая картина нарушения восприятия выступает в опытах с толкованием сложных оптических структур, и прежде всего с пониманием сложных сюжетных картин, оценка которых требует активного анализа, сопоставления деталей, создания гипотез и их проверки.

Процесс восприятия у лобных больных заменяется у них импульсивными суждениями, возникающими на основе восприятия отдельных деталей или на основании формальных речевых ответов без опоры на анализ материала. Это выявляется в опытах с регистрацией движений глаз при рассматривании картин. Если у здоровых людей движения глаз чётко отражает динамику активной перцептивной деятельности, то у лобных больных движения глаз остаются хаотическими или инертно-стереотипными, что указывает на отсутствие активного поискового характера взгляда.

Факты показывают, что процесс зрительного (и другого) восприятия является сложной функциональной системой, опирающийся на работу комплекса корковых зон и что каждая из этих зон вносит свой вклад в построение активного восприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.