КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мозговая организация внимания
Внимание – способность сосредоточиться на определённой деятельности. Из большого числа раздражений человек отбирает небольшое число тех, которые являются наиболее существенными, соответствующими его интересам. Эту избирательность психических процессов принято называть вниманием, понимая под ним тот фактор, который обеспечивает выделение существенных для психической деятельности элементов, так и процесс, который поддерживает контроль за чётким и организованным протеканием психической деятельности. Психология знает, что признаки элементарного, непроизвольного внимания, которое привлекается сильными или биологически значащими раздражителями, можно наблюдать на первых месяцах развития ребёнка. Они заключаются в повороте глаз и головы в сторону раздражителя, в прекращении всех побочных видов деятельности; при этом наблюдаются изменения в дыхательной, сосудистой и кожно-гальванической реакциях, которые физиолог И.П.Павлов назвал ориентировочным рефлексом (ОР). Известно, что вегетативные и электрофизиологические показатели ориентировочного рефлекса возникают на первые предъявления раздражителя, но постепенно угасают при многократном повторении. В отличие от элементарного ОР произвольное внимание не биологический феномен, а социальный акт и его следует расценивать как избирательную психическую деятельность, которая формируется у ребёнка в его общении со взрослыми. Направление внимания ребёнка посредством общения, слова, жеста определяет принципиально важный этап в развитии новой формы - социальной организации внимания. Из этой формы в дальнейшем родится сложно построенный вид внимания - произвольное внимание. Формирование произвольного внимания претерпевает длительную и драматическую историю, а стойкое, полноценное социально организованное внимание получает развитие к концу дошкольного возраста. К школьному возрасту произвольное внимание складывается в прочный вид избирательного поведения, подчиняющегося не только речи взрослого, но и собственной внутренней речи. Изучая работу блока тонуса и бодрствования, установлено, что всякое явление активации сопровождается комплексом симптомов: изменение сердечной деятельности и дыхания, сужение сосудов, кожно-гальваническая реакция, явление десинхронизации ЭЭГ, медленные потенциалы (волны ожидания), увеличение числа синхронно работающих пунктов коры и др. Эти явления носят генерализованный характер, и их можно считать признаками изменения функционального состояния или внимательности субъекта. Изучение вызванных потенциалов мозга помогло объективизировать активное внимание, так как параметры ВП изменяются в зависимости от активности субъекта, т.е. при мобилизации активного внимания. Введение задания приводит не только к увеличению амплитуды ВП, но и к распространению на другие зоны коры мозга, лежащие вне пределов ядра данного анализатора. Объективные электрофизиологические исследования позволяют не только изучать физиологические механизмы различных видов внимания; они дают возможность проследить основные этапы их формирования. Установлено, что физиологические изменения, вызываемые речевой инструкцией и лежащие в основе произвольного внимания, формируются лишь к 12-15-летнему возрасту. К этому возрасту выраженные и стойкие изменения в ВП начинают возникать в лобных отделах. Лобные отделы коры начинают к этому времени принимать участие в обеспечении сложных и устойчивых форм произвольного внимания. Огромную роль играют образования верхних отделов ствола и ретикулярной формации среднего мозга в поддержании уровня бодрствования и в появлении общей реакции пробуждения. Данные образования считаются основными механизмами, определяющими переход от сна к бодрствованию и обеспечивающими наиболее генерализованные и элементарные формы внимания. Для обеспечения избирательных форм внимания необходимо участие более высоко расположенных образований мозга, таких как неспецифические ядра таламуса, лимбическая кора, лобные области полушарий. Исследования показали, что в структурах лимбической области (особенно в гиппокампе) значительное место занимают нейроны, отвечающие не на модально-специфические раздражения, а производящие как бы сравнение старых и новых раздражителей (нейроны новизны) и обеспечивающие реакцию на новые сигналы или их свойства с угашением реакции на старые, привычные раздражители. Поэтому гиппокамп стали считать частью тормозящего или фильтрующего аппарата, который необходим для избирательных реакций на специфические раздражители, входящие в систему врождённых ориентировочных рефлексов и инстинктов. В силу этого гиппокамп, а затем хвостатое ядро стали рассматривать как аппараты, обеспечивающие избирательность поведения, а нарушение этих образований - как источник распада избирательности поведения, которое можно отнести к нарушениям избирательного внимания. Патология этих отделов у людей приводит к выраженным нарушениям избирательности психических процессов, к резкой их истощаемости. При слабом поражении это проявляется в отвлекаемости больных, быстром прекращении активной деятельности, в лёгком всплывании побочных ассоциаций и в нарушениях памяти. В тяжёлых случаях (массивные опухоли) наблюдаются онейроидные состояния, при которых теряется грань между настоящим и прошлым, спутанность, конфабуляции. В исследованиях было показано, что вегетативные и электрофизиологические компоненты ориентировочного рефлекса в этих случаях оказываются угнетёнными, и даже повторные раздражители начинают вызывать очень слабые и быстро угасающие реакции. Это результат дефицита тех неспецифических активирующих влияний, которые в норме обеспечивают тонус коры. Закон силы, по которому сильные раздражители вызывают сильные, а слабые раздражители - слабые реакции, нарушается. Разные по интенсивности раздражения начинают вызывать одинаковые слабые реакции. Процесс привыкания к новому раздражителю грубо изменяется. Электрофизиологические показатели ОР либо не вызываются, либо становятся неугасимыми. Существен тот факт, что все эти признаки нарушения избирательного внимания, по данным ЭЭГ, могут несколько компенсироваться введением речевой инструкции. Чаще эта компенсация имеет временный характер, избирательность процессов активации быстро теряется; однако эта сохранность высших, произвольных форм внимания при первичном нарушении его элементарных форм является одним из важных признаков для этих больных. Существенная роль лобных долей в торможении реакции на любые побочные раздражители и в сохранении программированного поведения была показана опытами Конорского и Брутковского (1964). Удаление лобных долей у животных приводило к грубым нарушениям целенаправленного поведения и к расторможению реакций на побочные раздражения. У больных с поражением лобных долей попытки вызвать устойчивое произвольное внимание по речевой инструкции не приводит ни к каким результатам. Невозможность сосредоточиться на данной инструкции и затормозить реакции на любые побочные раздражители становится видна при обычных клинических наблюдениях. Обычно такие больные начинают выполнять задание, но как только в палату входит посторонний или сосед по палате обращается к кому-то шёпотом, больной перестаёт выполнять начатое задание, переводит взор на вошедшего или вмешивается в разговор соседа. Эта отвлекаемость больного становится источником глубоких нарушений его поведения. Физиологические исследования позволяют выделить механизмы, лежащие в основе нарушения высших произвольных форм внимания. Установлено, что в лобных долях человека ожидание сигнала вызывает специфические медленные потенциалы (волны ожидания), и что впоследствии эти волны распространяются на другие участки мозга. М.Н. Ливановым и его сотрудниками было установлено, что каждое интеллектуальное напряжение вызывает в лобных отделах коры закономерное повышение числа синхронно работающих нейронов. Эти данные показывают на непосредственное участие лобных долей человека в активации, вызываемой речевой инструкцией. Наличие богатых нисходящих связей лобных долей с лимбической системой и ретикулярной формацией ствола является фактом, позволяющим выделить морфологические основы участия лобных долей в высших Другая картина обнаруживается у «лобных» больных, если наблюдать их реакции на последовательно предъявляемые сигналы. У значительной части обнаруживается нестойкость внимания. Через несколько предъявлений одних и тех же раздражителей вегетативные и электрофизиологические компоненты ОР исчезают. Отличие лобных больных от больных с очаговыми поражениями в задних отделах мозга заключается в другом: если у последних привлечение произвольного внимания дополнительной инструкцией (считать сигналы ил следить за их изменением) сразу же восстанавливает и стабилизирует угасшие компоненты ОР, то у больных с поражением лобных долей мозга этого не происходит. Так, если в норме многократное повторение сигнала приводит к угашению сосудистой ОР, достаточно предложить больному следить за изменениями интенсивности сигнала или считать количество сигналов, сосудистые реакции сразу же восстанавливаются и остаются устойчивыми в течение длительного времени. Этого нет у больных с поражениями лобных долей; сосудистые реакции на повторяющиеся сигналы у них быстро угасают, и речевая инструкция не приводит у них ни к какому эффекту. В норме первые предъявления сигналов вызывают отчётливые сдвиги на ЭЭГ в виде депрессии альфа-ритма и повышения высоких частот спектра; многократное повторение сигналов приводит к явлениям привыкания. Эта стабилизирующая и активизирующая функция внимания, сохраняющаяся у больных с поражением задних отделов мозга, нарушается у больных с массивным поражением лобных долей, и если даже они в состоянии выполнять данную им инструкцию, то это протекает без явной мобилизации внимания по ЭЭГ-показателям. Наконец, в норме раздражение определённой модальности приводит к появлению ВП; введение инструкции различать сигналы приводит к заметному усилению амплитуды поздних компонентов ВП и их большему распространению по коре. Эти явления не наблюдались у больных с массивным поражением лобных долей; хотя у них сигнал вызывал отчётливый ВП, параметры этого потенциала не менялись под влиянием инструкции, мобилизующей внимание. Нарушения активации посредством речевой инструкции проявлялось отчётливей у больных с массивным двусторонним поражением лобных долей, захватывающим её медиальные или медиобазальные области. Это было у больных, которые проявляли в своём поведении уже описанные выше черты инактивности, отвлекаемости и глубокого нарушения избирательности психических процессов, так и у больных, которые клинически не проявляли заметных для внешнего наблюдения симптомов изменения поведения. У больных с поражением наружных отделов лобных долей после угашения ориентировочных рефлексов, возникавших у них под влиянием сигналов, вызвать их усиление и стабилизацию с помощью речевой инструкции оказалось всё же возможным, хотя только после многократного повторения инструкции. Однако в этих случаях они оказывались нестойкими и быстро исчезали. Все эта исследования показывают, что лобные доли мозга играют важную роль в организации произвольной сознательной деятельности человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |