Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эфферентная моторная афазия




Афазии

В настоящее время классификацией, отвечающей современному состоянию научных знаний, является классификация А.Р.Лурии. В неё заложен принцип вычленения механизма (фактора), лежащего в основе нарушения функциональной системы, обеспечивающей речь и синдромный анализ нарушения речи. Выделено семь форм афазий.

1.Эфферентная моторная афазия (поражение 44-го поля, или зона Брока).

2.Афферентная моторная афазия (поражение нижних постцентральных отделов теменной коры).

3.Динамическая афазия (поражение премоторной коры спереди от 44 поля и дополнительная речевая «зона Пенфилда» в заднем отделе верхней лобной извилины).

4.Сенсорная афазия (поражение задней трети верхней височной извилины – поле 22, зона Вернике).

5.Акустико-мнестическая афазия (поражение средней височной извилины – поле 21 и 37).

6.Семантическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной зоны).

7.Амнестическая афазия (поражение теменно-височно-затылочной зоны).

В психологии и лингвистике исходя из современных представлений о двух видах организации речи: синтагматической и парадигматической, выделено две группы речевых расстройств. Синтагматика – связывает слова в плавную речь и опирается на синтаксические средства языка. Парадигматика – это система кодов, с помощью которых звуки вводятся в определённую систему фонематических оппозиций, а слово – в системы понятий, в семантические поля. В синтагматической группе речевых расстройств больше страдает связное, развёрнутое, синтагматически организованное высказывание. К этой группе относятся эфферентная моторная и динамическая формы афазии.

Во второй группе в основном нарушен процесс использования парадигматически организованных единиц речи. Такая картина расстройств речи возникает при поражении задних модально-специфических зон мозговой коры.

Синтагматические речевые расстройства ведут в первую очередь к нарушению устной экспрессивной речи, к нарушению высказывания. При поражении задних мозговых зон возникает поражение импрессивной речи, то есть к дефектам понимания. Структура речи может ломаться в разных её звеньях; разные её уровни страдают при поражении различных участков мозга, однако всякий раз нарушается вся речь, т.е. возникает системный эффект в ответ на нарушение любого звена организации речи.

Клиническая картина протекания афазии выявляет симптомы, которые могут указать на механизм нарушения и возможную топику поражения мозга. Психологическая картина проявления дефекта даёт возможность раскрыть: 1) нарушения психологической структуры речи; 2) какие функции, формы и виды речи оказываются нарушенными, а какие – сохранными; 3) психологические механизмы нарушения речи и способы преодоления дефектов.

Нейропсихологический синдромный анализ даёт возможность обнаружить синдром, в котором протекает афазия, выявить фактор, центральный её дефект, выявить связи нарушения речи с другими психическими процессами.

Эта форма афазии возникает при поражении 44-го поля, которое располагается в задней части нижней лобной извилины и проявляется в грубом нарушении устной экспрессивной речи. Больной не может говорить из-за дефектов плавного переключения с одной артикуляции на другую. В клинической картине дефект проявляется в персеверациях, которые затрудняют или делают невозможной устную речь. Произнесение отдельных звуков остаётся сохранным; устная речь нарушается лишь при переходе к серийному произнесению звуков, слов. Из-за персевераций становится невозможным конструирование и произнесение предложений. Эти больные могут произносить отдельные звуки, слова и целые краткие предложения (в зависимости от тяжести афазии), но перейти к серии звуков или слов не могут. Персеверации увеличиваются с увеличением попыток произнести предложение. Устная речь замещается одним-двумя речевыми осколками (совершенно-совершенно, чёрт возьми, ну вот - ну вот).

Дефекты переключений, персеверации идут на фоне нарушения просодики речи, т.е. нарушения ударения, ритма, интонации: голос плохо модулирован, слоги равноударные, речь скандированная, бедно интонированная. Речь изобилует штампами, стереотипами. При грубейшем нарушении устная речь замещается речевыми эмболами, эхолалиями.

Психологическая картина нарушения речи. Только при этой форме афазии имеется трудность включения в активную речь. При попытке спонтанного высказывания больные не могут начать фразу. Как только больному удаётся произнести первое слово, то нередко он произносит всю фразу. Нарушение кинетического звена ведёт к нарушению реализации моторной программы высказывания. Вследствие этого нарушаются все виды устной экспрессивной речи: монологическая и диалогическая, автоматизированная, рядовая и др. Непроизвольная автоматизированная речь остаётся более сохранной. Если больному дать готовую фразу, хорошо упроченную в прошлом опыте, с пропущенным последним словом, то больной быстро находит нужное слово и правильно его произносит («Мой дядя самых честных …»). Но если предложить просчитать в обратном порядке от 10 к 1, выяснится, что это невозможно.

При этой форме афазии резко выявляется аграмматизм (нарушается конструкция фразы). Примером крайнего нарушения фразы является «телеграфный стиль».

В нейропсихологический синдром эфферентной моторной афазии входят нарушения чтения (алексия) и написания (аграфия).

Пример речи больной с эфферентной моторной афазией средней тяжести: На вопрос врача: «Что вы делали вечером?» был ответ: «Вечером… я … теле-визор …ну он …порвал… нет-нет … «Он был первый». Кино … ну … потом палата … кефир».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.