Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Афферентная моторная афазия




Задняя речевая зона

 

 

Для произнесения любого звука нужен набор артикуляторных движений с определённой силой, размахом и направлением. Для управления ими необходима беспрерывная сигнальная афферентация о положении движущегося органа речи, отбор нужных движений. В онтогенезе эти движения складываются в динамический стереотип. Управление этими движениями осуществляется задними гностическими системами мозга (нижние отделы задней центральной извилины), поражение которых приводит к их нарушению. Поражение этих полей мозга приводит к нарушению кинестетических ощущений, т. е. фактора, являющегося центральным механизмом расстройства речи при данной афазии. Этот механизм приводит к центральному дефекту – нарушению тонких артикуляторных движений, проявляющемуся в невозможности найти нужные положения губ, языка при произнесении звуков и слов. В основе его лежит нарушение адресации нервных импульсов, которые должны обеспечить нужный размах, силу и направление движений губ и языка. Патологическое состояние постцентральных отделов коры нарушает нормальный «закон силы», который необходим для процесса избирательности. Сильные и слабые раздражители уравниваются и вызывают одинаковые артикуляторные реакции. Больной с таким нарушением не может быстро и без напряжения артикулировать слова и звуки. Поэтому и происходит замена одних звуков другими (глухих звонкими, твёрдых мягкими) и близкими по месту и способу происхождения. Всё это приводит к нарушению устной экспрессивной речи. От дизартрии такое нарушение отличается тем, что иногда звуки произносятся чисто и нет смазанности и монотонности речи.

Клиническая картина при этой форме афазии проявляется либо в полном отсутствии устной речи, либо в обилии литеральных парафазий. Нарушается правильное произнесение звуков, и происходит замена одних на другие (б-п, т-д, г-к, в-ф, с-з, ш-щ, л, м, н). Автоматизированные формы речи остаются сохранными (пение, произнесение стихов, имена близких людей). Нарушается сфера образов-представлений. Дефекты образной сферы проявляются в нарушении обобщения образов и в тенденции к актуализации конкретных образов. Эти больные на просьбу показать все картинки, на которых изображён транспорт, отвечают вопросом: «Это что показать – трамвай, да?», т.е. они конкретизируют любое обобщённое понятие.

В психологической картине обнаруживается нарушение звена звукоразличения в структуре речи, т.е. нарушение сенсомоторного уровня её организации в звене кинестетического анализа звуков, что ведёт к нарушению создания моторной программы речи.

Пример речи больного с афферентной моторной афазией. Психолог спрашивает: «Расскажите, что нарисовано на картинке?» Ответ: «Машик … нет ма … личик …идот вы лес. Мальшик мого гибов наб …набрал да-да и за-бутита …ау …ау …мальшик сядет на сос … су … сосну и мальтик взалес на … на …ел-гу … и вижу … нет».

В описанных выше формах афазий центральным дефектом является нарушение устной разговорной речи. Нарушение понимания речи выступало при этих афазиях в качестве вторичного симптома. Поражение височных и теменно-затылочных отделов коры левого полушария ведёт прежде всего к первичному нарушению понимания речи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.