КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Атипия психического развития
Это одна из особенностей лиц с наличием фактора левшества. Нейробиологические и нейрофизиологические данные подтверждают, что онтогенез мозга таких лиц обладает специфическими чертами: есть отставание в развитии биоритмов мозга, не дифференцируются внутри- и межполушарные связи. У детей-левшей базовая нейропсихологическая схема онтогенеза существенно изменяется. Если у правшей естественна определённая последовательность факторо- и функциогенеза, у левшей она менее предсказуема. Все дети-левши изыскивают самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичный фактор, решать проблемы, прямо связанные с его актуализацией. Например, пренебрегая фонетико-фонематическим фактором, мальчик 9 лет, ввиду своей безграмотности, решил заучивать слова наизусть, а потом воспроизводил их по памяти. Впечатляюще выглядит то, как на фоне незрелости фактора у левшей развивается психическая функция, требующая его как базисного. Анализ показывает, что базисным для левши стал иной фактор, который у правшей вообще не актуален. Так, в 6 лет при полном отсутствии координатных представлений мальчик легко овладел математическими приёмами 2-3 классов, решал сложнейшие головоломки. Он объяснил, что сочетание цифр и уравнений кажутся ему необычайно красивыми. Пространственные, в том числе математические, манипуляции подчиняются здесь законам гештальта, т.е. больше производны от интуиции, чем от познавательных процессов. Власть левшей над собственным факторогенезом обрывается там, где в психическую деятельность должны включаться динамические параметры. Здесь нет дополнительных возможностей для формирования фактора: кинетика актуализируется плавно, сукцессивно, в заданном направлении, либо «буксует» на каждом шагу. Отсюда типичный для левшей поздний дебют двигательных компонентов любой функции и динамические трудности в речи, памяти, движениях в течение всей жизни. Из-за нарушенного становления межполушарных взаимодействий у левшей традиционны задержки речевого развития, овладение писанием, чтением. У них пожизненно отсутствует пространственно-временная система координат, что проявляется в феноменах зеркальности, «эффектах времени». В его мире читать, писать, рисовать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начинать с любой стороны. Рассматривание большого поля зрения хаотично и пофрагментарно. Ребёнок сориентирован на адаптацию внешнего мира к своему уровню. Эти дети в течение длительного срока привлекают максимум средств для овладения теми навыками, которые у правшей формируются независимо от их желания, просто по определённым законам психического развития. Левша всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. Недаром у них самый высокий уровень самоконтроля. Опора на богатый арсенал средств на порядок увеличивает количество степеней свободы для достижения цели; в леворукой популяции повышенная креативность, способность к нетривиальным решениям и пр. Но это и свидетельство слабости, ненадёжности адаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы: частые аффективные срывы, тенденция к эмоционально-личностной незрелости, психосоматическим пароксизмам. Атипия психического развития требует направленного обучения, так как при неграмотном внедрении методов обучения можно принести ребёнку вред.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |