Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реституция церковной собственности




Отчуждение церковной собственности — полное или частичное — явля­ется неприемлемой чертой отношений между церковью и государством. Вре­менами такое встречалось в самых разных странах, в том числе и наиболее

70 Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972. С. 92.

71 Крженек Ф. О марксистском понимании процесса секуляризации // Вопр. науч. атеизма. Вып. 26.
М., 1980. С. 273.

72 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс.
1995. № И. С. 81-91.

73 Костюк К. Православная Церковь и социально-экономическое развитие России (http://
civitasdei.boom.ru
).

просвещенных. Так, в середине XVI в. широкомасштабная секуляризация церковных земель происходила в Англии, где было ликвидировано 650 мо­настырей, и тысячи монахов пополнили армию бродяг. В XVII—XVIII вв. в России была практически завершена крупнейшая секуляризация церковной собственности, начатая реформами Петра I. В 1650—1725 гг. действовал Мо­настырский приказ — центральное государственное учреждение, ведавшее административно-финансовыми и судебными вопросами церковного управ­ления. До секуляризации 1 764 монастыря владели до 900 тыс. душ кресть­ян. При Екатерине II было упразднено 500 монастырей, казне перешло бо­лее 1 млн крестьян, которые переведены с барщины на оброк. В XIX в. в России было 440 мужских и 250 женских монастырей, 110 тыс. священни­ков и 58 тыс. монахов74.

В последнее время пресса активно обсуждает возвращение Русской Пра­вославной Церкви ее земельных угодий и недвижимости, отнятых в 1917— 1918 гг. большевистским правительством. Принадлежавшая Церкви до ре­волюции 1917 г. собственность передается ей не в порядке реституции, а лишь на правах аренды. И передано ее меньше, чем в любой из бывших со­циалистических стран.

РЕСТИТУЦИЯ (от лат. restitutio — восстановление) — 1) в праве — возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенно­го воюющим государством с территории противника; 2) в культу­ре — возвращение перемещенных (трофейных) художественных ценностей.

Дело в том, что, согласно принятому в 2001 г. Земельному кодексу, необ­ходимо было до начала 2004 г. либо выкупить либо взять в аренду землю, преж­де находившуюся в постоянном бессрочном пользовании (в том числе участ­ки, занимаемые храмами). Однако ни выкуп, ни аренда находящихся под храмами земель церкви не под силу. К тому же права, которые дает безвозмезд­ное пользование имуществом, значительно меньше прав собственника. Во-первых, все сделки в отношении этого имущества должны быть согласованы с государством как с собственником. Во-вторых, религиозное объединение обязано использовать имущество в соответствии с указаниями собственника, т.е. государства. В-третьих, безвозмездное пользование (даже бессрочное) позволяет государству в любой момент изъять это имущество75.

В 2001 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II предложил вернуть РПЦ часть тех земель, которыми она владела до революции (по некоторым данным, это 3 млн га). Он пояснил, что не ставит «вопрос о возвращении всех монастырских земель», «но земли, которые монастырь может обрабатывать и которые необходимы для его жизнедеятельности, надо возвращать».

Говоря о реституции церковной собственности как возможном способе решения материальных проблем РПЦ, митрополит Кирилл в 2001 г. заявил, что Московский патриархат не настаивает на полной реституции земель и зданий, принадлежавших церкви до 1917, хотя подобная мера и предусмот­рена обязательствами России перед Советом Европы. За последние 80 лет

Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учеб. для вузов. М., 1999. С. 76. Ордынский А. Придется ли храмам арендовать свою землю? // Нескучный сад. Православный жур­нал о делах милосердия. 2002. № 4.

на бывших монастырских землях построены поселки, заводы, частные дома, и мы понимаем, что нереально все вернуть обратно. Руководство РПЦ от­дает себе отчет в том, что изъятие всей бывшей церковной собственности из сложившегося экономического, хозяйственного оборота приведет к опре­деленным социальным потрясениям. РПЦ готова отказаться от требования немедленного возврата той части церковных зданий, в которых находятся больницы или детские сады.

Бывший Смольный монастырь — пример того, что проблемы реституции церковной собственности чрезвычайно сложны

Вместе с тем, подчеркнул митрополит Кирилл, уже находящиеся в поль­зовании РПЦ церковные здания должны быть переданы ей в полную соб­ственность. По мнению официальных властей, вопрос о религиозной и со­циальной реституции должен быть снят с повестки дня. Никакого возвра­щения к дореволюционному положению в сфере собственности не может быть: масштаб социальных и экономических изменений, произошедших в России после 1917 г., слишком глубок; невозможно вычеркнуть XX в. из ис­тории страны и начать все с чистого листа.

В странах Балтии и Восточной Европы ситуация иная: советская власть ус­тановлена здесь только в 1940-е гг., сохранились живые собственники конфис­кованных поместий и культурных ценностей. В 1990-е гг. здесь происходило активное возвращение отобранной собственности. В Чехии, Венгрии, Польше бывшим владельцам передавали некогда принадлежавшие им городские здания, замки, поместья, фабрики, картины и др. В 1990-1991 гг. Литва приняла про­грамму и законы по восстановлению прав собственности на землю тех граждан (семей), кто потерял их в 1940-1945 гг.: сельскохозяйственная земля, городские площади и недвижимость, которые были национализированы в тот период,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.