Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивный переход




Коммуникативный переход

Интерпретативный переход

Операционный переход

Трансформация исследовательских концептов в систему референтов. Адекватность целей исследования полученным переменным.

Семантическая компетентность интервьюера, влияние респондента и методического аппаратаисследования.

Процесс коммуникации, определяемый когнитивными картами интервьюера и респондента; распознавание и смещение значений.

Когнитивные процессы у респондента: понимание, поиск информации, суждение, формулирование ответа.

Рис. 9. Транзитивная схема опроса

На первом шаге респондент интерпретирует вопрос, встраивая его в при­вычные для себя семантические рамки. На втором — вспоминает соответству­ющие ответу события, действия или высказывания. При этом респондент может обращаться к эпизодам, связанным с его собственным опытом, или ссылаться на мнения или действия других людей. На третьем шаге осуще­ствляется интеграция вспомнившихся событий, их сопоставление между собой и установление некоторой логической структуры изложения. Как пра­вило, в обыденной жизни респондент не задумывается над вопросами, ко­торые интересуют исследователя, поэтому на третьем шаге он вынужден формировать собственное суждение, исходя из мобилизованных к данному моменту ресурсов. На четвертом шаге при закрытом вопросе респондент

Подробнее см.: Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента// http://www.nir.ru/socio/ (I *:iPubl/sj/sj3-4-00rog.html ^°J?3hh Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента // http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sj3- «-O0rog.html

выбирает адекватный собственному суждению ответ из предложенных аль­тернатив, при открытом вопросе — пытается артикулировать самостоятель­но выработанное суждение, используя собственный семантический словарь и навыки построения связной речи.

Для проверки предложенной схемы в рабочих условиях Д.М. Рогозин про­вел в 2000 г. методический эксперимент. Цель исследования — определение характера смещений в формулировке вопроса на каждом трансформационном переходе (интерпретативном, операциональном, коммуникативном и когни­тивном). Тестировался опросный инструмент для изучения политических ус­тановок, содержащий четыре типа вопросов: закрытые вопросы с порядковой шкалой, псевдооткрытые вопросы с номинальной шкалой, открытые вопро­сы, альтернативные вопросы с порядковой шкалой12. В лабораторных услови­ях было проведено 42 стандартизованных интервью. Состав эксперименталь­ной группы был выровнен по полу и образованию. В выборку попали люди в возрасте от 23 до 64 лет. Экспертным методом оценивалась речевая компетент­ность (грамотное построение предложений, логическая завершенность фраз, корректное использование понятий) каждого респондента: 42,9% респонден­тов были отнесены к классу с высокой речевой компетентностью, 45,2% — с низкой, в 11,9% случаев речевая компетентность не установлена. Опрос про­водили подготовленные интервьюеры с примерно одинаковым уровнем ква­лификации в течение 5 дней. Средняя длительность интервью составила 10 минут. Для регистрации поведения интервьюеров и респондентов исполь­зовалось аудио- и видеозаписывающее оборудование.

С помощью факторного анализа была проведена группировка перемен­ных, описывающих изменение текста анкетного вопроса. В результате были-выделены два фактора, которые объяснили 63,4% разброса признаков.

Вербальное поведение интервьюера при коммуникативном переходе опи­сывается Д.М. Рогозиным пятью переменными: стимулирование, повторе­ние, уточнение, прерывание и поддержка ответа. Рассматривая эту группу переменных, он выделил два латентных признака, характеризующих страте­гии проведения опроса, которые использует интервьюер: давление на респон­дента и поддержка респондента (см. рис. 10; табл. 4). Первая компонента по­казала сильную взаимосвязь таких переменных, как перестановка слов в воп­росе, добавление незначимых слов, пропуск и замена слов.

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.