Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 22 страница




Так, возлюбленные, Глава наша – Христос – страдает, чтобы всему остальному Его телу, то есть нам, было легко; Глава сгорает огнем крестных мучений, чтобы избавить от вечного огня геенского члены Свои и, пока мы на земле, избавлять нас, по молитве нашей, от сетей невидимого врага, освобождать от огня страстей. Так, Господь наш страдает на кресте для того, чтобы нам не мучиться вечно во аде, чтобы нас, кающихся, здесь свободить от страстей. О! Кто постигнет умом и сердцем цену этого благодеяния? Один Он знает вполне величие Своей жертвы, потому что Один Он знал, видел как настоящие вечные муки грешников и всю лютость вечных мучений. А мы – мы едва разумеваем, яже на земли, и яже в руках обретаем с трудом, не понимаем часто всей бедственности настоящего своего положения; а что будет после смерти – кто изследи?

О дражайший наш Спасителю! Что мы принесем Тебе за Твою без конца великую жертву? – Веру и любовь к Нему. Так, возлюбленные, веруйте от всего сердца, без малейшего усумнения, что Единородный Сын Бога пострадал за вас – именно за вас – на кресте, чтобы вам не быть в вечных муках, уготованных грешникам; приблизьте Его муки к своему сердцу, оцените их, по возможности, своими слабыми умами; да отвержется каждый себе и возмет крест свой и по Нем да грядет вслед Его в страну небесную, несмотря ни на какие временные препятствия; и да пылает огонь любви в вашем сердце к Тому, Кто из любви к вам терпит мучительный огонь страданий телесных и душевных; да воздерживается всякий из вас от несогласия, ненависти и раздора между собою; да хранит каждый мир и любовь со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [Евр. 12,14], потому что наша взаимная ненависть и несогласие наше раздирают, как стрелами, любящее сердце возлюбившего нас до креста и смерти Иисуса, Сына Божия; да не привязывает никто сердца своего к миру, к его удовольствиям: для нас не в этом мире место, нет, наше место на небе: идеже есмь Аз, и вы будете, сказал Спаситель. Мир с его благами недостоин нас – светлое, чистое небо должно быть у нас и в мыслях и в сердце: в доме Отца Моего, говорит Господь, обителей много [Ин. 14,2]. Туда, на небо, чаще устремляйте мысли и сердца ваши. Кто живет для мира и плоти, тот не узрит живота вечного. Аминь. Господь наш пострадал для нас по любви: а где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф. 6,21]. Аминь.

Смотри, живи осторожно по внутреннему человеку – Господь видит каждую мысль, каждое движение сердца: душа твоя в Боге, как рыба в воде или как тело в воздухе: со всех сторон – Бог, отовсюду – Дух Его, везде Он весь; везде зрит, весь – зрение или, точнее, – свет, и нет в Нем никакой тьмы [1 Ин. 1,5]. Смотри же, следи за каждою мыслию, за каждым движением сердца и за соответствующими им телесными движениями. Блюдите... како опасно ходите [Еф. 5,15]. И враг около тебя всегда, и зрит на тебя всегда своими лукавыми, всезлобными очами, ища поглотить твоего внутреннего человека помыслами лукавства, неверия, недовольства, уныния, злобы, гнева, зависти, сребролюбия и прочих. Смотри, живи осторожно, раб Божий, помни постоянно о Боге.

Нашел ты мед, – ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его [Притч. 25,16]. Это разумей о книгах прекрасного содержания. Не много разом читай.

Внемлите, возлюбленные: всем вам нужно такое искреннее, горячее покаяние, какое принес Богу Манассия: именно вот что вы должны из глубины души говорить Богу... (из молитвы Манассии по русскому тексту).

Как Господь терпит множество твоих грехов и не лишает тебя жизни, так ты поставь себе непременным правилом терпеть погрешности и немощи других, хотя бы они и слишком стужали тебе; и в горести души своей не желай, чтобы они умерли и тем положили конец твоему беспокойству. Почему знать? Может быть, за грехи наши – и именно за грехи – Господь попускает нам жить с такими людьми, которые стужают нам своими погрешностями и слабостями. Обращай же тотчас внимание на свои слабости, когда видишь слабости других, исправляйся от них, и великодушно терпи в других то, что в тебе терпит долготерпеливый Господь. Иначе за что же тебя спасти, если ты, будучи без числа обязан долготерпению Божию над тобою, сам не хочешь заслужить милость Божию своим долготерпением? Ибо сказано: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7,2; Мк. 4,24].

Диавол посмевается над нами больше потому, что мы, будучи страстны и за страсти подвергаясь диавольскому насилию, не имеем терпения в скорби и тесноте, наводимых от него, и не ценим как должно благодатных даров Духа Святого – мира и радости сердца; когда стоим в истине и имеем дерзновение пред Богом, не восписуем их всем сердцем единому Господу Иисусу Христу, единому Упокоителю сердец наших, единой Радости душ наших.

Все мои беды происходят в невидимой моей мысли и в невидимом сердце моем, – потому невидимый же нужен мне и Спаситель, ведущий сердца наши. О, Крепость моя Иисусе, Сыне Божий! О, свете ума моего! Мире, радосте, широто сердца моего, слава Тебе! Слава Тебе, Избавителю от невидимых врагов моих, ратающих[120]ум и сердце мое и убивающих меня в самом источнике моей жизни, в самом чувствительном моем месте.

Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она прокрадывается незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.

Аз есмь благость, любовь, кротость, смирение, мир, радость, – слова Господа. Уподобляйся Мне.

Всячески диавол отрывает меня от Любезнейшего, Сладчайшего Спасителя моего и держит меня часто в своих оковах, огнем палящих душу мою.

В чем несомненно, осязательно уверяет нас чудесное действие Креста Животворящего на нашу душу, угрызенную ядом зла? Уверяет нас в том, 1) что в нас точно есть душа – существо духовное, 2) что есть злые духи, убийственно касающиеся нашей души, 3) что есть Бог и Господь наш Иисус Христос и всегда Он с нами по Своему Божеству и 4) что Он, точно, совершил на Кресте спасение наше Своими крестными страданиями и смертию и разрушил Крестом державу диавола. Сколько доказательств в пользу нашей веры от чудесного действия над нами одного Креста Животворящего! Слава вере христианской!

Чтобы провести день весь совершенно, свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна: она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла. Только хранить свое сердце надобно.

Ты в горести души своей желаешь иногда умереть. Умереть легко, недолго; но готов ли ты к смерти? Ведь только умереть следует – а затем суд всей твоей жизни. Ты не готов к смерти, и если бы она пришла к тебе, ты, верно, затрепетал бы всем телом. (Доказательством тому служат опасности смерти, нарочито представляемые тебе хранителем твоим Ангелом во сне: ты дрожишь, как осиновый лист, и тем показываешь в себе сильную привязанность к здешней жизни.)

Не трать же слов по-пустому, не говори: лучше бы мне умереть; а говори чаще: как бы мне приготовиться к смерти по-христиански верою, добрыми делами и великодушным перенесением случающихся со мною бед и скорбей, и встретить смерть без страха, мирно, непостыдно, не как грозный закон природы, но как Отеческий зов Бессмертнаго Отца Небесного, Святого, Блаженного, в блаженную страну вечности. Вспомни старца, который, утрудившись под своим бременем, захотел лучше умереть, чем жить, и стал звать к себе смерть. Явилась – не захотел, а пожелал лучше нести тяжкое бремя свое.

Здесь великих благодетелей узнают по благотворительным заведениям, по богатству, по удобству их, по множеству лиц, пользующихся благодеяниями от руки его в его заведении. Так познайте Величайшего Благодетеля Бога по Его благотворительному заведению. Ибо что иное есть мир, как не благотворительное заведение для множества тварей? Особенно Церковь Божия – что иное, как не благотворительное заведение, в котором есть и больные, пользующиеся врачевствами – в Крещении, Покаянии, Причащении и Елеосвящении, и выздоравливающие – для жизни вечной; есть и ученики и ученицы, воспитывающиеся здесь как бы в приготовительном заведении – для наследия совершеннейшей, святой жизни будущего века. А как отлично устроено это благотворительное заведение! Сколько в нем видно благости, премудрости и всемогущества Благотворителя! Сколько удобств! Как оно богато! Какая везде щедрость! Какая видна везде любовь к облагодетельствованным! Как не лить слезы благодарности? Как не воссылать честь и поклонение такому Благодетелю?

Можно ли молиться с поспешностию, не вредя своей молитве? Можно – тем, которые научились внутренней молитве чистым сердцем. В молитве надобно, чтобы сердце искренно желало того, чего просит, чувствовало истину того, о чем говорит, – а чистое сердце имеет это как бы в природе своей. Потому оно может молиться и с поспешностию и в то же время богоугодно, так как поспешность не навредит истине (искренности) молитвы. Но не стяжавшим сердечной молитвы надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы. А это не всегда скоро удается человеку, не привыкшему к молитвенному созерцанию. Поэтому редкое произношение слов молитвы для таких людей должно быть поставлено за непременное правило. Ожидай, пока каждое слово отдастся в сердце свойственным ему отголоском.

Если бы кто из неверующих спросил: Бог ли Иисус Христос? – то нам, в доказательство, достаточно было бы указать на силу Животворящего Креста.

Бог есть любовь [1 Ин. 4,8,16] – и мгновения ненависти нашей к другим не терпит и наказывает.

Бог есть истина – и мгновения усумнения в дознанной истине не терпит в нас.

Исправь сердце свое и увери с Богом дух свой. О евреях, пользовавшихся великими благодеяниями Божиими и оказавшихся неблагодарными, сказано, что они не исправили сердца своего и не уверили с Богом духа своего [Пс. 77, 8].

Не тронь змею – и она не тронет; но стань нападать на нее и увидишь, как она зашипит и станет тебя язвить. Змея эта – грех в нас. Чтобы совсем не убил нашу душу, надо гнать его извнутри, хоть и язвит.

Терпи великодушно бесовские побои, и не возмущайся. Бог попускает для твоего спасения.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят [Мф. 5,8], потому что Бог есть чистейший Дух, а сердце наше есть душа наша. Значит, очищенное сродное увидит Сродного себе. Чистая душа – Пречистого Бога.

Не веровать в Тайны – значит отречься от Христа, от Божества Его. А Он – всех вещей Истина, и тебя самого.

Ведущие духовную жизнь видят сердечными очами, как кознодействует диавол, как руководят Ангелы, как Господь державно попускает искушения и как утешает.

Имей всегда в сердце память об искупительных страданиях Иисуса Христа. (В шестый день же и час... в девятый час... На стену.)

Читая утренние или вечерние светильничные молитвы, для согреяния сердца своего и искренности молитвы призови в помощь Духа Утешителя, ходатайствующего о нас в нашей молитве воздыханиями неизреченными [Рим. 8,26]. Говори: сам я многогрешен и недостоин отворить уста за других; свои беззакония отяготеша на мне, яко бремя тяжкое, и сам я нуждаюсь в молитве за себя. Согрей убо, Господи, сердце мое, да сокрушится оно о собственных грехах и изведет слезы из очей, – а потом и молись сам.

Когда возьмется диавольское смущение при чтении какой-либо молитвы, тотчас обрати внимание на златые, досточестные слова молитвы, излившиеся из святого сердца, обители Святого Духа, – и тогда пройдет смущение. Вся беда в том, что диавол отводит наше сердце от этих слов, помрачает их достоинство в нашем уме и сердце.

Духа смущения, боязни и уныния вменяй в дым, как и действительно он не сильнее дыма, если у тебя есть вера в сердце. Все по неверию нашему он касается нашего сердца. Надо, чтобы во время богослужения постоянно горела сердечная молитва.

Замечайте, какого вы духа [Лк. 9,55]; а заметить это очень легко, потому что только два, совершенно противоположных духа: дух, убивающий душу, и дух оживляющий; дух скорби и тесноты и дух мира и пространства; дух радости и дух уныния; дух страстей и дух святыни – легкий, широкий. Это делайте во славу Всесвятого Духа.

Помни Господа Иисуса Христа, Пречистую Его Матерь и святых так, как бы они вчера жили и действовали, – так оживляй их память. Не смотри на расстояние времени.

Есть одна неизменяемая Причина всего: если Причина эта с вами, то вы останетесь неизменными при самых сильно изменяющих душу причинах (бесовские искушения), или душу и тело вместе (мученики, три отрока: Анания, Азария и Мисаил; Маккавеи, все новозаветные мученики), и то бывает, что все около вас будет изменяться, преходить, а вы будете неизменны (семь Ефесских отроков, двести лет проспавшие как одну ночь в показание краткости сна смертного). Но если бы ты, изменяемое существо, захотел мысленно как-нибудь изменить Неизменяемое Первое Существо, то ты дорого поплатился бы за эту попытку; вместо того, чтобы изменить Неизменяемое (что невозможно), за свою дерзость ты потерпишь сам в душе и теле страшное изменение – скорбь, тесноту и внутренний огонь – наказание от Неизменяемого за дерзость твою, и память твоя погибнет с шумом.

Благодарю Тебя, Господи, от всего сердца, что Ты наказываешь меня больно внутренно за грехи. Это наказание – предосторожность от больших грехов и вместе – наказание за сделанный грех. За внутренний грех внутреннее и страдание. Слава Тебе, всеблагий Господи!

Сам сказал (αυτὀ εϕα[121]). Если с таким доверием и уважением говорили о словах языческие философы, то с каким доверием и благоговением должно смотреть нам на слова Самого воплощенного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» [Деян. 20,35], – да будет это слово решением всяких сомнений и недоумений. Больше ничего не ищи. Истинно слово всяко Владыки и Бога моего.

Отчего святые слышат на всяком месте наши молитвы? Должно быть, оттого, что для них, как бесплотных, земля наша не больше значит, как ладонь нашей руки, и пред их очами мы все как на ладони, тем более что они – един дух есть с Господем [1 Кор. 6,17]. Для нас много значат земные расстояния, потому что мы обложены подверженною измерению плотью, которая судит о величине расстояния по своим ограниченным мерам; но для них нет таких мер. Верою и молитвою мы можем сообщаться со святыми скорее электрических телеграфов и железных дорог.

В молитве и во всей жизни своей отвергнись себя, то есть признай сердце свое лживым и откажись навсегда следовать его плотским, греховным требованиям; почитай истинным только то, чему учит тебя слово Божие и Церковь (относительно веры, надежды и любви).

Когда исполняешь молитву домашнюю, службы и все Таинства искренно, от души, с самоотвержением, тогда дивное спокойствие на душе; а когда не препобедишь себя – своего лукавства, маловерия, тогда непременно наказываешься и не бывает мира в костех моих от лица грех моих [Пс. 37,4].

Не дерзай думать, что сила Креста Животворящего или Божественных Таин зависит от твоей веры или неверия, – Крест всегда Животворящий, веруешь ты или нет; Тайны – тоже; держи себя всегда от них в почтительном отдалении и употребляй их всегда с благоговением. У них своя сила, а не твоя; они отданы как бы во власть твою, но сами властвуют над тобою, а ты не имеешь над ними в самом деле ни единой власти.

Ты терпишь от отца [дымление], но не крест, не гвоздия, не копие; а Спаситель за тебя потерпел и это. Смотри.

Если ты, имея тесную квартиру, позавидуешь собрату, имеющему квартиру просторную, удобную и чистую, то исправься сейчас же от зависти вот как: тотчас же заставь сердце силою веры возрадоваться о том, что ты имеешь одним земным благом меньше, чем твой брат, и возблагодари за это от всего сердца всеблагого Господа, Который удостоивает тебя внешней тесноты – для того, чтобы сподобить тебя широты духа (хождах в широте [Пс. 118,45]) и сделать участником подвигов святых Божиих, которые большею частою жили в тесноте, и многие скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли, хотя их весь мир не был достоин [Евр. 11,38]. Да и Сам Господь наш Иисус Христос на земле не имел, где главы подклонити, хотя и лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда [Мф. 8,20].

Диавол – исконный завистник и убийца наш – всячески старается лишить нас душевного спокойствия и отравить все наши удовольствия, какие Господь подает нам. По козням диавола обладающий многими дарами Божиими предается часто скупости и зависти и, таким образом, ни во что ставя то, что Господь дал ему, безрассудно желает большего, с алчностию смотрит на то, что есть у ближнего, желая получить его достояние себе; или же, приписывая какую-то необычайную, величайшую цену сребру и злату и другим вещам и из вещей, по природе преходящих и текучих, думая сделать что-то непреходящее, вечно пребывающее, болезнует сердцем каждый раз, когда любимая им вещь тратится или издерживается, и его сердце разрывается на части, когда он ступает в грязь, когда нужно расставаться с деньгами. Скупой дрожит за сладкую снедь, одежду, деньги – за все. Противопоставляй козням диавола самое живое чувство благодарности к Богу. Диавол, налегая на сердце, подавляет часто и веру в Бога, и чувство милостей к нам Божиих, но на это не нужно обращать внимания. Крест, нами так часто изображаемый, да поражает бесплотного злодея и да напоминает нам живо милости Божии бесчисленные.

Все излишнее, поступающее чрез уста в желудки, имеет влияние на сердце, которое находится в самом близком отношении к желудку, и ослабляет, а часто и закрывает очи сердечные, поэтому нужно крайне осторожно употреблять снеди и другие удовольствия, получаемые устами.

Кто ближе к нам Господа Бога, нашего Творца вездесущего и Отца всеблагого? – Никто и ничто. Между тем плоть и живущий в ней диавол так закрывают от нас Его, что мы только по временам чувствуем близость Его к себе, когда живая вера посетит наше сердце.

Нынешний день – день моего рождения и крещения, то есть и рождения плотского, и рождения свыше; замечательно, что два рождения – плотское, греховное, и духовное, благодатное – как бы соединены между собою в моей жизни. Если бы это было добрым предзнаменованием, что жизнь по духу, скоро сменивши жизнь по плоти, спасет меня, соделавши жителем горнего, духовного Царства!

Грешная плоть такую силу взяла над духом, что даже в духовных делах она поставляет свою ногу, так что многие из нас часто, наченше духом, кончают плотию, грехом. О! Окаянные мы человеки! Кто избавит нас от сего тела смерти? [Рим. 7,24]. Везде на плоть сбиваемся с духа.

Нужно молить Господа, чтобы Он сподобил нас во всем свете и величии видеть чистоту и святость Ангелов Господних и святых Божиих человеков, прославленных Богом, – для того, чтобы нам видеть по их красоте и святости свое духовное безобразие, свою великую нечистоту и греховность и чрез то глубоко смиряться пред ними в молитве к ним и от всего сердца просить их молить об нас Всесовершенного, чтобы Он милостиво призрел, по молитвам их, на сознаваемую нами душевную скудость и обогатил душу нашу Божественными добродетелями.

Об утешении Святого Духа болящим и имеющим разлучиться с жизнию и о том, как жалки те, которые по причине приверженности своей к благам века сего не удостаиваются этого утешения. Наблюдение.

Мир подаждь ми падшему, Человеколюбче! От плод их познаете их [Мф. 7,16]. Если в тебе мир – в тебе Бог, если мучительное беспокойство – диавол; если блажен – в тебе Бог, если мучим – диавол.

В нас часто бывает что-то нудящее ко злу: и само злое так и понуждает стремиться нас излиться в зле и терзать нас; одним словом, мы чувствуем в себе что-то совершенно противоестественное нам, что мучит, убивает нас, запинает нас в делах и словах, от чего мы делаемся не свободными, а невольниками, сами не свои. Оно большею частию проходит, когда получит себе удовлетворение, или когда натиранится над нами, или посрамит нас в деле или слове; но иногда остается и после того – терзать нас унынием.

Если страсть к благам мира сего, занявши сердце твое, будет мучительно теснить его, то, чтобы избавиться от нее, скажи внутренно Господу: всеблагий Царю, Егоже Царство не от мира сего, расторгни всемогущею силою Твоею привязанность грешного сердца моего к тленным благам настоящего века и дай ему привязанность к вечным благам мира горнего. Даруй мне, подобно апостолу, вменяти все земное в уметы[122], да Тебя приобрящу. Даруй мне, смотрети не видимых, но невидимых: ибо видимое временно, а невидимое вечно [2 Кор. 4,18].

От чего бы ни происходила скорбь твоего сердца: от мгновенного ли помысла неверия или приступа какой-либо страсти – не занимайся ею; она – от диавола, который всячески хочет держать тебя в скорби и страдании и повергнуть в уныние. Он всячески старается ожесточить твое сердце лестью греховною. Это все его обманы.

Я был вначале ничем, потом семенем. Какая благая рука созидала меня во утробе матери моей и образовала во мне члены? Кто переводил меня из небытия к бытию и, давши бытие, постоянно доселе мне благодетельствует? Сам собой я быть не мог; да я и не могу ни одного волоса сделать белым или черным [Мф. 5,36]. Всеблагий Господи! Твои это руце сотвористе мя и создасте мя [Пс. 118,73]. Это – Ты, от не сущих вся приведши, создал меня чрез Ипостасное Слово Свое и совершаешь чрез Духа Своего. Ты, прежде неже создати мя во чреве, знал уже меня и, прежде неже изыти мне из ложесн, освятил меня, священника людем Твоим поставив меня. Слава благоутробию Твоему, слава силе Твоей, Господи!

Диавол закрывает часто очи нашего сердца, помрачая их своею тьмою, чтобы сердце не могло зреть Бога и милостей Его. А сердце должно зреть Бога выну, подобно как Давид зрел Господа пред собою выну, ибо Он одесную его [Пс. 15,8]. Тяжело, когда сатана закрывает очи сердечные: душа лишается духовного света, который составляет жизнь ее, и остается в состоянии мрака, скорби и страдания. Не от лишения ли этого света получил название и самый ад, что с греческого значит – место, лишенное света: αδἠ, или αιδἠ[123].

Что в чувственном отношении для живущих существ – земля, то в духовном для разумных существ – вера. Чтобы тела материальных существ не исчезали в безграничности творения, дана им земля как точка опоры, как основание их телесного бытия; из земли и тела их, и пища – для поддержания их существования, и одежда; и ходят они по земле, не отрываясь от нее, и по смерти в землю же опять они возвращаются. А чтобы существа духовные – души человеческие – не носило всяким ветром учения примеров соблазнительных в безграничности мысленного мира, чтобы не делали дел, наводящих духовную смерть, чтобы падший дух не увлек душ человеческих в свою пагубную область греха и смерти, в мир призраков и теней, – для этого дана нам вера в Бога со всеми святыми и животворными ее истинами. И кто не хочет погибнуть в бездне ада, тот должен как можно тверже стать на камне веры – от нее получать пищу для своего ума и для своего сердца (так как без сродной себе пищи душа наша не может существовать так, как должно, то есть блаженно, разве может только крушиться и погибать духовно, как говорит премудрость Соломона о всем, что есть в мире сем приятного: все сие есть суета и крушение духа). Видишь многих людей, стоящих искреннего и глубокого сожаления, которые, зная веру только поверхностно, по имени и вообще, а не делом и в подробности, живут без всякого духовного основания, не имея никакой твердости, на которую они могли бы опираться в своей жизни: их легко склонить ко всему – и к доброму и худому, и скорее всего – к худому, которое, по растленности нашей природы, пристает к нам со всею удобностию. Такие легкие (легкомысленные) души диавол весьма удобно склоняет на свою сторону и повергает их во все тяжкие грехи, делая их жалкими рабами своими. Больно смотреть на таких людей. А все беды от неверия или от невежества в вере, оттого, что сердце таких людей не имеет нравственной опоры, как тела имеют опору свою в земле.

К нам бывают нередко скупы другие или завидуют нам, а мы осуждаем их в зависти или в скупости; но зависть других к нам или к другому кому или скупость в отношении к нам или к другим бывает часто достойным возмездием нам или другим за нашу скупость, за нашу зависть, – и они тою же мерою, еюже мы мерили, отмеривают нам.

Святой Андрей Первозванный. Господь всех зовет следовать за Собою. И всем нужно немедленно идти за Господом. Оставим других, неразумных, кружиться в вихре суеты; мы знаем, что не только суета человеческая пройдет, но и земля прейдет и что нам нужно позаботиться о прочном, непоколебимом вовеки пристанище для нашей вечной души.

Слово – прекрасное средство восстановить сердечное спокойствие в людях, с которыми мы живем вместе или имеем сношение и которые по какому-либо недоразумению наших к ним отношений невыгодно смотрят на нас; так же как оно есть единственно верное средство успокоиться и самим нам на счет других. Несколько слов объяснения – и разом уничтожается часто продолжительная апатия наша к другому, происходившая от недоразумения отношений наших взаимных: не нужно молчать, когда нужно слово, когда замкнутость в себе вредит и нам самим и другим. Когда какая-нибудь темнота, недоразумение в отношениях между двумя или несколькими лицами, тогда должно вступить в свои права слово и выяснить или уничтожить эту темноту. Слово – откровение души, обнаружение ее. Без слова кто из человеков знает, что в известном человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? [1 Кор. 2,11]; а слово дает знать об нас другим, что в нас есть и что мы.

Примите к сведению все, что, если душит вас иногда внутренняя злоба, от которой горят разрушительным огнем ваши внутренности, не ожесточайтесь от этого больше и больше и не принимайте этой внутренней злобы за такое состояние, в которое вы – и только вы одни – поставили сами себя. Это не вы только злы, а диавол злобный в вас делает свое дело, изливая свою злобу. Чем это доказать? Сделайте с верою крестное знамение на злом своем сердце и на том месте, где особенно чувствуете адский огонь, – и он сейчас погаснет, восстановится спокойствие и легкость на душе. А это значит, что прежде в вас был диавол, который от попаляющей его крестной силы вышел. Не стойте во зле, а будьте как можно удобопреклонны к добру – и победите врага. Чаще за знамение крестное беритесь да имя Господа Иисуса призывайте.

Не будьте горды, ненавистливы, завистливы, скупы, то есть не соизволяйте нимало на эти страсти. В начале поддадитесь хоть бы на мгновение – диавол войдет в вас и будет вас палить тою или другою страстью; больно будет. Всего больше бойтесь подущений злого духа на брата: знает он, что любовь – первая наша добродетель, и знает благотворнейшие плоды ее для христиан, и потому больше всего старается лишить сердца наши любви. Все возможные – и малые и значительные предлоги – употребляет он к тому, чтобы возбудить между людьми вражду, ненависть и другие страсти, нарушающие спокойствие и безопасность ближнего. Он дает человеку лукавое сердце и лукавый глаз, чтобы везде видеть предлоги к страстям, в самых невинных лицах и предметах.

Бог наш есть Отец Светов – Сына и Духа, вечно в Нем Сущих. Во Едином Божестве – Три Сияния. Чрез Сына Божия все получило преведение и переход из небытия к бытию.

Ведайте, что есть Ангелы добрые и духи злые, и [как] первые принимают великое участие в спасении людей (см. канон Ангелу-Хранителю), так другие всячески стараются погубить человека, и весьма часто погубляют невнимательных и преданных душою какому-либо пороку, нерадящих о своем спасении. Многие несчастные примеры между людьми, преданными страстям, объяснить можно не иначе, как участием – и самым сильным – злых духов. Апостол предостерегает и говорит: трезвитесь, бодрствуйте [1 Пет. 5,8]. Обязанность наша – чтить Ангелов добрых и горящих к нам, бренным, любовию и всячески ненавидеть злых духов и всех дел их, отрицаться сатаны и всех дел его и прочее.

Время драгоценно: дни ваши сосчитаны; известно и то, сколько должны бы вы были сделать добра в эти дни и не сделали. Дорожите же крайне временем и не убивайте его безрассудно. Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой [Пс. 38,5].

Разум – для мира чувств, сложного, где нельзя видеть всей души одним приемом зрения, а нужны процессы – понятий, суждений, умозаключений, аналогий, наведения[124].

Мыслительная способность – страж сердца, или души. Не прежде что-либо из мира мысленного (в этой жизни) и вещественного дойдет до сердца, как побывавши хоть на мгновение в мышлении: разум не допустит – и до сердца не дойдет. А разум пропустил – и гости в сердце. Так диавол, убийца наших душ, входит в сердце не иначе, как чрез помыслы, пленяя душу их благовидностию. Когда мы достигнем тихого и безопасного пристанища, где воры не подкапывают и не крадут [Мф. 6,20] имения наших душ, когда даст нам Господь Спаситель живот вечный, когда никто не может похитить нас из руки Его [Ин. 10,29], – тогда страж наш, разум, ум, будет от нас взят, как пестун по достижении нашего совершеннолетия, как земной руководитель; останется сердце наше с своим духовным зрением или умом, или все равно – душа наша, которая прямо будет зреть Бога, без посредства понятий, суждений и умозаключений. Чистые сердцем... Бога узрят [Мф. 5,8].

Лучше оденусь в рубище, отпущу бороду, перейду жить в дикие степи сибирские, нежели уступлю одну пядь земли, приобретенную кровию моих предков, – сказал благословенный Александр России по вступлении Бонапарта в Россию. А христианин духовному Наполеону, хищнически вторгающемуся в его душу, должен говорить: лучше останусь без куска хлеба, без крова, без одежды, без отечества, чем соглашусь потерять чистоту и непорочность души моей, приобретенную мне Кровию Сына Божия, чем соглашусь с тобою на ту или другую страсть, на тот или другой грех. (А если он хочет разделить тебя с родными, говори то же без прибавления: родных и знаемых. И так приноровляйся о каждой страсти.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.