Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 21 страница




Внимай: Господь в нынешнюю ночь образно представил тебе козни невидимого врага и бросание огненных стрел в душу твою – под видом бомбардирования неприятелем приморского города. Узнай, кто отводит от тебя множество стрел врага, ибо многие бомбы разрываются в море или мимо дома души твоей проскользают, и ты остаешься среди города (среди людей) невредим. Эти избавители – Ангелы: ты видел, как они под видом отважных людей брали катящиеся бомбы в руки и бросали их дальше от твоего жилища. Еще кто эти благодетели? Это нищие, которых ты с радостию увидел в храме и раздал им милостыню (нищие были все дети – вероятно, Ангелы нищих). Еще избавитель твой – молитва твоя. Ты не забыл обратиться с молитвою к Богу и, раскрыв Библию, нашел молитву Езекии или Есфири и воззвал сердечно к Богу о помощи. Научись также из сна, что ты спишь духом при богослужении, нерадив (ты, отправляя вечерню, уснул под конец и недокончил; пришел отец Матфей и сам отслужил). Знай же, откуда огонь свирепеет во внутренних твоих, – это враг, с своими огненными стрелами.

Святые с радостию исповедовали Христа, когда вели их на огненные костры или сажали на огненные решетки, когда строгали их тела железными когтями, – и ты среди огненных искушений с твердостию и радостию исповедуй Христа.

Как можно меньше на себя и как можно больше на других!

Для удовольствий разве только ты служишь Богу? Благодарно терпи находящая.

Минутное ты существо.

Всем сердцем принадлежи Богу; в противном случае ты будешь принадлежать диаволу, и он наругается над твоими неискренними усилиями угодить Богу. Гори всегда духом в служении Богу, чего бы это ни стоило.

Сильно враг оскорблял меня без Христа: он неминуемо вселяется в меня и только слезами выгоняется. Ощутительно выходит: как будто уколет оконечность правой стороны желудка – и тогда вдруг бывает легко.

Когда ты причастишься с усумнением и, значит, недостойно и сердце твое обымется смущением и страхом, по Писанию, тамо убояшася страха, идеже не бе страх [Пс. 13,5], также скорбию и теснотою, – не впадай тогда в уныние и отчаяние, но да будет первый твой вздох о том, что ты прогневал бесконечную любовь Господа и солгал на истину Его, а никак не о том, что ты внутренно уничтожился и страдаешь. Это самое оскорбительное для Господа самолюбие – жалеть о своем наказании и не жалеть о прогневании Любви. Напротив, радуйся во страданиях своих, которые служат знаком неизменности (камень) Божией, наказывающей наше непостоянство и изменчивость. В самом деле, не должен же Господь перестать для нас – для нашего самолюбия, быть неизменяемым, потворствовать нашему ложному сердцу, которое должно непременно, по закону Божией правды, сокрушиться, павши на камень – Христа (преткнувшись о камень – Христа). Тот, сказано, кто упадет на этот камень, разобьется [слав.: сокрушится ] [Мф. 21,44]. Потому Христос и называется камнем, что Он тверд, не изменяется, не то что мы – слабые, изменчивые, непостоянные. Так и вся вера наша есть камень; павший на этот камень, непременно сокрушит сердце свое, – а камень останется камнем. Если и ты по вере в Господа будешь един дух с Ним, то и ты будешь камнем претыкания для других; но все, претыкающиеся о тебя, разобьются, а ты останешься (камнем) целым.

У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война чрез помыслы; каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть всему оком светлым каждое мгновение, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого – и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовию – в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отчерпаешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы избегай всячески холодного равнодушия. Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце – лукавое маловерие или неверие; устами как будто близок человек ко Господу, а сердцем – далек. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом. Молись, да и крепись; сердце свое крепи.

Имей всегда в виду высокое достоинство свое и пасомых, как искупленных Кровию Христовою, и не унывай при нападениях невидимых врагов. В главе твоей и их стоит Сам Христос. Диавол, как противник Божий и дух хулы, всеми мерами старается отторгнуть нас от внутреннего исповедания Христа как Бога и отвлечь от животворящей Чаши Его. Крепись.

Помни величайшее чудо приведения тебя из небытия к бытию – и будь без меры всегда благодарен Творцу.

Если ты не имеешь духа кротости и смирения, то плачь пред Господом и говори: Господи! Я не имею духа Твоего, духа кротости и смирения, – даруй мне духа сего!

Если ты холоден и нечувствителен к дарам Божиим, то говори чаще: Господи, даруй мне всегда памятовать приведение меня и всего, что у меня и на мне, от небытия в бытие, именно: дарование мне жизни, и воспитание, и сан священства, все милости, какие я получил в прошедшей временной жизни и ныне получаю. Все из небытия в бытие приводишь Ты для меня (собственно как для меня, поколику я прежде того не имел): все внешние блага и все внутренние дары познаний, мира душевных сил, радости, любви. Не было – и есть. Вот и внешнюю награду первую я получил – и она из небытия в бытие пришла для меня собственно; не лиши меня, прошу, небесных Твоих наград. Я так много получил от Тебя земных даров. Даруй мне при получении наград духовного восхождения в сердце своем полагать: да взойду ими, как по ступеням, к Тебе, Безначальному.

И на молитве человек большею частию не сын свободы, а раб необходимости и долга (officium[117]). Взгляните на какого угодно человека, хотя бы на священника: многие ли молятся с свободным, пространным сердцем, с живою верою и любовию?

Внутренний наш человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не связанный искушениями лукавого, выглядывает свободно только на несколько мгновений утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды. Все же остальное время он покрыт почти непроницаемою тьмою: на его очах лежит болезненная повязка, скрывающая от него истинный порядок вещей духовных и чувственных. Ловите утренние часы – это часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы восстанем, обновленные, в общее утро невечерняго дня воскресения или когда разрешимся от этого смертного тела.

Внимай: как верны наказания тебе в этой жизни за грехи, так верны и награды, обещанные тебе в будущем веке. Опытами временной жизни познай, как верен Обещавший.

Жалкое состояние греховной человеческой природы: наказывают за грехи (Высшая) или за пороки и преступления (гражданская власть) сто, тысячу раз, – и все-таки человек грешит. Горько наказание, а грех приманчив. О, плод древа познания добра и зла, плод обманчивый, убийственный.

Не смотри на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело – одежда временная), а смотри на того, кто ею одевается; не смотри на великолепие дома (тела), а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, – иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обесчестишь Царя, поклонившись рабу Его, а Ему не воздав ни малейшей, Ему подобающей чести. Также не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; а есть подлинно такие люди, которые любуются красотою букв и чистотою печати известной книги, а на содержание ее весьма мало обращают внимания. Согрешают. Дух унижают, а тело возвышают, потому что буквы – тело, а содержание книги – дух. Не обольщайся вдруг мелодичными звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их: если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые – слушай и питай ими твою душу; если же чрез них вливаются в душу твою страсти – оставь слушать, брось и тело, и дух музыки.

Когда приступаешь к животворящим Тайнам, для отражения диавольской лжи в сердце твоем говори сам в себе от всего сердца: я – ложь, а здесь – чистая Истина; также не бойся ни на минуту его мечтательного смущения и страха, коими он поражает сердце пред причастием. Надеющийся на Господа, как гора Сион [118][Пс. 124,1]. Надейся и ты на Него, и нимало не колеблись.

Не верь сердцу своему, когда оно злобится на брата и осуждает его; скажи себе: не верю тебе, сердце, и никогда не хочу верить, потому что знаю я и убежден, что я – ложь. Сыны человеческие – только суета; сыны мужей – ложь [Пс. 61,10]. Вот на себя буду всегда гневаться, себя осуждать за гнездящуюся во мне ложь и разное зло: это будет и полезно и справедливо.

Все вещественные блага человек с усилием снискивает для того, чтобы доставить покой и удовольствие своему сердцу; но горе, если из-за благ вещественных он пренебрегает приобретением благ духовных. Это нелогично, безрассудно, слепо. Вещество и дух (сердце человеческое) – не родня. Покой и удовольствие сердца – Бог и Его вечные духовные блага; от вещественных благ никогда сердце не упокоевалось, напротив, всегда чувствовало новую жажду и ненасытимость. Дивна дела! То, чего не доставляют моему сердцу никакие груды денег, то доставляет мне весьма удобно знамение креста, изображенное на моем сердце, и искреннее обращение мысли и сердца к Господу Иисусу Христу или к Пречистой Его Матери! Цени после этого богатство, собирай его всякими средствами, потей над ним. За все труды оно будет только уязвлять твое сердце. Христианин! Лобызай верою и любовию Крест Твоего Господа и неси к подножию его всего себя, всю жизнь свою, все труды свои, все печали свои и все радости свои и все внешние блага свои: тут твой покой, тут твое блаженство.

Когда тебя позовут соборовать и сердце твое будет болеть маловерием (а при маловерии сердце боязливо и все действия человека неточны, нетверды, нерешительны; слова нетверды, быстры и прерывисты, голос дрожащий) и в недоумении как бы станет вопрошать себя: как исцелит Господь по недостойной молитве моей такого немощного? – тогда для разрешения твоего маловерия в живую, успокоительную веру предложи себе такие вопросы: часовой мастер не в состоянии ли исправить повредившиеся часы; машинист не в состоянии ли исправить повреждение своей машины, которую он построил; вообще, мастер какого бы то ни было дела не сумеет ли повредившееся от чего бы то ни было дело рук своих исправить и дать ему надлежащий вид? – Конечно, скажешь. Точно так же совершенно будь уверен, что Господь силен исправить или исцелить человека, который есть дело рук Его; тело наше не более как сосуд скудельный, сделанный рукою Премудрого Художника Бога; в этом сосуде премудрою волею Творца заключен бессмертный дух – Его дыхание, который в состоянии своего падения увлекает к болезням и разрушению и вещественное жилище свое – тело. Потому старайся возбудить в больном искреннее желание прощения грехов своих и надежду на всемогущество и благость Господа, сильного исцелить всякую болезнь и всякую немощь в людях [Мф. 4,23], да и сам молись с горячею верою, не двоедушничая.

О Кресте. Какая бездна любви Бога Творца выразилась на кресте к твари Своей – человеку. Творец неба и земли, всего видимого и невидимого, – Тот, Кто засветил на небе солнце, месяц и неисчислимое множество звезд, Тот, Кто разлил воздух для дыхания всего живущего, Кто разлил воды по лицу земли, Кто покрывает растительностию всю землю и плодит, и растит, и питает всех живых тварей, – изволил соделаться человеком для спасения падшего от жизни в смерть человека, терпит за него страдания самые мучительные, смерть самую поносную, чтобы избавить его от невообразимых вечных мучений во аде и от смерти второй. Человек с чистым сердцем, непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божией и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги и наши слезы любви. Но большая часть из нас как отзывается на такую любовь? – Бесчувственностию, готовностию второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками. Но скажем о силе Животворящего Креста ради Распятого на нем: он – друг верных христиан.

В молитве не жалей себя и молись непременно всегда от всего сердца. Не жалей себя для сердечной молитвы даже тогда, когда ты весь день провел в трудах совершения треб; не вознеради нимало на святой молитве, всю скажи Господу от сердца: виждь – она дело Божие. Взялся за гуж, не говори, что не дюж; возложив руку на рало, не зри вспять. Допустивши молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь (если на ночь молишься), пока не выплачешь своего греха пред Богом. Не со всяким это бывает, а с усовершившимся. Смотри же: Бога выше плоти своей не ставь, а пренебреги для Него покоем телесным. Какое молитвенное правило взялся исполнить (если длинное молитвенное правило, то исполняй хорошо все правило; если короткое – тоже), исполни его со всею добросовестностию и не исполняй дела Божия с раздвоенным сердцем [Сир. 1,28], так, чтобы одна половина его принадлежала Богу, а другая – плоти своей. Господь мститель на творящих это и уничижающих Его. Ревность Господа Бога не потерпит твоего лукавства, твоего самосожаления. Предаст Он тебя диаволу – и диавол не даст покоя сердцу твоему за пренебрежение к Тому, Кто есть истинный покой твоего сердца, и будет всегда делать это для твоей же пользы, для того, чтобы удержать твое сердце в близости к Богу, потому что каждая неискренняя молитва удаляет сердце от Бога и вооружает Его на самого человека; и напротив, каждая искренняя молитва приближает сердце человеческое к Богу и делает его присным[119]Ему. Итак, верь слову: поторопишься на молитве для покоя телесного, чтобы отдохнуть скорее, а потеряешь и телесный покой, и душевный. Ах! Какими трудами, потом, слезами достигается приближение сердца нашего к Богу, – и опять ли мы будем самую молитву свою (небрежную) делать средством удаления от Бога, и Бог ли не возревнует об этом? Ведь Ему жаль и нас и наших трудов прежних, и вот Он хочет заставить нас непременно обратиться к Нему опять от всего сердца. Он хочет, чтобы мы всегда принадлежали Ему. (Положим, что ты прежде был близок к Нему сердцем ради всегдашней искренней молитвы или причащения с несомненною верою животворящих Таин. Но если ты двоедушно, небрежно сегодня помолился, то ты уже отдалился от Него. Об этом и смутность сердечная скажет тебе.)

Еще, положим, что ты правило пред причащением прочитал не от всего сердца, а холодно, не проникнувши душою великолепным, трогательным их содержанием, – ты опять удалился от Бога и от Его пречистых и животворящих Таин, и бойся, что ты с таким же двоедушием и причастишься их, значит, недостойно, в суд себе. Вообще, когда взялся за молитву, молись всем сердцем и не будь ни студен, ни горящь [Откр. 3,16], а непременно горящь.

Господь из земли творит различные тела – трав, деревьев, рыб, птиц, животных, человека. Ту же землю (хлеб пшеничный) обращает, пресуществляя в пречистое Тело, и вино – в пречистую Кровь Свою. О, благоутробие Божие! Он благоволит доныне делать в очах наших чудеса!

Приятен ли тебе тот человек, который недоверчиво смотрит на тебя и, по твоему мнению, предполагает в тебе то, что ты не есть, чего в тебе нет? Если ты делаешь, например, добро ему от всей души, а он подозревает тебя в искренности твоих намерений; если ты говоришь истину, а он думает, что ты лжешь? Ты отворачиваешься скорее от него, потому что тебе неприятно смотреть на его вопросительные взгляды. Если же ты смотришь иногда на пречистые Тайны с недоверчивостию, вопросительно – каково это всесовершенному, всесвятому, верному во всех словах Своих Господу и как Он будет смотреть на тебя? О! Он отвратит сей час очи Свои от тебя. Оттого у недоверчивых мучения в сердце, – то есть оттого, что они оскорбляют Господа недоверчивостию, и Господь отвращает от них лице Свое.

За малейшее движение нетерпения и злости благодать Господня оставляет священника пред литургиею и входит в него начальник злобы – диавол. Тогда все силы священник должен употребить оплакать свой грех или чистосердечно раскаяться в нем, иначе и литургию совершит, и причастится недостойно.

Если огонь в правом боку – значит, диавол вошел в сердце и жжет его; если в левом – значит, от чувств покаяния и сердечного сокрушения во грехе он на пути к выходу: входит правым, выходит левым боком.

Что мудреного, что бес скрывается в рукомойнике? И мы молили при Таинстве Крещения: да не утаится в купельной воде демон темный.

Христианин с радостию и полным сознанием в Божественной силе Господа и Креста Его произносит молитву: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его... Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа... Величественная важность и сознание своего высокого достоинства сияет у него тогда на лице его, потому что он видит тогда на себе опыты Божественного благопромышления об нем, благости и силы. Бесы, кознодействующие в нем, от крестного знамения исчезают, как дым; как тает от огня воск, так тают они, и христианин вдруг ощущает во внутренностях своих мир и сладость после разрушительного огня, свирепевшего в нем от бесовских пакостей и делавшего из его внутренностей целый ад: потому что, где бесы, – там ад.

Обращаясь ко Кресту с приветствием радости, он – не мечтатель, не фанатик, но вещает истинное слово; и говорит так от полноты удивления и признательности ко Кресту, который совершает для него ежедневно великие чудеса – прогоняя из него темные, огнепалящие силы, разрешая его душу от заклепов адских. Слава, слава, слава вере Христовой! Слава Его Кресту Животворящему! Поистине животворящему души верных христиан.

Если вы терпите наказание... Если же остаетесь без наказания... [Евр. 12,7 – 8.] Вижу многих, живущих без наказаний, и иногда соблазняюсь, как Давид, который говорил: я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых [Пс. 72,3]. Но не буду впредь соблазняться: если я терплю частые наказания внутренние, то якоже сыну обретается мне Бог; а кто не терпит наказания, тот прелюбодеище.

То твой подвиг крепкий да будет в продолжение всей твоей жизни, чтобы не поддаваться никаким усилиям диавола отвлечь тебя от стояния в истине и склонить тебя на сторону своей лжи. Держись крепко святой веры и всего богопреданного, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен [слав.: о них же научился еси ] [Лк. 1,4]. Исповедуй Пресвятую Троицу, как научился, до конца жизни своей; исповедуй Христа и все Его учение и Его Таинства, как научился; все церковные предания почитай истинными, молись духом и истиною; преданные святыми отцами чины богослужения исправляй, как должно; писания их богомудрые почитай и с усердием читай, признавая их за богопросвещенные.

Совершая какое-либо Таинство или молясь о чем-либо, не заботься о том, как совершится то Таинство или исполнится то, о чем ты просишь; твое дело – только делать свое дело, а все прочее делает Всемогущий, Тот, Кто и тебя из ничего привел в бытие. Ты тут только орудие. Не испытуй, но веруй. Господь твой есть Бог чудес. Ты сам, в своей душе и в своем теле, чудо. Например, как кровь обращается без твоего ведома и образует вновь постоянно разрушающееся тело, так Тело и Кровь Господа без твоего же ведома претворяются из хлеба и вина. В твоем теле постоянные сокровенные чудеса: образование крови, соков. Твое тело постоянно строится или творится при постоянном разрушении, и все оно живет совершенно независимо от тебя, а от воли Бога Творца, давшего ему законы бытия и поддерживающего их.

В присягах является в Кресте и Евангелии Сам Господь – и не иначе должны все смотреть на это – и вопрошает всех, желающих принять присягу: любите ли вы Меня, Солнце правды, и в самом ли деле вы христиане, то есть Мои рабы и последователи, и готовы быть всегда слугами правды, а не слугами лжи и обмана? Если вы – Мои рабы и любите Меня, то делайте добросовестно предстоящее дело и не лобзайте Меня лобзанием льстивным.

Остерегитесь: придет время суда Моего, и Я изобличу вас тогда пред всем миром в вашей неправде, в том, как многократно лобзали вы Меня лобзанием Иудиным, давали в Моем присутствии слово правды и не поступали по правде. Не забывайтесь: присяга – великое дело. Страшно быть клятвопреступником. Погубит Господь вся глаголющыя лжу. Ты целуешь истинные слова Мои в Евангелии и тем как бы говоришь: я буду также истинен, как истинно Твое слово; целуешь Господа распятого и как бы говоришь: как Ты пострадал для того, чтобы избавить нас от всякия неправды, так и я лучше готов пострадать, нежели за истину свою послужить чем-либо в предстоящем деле и должности неправде.

Сведения, необходимо нужные каждому христианину, в кратких главах предложенные.

Во время молитвы бывают иногда минуты убийственного мрака и смятения сердечного, происходящие от неверия сердца (неверие – мрак). Не малодушествуй много в эти минуты, но вспомни, что, когда пресекся свет Божественный в тебе, – он сияет всегда во всем блеске и величии в Боге, в святом слове Его, в мире святейших духов, в Церкви Божией, небесной и земной, и в мире вещественном, в котором видимы присносущная сила Его и Божество [Рим. 1,20]. Не думай, что изнемогла истина: она никогда не изнеможет, потому что истина – Сам Бог, и все существующее в Нем имеет свое основание и причину, а изнемогает в истине только твое слабое, грешное, темное сердце, которое не всегда может переносить напряжение света Ее и не всегда способно вместить чистоту Ее, а только тогда, когда оно очищается или очищено от греха, как первой причины духовного мрака. Доказательство тому всего ближе взять от тебя самого. Когда свет веры или истины Божией живет в твоем сердце, тогда оно покойно, твердо, сильно, живо; а когда он пресечется, тогда оно беспокойно, слабо, как трость, ветром колеблемая, безжизненно. Не обращай внимания на этот сатанинский мрак. Прогоняй его от сердца знамением Животворящего Креста.

Отдавай должную память святому или святым каждого дня и для этого справляйся ежедневно с уставом. И тебя святые вспомнят: они не любят оставаться в долгу. (Замечание себе.)

Если ты иногда чувствуешь трудность дойти сердечною верою до Бога Отца, то вспомни слова Спасителя: никто не приходит к Отцу, как только через Меня [Ин. 14,6]; или: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть [Мф. 11,27], – и молись о том Сыну Божию.

Помни, что ты в жизни своей мало молился искренней молитвою, молитвою от всего сердца, – и кайся Богу чаще в этом грехе, проси у Него даровать тебе молитву искреннюю, пламенную, от всего сердца. Да, много раз ты оскорблял Господа своею двоедушною молитвою. О! Как я грешен пред Богом! Нет числа грехов моих – без всякого преувеличения! Господи! не вниди в суд с рабом Твоим [Пс. 142,2]: аще беззакония назриши... кто постоит? [Пс. 129,3].

Духа мудрования суетного останавливай следующими словами: Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй [Сир. 3,21 – 22]. Дух мудрования мучит большее людей ученых, у коих горизонт познаний широк и в коих есть где разгуляться духу ложного мудрования.

Если бы жизнь моя продолжалась только несколько мгновений, положим десять, и пять из них были мгновениями спокойствия, а другие пять – томления и муки, и тогда я с несомненностию должен бы был говорить: да, несомненно, есть у меня Жизнодавец и промышляет о мне Жизнодавец мой; и также несомненно должен был бы сказать, что есть существо в мире, имущее державу смерти, потому что пять неблагоприятных мгновений должны происходить от противоположного Богу существа, потому что одна и та же причина не может производить противоположных действий. А я, грешный, в духовной жизни моей имею из ста частей по крайней мере семьдесят – принадлежащими Богу, и только тридцать – диаволу. Как же не видеть пред собою постоянно Благодетеля, колебаться мысленно в живой вере в Него!

Мысленными очами сердца вижу я, как мысленно вдыхаю в сердце свое Христа, как Он входит в него и вдруг упокоевает и услаждает его. О, да не пребуду я един – без Тебя, Жизнодавца, дыхания моего, радования моего! Худо мне без Тебя!

Веру свою доведи до той степени, чтобы тебе молиться всегда от всего сердца, то есть со всею искренностию: ни одно слово пусть не будет лестью. А то больше у нас устне льстивыя (хоть и ненамеренно) в сердце, и в сердце глаголем злая во время самой молитвы.

Милостыню всегда подавай с лицом веселым – Сам Христос принимает; никого ни взглядом, ни словом не обидь.

Для Господа своего, для Его святого слова откажись от себя – от своего разума, от своих чувств, если они идут против слов Господа. Тяжело это, но зато это будет крест. Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет [Мф. 16,24] (и в самом деле пойдет за Мною).

Об исповеди. Глаголи ты беззакония. Исповем... беззаконие мое Господеви... [Пс. 31,5.]

Во всяком человеке преобладает великая тьма неведения о Боге и о себе самом. Когда делаешь дело Божие, отнюдь не размышляй в сердце своем, как это бывает, а веруй несомненно, что так бывает, как должно.

За одним грехом неизбежно следует другой, как капля за каплей.

Душа моя оживляет мое тело, а Тело и Кровь Христовы оживляют и самую душу мою – с душою и тело. Слава Тайнам Твоим, Христе! Как явны чудеса от них.

О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? [Мф. 17,17]. Виждь: Господь, Свидетель верный и истинный, гневается на людей неверных, на тех, которые видят Его чудеса, слышат об них, а не веруют все еще, что Господь всемогущ и нет для Него ничего невозможного. Эти слова хорошо приложить к маловерным священникам, которые видят и сердечными очами чудеса в себе от животворящих Таин Тела и Крови Христовой и при всем том, причащаясь, иногда усумневаются, точно ли Господь претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Свою? Таким Господь гневно говорит: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Священницы Господни! Внемлите: в животворящих Тайнах так несомненно, что хлеб и вино есть Тело и Кровь Христовы, как несомненны ваши тело и кровь и в вашем теле душа. Как у тебя тело и кровь и в теле душа, так на дискосе по пресуществлении – Тело и Кровь Христовы, и в Теле и Крови – Дух Христов. Вы и сами опытно дознавали это на своей душе, когда причащались достойно с верою несомненною, когда Дух Господа обнимал и, так сказать, поглощал собою душу вашу, и – мир и сладость Его разливались по всем составам вашим. Говорите же пред причащением внутренно: как тело и кровь мои, так здесь Тело и Кровь Твои; как в моем теле живет душа моя, так в Сем, лежащем на святом блюде Теле Твоем – Дух Твой, Жизнодавче Христе Боже мой!

И время течет не останавливаясь, и тело мое, при жизни еще, постоянно меняется и преходит; и мир весь, как видно по его движению, тоже преходит и как будто поспешает к предположенному концу своему, как заведенная машина: где же постоянное? Постоянное – то, что все это движет и направляет к своим целям; постоянна – первая Причина всего сложного и сотворенного, Которая сама не сложна и потому непреходяща, вечна; постоянны еще созданные по образу первой Вины духи Ангелов и человеков. Все остальное – мыльный пузырь. Не унижаю этими словами творения, но говорю так об нем сравнительно с Творцом и с блаженными духами.

Цени по достоянию величайшее чудо Иисуса Христа, Сына Бога Живого, являемое в причащении с верою Его Божественным Тайнам. Какое же чудо? Упокоение и оживотворение твоего сердца, умерщвленного грехом, столь явное после предшествующего часто причащению сердечного беспокойства и духовной смерти. От привычки не почитай его никогда за нечто обыкновенное и маловажное: такие мысли и расположения сердца навлекут на тебя гнев Господень, и ты не будешь после причащения вкушать мира и жизни. Живейшею сердечною благодарностию за дары оживотворения стяжавай жизнь от Господа, и вера твоя да возрастает более и более. Боязнь и беспокойство, от неверия происходящие во время причащения, почитай за верный знак, что ты удаляешься неверием от Жизни, предлежащей в Чаше, и не обращай на них внимания. О вера! Вера! Ты сама есть чудо для нас! Ты-то нас спасаешь: вера твоя спасла тебя [Мк. 5,34]. И после живой веры в истину Божию мы всегда отходим от Господа в мире; напротив, после маловерия – всегда без мира. Ах! Сатана входит часто после недостойного причащения Святых Таин, и он-то всячески старается поселить в нашем сердце свою ложь, то есть неверие, потому что неверие – все равно что ложь. Человекоубийца искони, он всячески старается и ныне убить человека своею ложью и разными помыслами и, прокравшись в сердце в виде неверия или какой-либо страсти, после оказывает достойным себя образом – больше нетерпением и злобою. И видишь, что он в тебе, но не вдруг-то часто избавишься от него, потому что он обыкновенно старается запереть в сердце все исходы к выходу из него неверием, ожесточением и другими порождениями своими.

Бойся непослушания своего другим, иначе оно отзовется непослушанием тебе других, – и тогда не жалуйся на других, а вини себя. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7,2; Мк. 4,24]. Так бойся и всякого греха: отзовется непременно впоследствии для тебя очень неблагоприятно. Если берешь, например, взятки – и сам будешь поставлен в необходимость дать большие взятки; если воруешь – и у тебя украдут или потеряешь.

Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг, – я раб Господа моего Иисуса Христа. Ты, вознесенная гордыня, унижаешь себя, так усиленно борясь со мною, слабым. Так мысленно говори злому духу, лежащему тяжким бременем зла на сердце твоем и нудящему тебя к злу разного рода. Гордому духу как бич огненный эти слова – и он, посрамленный твоею твердостию и мудростию духовною, убежит от тебя. Ты это сейчас увидишь, осяжешь, удивишься чудной в тебе перемене: тяжкого, убийственного для души бремени вдруг не станет; сделается так легко, легко. И убедишься ты осязательно, что есть духи злобы поднебесные, ищущие постоянно погибели нашей, ядом мрачных и злобных помыслов отравляющие сердце наше, усиливающиеся разрушить в нас любовь к людям и общительность с ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.