Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 17 страница




Настоятель монастыря тяжко согрешает, если скупится питать братию и приходящих странников, потому что Бог никогда не оставляет служащих Ему рабов, ищущих Царствия Божия и правды Его [Мф. 6,33]. Так и священник тяжко согрешает, скупясь в своем доме и не надеясь на щедроты Господни; верно, что Бог приложит все необходимое тем, кто служит Ему исканием Царствия Его и правды Его. Держи это в уме.

Не презирай меня, пастыря, овца словесного стада; пусть я, с одной стороны, во всем подобный тебе человек, со всеми человеческими немощами, но, с другой, я превознесен над тобою до небес, хотя считаю безумием гордиться этим. Укажу тебе на власть вязать и решать, данную мне Господом; не хвалюсь этой властью, но скажу тебе, что могу я сделать с тобою данной мне на создание, а не на разорение этой властью. Я свяжу твою душу – и ты будешь изгнанником и скитальцем на земле [Быт. 4,12] весь век свой, если не обратишься от пути своего лукавого; мало того: если умрешь, не разрешенный мною, то отойдешь связанным и в тот век. Да, я свяжу тебя на земле, и ты будешь связан и на небе; если разрешу на земле, будешь разрешен и на небе. Не испытал ты, как тяжело связание священника: не дай Бог и испытать; но о тяжести его можешь судить по тому, что если ты связан священником, то это все равно, что ты связан самим Богом; а страшно впасть в руки Бога живого [Евр. 10,31], говорит апостол. О, что это за скорбь и теснота поразят сердце твое, когда тебя свяжет священник. Нет, мне самому страшно связывать, и я только в случае крайности употребляю власть мою. Смотри же, овца словесного стада, не презирай меня, пастыря: ты несравненно больше вредишь этим себе, чем мне, или, лучше: мне нисколько не вредишь, разве только скорбь причинишь моему сердцу о твоем же безумии и о твоей погибели.

Ты недоумеваешь, как внимают нам с неба святые, когда мы молимся им. А как лучи солнечные с небес приклоняются к нам и всюду, по всей земле светят? Святые то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог – вечное, животворящее Солнце, а святые – лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тело их, дела их, места священные, лица, им преданные). Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф. 6,21].

Тайны, Крест, Таинства своею Божественною, всемогущею силою действуют, а не твоею слабою, не твоею немощью: чего ж ты сомневаешься? Оскорбительно для Божия всемогущества, Божией святости и неизменяемости. Только не оскорбляй их неверием – они всегда свое дело в состоянии сделать сокровенной в них Божией силою, которая не оставит их до скончания мира: и се, Я с вами во все дни до скончания века [Мф. 28,20]. Если бы тут твоя немощь действовала, тогда можно было бы сомневаться в том, что не будет ожидаемого действия, например, от креста; но когда тут Бог действует, то сомнение неуместно.

Отчего связывают свою совесть незаконными прибытками? – Не могут преодолеть лести богатства, действующей в сердце.

Рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами [слав.: часть его с неверными положит ] [Мф. 24,51]. О пьянстве. Сказать. Пополам рассечет, как дерево; две половины в человеке: одна – тело, а другая – душа. Вдруг Домувладыка пошлет Ангела немилостивого, как он и сам не был к себе милостив, и будет он немилосердо истязывать его душу: хочешь не хочешь – иди вон из грешного нечистого тела. Да куда иди – хотя бы на упокоение от мук пьянства при жизни: нет – на новые, ужасные муки с неверными. Часть его с неверными положит.

Сомнение – ржа добрых дел человеческих, снедающая сердце и отнимающая много достоинства от дела. Например, ты подал милостыню нищему и потом усумнился, будет ли иметь какую цену в очах Божиих милостыня твоя; или пожалел, что много подал или подал тому, кому не следовало, – она уже у тебя потеряла много цены. Лицемер, большую ли долю твоего имущества составляет поданная тобою милостыня и, во всяком случае, велика ли жертва твоя Богу, что ты мучишься, злонравный и неблагодарный, сомнением и жалением? В деле добром необходима всегда твердая уверенность. Все, что не по вере, грех [Рим. 14,23].

Богатый человек не только должен подавать милостыню, но и подавать щедро, – на щедроты Господни отвечать щедротами. Подавание скудное, по самой малой монете, есть лицемерие.

Очи мои выну ко Господу – то есть очи сердца, говорит Давид, – яко Той исторгнет от сети нозе мои [Пс. 24,15]. Долг всякого христианина – делать то же.

Духовный судит [слав.: востязует ] о всем, а о нем судить никто не может [1 Кор. 2,15]. Поэтому нам можно и должно востязать и геогностов и астрономов – лицемеров, по словам Спасителя.

Благодарение Владычице, и ныне опять избавившей меня от огненных стрел врага, по молитве моей. Слава Тебе, пребыстрая Заступница! Не заставляешь Ты долго ожидать от Тебя небесной Твоей помощи.

Господь во плоти все терпел, и во мне терпит все. Когда Он во мне, то об Него, кроткого и смиренного, все оскорбления разбиваются, как каскад водопада о камень.

У овец есть враги – волки; и у людей враги – мысленные волки. Там нужен пастырь, и здесь нужен.

Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную [Ин. 4,36]. Какое высокое назначение пастырей: их Небесный Вертоградарь поставил собирать плоды в живот вечный. Эти плоды – разумные овцы Его. Златое собрание.

Глядит: нельзя.

Доверься вполне слову о воскресении и не бойся несостоятельности его: воскресение не твоей слабой силой будет сделано, а всемогущею силою Того, Кто носит все миры словом Своим. Чтобы... верующий в Сына Божия имел жизнь вечную, говорит Господь, и Я воскрешу его в последний день (Иоанн, 6 глава, [ст. 40]). Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную [Ин. 6,47].

Отчего требуется живая вера пред принятием Таинства Причащения и других Таинств и на молитве? Оттого, что неверующий лжа творит [104][1 Ин. 1,10] Бога и, значит, внутренно ругается Божию величию, Божией истине, Божию всемогуществу и благости. Но как первый солгал на Бога диавол, то и все лгущие – его чада. Веруете ли, яко могу сие сотворити? [Мф. 9,28]. Веруеши ли, что из хлеба и вина Я творю Свою Кровь? Веруеши ли, что эти виды хлеба и вина – дух и живот для тебя и без них ты не имеешь живота? Веруй, признай сердечно, что это истинно так, и не клевещи, не лги на Меня, будто это не так. В этих бренных видах хлеба и вина – Я Сам: в них Дух Мой, соединенный ипостасно с человеческою плотию; потому-то они и Тело Мое, как в твоем теле – душа твоя.

Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого [Еф. 6,16]. Истина этих слов дознана и постоянно оправдывается опытом. Веруй от всего сердца, что Господь постоянно взирает на тебя, зри сердечными очами постоянно ко Господу – и враг не возможет гнездиться в тебе, но далеко убежит от тебя.

Жалко смотреть на современное образование: воспитанники и воспитанницы выходят совершенно с темными очами сердца, без веры в сердце, без страха Божия, с наклонностию к веселостям света, – что будет? Мало проку в молодом поколении.

Часто славишь благоутробие Божие – будь и сам благоутробен.

Боголюбцы! Помыслы неверия, ядовито отзывающиеся в вашем сердце, у людей века сего – обыкновенные помыслы, перешедшие в убеждение и обнаруживаемые в словах и делах.

Что у тебя зубы болят, то Бог наказывает тебя за твою жадность.

Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Не говорю тебе: до семи раз, отвечает Господь, но до седмижды семидесяти раз [Мф. 18,21 – 22]. Оставьте, и оставятся вам. Это тебе надо помнить твердо и ежедневно возобновлять в памяти. Исполняй заповеди Господни.

Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего [Пс. 100,2]. Аз незлобою моею ходих [Пс. 25,1,11]. Вся жизнь богоотца показывает, что он был в высшей степени незлобив. Имей всегда пред глазами незлобие Давида, чтобы подражать ему. Господь называется незлобивым, как отсутствие и всякой тени злобы, как бесконечная доброта и кротость!

Иона, уклонившийся от проповеди, восставшая вследствие этого уклонения буря на море и явившийся из бездны моря морской зверь, пожравший вверженного корабельщиками Иону, изображают состояние священника и всякого верующего, уклоняющегося от служения Господу: диавол воздвигает бурю в душе такого человека; она смущается и волнуется страстными помыслами; Ангелы оставляют ее своим хранением и покровительством, и ее пожирает зверь бездны (Апок.). Иона, помолившись в ките, услышан был от Бога и избавлен из чрева зверина: и душа верующая, за какой-либо грех пожранная диаволом и во чреве его находящаяся, по молитве к Богу бывает услышана Им и изводится из самого, так сказать, чрева адова и поставляется снова на твердыне заповедей Божиих.

Спаситель ходит по водам как посуху; из этого знаем, Кто твердый лед образует на воде и дает нам возможность ходить и ездить по воде как посуху. Это Он – Иисус Христос – Создатель.

Как тело наше не может жить, если не будет питаться из растительного или животного царства, так и душа наша не может жить настоящею жизнию, если не дышит в ней Дух Божий: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь [Ин. 3,8]. Мы постоянно замечаем на опыте, что хорошо нам бывает, когда мы в согласии с Божеством, и ужасно дурно, когда разъединяемся; хорошо, когда ощущаем в себе животворящую силу, и худо – когда ощущаем в себе силу мертвящую.

Седмерицею пещь халдейский мучитель богочестивым неистово разжже. Диавол – боголюбцам.

Существование мытарств по смерти доказывается настоящим состоянием душ, связываемых своими грехами. И хочет душа восторгнуться к Богу, мучимая грехами, да темные силы не пускают, которым мы продали себя чрез грех. Развить.

Страсти слишком убийственны, чтобы поддаваться им. Все силы ума и сердца напряги к тому, чтобы избавиться от них, весь жар души. Бога имей в мыслях и в сердце.

Зрительное души очистил, говорят о сердце святых отцев. Что отсюда?

Всякая пища и всякое питие в гной обратится. Помни.

Коснись, как кровоточивая, риз Его, то есть образа Его, и от этого получишь избавление от стрел врага.

Будьте внимательны к себе: вы часто незаметно грешите против десятой заповеди, желая себе того, что видите хорошего у других.

Не может быть, чтобы священник когда-либо обеднел. Потому дом его должен быть открыт всякому, и радушно принимать он должен всех.

Берегись, если ты мнителен и недогадлив: лукавый всю твою обстановку представит в мрачном виде и на каждый час будет повергать тебя в уныние.

Карты полезны: поддерживается приязнь и занят человек. Крайность только вредна. Но что, доведенное до крайности, не вредно? Так, не укоризненно вино, но пьянство укоризненно.

Чтя отца своего, с удовольствием все буду терпеть. Аминь.

Все тела от холода сжимаются, а от тепла расширяются. Это в вещественной природе. В области духа есть нечто похожее на это. Есть две духовные, противоположно действующие на души человека силы: одна – сила сжимающая, цепенящая, повергающая в скорбь и уныние; другая – расширяющая сердце, оживляющая, распространяющая во всем существе радость и веселие. Это диавол и Дух Животворящий.

Как объяснить невольный плач у гроба Спасителя поклонников Его? Блудница плакала сладко у ног Христа. – Сила Господней благодати.

Нет Христа на земле видимо, но мы Его наместники; не говорит Он видимо, а невидимо – мы должны говорить от лица Его видимо; не грозит Он судом видимо грешникам – мы должны грозить; не связывает Он видимо – мы связываем; не разрешает Он видимо – мы разрешаем; что делал бы Он видимо Сам, бывши на земле, то делаем мы в небытность Его на земле. Всю власть свою Он отдал священникам. Итак, слушайте нас, как Самого Христа, Бога богов и Владыку царей [Дан. 2,47]; не будете слушать – вас Он осудит на Суде так, как бы вы не слушали Его Самого. Удивляетесь этому? Чему тут дивиться? Если Он в лице нищего принимает милостыню от доброхотных подавателей, то в лице ли священника не принимает Он Сам послушания? Слушающий вас Меня слушает [Лк. 10,16].

Огнь вечный, скрежет зубом, червь не умирающий. Прохлада вечная, упокоение и утешение вечное. Много ли тебе нужно?

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (пища, питие, одежда, другие блага) приложится вам [Мф. 6,33].

Obligationem[105]не вдруг отдавать. Иначе избалуются.

Вот, возлюбленные, и великие праздники у нас пришли: Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Крещение Его во Иордане. Теперь крестившийся Христос ходит по городам и селениям и говорит всем людям: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное [Мф. 3,2]. Ко всем нам обращены эти сладчайшие слова Господа; всех Он приглашает покаяться во грехах, чтобы все сподобились Царства Небесного, потому что без покаяния нельзя никому войти в Небесное Царствие. Да, возлюбленные, грехи всех ведут и приведут во ад, к мучениям вечным, если в них мы не раскаемся, если не возненавидим их, если не решимся жить и не будем жить по воле Господней! Возмездие за грех, сказано в Писании, смерть [Рим. 6,23]. Итак, смотрите же, покайтеся: теперь ближе чем когда-либо Царствие Небесное к нам. Аминь.

Не прельщайся насыщением чрева.

Смерть, Суд, Царство Небесное.

Все познания, касающиеся веры, да будут для тебя всегда как бы новыми, то есть всегда имеющими одинаковую свою важность, святость и занимательность.

Сткляница и человек.[106]

Что значит искать развлечений? Значит хотеть наполнить чем-нибудь внутреннюю, болезненную пустоту души, созданной для деятельности и не терпящей быть праздною.

Сомнение, маловерие и страсти парализуют сердце человеческое, – или нет, больше: обессиливая его, они еще томят его.

Не радуйся, получив вещественную прибыль, а радуйся, когда живая вера и святое умиление посетят сердце твое, когда ты почувствуешь сердцем любовь к Богу и к живому образу Его – человеку, когда от души состраждешь страждующему. Царствие Божие и правда Его дороже всех благ вещественных.

Да не стоят люди Твои в храме Твоем тощи и холодны – да горят сердца их в храме Твоем. Духом горяще [Рим. 12,11], да работают Тебе!

Достаточество сил у человека для цели, как у всякого животного. Развить.

Веют ветры и опираются на храмину, то есть духи злые на души человеческие. Неизбежность этого; необходимо стоять на камне веры.

Отец, Сын и Святой Дух – жизнь моя, дыхание мое, покой и радость моя.

Дух злой, поселяясь в мое сердце, подрывает мои гостеприимные чувства, мою искренность и любовь к гостям, – и где он не ставит мне сетей? Во всяком добром деле, в намерениях, в словах, в мыслях. Замечай.

Будь господин, а не раб своего имущества.

Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, от сердчания, от ломания пред вашими ласками, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою и рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста, если воспитанием не переменят своего навыка, горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

Прелестную, ничтожную, фальшивую, призрачную паутину бесовскую пред причащением и во время причащения Святых Таин и болезнь сердечную, происходящую от его прикосновения, – ни во что вменяй, посмевайся. Не малодушествуй. Будь тверд в вере как камень; говори: истинно то, что я делаю, – ложно то, что ты внушаешь; не хочу соглашаться с тобою и мгновением мысли моей – ты ложь, убийца, тать. Вся беда в том, что ты боишься его угрызения; пусть грызет: не бойся – не съест.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное [Мф. 5,3]. На первом месте Господь поставил заповедь о нищете духовной как необходимейшей для спасения человека, как основании всех добродетелей. Как гордость есть основание всякого греха, так смирение – всякой добродетели. На смирении основывается молитва: кто почитает себя нищим духом, тот за всем прибегает к Богу, о всем просит Его, веруя твердо и нелицемерно, что все от Него и что ничего у человека нет своего – ни разума, ни других способностей, ни крепости телесных сил, ни других благ телесных. На смирении основывается прибегание к молитвам святых Ангелов и святых угодников Божиих, стяжавших смирением высокая, нищетою богатая, как имеющих обилие даров духовных, изливающихся на прибегающих к ним с верою и любовию.

Угодно ли служение мое? Служа земным владыкам, часто озабочиваются мыслию: угодно ли их служение их владыкам, во всем ли они угождают им, исправны ли они пред ними, и крайне заботятся об исправности пред ними по службе; но, служа Царю Небесному, мало, больше и вовсе не думают, угодно ли служение их Богу, так ли они все делают, как угодно Ему; не испытывают, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная [Рим. 12,2]. Худо!

Всегда имей внутри готовое оружие против врага духовного, который во всякое время усиливается парализировать душу разными стрелами.

Смотри же: Я спасаю тебя от убийственных скорбей, а не другой кто.

Боголюбец знает, какое благо прилепляться Господу и от каких скорбей спасает его Господь.

Если творения святых или других людей сохранились до нашего времени, то не живут ли доныне самые творцы их? Если произведение существует, то не существует ли производитель? Творение существует – не тем ли более Сам Творец?

Возлюбленные! Вы не могли не заметить, что вся сила в сердце: легко на сердце – и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце – и всему худо; но эту леготу вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви, как месте веры по преимуществу. Здесь Бог касается очищающею благодатию Своею сердец ваших и дает вам носить Свое благое иго. Вот великий секрет, который узнать стоит всем. При легком сердце человек готов бежать, прыгать, скакать. Оттого Давид скакаше, играя пред сенным ковчегом.

Если хочешь молитвою испросить себе какое-либо благо у Бога, то прежде молитвы приготовь себя к несомненной, крепкой вере и прими заблаговременно средства против сомнения и неверия. Худо, если во время самой молитвы сердце твое изнеможет в вере и не устоит в ней, – тогда и не думай, чтобы ты получил то, о чем просил Бога сомняся. Потому что ты оскорбил Бога, а ругателю Бог не дает даров Своих. Вся, сказал Господь, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете [Мф. 21,22], и, значит, если воспросите неверующе или с сомнением, не приимите. Аще имате веру и не усумнитеся [Мф. 21,21] еще говорит Он, то и горы можете переставлять; значит, если усумнитеся и не поверите, то не сделаете этого. Да просит с верою, нимало не сомневаясь [слав.: ничтоже сумняся ], говорит апостол Иаков, да не думает сумняйся получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих [Иак. 1,6 – 8]. Сердце, сомневающееся в том, что Бог может сделать просимое, наказывается за сомнение, оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, что я говорю: пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренно Им тебе предлагаемый: веруешь ли, что Я могу это сделать? [Мф. 9,28]. Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! [Мк. 9,24]. И тогда будет по вере твоей. Твоему сомнению или неверию да поможет следующее рассуждение: я прошу у Бога: 1) существующего, а не воображаемого только, не мечтательного, не фантастического блага, а все существующее – от Бога получило бытие, потому что без Него ничто не начало быть, что начало быть [Ин. 1,3], и, значит, ничто и не бывает без Него, что бывает, а все или от Него получило бытие и по Его воле, или допущением бывает и делается при посредстве данных от Него тварям Его сил и способностей. И во всем сущем и бывающем Господь – полновластный Владыка; кроме того, Он нарицает и не сущая, яко сущая [Рим. 4,17]; значит, если бы я просил и не сущего, Он мог бы мне дать, сотворивши его; 2) я прошу возможного, но для Бога [ даже ] и наше невозможное возможно, – значит, и с этой стороны нет препятствия, потому что Бог может сделать для меня даже то, что по моим понятиям невозможно. Та беда наша, что в веру нашу мешается близорукий рассудок, этот паук, ловящий истину сетками своих суждений, умозаключений, аналогий. Вера вдруг обнимает, видит, а рассудок околицами доходит до истины; вера – средство сообщения духа с духом, а рассудок – духовно-чувственного с духовночувственным и просто материальным; та – дух, а этот – плоть.

Все блага души, то есть все, что составляет истинную жизнь, покой и радость души, – от Бога! Опыт. То мне сердце говорит. Ты, Святый Душе, – Сокровище благих.

Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного; горько начинать снова. Усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многих будут стоить горьких слез. Держись всеми силами за Христа; приобрети Его и не теряй святого дерзновения пред Ним.

Когда мы умрем, тогда для нас полетят века как дни, и скоро приближат к страшному дню Судному, быстро соткется вся сеть времени (невод).

Вы смотрите на икону Спасителя и видите, что Он взирает на вас пресветлыми очами, – это взирание знак и образ того, что Он действительно взирает на вас яснейшими солнца очами Своими и видит все ваши мысли, слышит все ваши сердечные желания и вздохи. Образ – образ и есть: в чертах и знаках он представляет то, что не начертаемо и не означаемо, а постижимо только верою. Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех – со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами – как на ладони. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною [Ис. 49,16], говорит Господь. Как много утешения, жизни в этих словах Вседержавного Промыслителя! Итак, молитесь пред иконою Спасителя как бы пред Ним Самим. Человеколюбец присущ ей благодатию Своею и очами, на ней написанными, точно взирает на вас; на всяком месте очи Его духовные видят [Притч. 15,3] – значит, и на иконе; и слухом, на ней изображенным, слушает вас. Но помните, что очи Его – очи Божеские, и уши Его – уши Бога вездесущего.

Опыт. Верно слово, что пост – пособие для души, а пресыщение – гибель души. Сколько раз я испытал, что, поевши плотно, я всегда почти был добычею диавола по причине расслабления сердца или отягчения его объядением; а умеренно – всегда был бодр духом и трезвен мыслию, при внимании внутреннем избегал козней врага.

Тиран-сатана жестоко ругается над людьми оттого, что они забывают Христа Спасителя, победителя диавола и смерти, и не просят Его помощи; ругается над маловерами, неверами, пьяницами, прелюбодеями, завистниками, скупцами, ненавистниками, – и как он тиранит их жестоко! Чему уподобить человека под тиранством диавола? Уподоблю сырой ветви древесной, коей волокна изогнуты рукою вдоль и поперек спиралью, в коей нет ни одного волоконца, стоящего прямо, в обыкновенном природном положении. У многих ветвей эти волокна от действия необыкновенной, разрушительной силы надорваны или надломлены; у других – только изогнуты, смотря по тому, которые из них жестки и которые мягки и гибки. Так диавол изогнул, извратил все силы нашей души и не оставил в ней ни одной способности в природном, первобытно правильном ее положении. Он продолжает и ныне делать это, употребляя для того силу и хитрость и пользуясь слабостями каждого: и одни из людей, будучи грубы, жестки и неблагоискусны, ломаются под гнетом его искушений; другие же, будучи мягки и благоискусны по причине опытности, сгибаясь в разные стороны, счастливо выдерживают его гнет и после, при содействии благодати Божией, опять выпрямляются.

Об обычае отворять царские врата в случае трудных родов. Прекрасный обычай. Если врата жизни человеческой трудно растворяются, то надо прибегнуть к пространному отверзению врат, в коих является так часто Сама Ипостасная Жизнь, и в этом отверзении созерцать легко разверзшиеся ложесна Богоматери, родившей Начальника нашей жизни, Который прошел из утробы Ее, сохранив Ее нетленну и невредиму. Итак, якоже разверзаются врата святые на спасение людям Божиим, тако да разверзаются ложесна рабынь Божиих во спасение их и являющейся от них новой жизни в мир.

Если хочешь, чтобы Бог давал скорее сердечную веру твоей молитве, старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми и отнюдь не будь с ними двоедушен; когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу. Того, кто непрямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает на молитве, давая ему почувствовать, что неискренен в отношении к людям, а потому не может быть совершенно искренним и в отношении к Богу, без душевного злострадания.

Чуть-чуть пахнет злоба как-нибудь на сердце, душа уже возмущается и становится недостойною Бога. Необходимо совершенное незлобие, совершенная доброта сердца, ничем не раздражающегося, ни от чего не помрачающегося и не связывающегося злобой.

Плакать должны мы о том, что большею частию неискренно молимся Богу.

Грешник, далекий от Бога! Сознай во глубине души, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг [Откр. 3,17] душевно, – и увидишь сам своими очами, как благодать коснется твоего сердца: слезы польются из очей твоих, и вдруг ты почувствуешь себя так хорошо, в такой близости у Бога! Та беда, что сердца наши горды и покрыты мраком гордыни – не видят своей нищеты и окаянства и всё хотят обойтись без Господа. Оттого мы и падаем из греха во грех – оттого, что Господь далек от нас; но смирись мы, почувствуй всем сердцем свою бедность и окаянство, да воззови ко Господу о помощи – и вдруг оживешь, обрадуешься, упокоишься. Приидите ко Мне... и Аз упокою вы [Мф. 11,28].

Помни всегда, что, пока ты живешь, ты ни на минуту совершенно не безопасен от врага духовного – диавола, который постоянно ищет поглотить тебя, а Господь спасает тебя только по вере твоей. Каждый помысл неверия уже пролагает диаволу путь в твое сердце и дает ему возможность действовать в нем к погибели твоей; не говорю о том, что каждое движение страсти, какой бы то ни было, также пролагает ему путь в твое сердце. Ты готов по своей немощи сам укреплять его против себя ежеминутно, а Спаситель твой хотя всемогущ, но ищет для спасения твоего веры твоей. Веруете ли, что Я могу это сделать? [Мф. 9,28]. А веру-то диавол с усилием вырывает, как пес свой лакомый кусок.

Я – живая статуя Бога моего, премудро Им устроенная и дыханием Его оживленная. Помни это всякой человек и знай своего Творца всем сердцем; знай, Кого тебе постоянно благодарить, Кого славить, к Кому обращаться в нуждах духовных и телесных. Не будь сам себе идолом – не боготвори своих сил и способностей, своей красоты, своего богатства. Помни, что статуя обратится в землю, а дух возвратится к Богу на суд.

В благонамеренных сочинениях людей уважай свет Христов, просвещающий всякаго человека грядущаго в мир [Ин. 1,9], и с любовию читай их, благодаря Светодавца Христа, всем ревностным неоскудно изливающего свет Свой.

Солнце Ты наше красное, Пречистая Владычица! Вся Ты светла и ни единого темного пятна нет в Тебе!

После сильнейшей телесной болезни, например, положим, после сильной зубной боли, тем глубже и покойнее бывает сон. Так и после величайших скорбей праведника наступит глубокий покой. Проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой [Пс. 65,12].

Пресыщение и пьянство – добровольно налагаемые оковы, которых не замечаешь, как одеваешь, по причине приятности пищи и питья, – но которые тяжело сказываются, когда уже одеты.

Земля – кружащийся волчок.

Неверующие говорят в сердце своем: кто взойдет на небо? – для того, чтобы Христа свести оттуда для нас [Рим. 10,6], для нашего спасения: Он так высоко, недосязаемо; кто сойдет в бездну? – для того, чтобы Христа из мертвых возвести [Рим. 10,7]. Но Священное Писание посрамляет таких совопросников уверением в совершенной близости к нам Христа, как вездесущего Бога: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем... если... будешь... сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься [Рим. 10,8 – 9]. Только уверуй сердцем, что Бог воскресил Иисуса Христа из мертвых – и ты спасешься. Нет нужды посылать за Спасителем на небо или в бездну мертвых: Он близ тебя (то-есть слово веры, которое проповедуешь [Рим. 10,8]). Какое удобство! Не надобно не только на небо восходить, но и переходить какое-нибудь пространство, не надо переплывать не только море, но и реку какую-нибудь: близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем.

Когда мыслишь о воздухе, окружающем всю землю и все наполняющем, – мысли в то же время всегда о Духе Святом, везде сущем и все наполняющем (вообрази в то же время, что этот воздух полон властями воздушными – духами злобы поднебесными, которые также везде снуют по нашей грешной земле и везде злобно действуют, ища кого поглотить [1 Пет. 5,8]). Воздух – некоторое подобие Духа Божия: глас (дуновение) Его слышиши [Ин. 3,8] (им окруженный со всех сторон), в нем живешь, движешься, но не видишь его. Дух Божий не напрасно явился Илии пророку во гласе хлада тонка. Надо знать, когда приходит к вам Дух Божий и когда – дух злой. Как тело без воздуха не может жить, так душа без Духа Божия; для того воздух есть везде, и Дух Божий – везде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.