КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От издателей 16 страница
Кто не терпит недобрых отзывов о себе, кто мучится подозрительностию и хочет заставить говорить о себе всех только хорошо, тот очень горд и самолюбив. Если совесть твоя действительно упрекает тебя в [чувственной] слабости и ты думаешь, что за нее тебя осуждают, – терпи: осуждение ты заслужил; смирись и исправься; а если совесть твоя чиста – чего тебе возмущаться? Господь терпел злословие, – а ты кто, что не хочешь терпеть его? Разве ты не последователь Его? Блаженны вы, когда будут поносить вас [Мф. 5,11]. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо [Лк. 6,26]. Почитая святых Божиих, прославляя дни памяти их, мы должны помнить, что и нас ожидает вечное упокоение и слава, если мы будем подражать вере и жизни их. Когда диавол усиливает свои нападения на нас? – Когда надобно нам раскрывать уста на учение и наставление; для этого он поселяется в сердце и силится заглушить в нем всякое доброе чувство, чтобы оно, не будучи в сердце, не могло явиться и на устах. Далее – пред праздниками, особенно пред великими, чтобы лишить нас всяких плодов праздника; в конце благочестивых занятий, например молитвы, – для того, чтобы одним концом дела погубить все предыдущее дело, иногда очень продолжительное. Характер его нападений – неописанная злоба, разрушительная жгучесть, тяжесть и теснота в груди и на сердце, смущение и боязнь, нетерпение и раздражительность в высшей степени, происходящие от внутреннего огня и тесноты; уныние, расслабление души и сильная неохота ко всякому делу, тупик или столбняк, или жгучий поток недобрых мыслей. Что же противопоставлять ему должно нам? Терпение и веру. Здесь терпение и вера святых [Откр. 13,10]. Не поддаваться ему ни на шаг и питать в душе кротость, смирение, терпение, любовь ко всем, особенно к присным или домашним своим. Надо вести с ним постоянную внутреннюю брань и умудряться в познании его хитростей при нападениях, и всячески лишать его надежды на успех: нападая на нас, он имеет всегда надежду и никогда не отчаивается искусить, зная преклонность нашу ко греху. Потому надо показывать всегда особенную твердость при искушениях и говорить ему, например, так: хотя ты седмерицею разжжешь стрелы свои и двигаешь их в меня, но не поддамся тебе, и о имени Господни и Крестом Его Животворящим потушу их и тебя в постыдное бегство обращу. Замечаем, что всегда близок к нам диавол, но еще ближе к нам Господь Бог. Не дремлет Он и не спит хранящий Израиля [Пс. 120,3-4]. Если сердце поражено диаволом, я весь поражен, весь бессилен, мертв духовно; если сердце мое напоено благодатию Христовою, если Христос в сердце, всему моему существу легко, благо. Значит, сердце – душа наша. Как же я много должен ценить блага Христовы, блага мира и радости о Дусе Святе, изливающиеся в мое сердце. О, как славен во мне Христос Бог мой! Как дивен во мне Дух Животворящий, Дух Отца нашего Небесного! Когда другие так или иначе сильно оскорбляют тебя и ты возмущаешься духом, скажи себе: Иисус Христос, Господь мой, не то претерпел, а гораздо больше; мое терпение ничтожно, – и молись за врагов своих вместе со Спасителем: Господи! Отпусти им: не ведят бо что творят [Лк. 23,34]. Вот вы ходите в церковь и, по-видимому, молитесь Богу; иной посмотрит на вас и скажет: по всему вижу вы аки благочестивыя [Деян. 17,22]. Но не правда ли, что многие из вас не творят сердечной молитвы, а пришли в церковь только по привычке, по необходимости и молятся только наружно – устами? Вот внешность как иногда обманчива! Потому никак нельзя заключить из некоторых наружных знаков о внутренних движениях души человека. Впрочем, легко при усиленном внимании заметить, кто молится только наружно и кто внутренне. Внутреннее выражается во внешнем. Омрачися неразумное их сердце... [Рим. 1,21.] Сердцу приписывается разумение... Теснота и неопрятность моей квартиры – достойное возмездие мне от Бога за утеснение мое во утробе моей и за нечистоту сердца моего. Некоторые святые подвижники намеренно жили в тесных и душных кельях или пещерах. Хорошо нам здесь быть [Лк. 9,33]. Вот характер нахождения с Богом – во время молитвы или по принятии спасительного Таинства: нам бывает благо, хорошо – невыразимо хорошо – так, что мы не расстались бы с Богом и остались бы с Ним в таком приятном положении всегда. Сделаем зде три кущи [102][Лк. 9,33]. Сердечная вера в мир духовный, особенно в духовное, всепросвещающее и всеоживляющее Солнце, – радует, живит душу, имеющую непорочную совесть. Вера должна доходить до сердечного зрения. Это значит, что душа должна стать как бы выше чувственности, выше телесного, мрачного естества своего и проникнуть собою возможно чистым зрением сердца в мир духовный. Тут-то ей бывает хорошо, тут-то ее истинная жизнь, ее упокоение и радость. Опыт. Воображение и представление есть зрение сердца или души, созидающей или воспроизводящей известный предмет: оттого оно быстро, мгновенно, носит характер духовный. Это дагерротип или фотография, делаемая душою с известного предмета. Рассудок – живописец, снимающий с этой фотографии. Допустив, что сердце – душа, понимаешь, почему такое высокое, важное значение имеют мир, радость, широта сердца, вера, надежда, любовь. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [Ин. 14,27]. Возрадуется сердце ваше [Ин. 16,22]. Страсти рвутся в сердце и рвут сердце, – и благодать Святого Духа обитает в сердце. Что отсюда? Молитвы или Тайны доноси верою до сердца и затвори верою в сердце: не донесешь – пользы нет, а вред один. Чудное создание – сердце. Лицемеры! лице земли и неба (геогносты) распознавать умеете, как же времени сего Божия не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? [Лк. 12,56 – 57]. Есть много ученых, которые, кажется, все знают, а не знают сами себя. И выходит: приобретет весь мир, а душе своей повредит [Мф. 16,26]. Какая же польза такому человеку во всех познаниях? – Никакой. Астроном! Юрист, агроном! Физик, математик, философ, ритор! Обратитесь прежде к познанию себя! Действие духа злого в сердце весьма ощутительно бывает при начале чтения Священного Писания, или творений святых отцов, или молитв при богослужении общественном, при требах, во время домашней молитвы: тяжело, неохотно читаешь и, читая, не разумеешь сердцем; читаемое не вмещается в сердце, которое занято бывает духом мрака адского. Но скоро берет свою силу слово Божие, или писания отеческие, или молитвы, и прогоняют духа злого, который, видя нашу твердость в деле, убегает от нас. Господи, если хочешь, можешь меня очистить. Иисус... простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись... и он стал чист [Мк. 1,40 – 42]. Мы, возлюбленные, этот прокаженный. Грехи ваши – проказа ваша. Мы-то, прокаженные грехами, приходим часто (как согрешим) ко Христу и, кланяясь Ему на молитве, говорим Ему: Господи, если хочешь, можешь меня очистить. И простирает к нам ежедневно Господь милостиво руку Свою, касается сердца нашего нечистого, зараженного проказою греха, и говорит нам: хочу, очиститесь. И тотчас же очищается проказа наша: мы это ясно ощущаем. Приходите же к Нему все, как этот прокаженный, и говорите Ему с верою: Господи, если хочешь, можешь меня очистить. Господи! слуга мой [слав.: отрок мой ] лежит дома в расслаблении и жестоко страдает [слав.: люте стражда ]. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой [Мф. 8,6 – 8]. Душа наша – этот отрок: она лежит в дому тела [ныне] расслабленная и люте страдающая. Будем же говорить Господу: Господи! отрок мой... Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... [Мф. 8,8]. Ответ: иди, и, как ты веровал, да будет тебе [Мф. 8,13]. Сколь сильна вера наша, столь великие и дары подает нам Бог; чем живее вера, тем большие исходатайствует она нам Божии дары: все возможно верующему [Мк. 9,23]. И выздоровел слуга его в тот час [Мф 8,13]. Так и душа наша исцеляется от грехов и страстей в то время, когда вера наша бывает самая твердая, искренняя, живая... когда око души, очищенное и просветленное слезами, зрит Бога как Спасителя милосердого, спасающего нас от грехов наших. Душа наша исцеляется в тот именно час, когда Господь речет нам слово: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. ... Увидел тещу Петрову лежащую в горячке [слав.: лежащу и огнем жегому ] [Мф. 8,14] – это душа твоя, страстями поверженная и жегомая. Вот прикасается Господь руке ее – и оставляет ю огнь страстей, и востает она и служит Господу с свободным сердцем. Вот Любовь, Которая взяла недуги наши и понесла болезни наши. Много уходит – не в пример же того больше приходит. Так думать должны мы, [если] скупость смущать будет сердце, жадное к тленным стяжаниям. Согрешающие – врази суть своего, своего живота [...]. Помни, что шубы твою и жены твоей Бог повелел моли изъесть в обличение и наказание скупости вашей. Не щади же ничего с сей поры. Что это во рту у тебя? Ты говоришь: сигара, – а я говорю: дымящаяся головня. А при этих двух словах я вспоминаю слова пророка Исаии, который от лица Господня назвал двух весьма важных по сану, но непотребных по жизни человек, дымящимися головнями. Как не скажешь, и совершенно справедливо, что люди, проводящие жизнь только в чувственных удовольствиях, – самое точное подобие тех сигар, которые тлеют в их нечистых устах? Так, человек плотский, и сигара твоя, вечно тлеющая у тебя во рту, и ты сам – почти одно и то же. Дымишь ты только Божий свет своими плотскими делами, а о делах правды не помышляешь. Но вспомни, что людям, сеющим в плоть, обещано вечное тление в огне геенском, и ты, как сырая головня, будешь пищею вечного огня. Куря свою сигару и вдыхая дым ее, впитывай в себя мысль, внедряй веру в свое сердце, что ты сам обратишься некогда в вечную головню, если будешь на этом свете предан одним удовольствиям чувственности. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его [Мф. 25,41]. Владычица умерла телом, но и по смерти жива, Она и спасает присно призывающих Ее всем сердцем. Из этого несомненно уверяюсь, что и я после смерти буду жить, как несомненно верно, что жива и после смерти Мати Божия. То же и другие святые – и они живы и спасают прибегающих к ним с усердною верою. Сколько залогов моего бессмертия! Хотя будущая жизнь – только в обетовании, но она так же несомненна, как настоящая. Писания святых пророков, апостолов и святых отец – фотография их душ святых или, точнее, фотография великого духовного Света – Бога (του Φωτὀ[103]). Вы – свет мира; вы – соль земли... [Мф. 5,13 – 14.] Этого света, этой соли – почти нет в столице. На триста тысяч православных христиан только шестьдесят церквей и двести человек духовенства белого. Капля в море. Великая ночь! Священная ночь! Спасительная ночь! Тогда как все спали, кроме пастырей, и никто не помышлял о великом событии, на землю сошел Единородный Сын Божий, Которым все сотворено. И как сошел! Тихо, незаметно, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю [Пс. 71,6]. Не окружает Его величие небес, нет: Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек [Флп. 2,7]; и не сияет Он неприступным светом Божества: Он – слабый Младенец, хотя и содержит Сам небо и землю; Он повит пеленами; Он испускает вопль плача, как мы; Он даже в яслях – потому что не нашлось для него и места в доме: потому что не было им места в гостинице [Лк. 2,7]. Сияет, правда, невдалеке небесная слава: Архангел благовестит, да множество Воинств небесных, окруженных небесным светом, являются не спавшим пастухам и объявляют им, какое великое и всерадостное событие совершилось в эту ночь! Но Сам Царь Ангелов не допускает им сиять небесным светом при Своих яслях: Сам в уничижении, нашего ради спасения, – так могут ли окружать Его в небесной славе рабы Его? Если они явились в небесной славе пастырям, то для того, чтобы уверить их, что весть о рождении Спасителя миру принесена им с неба, – значит, весть истинная, несомненная. Сын Божий пришел с неба на землю за нами, чтобы нас, погибавших на земле, возвести на небо, на жизнь бесконечную на радость святым Ангелам. Итак, братия, Христос родися – славите; Христос низшед с небес – встречайте; Христос на земли – возноситеся и веселием воспойте, людие. Ныне родился наш Спаситель – как нам не петь в веселии, как не торжествовать, как не возноситься от земли на небо? Пастыри поклоняются Богомладенцу; волхвы спешат с дарами к Новорожденному и подносят Ему злато, ливан и смирну. А мы что принесем? Каждая из сотворенных Им тварей приносит Ему дар: Ангелы – пение; небеса – звезду; земля – вертеп и ясли; пастырие – чудо; волхвы – дары; и человеческий род – Матерь Деву. Это тогда, при рождении, – а теперь, при торжественном воспоминании дивного рождения Великого Божественного Младенца, что мы принесем Ему? Что же? (Он не нуждается в дарах наших вещественных: Творец всего не принимает угождения от рук человеческих, потому что Сам дает всем жизнь и дыхание и все [Деян. 17,25].) Нет для Него от нас дара приятнее, как чистое сердце; а как сердце, по свидетельству слова Божия, есть душа наша, то, значит, нет для Него дара приятнее от людей, как их душа чистая, верная, добрая, отвечающая на любовь любовью, на благодеяния признательностию, на призывание – усердным последованием. Потому ныне особенно будем внимательны к себе, к своему сердцу и заставим его почувствовать всею силою, всею крепостию все величие Божией любви к людям, ради которой Он не пощадил и Сына Своего Единородного, но за них всех предал Его; углубим в сердце эти великие слова Спасителя о любви Божией к миру: так возлюбил Бог мир, говорит Он, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную [Ин. 3,16]. И ответим на эту любовь Божию своею любовию. И вот Этот Сын Божий, данный нам, Тот Самый, Который, приняв образ раба (человека) [Флп. 2,7] и став подобным нам по всему человеком, лежит ныне в яслях, повитый пеленами. Приидите же, люди, к этим яслям и припадите к Лежащему в них и во смирении сердца скажите: Тебя, Единородный Сыне и Слове Божий, позвали с неба грехи наши и Твоя безмерная любовь к нам. Нет у нас ничего, что мы достойно Тебя могли бы принести в дар Тебе: мы – Твои твари и все, что у нас, – Твое; но знаем, что было бы приятно Тебе от нас получить в дар сердце наше, знаем, чего ищешь в нас: даждь ми, сыне, твое сердце [Притч. 23,26]. Дорогой то для Тебя был бы от нас дар, но в редких из нас он есть, хотя бы и каждый мог, при помощи Твоей, принести его Тебе. Итак, принесем же Ему сердца чистые; да вознесется к Богомладенцу молитва искренняя от сердца сокрушенного и смиренного. Итак, созижди в нас Сам сердце чисто [Пс. 50,12] – и мы принесем его Тебе все в дар. А кроме его, нет для Тебя у нас дара. А мы же, с своей стороны, будем стараться, при помощи Твоей, очищать его от всякой скверны. Аминь. Будем усердно молиться Ему, Богу сердец, чтобы Он дал нам сердце чистое, и всячески будем стараться очищать сердца свои от всякого греха, от всякой страсти, от всякой привязанности страстной к чему-либо житейскому, от помыслов сомнения, маловерия, неверия, лукавства, хулы. Сердце – око человека; если это око просто и чисто, всему человеку светло, он ходит во свете: все вещи видит в надлежащем их свете и значении, употребляет их сообразно с их значением, всех людей видит также в надлежащем свете и свои отношения к ним имеет или старается иметь всегда правильные – вообще, он ходит во свете; если же оно лукаво и нечисто, тогда и вся жизнь человека слагается из лукавства и всякой нечистоты: все он видит криво, в извращенном виде, не знает надлежащей цены вещам и употребляет их наизнанку. Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (от сердца исходят... око лукаво). Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?.. [Мф. 6,22 – 23]. Как же необходимо при воспитании юношества обращать внимание на это душевное око! А у нас что? И внимания почти не обращают на сердце. А ведь христиане! А ведь слушаем слово Господа Иисуса Христа очень нередко и знаем, какое внимание обращено у Него на сердце человеческое! Напрасно ли все избранное человечество старалось всю жизнь об очищении сердца своего? Где же у нас смысл? Воспитатели! Все внимание ваше сосредоточивайте на сердце воспитанниц и воспитанников: когда сердце просветите у них, тогда ум сам собою просветится; ум – герольд сердца; ум видит то, что прежде видит сердце. Для чего вы мыслите худое [слав.: лукавая ] в сердцах ваших? [Мф. 9,4]. Будь сердце чистое, и не было бы мыслей лукавых у человека – их начало в сердце. Потому блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят [Мф. 5,8]. Как у людей бывает так, что проситель сначала увидит то лицо, у которого ему надо просить что, и без этого не просит (разве чрез бумагу – и тогда видит его верою, очами сердца), так и в духовных делах: прежде или во время молитвы надо видеть то Лице, к Которому прибегаем в молитве, видеть духовным зрением – сердечною верою. Дело простое! А бывает как? Не видят Лица, Коему молятся, а с закрытыми глазами сердца не знать кого и не знать о чем просят. Если люди оскорбляются этим, то святые небожители не тем больше ли? А это от маловерия и неверия, которые суть исчадие диавола. Во славу Всесвятыя Живоначальныя Троицы. 27-го числа декабря в 10 часов пополуночи позвали меня крестить младенца к кронштадтскому купцу Алексею Коновалову и при этом объявили, что младенец очень слаб. Собравшись как можно скорее, я сел с причетником в извозчичьи сани и отправился в дом означенного купца. Здесь приказал поскорее приготовить воду и вынести младенца. Когда младенец был вынесен, я тотчас же осмотрел его и нашел, что он был чрезвычайно слаб и жизнь быстро в нем потухала: на лице была уже смертная бледность, глаза, закатившиеся под лоб, не имели блеску и жизни – младенец засыпал сном смертным, и все тело начинало холодеть. Видя, что над ним можно совершить только краткое крещение, я возгласил: Благословенно Царство... и затем, прочитав молитву и влив в воду елей крестообразно, я помазал его, а затем взял на руки, чтобы погрузить в воду. Тут я окончательно убедился, что младенец живет последние часы, если не последние минуты: он был весь как кусок мяса – никакой плотности в частях тела. Я боялся, как бы он не скончался у меня на руках, но, надеясь на силу Таинства, в котором Дух Животворящий оживляет наши души, умерщвленные грехом и диаволом, тем более силен оживить и тело – служебное орудие души, я погрузил его три раза в воду – во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вынув из воды и положив его на руки восприемнику, я услышал, что он закричал; взглянувши ему в лицо, я увидел, что глаза, взгляд его стали видимо проясняться и в теле показалась некоторая живость; затем, когда я помазал его святым миром, младенца уже нельзя было узнать: глаза загорелись и заблестели, лицо оживилось и расцвело, во всем теле, во всех его членах явилась необыкновенная живость. Младенец во все глаза глядел весело, в свете глаз была необыкновенная яркость и напряжение – после предсмертного мрака. Жизнь загорелась в младенце подобно тому, как загораются тлеющие дрова в печи, когда вдруг подложат под них лучину. Почти очевидно было, как благодать Духа Животворящего оживила умирающего младенца. Слава творящему в нас дивная Богу нашему! Православные! Благоговейте пред святыми Таинствами нашей Церкви и при совершении их стойте со смирением, с верою и надеждою. Невидимо для вас нисходит на воды крещения Дух Божий, возрождает в них крещающихся к жизни духовной, благодатной. Непреложность Божественных законов, действующих во мне в этой жизни, уверяет меня в непреложности этих законов и после смерти, равно как и тех угроз и обещаний, которые должны исполниться после смерти. Бог всегда Один и Тот же, равен Самому Себе. Из действия во мне Божественных законов правосудия я вижу, как неизреченно свят Господь мой и что Он от меня требует быть святым, как Он. Будьте святы, ибо Я [ Господь, Бог ваш ] свят [Лев. 11,44]. Чтобы достигнуть мне в место покоища души, я должен непрерывно держаться Бога сердечною верою: отпал – и крушение духа. (Опыт.) Надо во время молитвы настолько иметь веры в сердце, чтобы оно чувствовало живо осенение Божие над нами. Человек, страстям подверженный, что тебе нужно? Жизнь, говоришь ты. Из-за чего ты хлопочешь? Из-за жизни. Но живешь ли ты истинною жизнию? Разум и опыт заставляют сказать, что нет. Итак, что же составляет твою жизнь? Вера, надежда и любовь – разум и опыт говорят мне. Так, жизнь души нашей – Бог, живая вера в Него и любовь к Нему и любовь к подобным мне людям. Они – покой и широта моего сердца; без них я – мученик греха, раб, невольник страстей, в скорби и тесноте проходит жизнь моя. Если Бог Отец для нашего спасения Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за всех нас [Рим. 8,32], то чего мы пожалеем для подобного нам человека, особенно своего, чтобы он был спокоен, сыт, одет и, по возможности, всем доволен? И не величайший ли грех жалеть для него необходимого? Два особенно господствующие у нас порока бесстыдно поднимают главу свою: пьянство и распутство. Поразим их, по долгу нашему, мечом слова Божия. Слово наше коснется и врачей, поощряющих последний порок: они, мечтая исцелить им безрассудно тело, убивают чрез то души человеческие, и чрез то сами делаются соблазнителями, коим лучше было бы, если бы повесить мельничный жернов на шею [Мф. 18,6] их и потопить их в пучине морской, по истинному и гневному приговору Судии праведного. Изострим на них меч свой, данный нам не на погубление, а на спасение. Итак, пьянство и распутство, стань пред нами и обнажи пред нами свою бесстыдную главу: мы обнажим сначала гнойные, смрадные струпы твои, которых ты не видишь на себе, а потом будем очищать их. Противитеся же диаволу, и бежит от вас [Иак. 4,7]. Как противиться невидимому духу? Невидимый действует ощутительно в нашем сердце – и мы знаем, когда он действует. Когда палит тебя внутренняя, мучительная страсть, противься ей, противопоставляй ей веру и любовь, не поддавайся ей ни одною мыслию – и ты будешь противиться диаволу, и он убежит от тебя, и после тесноты тебе будет вдруг легко, и увидишь ясно, что диавол бежал от тебя. Вера – сосец, коим мы впитываем в себя небесные дары, как для дитяти обыкновенный сосец, коим он втягивает молоко. Дивны, Господи, истина, правда и святыня Твоя: без веры в Тебя, Невидимого, нет моей невидимой душе мира и радости – непреложно, неизменно; худо мне без веры в Тебя, когда я бессилен принудить ее веровать в Тебя, но прославляю Твою верность Самому Себе и, при тесноте моей, хвалу Тебе воздаю: непостоянный и изменчивый – Постоянному и Неизменному. Тою мерою, еюже мерите, возмерится вам. Смотри же, меряй, как хочешь, чтобы тебе мерили. Во всем, как хощете, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними. Ибо кто постыдится Меня... того постыдится и Сын Человеческий [Мк. 8,38]. Равное за равное. Хочешь, чтобы искренно, ласково, от сердца поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними... Иногда человек какой-либо дивится, отчего он не может добиться искренней веры во время молитвы или при принятии Таин, а оказывается, что это оттого, что неискренен с людьми. Как же он искренен с Богом? Нет смущения и скорби душевных, от которых бы не избавил меня Господь молитвами Пречистой Своей Матери. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Богомати! По поводу бессонницы, происходившей от сатанинского смущения ночью; а смущение – от небрежности молитвы: не ввел Христа в сердце, и остался в нем диавол. Смотри: характер сомнения, мнительности и боязливости во всей твоей жизни – и в общественном служении, и в проповедании слова Божия, и при совершении треб, и в домашнем быту. Укрепись верою и благонадежностию. Духовная жизнь моя постоянно открыта пред Богом моим, и это душа моя чувствует: это как улитка на солнце чувствует, что ее печет солнце. Открыта она и диаволу. Как я не могу ни одного волоса сделать у себя белым или черным [Мф. 5,36], а все у меня делается по Божию мановению, так в области веры я не могу смотреть на вещи иначе, как повелел Господь и Святая Церковь. Во всяком сочинении видишь творца его и зрение сердца его – чисто оно или нет. В слове Божием, в апостольских посланиях, в творениях святых отцов. При сомнении или маловерии скорбь дотоле гложет мое сердце, доколе я усилиями разума и сердца не возбужду в сердце веры – и тогда оно, обыкновенно, успокаивается. А все вера во Христа: без веры во Христа нет жизни. На имя Его языцы уповати имут. Христос есть упование наше. Тема. Развить для поучения. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел [Мф. 13,25]. Это мы часто испытываем на деле. Только вознеради в духовной жизни – сейчас враг всеет плевелы в сердце. Горе миру от соблазнов [Мф. 18,7]. Сказать слово о соблазнах. Великое дело сделано: Жертва принесена за нас однажды навсегда; о нашем вечном жребии еще прежде рождения нашего озаботился Бог Триипостасный. Слава Господу! Смоковница. Так приходит Господь, алчущий нашего спасения, к душе нашей и, не находя в ней плодов, достойных покаяния, которых она не приносит по нерадению, оставляет ее Своею благодатию, и она иссыхает. Извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают [Ин. 15,6]. Чрез Бога весьма удобно иметь сообщение со всеми – и с Богоматерью, и с Ангелами, и со святыми, и со всеми людьми, на земле находящимися, потому что Бог всех держит в руце Своей и для Него все как на ладони. Хочешь ли, чтобы, например, начальник переменил неблагоприятные мысли свои о тебе на благоприятные, моли Бога, чтобы Он возглаголал благая о тебе в сердце начальника твоего, и, если сам об нем имеешь неблагоприязненные мысли, перемени их на благоприятные – и будь уверен, что он переменится к тебе. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов [Мк. 6,42 – 43]. Боголюбец! Не заботься много о пище и питии или о сребре и злате – Бог ничтожное количество остатков твоих может умножить, как в Сарепте Сидонской у жены вдовы или как у многих преподобных. Смотри: тебе стыдно не знать посещений Духа Божия. Мир не знает и не видит Его, это не столь удивительно: на то он мир прелюбодейный и грешный; а ты должен знать, когда Его посещения бывают: Он с вами пребывает и в вас будет [Ин. 14,17], говорил Спаситель ученикам Своим. Ты живешь Духом Божиим, покоишься, веселишься духовно Им, а не кем-либо другим! Зрение сердца (человека внутреннего). Ты знаешь, как сердце видит быстро, далеко и ясно (особенно предметы мира духовного). Заметь это во всех познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением сердца). Сердце – око существа человеческого: чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит. Но у святых Божиих это око душевное еще при жизни доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом, – оно благодатию Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Потому-то святые видят весьма ясно, широко и далеко; видят наши духовные нужды; видят и слышат всех, призывающих их от всего сердца, то есть тех, которых умные очи прямо устремлены к ним и не омрачаются, не затмеваются во время устремления сомнением и маловерием, – когда очи сердца молящих совпадают, так сказать, в очи призываемых. Здесь таинственное зрение! Опытный понимает, что говорится. Поэтому как легко иметь сообщение со святыми! Надобно только очистить зрение сердца, устремить его твердо к известному лицу святому, и просить о нужном – и будет. А что Господь в отношении зрения? Он – весь Зрение – весь Свет – весь Знание. Он наполняет всегда небо и землю и на всяком месте все зрит. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых. [Притч. 15,3]. (Елисей.) Если болезненное чувство неверия будет вкрадываться в твое сердце, не смущайся этим, но пребывай мужествен и тверд и скажи ему внутренно: презираю тебя, неверие, и того, кто виновник твой; стою на камне веры и не сойду с него; этот камень веры – покой мой и жизнь моя, тогда как боязливое, малодушное неверие – беспокойство, томление и смерть моего сердца. На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя... Крепко наблюдай, чтобы во время молитвы сердечное око твое непременно и прямо зрело к Богу или святым, к коим обращена молитва, а не уклонялось в сторону к другим лицам (не святым) и вещам. Когда тебя злословят и ты от того смущаешься и болезнуешь сердцем, то это значит, что у тебя есть гордость; ее-то и надобно уязвлять и выгонять из сердца бесчестием внешним. Итак, не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись об них Богу. Благословляйте проклинающих вас [Мф. 5,44]. Говори: они не меня злословят, а мою страсть; не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается болью в нем при нанесении злословий; утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно. Благодари же Бога за внешнее бесчестие – потерпевши бесчестие здесь, не подвергнешься ему в том веке. Принял вдвое за все грехи свои [Ис. 40,2]. Твой мир даждь нам, вся бо воздал еси нам [Ис. 26,12].
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |