Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 20 страница




Где злоба, там и диавол; где любовь, там Бог.

Отпустите от сердец ваших помышления ваша. Сердце – душа.

Гордец думает выиграть своею гордостию, а между тем он постоянно проигрывает во всем. Не только Бог, но и люди гордым противятся [Притч. 3,34; Иак. 4,6].

Когда зовут тебя к бедному больному соборовать, не думай про себя, тем более не скажи: обойдется и так, без соборования, довольно ему Таинства Покаяния и Причащения, – но иди немедленно и не пренебрегай больным за его бедность; для Господа нет различия между богатым и бедным; вспомни, что между больными бедными, особенно долго страждущими, есть очищенное золото, то есть великие праведники, которых молитва много может у Господа. Пришедши же в дом для совершения Таинства и видя в нем следы бедности и нищеты: тесноту, неубранство, грязь – не говори в сердце своем: здесь все бедные, низкие, неграмотные, и я могу совершить Таинство поскорее, покороче, кое-как, – ибо Господь наш тут и Ангелы: твой, Ангел больного и всех тут находящихся – находятся здесь и видят лице Отца Моего Небесного [Мф. 18,10]. Смотри же: они будут пред Богом свидетелями твоих тайных мыслей и твоего небрежного совершения Таинства. Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [Иак. 2,1]. Когда зовут тебя совершать другие Таинства, также не смотри на лица и обстоятельства места и времени, а делай свое дело как следует – пред лицем Божиим.

Святые, преставльшися, доселе живут с нами, управляя нашим богослужением, обрядами веры, нашею жизнию. Вот настает, например, Великий пост – и какой перелом жизни! Все затихает; тут, поди, разве осмелится показаться одна дерзость – все же большинство следует безмолвно манию Церкви, то есть святых Божиих, установивших то или другое правило в Божией Церкви. А богослужение? А Таинства? А обряды? Чей там дух движется и умиляет наши сердца? Господа Бога и святых Божиих. Вот вам доказательство бессмертия человеческой души. Как это: люди умерли, и управляют по смерти нашею жизнию; умерли, и доселе говорят, научая, назидая и трогая нас?

Я – не иное что, как масса земли, оживотворенная Божиим Духом.

Молясь, возлюбленные, мы непременно должны взять в свою власть сердце и обратить его ко Господу. Надобно, чтобы оно не было холодно, лукаво, неверно, двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы, от нашего говения. Хорошо ли услышать от Господа гневный глас: этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня [Ис. 29,13; Мф. 15,8]. Итак, не будем стоять в церкви с душевным расслаблением, но да горит каждый духом своим, работая Господу. И люди немного ценят те услуги, которые мы делали с холодностию, по привычке. Но Бог именно хочет нашего сердца. Даждь Ми, сыне, твое сердце [Притч. 23,26]. Потому что сердце – главное в человеке, жизнь его; больше – сердце наше есть самый человек. Потому, кто не молится или не служит Богу сердцем, тот все равно что вовсе не молится, потому что тогда молится тело его, которое само по себе, без души, то же, что земля. Помните, что, предстоя на молитве, вы предстоите Богу, имеющему разум всех. Потому молитва ваша должна быть, так сказать, вся – дух, вся – разум!

Другая мысль. Как не живут по смерти святые Божии? – Живут, живут. Вот я часто слышу в церкви, как поет Божия Матерь чудную, проходящую в сердце песнь Свою, которую Она сложила в доме тетки Своей Елисаветы, после Благовещения Архангела; вот я слышу песнь Моисея, песнь Захарии, отца Предтечева, Анны, матери пророка Самуила, песнь трех отроков, песнь Мариами. А сколько новозаветных святых певцов доныне услаждают слух всей Церкви Божией?!

Бывают в жизни христианина минуты, когда не блестит в голове ни одна мысль светлая и не приходит на призыв души, и чувствуешь лишь один страшный мрак и смятение в душе. В это время темная сила покрывает душу. Тут-то мы опытно узнаем, что мы сами – не свои, а Божии и от Него получаем силу.

Как многоразличны искушения диавольские! Если ты сделал какое-либо важное дело, то он шепчет: ну, теперь можно сделать себе послабление, можно сердце пустить на волю – пусть оно потешится, пусть вздохнет свободно, ты сделал многополезное дело; хоть немного и согрешишь, грех твой загладит сделанное тобою дело, оно сделает к тебе Бога милостивым. И такими хитрыми представлениями доводит иногда неопытных до великих грехов, например, до пьянства. Потрудившиеся часто считают себя вправе выпить малую толику, а в самом деле напиваются допьяна; также до прелюбодейства, по крайней мере внутреннего.

Безумно поступают те пастыри, которые все читают и читают слова и писания других, а сами ничего не говорят народу; они уподобляются бездонным сосудам, в которые сколько ни лей воды, она все поглощается этими сосудами и возврата ее не дождешься. Между тем им необходимо было бы отрыгать от сердца своего и самим слово благо [Пс. 44,2] в научение и назидание верующих. Итак, пастыри Христова стада, читайте, да и сами говорите, сами пишите. Вы должны, как пчелы, со всех произведений ума человеческого собирать мед, то есть извлекать полезное и удобоснедомое для ваших овец. Ваша жизнь должна быть посвящена благу пасомых, как посвящена жизнь родителей благу детей; вы должны всю жизнь свою снискивать для них это духовное имение, духовное богатство, от которого зависит их спасение, а не думать только о своем собственном обогащении многоразличными сведениями, о своей только многоучености, ибо скажите, пожалуйста, что ваше богатство, ваша ученость, когда ваша паства бедна, невежественна в вере, гладна и жаждуща? Не самая ли тесная связь – связь отца с детьми – находится между вами и вашими духовными чадами? Не губите ли вы душу свою, если вы сами, как говорится, пресыщены познаниями, если вы мудры, как семь мудрецов вместе, а чадам своим едва уделяете крупицу от своих богатых познаний, от своей мудрости? Кроме того, скупость в ваших духовных дарах своим духовным чадам наводит, кроме того, на подозрение в скупости и касательно благ вещественных. Вы, вероятно, и относительно этих последних благ только сами стараетесь богатеть, собирать сребро к сребру, злато к злату, а делиться с нуждающимися не умеете? Что если так? Что если заключение верно? Если вы не чувствительны в важнейшем, то, вероятно, тем менее чувствительны в менее важном. Исправимся, возлюбленные собраты: не пожалеем для духовных чад своих ни духовных, ни вещественных благ наших, когда оказывается в том крайняя нужда, и не станем губить безрассудно жизнь свою и труды свои. (Смотри Григория Двоеслова. Слово к Епископам.)

Диавол похищает слово от сердец человеческих, то есть живую веру в слово Божие (или в проповедь другого). Это бывает почти постоянно при чтении и слышании слова Божия или проповеди. Иначе отчего мы не исправляемся внутренно? Отчего слово Божие, само по себе живое и действенное, делается недейственным в нас? Развить. А сколько мы книг-то священных перечитаем! Кажись бы, проглотивши столько духовной мудрости, надо быть святыми, – не тут-то было. Отчего? Оттого, что глотаем, но не сердцем, а хладным рассудком; оттого, что все прочитанное диавол похищает от ума нашего; а похищает оттого, что размышлением и собственною деятельностию слово Божие не внедрено глубоко в сердце, не обращено в нашу жизнь и дела.

Как дыхание необходимо для тела и без дыхания человек не может жить, так без дыхания Духа Божия душа не может жить истинною жизнию. Что воздух для тела – то Дух Божий для души. Воздух – подобие некоторое Духа Божия. Дух дышит, где хочет [Ин. 3,8].

Господь Бог как Причина мысли; мы потому и можем мыслить, что есть Беспредельная Мысль, как потому дышим, что есть беспредельность воздушного пространства, – вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет – именно под условием существования беспредельного мыслящего Духа. Вот почему апостолы говорят: не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога [2 Кор. 3,5]. Вот почему и Спаситель говорит: не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать [Мф. 10,19]. Видишь, и мысль, и даже самое слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это, впрочем, в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении все светлые мысли – от Ангела-Хранителя и от Духа Божия; тогда как, напротив, нечистые, темные – от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящего[114]нам. Как же нужно вести себя христианину? Бог Сам есть действуяй в нас [Флп. 2,13]. Вообще везде в мире мы видим царство мысли: как во всем составе видимого мира, так, в частности, на земле, в обращении и жизни земного шара, в распределении стихий – света, воздуха, воды, земли, огня (в сокровенности – тогда как другие стихии розлиты: свет больше всего; воздух – весьма много; вода – меньше, иначе вред причинила бы; земля – еще меньше; огонь – еще меньше); во всех животных – в птицах, рыбах, гадах, зверях и человеке – в их мудром, целесообразном устройстве, в их способностях, нравах или привычках; в растениях, в их устройстве, в питании и прочем, – словом, везде видишь царство мысли, даже в бездушном камне и песчинке.

Братия, священницы Господни! Служите с сочувствием, благоговейно, не спешите. Что весте аще[115]своим благоговейным обращением в церкви нечестивого спасете, пришедшего в церковь? Вы – орудия благодати; чрез одно слово, трогательно, мягко, с сочувствием сказанное, Дух Божий может подействовать на каменное сердце грешника и размягчить его. Да, крайне благоговейными вам надо быть в церкви Божией.

Для любостяжательных каждая новая прибыль приносит с собою в сердце новую, высшую степень привязанности к злату и усиливает адский огонь любви к нему. Для того чтобы в сердце не горел преступный огонь привязанности к богатству, надобно расточать его щедро на необходимые свои нужды и своих родственников и на бедных. Замечательно, что в этом случае связи сердца с богатством сильно ослабевают; надобно также, чтобы деньги волею-неволею тратить хоть на что-либо, например на проезды или на другое.

О грехе. Когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте, возлюбленные, живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси [Пс. 5,5]. А чтобы вам живее представить это, представьте праведного, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, – и который между тем видит, к прискорбию своему, что дети его за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовию отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души, потому что он убивает душу, потому что он делает нас рабами диавола человекоубийцы; и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха.

Говори и исполняй на самом деле: стремлюсь к преднамеренному, к почести вышнего звания [Флп. 3,14].

Внимай: теплых молитв за народ по Служебнику Господь ожидает от тебя, а не хладных, бесчувственных. Горе, если ты пробежишь их, как юродивый, не осмысляя их.

Постоянно стремись к любви: ходя, стоя, сидя, лежа, молясь, читая, делая что другое; из всего извлекай сот любви; все обращай в повод к любви. Помоги, Господи! Напротив, отвсюду изгоняй нелюбовь, тем более ненависть; избегай малейших поводов к ненависти.

Новый титул Тебе, Христе, даю: Близость Ты моя, ибо нет ничего ближе Тебя к моему сердцу: только призовешь Тебя сердцем – Ты уже тут. Нет ничего ближе Тебя для тех, кои молятся Тебе истинно, от всего сердца.

Покой моего сердца – у Иисуса Христа и в Иисусе Христе; а на земле ни в чем не нахожу я для себя покоя; мечтаю я иногда упокоить его в обилии благ земных, но эти блага или, лучше, малейшая привязанность к этим благам, ужасно терзает мое сердце – мука мне от благ земных.

Диавол втекает помыслами в душу; равно и Ангел-Хранитель – светлыми мыслями. Верно!

Если ты усумняешься в животворящих Тайнах сердцем своим, то ты Господа Иисуса Христа не признаешь сердцем за Бога, за истину: как несомненно, что Бог есть истина, так несомненно и то, что Его Тайны суть Тело и Кровь Его. Невозможно Богу солгать [Евр. 6,18]. Рек Он: сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя [Мф. 26,26 – 28] – и до скончания века так будет.

В Неделю о расслабленном – о расслаблении нравов. Много видов душевного расслабления. Маловер – расслабленный (худо стоящий в церкви – расслабленный духом; нужно в церкви гореть духом); ненавистник и раздражительный – расслабленные духом; гордец и честолюбец – расслабленные духом; празднословящий и осуждающий других – расслабленные духом; сребролюбец и любостяжатель – расслабленные духом; завистник и скупой – расслабленные духом; сладко питающийся и многопитающийся – расслабленные духом; пьяница – расслабленный духом; блудник и прелюбодейный – расслабленные духом и телом. Оставляя другие виды духовного расслабления, обратим свое внимание преимущественно на два вида духовного и вместе телесного расслабления – на пьянство и распутство, разливающиеся в нашем городе, подобно огромному пламени, попаляющему нечистым, адским огнем своим души и тела человеков, созданных по образу Божию и искупленных бесценною Кровию Богочеловека Иисуса Христа. Давно я хотел именем Божиим с церковной кафедры вразумить этих несчастных, но другие предметы отвлекали мое внимание, а теперь – прекрасный случай к этому. Итак, во имя Бога и вечного спасения людей, преданных этим гнусным порокам, открываю против них уста свои, а Бога моего – Наставника премудрости и смысла Подателя – молю, да наполнит уста мои, ибо сказано: разшири уста твоя, и исполню их [Пс. 80,11]. Здесь сказать о том, как без зазрения совести предаются люди распутству во всякое время, как они почитают это дело требованием человеческой природы, значит, делом невинным. Показать ложность их убеждения; взгляд на их дело очами веры – члены Христовы [1 Кор. 6,15]. Отчего разливается порок сладострастия? От невоздержанности в пище и питии, от несоблюдения постов. Разоблачить клевету на постановления о постах; мнимую немощь плоти (не могу есть постного). Пример из священной истории о пленных еврейских – Анании, Азарии, Мисаиле и Данииле, которые от поста не только не похудели, а еще стали доброзрачнее сластопитавшихся. Вот и сказал, по долгу своему. Теперь кто пойдет без зазрения совести на эти блудные дела, того да накажет совесть; да постигнет того телесное расслабление, как и следствие расслабления душевного; и да вразумит того Господь болезнию в его безрассудстве; и да омоет он слезами покаяния грехи свои.

Показать, как пьяницы в извинение свое оправдываются сообществом и соблазнами его, советами докторов. Пример, как один несчастный пьяница говорил, что ему доктор не велел оставлять пить: иначе он помрет. Как прелюбодеи ссылаются на советы докторов. Против примеры.

Молитва – златая связь человека-христианина, странника и пришельца на земле, с миром духовным, коего он член, и паче всего – с Богом, Источником жизни: от Бога изшла душа, к Богу и да грядет выну чрез молитву. В отношении пользы молитвы для молящегося: она упокоевает и душу и тело; она упокоевает не только душу молящегося (Аз упокою вы [Мф. 11,28]), но и часто души преставльшихся праотец, отец и братий наших. Видите, как важна молитва.

Как дым от горящего дерева идет в воздух, тако душа из тела, предавшегося горению тления.

О молитве вообще. Что молитва? Мысли святых отец о значении веры в молитве: что такое вера? Польза молитвы для христианина – благоустроение жизни внутренней и внешней. О молитве частной (или домашней) дома и на всяком месте. О молитве церковной, или общественной.

Как Бог есть дух и мысль, то и соединение с Ним должно быть и бывает духовно, посредством мысли и видения сердечного. В том и блаженство наше, чтобы соединиться с Ним мысленно, сердечным зрением, – но увы! Зреть-то и препятствует нам Его сильно злой дух чрез втечение свое в нашу мысль и сердце помыслами лжи. Он-то становится часто между нашим сердечным зрением и Богом – и становится или усумнением в истине Божией, то есть как ложь и лжа творящий Бога, или огненною какою страстию к чему-либо тленному, или чем-либо подобным.

Священницы Господни! Сумейте утешениями веры обратить ложе печали страдальца-христианина в ложе радости; сумейте сделать его из несчастнейшего, по его мнению, человека – человеком, счастливейшим в мире. Уверьте его, что, вмале быв наказан, он будет великими облагодетельствован по смерти, – и вы будете друзьями человечества, ангелами-утешителями, органами Духа Утешителя.

О! Как я изображу состояние пьяниц и прелюбодеев, застигнутых смертию без покаяния! Их души захотели бы воротиться в свое тело, чтоб пожить в нем трезво и целомудренно и заслужить милость Божию исправлением жизни, – но не возмогут; страшно стеня будут оплакивать свое безрассудство и злонравие, но [поздно]! А какими очами будет смотреть тогда душа на свое тело, смердящее нечистотою распутства! В жизни настоящей они не видели всего безобразия и отвратительности своего порока, а там он представится как есть, во всем чудовищном своем виде. Тогда он увидит, что сквернил уды Христовы и творил их уды блудничи; что он растлил храм Божий, о коем он думал как о полной своей собственности, которою он может распоряжаться по произволу. Тогда он увидит, как нелепы были все его извинения, которые он представлял в некоторое оправдание своих постыдных дел сладострастия; тогда проклянет он, но напрасно, товарищей своего разврата, лица, с которыми сквернился, места, в которых сквернился; захотел бы уничтожить грех свой, изгладить память об нем; пожелал бы, чтобы не воспомянулись никогда те лица, с которыми он развратился, чтоб исчезли места, в которых он предавался пороку, – напрасно: ужасающие образы греха будут носиться пред его душою постоянно, будут преследовать [везде] и терзать его.

Когда увидит человек очами сердца ничтожество свое и величайшие ему дары благости Божией, тогда плачет от умиления; также, когда увидит сердечными очами величие Господа и крайнюю любовь Его к людям, тоже плачет от сознания своей нищеты и худости и бесприкладного величия Создателя своего, – и сладкие и чудно облегчающие сердце бывают те слезы.

Об онанизме. Какие жалкие люди – онанисты! Как жестоко издевается над ними враг. Они – всегда робкие, боязливые, трепещущие, внутренно смятенные. (После исповеди.) О прелюбодействе, о пьянстве. Ах! Как везде враг тиранит человека!

Грешные мы человеки: сами желаем, чтобы нашу волю другие исполняли точно, а сами воли Божией в точности исполнять не хотим и не стараемся. О мы, безответные должники!

Как вино, и в малом количестве принятое, отягощает своими парами тело и волнует кровь, так грех, только в мысли и на одно мгновение допущенный, помрачает ясность души, лишает ее премирного состояния и как бы налагает на нее какую тяжесть. Да, как часто приходится испытать на себе истину слов Спасителя: иго Мое благо, и бремя Мое легко [Мф. 11,30]. Только с Ним душе хорошо, только с Ним легко.

Видел я одного собрата, раздающего Божественные Тело и Кровь людям Божиим, – и увы! Что я видел! Крайнее лукавство сердца, крайнее лукавство зрения на Святые Тайны! Он обращался с ними так неуважительно, что с большим, мне кажется, уважением раздают благотворители нищим обыкновенную пищу и одежду. О, взгляд лукавый! О, взгляд неуважительней! О, взгляд, выражающий неверие! Господи! Не попусти и мне, грешному, быть лукавым в виду пречистых, небесных, животворящих и страшных Твоих Таин. Научи меня всегда взирать на них со страхом и трепетом. Возлюбленные братия! Блюдите... да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия [Евр. 3,12] в Божественные Тайны. Сам бес бегает во взорах лукавого человека.

Не ищи, не усиливайся далеко искать чудес Спасовых – чудеса эти в тебе, чудеса величайшие: воскрешение мертвого (души твоей), частое преложение огня диавольского в росу благодати Божией, прохлаждающей и упокоевающей душу.

Как торжествует истина Божия над ложью диавола и человека? Могущественно, державно, постоянно. Она охраняется в сердце человеческом огненными бичами, внутренно наказывающими неверное Божией истине сердце.

Без Бога (без Его вездеприсутствия) не может быть ни одного движения моей мысли и сердца: есть действие – должна быть причина; есть следствие – должно быть начало. Потому-то апостол говорит: не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога [2 Кор. 3,5]. Жив Бог, но потому именно и жива душа моя.

Крест – друг и благодетель мой.

Не смотри лукаво на слова и действия других, то есть не изъясняй все в других в худую сторону, а старайся, напротив, отыскивать что-либо доброе и в неблагоприятных с виду поступках, тем более слова добрых не толкуй в худую сторону. Взгляд лукавый на слова и действия других есть дело диавола, лукавого врага Бога и человеков, и привыкший лукаво смотреть на слова и действия других будет лукаво смотреть на предметы, слова и действия священнослужения, на самое слово Божие и слова святых отец, на внутренние действия в себе невидимого Бога. Бойся лукавства во взгляде. Смотри на все просто.

Молитесь от всего сердца и будьте уверены, что молитва ваша будет услышана (например, о прощении грехов); так как грешит обыкновенно наше сердце, то потому сердце же и должно каяться и сокрушаться о грехе. Так, я согрешил сегодня (16 февраля) пред Господом неохотным и поспешным чтением молитвы жене родильнице – и терн греховный после того щемил и давил мое сердце. И вот я, идучи в церковь, сделал усилие прочитать от всего сердца 50-й псалом: Помилуй мя, Боже, – и что же? Когда я внутренно говорил слова этого псалма, терн греха вышел, и мне вдруг стало легко, и я прославил Господа, и исполнилось на мне писание: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя [Пс. 49,15].

Как верен Господь в обетованиях Своих! Он везде слышит сердечный вопль и избавляет.

Священник, молясь вместе с народом, должен заботиться всеми мерами о том, как бы молитвою своею вдохнуть в народ дух молитвенный, и молить об этом Духа Всесвятого.

Когда во время молитвы или чтения слова Божия или творений отеческих, или своей проповеди (пред народом) сердце твое лукавит, отвлекая твой ум от содержания того, что предложено уму и сердцу твоему, и отнимает у тебя чувство собственного достоинства, представляя тебя нравственным и физическим уродом и повергая тебя чрез то в уныние (чего не делает лукавый!), – тогда знай твердо, что в тебе лукавый демон, и немедленно сосредоточься в молитве или чтении и не обращай на то внимания.

Диавольский пламень и смущение сердца бывает в тебе тогда, когда сердце твое не утверждено во Господе и рог твой не вознесен в Боге твоем, – отчего и возносит диавол рог свой в тебе. Что это правда, видно из того, что, когда ты утвердишь сердце свое верою в Господа, пламень исчезает и смущение пропадает, и ты вкушаешь мир небесный и чувствуешь дерзновение пред Богом. Диавол обижает или оскорбляет нас только тогда, когда сердце наше не в Боге.

Если не возгревать в сердце теплоты веры, то может от нерадения совсем погибнуть в нас вера, может совсем как бы помереть для нас христианство со всеми его Таинствами. Враг о том только и старается, чтобы погасить веру в сердце и привести в забвение все истины христианства. Оттого мы видим людей, которые только по одному имени христиане, а по делам – совершенные язычники. Таковым ежегодно Церковь возглашает свое грозное: анафема.

Как можно живее вводи во время богослужения предстоящий народ в молитву твою; он так несомненно вверен от Бога молитве твоей, как несомненно то, что он предстоит и молится в одном храме с тобою. Но помни, что молитва твоя сильна молитвою Христовою.

Говеющие! Бойтесь мнимой праведности своей или бесчувственности греховной, поражающей сердце особенно пред великим Таинством Исповеди и Причащения. Вы не находите себя грешниками, великими грешниками? Вы не чувствуете и не припоминаете своих грехов? А вот если вы не любите Бога всем сердцем – разве это не великий грех, и любите другое, кроме Бога; если вы не имеете в сердце живой искренней веры и надежды – разве это не великий грех? Разве самая бесчувственность не есть грех – хула на Бога? Если говорим, что не имеем греха... [116][1 Ин. 1,8.] Ах! Мы видели на исповеди и таких бесчувственных, которые стояли и ничего не говорили, как бы ничего преступного не сделали. Пакость сатаны. Бойтесь сатаны. Тут-то диавол хочет погубить весь труд вашего говения.

Есть еще такие, которые два-три или даже один день говеют и приступают к Таинству, нисколько не приготовивши к тому сердце свое молитвою с сокрушением о грехах. За целый год грехопадений, за целый год удаления от Бога не хотят помолиться и поскорбеть четырех – пяти дней.

Надобно, чтоб с изображением Креста было благоухание веры в Распятого, – тогда верная победа над диаволом.

Не думайте, что вера наша не животворна для нас, пастырей, что мы лицемерно служим Богу. Нет, мы первые больше всех пользуемся милостями Божиими и знаем по опыту, что для нас Господь с Его Таинствами, что Его Матерь Пречистая и Его святые. Например, причащаясь животворящих Тайн Тела и Крови Господней, мы часто-часто испытывали на себе их животворность, небесные дары мира и радости о Дусе Святе; знаем, что не веселит так милостивый царский взор последнего из подданных, как веселит благоственный взор Небесного Владыки нашего, как веселят Его Тайны. И мы были бы крайне неблагодарны пред Господом и ожесточены сердцем, если бы не поведали об этой славе животворящих Таин вам, возлюбленные Божии, если бы не прославляли Его чудес в нашем сердце, совершающихся в каждую Божественную литургию! Так, мы часто испытываем на себе также непобедимую, непостижимую, Божественную силу Честнаго и Животворящего Креста Господня и силою его прогоняем из сердца своего страсти, уныние, малодушие, страх и все козни бесовские. Он – наш друг и благодетель. Говорим это искренно, с сознанием всей истины и силы своих слов.

Ученикам. Ученики учатся проникать в дух лекции, в сущность ее; чрез это они должны научиться проникать, как христиане, в дух веры, Писания, молитв, обрядов и провождать духовную, а не плотскую жизнь. А бывает больше не так.

О слезах. Ты плачешь о грехах, а в слезах твоих видит Бог слезы Христовы, за грехи твои пролитые, и милует тебя.

[...]. Есть дух гонитель, или мысленный фараон, который стремительно гонит нашу мысль при чтении молитв. Надо быть осторожным. А как он гонит людей века сего!

Молитва должна обнимать всю жизнь христианина со всеми его грехами, добрыми делами ([благодарениями]) и всеми обстоятельствами; все его времена, потребности, все состояния людей – от царя до земледельца, от пастыря до последнего пасомого. Сообразно с этим и разделение.

В служении Богу, какого бы рода оно ни было (преимущественно в служении треб), полагай все свое удовольствие и счастие. Забывай о пище для служения Богу, о доме, жене, о покое телесном и о всех удовольствиях житейских. Не усумнись день и ночь от всей души работать Господу. Малейший ропот неудовольствия ни на мгновение да не касается не только уст твоих, но и сердца твоего (февраля 28 дня 1860 г.). Помни, что для Бога стоит положить жизнь свою. Для живота ли нашего, для покоя ли нашего, блаженства ли нашего не пожертвовать всем? Если же случится тебе по маловерию и нетерпению показать когда-либо нетерпение и неудовольствие на те лица, которые зовут тебя на дело Божие (на требу какую-либо), вскоре же уничтожь это богопротивное нетерпение сердечною готовностию (если нет, возбуди сердечную готовность) на всякие требования, во всякое время, на требования всех возможных лиц. Если не будет времени совершить все требы – не твой грех, тогда и откажись. Боже сердца моего, Боже живота моего, укрепи меня в служении Тебе.

Диавол чрез ничтожные средства достигает весьма важных последствий. Христианин! Крепись и [всем] сердцем веруй во Христа, зная, что без Христа ты верная добыча диавола. Этот последний все силы употребляет к тому, чтобы ты сердцем не веровал во Христа. И горе тогда тебе.

Ты хочешь постигнуть непостижимое, но можешь ли понять, как постигают тебя внутренние, убивающие душу скорби, и найти средство вне Господа, как их прогонять? Узнай же сердцем, как освобождаться тебе от скорбей, как соделывать покойным сердце свое, и тогда, если нужно, мудрствуй о непостижимом. Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? [Лк. 12,26].

Размышляй чаще: Чья мудрость проявилась в устройстве твоего тела и постоянно поддерживает его в бытии и отправлениях? Кто предписал законы твоей мысли и она доселе следует им у всех людей? Кто начертал на сердцах всех людей закон совести и она доселе у всех людей добро награждает, а зло наказывает? Боже всемогущий, премудрый и всеблагий! Рука Твоя постоянно на мне грешном, и нет мгновения, когда бы благость Твоя покидала меня. Даруй же мне всегда живою верою лобызать десницу Твою. Зачем мне ходить далеко искать следов Твоей благости, Твоей премудрости и Твоего всемогущества? Ах! Следы эти так явственно видны во мне! Я, я чудо Божией благости, премудрости и всемогущества. Я – в малом виде – целый мир: моя душа – представительница мира невидимого, мое тело – представитель мира видимого.

Братия! Какая цель нашей жизни на земле? Та, чтоб, по испытании нашем земными скорбями и бедствиями и после постепенного усовершения в добродетели при помощи благодатных дарований, преподаваемых в Таинствах, нам опочить по смерти в Боге – покое нашего духа. Вот почему мы поем об умерших: упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего. Мы желаем усопшему покоя как края всех наших желаний и молим о том Бога. Не безрассудно ли поэтому много скорбеть над умершими? Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы [Мф. 11,28], говорит Господь. Вот покойники наши, христианскою кончиною уснувшие, приходят на этот глас Господа и упокояются. Чего же скорбеть?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.155 сек.