Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 25 страница




Нет! Все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты – неверующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты – верующий. Бог действовал и чрез волов при кивоте, когда хотел спасти народ Свой. Разве жизнь священника или добродетель может совершить что-либо подобное? Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священника – только отверзать уста, а все совершает Бог; священник же исполняет только видимые действия... Нет ни одного человека, который отстоял бы от другого так далеко, как Иоанн (Креститель) от Иисуса, и, однако, Дух сошел на Него при Крещении от Иоанна, дабы ты знал, что все устрояет Бог, что все совершает Бог. Я хочу сказать нечто дивное, но вы не изумляйтесь и не смущайтесь. Что же такое? Приношение в Евхаристии одно и то же, кто бы ни совершил его, Павел или Петр; оно то же самое, которое Христос преподал ученикам Своим, то же самое и ныне совершают священники; это нисколько не ниже того, ибо и это не люди освящают, а Сам Бог, освятивший его и тогда. Как слова, произносимые ныне священником, суть те самые, которые изрек Господь, так и приношение есть то же самое; равно и Крещение то же самое, которое Он преподал. Так все зависит от веры... И это приношение есть Тело Христово так же, как и то; а кто думает, что оно ниже того, тот не знает, что Христос и ныне присутствует, и ныне действует. (На 2-е Послание к Тимофею беседа Златоуста. Христианское чтение за 1859 г.)

Плоть или диавол склоняет нас ко греху то греховною негою, расслаблением сердца, то тяжестию греховною, обещая удалить ее, если ты сделаешь тот грех, который лежит против воли нашей на сердце. О, сатана! О, плоть!

Даров Господних не должно удерживать в себе, но изливать на других; образец – природа: солнце не удерживает в себе одном света, но изливает его на землю и на луну. Особенно пастыри не должны света своего или, лучше, Божьего, удерживать в себе, а обильно изливать свет своего ума и знаний на других. Развить.

Растлевшее человечество грехом имело потребность в обновлении; иссохшие от всяких худых дел сердца человеческие крайне нуждались в росе благодати Божией. Все искали Христа, все, – и Андрей искал. Почему? Обрадовался, когда нашел, и сказал брату с радостию: нашли Мессию [Ин. 1,41]. Нам, кажется, не нужно искать Христа: Кто нам знакомее и Кто ближе к нам, кажется, как не Христос. Его пречистый Лик мы видим и у себя дома, и в церкви, и сладчайшее имя Его мы и сами часто в устах имеем, и в церкви Божией славим так часто! Кажется, искать не нужно: ищут то, чего не имеют, но в чем нуждаются, – а мы имеем. Но искать необходимо: в сердцах нет Христа у большей части; вместо Христа сердца заняты другим совсем, что противно Христу. Будем же искать Его со всем усердием и тщанием: будем все преодолевать, ни на что, ни на какие препятствия не будем смотреть, поставляемые обаяющим миром, лукавою плотию и диаволом. Святой апостол Андрей, нашедши Христа, не разлучался с Ним сердцем во всю свою жизнь, перенес великие труды, скорби и болезни благовестнических трудов и жизнь свою положил за Него на кресте. Так и нам, чтобы не разлучиться сердцем со Христом, также должно много потерпеть от людей века сего, которые ненавидят служителей Христовых, и от исконного невидимого врага нашего, диавола, который будет стараться всячески разлучить вас со Христом и становиться на дороге между вами и Господом. Стойте мужественно. Для общего назидания расскажем, как святой апостол Андрей кончил славную жизнь свою.

Ждали с неба Избавителя, Который бы помог общему горю. Из Священного Писания весьма многие знали, что Избавитель должен придти теперь; предсказаниям пророческим уже было время сбыться.

Чем заняты сердца наши? Един Бог, испытующий сердца и утробы наши, видит, что у всех нас бывает в сердце, к чему оно привязано в большую часть жизни, и если бы нам дал Господь видеть всю глубину сердец человеческих, то очи наши с ужасом отвратились бы от этого скопища всякой нечистоты: прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, гордости и прочего. Какой мерзости мы не увидели бы в нем: мерзость неблагодарности к Богу, забвения Бога, неверия, маловерия; различных привязанностей к земному, часто самых нелепых; беззаботности о небесном, о своей участи за гробом; невнимания и пренебрежения к Церкви, ее богослужению, ее обрядам и уставам, пренебрежения к лицам священным, представителям веры и Церкви – и мало ли какой мерзости не увидели бы? Посмотрите каждый в свое сердце и скажите пред своею совестию: чем бывают больше заняты ваши сердца? Не страсти ли обыкновенные и всегдашние – жители ваших сердец: гнев, ненависть, осуждение, зависть, скупость, честолюбие, кичливость, пьянство, объедение, тщеславие, любостяжание, прелюбодеяние, любодеяние, обман, кража и подобные? Теперь видите, есть ли в вас Христос, живет ли Он в ваших сердцах? Ах, Сладчайший Иисусе, Жизнь наша, Покой и Сладость достойных сердец, наша Радость, наше Сокровище, – где Ты? Где Ты, где живешь? – В чистых сердцах, в чистых сердцах, братия, в чистых сердцах – там, где не оскорбляют Его маловерием или неверием, оскорбительным равнодушием к Нему, нашему Богу и Искупителю, где не предпочитают Ему временной сладости греха, там, где Его ценят, где внимательны к Нему на всякое время и на всякий час. Там Он живет. И что Он там делает? О, если бы вы знали, что Он делает в достойных сердцах – в этих средоточиях человеческой жизни, в этом местопребывании душ! Если бы вы знали, как Он покоит, услаждает, радует эти сердца и как блаженны Им эти сердца! Братия! Господь есть Жизнодавец наш, и с Ним-то человеку можно жить полною жизнию, жизнию истинною, а без Него – что за жизнь? Эта жизнь, которую мы проводим без Него, есть только, так сказать, отребие жизни, уметы жизни, крупица от богатого стола, рожки или желуди, которые едят свиньи. О! Если бы вы испытали на себе в своих сердцах слова Господа: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, то есть свет, Я даю вам [Ин. 14,27], – вы тогда не захотели бы расстаться с этим небесным миром, который делает вас совершенно блаженными и с которым вы бываете точно в раю прежде действительного рая? Да, люди, которые имеют в сердцах своих Христа и мир Христов, говорят, что нет ничего на свете приятнее этого мира, этого блаженства.

Так как Христос – везде и все – весь мир наполняет Собою, то не может быть, чтобы Он не был близко от каждого из нас и чтобы Он не касался и нас с тобою, возлюбленный брат. Да, Он, точно, касается, и очень нередко; мало того, Он часто стоит при дверях сердца твоего и стучит в них, чтобы ты отворил их верою и любовию ко Спасителю, и, если отворишь, Он непременно войдет к тебе и будет вечерять, то есть беседовать с тобою. Ах! Как Он часто беседует с верными рабами Своими, как с истинными друзьями. А какова должна быть беседа Божия? Итак, видите, братия возлюбленные, Христос вас и Сам ищет; вам только надобно навстречу Ему идти, и лишь только пойдете к Нему, верно, несомненно встретитесь с Ним: чего легче встретиться с вездесущим Богом, Коего владычество на всяком месте; навсегда обрести вам Того, да оставит кийждо советы свои...

Против скупости имей готовым следующее оружие: когда придут гости и им предложится пища и питие, вспомни тогда, как к тебе Господь милостив и щедр без всякой меры, какое бесчисленное множество благ духовных (особенно духовных: очищения грехов, Тела и Крови Спасителя) и телесных, вещественных даровал Он тебе; и в то же время представь, как невообразимо мала в сравнении с Божиими тебе дарами та частица Божиих (не твоих же – что ты имеешь, чего бы не получил? [1 Кор. 4,7]) даров, которая предлагается из твоего достояния братии твоей. И затем с совершенным радушием угощай твоих ближних.

Дух животворит [Ин. 6,63]. Духу Господню в тварях принадлежит оживотворение их со времени их творения; а Сыну Божию – сотворение, переведение их от небытия в бытие. Потому и Тело и Кровь Христовы прелагаются Духом Святым из хлеба и вина, как и во утробе Девы Пречистой они сотворены Духом Святым. Дух Святой созидает нас во чреве матери нашей; Духу Божию принадлежат наши духовные блага.

Смеяться ли нужно над одержимым страстию, как в театре? Ведь это значит подливать масло в огонь. Страсть всякая сопровождается гордостию, как дело сатаны, который горд. Нужно страстному с кротостию и с любовию указать на его страсть и показать всю ее отвратительность, да помолиться об нем от всего сердца Богу.

Любишь, бывая в гостях, чтоб к тебе были щедры, – будь и сам щедр, когда бывают у тебя гости; любишь, чтобы тебя радушно угощали, – радушно угощай и сам.

При находе страсти скупости говори: такой-то ест-пьет свое, а не мое: что ты имеешь, чего бы не получил [1 Кор. 4,7] от Бога? Я – раздаятель, распорядитель даров Божиих.

И собаки одного двора и котята живут весело, дружелюбно играя между собою, ни о чем не заботясь и удовлетворяя в себе свой голод; а скупец угрюм, уныл и мрачен, неласков, холоден в обращении с другими – безрассудно снедаясь алчностию и скупостию, не надеясь на Божии щедроты, обильно излиянные на всех тварей. О, слепота!

Скупец боится и за будущие свои расходы, за будущие посещения родственников и знакомых. Но надобно, наперекор ей [скупости], радоваться посещению родных и знакомых и случаю оказать им гостеприимство. Для скупца нет добродетели гостеприимства и странноприимства. На всех он смотрит холодно со стороны своих денег, своей алчности убийственной! Все он холодит своим взглядом.

Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая [Мф. 6,3], то есть если ты женат, то пусть и жена твоя не знает, какое доброе дело ты сделал.

В продолжение всей земной жизни всего ищут, кроме Христа Жизнодавца, – оттого и не имеют жизни духовной, оттого и преданы всяким страстям: безверию, маловерию, корыстолюбию, зависти, ненависти, честолюбию, удовольствиям пищи и пития. Только при конце своей жизни ищут Христа – в причащении, и то – по вопиющей необходимости, и то – как бы по принятому другими обычаю. О Христе Боже! Животе и Воскресение наше! До чего мы осуетились, до чего мы ослепли! А что было бы с нами, если бы мы искали Тебя, если бы мы имели Тебя в сердце своем! Душа не может изречь того блаженства, которое вкушают имеющие Тебя в сердцах своих. Ты для них и пища крепкая, и питие неисчерпаемое, надежда светлая и солнце и мир, который превыше всякого ума [Флп. 4,7], и веселие неизреченное, и все и все. С Тобою все земное – прах и тлен. (Из акафиста.)

Плоть следует ненавидеть, потому что в ней, в ее похотях гнездится диавол; потому при похоти блудной возненавидь ее; когда завидует – ненавидь ее; ненавидит – ненавидь; скупится – ненавидь. Душа наша часто имеет сосложение с демонами. В веществе везде или дух, или сила невидимая (закон); но в человеческом теле действует и нечистый дух, допущенный в него свободою, допустившею к себе духа злобы душою – чрез согласие с ним в мысли и пожелании (запрещенный плод и история искушения).

Об отношении Каждого Лица Пресвятой Троицы к миру и к людям.

Посредством законов, вложенных Богом или умом человеческим (Божественных законов) в вещество, вещество оживотворяется, движется и движет другие тела: планеты – их движение (в мельнице – жернова, в машине – колеса). Видите ли, что и в мертвом (по-видимому) веществе действует дух – посредством своих законов, владычественно подчиняя его себе и делая из него что угодно. (Посмотрите, говорю, на заключенные в веществе силы и законы, и на бесчисленное разнообразие форм, какие придает человек грубому веществу: ведь эти формы – выражение известных законов духа, и форма есть, так сказать, жизнь вещества, которую дал ему дух). Теперь приложите это начало ко всему миру вещественному. Весь он состоит из законов и подчинен этим законам; и законы эти – очевидно – дело премудрого, всеблагого и всемогущего Духа. Дух этот есть Бог. Вы видите, что мельница мелет (а заметьте – жернова ведь бездушны и ничто в мельнице не имеет души). Останови только один рычаг, одно колесо – и мельница станет; точно так же машина движется с быстротою стрелы и движет с собою множество живых и громоздких существ; но в ней ведь тоже нет души; душу ее составляют силы и законы, данные Творцом природе, подмеченные человеком у ней и приложенные им к потребностям жизни – хоть, например, к этой машине. Вот точно так Дух Божий, премудрый, всемощный, вложил Свои законы в мертвое и безобразное вещество мира, и законы эти – сила и вместе порядок и движение вещества; и смотрите, как эта безграничная машина – мир – носится вот уже несколько тысяч лет; как мировые тела одни других возбуждают к движению и поддерживают их; как и на каждом отдельном мировом теле силы: свет, теплота, центробежность, притяжение и законы Духа Бога оживотворяют каждое вещество; как оно движется и движет другие и т.д. и т.п. Так как человек сотворен по образу и подобию Божию, то и он делает нечто подобное тому, что создал Бог, воспользовавшись уже готовыми, данными Богом силами и законами природы; и он в малом виде делает дела Божии (мельница – подобие миров; машина, ее колеса – тоже; как машина, паровоз, носится силою паров, так все миры – силою законов, вложенных в них Творцом, носятся в безграничных пространствах вселенной). Не оживотвори Бог вещества посредством Духа Своего и лиши их законов Своих, которые суть дух и жизнь [Ин. 6,63], – все миры станут, все миры рассыплются (потому что даже камень существует на основании закона сцепляемости; отними этот закон – и он распадется; и песчинки – сцепляемость) и уничтожатся. Вот образчик тому: разрушение листочка, травки, когда сила природы, истощенная летом своею деятельностию, оставит их; смерть, разложение тел животных, в том числе и человеческого, когда дух, не в состоянии будучи обитать в расстроенном (в коем законы, данные веществу, пришли в беспорядок и не могут содержать вещества в таком виде, чтобы душа могла в нем жить и им управлять) теле, – выходит из него. Вот что значит весь мир; вот что значат для него законы Духа – Бога! Люди оттого и умирают, что не сохранили и не хранят законов Духа – Бога (законы жизни); а они были созданы с достаточными силами к бессмертию.

Диавол и днем и ночью коварствует над человеком: он непрестанно силится ввергать его в грех, возжигать в нем страсти, но особенно страсти ненависти и прелюбодейства; он ссорит тебя с другими наяву, он тешится тобою во сне, заставляя тебя производить раздирающие душу картины вражды; он возбуждает в тебе огонь сладострастия наяву, он представляет тебе мгновенно и очаровательно картины, возбуждающие сладострастие во сне, и повергает тебя в кал сладострастия. Я понимаю тебя, бесплотный враг, при всем том, что ты всячески стараешься скрыть свой хвост. Я буду как можно осторожнее, с помощью моего Господа.

Какая, подумаешь, ничтожная паутина для Бога – весь мир и все земнородные! Отними только Бог Духа Своего, законы Свои, и все – как не бывало. Вспомним Премудрого, Который говорит, что мир как бы колебание чашки весов или как капля утренней росы, сходящей на землю [Прем. 11,23]. Выразительно сказано в Священном Писании, что мир сложен Богом, то есть как бы слеплен.

Какие по отношению к нам обязанности Ангела-Хранителя и что он делает для нас? Важные обязанности, и весьма много он делает для нас. Из канона Ангелу-Хранителю.

Если в тебе нет жизни, а есть скорбь, сердечное мучение, то в тебе нет Духа Животворящего, ты оскорбил Его, и в тебе – имущий державу смерти [Евр. 2,14].

Когда мы согрешим, мы чувствуем, что сначала умирает наше сердце; равно как при оправдании или при спасении Господом от грехов оживает также прежде всего сердце.

Царство жизни и царство смерти идут рядом: говорю – идут, потому что они духовные. Начальник первого, то есть царства жизни, есть Иисус Христос, и кто со Христом – тот, несомненно, в области жизни; начальник второго, то есть царства смерти, есть князь власти воздушной – диавол с подчиненными ему духами злобы, которых так много, что далеко превышает число всех людей, живущих на земле. (Эти чада смерти, подданные князя воздушного, в постоянной, упорной войне с силами жизни, то есть с верными христианами, и всеми мерами хитрости стараются склонить их на свою сторону чрез какой-нибудь грех: похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, потому что грех, преступление – их стихия, и чрез грехи, если мы в них не раскаиваемся, переходим на их сторону; тех же, для коих грехи составляют как бы ежедневную потребность, кои пьют беззаконие как воду, они не беспокоят, потому что они – их собственность, пока они живут беспечно касательно своей души; но обратись только они к Богу, сознай свои грехи, вольные и невольные, – и война запылает: полчища сатанинские поднимутся и поведут непрерывную брань. Поэтому-то, братия...) Отсюда видите, братия, как необходимо искать Христа, как Начальника жизни, победителя ада и смерти.

Когда будут одолевать страсти и ты будешь обессиливать в борьбе с ними, воспой от сердца: Ты – моя крепость, Господи, Ты – моя и сила, Ты – мой Бог, Ты – мое радование.

Всякая скорбь и теснота происходят или от маловерия, или от какой-либо страсти, кроющейся внутри, или от другой какой-нибудь нечистоты, зримой Всевидящим, и, значит, оттого, что нет в сердце Христа (Христос – покой, свобода духа и свет неизреченный), оттого, что в сердце – диавол.

Часто взмахиваю я духовным мечом, то есть крестом, и секу им – что бы вы думали? – утробу свою. Потому что дух наш во внутренностях наших, а он ведет непрерывную борьбу с невидимыми, как и сам он, врагами. И как остр, братия, меч этот; он сильно уязвляет врагов моих, так что они оставляют поле сражения и убегают от меня; душа вдруг ощущает покой. Это так бывает явно. Только что не видишь, а ощущать ощущаешь в совершенстве, как больной ощущает, что болевшая прежде у него рана теперь зажила.

Странное явление бывает со страстями. По пословице – клин клином выбивай – одна страсть выгоняется другой: скупой, напившись пьян, делается щедрым и все готов ставить на стол. Так и в других страстях. Это значит, что в страстях кроется бесплотный злодей, а ему все равно: чем бы ни было, только служи ему, он тут не спорит – хитер!

Как не искать Христа? Ведь Он один имеет власть оставлять грехи, а кто все мы – как не грешники?

Воздух и дыхание ветра, дыхание тварей в мире вещественном – соответствуют духам, сотворенным в мире духовном, и самому несозданному, Всеоживотворяющему Духу Божию. Потому Дух и явился между прочим в дыхании бурном; потому и Спаситель уподобляет дыханию ветра – дыхание в душах верующих Духа Божия. В мире вещественном весьма много соответствующего миру духовному – и не дивно: потому что мир вещественный есть творение Духа, а может ли Дух – Творец, не показать отчасти Свой образ, сродство в тварях, Им созданных. Человек есть только самый возможный высокий образ Божий между тварями, причастными вещества и чисто вещественными. Целованию уст соответствует целование души, и мы, лобызая святыню, должны лобызать устами, душою и сердцем.

Дивно, мощно правит Господь вещественными мирами – и все посредством Своей премудрости, посредством слова Своего. Как частицы тела животного, дерева, травки, камня держатся сцепляемостию, так все миры – вложенными в них силами и законами. Как душа носит тело и оживляет его, так Бог носит мир, оживляя его Духом Своим, – недаром называется человек малым миром, Какая ничтожная паутина для Бога – мир! Какая ничтожная паутина – мое тело. А все – премудрость в каждой точке вещества; и все премудростию, вечными законами премудрости только и держится. О премудрость! Премудрость! Все мы бытием своим обязаны тебе – твоему благому Виновнику! Моя смерть, мое разложение или разрушение ясно доказывают, какая ничтожная я у Тебя паутина!

Кроткая и смиренная Богоматерь (призре на смирение [Лк. 1,48]) родила кроткого и смиренного по человечеству Иисуса. Это ведь Материны свойства у Него. Урок для матерей, когда они носят во чреве.

Диавол шепчет и ныне людям: нет, не умрете [Быт. 3,4], закрывает от людей страх смертного часа, уничтожает страх вечных мучений, вырывает из памяти Страшный Суд да изглаживает из памяти и сердца мучения, причиненные грехом здесь, на земле.

Диавол всячески старается закрыть от нас светлый лик людей и представить его в виде мрачном. Крайне остерегайся смотреть его глазами на людей.

Какой знак того, что человек-христианин близок ко Христу? Близкий ко Христу человек обращается часто с верою и любовию ко Христу, часто произносит сладчайшее Его имя, часто призывает Его в помощь, часто обращает к Нему взоры, потому что не может не произносить, не обращать взора и не призывать: наполняя его мысли и сердце, Христос Бог естественно показывается у него и на языке, и во взоре, потому что без Христа он слаб, бессилен, нерадостен. Далекий от Христа человек редко-редко обращается мыслями ко Христу, и то не с сердечною верою и любовию, а так – только по какой-нибудь необходимости, и то как к Лицу, Которое мало знакомо его сердцу, Которое не радует или не услаждает его сердца, не имеет для него всей привлекательности. Оттого мы видим, что близкие ко Христу люди не выпускают Христа из своих мыслей и сердца, они живут Им: Он – их дыхание, пища, питие, одежда, жилище – все; по причине сладости имени и благодатного прикосновения к ним Иисуса Христа они, так сказать, прилипают к Нему всем своим существом (прильпе душа моя по Тебе [Пс. 62,9]) и в этом прильпении находят для себя неизреченное блаженство, которого не знает мир. Вот, братия, признаки, по которым можно узнать, кто нашел Христа и кто еще не нашел Его; не нашедшие Христа живут в этой жизни без сердечной веры, думают и заботятся больше о житейском: как бы повеселиться, сладко попить да поесть; как бы одеться поизысканнее, как бы удовлетворить своим похотям, которыми они сгорают день и ночь; как бы время убить, которого не знают куда девать, хотя время их ищет и, не находя их, быстро мчится в их глазах: летят дни за днями, ночи за ночами, месяцы за месяцами, годы за годами, пока, наконец, ударит последний, грозный час и ему скажут: стой, твое течение совершилось, твое время померено и грехи и беззакония твои все пришли пред тебя, и всею своею силою обрушатся на тебя, и своею тяжестию будут вечно подавлять тебя.

К вечеру после трудов плоти и духа человеческий состав начинает распадаться, плотность между частицами делается слабее – надобно сплотить их, оживотворить их; и вот дом тела человеческого кругом запирается: все чувства перестают действовать, и душа, жизненное начало по отношению к нашему телу, как бы запирается в нашем теле и во время сна нашего тела производит дело оживотворения его, сплачивает весь состав тела, проникая во все части и составы его; и вот утром человек опять делается свеж и крепок. Видите, что значит душа у человека, да и не только у человека, у всякого животного: она – жизненное начало для человека и для животного, оттого-то животные спят; сон – торжество духа над плотию: как дух есть, иже оживляет [Ин, 6,63; 2 Кор. 3,6], он оживляет тело, требуя оживления и подкрепления; что же касается растений, которые также живут, утомляются и требуют отдыха, то вместо ежедневного сна животных они вечером и ночью выпускают из себя азот – негодное воздушное начало и принимают в себя, для своей крепости, для своей жизни, кислород, и таким образом имеют и они свой сон: ненужное, непитательное, разрушающее их жизнь они выпускают, а принимают то, что их питает, укрепляет, оживляет. Сколько тут премудрости Зиждителя! А ведь есть же такие, которые не хотят видеть в этом процессе жизни животных и растений премудрости Божией, а все – природу и природу, как будто природа без Родителя или, точнее, без Творца, Который сделал прирожденными ей такие удивительные силы и законы, – могут быть такие премудрые дела! О, везде я вижу Бога: и в плотности камня, и в плотности (закон сцепляемости тел) дерева и всех растений, и в плотности тел животных и человека, не говоря уже о законах их жизни: о питании растений, плодотворении и прочее. Везде, везде я вижу Бога!

Для того чтобы тебе быть тем, чем ты теперь есть, требовалось много условий, много даров Господних: надобно было много раз подняться солнцу над тобою, надо было совершиться многим переменам года, много надо было тебе пищи, питья, одежды, свежего воздуха, огня; много тщательного ухода за тобою, чтобы ты не ушибся, не разбился в младенчестве, чтобы не заболел, чтобы сделался образованным, добронравным. Ведь это все забыто, а приведи-ка все на память – тогда ужаснешься, как ты дорого стоишь Богу, родителям и добрым людям. Вспоминай чаще о прошедшей жизни, приводи себе на память великие и многоразличные милости Божии, нежные попечения о тебе родителей и заботы и попечения начальников и наставников и всех, имевших к тебе благодетельные отношения людей, и носи всегда внутри себя сердце нежное, доброе и признательное.

Близость к нам святого или святой можно узнать по частому, искреннему, любовному призыванию их.

Озеро огненное [Откр. 20,15]! О! Что это за озеро! Представь его, как оно страшно. Кто не обращается ко Христу с верою, сердечным сокрушением и смирением, не молится Ему от всего сердца об избавлении от грехов, тот погрузится непременно в это озеро.

Ищем ли мы Христа? Не ищем, а ищем совсем другого, что противно Христу. Это опасно. Для чего нужно искать Христа? Он один избавляет от греха – а мы постоянно грешим; один избавляет от смерти духовной; при помощи Его одного мы можем творить добрые дела. Как искать Христа? В молитве, в частом призывании Его, в Таинствах Покаяния и Исповедания. Христос недалеко, и Сам ищет нас: стою при дверех [Откр. 3,20] – и зовет к Себе всех труждающихся и обремененных грехами, и Сам помогает найти Себя. Как узнать: близок я или далек от Христа?

Торжественно, от сердца пою тебе, Кресте: Твоя высота, Живоносне Кресте, воздушного князя биет: и глубина (нижний конец) всея бездны закалает змия, широту паки воображает, низлагая мирскаго князя крепостию твоею [136]. Пою это как действительность, часто повторяющуюся.

Сердце его не было право с Ним (Богом) [3 Цар. 11,4]; сердце – душа. Допустивши, что сердце есть душа человека, понятны будут вполне слова Спасителя, чистые сердцем... Бога узрят [Мф. 5,8], то есть душа Бога узрит. И здесь мы это замечаем отчасти – добрым и благим сердцем слышавше... душою доброю.

Грехи связывают нас, делают невольниками.

Кто ищет Христа, тот не убегает страданий, скорбей, случающихся с ним в жизни, а благодушно переносит их, взирая на распятую за него на кресте Любовь; тот читает слово Божие, тот усерден к молитве, к милостыне, к посту – потому что дорог для него пример Христа: Христос так делал, значит, это весьма нужно и для меня (о посте); милосердовал – будьте милосерды и будете находить Христа в лице нищих: был болен, и вы посетили Меня [Мф. 25,36].

Действие злого духа явно обнаруживается в сердце тем, что иногда из-за ничтожной причины, в которой не виновато и по которой следовало бы больше полюбить родное или благотворительное лицо, мы чувствуем в сердце ненависть к нему, уничтожающую его.

Пьяный, раззевая пред царем рот, оскорбляет тем его величество и, не получая от него милости, иногда подвергается за то наказанию. Грешник, без смирения в сердце молящийся, оскорбляет Божие величество и не только не получает от Него милостей, но еще подвергается от Него наказанию.

Противитеся же диаволу, и бежит от вас [Иак. 4,7], то есть противьтесь внутренно диаволу, действующему в вашем сердце и принуждающему вас ко злу, и он убежит от вас.

Когда терпишь наказание за грех, ничего больше не чувствуй в страдающем сердце, как самое высокое, святое уважение к законам Вседержителя, и не старайся скорее избавиться от скорби сердечной или другого наказания, а изволяй лучше терпеть благодушно.

Без Меня не можете делать ничего [Ин. 15,5]. Без Него мы не можем делать никаких истинно добрых и полезных дел; без Него все добрые дела наши проникнуты нечистотою страстей – самолюбия, честолюбия, самонадеянности, своекорыстия.

Грехи и беззакония и ответственность за них так несомненны и так они наглядно показываются нам правосудным Богом, что они являются в душе в виде огня, разрушающего мир и спокойствие духа, и душу и тело, и истекают в виде жгучей воды, называемой слезами; оттого, если эта вода не вытечет здесь, она там обратится в озеро огненное. Это для того все, чтобы мы видели свои беззакония и свою виновность и не обезвиняли себя пред Богом.

Когда ты терпишь скорбь и тесноту в сердце, тогда представь, что Господь говорит тебе: ты не со Мною, Источником жизни, мира и радости, а с диаволом, начальником смерти духовной во всех ее видах (скорбь, теснота, уныние, страх или смущение, сомнение, маловерие, неверие) и телесной; ты не в Моей области – области правды и святости и жизни, а в области греха, нечистоты и смерти – и потому тебе так худо. Обратись ко Мне, возненавидь грех, которым ты связываешься, и следуй Моим заповедям – и тебе будет хорошо. Эти слова взяты из действительной жизни, из часто повторяющегося опыта. Вот разгадка наших скорбей, вот где ключи жизни и смерти!

Вред от употребления сладкого чая (липкость, сахаристость): расслабление, нега внутренностей и половых органов, излияние частое семени. В пост особенно не надо пить сладкий чай: кто пьет сладкий чай, тот делает не лучше того, кто ест в пост скоромное, – хотя чай и не обременяет тела, как мясная и молочная и масляная пища, но зато нежит сильно плоть и погружает часто в кал блуда и прелюбодейства. Кажется, причина ничтожная, а между тем сколько она делает вреда для чистоты нашей: не будь сладкого чаю, не было бы таких частых ночных излияний; для сатаны меньше было бы поводов к осквернению нас сладострастными картинами: он видит расположение нашего тела к извержению семени и пользуется этим расположением для своих мрачных видов! А доктора! О! Доктора! Вы заодно с сатаною поджигаете человечество к блуду и прелюбодейству и своим умом, своими знаниями, своею опытностию, несовершенною, полуистинною, служите князю власти воздушной. Сколько я встречал людей, которые в оправдание своих похождений юпитерских ссылаются на необходимость природы, и именно – на советы докторов, говоря, что без этого жить нельзя, иначе сядет накопление на грудь и расстроит ее; что без этого люди, не дозволяющие себе этих похождений, или – онанисты (ясновидцы прелюбодеи во сне), или – мужеложники. Неправда. Против вас восстают все, проводящие девственную жизнь. О! С каким разбором надо употреблять христианину яства и питья. Как надо быть осторожным с встречающимися женщинами наяву! За один чрез меру ласковый взгляд, за одно не совсем целомудренное слово или за одно нежное пожатие руки можно заплатить во сне самым гнусным образом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.