КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От издателей 28 страница
Ограниченность мира и особенно человека. Мир как точка опоры для телесных тварей, чтобы они не исчезали в беспредельности. Письмена слова Божия вернее и яснее говорят о мире, чем самый мир или расположение слоев земных: письмена природы внутри ее, как мертвые и безгласные, ничего определенного не выражают. Где был ты, человек, когда Я полагал основания земли? [Иов. 38,4]. Разве ты был при Боге, когда Он устроял вселенную? Ибо кто познал ум Господень? Или кто был тогда советником Ему? [Рим. 11,34]. А вы, геогносты, хвалитесь, что уразумели в состроении слоев земли ум Господень, и утверждаете это наперекор Священному Бытописанию. Вы более верите мертвым буквам слоев земных, бездушной земле, чем боговдохновенным словам великого пророка и боговидца Моисея. Когда тобою начнет овладевать какая-либо страсть, вспомни тогда о том великом муже, коего не было более между рожденными от жен, то есть об Иоанне, Предтече Господнем, и проследи мысленно его жизнь: обрати душевный взор на его жилище, на его пищу и одежду, на презрение им всякой славы человеческой и его ревность единственно о славе Божией и, имея в виду такой светлый пример, гони им прочь мрак страсти от сердца твоего. Силен пример для нас человека, о коем засвидетельствовал Сам Господь наш как о самом великом человеке. Мир ничтожен пред Господом Богом, и Бог есть как бы единственное бытие, так что Бог во всякое время везде весь находится существом Своим, как бы Он только один и был и другого бытия или тварей как бы вовсе не было. Примеры, как Он вдруг, неожиданно говорил пророкам, как действовал чрез разных животных: ослиц, львов, воронов и других. Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся [Пс. 15,8]. Пророк видит Господа очами веры всегда близ себя. Камо пойду от Духа Твоего... [Пс. 138,7]. Если Бог даровал нам бытие, самый великий дар благости, если после того, как мы отпали от Него и пали из жизни в смерть, Он даровал нам, для воссоздания нас, для приведения к жизни – Сына Своего, то как малы все другие блага, которых мы просим у Него в молитве, чтобы по первому, искреннему слову веры даровать их нам, если они существенно для нас необходимы, и как не извинительны мы, когда сомневаемся получить их от Бога в молитве. Прямо сказал Спаситель: просите, и дано будет вам [Мф. 7,7]. Тот, Который Сына Своего... как с Ним не дарует нам и всего? [Рим. 8,32]. Господь мой – Иисус Христос – моя жизнь, мое утешение, мое счастье, мое сокровище, мое злато и сребро, моя одежда и мое жилище: с Ним я все имею. Пророчества не ясно сказаны пророками, а прикровенно по Божией премудрости для того, чтобы уловить духов злых, коварно обольстивших человека и вовлекших его в погибель, чтобы тою же мерою, которою они мерили, возмерить им, чтобы, то есть, тайно от духов злобы поднебесных, Сыну Божию вселиться в человеках с приобщением их плоти и крови, научить их глаголам жизни вечной, пострадать и умереть за них. Если бы диавол узнал, что Сын Божий принял на Себя душу и тело человеческие, если бы узнал он о намерении Его искупить людей страданиями и смертию Своею – ни за что бы он не довел Его до страданий и смерти, а всячески стал бы стараться отдалить Его от искупительных страданий и смерти; между тем как страдания и смерть Богочеловека должны были совершиться тою же свободною, злобною волею князя тьмы, которою он вовлек в погибель и первых людей. Надобно было, чтобы погибшие по злобе диавола люди сами, по неведению, и принесли на Голгофе всемирную Жертву за спасение мира, по научению того же диавола, чтобы таким образом больше посрамить злобного духа и дабы славно прославилась безмерная любовь Божия к падшему человечеству. Потому-то Спаситель, совершая великие чудеса, заповедовал, чтобы об них никому не говорили – дотоле, пока Он из мертвых воскреснет, – потому то есть, чтобы люди, достоверно узнавши все, что Он Бог всемогущий, скрывший Свою славу в образ раба [Флп. 2,7], не воспрепятствовали его страданиям и смерти. Прекрасно сказано об искупительных действиях Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в одной из молитв, читаемых на вечерне в праздник Пятидесятницы, что Он началозлобнаго и глубиннаго змия богомудростным льщением [142] уловил. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик [Исх. 17,11]. Это образ действия молитвы новозаветных священников на народ, предстоящий в храме или по благославным винам оставшийся в домах. Когда во время богослужения священник возводит ум и сердце искренно к Богу, когда он воздевает преподобные руки о людях, тогда стоящие и молящиеся в храме побеждают духовного Амалика, внутренно их борющего; а когда священник расслабевает духом во время богослужения, не возводит горе сердца своего, молится холодно, по привычке, без сердечного участия, без искренней любви к пасомым и к Богу – тогда предстоящих в храме одолевает Амалик духовный, то есть духи злобы, развлекая силы воинов Иисуса Христа, молящихся в храме, скверными, лукавыми и хульными помыслами. Бдите, священницы Господни, над собою во время богослужения. Руце Твои сотвористе мя и создасте мя [Пс. 118,73]. Руки Божии – Сын и Дух Святый. Новая Скрижаль. Говори Господу с Иовом: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле [Иов. 42,5 – 6]. Всякий человек прежде всего помни, что ты – падшее существо, больное, что твои душевные силы повреждены и действуют неправильно, несогласно. Помни также, что дух лукавый всячески старается отстоять мнимые права свои на тебя, которые дали мы ему в лице Адама и Евы, продавши ему себя чрез грех. Отрицайся его ежедневно, и мысленно и делами и всеми мерами сочетавайся Христу – то есть добрыми мыслями, желаниями и делами старайся усвоять себя Ему, как ты обещался Ему при крещении. Какая причина неверия? Плотяность, подчинение духа плоти, а плоть – то же, что грех, потому что во плоти не живет доброе, по свидетельству апостола. В людях, ходящих по плоти, не живет Дух Божий, Который подает нам веру. Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [ сими ], потому что они плоть [Быт. 6,3], – сказал Бог о людях допотопных. А нынешние люди живут также плотию. Без Духа Божия никто не может сердечно, искренно исповедать Иисуса Христа Сыном Божиим. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым [1 Кор. 12,3]. Человек плотяный имеет лукавое, испорченное сердце, нет в нем спасительной простоты, [ которая ] всему верит [1 Кор. 13,7]. Блюдите, говорит апостол, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия [Евр. 3,12]. Истина – проста, а зло – лукаво. Лукавство – гнусная двоякость (следствие падения). Лукавство хочет намеренно видеть ложь, неправду в прямой истине, признаваемой всеми. Лукавство – свойство диавола, который первый произрастил горький плод лукавства в Еве, внушив ей видеть ложь в истинных словах Божиих, когда сказал: подлинно ли сказал Бог: не ешьте... нет, не умрете... [Быт. 3,1 – 4]. Горе лукавым и неверным, если они не исправятся: они несомненно пойдут в вечную муку с злыми, лукавыми духами, которым уподобили себя лукавством. Бесценного, Живого Сокровища, то есть Христа, не оскорбляй сожалением о ничтожной, тленной потере. Смотри, не испытывает ли тебя Бог, что ты больше любишь: Его или тленные сокровища? Имея бесценное сокровище, которое может обогатить, и действительно обогащает всеми духовными и чувственными благами, какой безумный станет сожалеть о потере немногих погремушек? Разумей, еже глаголю. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей [2 Кор. 4,11], говорит святой апостол Павел. Сила Господа Иисуса в немощи совершается [2 Кор. 12,9], как Он сказал тому же апостолу: когда мы немощны, тогда во всем свете представляется близорукости нашей, маловерию нашему присносущная сила, или всемогущество Господа, спасающего нас. И вот в чем торжество христианина – подвижника Христова: он – живой, присно предается в смерть духовную или телесную и всегда всемогущею силою Божиею исхищается из самых челюстей смерти в жизнь для того, чтобы он многочисленными опытами Божия всемогущества в его собственной жизни непоколебимо убедился в благопромыслительной благости и всемогуществе Господа и совершенно положился на Него во всем как на всеблагого и всемогущего Помощника. И я, грешный и недостойный раб Господа моего Иисуса Христа, присно предаюсь в смерть духовную – человекоубийце исконному, мучителю злому, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти моей [2 Кор. 4,11] тогда, как я воззову о помощи к Богу моему, Спасителю моему. О! Как часто спасает меня Спаситель мой! Какая беда мне без Спасителя моего! Когда тобою овладевать начнет страсть зависти, тогда скорее от всего сердца благодари Господа за все блага, какие ты получил прежде от Бога и ныне имеешь: за пищу, за одежду, за жилище, за приведение от небытия в бытие, за добрых родителей, родных, особенно за дары христианской веры и особенно за Дары Тела и Крови Господней. Священник всегда должен сознавать себя как предстателя за народ; особенно это сознание нужно в храме во время богослужения, когда по преимуществу он есть ходатай. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас [Мф. 11,28]. Когда утружден и обременен ты внутренно борющим тебя врагом диаволом, прииди и припади тогда к Спасителю – и Он упокоит тебя несомненно, непременно; только прииди к Нему непременно сердцем. Упокоение Господа покажется тебе в том, что на душе твоей сделается дивно хорошо (благо): иго Мое благо [Мф. 11,30]; после бремени греха – удивительно легко. Опыт. Жизнь души моей, утешение мое, свет ума моего – Дух Божий Животворящий, Утешитель, Дух истины, вселяющийся в меня ради милости от ребр Господних истекшею Кровию – то есть ради того, что меня, грешника, Иисус Христос примиряет всегда, кающегося, с Богом Своею Кровию, за меня пролитою, и таким образом делает меня доступным Духу Божию. Названия, какие приписывают Духу Божию, оправдываются самым делом в душе моей. Господи! Несть мне ни о едином же ином спасения, разве о Тебе точию, Спасе мира, Иисусе, Сыне Божий! Ты спасай меня, Господи, всегда, когда я нуждаюсь в спасении от грехов моих. Сомнение и неверие в деле веры относятся к хульным помыслам, влагаемым в нас диаволом. Не обращать на них внимания, смеяться над ними. Кто не верует в Бога, спасающего в трудных обстоятельствах, и малодушествует, тот не хочет дать славы Богу, представляет Его небодрствующим и спящим или не всесильным и не благим, лжа творит Бога истины и чрез это согрешает тяжко; особенно неизвинительно малодушие неверия в человеке, который удостаивался часто получать чудесную помощь от Бога Спасителя. О! я многогрешный! (Плавание в маленьком катере.) Как в душе неверной, низкой, недостойной часто отражается царство тьмы или духи темные, так в душе верной, возвышенной, благородной отражается царство света, или Сам Господь Бог (как солнце в капле воды), Его свойства: благость, любовь, кротость, долготерпение, радость, мир; отражаются свойства ангельские и святых Божиих, с которыми он сродняется по благому, кроткому и тихому настроению своей души. Как страстный человек есть жилище бесов, так удаляющий от себя или удаливший от себя страсти есть жилище Божие, обитель Пресвятой Троицы. Грешное тело мое! Как немного нужно для тебя, чтобы напитать тебя, прилично прикрыть наготу твою, защитить тебя кровом от непостоянства стихий, – и как многого ты требуешь! Когда воссиявает мне спасение с небеси – от Господа или посредников моих, Его Пречистой Матери, святого Ангела-Хранителя и святых Божиих человеков, на небеса переселившихся? – Тогда, когда в молитве к ним вера моя дойдет до такой степени простоты, что я вижу их сердечными очами, когда живо представляю их благость и любовь и совершенную готовность помогать действительным моим нуждам. Когда нет такого видения, нет и помощи. Господь приучает меня к постоянному созерцанию Его в сердце моем. На святых иконах Господа и Спаса – очи и сердце Божие, как в храме Соломоновом; то же – на иконах Владычицы и других святых. На молитве необходимее всего сердечное видение Господа с Его благостию, любовию, вездесущием – и видение только Его одного, исключающее всякое, хотя бы малейшее, устремление сердца к предметам мирским. Я дознал сердечно, бесчисленными опытами, что нет ни в ком ином мне спасения [Деян. 4,11] от грехов моих и от скорбей моих и нет ни в ком ином мне блаженства и упокоения в жизни, кроме Сладчайшего Иисуса Господа моего. Он – спасение мое от грехов моих и от скорбей сердечных; Он – блаженство мое, жизнь моя. Славно прославися во мне Господь Бог наш. Вот горе человеческое: человек-грешник даже в то время, когда грехи мучат его, не видит часто и не хочет видеть искренно своих душевных или телесных нечистот, чтобы раскаяться в них, и валяется в бездне греховной, не взывая к неисследной бездне милосердия Бога, спасающего нас от всех грехов наших по молитве нашей. Щедрый! Даруй мне всегда быть щедрым. Тела наши – храм Божий, и Дух Божий живет в нас. Как грешно не знать и не чтить должным поклонением Всесвятого Духа: Он живит, утешает, исполняет миром сердца наши, молится с нами, святыми совершает нас. Если ты приступаешь служить Господу Богу твоему, то приготовь душу твою к искушению: [Сир. 2,1], то есть испытай себя – есть ли у тебя необходимые для этого живая вера и искреннее смирение в сердце? Смотри: не будь как человек, искушающий Господа [Сир. 18,23]. Жгучий огонь в груди, скорбь и тяжесть сердца, не вмещающего в себе веры и духа молитвенного, расположение сердца к нетерпению и хуле происходят от ядовитого прилога диавольского. По плодам их узнаете их [Мф. 7,16]. В свободное от его прилога время в груди моей бывает легкая, усладительная теплота, в сердце – широта и радость, дружно встречающие и сопровождающие молитву, будет ли она из прошения о каких-нибудь нуждах, или из благодарения, или из славословия дивного во мне Бога. Бог есть то, что в тебе есть сердце. Почти же в сердце своем Бога. Никогда не вознеради до того, чтобы тебе не помолиться Богу от всего сердца: никогда не жалей для Него всего сердца. Пожалеешь, не принесешь Ему всего в дар – и вскоре сам увидишь, как худо сделал: в твоем сердце не окажется Того, Кто всегда должен занимать его; не окажется Того, Кем живет и радуется оно. Потому оно будет томно, болезненно. Несколько раз я испытал, что сон бежит от очей моих, покой – от сердца моего, коль не помолился я всем сердцем на молитве вечерней. Видишь: назад пятиться нельзя. Я прежде всегда молился от всего сердца, а тут поразленился, не привел в движение к Богу всего сердца – оно и чует недостаток Того, Кем привыкло жить и покоиться: не пришел Он на ленивую молитву. Братия! Научитесь из опыта, бывшего на мне грешном, молиться всегда от всего сердца. Конечно, кто прежде не молился всем сердцем и теперь не молится всем сердцем, а только поверхностно, того, как несовершенного, Господь не посещает испытанием. Слишком ощутительно для моего сердца отсутствие временное благодати Божией. Сердце бывает стеснено, скорбно, страшливо; а при благодати – расширяется, радуется. Сердечное нерадение – бедственно для меня. Жизнь моя находится в самой тесной связи со Спасителем: жизнь моя и Спаситель – одно и то же. Ценить и любить Спасителя я привык нераздельно с собою. Мне прилеплятися Богови благо есть [Пс. 72,28] – вот мое богословие, вот моя мораль, вот моя философия, вот все мое знание. Смотри, чтоб всегда у сердца твоего были Бог и все, что требует от тебя веры и любви, все святое. Присутствие при каждом истинном христианине Ангела-Хранителя необходимо потому, что телеса христиан суть, по свидетельству Слова Божия, храмы... Святаго Духа [1 Кор. 6,19], и сами христиане – члены тела Христова, освященные Его крестными страданиями и смертию, запечатлеваемые Его Таинствами, в которых сообщается нам благодать Духа Святого, особенно потому, что мы причащаемся Самого Тела и Крови Христовых в Таинстве Причащения. Достоинство человека-христианина как члена тела Христова и храма Святого Духа непременно требует нахождения при нем Ангела-Хранителя, как старшего собрата нашего и друга, который руководит нас к общему всех Владыке – в Царство света и блаженства. Если бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся [Лк. 15,10], то можно судить по сему, какое сильное участие принимают в нашем спасении Ангелы Господни. Если тела наши – храмы Духа Святаго и Дух Божий живет в сердцах наших, то во время молитвы нет ничего лучше, как устремлять ум свой в сердце, и в сердце и сердцем воссылать молитву к Богу; возводить же ум горе, не возводя туда сердца, – опасно: в высоте воздушной летают злые демоны и скоро могут занять не занятое пламенем молитвенным сердце; ум может легко мечтать во время молитвы, хотя и будет говорить слова молитвы; а сердце легко может воздремать под обаянием ума. Любовь Божественного Спасителя нашего Иисуса Христа, Бога Отца и Духа Святого так к нам велика, безмерна, что пред нею становится незначительною или как бы исчезает всякая нелюбовь, вражда, ненависть к нам человеческая; по этой-то безмерности любви к нам Божией и ничтожности человеческой вражды Спаситель повелел нам любить врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих нам напасть. Мы – в любви Божией. Будьте совершенны... [Мф. 5,48.] Велико ли, что нам недоброжелательствуют люди? Что они могут сделать нам, когда так возлюбил нас Бог? Иерее Божий! Знай и помни, что молитва о духовных чадах твоих, о их спасении должна быть непременным твоим долгом: святая Церковь указала тебе в своих молитвах эту обязанность, молясь об них от лица твоего. Но не только в церкви молиться тебе об них должно, а и дома на домашней молитве. Как тебе пасти словесных овец исправно, если не будешь об них молиться – и в церкви и дома? Только молитвою стяжаваются все духовные блага – значит, и благо духовного, опытного, действенного пастырства. Поклоняясь Пресвятой Троице и творя молитву Каждому Лицу Пресвятой Троицы, всячески берегись мысленно испытывать тайну Троичного Божества; помни правило: чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай [Сир. 3,21]. Помни свое ничтожество, свою ограниченность. Довольно для тебя знать, что Бог Отец привел тебя из небытия в бытие чрез Сына во Святом Духе и так возлюбил тебя, что и Сына Своего Единороднаго дал за тебя на смерть, чтобы тебе, падшему от жизни, не погибнуть навеки, но иметь ради Его живот вечный; что Сын Божий сотворил и искупил тебя, а Дух Божий – животворит, научает всему доброму и полезному и, совершая тебя, руководит тебя, как мать дитя, к Небесному Царствию. Не ощутят [слав.: осяжут ] ли Его (Бога) и не найдут ли [Деян. 17,27]. Найти и осязать невидимого, но недалеко от каждого из нас находящегося Бога есть цель нашей жизни, по апостолу Павлу. Найти и, так сказать, осязать или ощутить невидимого Бога есть верх нашего блаженства на земле, потому что Бог весь – Блаженство. Кто нашел Бога, кто испытывает постоянно Его животворное к себе прикосновение, тот ни на что на свете не променяет счастие иметь Его в сердце своем и ищет всячески случаев, в которых Невидимый соприкасается с нашим духом. Видя Невидимого, был тверд [Евр. 11,27] (Моисей). Дойди до такого совершенства веры, чтобы ты невидимого Бога как бы видел глазами, имей Его в сердце, взирай на него сердечными очами – и ты будешь не последний из христиан, и стопы твои исправятся. Много значит, когда человек может искренно сказать: невидимого Бога я как будто вижу глазами – так в Нем уверен! Всячески остерегайся, как бы тебе на молитве не быть в противоречии с собственными словами. Например, в молитвах ко причащению ты просишь неосужденного принятия животворящих Тела и Крови Господа. Но, вместо Тела и Крови Господа, не питается ли, смотри, сердце твое предметами твоих страстей, не пожирает ли оно их с радостию. Смотри: где твое сокровище? Так и во всех других случаях. Смотри: не противоречишь ли ты словами своими сердцу твоему? Не приближаешься ли ты только устами своими, а сердце твое далеко отстоит [Мф. 15,8]? Не лицемер ли ты? При содействии Божия промысла. Как душа, соприсутствуя телу, сдерживает в порядке и оживляет все его части, так Дух Божий, исполняя всю вселенную, содержит в порядке все ее части, великие, малые и самомалейшие, и оживляет ее Своим Божественным дыханием. Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли [Пс. 103,30]. Отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются [Пс. 103,29]. Господи, победа моя, не отпущу Тебя! Сон на 29-е число июня. Казалось мне, что в темную полночь небо вдруг озарилось светом, подобным солнечному, и в четырех сторонах неба, соответствующих четырем странам света, показались сияющие неизреченным светом Ангелы, также с сияющими трубами, вестницами общего воскресения и страшного Христова пришествия. Изумились и устрашились страхом неописанным все зрители нового и необыкновенно великого явления: немы и неподвижны стояли они на своих местах и трепетно ожидали страшного события. А я, грешный? Что я, грешный? Откуда мне такая милость? – Я не страшился, не трепетал, смотря на это грозное явление, а спокойно и с торжествующим видом, радостно ожидал явления Господа моего с небес. Он так благ, думал я, так я часто испытывал услаждающие посещения Его в моем сердце во время достойной молитвы, также после принятия Святых Таин, что Он, Многомилостивый, и теперь по множеству милости Своей, как бездна человеколюбия, помилует меня многогрешного, и удостоит причастия неизреченного света Своего в обителях Своих и не отошлет меня на страну ошуюю. О! Да буду же я чаще освояться с моим Господом на молитве и соприкасаться с Ним достойно в животворящих Тайнах, чтобы иметь мне всегда дерзновение пред Ним. Я лег спать после благодатной молитвы. Владычице Богородице! Даруй мне погружаться сердечными очами в пучину Твоей кротости и смирения и Твоей благости, да и сам вынесу из этой пучины некие капли дарований духовных. Мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир [Рим. 8,6]. Какой человек плотский, то есть страстный, не согласится с этими словами апостола? Мудрование плоти, действительно, есть смерть. Приди сюда, человек сребролюбивый, любостяжательный, завистливый, самолюбивый, гордый, честолюбивый, – и дай нам взглянуть на тебя, на твои поступки, на твою жизнь, раскрой нам, если хочешь, свои помышления сердечные – мы уверим тобою, живым примером, что помышления плотские суть смерть: ты не живешь истинною жизнию; ты мертвец духовный; ты при свободе связан внутренно; при уме как безумный, потому что свет, который в тебе, тьма [Мф. 6,23]; ты получил от Бога сердце, способное наслаждаться чувствами всего истинного, святого, доброго и прекрасного, но ты мудрованием плотским подавил в нем благородные чувства, благородные порывы; ты – мертвец, ты – живота не имаши в себе [Ин. 6,53]. Но мудрование духовное живот и мир. Какой угодно человек-христианин, провождающий жизнь по вере, истребляющий в себе страсти и помышляющий что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала [Флп. 4,8], – приди к нам и поведай нам, что ты ощущаешь в душе от мудрования духовного: я, скажешь ты нам, ощущаю в сердце всегдашний мир и радость о Дусе Святе; я чувствую распространение сердца – преизбыток жизни, посмеваюсь всему плотскому и дивлюсь, как оно имеет такую великую силу над сердцами людей плотяных, и сам занимаюсь непрестанным созерцанием небесных, духовных, невидимых благ, уготованных любящим Бога. Когда есть какая-нибудь страсть в твоем сердце, оказывающаяся потерею сердечной веры и дерзновения пред Богом, смущением, скорбию и теснотою сердца, кайся тогда скорее и решительнее, и в состоянии страсти не совершай молитвы, ни одной требы: ты будешь богопротивно совершать Божественное дело, в суд себе, и диавол легко запнет тебя во время молитвы, службы. Сердце твое будет противиться делу Божию, не будет иметь расположения к нему и внятно скажет тебе, что ты теперь – не Божий, а кого-то другого. Помни всегда, что нет ни малейшего общения света со тьмою. Когда в сердце страсть, тогда нет в нем Духа Божия, нет тогда достойного служения Богу. Скорее сокрушайся тогда искренно о грехах, скорее вводи в сердце потерянную теплоту духовной жизни, вздыхай и, если можно, плачь, – и тогда опять сделаешься причастным Духа Святого. Блаженству моему, покою моего сердца препятствуют почти исключительно грехи мои. Но Господь мой спасает меня каждый раз, как я воззову о спасении от грехов моих, и каждый раз в Нем едином нахожу я покой сердечный. Привязанность к тленному, земному всегда сопровождается для меня смертию духовною, а привязанность к Богу и вообще к духовному – жизнию. Итак, убедись окончательно: там – на небе, в Царстве духов, жизнь твоя, а не на земле, не в этом царстве смерти и тления. Благодарю Тебя, премилосердый мой Спаситель и Судия Праведнейший, что Ты биеши меня жезлом духовным за каждый грех, за каждое греховное движение сердца. Бей меня, поражай меня, но милости Своей не лишай меня. Пост в среду и пятницу предсказан Спасителем: придут дни, когда отнимется у них (учеников и последователей Христовых) жених, и тогда будут поститься – в тыя дни [Мф. 9,15]. А Спаситель, Жених душ наших, отнят у нас в среду, предан быв в этот день на страдания, и в пятницу – умерши телом Своим на кресте нашего ради спасения. Как чадолюбивый, но строгий Отец поступает с нами Господь: провинишься – наказывает; раскаешься – прощает и любовию Своею жалует. Согрешившему, говорит авва Марк Подвижник (Сл.2, ст.58), нельзя избегнуть воздаяния (за грех) иначе, как покаянием, соответствующим согрешению. Это я испытал тысячу раз. Если будешь разуметь согласно Писанию, что по всей земле суды Господни [Пс. 104,7], говорит он же, то всякий случай будет для тебя учителем богопознания. 66 ст. 108 ст. Что мы без молитвы говорим или делаем, то бывает впоследствии или погрешительно, или вредно и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом. 114. Пространство сердца есть упование на Бога, а теснота его – попечение о теле. 128. Насладившийся телесными удовольствиями более надлежащего вознаградит избыток их сторичными скорбями. 130. Обижаемый кем-либо и не взыскивающий с обижающего его этою частию верует Христу и сторично получит за сие в сем веке и жизнь вечную наследует. 137. Не радуйся, когда сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь последующее за тем сопротивление. Ибо как ночи следуют за днями, так и пороки – за добродетелями. Мое... Мария, сказал Господь, избрала благую часть, которая не отнимется у нее [Лк. 10,42]. Так, я не имею всеобъемлющего ума, не могу говорить обо всем, о чем говорит свет, не могу блестеть обширными сведениями по разным отраслям знания, но из всех знаний избрал почти одно – и лучшее всех – познание Евангелия (и Завета Ветхого), и хвалюсь этим одним знанием, которое для меня благая часть (из всех существующих знаний). Пусть упрекают меня в односторонности и невежестве современного мира. Я знаю, что познание себя самого и познание Бога моего с Его делами – необходимее всех знаний. Пусть, кому нужно, пекутся и молвят о мнозе: я знаю, что мне едино же есть на потребу; Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее [Лк. 10,41 – 42]. Не прочь я и от других знаний, но приобретаю их столько, сколько мне нужно для уяснения и утверждения единаго на потребу; а о многом не пекусь, чтобы не потерять мне времени, которое мне необходимо для сохранения и возращения благой части. Когда помыслы нудят тебя во время молитвы или в другое время исследовать поступки других и лукаво видеть в них нехорошую сторону, скажи внутренно себе: каждый понесет свое бремя [Гал. 6,5], поэтому смотри лучше в глубь своего сердца и исправляй собственное сердце, на страже коего ты должен стоять непрестанно, а сучков в очах других не примечай: это, кроме осуждения, не принесет тебе ничего. Когда помыслы будут восхвалять тебя, поставляя тебе на вид мнимую твою духовность, твою сердечную теплоту, смирение, милостыню и прочие добродетели и ставя тебя выше других, скажи им: не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь [2 Кор. 10,18]. Если бы и в самом деле были во мне подобные добродетели, то они – дела Божией благодати; мое – только желание; даже и желание подает благодать Божия, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению [Флп. 2,13]. Притом я человек очень худой в других отношениях: меня борют от юности моея мнози страсти, и я часто поддаюсь им. Господи! Четыре уже года обманывает меня враг, четыре года я испытываю душевную смерть от его обманов; четыре годa я знаю, в чем он меня обманывает, – и что же? Я все отдаюсь в обман подлецу! [Страсти]. Иногда [...]. Когда невидимые враги с целию побороть тебя налегают на твою душу, поражая ее адским страхом и теснотою, так что ты не можешь освободить своего сердца от их темного влияния и ввести в него Христа, – о! не раздражайся тогда, но терпи и молись, молись крепко, стараясь всеми мерами ввести Господа живою верою в сердце! Что делать? Закон Божией правды требует, чтобы мы оставлены были иногда воле невидимых врагов для испытания нашей веры, нашей преданности Господу.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |