КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От издателей 33 страница
Три духовные силы явно различаю я в душе: я, противящийся, противник мой, с коим я борюсь, и Тот, для Кого я борюсь. Есть ли теперь мученики? Борющиеся со страстями – мученики. [...] всю надежду свою возложи на Господа касательно домашних потребностей и ни едино же попечение имей. Имение раба Божия хранит Господь. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его [Пс. 126,1]. Итак, боязливость на счет имения – безрассудна. Если бы меня лишили хлеба обыкновенного, у меня остался бы Хлеб превосходнейший – Хлеб Животный – Тело и Кровь Господа моего; если бы совлекли с меня одежды, у меня осталась бы драгоценнейшая одежда, в которую одел меня Христос и которой, если я захочу, никто у меня не отнимет. Мы ясно сознаем в себе грех, замечаем предыдущие обстоятельства, побуждения к нему, самое его начало, наперед знаем и наказание, какое неминуемо постигнет нас за грех, – и отчего же при всем этом мы все-таки грешники? В нас есть прирожденная, наследственная порча, которая с стремительностию увлекает нас ко греху, так что нужно сильное сопротивление этой злостремительной силе, без чего нельзя отстоять добра. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [Мф. 11,12]. С согласием (внутренним) человека на ложное слово (внушение) диавола входит в душу сам диавол, который есть ложь (или отрицание истины) и умное зло. Так случилось с первыми людьми, которые, согласившись с ложным словом диавола, приняли в себя, так сказать, его существо, или соединились с его существом. Поэтому, согрешивши в чем-нибудь мысленно и сердечно, то есть принявши в себя стихию диавола, который есть зло и ложь, нужно также внутренно, сердечными усилиями изгнать извнутри себя принятое зло болезнованием, печалию, вздохами о грехе, признанием его лжи, нелепости, а лучше всего – потоками слез, скверны сердечные очищающими, по опыту благочестивых людей, ныне подвизающихся, и многих святых, засвидетельствовавших о том в своих житиях. Но самое надежнейшее средство искоренить гнездящуюся в нашем сердце стихию диавола есть животворящие Тайны, которые, быв приняты с верою, боголепно[158]действуют на сердце, гнездилище темной силы, попаляя греховное вещество и сжигая страстей терние. В дни моего служения сила моя против страстей – пречистые Тайны, а в дни неслужебные – усердная домашняя молитва. Так и для всех других моих собратов должно быть. Кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? [1 Тим. 3,5] Управь прежде дом свой – то есть душу и тело, а потом уже в состоянии будешь управлять другими. Обуздай свои страсти, исправь дурные привычки – и тогда в состоянии будешь, при помощи Божией, обуздать страсти других. Дух силен, мощен, оттого он легко носит тяжелое вещество; а плоть косна, бессильна, и потому ее легко подавляет родное ей вещество. Поэтому Бог яко ничтоже весь мир носит сильным словом Своим; потому же и дух человека облагодатствованного легко с Божиею помощию покоряет свою плоть духу, даже плоть других – их духу (как видим на святых), легко на молитве справляется с буквою слова, претворяя ее всю в дух; а плотской человек на каждом шагу подчиняется своей плоти и тяготится буквою молитвы, которой он не в силах обратить в дух, будучи сам – плоть, или проникнуть нечистым оплотянившимся духом своим в чистый, святой дух ее. Спаситель. Человек постоянно погибает от греха, и ему нужен постоянный, ежедневный Спаситель. Этот Спаситель – Иисус Христос, Сын Божий; воззови только к Нему внутренно, с живою, ясновидящею верою о спасении – и Он спасет тебя. Так, Он чудесно спасал меня бесчисленное множество раз: это спасение было так явно, как, например, явно приходит в темницу какой-либо избавитель и изводит из нее заключенного. Так Он спас меня и сегодня по дороге. О, Друг верный! Если поэтому теснота у тебя на сердце, призови от всего сердца Спасителя – и тя спасет. Как святые делаются причастниками Божественнаго естества, так люди порочные, страстные делаются причастниками диавольского естества. Диавол усердно навещает свое произведение – грех – и заботится о его распространении, тщательно раздувая пламя его. Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога [2 Кор. 3,5] – как истинны слова апостола! Я испытал это и испытываю постоянно на деле. Все хорошие мысли мои от Бога, потому что они приходят мне в голову только при обращении души моей к Богу; вне этого состояния – мысли плотские, греховные. Так и быть должно: свет – от Света. В священнике, как при совершении богослужения, так и при совершении треб и при общении с прихожанами, дорога теплота чувства или нежность сердца. Надобно, чтоб каждое слово вылетало, окруженное, так сказать, теплою, сердечною атмосферою, – для того чтобы оно удобно дошло до сердец людей, среди которых мы действуем: сердца, как средоточие жизни, теплы и любят теплоту, потому холодное слово, не от сердца сказанное, не доходит до сердца, а сказанное от сердца – к сердцу и идет. На это должен обратить внимание всякий священник, диакон, причетник, особенно священник. А что бывает? Грубость, зачерствелость чувства. Богослужение бывает без жизни, между тем как богослужение – жизнь. Словно смазанное, не сухое. Горе погубльшим сердце, говорит Господь. Внемлите, христиане, идущие скорбным путем жизни. Горе вам, если у вас нет терпения: диавол одолеет вас. Они – мои благодетели. Аврам, сказано, поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность [слав.: в правду ] [Быт. 15,6]. Так и нам Господь вменяет веру нашу живую – в оправдание наше, например, во время причащения, во время молитвы. Записи мои подвести под следующие статьи: о Боге, о вере, о молитве и прочее. Господь обращает в живое существо бездушную вещь: например, посох Моисея – в змея. Что отсюда? То, что Господь с свойственным Ему всемогуществом обращает и хлеб и вино в Тело и Кровь Свою. Диавол забирает сперва людей в свою власть чрез чувственные удовольствия, потом сердца, полюбившие чувственное, удобно лишает веры, а без веры человек делается плотию. Развить. Священнику нужно самому испытать и силу веры, и сладость молитвы, и оставление грехов, и то, когда оно бывает безуспешно, и скорби душевные, и когда они постигают, и утешения благодатью – чтобы в молитве к Богу о верующих говорить так: даруй им такое-то благо, как Ты даруешь его всегда мне, недостойному. Чтобы обо всем просить с собственного опыта. Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня [Мф. 10,37]. Человеку плотскому это кажется трудным, но человек духовный знает по опыту, что он больше любит Господа, чем своих родителей, жену или чад. Все слова Господа – истина и правда. Он требует от нас того, чего должно требовать и что совершенно удобоисполнимо с нашей стороны. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу [Пс. 26,8]. Отчего сердце? Оттого, что оно – душа. Не усиливайся сохранять с болезнию сердца то, что должно погибнуть рано или позде, – разумею деньги и всякое имущество, а всеми мерами усиливайся спасать то, что не должно погибать и что, если погибнет, то сделается для тебя причиною вечных мучений. Спасай то, что спасти пришел Сам Господь. Спасая спасай свою душу! Какая польза человеку... [Мф. 16,26.] Без Господа жить нельзя, а без внешних, придаточных благ – можно. А как их немного нам нужно! Необходимое и дается всегда. Превожделеннейший, Сладчайший Господь Себя предлагает тебе в пищу и питье, чтобы Жизнь Свою поселить в тебе, блаженство Свое; а ты отворачиваешься от Небесного Брашна и Небесного Пития и с жадностию хватаешься за другую, совсем противоположную пищу – пищу смерти, то есть страстей. Взгляни в глубь своего сердца: ты ясно увидишь, какая отвратительная, смертоносная пища твоего сердца – она томит, снедает[159], стесняет твое сердце. Как ты оскорбляешь Господа таким предпочтением тленных вещей Его бессмертному Телу и Крови, за тебя же пролитой и ломимой! Истина повествования Моисеева о падении наших прародителей. И теперь повторяется с каждым христианином – этим возрожденным, благодатным человеком – та же история. Приглядитесь только ко внутренним явлениям вашей жизни. Враждующий! Устыдись Распятого на кресте и убившего вражду на нем. Бог – Творец един в Трех Лицах! И творения разумных существ Он также связал воедино единством их происхождения, и от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли [Деян. 17,26]; один хлеб, как символ единого тела (нас многих), дал нам в пищу: все причащаемся от одного хлеба [1 Кор. 10,17]. Род человеческий – одна кровь и одно тело: так множество возводится к Единому в единстве к Единой Любви чрез любовь, чтобы люди любили друг друга, содействуя же Божию намерению. Питай в себе постоянно то чувство, что ты муравей и червь, говорит преподобный Феогност, да соделаешься богосозданным человеком... и сколько унизишь себя, столько возвысишься. Если ты, подобно Псалмопевцу, почитаешь себя как ничто пред Богом [Пс. 38,6], то из малого делаешься неприметно великим, и в то время, когда думаешь, что не имеешь и не думаешь ничего, обогащаешься и деятельностию и ведением достохвальным о Господе. Воскресное чтение, 1859 г., № 13. Бог наш есть огнь поядающий [Евр. 12,29], Который из всякого сердца, Им наполняемого, изгоняет бесчувственность холода и воспламеняет любовию к вечности (Христианское чтение, 1831 г., ч. 2, стр. 207 и 208), – огнь, говорит святой Василий Великий, Который, сожигая бревно во внутреннем оке – уме, делает его чистым (Христианское чтение, 1841 г., ч. 3, стр. 12). Из Нестора Летописца: Господь, видя нас неправо живущих, послал раны и скорбь, чтобы мы и не хотя обрели милость в век будущий. Ибо душа, казнимая здесь, обрящет милость в век будущий и облегчение от мук: Господь не мстит за одно дважды. (Полное собрание Русских летописей. 1,95-96.) Они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое [Ин. 17,6]. Вот почему апостолы сделались апостолами, вот отчего Господь удостоил их избрания: они были по незлобию и чистоте сердец своих детьми Отца Небесного еще прежде: были Твои. Их Отец Небесный знал как Своих и дал Спасителю как предуведенных. Только что не видишь естественными глазами, как стоишь под покровом Владыки в полной безопасности и как, с другой стороны, за оскорбление Господа каким-либо грехом Господь оставляет тебя, и начинает тебя обижать сатана: горько и тяжко тогда душе – смерть духовная проникает в нее. Ощущая в себе теплоту и свое дыхание, вспоминай о Духе Божием как Лице; изрекая слово, вспоминай о Слове Божием Личном и Живом; а действуя своим умом, вспоминай о великом Уме – Боге, от Которого всякий ум и все что ни есть премудро сотворенного. Диавол с свойственною ему хитростию и злобою имеет обыкновение нападать на конец наших благочестивых занятий и в самом конце лишать нас плодов от трудов наших, например плодов от молитвы, от добродетели, – чтобы ни во что обращать все наши труды. С опыта, почти ежедневного! При мне злой дух находится почти постоянно, подстрекает меня к страстям и разжигает их или препятствует мне совершать как должно, со всею искренностию добрые дела, особенно дело молитвы. Если он при мне постоянно и постоянно ищет моей погибели, то по закону Божией правды не должен ли находиться при мне постоянно и добрый дух – мой Ангел-Хранитель? Да, естественно. Учение Церкви об Ангелах-Хранителях есть дело и истина: оно необходимо требуется здравым разумом и опытом. Ты называешь Господа благим – будь и сам благ; называешь любовию – люби и сам. Держись умом и сердцем за Бога как за Три Лица, а не как за Единое Лице неопределенное, безличное. Когда человек проведет день в любви, вообще добросовестно, тогда на вечерней молитве легче молиться, потому что Господь с благоволением встречает первые слова молитвы. Молельщики! Многих благ вы испрашиваете ежедневно у Бога в молитвах церковных. Что если бы все они были даны вам? Многие из них действительно вам даются, только незаметно. Присмотритесь хорошенько к душе своей. Вы заметите благую измену в ней десницы Вышнего. В молитвах мы пробегаем все время бытия мира, становимся мысленно на конец его и предстаем Суду Вседержавного Судии Бога. Ах, буду же вспоминать о Суде. Спаситель нам сказал: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем [Мф. 5,28]. А многие из людей нынешнего времени, называющиеся христианами, как бы действуя наперекор словам Господа, намеренно бросают бесстыдные взгляды на лица другого пола и, часто не довольствуясь живыми лицами, приобретают – иногда за высокие цены – вышедшие из-под кисти растленных умом и сердцем художников растленного народа живописные венерические картины; или напоказ всем выставляют такие же изображения на стенах домов своих, бесстыдно зрят на них нечистыми глазами и другим дают зреть, или, лучше, – нечистым сердцем, и таким образом постоянно питают растленные мысли и чувства и в один день многократно преступают заповедь Спасителя, Который Крестом и смертию стяжал нас Себе, купив нас ценою Крови Своей, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией [1 Пет. 4,2]. Не знаете ли, погибающая братия, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою [1 Кор. 6,19 – 20]. Вы уды Христовы. Отниму ли члены [слав.: уды ] у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! [1 Кор. 6,15]. Любодеев... участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая [Откр. 21,8]. Братия! Убойтесь же этой второй, вечной смерти. Бегайте расслабления сил праздностию, недеятельностию. Силы, или способности (таланты), Господь дал нам для того, чтобы мы их употребили в дело, как говорит Евангелие, – купцы и прочие. Горе зарывшему талант свой в землю, расслабляющему силы или способности свои пустым времяпрепровождением. Сила потому и называется силою, что она действует и что-нибудь производит, развивает или поддерживает. Возьмите какое угодно животное, какую угодно силу и способность в природе: вы увидите, что всякая из них делает свое дело, для которого она создана, и ни одна не остается в праздности, ни одна не существует бездельно. Например, сила притяжения и отталкивания держит и носит в своих границах земной шар, и благодаря ей, мы – земнородные, счастливо обитаем на нашей земле, занимаемся при ярком свете днем, а ночью – при темноте ночной восстановляем свои силы, изнуренные в протяжении дня. Далее, возьмите какое угодно животное, одаренное силою и способностями, – и вы увидите, что каждое из них действует своими силами, не оставляет их в покое и недеятельности. Посмотрите на муравья: напрасно ли остаются у него силы, напрасно ли он живет, не трудится ли он целое лето непрестанно; посмотрите на пчелу: проводит ли она время в праздности, остаются ли силы ее ни при чем? Мы ли, существа разумные, которым Господь дал силы для умножения капитала добрых дел, для вечного блаженства в будущей жизни, будем существами сонными и недеятельными, губя себя во времени и в вечности? О! Поспешим трудолюбно делать данные нам таланты, бодрствующи всегда, да не пребудем в век оный вне Чертога Христова. Поревнуем о добрых делах; будем тщательно разумевать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная о нас [Рим. 12,2]; не будем оставлять церковного собрания, как есть у некоторых обычай [Евр. 10,25], не будем отходить все дальше и дальше от своего спасения; будем и дома заниматься чаще чтением душеспасительных книг или разговорами назидательными, душеспасительными. Прочь от нас праздность и все ее бесчисленные порождения. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш... [1 Пет. 5,8]. Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа... [Мф. 25,13]. Он близок его сердцу, говорят о двух неравных лицах, из коих одно – покровительствующее и другое – покровительствуемое. И как тот, кто удостоен покровительства высшего и близости к его сердцу, знает об этом и взаимно сам близок к нему по своему сердцу, так бывает и между Богом и служащими Ему от чистого сердца людьми: сердцу этих близок бывает всегда Бог, и Божию сердцу близки они. Так должно быть и при молитве всякого христианина: молясь, мы должны быть непременно близки к Богу сердцем и к Божию сердцу. Хорошие, искренние отношения наши с людьми должны быть перенесены и на Бога. Будь крайне внимателен к себе, чтобы дух злобы как-нибудь не излил в твое сердце яд ненависти и злобы. Как от Духа Святого изливается любовь в сердца наши, так духом нечистым – злоба: и тот и другой – и Дух Животворящий и дух погибели – ищут нашего свободного произволения, склоняющегося к любви или к ненависти, чтобы утвердить в нашем сердце свое владычество. Смотри, крайне остерегайся: диавол ищет утвердить в тебе свое владычество всегда чрез какую-нибудь благовидность, подражая действиям Духа благого. Но от плод его познаешь его: обещая тебе сначала жизнь, он после сейчас же убивает твою душу, лишь только ты мало-мало изъявишь согласие на его обольстительный совет. Помни, что ты всегда ходишь пред лицем Сладчайшего Иисуса. Говори себе чаще: я хочу жить так, чтобы жизнь моя радовала Любовь мою, распятую ради меня на Кресте. Особенно же я возьму себе в спутницу и подругу жизни моей любовь святую, всех вмещающую в моем сердце, жаждущую спасения всех, радующуюся с радующимися и плачущую с плачущими; и это особенно утешит моего Утешителя Христа. Сына Божия и Духа Святого нельзя отделить от Отца, как Единосущих с Ним; ради Сына Божия и Духа Святого, вечно Сущих с Отцем, не отделяй от твоего отца и его сыновей, пока не настало для них время оставить по известной причине отца и мать. Отцу Небесному, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле [Еф. 3,15], без всякого сомнения, приятно то, что ты не отделяешь от отца сыновей его – особенно если ты это делаешь ради Единосущныя и Нераздельныя Троицы. У меня обедают свои, то есть братья моей жены. Я должен этому радоваться. Жизнь наша, собственно говоря, есть единое великое бремя милостей к нам Божиих. Это бремя постоянно увеличивается все больше и больше и наконец с вечностию возрастет в бесконечное бремя, в бесконечный поток милостей, в бесконечную тяготу вечной славы. Первоначальное основание этого бремени мало и ничтожно – семя, в котором только в возможности заключалось все нынешнее и будущее бремя милостей Господних. Господи! Милость Твоя велия на мне. Кто не видал паутинных сетей, особенно из посещающих сады или ходящих в лесах, – какое их множество, и преимущественно к концу лета, и как много часто в них добычи жадного паука? Кто не видал и того, как попавшее в сети насекомое сначала бьется со всевозможным усилием, чтобы выбиться из смертной сети, и иногда выбивается и улетает, но большею частию набегающим пауком опутывается совершенно и остается в его сети на погибель – на снедение ему? Эти сети, братия, напоминают мне сети другого рода – те сети, в которые ловит души наши духовный паук и убийца наших душ, ищущий кого поглотити. Везде много у него этих сетей: что ни страсть – то приманка для грешной плоти; что ни случай к страсти – то сеть у него для наших душ. И попадаемся мы часто в эти смертные сети. И иные из нас выбиваются из них, при помощи Спасителя, а другие, благоволившие, как говорит апостол, иногда в неправде [2 Фес. 2,12], остаются в них на погибель. Вот какое страшное явление бывает в этом случае с людьми. Увязнувши совсем в сеть диавольскую, опутанные по голове, по рукам и по ногам, бедные люди не чувствуют, что они опутаны смертною сетью, не чувствуют боли от этой сети, как получившие воспаление во всем существе своем и не имеющие ни одного здорового места; даже отвергают часто, что нет ни сетей диавольских, ни диавола, – и остаются погибать в смертной сети. Отчего такая слепота, такая бесчувственность? Оттого, что духовный паук или, как называет его Священное Писание, бог века сего ослепил умы [2 Кор. 4,4] этих неверных, или неверующих людей, и они, видяще, не видят и, имея чувства, не чувствуют. Но бывает и то, что люди, увязнувши в сеть диавольскую, чувствуют нестерпимую боль в душе и изо всех сил выбиваются из нее, призывая в помощь Господа нашего. Как паук непременно где-нибудь гнездится в своей сети и по движению или сотрясению ее слышит, что есть в ней добыча, и по сотрясению ее, как по знаку, выбегает на свою добычу, так и духовный паук – диавол, всегда близ своих сетей – нашей грешной плоти и страстей ее; и лишь завязнет душа наша в делах своей грешной плоти, лишь изъявит мысленно и сердечно согласие на какое-либо дело или страсть грешной плоти, лишь произойдет в плоти греховное сотрясение – паук, гнездящийся в сетях грешной плоти и в мире, сейчас по этому сотрясению, или по греховному движению плоти, как по данному знаку, выбегает на свою добычу – душу, опутывает ее своими адскими, жгучими сетями, и тут-то начинает биться изо всех сил бедная душа, уязвленная угрызением сопротивника, тут-то испытывает человек палящий огонь в костях своих и – обращает слезные очи к Спасителю, чтобы Он спас по великой милости Своей душу его, самопроизвольно, по неосторожности попавшуюся в сеть врага. Это бывает с теми, которые не предались врагу, но ревностно служат Господу, но еще имеют во удах своих страсти, которыми, как сетями, и уловляет их сатана. Все это взято с опыта. Чаще всего диавол ставит сети вражды, зависти, скупости и др. И потому не надобно возмущаться духом тогда, когда поднимается из-за чего-нибудь, иногда из-за одного слова, вражда, ссора, но смотреть на нее с совершенным спокойствием, зная, что она – возбуждена диаволом, отцом вражды, и питая в сердце полное презрение к нему. В противном случае диавол всегда будет торжествовать свою победу: он возносится и торжествует, видя, что мы смущаемся от его козней. Только не изменяй любви. Если я терплю неправду от братов моих и они обижают меня, то как мне отрадно должно быть ради Господа терпеть эту неправду и любить их, по заповеди Спасителя, как себя? Сколько я могу сделать тут заслуги пред Господом? О я, неверный! Господи! Ты Царь неба и земли; Тобою все сотворено, и между тем – что же? Ты пришел к своим, и свои – Тебя не приняли. Что значит эта неправда людей к Тебе в сравнении с мнимою неправдою ко мне моих братьев? Quae est causa? Superbia[160]и жадность. Вот было бы похвальное любомудрие, если бы я любил их как благодетелей. Для обидимых, в награду за их терпение, Господь устрояет лучшую будущность. Таков пример Иосифа, проданного братьями. Это бывает весьма часто и теперь и будет всегда, потому что Мироправитель всегда Один и Тот же. Люди так уверены в этой истине, что, когда кого-либо изобидят, например несправедливо лишат места или причинят другую обиду, обыкновенно говорят: ну, за это он получит лучшее место, Бог его наградит за терпение. Но особенно блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное [Мф. 5,10]. Научись премудрости Игнатия Богоносца – носить в сердце своем Христа, и тогда не возьмет тебя никакое смущение, не одолеет тебя никакая страсть, потому что скажу я тогда: Тот, Кто в тебе, больше того, кто в мире [1 Ин. 4,4], то есть диавол, пленяющий нас чрез страсти сердца. О я, многогрешный! Христов храм сущее сердце мое, свиней умных житие соверших![161]Но, Ангеле Христов, хранителю мой святый, помоги мне очистити сие, покадити и окропити ароматы и миры – молитв и чистоты, да паки будет храм Христов благоуханен. За границу уехал. Бывает часто, особенно в нынешнее время, что люди одного с нами отечества за границу уезжают и там живут и с тамошними людьми во общение и дружбу вступают, а своих соотечественников презирают и устно и письменно их бесчестят. Это зовут заграничного жизнию. Но эта заграничная жизнь называется так не в собственном смысле; в собственном же смысле надобно назвать заграничного ту жизнь, которая настанет для нас по разлучении души от тела, – вот по справедливости должна быть названа заграничного жизнью, потому что переходит за границу этого мира и этой жизни; в ней – все заграничное или чрезграничное, то есть совсем не то, что в этом мире: иной образ жизни, иные потребности, иные радости, иные скорби и мучения – все иное. Вот о той жизни нам следует заботиться: как бы нам отсюда – с земли, благополучно и с благими видами отправиться за границу этой жизни и там упокоиться на месте света и прохлаждения. А наши обыкновенные выезды за границу что иное бывают большею частию, как не средство к веселому препровождению времени, которого некуда праздным людям девать; а еще больше – как не средство к растрате накопленного богатства, для которого в своей благословенной стране нет места? В мелодических звуках священных песней так и льется в отверстое сердце жизнь Духа, сладость, нега всеблаженная – вот что говорит нам сердце о церковных песнях. Как же много значит их стройное, благозвучное пение. Обратить на это внимание. Убедись, что без Христа нет жизни для души, – и будь всегда умом и сердцем с Ним. Он – твоя Жизнь и Сила; твой Бог, твое радование. Внимай своей молитве в церкви об упокоении душ. Бог не внимает той молитве, которой мы сами не внимаем. Милость и суд воспою Тебе, Господи [Пс. 100,1], говорит Давид. И я, попеременно испытывающий на себе милость и суд Господа, также должен петь Господу ежедневно Его милость, суд. Боже мой! Милость моя, помилуй мя. Ангелу Ефесския церкве напиши [Откр. 2,1]. Священники – ангелы. И верхняя священная одежда их при богослужении имеет вид опущенных крыльев. Священники Господни! Как высоко ваше достоинство! Отчего эта боязливость, с какою мы так робко полагаемся на всемогущество и благость Божию, как дети, чуждые воды, боимся вступить в океан веры, боясь утонуть в нем? А? Служение священника с чувством происходит от его живой веры, от его благодарного чувства к Богу: он сам испытал на себе то, что говорит и о чем просит. Бог для него – Бог милости и щедрот, как и для всех Он таков. Молитва не головоломная работа – не заболит голова, – а самое легкое и благое иго. Диавол хочет победить своею злобою беспредельную любовь Божию к человеку в пречистых Тайнах. Такова его злоба бесстыдная и дерзкая, не знающая границ! И вот почему с упорством восстает против них. Идучи в то место, где знаешь, что встретят тебя [шумом], говори в сердце: щедроты Его на всех делах Его [Пс. 144,9] и милость Его велия на мне. Бегайте роскоши в пище, в питии, в одежде, в домашнем жилище и комнатном убранстве. Роскошь в пище и питии расслабляет и расстраивает здоровье тела, повергает и самую душу в расслабление и изнеженность. Кроме того, роскошь есть ежедневное похищение из собственности нищих, которые существуют в мире для того, между прочим, чтобы показалась благодарность к Богу за Его благодеяния одних и неблагодарность других людей, пользующихся от щедрот Господних – и да оправдится Господь в словесех Своих пред рабами неблагодарными при втором и страшном Своем пришествии, ибо роскошным Он скажет тогда: алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня: был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня... [Мф. 25,42 – 43] и прочее. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... [Мф. 25,41]. Человек роскошный и бесчувственный (а у роскошных редко можно найти чувствительность: доказательством служит евангельский богач) увеличивает, и может быть ежедневно, число несчастных, изнемогающих от голода, жажды, недостатка одежды и жилища. Если бы не было роскошных, бесчувственных людей, тогда несравненно меньше было бы неравенства между людьми в материальных средствах жизни, несчастные бедняки уменьшились бы десятками тысяч. Сверх всего этого, бегать роскоши нужно потому, что в роскоши человек легко забывает Бога: когда насыщались, то превозносилось сердце их [слав.: вознесошася сердца их ], говорит Господь чрез пророка, и потому они забывали Меня [Ос. 13,6]. Видишь, почему мы забываем часто Бога: мы сыты чрез меру от даров Божиих и возносимся сердцами своими. Бегайте пьянства: оно расстраивает телесные силы и душевные способности. Бегайте обмана в торговле: приобретенное обманом – не прочно и всегда либо детям беспутным достанется, либо посторонним наследникам неблагодарным! Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит [Мф. 16,26] ради незаконной прибыли? Видим и видели много богачей, которые, награбив обманами и обидами богатства, сами потом были не в состоянии ими пользоваться, будучи иногда полвека жизни своей в такой болезни, которая делала их безумными и неподвижными. Какой урок для жадных купцов! Собирает, и не весть кому соберет я. Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? [Лк. 12,20 – 21]. Умер и богач, и похоронили его [Лк. 16,22], и где же он оказался после смерти? – В аде, будучи в муках [Лк. 16,23]. Вникните в эти слова. Они относятся не к евангельскому только богачу, но и ко всем, подобным упоминаемому в Евангелии: они также оказываются после смерти в муках, откуда видят они бывших у них в пренебрежении бедных Лазарей в Царстве Небесном – на лоне Авраамовлем. Бегайте игры в карты, за которыми убивается драгоценное для души время, которое во всяком случае нам нужно искупать в пользу души своей, и за которыми развивается и усиливается страсть корыстолюбия и гнева и страдает нередко благосостояние семейства.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |