Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 34 страница




Бегайте курения табаку, особенно излишнего. Курение – прямо противоестественное дело. Уста даны вовсе не для того, чтобы есть ими дым. Дым не питателен, спросите хоть у кого угодно, и пищеварению не способствует. Дыхание существует у нас вовсе не для того, чтобы дышать дымом. Иное дело – обонять благоухание кадила или другие ароматические запахи. Табак, по признанию опытнейших и умнейших медиков, решительно вреден для здоровья, особенно для слабых природ, притупляет душевные способности и всего человека делает слабым и недеятельным, малоспособным, а больше и совсем неспособным к важнейшим, требующим времени и усилий предприятиям.

Будьте убеждены от всего сердца, что грех погубляет душу, удаляет несомненно от Источника жизни Бога и есть величайшее в мире зло, которое один Господь может истребить в нас, если мы обратимся к Нему с молитвою о том от всего сердца нашего.

Нас, пастырей, почитайте; благословением нашим не пренебрегайте, как это усилилось в нынешнее время; пренебрежение к нам переходит непременно и к Самому Христу. Встречайте нас, когда мы идем к вам со крестом, с радостию, как Самого Господа. Худо будет тем, которые не принимают служителей Христовых и креста Его, во имя Которого они входят в дом каждого. Входяще, глаголите, сказал Господь апостолам: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится [Мф. 10,12 – 13]. Те недостойны имени христиан, которые отвергают от себя служителей Христовых.

Будете, как боги... [Быт. 3,5]. Не говорят ли делами своими нынешние прогрессисты: мы – сами боги; сами ведаем доброе и лукавое: не нужен нам никакой посторонний авторитет. Не нужна нам Церковь. Диавол – тот же диавол; люди – те же Адам и Ева.

Бегайте тщеславия в одежде; особенно да наблюдает скромность в одежде тот пол, которому всего сроднее по самой его природе стыдливость, скромность и целомудрие; да не расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих [Мф. 23,5] и упругость волоса (кринолины) да будет изгнана от станов, любящих красоваться непомерною шириною (взято из пророка Исаии).

Внутреннее общение с Господом и ныне источник мира и радости, тем паче – по смерти.

Иисус дунул, и говорит апостолам: приимите Дух Свят [Ин. 20,22]. Вот некоторое изображение того, как Дух Святой исходит от Отца и дается чрез Сына Божия, в Нем Почивающего, верующим.

Священный журнал – Пресвитер.

Ко всем состояниям жизни приспособлены журналы. Как проходить высокое, пастырское служение – нет журнала.

Показывать высоту священства, как высоки пастыри, совершители всех служб и Таинств, и как пастыри народа; с каким благоговением должны совершать все службы, как должны быть внимательны к себе, трезвенны, по наставлениям апостола и подобию преподобных отец (Добротолюбие). Как вести себя внешне.

Все сословие священников должно быть светом Церкви. Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? [Мф. 6,23]. Источники: святой Златоуст о священстве; святой Димитрий Ростовский, святой Амвросий Медиоланский. Служебник, Требник, Канонник. Свои опыты и наставления, почерпнутые из опыта. (Из Канонника объяснить молитвы ко причащению, как все, что в них сказано, бывает на деле.) О необходимости всегда читать молитвы ко причащению; акафисты, каноны; польза для души от них; перефразировать каноны и акафисты. Помещать еще изъяснения Евангелий и Апостолов; они будут служить источниками для поучений. Предлагать еще краткие простые поучения на воскресные и праздничные дни.

Множество неисчислимое деревьев в лесах; множество человеков в городах и во всем мире. Но и деревья и тела человеческие из одной земли выросли и в одну землю пойдут. И тело человеческое можно назвать некоторым образом древом, как называл Господь людей; Предтеча Его и другие святые. Как же велика душа человеческая, делающая столь много удивительных дел, и как нужно заботиться об ней! Тело, как земля, ничтожно. Вся важность в душе.

Курение как страсть и дело повсеместное есть дело и сеть сатаны, кроющегося в плоти нашей. Чрез курение также усиливается плоть над духом, да как еще! Говорят: табак-де вещь безразличная. Игра в слова. Как безразличная? Посмотрите, сколько в нем греховного: от плод его познаете его, грех он или нет.

Страсти прежде всего вредны как грех.

Помяни, какой ты был [...] в юности, и будь совершенно доволен тем состоянием, какое имеешь ныне, да благодари Бога от всего сердца, что Он не только не погубил тебя со беззакониями твоими, но еще удивил на тебе так благостынно, щедро милости Свои. Ты имеешь больше, чем ожидал. Да переполняется сердце твое благодарностию к Богу. Ты имеешь все от родных жены твоей – не жалей же им ничего.

Как телец упитанный исполнен брашна и пития, и все-таки жаждет большего. Образец жадного.

Священник в своей молитве не должен отделять от себя своих пасомых. Иначе молитва его будет недостойна Богу, грешная. Священник должен носить в сердце своих пасомых, чтобы, подобно апостолу Павлу, он мог называть их своею утробою – по особенной и всегдашней близости их его сердцу. Как орел, он должен носить их, как птенцов, на крыльях любви своей.

После причащения всячески остерегайтесь объядения и пьянства; враг всячески старается лишить нас бесценного сокровища. Горе невнимательным. Если, чести ради принятых Таин, не дозволяется вскоре по принятии их приклоняться до земли, то судите, как предосудительно напиваться допьяна и обременять себя пищею.

Хоз.[ яйство ] течет равномерною струей.

На молитве твердо верь и надейся, что тебя милостиво принимает и слушает Владыка как образ Свой. Что ближе и любезнее Ему Своего образа! И ты говори внутренно: я – Твое дыхание[162], надеюсь, что Ты меня услышишь и не отвергнешь.

Бегайте блуда и прелюбодейства во всех его видах – естественном и чрез естество.

Когда сердце мое утвердится во Господе – тогда и слово мое твердо; а без того – нетвердо.

Я беру на себя предлагать рассуждения о молитве – с опыта; также рассуждения о канонах и акафистах, о последовании ко причащению; также нравоучительные мысли, с опыта заимствованные; практические наставления, как обращаться при требах, как читать молитвы и как обращаться с мирянами.

Мих. Изм. Бог. пригласить к объяснению Евангелий воскресных и праздничных.

Григ. Ал. Дебольского – к объяснению всех служб церковных.

От Господа – награда великая: священники должны быть светом для народа. Какую же милость от Господа получат те, которые доставляли пользу священникам.

Преосвященный поддержит многополезный журнал.

От Господа отступило сердце его: сердце, а не ум. Сердце важнее ума – душа человека.

Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа.

Не превращайте на вечерах ночей в дни и дней в ночи.

Само помазание учит вас о всем; и истинно есть и несть ложно. Не потому, чтобы мы сами способны были... [2 Кор. 3,5.]

Малолетних детей своих – младенцев, чаще подводите к Чаше жизни, то есть к пречистым Тайнам Тела и Крови, и отнюдь не пренебрегайте этим долгом. Животворящие Тайны спасительно будут действовать на голые сердца, согревая их теплотою Духа Святого и предрасполагая к благочестивой жизни.

Я – священник и имею право говорить о курении табаку. [...].

Отчего люди стали так испорченны? Оттого, что редко и недостойно причащаются пречистых Таин, а только Тайны обновляют растлевшее грехом естество наше. Нет противодействия, значит, человеческому растлению. Еще – не молятся.

Из одной и той же крови [...] и мускулы, и кости, и соки, и кровь, и мозг, и все.

Любовь, кротость и смирение, щедрость.

Чтобы любить Бога, необходимо иметь живую веру в Него, нужно видеть Его сердечными очами, видеть Его бесчисленные и несказанно великие благодеяния Его к нам.

 


[1]Он – глава дома, ты сын его... (лат.). Окончание фразы не поддается прочтению.

[2]Приходите реже, и мне будет приятнее принимать вас (лат.).

[3]Ктому – уже, впредь, более.

[4]Умный – духовный.

[5]Присно – всегда, непрестанно, беспрерывно.

[6]Отнюдуже (отонюдуже) – откуда.

[7]Убо – потому, следовательно.

[8]Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39).

[9]Туне – даром, безвозмездно.

[10]Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится (1 Кор. 13, 9-10).

[11]В нем – в храме (Я освятил сей храм, который ты построил... и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни [3 Цар. 9,3]).

[12]Обаявать (обаять) – околдовывать, очаровывать, обольщать.

[13]Сень и соние – тень и сновидение (сонная грёза).

[14]Прелесть – обман, ложь, обольщение, заблуждение.

[15]Брашно – кушание, пища.

[16]В сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе [рус.: В сердце моем скрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою] (Пс. 118, 11).

[17]Выну – непрестанно, всегда.

[18]Постепенный (лат.).

[19]Речь идет о родных братьях жены отца Иоанна (шуринах). В семье протоиерея К.П. Несвицкого (тестя отца Иоанна), кроме Е.К. Сергиевой, было еще две дочери – Александра и Анна, которых отец Иоанн должен был «обеспечивать квартирою и содержанием... до выхода в замужество», и три сына – Алексей, Петр и Константин. Старшему, Алексию, в 1855 году было 30 лет, младшему, Константину – 18. Вся семья поселилась в одной квартире на втором этаже дома, принадлежавшего Андреевскому собору. С самого начала совместной жизни в семье установились непростые взаимоотношения. Начинающий священник предъявлял к себе высочайшие требования: стремился как можно чаще служить литургию, вел в соборе катехизические беседы, спешил на помощь многочисленным городским нищим, что вызывало ропот домашних и приводило к нелегким объяснениям. Кроме того, отец Иоанн, имея на руках семью из семи взрослых человек, не мог регулярно помогать матери, нуждавшейся в материальной поддержке.

[20]Распространяти – в значении «утешить, обрадовать, возвеселить».

[21]Крастель – перепел.

[22]Скудельник – горшечник (скудель – глина); здесь в значении «Создатель, Творец».

[23]Не знаешь, о чем нужно молиться.

[24]Бог (видеть) (греч.).

[25]Точию – только.

[26]"Аще во благих точию..." – если среди благ (во благих обстоятельствах) только; "аще во злых" – если в бедствиях (в злых обстоятельствах).

[27]Вероятно, здесь упоминается мать Е.К. Сергиевой А.П. Несвицкая, скончавшаяся в 1855 году.

[28]Мание – 1) мановение, знак, сделанный без слов; 2) тайное непостижимое действие.

[29]Возможность (лат.).

[30]«Яко ничтоже имый» – как ничего не имеющий; «вся содержащим» – всем обладающим.

[31]Точило – яма, в которой восточные народы топтали виноградные ягоды для выдавливания из них сока.

[32]Мрежа – рыболовная сеть, невод.

[33]Левиафан (евр.) – морское чудовище.

[34]Разлучати – разделять, отделять одно от другого, распределять.

[35]Христофор в переводе с греческого означает "христоносец". О святом же Игнатии Богоносце повествуется, что в то время, когда его вели на съедение зверям и он непрестанно имел на устах имя Иисуса Христа, нечестивые спросили его, зачем он то имя непрестанно повторяет. Святой отвечал, что имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит. Когда святой был пожран зверями, при оставшихся его костях изволением Божиим сохранилось его сердце, нетронутое зверями. Найдя его, язычники вспомнили слова святого Игнатия и разрезали сердце его надвое, желая убедиться, истинно ли сказанное им. И нашли они на обеих внутренних сторонах разрезанного сердца надпись золотыми письменами: "Иисус Христос". Так святой Игнатий был Богоносец по имени и в действительности, всегда нося в сердце своем Христа Бога, богомысленным умом как тростью написанного.

[36]Мы непрестанно величаем Тебя, Христе, неизреченно соединившего земных с небесными, создав едину Церковь Ангелов и человеков (канон святым Ангелом и прочим Безплотным, 9-я песнь).

[37]Константин Великий (244 – 337) – святой равноапостольный; император Римской империи, прекративший государственное гонение на хриситиан.

[38]Абие – тотчас, немедля.

[39]Потешаясь – играя.

[40]Еда – разве, неужели.

[41]Премирный – небесный, горний, находящийся выше земного мира.

[42]Ветрило – парус.

[43]Достояние – достоинство, какое кому следует воздать.

[44]Лесть – обольщение, обман.

[45]Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8).

[46]Мечтание – пустой вид, призрак, обольщение.

[47]Неключимь – недостоин.

[48]Возглавие – подушка.

[49]Глумление – здесь в значении "пустословие, пересуда, насмешка".

[50]Акафист Иисусу Сладчайшему, кондак 2-й.

[51]Ирмос 6-й песни канона ко Пресвятой Богородице, глас 4-й.

[52]Учинение – определение, устроение, назначение.

[53]Держава – власть, сила, могущество.

[54] Что веси аще – знаешь ли что...

[55]Горший – худший, злейший.

[56] Потому, следовательно (лат.).

[57]Сочинена – составлена, установлена.

[58]Пребывающий – постоянный, непрекращающийся.

[59]По долгу, по обязанности (лат.).

[60]Иже (яже, еже) – который (которая, которое).

[61]Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).

[62]Лишшее – более.

[63]Паки – опять.

[64]Аспид – ядовитая змея, яд которой причиняет смерть немедленно; на аспида не действуют и заклинания – он глух к ним.

[65]Василиск – змей, дракон.

[66]Возбранити – запретить, отказать.

[67]Присно – всегда, непрестанно.

[68]Воображати(-ся) – изображать, отпечатлеваться; принимать на себя образ, уподобляться.

[69] Боголепно – достойно Бога, как свойственно Божественной силе.

[70]Презорливый – гордый, надменный, дерзкий, презрительный.

[71]Разделение – раздел на части.

[72]От чиста сердца друг друга любите прилежно (1 Пет. 1,22).

[73]Восписати – воздавать, воссылать, изъявлять.

[74]Обетования – обещания, обещанное.

[75]Пробавити – продолжить, продлить.

[76]Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, (имя рек) отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим (тропарь преподобным общий).

[77]Влаялись – увлекались.

[78]Прилог – грешное предложение, ухищрение, уловление, нападение.

[79]Из ничтожества – из ничего (от «ничтоже»).

[80]Преспеяти – иметь успех, преуспевать. Здесь в значении "возрастающий, торжествующий, побеждающий".

[81]Сущий – действительный, истинный, пребывающий, вечный.

[82]Положение (греч.)

[83]Моисей – с еврейского «от воды взятый».

[84]Самуил – с еврейского «услышанный Богом».

[85]Тезоименитство – от «тези» (серб.), то есть «тот же»; отсюда – «тезка».

[86]Восхитити – похитить, поймать, уловить.

[87]Наляцай – натягивай лук, напрягайся.

[88]Ядь – еда, пища.

[89]Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4, 10).

[90] Яко от мира не суть – потому что они не от мира сего.

[91]Очищение нам Христе и спасение Владыко, возсиял еси от Девы, да яко пророка от зверя морского персей Иону, от тли исхитиши всего Адама всеродна падшаго [рус.: Умилостивительною жертвою за нас и нашим спасением Ты воссиял еси, Владыко Христе, от Девы, чтобы, как Иону пророка из чрева морского зверя, исторгнуть из гибели падшего Адама со всем его родом] (катавасия 6-й песни канона праздника Вознесения Христова).

[92]Из-за проклятия отца Господь предал тебя наказанию (лат.).

[93]Рамбов – простонародное наименование города Ораниенбаума (ныне город Ломоносов).

[94]Точию – только.

[95]Не ради дела, ни слова, ни манер (лат., фр.).

[96]Свою мать (лат.).

[97]Нуждалась в милости, сострадании (греч.).

[98]Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 25, 27).

[99]Жалеть какую-то вещь ради отца, который дал тебе сестру свою для замужества, означает наносить величайшее оскорбление Богу делом, Его благости (лат.).

[100]В срязях – в сборах, приготовках.

[101]Светолепный – приличный, святой.

[102]Куща – шатер, палатка.

 

[103]Света (греч.).

[104] Лжа творит – представляет лживым.

[105]Долг (лат.).

[106]Объяснение этих слов далее в тексте: «Как воздух в стклянице, так душа в теле» (см. стр. 280).

[107]Типы – слово употребляется в значении «буквы» (ср. в слове «типография»), от греч. «типос» – знак, след, отпечаток.

[108]Небеса поведуют славу Божию, творение же руку Его [рус.: о делах рук Его] возвещает твердь (Пс. 18, 2).

[109] Претыкания – соблазна.

[110]Куторга Степан Семенович (1805 – 1861) – ученый, профессор естествознания Петербургского университета; уже с 30-х годов XIX века становится проводником в русское общество естественно-исторических знаний как посредством своих научных трудов, так и общественной деятельности: чтением публичных лекций, публикацией многочисленных научно-популярных статей по разным вопросам естествознания, в том числе и по физиологии человека.

[111]Предзрети – видеть перед собой, иметь перед глазами.

[112]Навязчивая (фр.).

[113]Статья С.С. Куторги «Общий закон появления, существования и исчезновения организмов».

[114]Приседети – быть близ чего-либо, коварствовать, злобно нападать, угнетать.

[115]Что веси аще – знаешь ли что...

[116]Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1, 8).

[117]Долг, обязанность (лат.).

[118]Гора Сион – священная гора, на которой построен Иерусалим. У пророков Сион представляется средоточием народа Божия и Церкви Божией, часто означает Царство Божие во всей его полноте. Слово «Сион», по толкованию святых отцов, имеет также значение общины святых, которые, находясь в мире с Господом и стоя на вершине добродетелей, справедливо называются Сионом, о котором говорится: основания его на горах святых; любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих (Пс. 86, 2).

[119]Присный – родственный, близкий, неизменный.

[120]Ратующих – борющих.

[121]Сам сказал (греч.).

[122]Уметы – сор.

[123]Ад, или невидимый (греч.).

[124]Наведение – рассуждение.

[125]Непщуй – в значении "не думай, не выдумывай".

[126]Одебелети – отолстеть, отяжелеть, огрубеть.

[127]Погубити – ломать, разбивать, сокрушать.

[128]Деплоранский Михаил Иванович (1828 – 1864) – священник, служил в церкви Технического морского училища в Кронштадте.

[129]Стихотворение А.К. Толстого.

[130]Жадность, любостяжание, скупость (лат.).

[131]Финеес – третий первосвященник Иудейский, внук Аарона; пользовался среди израильтян заслуженным уважением за свою ревность к вере и мужество; мужественной борьбой против беззаконий он отвратил гнев Божий на израильтян за то, что они впали в идолослужение, и приобрел за то особое благоволение Божие.

[132] На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что он велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают... (Мф. 23, 2-3).

[133] Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе... судия же мне Господь (1 Кор. 4, 3-4).

[134]А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов (Рим. 14, 10).

[135]Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека – от чести отца его, и позор детям – мать в бесславии (Сир. 3, 10-13).

[136] Живоносный Кресте, Твоя высота (Твой верхний конец) поражает воздушного князя, глубина (Твой нижний конец) пронзает змия всей бездны (т.е. диавола), широта (правый и левый концы) вновь спасает нас, низлагая своей крепостью мирского князя (сатану) (канон Честному и Животворящему Кресту, песнь 4-я).

[137]Глумление – здесь в значении «поучение, размышление».

[138]Подтопка, растопка.

[139]Потому, следовательно (лат).

[140]То есть к святым.

[141]То есть человека.

[142] Льщение – обман.

[143] Иисус – Спаситель.

[144]Из твоей семьи много съел и выпил (лат.).

[145]Скупости (лат.).

[146]Возможно, речь идет о книге: «Катехизические беседы, говоренные в кронштадтском Андреевском соборе». Кронштадт, 1859.

[147] Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? (Мф. 23, 33).

[148]Надымает – надмевает, делает кичливым, высокомерным.

[149]Испасти – здесь в значении «худеть».

[150]Ты потерял надежду на Бога, если отсылаешь братьев от себя. Неужели ты сделаешь это? Неужели у тебя до сих пор было что-то, что остается; или теперь что-то будет отсутствовать? Каждый имеет свое достоинство. Никем не следует пренебрегать. Всех надо любить (лат.).

[151]Бог – видеть (греч.).

[152]Эврика, эврика! – нашел, нашел (греч.).

[153] ...Еже смирити человеку душу свою: ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши [рус.: Томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел ] (Ис. 58, 5).

[154]Позорище – здесь в значении «зрелище».

[155] Воззвание в пленениих помышлений моих – слова из 5-й молитвы благодарственной по Святом Причащении, ко Пресвятой Богородице. Одно из значений слова «воззвание» – избавление, восстановление, освобождение; поэтому это выражение можно перевести так: «Дай мне... возвращение к благим помыслам моего рассудка в случаях его увлечения».

[156]Лепо – уместно, пристойно.

[157]Шуринов – слово, написанное латиницей, в абзаце встречается два раза с различным написанием последней буквы.

[158]Боголепно – достойно Бога, как свойственно Божественной силе.

[159]Снедает – съедает, пожирает, уязвляет.

[160]Какова причина? Гордыня (лат.).

[161] Мое сердце, являющееся храмом Христовым, я сделал жилищем умных свиней (бесов) (канон молебный ко хранителю человеческой жизни Ангелу, песнь 8-я).

[162]И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт. 2,7).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.