Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 26 страница




Отчего теперь нет обрезания? Оттого, что теперь совершается закон духовный, по которому не радят о плоти, а прилежат только о души, вещи безсмертней.

Как плодотворно было ношение над первоначальными водами Духа Божия! Доселе жизнь кипит и стремится распространяться, расширяться; сколько в животных сметливости, искусства, данных Духом Божиим при первоначальном ношении! Дивна дела твоя, Господи!

Карты. Диавол видел, что люди любят переливать из пустого в порожнее. Вот и кружит их в картах. И сколько тут этого переливания, как много тратится на них драгоценного для души бессмертной времени! Уму нашему надо бы заниматься предметами, более достойными: ведь он – оттенок Божественного ума!

Бог наш называется Богом Спасения по причине частого спасения нас от грехов и неразлучной с ними смерти духовной.

Господь здесь. Есть Господь на месте сем [Быт. 28,16].

Когда после какого-либо прегрешения твоего постигнет тебя лютая скорбь сердца, расслабляющая все твое существо и не дающая тебе ничего делать, тогда, произнесши с верою слова: непобедимая, непостижимая, Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных, изобрази крестное знамение на чреве своем – и верно, скорбь твоя пройдет, и ты непременно прославишь Господа. Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня [ Пс. 49,15 ].

Когда сердце мое в Боге и зрит Его, тогда хорошо мне: я покоен и весел; а когда сердце отпадет от Бога чрез какой-либо грех, худо мне: я беспокоен и уныл. Если возвращусь опять к Богу, опять мне бывает хорошо.

Что это у нас за бытие настоящее! Так оно и готово ежедневно разрушиться, так оно и угрожает нам ежедневно исчезновением, напоминая нам о том голодом, жаждою и требованием покоя. Ах! Это не более как тень жизни, не самая жизнь. То будет жизнь, когда нам не нужно будет вещественное брашно и питие, когда брашном нашим будет праведность и мир и радость во Святом Духе [Рим. 14,17]; когда мы увидим Бога, как Он есть [1 Ин. 3,2]. То будет наша жизнь, когда мы вечно упокоимся в Боге (придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас [Мф. 11,28]); а теперь до времени нам надобно довольствоваться и этою несовершенною жизнию, этим, так сказать, залогом жизни совершеннейшей. Настоящая жизнь – вещественная и духовная – держится духом (душою) и веществом (пищею и питием). Уже эта самая сложность поддержания жизни есть именно признак ее несовершенства (в сравнении с жизнию будущею, хотя на своем месте у Господа все совершенно), и, поскольку она есть несовершенство, надобно ожидать совершенства, то есть совершеннейшей жизни, в которой смертное поглощено будет жизнью [2 Кор. 5,4]. Мы замечаем, что и здесь причина жизни нашей есть душа: она управляет материальною нашею частию, и только при ее соприсутствии в теле может происходить и питание, и возрастание, и отдохновение телесное. Только при ее содействии превращается принимаемое внутрь вещество – пища и питье – в те начала, которые необходимы для жизни телесной; при ней только производится видоизменение пищи и питья в организме человеческом: без нее – все разрушается; она – двигатель всего в теле. Итак, необходимо ожидать, что несовершенное в нашем существе упразднится, а останется только совершенное – то, что будет сообразно по своей тонкости и неразрушаемости нашему духу, – и непременно поглощена будет смерть победою [1 Кор. 15,54], потому что смерть относится только к материальной жизни, и человек потому умирает, что впал в вещественность или в чувственность – чрез вкушение плода запрещенного древа. Что же касается того, как мертвое и косное само по себе вещество оживотворено и живет, переходя из возраста в возраст и из одного вида в другой, то это есть постоянное, величайшее чудо Бога Живого, Которого премудрость нашла средство и ему дать жизнь. Посмотрите на землю, на камни, на гниющие органические тела: вот настоящий удел вещества, не оживотворенного Божиим Духом, носившимся при творении верху воды [Быт. 1,2]. А жизнь вещества – чудо чудес, постоянная, не умолкающая песнь всемогуществу и премудрости Творца. Дух живет – то не чудно: он и должен жить, на то он дух; а как вещество живет, само по себе мертвое, как оно движется, как оно видоизменяет в себя принимаемое отвне вещество и как оно живет – это вечное славословие всемогуществу и премудрости Творца, это торжество Творца всяческих. Написал, скушавши с удовольствием ломоть черного хлеба.

Мы попеременно бываем то в руках Имеющего державу жизни, то в руках имеющего державу смерти [Евр. 2,14]: верою, призыванием [имени Спасителя], крестом, сердечным раскаянием, слезами избавляемся от этой последней; падаем в нее каждый раз, как соделаем грех. Имеющий державу [ смерти ] силится постоянно вторгаться в нашу душу – чрез страсти и различные грехи наши, чтобы держать ее в оковах смертных; а Имеющий державу жизни кротко стоит при дверях нашего сердца и толкает в них, чтобы мы отворили их верою и любовию – и были живы и блаженны.

Произнесши слова: непобедимая, непостижимая, Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных и изобразивши при этом крестное знамение на груди и чреве, я прогнал сегодня (28 ноября) темную силу, теснившую мое сердце и расслабившую меня до невозможности делать что-нибудь. Она мгновенно оставила меня, и вдруг мне стало совершенно легко. Господи! Как несомненны действия в нас духов злых и как Ты всегда присущ нам! Слава силе твоей, Господи! Слава Кресту Твоему Честному!

Признаки, по которым узнать, что желудок крепок: отсутствие аппетита и голоса, боль в спине по пробуждении ночью от сна; вялость во всем теле; внутренняя сжатость, обнаруживающаяся сжатием и болезненным выражением лица; мрачное расположение духа.

Силою веры, креста и имени Иисусова преставляются горы сердечные, то есть сатана, как гора, налегающий на сердце.

Упреждай рака с клешней.

Делай дела любви – и за дела любви всегда Господь будет прилагать тебе потребное. Ищите... правды... и это все приложится вам [Мф. 6,33]. А если и не приложится, благодари Бога за дело любви: оно – от Него. Помни, что тебе немного нужно и могила все поглотит или, лучше, – в могилу ничто не пойдет.

Враг сильно хочет разделить меня с братьями моими, хочет поселить во мне крайнее отвращение к ним. Он меня разделил с ними; он еще и еще хочет дальше и дальше отдалить меня от них, но да не будет сего, всезлобнейший! Господи Иисусе! Любы наша! Соедини нас любовию великою!

Противитеся же диаволу, и бежит от вас [Иак. 4,7]; то есть когда он склоняет тебя к ненависти, то больше возлюби того, кого ненавидеть склоняет; если к зависти – желай больше добра; если к скупости – будь больше щедр; если к осуждению – старайся найти добрую сторону в человеке и похвали его, и так противься всякому греху.

Лукавый всячески усиливается запутать меня в делах ненависти.

Когда в тебе дух лукавый, тогда больше всего старайся смирить себя: смирение палит его, возгордевшего архистратига; чем больше смирения в человеке, тем он чище и угоднее Богу, потому что от него дальше всего тогда диавол, и тогда дальше всего человек от возможности пасть, смирением угодили Богу все великие святые. Сама Пренепорочная Матерь Божия указывает на смирение в Себе как на приятнейшее Богу благоухание духовное, как на прекраснейший, благоуханнейший цвет человеческой души.

Если ты говоришь языками человеческими и ангельскими, то есть если твое слово верх совершенства: ясно, сильно, убедительно, сладостно, но если ты не имеешь любви – ты ничто.

Как крест верен в своей силе, только б он был изображен с верою – с живым чувством Христа, Сына Божия! Он прогоняет страсти и демонов. Но как он верен в этом, так верен и касательно тех будущих благ, которые исходатайствованы нам Сыном Божиим чрез крест. Самое верное заключение!

Когда сатанинский огонь палит тебя и отвращает тебя от молитвы и ты не можешь терпеть демонскаго стреляния, тогда представь как можно яснее в своем сознании Иисуса Христа, призови Его ясновидящим сердцем – и помощь твоя несомненна: Иисус попалит диавола и он убежит от тебя. Опыт.

Горе сердцам слабым, ежедневно и многократно уступающим победу над собою диаволу! Когда в душу входит диавол, тогда душу окружает совсем особенная мысленная атмосфера, вполне характеризующая его, так что наблюдавшему за его входами легко узнать его пришествие. Так как, по притче, не может... древо зло плоды добры творити [Мф. 7,18], и диавол, как зло, не может быть добром (как бы он ни изворачивался, добро не в его природе), то его легко отличить по злобе на все, по крайнему сокращению нашей жизни (по тесноте ее) и мраку необыкновенному, отсутствию мира сердечного и сердечной радости. Но особенно его можно узнать по тому, что он мрачностию своею закрывает от сердечных очей наших Господа, Его Пречистую Матерь и все святое; вера есть не иное что, как ясное зрение сердца невидимого Бога и Его святых и святых Его истин и обетований; когда диавол в нас, тогда нет этого видения, тогда мрак неверия, уничтожающий для души нашей все, чем живет она и дышит, – один мрак и мучение. Мрак бывает так велик, что тогда для человека как бы исчезают совсем прежние, явные милости Божии, чрез веру нашу полученные от Бога, – как будто их не было, то есть как будто бы они были не от милости Божией, а так, естественно.

Что вам сказать, братия, желающие причаститься Святых Христовых Таин? Скажу не много. Вы приступаете к Чаше Любви: Христос – Любовь и вместе ваша Жизнь – предлагает вам Себя в пищу и питие, чтобы вы любили Его и друг друга, чтобы вы жили. Кто любит Бога и созданного по образу Божию человека, тот и живет; а кто не любит, тот не живет, тот имеет только призрак жизни. Пейте же из этой Чаши любовь, вкушайте же из нее любовь, напутствуйте себя из нее любовию в жизнь семейную и общественную, и вы будете живы, ибо хотя умрете, но будете оживотворены сокрытою в вас любовию и жизнию: любовь живуча, она никак не может умереть, – и это оттого, что Сам Бог бессмертный есть любовь; а кто любит, тот в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает. Любите же и всегда с любовию приступайте к Чаше жизни. Аминь.

Нелегко, должно быть, для плоти напряжение веры; ей ближе неверие, потому неохотно часто идем мы на дело веры. А как редко причащаются христиане! Причина та же.

Много может молитва нищего. В тот день, когда подана щедрая милостыня, от меня далек диавол и я свободен от огненных стрел его.

Надо всеми мерами стараться, чтобы сердце наше было тонко и легко, – тогда оно будет легко вмещать в себе живую веру и любовь к Богу и ко всему духовному и святому; но если оно отолстеет (одебеле бо сердце людий сих [Ис. 6,10]) и отяжелеет (да не когда отягчают сердца ваша [Лк. 21,34]) от пищи и питья огрубевающего и отяжеляющего свойства и забот о житейском, тогда оно бывает неспособно вмещать в себя веру и любовь и тогда легко гнездится в нем диавол. Вы узнаете это по внутреннему смущению и боязни.

Садитель жизни, дав мне по неизреченной Своей благости жизнь, в придачу к этому величайшему дару дал мне еще другую жизнь (жену, как Адаму Еву – жизнь), для того чтобы от двух жизней явилась третья жизнь. Удивляюсь благостыне Твоей и не знаю, что принести мне в дар за Твои неоцененные дары? Благости приятна благость – принесу же Ему благость по заповеди апостола: бывайте же друг ко другу блази [Еф. 4,32].

Лукавые и ленивые рабы, молясь Богу и не видя никого, думают: нас никто не слышит и не видит – для чего же молиться? Нет глаз, которые смотрели бы на меня, и уха не замечаю, которое слышало бы меня. (Заблуждение, братия, величайшее заблуждение. На вас взирает и вас слушает Господь, и очи Его тысячами тысяч раз светлее солнца, прозирая во все тайное и сокровенное.) Брат! Да ты видишь разве только глазами? Твои глаза – только некоторое подобие и пособие того зрения, которым одарена душа твоя: она несравненно больше видит внутренним, духовным оком своим, чем чрез чувство зрения; этот стекловидный зрачок есть только, так сказать, окошечко, чрез которое душа сообщается с миром вещественным, а с миром духовным, мысленным, который не в пример обширнее и разнообразнее мира вещественного, она сообщается посредством своего зрения, чисто духовного, очами сердца, – это зрение называется созерцанием. Ночные сновидения. Так помни, что зрение – только слуга души, и то для посылок его в мир вещественный. Сама она без глаз (зрения) видит много, много. Что же касается очей Божиих, то они тьмами тем крат светлейшии солнца суть, прозирающии на всяком месте [ Сир. 23,27-28 ].

Для чего мне переставлять горы настоящие, которые мне не мешают, когда у меня на душе бывают свои горы, которые переставлять мне необходимо, потому что они подавляют мою душу и закрывают от меня свет Божий и Самого Бога не допускают к душе моей? Чрез преставление гор Спаситель означил это таинство, которое бывает с нашими душами, хотя и горы настоящие по вере нашей можно переставлять с места на место. От подобного вещественного Господь всегда посылает нас к подобному духовному: например, Он сказал в Иерусалиме: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его [Ин. 2,19]. Подумали, что Он говорил о храме Иерусалимском, а Он говорил о храме Своего Тела, потому что оно точно было храмом Божиим: в нем жил Сын Божий. И такое соответствие между предметами мира духовного и вещественного, как думаю, происходит оттого, что Творец того и другого мира – Один, и потому вещество, как творение Духа, должно выражать и выражает в себе то, что бывает с духом.

Для чего мы так часто празднуем воскресенье, и одно воскресенье в году так празднуем, что никакого другого праздника так не празднуем? Для того, чтобы вам чаще напоминать о вашем собственном воскресении, о вашем бессмертии. Встречайте же всегда воскресение с мыслями о своем воскресении, с уверенностию о своем воскресении.

Для чего евреи торжественно всегда праздновали субботу и не смели ничего делать в нее, кроме дел самых необходимых? Для того, чтобы им помнить, что мир и все сотворено Богом, единственно по Его благости, из ничего, и чтоб чрез созерцание углубляться в этот день в рассмотрение милостей Божиих к людям, и чтоб благодарить Бога от всего сердца (не занятого ничем другим) за Его неоцененные благодеяния. Не делай в оный никакого дела ни ты... ни всякий скот твой... ибо в шесть дней создал Господь мир, а в день седьмой почил от всех дел Своих [Исх. 20,10 – 11]. Мы теперь празднуем воскресенье, а не субботу, потому что это высшее дело благости Божией: мы, падшие от жизни в смерть вечную, воссозданы, оживотворены навеки воскресшим нашим Спасителем. В мире главный член Божия творения, драгоценнейшее Его создание, светлый лик лица Божия был человек. Но он пал, помрачился, умер – и все как будто помрачились: вся земля за него проклята, утрачен мир земнородных с Богом, потеряли люди благоволение к себе Божие. Но воскрес Спаситель и всех сооживил с Собою; примирил проклятую землю с небесами Кровию Своею – и вот опять на земле торжество жизни. Еще потому важнее субботы воскресенье, что видимый мир ничтожен в сравнении с душою человеческою как образом Божиим; и в воскресенье обновление образа Божия совершилось, то есть человека, приведение его от вечной смерти к вечной жизни; в воскресенье торжествует свою победу любовь Божия. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир?.. [Мк. 8,36].

Для того чтобы я совсем не расслабел в служении Господу как иерей Его – по удобопреклонности плоти к лености в делах веры – Благопромыслитель Бог предал меня сатане, его искушениям огненным, чтобы закалить меня, чтобы очистить мое служение и сделать его для меня вожделеннейшим; Он предал духу смущения и боязни, который, наводя на меня непонятный страх во время службы, вырывал из сердца и из уст моих слова молитвенные и оставлял меня, посрамленного, палящегося от его стрел разжженных среди недоконченных молитв, – так что я стал, наконец, желать как величайшего блага непреткновенного служения.

Есть люди, которые бежат от проповеди слова Божия, как аспиды глухие и затыкающие уши свои. Да преткнутся такие о камень претыкания, да запнутся стопы их в жизни их, чтобы они сердцем восчувствовали необходимость слушать слово Божие и не ставили ни во что рабов Господа, трудящихся в проповедании слова Божия ради просвещения и спасения душ человеческих. Да встретит их горе в жизни и да обратит оно сердца их к Богу сердца нашего. Что же мы на самом деле? Разве мы хуже актеров, которых удостоивают великого внимания? Разве мы не говорим своих слов с душою, не произносим их с посильным умением? Разве не слово живое слово наше? Разве не речь народная в устах наших? Разве мы произносим глумления[137]свои, а не закон, а не слово Господа нашего? Отчего же от нас бежат иногда? Где стыд и страх у этих людей? Где взирание их ко Владыке Христу, Богу Небесному, Коего очи и сердце в храме Его? О! Плотские люди! Вы доказываете этим только, что вам трудно стоять и святейшую литургию, не только слушать слово Божие, под конец ее произносимое! Вы доказываете этим только то, что вы недостойны слышать, по своему маловерию и сердечной испорченности, слова Божия, которое не вмещается в умах и сердцах ваших, что вам противно слово истины; вам приятны только слово земной мудрости, легкие чтения светские. Вы боитесь услышать слово спасения, потому что не находите нужным спасать свою душу, усыпленную обаянием света; ваши сердца одебелели, утолстели, вы закрыли ваши очи, и уши ваши (с неудовольствием) тяжко слышат, – и вы не обратитеся, чтобы исцелеть вам.

Без Бога в сердце – непременно смерть и диавол с нами; с Богом – непременно жизнь и сладость, и Он с нами. 2 декабря, после литургии.

Не знаю ли я благости Господней и щедрот мне Господних? Не знаю ли я, что никогда я не оскудею? Что же я утесняюсь во утробе своей и щедротам Бога моего противопоставляю свою алчность и скупость? Господи! Да не будет сего отныне. Щедрость моя да отвечает Твоей щедрости. О! Как я бессилен без Господа!

Для чего мы так часто празднуем, возлюбленные, воскресение Христово? Для того, чтобы мы чаще вспоминали о своем воскресении, потому что Христово воскресение – наше воскресение; Христос для того воскрес, чтобы положить начало нашему воскресению. Каждое воскресенье приносит вам весть: вы воскреснете; в дни будничные среди забот и дел житейских вы забываете, быть может, о своем бессмертии, о том, что вы воскреснете для новой жизни: воскресенье напоминает вам о том. Характер нашей жизни – стремление к бессмертию во Христе.

Действующие в мире причины (даже в вещественном мире) – все невидимые, духовные. Поэтому, кто отвергает бытие духов потому только, что не видит их, тот должен отвергнуть и закон причинности, так как он тоже невидим. Между тем его нельзя отвергнуть: мы ясно все видим действия причин невидимых, называемых всего чаще законами действующими. Что касается злых духов, то они, как лукавые, хоть умеют хорошо скрывать свои действия в нашей растленной грехом природе, прикрываясь ее склонностями, привычками, страстями, но шила в мешке не утаишь. Действия злобы их в людях бывают так очевидны, что невольно заставляют считать причиною их духа злого, потому-то о некоторых людях, преданных страсти гнева, говорят, что они бесятся, – и это, вероятно, оттого, что в гневе человек всего более выражает злобу диавольскую; действия гнева так поразительны, что лучше всего характеризуют виновника их – диавола.

Это – не мое, а чужое; мой – Христос: Он – мое вечное достояние, наследие мое, жизнь моя. Так говори, глядя на блага мира сего, данные тебе Богом. Пользуйся земными вещами как странник, не привязываясь ни к чему сердцем. Пользующиеся миром сим, как не пользующиеся [1 Кор. 7,31].

Когда ты блаженствуешь, будучи со Христом, тогда вспомни, как ты страшно мучишься, будучи с диаволом, и лепись ко Христу как можно крепче, зная верно, положительно, что Христос – твоя жизнь, твоя крепость и сила, твое дыхание, твой мир, твоя радость, твоя пища, твое питие, твоя одежда, твой кров – все.

Ты преследуешь диавола везде – на каждом шагу, и жжешь его спасительным именем Триипостасного Божества и знамением Креста Животворящего во всех Таинствах, при всяком богослужении и при всякой молитве, даже при всяком случае, когда только он коснется тебя, нападаешь на него в проповедях – вот и он рад случаю потиранить тебя, когда ты запутаешься в его сетях посредством какой-либо страсти или какого-либо преткновения в святом деле по причине маловерия, мало-внимательности, ложного стыда, торопливости и прочего. Ты его теснишь и жжешь – а он тебя теснит и жжет. Но он терпит и не отчаивается, когда ты его теснишь и жжешь, и ты терпи и не малодушествуй, не отчаивайся. Отвергай, главное, помыслы страстные, и никак им не поддавайся, и всякое святое или доброе дело делай чисто, с радостию и светлым лицом, зная, что этим ты служишь самому Владыке Небесному.

Согрешив пред Богом и терпя внутренние мучения за грех, прежде всего заботься о том, чтобы умилостивить любящего и праведного Владыку, поскорби о том, что такого любящего Отца, благодеющего тебе со времени появления тебя на свет каждый день и час, ты прогневал грехом, – терпи великодушно мучения сердца, направляя его с пути лукавого, погибельного, сатанинского на путь истинный, спасительный, Божий.

Сердце есть человек. Глубоко сердце (человеку) паче всех, и человек есть, и кто познает его? [Иер. 17,9].

Почему Господь дал нам Тело и Кровь Свою в пищу и питие? Потому что Тело и Кровь идут во утробу, а дух наш во утробе, то есть во внутренностях наших, как говорит Давид: дух прав обнови во утробе моей [Пс. 50,12], и таким образом действует прямо на внутреннего нашего человека – на сердце, как и диавол действует на сердце же. Познайте, как важно приобщение Святых Таин и как важно у нас сердце! Оно – душа наша.

Когда нет у тебя в сердце любви к Богу и ближним, обратись к возлюбленному наперснику Любви – святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и моли его так: апостоле, Христу Богу возлюбленне и сам преисполненный любве, умоли распятую за нас Любовь излияти любовь в сердце мое Духом Святым; вем, яко приемлет твое ходатайство Той, Иже тя, падша на перси Его, приемый. Всем сердцем моим молю тя, друже Христов, претвори молитвами твоими сердце мое из нелюбящего в любящее и погаси в нем безумную и нечистую любовь к тленным благам мира сего, отторгающих меня от любви истинной и святой.

Дух духовное и должен любить, а между тем наша душа далеко не так любит подобных себе людей, святых Божиих, Ангелов и Самого Бога, как любит она тленные вещи этого временного мира. Сродное должно искать сродного и стремиться к соединению с ним, как вещи, химически сродные, стремятся к соединению с собою и действительно соединяются при удобном случае. Ужели же, тогда как мы замечаем такое стремление сродного к сродному в мире вещественном, мы не будем стремиться к соединению с Богом и между собою – верою и любовию? Познаем, братия, познаем, какая тесная связь должна быть между нами и между Богом, между Церковию святых небесною и земной Церковию – между собою. Мы хотя многие, но должны быть одно тело [1 Кор. 10,17], как один Бог и Отец всех. Посмотрите, ведь весь мир есть единое, стройное, прекрасное, величественное целое, в котором все связано взаимодействием, но особенно величественно – единение светлейшего мира блаженных духов, вечно сияющих светолитием от Первого Света Бога.

Когда я отпаду от Бога сердечною верою, разрушающий огонь во внутренностях моих свирепеет и жжет; а когда соединяюсь с Ним сердечною верою – огонь потухает и бывает легко. Когда я не стою в истине (в вере) и любви (к Богу и ближним) – тот же огонь.

Дух животворит [слав.: оживляет ]; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь [Ин. 6,63], то есть Плоть и Кровь Господа – дух и жизнь, потому что оживляют души человеческие; если бы они были только плоть, то не оживляли бы. Слава Тебе, Господи! А диавол все жжет; чуть только отпади от Бога верою – жжет во всякое время.

Когда думаешь о наградах, вспомни, что ты за грехи достоин великих наказаний, и умерь свои честолюбивые желания страхом суда будущего.

Замечали ли вы, что всякий раз, когда вы хотите делать дело веры и благочестия, вы ощущаете в сердце вдруг что-то тяжелое, давящее, препятствующее вашему делу, что разлучает вас от святыни неверием, убивающим душу? Это диавол.

Этакого-то благодетеля ты оскорбил? А? Так говорят человеку, который имел несчастие по страсти какой-либо или по чему другому оскорбить своего благодетеля, которого милостями он пользовался постоянно. Ты оскорбил такого благодетеля? Сейчас же почувствуй свою ошибку и проси у него со всею искренностию и покорностию прощения, чтобы он забыл твою дерзость и не лишил тебя на будущее время милостей своих. Но если так говорят человеку, оскорбившему подобного ему человека, хотя и благодетеля, то тем более следует сказать так человеку, как христианину, который так часто и так безрассудно и много оскорбляет Бога. Мы пользуемся Божиими милостями непрестанно: все эти милости велики до необъятности, начиная с дарования нам бытия и искупления нас крестною смертию Божия Сына – до струи воздуха, до глотка воды и крохи хлеба, нами поглощаемых, до доброго дела, сердечного мира и сердечной сладости, нами ощущаемых. Нам-то следует говорить, когда мы оскорбляем грехами или страстями своими Всесвятого Бога, говорить: Этакого-то Благодетеля ты оскорбил? Почувствуй скорее свой грех, свое безрассудство, свою неблагодарность и свое крайнее злонравие, и проси у Него от глубины сердца, сокрушенно и смиренно прощения своих грехов, чтобы Он не прогневался на тебя вконец и не лишил тебя впредь милостей Своих. Да, после каждого греха, по слепоте страсти и немощи духа и злонравию нашему допущенного, непременно надобно скорее почувствовать свою вину от всего сердца и смиренно, с сокрушением сердечным и, если можно, со слезами просить прощения у Господа – Благодетеля и Творца, для Коего грех наш есть величайшее оскорбление. И как благотворно для души нашей такое болезнование и раскаяние! Со мною были много раз такие случаи. Расскажу один.

Бог испытует сердца и утробы наши [Пс. 7,10]: Он видит нашу душу так, как мы не видим. Например, во время молитвы малейшее движение сердца в сторону от Бога, малейшая неискренность наказывается, и Бог как бы говорит нам: исправься, ты забываешься, – и когда поправишься и обратишь ум к Богу и сердце утвердишь в Нем, тогда опять бывает душе легко, хорошо. Так и в течение всей жизни: малейшая неисправность, малейшее противузаконное (противное вере, надежде и любви) движение сердца – и Господь наказывает его; исправился, раскаялся в нем сердечно, направил его по заповедям Божиим – и опять хорошо. Чего яснее?

Души человеческие бессмертны и видят и слышат нас. Смотрите, Божия Матерь, например, или кто святой, например Николай Чудотворец, когда молишься, они слышат тебя и исполняют твое прошение.

Как вера, благочестие или любовь к Богу и святым выражается в любви иметь иконы и поклоняться, так неверие и нечестие выражаются в том, что иконы совсем выгоняют из домов или для приличия имеют только самые маленькие, едва заметные. Внешность – выражение внутреннего. Даже нападают совсем на иконы, хотят, чтобы их вовсе не было. Худой знак был, когда в Греции было иконоборство. Он свидетельствовал упадок внутреннего благочестия.

Человек – странник на этой земле к небесному отечеству. Он странствует на устроенной Богом машине. Машина эта – земля. Она быстро носит нас на хребте своем. На этой страннической машине, называемой землею, Господь прежде нашего бытия приготовил для нас сокровищницы пищи, питья, одежды, теплоты, воздуха. Иное из этой сокровищницы мы получаем без труда, как воду, огонь и воздух, а иное с трудом – для того чтобы мы не разленились и поддерживали энергию душевных сил; так, мы с трудом достаем пищу, одежду и жилище. Как на обыкновенной машине, идущей в далекий путь, седоки имеют подле себя на машине и пищу, и питье, и огонь, и одежду и во время хода машины занимаются необходимыми делами своими, так точно и все люди – путники на земной машине во время шествия ее, занимаются каждый своим делом, пока придет конец их земного страннического пути и тело их разлучится с душою, которая пойдет в другой мир. Машина же, между тем, все идет не останавливаясь, пока настанет последний день мира, и тогда остановится и она, чтобы выпустить из недр своих всех, уснувших и лежавших в ней телами своими путников и возвратить их Небесному Домувладыке. К этим мыслям привели меня, братия, наши земные машины – пароходы и паровозы. Быстро несемся мы на этих машинах из края в край силою паров; но быстрее несемся мы не в пример на земной машине ко граду Бога Небесного, Иерусалиму, и Церкви первородных [Евр. 12,23], написанных на небесех, и тмам Ангелов. В самом деле, размыслите, что иное наша земля, как не странническая машина? Машина, точно машина. Посмотрите: в машине существенное – движение колес: колеса вращаются силою паров, и она идет, и земля имеет круговращательное движение; на машине есть седоки (пассажиры) и с ними их необходимые принадлежности, на земле – в обширнейших размерах – то же; на машине есть котлы с запасною водою, чтоб пары всегда иметь в готовности, и над машиною клубится постоянно пар или дым; есть на ней огонь и всегдашняя подгнета[138]для огня – дрова, – и на земле есть всегда большие запасы воды, вечно над ней клубятся пары в виде облаков, всегда на ней есть запасы огня и постоянно пища для этого огня. После паров причина движения машины – рычаги различные и колеса; причина движения земли – силы притягательная и отталкивательная, которые для земли заменяют рычаги и колеса. Машина, машина и есть! Вы удивляетесь искусству первого строителя машины – подивитесь премудрости Великого Строителя земной машины – Бога! Все земные мудрецы, поколику в них живет дух, созданный по образу и по подобию Божию, перенимают только некоторую частичку мудрости у Великого Мудреца, Бога, из дел Его творения; подметят у Него, как сотворено у Него, какие силы у Него, какие законы действуют – и сами подражательно делают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.