Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 18 страница




Утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию. (На стену.)

Бегай всячески срастворения с диаволом. Почто исполни сатана сердце твое?

Мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев [Ин. 4,22].

Причащаясь недостойно, я бываю немощен и душой и телом.

Преодолеешь чувство злобы или страсть какую – [оно] и хорошо и легко; или скажешь Господу, уже согрешивши: вот я какое зло помыслил, пожелал, сказал, сделал; знаю, что это зло и противно Тебе, каюсь в том от всего сердца – и опять легко: Господь призрит на кающееся сердце и простит. Так вот мы учимся успевать в добре и в уклонении от зла.

Углубляй как можно больше в сердце любовь. При всяком случае старайся об этом.

Ты знаешь заблаговременно козни врага, чего они будут касаться в известный день, особенно в нарочитые дни поста и праздников; заблаговременно же и торжествуй над ним о имени Иисус Христове, не допуская сердцу своему омрачаться мраком диавольским, унынием и страхом.

На стену: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы [1 Пет. 5,2 – 4].

А посещать паству свою с словом назидания ты можешь и нарочито, в случае надобности, и со святым крестом в нарочитые дни, а таких дней – праздников всеобщих и храмовых – у вас семь в году. Чем оставаться безмолвным при посещении прихожан со крестом и отделываться одними пустыми, заученными фразами: как ваше здоровье, как вы встретили праздник, – не лучше ли предлагать назидательные вопросы вроде следующих: вошли ли вы в сущность праздника? Все праздники напоминают нам о вечном спасении во Христе Иисусе. Сочли ли вы своим долгом встретить праздник духовною, детски простодушною радостию? Помните ли вы Божии благодеяния и имеете ли благодарные чувства ко Господу; стараетесь ли любить Бога всем сердцем? Любить Его надо прежде всего в ближнем – это начало любви. Имеете ли в виду неизвестность часа смертного; стараетесь ли быть готовыми к ответу на Страшном Суде Христовом; заботитесь ли жить так, чтобы дать добрый ответ на этом страшном испытании всех человеков? Не забыли ли, живя в благополучии здесь, о жизни будущаго века; не извратили ли Божия порядка; не сделали настоящую жизнь целию своего бытия, тогда как она есть только краткое приготовление к той бесконечной жизни? Не ставьте дна вверх. Посещайте церковь Божию.

Говори чаще в сердце своем: я больше всего грешу против искренности веры и любви. Утверди, Боже!

Молитвы составлены святыми по вопиющей потребности их сердца. Господь не дал бы им солгать и неискренно просить того, чего они просят в них. Он попустил им подвергнуться многим слабостям, чтобы они не возгордились и не осуждали других.

Помни чаще мудрое правило: не будь побежден злом, но побеждай зло добром [Рим. 12,21].

Достигай такой чистоты сердца, чтобы тебе постоянно видеть Бога пред собою, подобно Давиду.

Дух Божий, первоначально носившийся верху воды и положивший зародыши тварей, не мог не сообщить некоторой, нужной каждому доли разумности, достаточной для сохранения и поддержания их жизни. Оттого мы и видим в каждом эту разумность.

Из воспитанников, какие бы они ни были, наперед нужно образовать верных сынов Церкви, а потом полезных слуг Отечеству, оттого что главное назначение человека – для неба, для вечности; и еще оттого, что не будь они хорошие христиане, тогда они не будут и полезными, самоотверженными слугами Отечества. О, плоть! Везде она преобладает (и в воспитании).

Узнай каждый: кто ты и что тебе нужно? Ты не знаешь, кто ты и что тебе надо, а кажется тебе, что знаешь.

Человек! Где твоя жизнь, средоточие ее? Я тебе скажу: в сердце.

Рассматривай внутренними очами внутренние явления души: ты увидишь в ней весьма часто Богоявление; увидишь в себе, в сердце своем премудрость, правосудие и благость Богоправления. Увидишь, как ты непостоянен и как неизменен Владыка; как ты всегда без меры грешен и как Он без меры свят, праведен, долготерпелив.

Если будешь огорчаться тем, что другие воняют в твоем жилище, то вспомни, как ты воняешь своими грехами пред Богом.

Где бы я ни был, но, лишь возведу сердечное око в скорби моей к Богу, Человеколюбец отвечает тотчас же на мою веру и молитву – и скорбь сейчас проходит. Он на всякое время и на всякий час близ меня. Только не видишь, а живо чувствуешь Его сердцем. Скорбь – смерть сердца, и она есть падение от Бога. Широта, спокойствие сердца при живой вере в Него яснее дня доказывают, что Господь постоянно при мне и Он внутри меня живет.

Какой ходатай или Ангел избавит нас от грехов или скорбей? Никто, кроме единого Бога. То – опыт.

Когда сердце мое открыто для Бога верою, тогда мне хорошо; когда закрыто неверием – худо. Неверие есть духовная смерть, от диавола происходящая. Знай, что внутренний огонь – диавол.

Во время Божественной литургии весь погрузись мыслию и сердцем в тайну Господню и в любовь Его.

Как называется тот, кто оживляет? – Дух. Дух есть, иже оживляет [Ин. 6,63], говорит Господь; так и душа твоя потому так называется, что она оживляет твое тело. А Тайны оживляют всего человека: и душу и тело. Значит, в Тайнах – Дух Господа нашего Иисуса Христа Жизнодавца, Святой Дух Его и Отца. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь [Ин. 6,63].

Никогда не отчаивайся победить диавола: с тобою сила всемогущая. Грех отчаиваться в победе над ним, чего бы ни касалась эта победа; отчаяние – хула на Бога всеблагого и всемогущего. Всегда побеждай!

Если мы ежедневно и от сердца молимся, то не даем в себе гнездиться греху, а если не молимся от сердца или вовсе, тогда даем ему силу в нас.

Тот, кто упадет на этот камень, разобьется [слав.: сокрушится ] [Мф. 21,44]. Оправдывается постоянно на деле. Сердце сокрушается болезненно от неверия в Господа или в заповеди Его.

Не отчаивайтесь, блудники, прелюбодеи, хищники, разбойники: для всех надежда указана в Евангелии.

Во мне диавол лукаво видит, слышит, обоняет; он парализирует всего меня – всю мою душу и все мое тело; то он огнем сладострастия разольется во удах моих, то разрушительным пламенем страстей, то лукавым смехом, то унынием, скорбию и страхом; то он налегает на сердце и подавляет в нем веру в Бога, не дает выговаривать мне слов святых молитв и лишает меня всякого благоговения пред Высочайшим Существом.

Заметьте, возлюбленные: пред Таинством Покаяния диавол всячески старается вас окрасть – [ отнять ] всякое сознание своих грехов.

Пасомые сильно нуждаются в твоих молитвах. Нужда эта слишком очевидна для имеющих просвещенна очеса сердца [Еф. 1,18]. Мысленный волк не дремлет и ищет удобных случаев уловить неосторожных и часто хватается зубами своими за овец; а овцы – больше все неопытные, не знают, что их мысленный волк ловит и в самом деле уловляет их, не знакомы с образом его нападений и со способами борьбы. Молись об них, молись горячо, как молишься о себе, когда тебя угрызает этот волк.

Прелюбодеи! Какими глазами вы будете смотреть на своих родителей, ругаясь над тем семенем, из которого вы сами возросли, и над тою дверью жизни, которою вы сами вступили в свет, – на поругание Божией святости, премудрости и благости и на попрание законов вечного, вседержавного Бога? (Прелюбодеяние – в тесной связи с несоблюдением постов, с объядением и пиянством.)

Пролез в свет, не увяз прелюбодей при рождении и не задохся, – не пролезет в будущую жизнь, но увязнет в муках вечных при втором рождении – при воскресении мертвых.

Как воздух в стклянице, так душа в теле.

На проскомидии и при отпустах поминай святых с усердною верою. Мы их поминаем, а они нас поминают. В самом деле, если мы, будучи злы, их помним, то они, будучи благи, не помянут ли нас? Помянут непременно и помолятся об нас Владыке всех.

Воскресение мертвых будет в мгновение ока. Как же говорят, что для образования мира нужно было много периодов? Человек – малый мир – сотворен в один день, и воскреснут все люди тоже в один день; почему же весь мир не мог быть сотворен в несколько дней?

Просить так просить, или молиться так молиться, – и не быть: ни студен... ниже горящь [Откр. 3,16].

Если в споре о чем-нибудь с другими тебя побеждают другие ясным представлением истины и ты огорчаешься этим и сердишься на того человека, то ты – истый фарисей и христоненавистник. Истину люби всегда, как Самого Христа, в чьих бы устах она ни была, хотя бы врага твоего.

Богатые! Неправды свои правдою искупите: неправедную прибыль или неправедно собранное имение – щедрою милостынею убогим, и тогда вы можете надеяться спасения. Иначе не спасетесь.

Если брат твой, причиняющий тебе зло, живет беспутно, привлеки его к себе любовию и добрыми советами, чтобы он, видя твою добродетель, пленен был чрез нее. Но если будешь ненавидеть его и отталкивать своею ненавистию, поступишь очень худо. Чтоб не взыскал Бог погибели его от руки твоей.

Горе мне от недостойного (с усумнением) принятия Святых Таин: лукавый виновник неверия, оставшись в моем сердце и получив силу от моей нетвердости в вере, начинает невыносимо жечь мои внутренности огнем своим; от этого огня распространяется необыкновенно сильный жар во всей крови моей и ненормальное ее состояние: делаются приливы крови к голове – она вся горит, особенно лицо, оттого делаются зубные боли. Горе мне! Горе мне! Немощен я духом и телом. Но и поделом! Как Ты славно прославился во мне, Господи, в пречистых Тайнах Своих! Как часто все кости мои и все существо мое по причащении говорило: Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй во мне чудеса! [Пс. 76,14-15].

В пречистых Тайнах Господь так тесно и преискренно приобщается к существу хлеба и вина, как душа наша к нашему телу и крови, и делает их истым Своим Телом и Кровию. Как в теле моем и в крови моей живет дух мой, так в хлебе и вине, или в Теле и Крови Таин, живет Дух Господа Иисуса Христа; как творит Он тело мое, так творит Тело Свое, только мое – из семени отца в лаборатории матери, а Свое – из пшеничного хлеба и вина художеством Духа Святого Господа Животворящего.

Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши [Сир. 7,39] (помни смерть свою, ад и Царство).

Только молитвою я и живу. То и жизнь моя, когда молюсь.

Смотри, чтоб ничего не было на дне твоей души: будь весь чист, весь – свет. У невера очевидной истине на дне сердечном сидит сатана.

Внушения Ангела-Хранителя внимательному легко заметить. Иногда среди душевного расслабления и мрака вдруг блещет светлая мысль, подкрепляющая душу в вере, направляющая в святом деле молитвы или в другом добром деле.

Меру достоинства своей молитвы будем измерять мерою человеческою, качеством отношений наших к людям. Каковы мы бываем с людьми? Иногда мы холодно, без участия сердца, по должности или из приличия высказываем им свои просьбы, похвалы, благодарность или делаем для них что-либо; а иногда с теплотою, с участием сердца, с любовию; или – иногда притворно, иногда искренно. Так же неодинаковы мы бываем и с Богом. А не так надо. Надо всегда от всего сердца высказывать Богу и славословие, и благодарение, и прошение; надо всегда от всего сердца делать всякое дело пред Ним; всем сердцем всегда любить Его и надеяться на Него.

Ты начинаешь делать что-либо доброе (например молиться), и у тебя вдруг в сердце является мучительное сомнение и препятствует этому делу. Это верный знак, что то дело твое угодно Богу и тебе надо совершить его с полною уверенностию в святости его. Мучительное сомнение – знак, что диавол не хочет этого дела и ставит тебе козни.

Когда вследствие маловерия будет палить тебя внутренний огонь, берегись, чтобы он не превратился в адский огонь и всего тебя не спалил. Напрягай тогда скорее свою веру и молитву.

Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием [рус.: уставам ] Твоим [Пс. 118,71]. А смирил Ты меня чрез преосвященного митрополита Григория, Владыку моего, и поделом. Я, быв прежде вознесен похвалами, возгордился незаметно и сильно, – и вот Сердцеведец повелел бить душу мою, врачевать меня горькими приемами бесчестия, изволил напоить меня слезами в меру. [...] и диавола послал на меня, чтобы ругаться надо мною, чтобы показать мне мое конечное бессилие, мое ничтожество. О всем слава Тебе, Господи!

На моих глазах два древа гордости сокрушились. Не блажи же прежде времени тех, кого превозносят похвалами: этим часто незаметно приготовляют им опасность падения, дают им подслащенную пилюлю. Блажи человека, которого врачуют от его слабости унижением.

От чиста сердца друг друга любите прилежно [1 Пет. 1,22].

Параллель в возрастании порока и добродетели. Порок внедряется в душу и растет постепенно, пока наконец бывает древом великим, падающим на человека всею своею тяжестию и убивающим его временно и вечно. Хорошо, если еще такой человек вразумляется Божиими посещениями, но горе, если не вразумляется. Пример Иуды. Страсть сребролюбия в Иуде росла постепенно в продолжение трех лет нахождения его со Христом, пока наконец созрела до последней степени и разразилась предательством Господа. Говорится, что после сего куска вошел в него сатана [Ин. 13,27]. Сатана и прежде всегда находился при нем и раздувал пламя страсти, а он не хотел быть внимательным к себе, противиться ей и слагался с сатаною душевно (один из вас диавол [Ин. 6,70]). Замечать, как растет гордость в мальчике и воспитаннике: она начинается от неосторожных похвал родителей, родственников, начальников и наставников и на первых порах выражается самоуслаждением; потом презрением к малоспособным товарищам (ни во что ставит их способности и дела); потом понемногу теряет должное уважение к высшим и ими начинает понемногу пренебрегать и ставить ни во что и их распоряжения; пока, наконец, ничего великого не останется для него на земле и как бы он один был велик. Здесь-то ожидает человека падение страшное, и дай Бог, чтобы Господь не допустил до этого никого, но горькими приемами наказаний душевных или телесных изгнал извнутри духа гордости. Мы видим иногда добрых, благочестивых людей, терпящих непонятные для многих внутренние скорби, внутренние наказания, – прославим в этом случае Божию благость и Божию премудрость, врачующую их временно, чтобы они не погибли вечно. Но горе тем, коих в гордости ничто не смиряет. Они будут дети диавола [1 Ин. 3,10] и будут вечно мучиться с ним. Видим ли гордецов, низверженных с их мест и поверженных в низкую долю и терпящих бесчестие, – прославим благость Божию, не хотящую смерти грешника, но еже обратитися... и живу быти ему [Иез. 33,11]. Урок воспитателям: не расточайте безрассудно похвал юношам, чтобы они не возмечтали о себе и сердце их не заразилось гордостию, а чуть-чуть только давайте им чувствовать их преимущество пред другими для их поощрения, и в менее способных указывайте другие достоинства, которых нет в способнейших. Добродетель также растет незаметно, пока наконец бывает древом великим, в ветвях которого вселяются птицы небесные, то есть души человеческие, находящие покой и услаждение в их творениях духовных или в их житии, их невидимом предстательстве (в молитвах). Таковы все святые, особенно великие.

Душа наша что ручеек в земле, который открыт в течению вод чистых и мутных – с противоположных сторон; или что огонь в печке, открытый действию внешнего воздуха или закрытый от него; или воздух в скудельном сосуде или свет в таком же сосуде. Диавол заливает своею мутью, или потемняет своим дымом (смрадным дыханием), или бурей налегает на него (подули ветры, и налегли [Мф. 7,27]), или тьмою покрывает его. Развить.

Истина и пустяки (ложь). Когда вера в твоем сердце в Бога и во все Его истины – то истина, а когда сомнение или неверие – то пустяк, ложь, и на них не обращай внимания; когда любовь от чистого сердца – то истина, а когда нелюбовь, нерасположенность, раздражительность поступками других или (что хуже) ненависть, зависть, скупость и другое подобное – то пустяки, ложь, и мыслию одною не касайся их.

Что такое хандра? Увлечение мрачными мыслями, приносимыми в душу диаволом.

Смерть духовная. Например, человек злобный, завистливый, сребролюбивый живет, но только по видимому, а внутренний человек его умер: он внутренно мучится, не имеет спокойствия, радости. Несть радоватися нечестивым, рече Господь [Ис. 57,21]. Неправеднии же возволнуются и почити [рус.: успокоиться ] не возмогут [Ис. 57,20]. Страшно это внутреннее мучительнейшее волнение. И ныне, когда говорят: он взволнован, то выражают этим очень ненормальное, неприятное положение человека.

Грехи, не очищенные покаянием и не омытые Кровию Сына Божия, никак не допустят грешника в Царство Небесное в общение с Богом. У Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими [Пс. 5,5 – 6]. Эту истину мы дознаем на опыте еще здесь, на земле. Имеющий в сердце хотя малейшую злобу на кого-либо, при всем усилии соединиться с Богом в молитве никак не может: зовет Бога – и Он не отзывается на голос его; и вообще человек, имеющий в сердце какую-либо страсть, не может и здесь никак соединиться с Богом, хотя бы того и хотел, чтобы найти в Боге свободу и покой от своей страсти, – и это дотоле, пока не возненавидит ее и сердечно не покается в ней. Если здесь так бывает, то, конечно, так будет и там. (И ныне Господь недалеко от каждого из нас [Деян. 17,27].) Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? [2 Кор. 6,14 – 15]. Желающие причаститься животворящих Тайн! Бойтесь приступать к этим Тайнам любви и мира с злобою на кого-либо или имея в сердце какую-либо страсть и привязанность житейскую: Тело и Кровь Иисуса Христа вы примете, но Христа в вас не будет, и в осуждение себе вы примете; по причащении внидет в вас сатана, которому вы служите сердечно тою или другою страстию, как вошел сатана в Иуду по причащении на вечери, – истина, которая подтверждается не только словом Божиим, но и бесчисленными опытами людей всех веков и мест.

Отчего мы видим многих, которые от Чаши Христовой часто идут к чаше вина и упиваются им; отчего множество христиан скоро после причащения Святых Таин видим татями, грабителями, пияницами, прелюбодеями, неверами, хульниками, гонителями, ненавистниками, завистниками, сребролюбцами (и прочее) – преданных всяким страстям? От недостойного приобщения. Иначе Христос жил бы в них и производил бы в них плоды добрых дел. Это несомненно. Значит, много недостойных причастников. Горькая истина! Страшная истина!

Святые – трубы, из океана благодати Бога проводящие нам милости Божии.

Как видят и слышат нас святые? А как ты видишь мысленно, например, своих родителей и мысленно беседуешь с ними? Это – в теле; а они – без тела.

Можно знать, в какой момент молитва угодна Богу и в какой – нет. Сердце – герольд.

Грешно думать, что слова молитвы твоей впусте остаются и на ветер произносятся. Очень грешно. Надо верить, что Бог их слышит и дает по желанию сердца молящегося. Бог – всеблагий, вездесущий Отец, верный в словах Своих. А Он сказал: все, что ни попросите в молитве с верою, получите [Мф. 21,22]. Просите, и дастся вам [Мф. 7,7].

Враги ли у тебя есть – молись об них, о примирении их с тобою, Богу. Его держава над всеми; по молитвам твоим Он и их силен просветить, расположить сердца их к тебе. Если же они не примирятся по сильной злобе – да будет воля Его. Только ты не злобься ни на кого.

Несовершенство жизни настоящей и ожидание жизни совершенной. Сон. Был какой-то мертвец. Мы были в недоумении касательно скорости его смерти. Какой-то человек, решительно и твердо указывая на находящихся тут, говорил: и ты помрешь скоро, и ты, и ты... а тут был и я да мой бывший товарищ Русанов. Русанов стал говорить мне: ну, когда мы перейдем в тот век, я буду у тебя слугою по письмоводству: ведь ты хорошо пишешь и тебе будет место. А я, по наставлению Ангела-Хранителя, стал говорить и потом будто записал: на том веке не будет ни письма, ни слова, ни другого дела, характеризующего нашу временную жизнь. Письмо, или типы[107], равно как и слова, – земные средства для передачи мыслей и чувств и разных состояний бессмертной, невидимой души, и это относится к несовершенствам временной жизни: по-своему говорят все животные и даже неодушевленные предметы: Сколько... различных слов в мире, говорит апостол, и ни одного из них нет без значения [1 Кор. 14,10]. Небеса поведуют славу Божию, творение... [108][Пс. 18,2.] Но несовершенное должно упраздниться и придти совершенное. Потому надо радоваться, когда переходит из этой жизни в другую христианин, бывший здесь добрым сыном во Христе Отца Небесного: он переходит в жизнь совершеннейшую, блаженнейшую, или в жизнь истинную, так как эта жизнь есть жизнь вещественных образов и теней, предызображающая будущие блага.

Сомнение – диавольская стена, или крепость, отделяющая сердце наше от Бога. Горе усумняющемуся: чрез сомнение, чем оно сильнее и продолжительнее, диавол более и более укрепляется в сердце. А сомнение что иное, как не клевета диавольская, лжа творящая Самого Бога, как бы неистинного, или недоверие собственным силам, которых на самом деле вполне достаточно для того, чтобы сказать или сделать что-либо в деле веры? Диавол – лжец, от него всякая ложь; Христос – Истина, и от Него всякая истина.

Слава Кресту Господню, врагов моих духовных прогоняющему! 2 февраля 1860 г. Огонь был в груди – разжженныя стрелы лукавого, сожигающие мои внутренности, и крестное знамение погасило его.

Страшный Суд у Господа как настоящий. Мыслию о Страшном Суде проникнуты едва не все молитвы. Почему связывается [ Страшный Суд ] с пророчеством о разрушении Иерусалима? Нет Иерусалима, как он был при Христе. Все видят это ясно, и то должно быть ясно.

Слово Бога моего есть истина, – то из слова Божия я вижу, из того, что ни одна иота даром не проходит; я испытал бесчетное множество раз; я это вижу постоянно.

Подали сегодня при венчании худые железные крашеные венцы. Лукаво взглянул на них и лукаво улыбнулся. Диавол попутал меня, непростого, и я потерял мир сердца и благодать Божию – и прикоснулся ко мне огнь лукавого. Господи! Прости моя согрешения.

Благодари Господа всем сердцем, когда достойно отслужишь какую-либо службу. Велика милость Божия – служить достойно Богу, и ревнующим о достойном служении посылается она. Какая сладость, какое блаженство для сердца того человека, который достойно служит Господу! Служащие царю земному не чувствуют себя так хорошо, в таком восторге сердца, в каком восторге чувствуют себя достойно служащие Царю Небесному. О всеблаженный Царь, Источник блаженства для наших сердец! Даруй нам милость Твою – достойно служить Тебе и в достойном служении Тебе обретать блаженство свое. Аминь, аминь, аминь.

Душа праведная лобызается сердцем с Богом; равно как грешная – слагается с диаволом. Это так ясно.

Десница Твоя, Господи, прославилась во мне силою [Исх. 15,6].

О плоти и духе. В человеческую плоть чрез грех души вселился дух злой и заразил ее своим дыханием (изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его). Оттого в ней так много беспорядков, оттого люди бедны всякими духовными дарами.

За ноги Спасителя держись – не пропадешь.

И сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть... [Деян. 24,16.] Совесть – книга: худые мысли, желания, слова и дела надобно изглаживать, а добрые начертывать; суд будет по этой книге.

Тебя Бог ежедневно питает Плотию и Кровию Своею – ты ли откажешь в ежедневном питании брату твоему?

Ты называешь Бога Отцем нашим: Отче наш; как же ты можешь не любить или ненавидеть брата своего?

Истина над всем премогает (сильнее всего). Причастись с усумнением, без живой, сердечной веры животворящих Таин, и будешь гореть страшно опаляющим внутренности пламенем и мучительно стенать – до тех пор, пока не выплачешь своего сердечного неверия, пока всем сердцем не уверуешь, что сие самое есть Пречистое Тело, и сия самая есть Пречистая Кровь Спасителя. Как в вере заключается жизнь, так в неверии – смерть.

Вера в бытие Божие тесно связана с верою в бытие собственной души как члена мира духовного, и душе благочестивой бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, потому что с каждою мыслию, доброю или недоброю, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце – спокойствие или беспокойство, радости или скорби, и это вследствие действия на нее Бога духов и всякия плоти [Чис. 16,22], Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды: чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение; чем нечище – тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души отражение прекращается, и душа остается в состоянии мрака духовного, в состоянии бесчувственности: человек имеет очи и не видит, имеет уши и не слышит. Еще Господь Бог в отношении к нашей душе то же, что внешний воздух в отношении к ртути термометра, с тем различием, что расширение и сжатие, повышение и понижение ртути бывает вследствие перемены в состоянии атмосферы, а там Бог остается неизменным, вечно благим и праведным; душа же, изменяющаяся в отношениях своих к Богу, терпит перемены в себе, [потому] она неизбежно расширяется, покоится в сердце, вследствие приближения к Богу верою и добрыми делами, и неизбежно сжимается, беспокоится, томится, горит, вследствие удаления своего от Бога маловерием, неверием истине Божией и делами противозаконными.

Как болезнь (геморрой) часто человек ощущает в жгучести спины, то есть позвоночного столба или становой жилы, так прикосновение диавола чувствует в жгучести груди и внутренностей; она потушается спасительным знамением, особенно с произнесением слов Бога духов: именем Моим будут изгонять бесов [Мк. 16,17].

Молитву старается лукавый рассыпать, как песчаную насыпь (слова хочет сделать как сухой песок, без связи, без влаги, то есть без теплоты сердечной). Молитва то бывает храминою на песце, то – храминою на камне. На песке строят те, которые молятся без веры, рассеянно, с холодностию; такая молитва сама собою рассыпается и не приносит пользы молящемуся. На камне строят те, которые во все продолжение молитвы имеют очи, вперенные в Господа, и молятся Ему как живому, лицем к лицу беседующему с ними.

Слово благодатное (писания святых отцов, молитвы), особенно же слово Самого Ипостасного Слова, – истинно вода живая: вода текуча, и слово течет, как вода; вода освежает и оживляет тело, и слово благодатное оживляет, проникает миром и радостию в душу или умилением и сокрушением о грехах.

Не связует пастырей и прихожан дух любви (дух отечества: чадо), а разделяет дух корысти.

Уважьте нас, служителей Жизни, пред Которою мы за вас так часто ходатайствуем.

Егда же гонят вы во граде сем, бегайте в другий [Мф. 10,23]. Если диавол гонит тебя в одном мысленном граде истины, бегай в другой; истина имеет много градов, и все тверды: только умей держаться в них.

Что ты не осуждаешь себя прежде Страшного Суда, исполненный всякой неправды: лукавства, неверия, злобы, зависти, скупости, гордыни, осуждения, рвения, гнева, алчности, пресыщения, объядения и прочих мерзостей? Осуждай себя усердно, от всего сердца, воздыхай, бей в перси, проливай слезы, да не осудит тебя Владыка.

Внимайте – лукавый часто срастворяется с вами, с вашею душою и силится сделать неискренними, притворными все ваши молитвенные слова, подрывая веру в то, что означается ими, не давая чувствовать сердцем их истины. Болезненно, мучительно, убийственно это лукавство! Он же, лукавый, старается поселить неискренность и в обращении с людьми. О! Как он парализирует всю нашу душу! Сколько надо трудов над очищением сердца от закваски сатанинской! О! Как бодут сердце плевелы, вырастающие в ней непрерывно, исполински, в бедной грешной душе нашей, как корни вырезываемого рака (болезни). Господи! Помози вырвать грех.

Сердце – термометр: если тепло верою и любовию, значит Бог в нем; если холодно по причине маловерия и недостатка любви – нет Бога; сердце определяет степень приближения и удаления нашего от Бога. Да, душа наша есть настоящий живой термометр: то упадает, то поднимается, смотря по тому, есть ли в ней Животворящий Дух Божий или удалился по грехам человека и поселился в ней дух убивающий, цепенящий, то есть диавол, сказывающийся больше хладом неверия и различных страстей.

Наша надежда на получение просимого во время молитвы основывается на вере в благость и щедротах Божиих, яко Бог милости и щедрот и человеколюбия есть Бог. При этом мы вспоминаем о прежних бесчисленных опытах благости и милости как на других людях (в Священном Писании и в Житиях святых), так и на нас. Потому для успеха молитвы надобно также, чтобы молящийся уже получал прежде просимое и твердо веровал в это сердцем. Часто мы получаем по молитве своей просимое, особенно – яже ко спасению душ наших прошения; надо восписовать это прямо Господу, Его благодати, а не случаю какому-либо. Где можно дать место случаю в Царстве Вседержавного Бога? Без Него ничто поистине не бывает, что ни бывает, как без Него ничтоже бысть, еже бысть [Ин. 1,3]. Многие не молятся потому, что им кажется, будто они не получали от Бога молитвою никаких даров, или считают молитву ненужным делом: Бог, говорят, все знает, прежде нашего прошении, и забывают, что сказано: просите, и дано будет вам; ищите... стучите... [Мф. 7,7.] Наши прошения (молитвы) нужны именно для усиления нашей веры, которою одною мы и спасаемся: благодатью вы спасены через веру [Еф. 2,8]. О, женщина! велика вера твоя [Мф. 15,28]. Спаситель для того и заставил женщину усильно просить, чтобы возбудить ее веру, усилить ее. Такие люди не видят того, что они не имеют веры – самого драгоценного достояния христианина, которое необходимо как жизнь, что они лжа творят Бога неверием и суть дети диавола [1 Ин. 3,10], недостойные никаких милостей Божиих, что они погибающие. Нужно также, чтобы сердце горело во время молитвы желанием благ духовных, любовию к Богу, ясно созерцаемому сердцем в Его крайней благости к человеческому роду и готовому слушать с Отеческою любовию все его молитвы. Итак если вы... тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [Мф. 7,11].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.