Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Москва, 2002 15 страница




Возвращаю Вам Ваш список вопросов и отвечаю на них.

14. Силы наши растут от соприкасания с людьми. Каждый обмен мыслями, каждое сотрудничество обогащает наше сознание, так же и сопоставления и сравнения учат нас и в то же время укрепляют и нашу веру в свои силы.

15. Все земное, все земные обстоятельства препятствуют всему Высокому, но устремленные сердца идут поверх препятствий.

26. Туча – в смысле препятствий.

28. Можно понять и в том смысле, что Учитель обезвредит их.

29. Можно сказать, что стрелы врагов усеют Щит перьями или покроют как бы оперением.

33. К прискорбию, дух человеческий в большинстве противоборствует божественному началу в себе и во всем.

35. Тяжко узнавать истинные лики друзей.

36. Можно вместо «Пуруши» сказать «дух», но лучше сохранить восточный термин, этим сохранится связь с Востоком.

37. Обнародовали Учителя.

40. Можно поставить – «светись».

42. В смысле сотрудничества. Каждое единение, каждое сердечное содружество, как сад прекрасный.

48. Чур – в смысле пережитков, или старого отжившего сознания. К чурам можно отнести и понятие домового (следовательно, всякие суеверия и предрассудки).

50. Весь смысл этого параграфа тот, что со старым сознанием, со старым невежеством и всеми его проявлениями, как курный дым (курная изба), не воспринять будущего расцвета России.

52. Дерзающему и вихрь послужит лишь плащом и вознесет его на вершины достижения.

53. Тоже образное выражение – для устремленного все очевидные бедствия и трудности пути промелькнут, не затронув его.

54. Вместо «выделения» можно сказать «выявления».

55. Ночью и днем помните об указанных сроках.

56. Конечно – подошвы ног.

57. Костры – пустые колосья, отбросы после молотьбы бросаются в огонь.

60. Тут игра слов: с одной стороны, как бы млечный путь, с другой – подчеркивается Природа в аспекте Матери, питающей и дающей жизнь всему сущему. Потому скажите «млечный».

61. То есть новых, могущих воспринять сознанием грядущий Новый Мир.

62. Укрепляет силы верных учеников.

63. Трепещет – в смысле трепета восхищения, бьется – в смысле радостной борьбы.

65. Сроки так близки, что и птица утренняя готова их возвестить.

67. Явления очевидные не тревожат...

68. Целый в смысле – спасенный, уцелевший среди бедствий.

72. Посылаю их Вам. Аромат их изумителен, конечно, в сухих цветах он не сохраняется, ибо очень нежен.

73. Темная сила, олицетворенная в «Кольце Нибелунгов» в лице Альбериха, противника светлых богов Валгаллы и похитившего золото Рейна.

74. Те чудеса, которыми так богата и которые так очевидны в жизни устремленных к Свету сердец.

«Озарение»

1. «Дориносимо» – можете найти это слово в молитве «Херувимская» (читается на литургии). Молитва эта должна быть переведена и на болгарский язык. Дори – копье. Смысл тот, что со смелостью и дерзанием примите силу (Щит), или как копьеносцы с дерзанием возьмите в...

2. Обол – самая мелкая монета, упоминается в Евангелии.

3. Образное выражение. Если слушать и собирать все людские суждения, то, истинно, они как леса вырастут и скроют дали. Истинно, дух ослепнет и оглохнет!

4. Сумная дума – грустная и даже тревожная.

5. Если дух стремится к Свету, к знанию, то, переходя в Тонкий Мир, он оттуда может лучше помогать своим близким. Если же и оставшиеся устремлены также, то общение в духе может легко установиться между ними.

6. Рука Учителя посылает лучи с гор, где находится Обитель Великого Братства.

7. Цветы приложены.

8. Если хотите, для большей ясности можете вставить «явлено» или «происходит» перед словом «единение».

9. Лучше оставить, ибо, конечно, организм человека есть сложный аппарат.

10. Конечно, нужно перевести, как «свеча» или «светильник». Здесь тоже образное выражение. Чтобы не проспать важный час, люди обычно оставляют гореть свечу либо светильник. Кроме того, в связи с этим уместно вспомнить и притчу о девах и светильниках. Светильник – символ возжжения духа. Имейте в виду, что, применяясь к низшему уровню и вдаваясь в чрезмерные пояснения, нарушается красота образности выражений.

11. Здесь показана всеобъемлемость Учения.

12. Неужели и это непонятно? Даже простой пахарь дает отдых полю, чтобы потом снять с него богатый урожай. Так и места бывших цивилизаций отдыхают, чтобы, когда придет время, снова ожить. Так, цветущие луга покрываются песчаными барханами, а пустыни начинают цвести и т.д. Ритм смен явлен во всей природе.

13. В смысле разряда или разряжения атмосферы взрывом.

14. «Жаль ненужно задержанных путников...» «Ненужно» здесь следует понять как «напрасно». Невежество духовное, непонимание основ и ложные учения надолго привязывают людей к созданным ими миражам, следовательно, к Земле и низшим астральным слоям.

15. Устремление к средствам выразить последнее действие (последнюю земную миссию) подсказывается чувствознанием – интуицией.

16. Конечно, дух наполняет ауру светом или излучением, ибо дух есть свет.

17. Стандарт, принятый современностью, уровень условностей земного житья.

18. Усыпленность нужно понять как спячку духа...; явление пыли – в смысле мелких проявлений жизни, как ссоры, обиды, привычки, судачество и прочие мерзкие и мелкие безобразия.

19. Канон выше – «Господом Твоим» означает, что этот канон выше (значительнее), нежели канон – «возрадовался дух мой о Боге Спасе моем». В первом звучит терпимость и вмещение, во втором таится зародыш исключительности и фанатизма.

20. Заскорузлый означает огрубевший, потерявший чувствительность. Так говорится о заскорузлых руках рабочих, огрубевших от тяжелой работы.

21. Термин «сканда» встречается в философии Буддизма. Буквально сканды означают группы качеств, составляющих личность человека. Они делятся экзотерически на пять: 1. Форма (тело). 2. Чувства. 3. Сознание. 4. Устремления или действия (карма). 5. Познание. Имейте в виду, что не только каждое действие наше, но каждая мысль создает вибрацию, и именно эти вибрации и являются скандами. Так сканды образуют совокупность субъективного и объективного человека. Сканды, порожденные человеком, есть его неотъемлемое достояние (кармическое), которое сопутствует ему и в новой земной жизни. Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей жизни своей соберет все сканды, или запечатленные ими вибрации, в астрале, ибо ничто не может произойти из ничего, и потому существует связь между жизнями, и новые сканды рождаются из прежних, или их породителей. Так сканды складывают нашу карму, или обратно, карма слагается из сканд.

Конечно, в переводе нужно сохранить термин.

22. Ушас – богиня Зари у индусов, также одно из определений Венеры.

23. Правильно, ковыль – степная трава.

24. Феномены, совершаемые медиумами или черными магами, которые при этом не соображаются ни с какими атмосферическими и прочими окружающими условиями, часто при таком насильственном извлечении из пространства энергий и сочетаний их дают реакцию, которую можно сравнить по разрушительности со взрывом. Такое насилие, как Сказано, порождает ненавистную атмосферу мятущихся электронов – кажется, это понятно.

Теперь хочу еще раз напомнить Вам, что болгарского языка я не знаю. С трудом могу понять смысл, но не в рукописи, потому пересланное Вами письмо мне мало понятно. Почему Ваш корреспондент думает, что он страдает от пробужденного Кундалини? Разве он занимался механическими упражнениями, предписываемыми безответственными людьми? Если да, то посоветуйте ему немедленно прекратить их. И скажите, что никакие механические и искусственные раздражения центров не приводят к достижениям, наоборот, разрушая здоровье, надолго останавливают правильную эволюцию. Насильственные упражнения развивают только спящие медиумистические способности, или низший психизм, открывая доступ всяким одержаниям. Духовность не приобретается механическими упражнениями. Медиумизм и духовность – антиподы: об этом достаточно сказано в книгах Живой Этики. Эмульсия от этого не поможет. Кроме того, главный ингредиент, входящий в эту эмульсию, на рынке не продается. Делать эту эмульсию очень задельно, и мы не занимаемся ее изготовлением, ибо не имеем на то времени. Мы завалены работой. Когда сердце чисто и дух горит, никакие эмульсии не нужны.

Радуюсь, что Вы тщательно проверяете перевод двух частей «Листов Сада Мории» с людьми литературно образованными и понимающими всю тонкость и образность выражений как русского, так и болгарского языка. В присланном Вами листке я заметила некоторую неточность.Н.К. и я дали разрешение на перевод двух книг «Листов Сада Мории», тогда как в листке значится, что Виктор Михайлович Сеплевенко уполномочен на издание всей серии «Агни Йоги» в Болгарии. Может быть, я не так поняла, пожалуйста, поясните. Вероятно, это относится к книге «Агни Йога», которую Вы переняли от Калименова?

Неужели же есть такие люди, которые, мня себя образованными и даже духовными, не понимают самого основного и главного значения Пакта и Знамени, Мира? Не понимают, что значение Знамени Мира прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение именно к духовным ценностям, которыми живо человечество.

Ведь не можем же мы называть великолепные храмы, библиотеки и музеи материальными ценностями! Неужели возможна такая степень невежества?!

Битва Света с силами тьмы ужасна. Нужна вся осмотрительность, потому и лекционные выступления сейчас несвоевременны. Работайте в тишине и поменьше говорите, больше слушайте. Благо Вам, если имеете небольшой кружок друзей, их и держитесь.

Уже вышла третья часть «Мира Огненного» и печатается следующая книга. Как только получу третью часть, пошлю Вам один экземпляр.

Несколько замеченных опечаток в книге «Озарение».

Страница 31, § 7. «Кто не устрашится», следует писать «Кто» с прописной буквы, ибо новая фраза.

Страница 38, § 9, строка восьмая, следует читать – «понесет радость дальше».

Страница 53, 5-я строка сверху[150] – после слова «дух» нужна запятая, а не точка.

Страница 64, восьмая строка сверху – следует читать – «без сознательного потребления...»

Страница 63, 12-я строка снизу, после слова «бесконечность» следует поставить двоеточие[151]. В следующей фразе после слова «знания» – точку с запятой, так же как и в третьей фразе после слов «на земле».

Стран ица 67, § 11, следует читать «Урусвати» вместо «Свати».

Страница 77, 4-я строка сверху – следует писать «дугу» с малой буквы.

Страница 79, 3-я строка снизу, следует читать – «как же не очищать».

Стран ица 95, §7, первая строка параграфа, следует читать – «Мировая мысль сообщает мировое понимание».

Страница 122, 9-я строка снизу, следует писать «мы» с малой буквы.

Страница 123, 10-я строка снизу, следует читать – «но перед каждой...»

Страница 133, пятая строка сверху, следует читать[152] «наше» с малой буквы.

Страница 153, строка четвертая сверху, следует читать – «крепкою волею...»

Стран ица 154, строка четвертая сверху, следует читать[153] «мы» с малой буквы.

Стран ица 157, строка третья снизу – «Девадатта», а не «Девадата».

Страница 162, 13-я строка сверху – следует писать «силу нашу» с малой буквы.

Страница 163, § 15, строка первая и вторая – следует писать «вернемся» и «начертаем» с малой буквы.

Страница 180, 7-я строка снизу, следует читать – «не заменила оковами...»

Страница 186, строка шестая сверху, следует читать – «когда пределы стран...»

Страница 191, строка 7-я сверху – «мы» с малой буквы.

Страница 211, 12-я строка снизу, «дугпа» писать следует вместе, также и на странице 212.

Страница 215, строка 7-я снизу. После «жизнь Востока» нужна точка. Следует читать – «Несмотря на отрывочность, эта жизнь будет...»

Страница 215, пятая строка сверху, после слова «ауру» нужна точка.

Страница 222, 1-я строка сверху – слово «чище» с малой буквы. Оглавление второй части должно быть одинаково с первой, то есть полностью «Листы Сада Мории».

 

Е.И.Рерих – Е.А.Зильберсдорфу

24 апреля 1936 г.

Дорогой Евгений Александрович, на днях получила Вашу прекрасную книгу. Была большая радость. Н.К. очень одобряет ее. Получила также и Ваши два письма от 15 марта и 9 апреля, но лишь второе пришло по воздушной почте. Отвечу сначала на последнее письмо, ибо Вы затронули вопрос, который должен быть понят, дабы он не явился камнем преткновения на пути. (Так как вопрос этот уже подымался, то я прилагаю Вам выдержку по этому поводу из моего письма к Александру Ивановичу Клизовскому от 21 мая 35-го года.) Если эти объяснения будут недостаточны, то напишите, постараюсь, насколько возможно при существующих условиях почты, объяснить подробнее. Но сейчас обращаюсь к Вашему сердцу и хочу спросить Вас – решились бы Вы подвергнуть прекрасные молодые души и даже Ваших близких страшной опасности?

Вы знаете, что задача книг Живой Этики состоит в том, чтобы всемерно расширить сознание, и уже с первой книги заложено основание этому. В этой книге в сжатых формулах все предуказано и все сказано. Советую внимательнее перечесть ее. Прочтите хотя бы страницы 79 и 80, запись от 15 мая – «Чурам нет хода, с рухлядью нет строения...» Новый Мир идет, и лишь обновленным сознанием может быть он воспринят. Разрушения, безбожие отвратительны, ибо они есть порождения хаоса, но так как не может быть следствий без причины, то оглянемся назад и честно и без предубеждения вспомним и просмотрим рекорды, хотя бы даже записанные земными сознаниями, и, может быть, просветленное сознание кое-что уяснит нам. (Конечно, мне очень прискорбно слышать, что кто-то может думать, что Феликс Денисович мог отмахиваться от Учения Христа, которое есть все та же Древняя Мудрость, правда, сейчас превратно истолкованная. Также уверена я, что он никогда не запрещал посещать церковь, и знаю, что он имел друзей среди духовных лиц. Конечно, называть упомянутое Вами лицо другом, в полном значении этого слова, слишком сильно и, как Вы правильно выразились, «дистанция слишком велика», но все же, несомненно, что это лицо может стоять выше на лестнице восхождения, нежели многие и многие современные фарисеи. Также и Первосвященники иудейские, распявшие Христа, – в истории явление далеко не исключительное, но, скорее, весьма обычное.) Вы правильно возмущаетесь иезуитской формулой – «цель оправдывает средства», ибо эта формула тем ужасна, что воспринявшие ее не брезгуют ничем и пользуются истинно гнуснейшими средствами для достижения чисто личных и корыстных целей. Но во всех Учениях и даже в христианстве оправдывалось священное сокрытие, когда оно применялось для охранения Святыни и на спасение ближнего или Общее Благо. Откуда же весь эзотеризм всех Учений? Так, каждое новое освещение истины, каждое новое нахождение в науке всегда должно было скрываться от невежественных сознаний. Ведь и сейчас один из самых выдающихся ученых сказал, что они не могут выдать сейчас всех своих нахождений, ибо общий уровень человечества не позволяет этого. Вспомним все ужасы Инквизиции, все войны из-за новых Откровений. Откуда все эти сложнейшие символы в трудах провозвестников или великих тружеников науки, над которыми и посейчас глумятся невежды, но которые вызывают глубокое изумление и восхищение в умах, разбирающихся, хотя бы даже частично, в их глубоком смысле? На горе человечества, ключ ко многим из них утерян, и лишь редчайшие умы могут найти его и повернуть хотя бы на один или два оборота. Думаю, что сейчас нет на Земле того, кто мог бы повернуть его на все семь оборотов. Вся Тайна хранится в Твердыне Знания.

Если в средние века Акаша алхимиков приняла обличие Небесной Девы и другие священные имена и наименования прикрывали тайны строения мозга и человеческого организма, то современность требует иного облика. Жизнь сложна, и только понявший всю сложность ее может получить знание.

Так, каждая эволюционная мысль, дающая направление грядущей эпохе, встречалась и посейчас встречается страшным противоборством со стороны неподвижных и затемненных сознаний, отсюда все ужасы отвратительных эксцессов.

Потому, когда дается нечто, ведущее к общему благу, то нужно явить всю широту просветленного сознания. Много гонений на мыслителей, но каждый такой мыслитель есть фокус, в котором собрались и отразились в современном одеянии мысли, которыми наполнено пространство. Мыслители есть провидцы грядущего. Вы знаете из книг Живой Этики, как ужасна неподвижность сознания, именно она приводит к разложению, и как Сказано, никакие ужасы космических катаклизмов, землетрясений не могут сравниться с катастрофой разложения сознания.

Так вдумайтесь во все причины, породившие следствия, потрясающие сейчас весь мир, и каждое явление обследуйте со многих сторон, и особенно опасайтесь однобокого, предвзятого суждения как о личностях, так и о всех явлениях жизни.

В прошлом письме моем вкралась ошибка – в «Криптограммах Востока» нужно читать четвертую строку снизу, а не сверху. Но Вы правы, что все истинно устремленные будут охранены.

Лотос серебряный соответствует сердцу или Чаше, потому его можно видеть внутри себя. Имейте в виду, все огни и кольца центров мы видим внутри себя, на месте того или иного возгоревшегося центра. Иногда видны огненные кольца, обручи, или колеса, или солнца, иногда пламя, но все это внутри себя. Лотос серебряный размером больше цветка, и языки пламени образуют как бы лепестки.

(Конечно, выставлять Портрет там, где входят любопытствующие, не следует. Все сокровенное принято хранить сокровенно.)

(Должна закончить письмо, отвечу на остальные Ваши вопросы позднее, ибо сейчас хочу успокоить Ваше сердце. Если оно у Вас болело, то и у меня оно защемило, когда я прочла некоторые строки Вашего письма. Пусть сердце подскажет Вам многое и не дерзнет оно даже помыслить о хуле на самое Чистое и Недосягаемо Высокое!)

Шлю Вам новые мысли укрепления. Истинный ученик умеет доверять Руке Ведущей, и никакая куриная очевидность не смутит его, ибо он знает.

Всего светлого.

Е.Р.

<…>[154]

 

Е.И.Рерих, Н.К.Рерих – Р.Я.Рудзитису

24 апреля 1936 г.

Дорогой Рихард Яковлевич, только что получили десять книг третьей части «Мира Огненного». Еще раз радовались этому новому достижению Латвийского Общества. Предполагаем, что книги будут посланы в Нью-Йорк на имя Зинаиды Григорьевны Лихтман, адрес приложим; 6 экземпляров для бесплатной раздачи и 20 для продажи (цену укажите в американской валюте); остальные члены Общества могут покупать, ибо адрес Рижского Издательства в книгах имеется. Набор следующей книги «Община», вероятно, уже близится к концу. Особой рекламы для этой книги делать не нужно, ибо она старого года. Прилагаем выписку из письма Е.И. к Александру Ивановичу Клизовскому от 21 мая 35-го года, в случае каких-либо недоумений среди друзей можете процитировать некоторые части из нее. Также прилагаем список книг Н.К. для помещения на последней странице книги «Врата в Будущее».

Вы будете рады узнать, что наши Нью-йоркские адвокаты собрали много ценных данных, указывающих на исключительную преступность трех предателей. Когда председатель нашего нового Комитета Защиты майор Ф.Стокс прочел показания четы Хоршей на последнем допросе в камере судьи, он воскликнул: «Какая мерзость, это подлежит прокурорскому надзору!» Конечно, так оно и есть, но прежде такого уголовного взыскания нужно окончить дело в гражданском порядке. Преступники пытаются всячески оттянуть судоговорение, но забывают, что тем временем и наши адвокаты и Комитеты лишь укрепляются, ибо все время притекают данные против преступников. Только что мы получили письмо от человека, видающего очень многих культурных деятелей, и он пишет, что он не встретил ни одного человека, который был бы за преступников. Также Вам будет интересно узнать, что ввиду появления в некоторых газетах клеветнических заметок наши адвокаты уже вчинили газетам крупный иск за клевету. Многим другим газетам не мешает сие иметь в виду. Все это очень утомительно, но ради торжества правды мы обязаны пресекать зло до самых корней.

Продолжаем рассматривать присланный Вами альбом и посылать Вам и всем добрым друзьям наши лучшие мысли. На одной из карточек было замечено полное отсутствие психической энергии. Очень этому удивились, но разгадка пришла в следующем письме Карла Оттоновича о том, что именно это лицо уже перешло в другой мир.

Странные вещи творятся в мире. Можете себе представить, что пресловутый Василий Федорович Иванов получил торжественную грамоту от Карловацкого Синода за защиту исконного русского начала и православия и теперь едет в Югославию, избранный в число трех «лучших» людей Харбина на Духовный Собор. Итак, теперь мы знаем, за что именно даются торжественные синодальные грамоты и кто именно считается лучшим представителем для Собора. Мракобес, оклеветавший Пушкина, Толстого, Кутузова и всех лучших представителей культуры, награждается торжественной грамотой и избирается послом. Вот каковы дела тьмы. Вам это нужно знать. Также мы предупредили Асеева; чего доброго этот мракобес набросится на его журнал. Вот почему всюду сейчас требуется особое единение всех культурных сил. Силы темные действительно ополчились со всею изворотливостью и мерзостью. Сколько же находчивости, бдительности и мужества нужно проявить воинам Света, чтобы отразить это темное нападение. Поистине, неслыханное время и каждый газетный лист уже подтверждает это. Конечно, Вы все знаете о происходящей битве и зорко стоите на священном дозоре!

Радовались Вашим Собраниям. Только что получили очень трогательное коллективное приветствие от собравшихся друзей 24 Марта в Нью-Йорке. Отвечая им, подчеркнули, что в разных странах одновременно собирались ведомые и неведомые друзья и сотрудники и воссоединяли мысли свои к одному единому Богу.

Шлем Вам и всем друзьям наши лучшие мысли и самые сердечные пожелания.

Духом с Вами.

Е.Р., Н.Р.

 

Н.К.Рерих, Е.И.Рерих – З.ГЛихтман, Ф.Грант, К.Кэмпбелл и М.Лихтману

26 апреля 1936 г.

Родные наши Зина, Франсис, Амрида и Морис, воображаем, какие интересные страницы истории предательства Франсис все время прибавляет к своим писаниям. Какой необыкновенный материал ежедневно образуется и как хорошо, что эта история пишется теперь же, иначе даже очень значительные подробности исчезают из памяти. Вообще все происходящее около этого дела необычайно. Возьмем хотя бы эпизод с самим Музеем. Целое десятилетие всюду оповещается о том, что Америка почтила художника построением Музея. В торжественной декларации Музей называется собственностью нации, об этом извещаются официальные лица и также печатается во всех возможных материалах Учреждений. В других странах люди восхищаются прекрасным поступком Америки и отмечают такую глубокую любовь и оценку художественного труда. Казалось бы, все это уже накрепко установлено. Но вдруг по щучьему велению одного индивидуума все бывшее, широко объявленное по всему миру, делается небывшим. Индивидуум заявляет в прессе, что Музей не будет этим Музеем, а каким-то другим. Наименование Музея и Знак его срываются и исчезают опять-таки по произволу одного человека. Все Общества и организации Друзей Музея остаются в онемении, пораженные таким неслыханным произволом. У всех на глазах творится такое незаконное захватное насилие, попирающее всю коллегиальную систему, а насильник, глумясь над всею нацией и, вернее, над всем миром, старается выкрикнуть, что Музея вообще и не было, а была лишь его частная собственность. На все это, как Пушкин кончает одну из своих великих трагедий замечанием, «народ безмолвствует». Не говорим о группе ближайших друзей, их справедливое горячее негодование и защита попранных прав человеческих чрезвычайно трогательны и в истории этой трагедии навсегда останутся светлой и благородной страницей. Но народ-то, в смысле нации, действительно безмолвствует. Как будто такое явное издевательство над искусством и человеческим достоинством, производимое насильником на большой улице у всех на глазах, является чем-то привычным и вполне допустимым. Конечно, необычайное озверение сейчас царствует в мире. У всех на глазах бомбами аэроплана разрушаются древние храмы; сам Красный Крест, еще недавно считавшийся оплотом неприкосновенности, разрушается, чтобы тем усилить кровавые гекатомбы. Но если многие зверства совершаются, то разве это может служить оправданием, что еще одно насилие, еще одно оскорбление творчества может быть совершаемо на глазах у всех на улице одного из самых больших городов. Не лично наблюдаю такое явление. Вспоминаю, как приходилось отмечать разные проявления разрушений и насилий над культурой. Теперь пришлось еще раз воочию убеждаться в том, какое безобразнейшее насилие может твориться в наши дни, когда столько сказано о смысле и достоинстве творчества. Если похищение шер так легко укладывается в соответствующую уголовную статью закона, то ведь и произвол над общественною собственностью тоже является преступлением уголовным. Ясно представляем себе, как благородный по природе своей Ф.Стокс восклицает: «Гастли, гастли!»[155] Так восклицают единичные, лучшие представители нации. И Косгрэв находит сильное слово, восклицая: «Кошка, съевшая канарейку, оттого не станет певцом». Сколько прекрасных и справедливых слов сказано членами нашего Комитета. Можно думать, как они все сами удивляются происходящей при безмолвии народном трагедии. Сколько материала накопляется у Франсис! Уже давно упоминали мы в статьях, что, кроме знаменательной книги Тиссандье «Мученики Науки», то же явление, мрачное и позорное, должно быть ярко выявляемо, чтобы оберечь сознание молодого поколения. Какая злая насмешка – ведь при калечении Музея именно следовало бы поднять спасительное Знамя Пакта. Но преступники не вынесли ли его, ибо некоторые их мрачные помощники уже говорили, что они «утомлены охранением Культуры». Вот до каких позорных заявлений доводит злобность, корысть и насилие! Не снят ли и Знак Пакта? Среди прочих мрачных методов своих насильники пользуются неслыханно гнусными вымыслами. Они изобретают гнуснейший навет о каком-то Манджуко спай и широко пускают через какие-то подкупные руки эту клевету по миру. Вот мы послали Вам уже вырезки из газет Дайрена, Мельбурна, Сиднея, Бразилии, Новой Зеландии, но ведь это лишь случайно найденные и присланные нам нашими друзьями сведения. Теперь наши корреспонденты упоминают и из других стран о той же бродячей клевете, почерпнутой из американских газет. Мы уже испытали фактический ущерб и убыток от распространения такой клеветы. Возможно ли, чтобы такое темнейшее явление существовало в современном, якобы просвещенном мире? Представляем себе эту страницу истории предательства в руках изумленно потрясенных людей будущего поколения!

Только что получили с Дальнего Востока сообщение о том, что в Циндао образовалось еще одно содружество. 12 марта содружество это начало открытые собрания, и первое было посвящено обзору деятельности Н.К. Зенькевич читал: «Н.К. – Вождь Мировой Культуры» и Пигулевич – «Н.К. в Искусстве». Прилагаем Вам вступление доклада Зенькевича. Тут же сообщается: Шанхайское Содружество также вступает в благоприятный период. Таким образом, в то время, когда с одной стороны мракобесы замышляют всякие удушения, тогда же с другой стороны совсем незнакомые нам друзья именно подымают знамя и произносят сильные формулы. Так Неисповедимы Пути. Еще один современный курьез – протомракобес Василий Иванов получил от Карловацкого Синода торжественную грамоту за защиту исконных начал русских и избран на Духовный Собор в Югославии. Таким образом, выяснилось, что защита исконных начал заключается в оклеветании Пушкина, Петра Великого, в наименовании Кутузова изменником и в опорочении Толстого и всего, чем Россия может гордиться. Все это нужно знать. Не поучается ли трио от мракобесия Иванова? Как Вы, может быть, уже знаете, Василий Иванов свои клеветнические книги печатает на немецкие деньги, а местные церковники называют его «Златоустом», ибо у него голос громкий, сам большой ростом, а состояние его всегда пьяное. Можно себе представить, какая у него ненависть к журналу Асеева. Тем более что этот журнал именно на Дальнем Востоке всюду читается. Опять пошли к Вам большие пакеты как писем, так и финансовых материалов по Билдингу. Хотя и не знаем, для чего эти материалы могут пригодиться, но если, как Вы телеграфируете, все нужно, то и посылаем. Надеемся, что наши адвокаты обойдутся с посылаемым материалом во всех отношениях бережно. Даже и в чисто физическом отношении, ибо если рассыпать подобранные в порядке страницы, то опять сложить будет чрезвычайно трудно. Воображаем, сколько движений происходит по всем процессам. Ведь и по делу шер, и по манускриптам, и по клевете, и по таксам всюду происходят какие-либо шевеления. Наверное, и нинкомпупы приведены в действия и выполняют порученные им темные задания. Потому-то так важно, чтобы и наши оба Комитета, и прочие сотрудники осведомлялись и осведомляли на широком фронте. Часто совершенно неожиданными путями можно нащупать распространение клеветы. Имейте в виду, что по тринадцати адресам, присланным Франсис, мы послали книгу Тампи и брошюру Шибаева о Пакте и даже приделали салютацион[156] по-испански.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.