КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень 3: Мораль ненасилия 1 страница
Выживание На индивидуальное Центр принятия решений о самой себе — прагматический. Первый переход: от эгоистичности к ответственности по мере осознания взаимоотношений с другими людьми. Эгоистический интерес трансформируется в направлении «Что я должна делать?» Разрешение возникающих на уровне 2 конфликтов выливается в принцип ненасилия Появляется чувство ответственности к другим. Счастье = самообожествление + + ответственность перед другими. Второй переход: от счастья к истине. Женщина включает в сферу эгоистических интересов также интерес к другим людям Рис. 30. Теория морального развития для женщин по К. Джиллиан48 логического и социального в человеке, где приоритет отводится социокультурному фактору. Иными словами, социализация, по мнению советских ученых, это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноценного члена общества. В I960—1970-х гг. появляются работы Б.Г. Ананьева «О психологических эффектах социализации» (1971), B.C. Мерлина «Становление индивидуальности и социализация индивида» (1970), Е.С. Кузьмина «Основы социальной психологии» (1967), Б.Д. Парыгина «Социальная психология как наука» (1967). И.С. Кон определил социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность49. Б.Д. Парыгин50 считал, что процесс социализации представляет собой вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый индивид в течение всей своей жизни. Г.М. Андреева выделяет несколько этапов в зависимости от отношения к трудовой деятельности. Система социализации направлена на формирование личности «новой формации», сочетающей в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности. По мнению А.В. Петровского, социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. При этом социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнона- 48 Elliott Stephen N. et al. Educational Psychology, 2d ed. N.Y., 1996. Кон И.С. Социология личности. М., 1967. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. правленных факторов, так и в условиях воспитания51. Социализация — это процесс принятия личностью ценностей, норм и культуры общества, освоение необходимых социальных навыков, социальных взаимодействий (Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов). В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности и ориентации, усвоение социальных норм и ролей. Процесс социализации включает и формирование социальных связей, социальных установок и отношений. Интерес к социализации, а вернее, к десоциализации и ресоци-ализации, активно проявляется у криминологов, юристов, в частности в работах Ю.М.Антонина, В.Н. Кудрявцева, Н.А. Стручкова, А.Р. Ратинова, A.M. Яковлева и др. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Социология образования — один из крупных разделов современной социологии, получивший стремительный взлет в середине XX в. прежде всего в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Индия, Австралия, Канада и страны Скандинавии52. В список лидеров вошли те державы, где высоко ценится интеллектуальный капитал, где созданы все условия для приобщения к образованию широких слоев населения, где успех экономики определяется прежде всего уровнем грамотности населения и высокой квалификацией специалистов. Социология образования занимается изучением взаимосвязи и взаимодействия социального института образования с другими социальными институтами и сферами общественной жизни и общества в целом. Первые эмпирические исследования в этой области были проведены в европейских странах, в том числе в России, в начале XX в. Основы социологии образования заложены Э. Дюркгеймом53 и М. Вебе-ром, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими и политическими процессами, а также учебные заведения и педагогические процессы с социологической точки зрения. Дюркгейм видел основную функцию образования в передаче ценностей господствующей культуры. Позднее Т. Парсонс предложил изучать образование как институт социализации в современном обществе и исследовать учебные учреждения как социальные системы. Проблемы социологии образования получили развитие и обобщение в работах П. Бурдье, К. Дженкса, Дж. Колмэ-на, Дж. Флауда и др.54 Проблемы взаимосвязи образования с другими 51 Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 32 Собкин B.C., Емельянов Г.А. Динамика становления исследований по социологии образования (в период 60-90-х годов) // Тр. по социологии образования. Т. 1. Вып. I. M., 1993; Хворостов А. Социология образования в Великобритании и США // Тр. по социологии образования. Т. 2. Вып. 3. Л., 1994; Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования // Социология в России. М, 1998. ^Дюркгейм Э. Социология и педагогика. М., 1996. 54 Coleman J.S. et. al. Equality of Educational Opportunity. Washington, D.C., 1966; Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. М, 1970; Illich I. Deschooling Society. N.Y., 1971; Karier С. J, et. al. Roots of Crisis: American Education in the 20th Century. Chicago, 1973; Bourdieu P., Passeron J.-C. Reproduction in education, society and culture. L., 1977; Суд над системой образования: Стратегия на будущее. М., 1991; Наука, культура, образование на рубеже XXI века. СПб., 1995; Mannheim К., Stuart W. An Introduction to the Sociology of Education. L., 1997. социальными институтами занимали важное место в трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Мертона, К. Мангейма, X. Ортеги-и-Гассета, Т. Парсонса. Интерпретация потребностей современного общества в специалистах основана на теории постиндустриального общества, разработанной Д. Беллом, П. Друкером, М. Кастельсом, М. Маклюэном, И. Масудой, О. Тоффлером. Значительный вклад в становление социологии образования в США на первых ее этапах внесли Лестер Уорд, Джон Дьюи55, Джордж Пейн, Роберт Энжелл. При их активном участии создавались отраслевые кафедры, факультеты, периодические издания, преодолено господство психологической и моральной трактовки образования. Л. Уорд, которого называли «американским Аристотелем», видел в образовании «систему распространения на всех членов общества такого знания о мире, которое считается важнейшим»56. Образование здесь обозначено шире, чем это делали педагоги или психологи. Дж. Пейн подчеркивал институциональный аспект образования, отмечая его вклад в ускорение социального прогресса общества57. Р. Энжелл считал, что для становления института образования необходимо в первую очередь формировать новую дисциплину — образовательную социологию (Educational Sociology)^. Центральные темы научного дискурса конфликтологического подхода — анализ источников конфликта в образовании (ролевые позиции учителей, принципы финансирования, неравенство возможностей, предвзятость трэ-кинга в интересах элиты и среднего класса, школы как инструмент власти, несоответствие содержания образования целям социализации), концентрация власти в руках немногих при отсутствии четких критериев оценивания, внутренняя и внешняя борьба за контроль и власть, конфликт между поколениями, системами ценностей, субкультурами59. Институт образования рассматривался как преимущественно консервативный фактор, который прививает молодежи отношения, ценности, верования и нормы, присущие господствующему социальному порядку, поэтому конфликт, разрешаемый в нем, несет позитивные социальные результаты60. К этому направлению принадлежат школа неомарксизма (А. Грамши, Л. Альтюссер), обширная школа «критической педагогики» (П. Фрейре, М. Эпл, Г. Гинтис, Г. Гирокс), политической экономии образования (чьи представители стремятся к вы- Ward L.F. Dynamic Sociology. N.Y.,1883; Durkheim E. Education and Sociology. Glencoe, 1922; Moral Education. Glencoe, 1925; Dewey J. The School and Society. Chicago, 1899. 56 Ward L.F. Dynamic Sociology. Vol. 2. P. 568. 57 Payne G. Principles of Educational Sociology: An Outline. N.Y., 1928. P. 242. Angell R. Science, sociology, and education // The J. of Educational Sociology. 1928. № 1. Collins R. Functional and Conflict Theories of Educational Stratification // American Sociological Rev., 1971. № 36. P. 1002-1019; Turner-Ralph H. Sponsored and Contest Mobility and the School System. American Sociological Rev. 1960. № 25. P. 855-867. Mehan H. Understanding Inequality in Schools: The Contribution of Interpretive Studies // Sociology of Education. 1992. №65. P. 1-20; Gorman Thomas J. Paths to Success: The Meaning of Schooling to Working-Class and Middle-Class Parents// Educational Foundations. 1998. № 12. P. 35-54; Hallinan Maureen T. Equality of Educational Opportunity//Ann. Rev. of Sociology. 1988. № 14. P. 249-268. явлению роли школы в увековечении капиталистического общества и возможностей использования системы образования в подготовке культурного сопротивления трудящихся губительной политике правящего класса61. С распространением концепций социальной стратификации в середине XX в. акценты смещаются на роль образования в становлении, трансформации и воспроизводстве социальной структуры общества (Р. Будон, С. Бо-улз, Р. Мак-Джи). С 1970-х гг. развиваются неофункционалистские теории социальной энтропии (К. Бейли), адаптации (М. Файа), теория систем (Н. Луман), сравнительно-исторический анализ образовательных систем (М. Арчер), теория дифференциации (Дж. Александер, П. Коломи), образование национальных меньшинств (Дж. Огби)62. Выяснилось, что выходцы из низших слоев общества имеют меньше шансов на получение лучшего образования и, следовательно, на улучшение своего социального положения. Малообразованные группы рассматриваются как источник социальных патологий, в том числе преступности63. В британских исследованиях 1980-х гг. были подтверждены выводы относительно факторов социального неравенства, находящихся вне школы, а также поставлены вопросы, почему сами школы склонны сохранять и воспроизводить неравенство. Созданный в 1972 г. Centre for Educational Sociology (CES)M при университете Эдинбурга (Англия) занимается междисциплинарными исследованиями и привлекает к участию в международных семинарах ученых из разных стран, в частности в 2004 г. прошли два семинара «Sociology of Education and Development Studies» и «Sociology of Education and Social Policy». В числе исследовательских проектов можно отметить планируемый на 2002—2005 гг. «Education and Youth Transitions in England, Wales and Scotland 1984—2002», призванный отследить социальную динамику образования за последнюю четверть века. В Японии успешно действует Japan Society of Educational Sociology. Практически в каждой стране мира сегодня существуют ассоциации, фонды, научно-исследовательские центры, кафедры и факультеты, занимающиеся исследованием и модернизацией образования, в том числе изучением социальных аспектов. С 1875 г. выходит в свет Journal of Education (Бостонский университет). Кроме него в современный журнальный парк образования входят Journal of Educational Sociology (издается АСА), American Journal of Education (Чикагский университет), International Journal of Education & the Arts (США), The Source: An online Journal of Education (Калифорнийский университет), Journal of Education for Teaching (Англия), Cambridge Journal of Education, International 61 Подробнее см.: Осипов A.M. Общество и образование. Новгород, 1998. 62 Ogbu J. Minority Education in Comparative Perspective // J. of Negro Education. 1990. № 59. P. 145-157. 63 Lee Valerie E., David T. Burkham. Inequality at the Starting Gate: Social Background Differences in 64 Веб-адрес: http://www.ed.ac.uk. Studies in Sociology of Education, Journal of In-service Education, Journal of Vocational Education and Training, Triangle Journals, Contemporary Issues in Early Childhood, Sociology of Education Journal, Educational Action Research, Oxford Studies in Comparative Education, Pedagogy, Culture & Society, Policy Futures in Education, Research in Post-Compulsory Education, Teacher Development, Technology, Pedagogy and Education, European Educational Research Journal, Journal of Statistics Education (JSE), Journal of Education for Business, Journal of Economic Education (университет Индианы), Journal of Education for Students (университет Джона Хопкинса), The WWW Journal of Online Education (JOE) (орган Всемирной ассоциации онлайнового образования), International Journal of Educational Technology (университет Иллинойса), Cambridge Journal of Education, Peabody Journal ofEducation, McGill Journal of Education (Канада), Journal of Higher Education (университет Огайо, США), Electronic Journal of Science Education (университет Невада), Canadian Journal of Education (CJE), Journal of Education in Museums (Англия), Journal of Education for Library and Information Science (JELIS), European Journal of Education, International Journal on E-Learning (IJEL), Harvard Educational Review, Teaching Sociology, International Journal of Educational Telecommunications (IJET), Journal of Technology and Teacher Education (JTATE), Information Technology in Childhood Education (ITCE) и др. Начиная с 1970-х гг. секция социологии образования в Американской социологической ассоциации становится одной из самых многочисленных. И не случайно. Очень многие социологи в США, имеющие степень бакалавра и даже магистра, преподают в университетах, колледжах и средних школах, а потому не понаслышке знают объект своего эмпирического исследования. В центре внимания социологов находились такие вопросы, как отношения учащихся, межгрупповое взаимодействие, карьера и социальный портрет учителя, доступ к образованию, неравные возможности в образовании и др. Параллельно увеличивалось привлечение профессиональных социологов в качестве консультантов в системе министерства образования. И здесь они набирали фактический материал для своих исследований, в первую очередь прикладного характера. Впервые обсуждать и публиковать статьи по социальным вопросам образования в России начали в 60-е гг. XIX в., когда царское правительство, задумав очередную учебную реформу, обратилось к общественности, прежде чем внедрить ее на практике. Проект нового устава был разослан в вузы, его получили ученые и профессура, общественные деятели и журналисты не только в России, но и за рубежом. Изучив срез общественного мнения, специальная комиссия несколько раз переделывала проект согласно замечаниям. На университетских кафедрах и в прессе стали обсуждаться проблемы академических свобод и автономии профессорской корпорации, положе- ния студентов в учебных заведениях, надзора за учащимися и др. По инициативе чиновников Министерства образования и самих студентов в стране проводятся социолого-статистические обследования. Эмпирическая и практическая работа проводилась студенческими семинарами, научными обществами учащихся высших школ, кружками под руководством видных профессоров-экономистов и юристов, землячествами. Выяснялось экономическое, материально-бытовое и правовое положение студентов, сословный состав, вероисповедание учащихся, их культурные запросы и политические ориентации65. Развитие земства стимулировало широкие дискуссии о роли системы образования, особенно местного — губернского и уездного — в стране. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность, социальную структуру населения, его жизненные условия, образование, культуру во многих российских регионах (к началу XX в. систематические обследования велись в 17 губерниях). Земства, сыгравшие в истории России исключительно важную роль, отслеживали то, насколько эффективны запущенные ими культурные механизмы распространения чтения: комитеты грамотности, просветительские общества, народные библиотеки, народные газеты и т.д. В «культурную программу» деятельности земств входило также изучение вопросов, связанных с материальной культурой народа, а именно социальной гигиены, условий труда и быта, бюджетов семей рабочих и служащих, табакокурения, пьянства, соблюдения правил поведения в быту. Исследование А. Шингарева66 представляет собой подробное монографическое описание повседневной жизни крестьян в селах Новоживотиново и Моховатка Воронежского уезда67. Его книга представляет собой уникальное явление в истории социально-экономической мысли в России. Всесторонний научный подход автора к теме исследования поражает широтой затрагиваемых вопросов: культурный уровень населения, грамотность, образование, санитарное состояние селений и др. В это время появляются первые теоретические публикации, где обсуждались вопросы автономии профессорской корпорации, положения студентов в учебных заведениях, надзора за учащимися. В отношении средней школы дискуссии велись главным образом вокруг проблемы, следует ли 65 Радин Е.П. Душевное настроение современной учащейся молодежи по данным петербургской 66 Шингарев Андрей Иванович (1869—1918) — известный земский статистик, политический дея 67 Шингарев А.Д. Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селе придать среднему образованию классический или «реальный» характер. Крупным шагом явилась книга П.Н. Милюкова68, посвященная преимущественно социальным вопросам истории школы и просвещения в России, начиная с православной школы Древней Руси. В ней обсуждается состояние знания в соответствующие периоды отечественной истории, соотношение духовного и светского, классического и реального образования, этапы политической борьбы за школу и просвещение в связи с пятью учебными реформами XIX в. Много места уделено обсуждению социального состава учителей и учащихся различных учеб ных заведений, характерных особенностей начальной, сельской школы, народных чтений, учительских семинарий, а также вопросам, связанным с народным чтением и книгоиздательской политикой69. Социологи выяснили, что в среде российского студенчества существует значительное социальное расслоение. В частности, у юристов доход был больше, чем у гуманитариев. К привилегированной социальной прослойке относились универсанты и аграрники, зато технологи и курсистки выделялись демократизмом. Двое из трех студентов заявляли о своей принадлежности к различным общественно-политическим движениям. Их умами владели преимущественно Л. Толстой, К. Маркс, Ч. Дарвин, Д. Писарев и Н. Михайловский. В целом дореволюционное российское студенчество отличали отзывчивость, восприимчивость, вдумчивое отношение к динамично меняющейся социальной ситуации в России70. В истории российской мысли немалую роль сыграл проект известного представителя революционной демократии XIX в., философа и публициста Н.П. Огарева под названием «Народная политехническая школа»71. В нем обоснован и детально разработан новый тип сельской школы, которая предполагала органическое единство профессиональной подготовки и социализации. В детально разработанной программе жизни и труда в параграфе «Образ жизни учеников» отмечаются все аспекты их деятельности, включая рацион питания, отсутствие практиковавшихся в то время телесных наказаний, а также особо оговаривалось, что «по окончании курса, в награду за успех, они получат освобождение от крепостного состояния с условием пробыть 4 года в своем крае». Предполагалось разделение содержания профессиональной подготовки по годам обучения и даже сезонам. Например, в первый год обучения зимой: столярное, кузнечное, слесарное и медное ремесло, летом — огород72. Воспитанники проживали в обособленном помещении, где жили, учились наукам и труду. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч. 2. Искусство. Школа. Просвещение. М., 1994. См.: Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования в СССР и России // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. С. 345-368. Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // Социс. 1999. № 3. С. 122-124. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н. Кузьмин. М., 1989. 72 Там же. С. 79. Изучение читающей публики в те годы проводилось людьми, занятыми цензурой, книгоиздательством, библиотечным делом, изданием газет и т.п. Основными методами исследования были анализ документов (объемов книгопродажи и тиражей изданий, читательских формуляров в библиотеках), опросы читателей библиотек, почтовые и прессовые опросы читателей газет и журналов73. В конце XIX в. Вятское губернское земство провело опрос 1500 крестьян и выяснило, что каждый четвертый в той или иной степени являлся читателем или слушателем «Вятской газеты» (газета читалась в крестьянских семьях вслух). Самыми активными читателями были молодые жители села, а также ремесленники и отставные солдаты74. Одновременно земские статистики Вятской губернии провели опрос работников сельских библиотек, которые характеризовали своих читателей, их интересы, а также отвечали на вопросы о роли сельской библиотеки75. Изучение читательских мнений проводилось в конце XIX — начале XX вв. во многих губерниях России76. Можно упомянуть также интересное исследование взрослых читателей — учащихся воскресной школы, которое проводилось Х.Д. Алчевской на протяжении двух десятилетий Оно получило высокую оценку научной общественности, а в 1899 г. — Гран-при на Первой Всемирной выставке в Париже77. В экспериментальном исследовании Алчевской учителя оценивали доступность книг аудитории на основании личного опыта работы с читателями. Собирались также экспертные оценки содержания книг учеными с точки зрения качества популяризации и читательские оценки этих книг. Результатом ее исследования явилась трехтомная работа «Что читать народу?»78. Начинание земских статистиков подхватили и расширили журналисты, ученые, учителя, врачи, экономисты, инженеры, активно включившиеся в проведение эмпирических исследований. Возник своеобразный анкетный бум. Публикации отчетов об итогах эмпирических исследований в социологических журналах, составляя в 1900—1909 гг. '/ часть всех социологических сюжетов, в дальнейшем заполнили их на четверть79. В начале XX в. появляются первые работы, посвященные не педагогике и не теории воспитания или образования в целом, а совершенно конкретным и весьма насущным — отметим, не только тогда— проблемам, а именно студенческой жизни. Вот почему некоторые авторы сегодня полагают, что 1900-1909 гг. можно считать периодом «зарождения социологии российского студенчества»80. Именно тогда было проведено большинство так называемых студенческих самопереписей, представлявших собой специаль- 73 Мансуров В., Петренко Е. Изучение общественного мнения (традиции) // Социология в России / 74 Михайлов Н.М. Материалы об издании народной газеты // Тр. Императорского Вольного Эконо 75 Статистический ежегодник Вятской губернии за 1899 год. Вятка, 1901. С. 209—214. 76 Бобылев Д.Н. Запросы деревенского читателя // Сб. Пермского земства. 1899. № 1; Рубакин НА. 77 Коган В.З. Из истории изучения читателей в дореволюционной России // Проблемы социологии 78 Алчевская Х.Д. Что читать народу? СПб., 1884. Т. 1; 1889. Т. 2; 1906. Т. 3. 79 Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // 8(1 Там же. Земства сыграли исключительно важную роль в истории России ные статистико-социологические обследования студентов. Установлено, что за период с 1872 по 1917 г. в ряде российских вузов было проведено 65 студенческих самопереписей. Материалы 15 из них изданы в виде брошюр, 35 — в виде фрагментов в периодической печати, остальные известны только по упоминаниям81. Студенческие самопереписи — это специальные статистико-социологические обследования студентов, которые проводились с целью изучения положения студентов при помощи массовых фактических данных. Как правило, самопереписи осуществлялись самими студентами по инициативе и под руководством преподавателей. В некоторых случаях самопереписи проводились студентами самостоятельно. Лишь немногие из опубликованных отчетов по итогам студенческих самопереписей 1872—1917 гг. введены в социологический оборот. К ним, в частности, относятся отчеты о самопереписях 1872 г. в Киевском университете под руководством проф. Н.Х. Бунге, 1892—1893 гг. в московских вузах среди членов землячеств, 1898 г. в Варшавском университете, 1901 г. в Томском университете и Томском технологическом институте, 1903 г. в Санкт-Петербургском технологическом институте, 1903 г. в Одесском университете, 1907 г. в московских вузах (под рук. проф. Н.А. Каблукова), 1907 г. в Юрьевском университете (под рук. проф. В.В. Святловского), 1909 г. на Санкт-Петербургских (Бестужевских) высших женских курсах (под рук. проф. А.А. Кауфмана) и др. Указанные в скобках имена свидетельствуют о том, что студенчеством в тот период занимались не только любители, но и выдающиеся русские статистики европейского и мирового уровня. Петрова Т.Э. Студенчество начала XX века как объект социолого-библиографического анализа // Социс. 1999. № 3. С. 121. Особый интерес вызывает состоявшаяся в 1903/1904 академическом году в Московском Императорском университете по инициативе и под руководством приват-доцента М.А. Членова «Половая перепись московского студенчества»82. Сегодня мы назвали бы такое исследование тендерным. Опрос был сплошным, хотя объем выборочной совокупности заранее не вычислялся. Но, как установили недавно Ж.В. Пузанова и П.А. Борисенкова83, исследование можно считать репрезентативным, потому что сохранились квоты факультетов, и отклонение структуры выборки от генеральной совокупности несущественно. В ходе переписи получены ответы на широкий круг вопросов, в том числе об условиях социальной и культурной жизни студентов (проблемы семьи, школы, отношение к литературе, искусству и т.д.). Конец XIX и конец XX веков в России сближает одна любопытная деталь: исследования студентов проводят преподаватели конкретного вуза в том же самом вузе с привлечением своих же студентов-учеников. Академические ученые, которым свойственны сравнительные репрезентативные исследования на множестве объектов, в том и другом случае подключались очень редко. Яркий пример — попытка сравнить ценностные ориентации и образ жизни московских студентов начала XX и начала XXI веков на примере опроса студентов, в одном случае Московского Императорского университета (тогда исследование проводил приват-доцент М.А. Членов), в другом — Российского университета дружбы народов, проведенный Ж.В. Пузановой и П.А. Борисенковой84. Сравнение оказалось возможным, потому что оба раза опрашивались студенты только одного вуза.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |