КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ориентация 2 страница
Она считала, что социализация и приобщение к культуре, которое мы называем сегодня инкультурацией, играет в жизни человека даже большую роль, чем биологическая природа: «Мы вынуждены заключить,— писала М. Мид в книге «Секс и темперамент в культуре примитивных обществ»,— что человеческая природа невероятно пластична, аккуратно и контрастно реагируя на различные социальные условия. Различия между индивидуумами, членами разных культур, как и различия между индивидуумами внутри одной и той же культуры, почти полностью сводятся к различиям в условиях их жизни, особенно в раннем возрасте, причем форма, в которой реализуются эти условия, детерминирована культурой. Именно таковы стандартизированные личностные различия между полами: они являются порождениями культуры, требованиям которой учится соответствовать каждое поколение мужчин и женщин»19. Мид полагала, что «в детях нужно воспитывать чувство многообразия жизненных стилей, чтобы каждый мог сделать выбор по своему нраву». Точно так же и «молодежь сама должна вырабатывать у себя новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников». С именем М. Мид связан ряд новых научных идей — о природе родительских чувств, соотношении материнских и отцовских ролей, происхождении мужских и женских инициации. Ни один этнограф в мире до нее не пользовался такой популярностью. Именно Мид, в частности, на много лет вперед определила особый интерес психологической антропологии к исследованиям детства: практике воспитания детей, и прежде всего — к обычаям ухода за младенцами, специфике детского туалета. Так, М. Мид, которая первая описала процесс взросления у некоторых незападных народов, останавливала свое внимание не только на практике детского пеленания, умывания, приучения к чистоте, что, по ее мнению, оказывало огромное влияние на формирование человеческой личности, но и на изучении бессознательных установок взрослых членов общества по отношению к детям и способов коммуникации между взрослыми и детьми, игр с детьми, способов руководства детьми. Она стремилась доказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в «цивилизованном мире» практикой воспитания детей и подростков. Работы Мид разбивают обычные представления о возрастных циклах. М. Мид различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры — дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, 19 Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М, 1988. С. 191. опирающемся на традицию и ее живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры — дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин «кофигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников. Првфигуративные культуры — взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX в. и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру. Маргарет Мид показала, что в современном обществе бунтующая молодежь играет важную роль «социального бульдозера»: легко воспринимая новейшие достижения и открытия, она давит на «взрослый мир» и, занимая со временем места «взрослых», устраняет устаревшие, консервативные, утратившие адекватность институты, Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный, черепаший прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а префи-гуративные — на будущее и ускоренное движение. М. Мид называли «прижизненным классиком», внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации. Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т. Парсонсом (1902— 1979). По Парсонсу, она происходит путем интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве — с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте — с фигурой лидера и т.д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам. Парсонс так определяет предмет нашего разговора: «Процесс интернализации этих мотивационных структур21 социологи называют социализацией. В основе этого процесса лежит генетически данная пластичность чело- 20 Mead M. Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap. N.Y., 1970. P. 85. Речь у Парсонса идет о мотивации, или заинтересованности, людей соблюдать легитимный порядок в обществе и жить солидарно с коллективом. веческого организма и его способность к обучению. Ранние стадии этого процесса повсеместно протекают в пределах родственных коллективов, и особенно в нуклеарной семье. Хотя социализация происходит во всех социальных группах, но за пределами семьи она, конечно, наиболее сконцентрирована в коллективах, занимающихся формальным образованием, значение которого в прогрессивной степени возрастает с ходом социальной эволюции»22. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы — начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завер супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. Здесь человека поджидают школа, вуз, средства массовой информации, армия, производство и многие другие23. Парсонс полагал, что первым шагом в конституировании любого общества — шагом чрезвычайно ответственным, равно как и очень сложным,— является институционализация нормативной системы. Любому члену общества с тех пор ясны правила большой игры, он может во всем подчиняться им либо нарушать, но прежде чем сделать это, он должен их усвоить. Иначе нечего будет нарушать. Процесс усвоения культурных норм получил название интернализации, а освоения социальных ролей — социализации. Но и на этом, казалось бы, весьма простом пути существуют подводные рифы. Очевидно, что усвоить социальные нормы — лишь полдела. Важно и то, как ты воспроизводишь их в своей повседневной деятельности. С точки зрения общества, социализацию для индивида можно считать свершившимся фактом лишь в тот момент, когда такое воспроизведение является легитимным, т.е. поддерживающим порядок в обществе, охраняющим и сохраняющим нормативный каркас и культуры, и общества24. Иначе какая же это социализация, если человек, усвоив социальные нормы, бросится их нарушать либо воспроизводить не так, как требуют того общество и окружающие люди? Итак, главная проблема, по Парсонсу, не просто интернализация индивидом норм и правил, а такое их «овеществление» в формах своего поведения, которое приводит к легитимизации существующей системы. Консерваторы и республиканцы, если переводить разговор в плоскость политики, 22 Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. С. 370. 23 Parsons Т., Bales R. Family. Socialization and Interaction Process. L., 1956. 24 Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. С. 369—370. способны справиться с задачей, анархисты, узурпаторы, тираны и революционеры — нет. Посредине политического континуума находятся реформаторы, старающиеся найти постепенный путь перехода от старого к новому при сохранении базовых норм и ценностей общества. Консерваторы и реформисты, добавим от себя, апеллируют к наиболее просвещенной части общества, высшему и среднему классу, которые знают цену мятежу и смуте, выступают охранителями духовного богатства страны и обучены технологии консервации социального достояния нации. Напротив, малограмотные слои населения, чаще всего выступающие социальной базой революционеров и анархистов, не умеют и, самое горькое, не желают охранять культурные нормы и стабилизировать социальную структуру общества. Чем их меньше, тем выше вероятность того, что с обществом не произойдет социальной катастрофы. Вот почему их социализация — самая насущная задача общества. Но и самая трудная, если в обществе высок удельный вес социальных аутсайдеров. А если правительство не заботится об их материальном благе, то ситуация и вовсе тупиковая, поскольку оно, это правительство, открытым текстом сообщает им: существующие нормы и статусные системы вам не годятся, они охраняют нас от вас, но не рассчитаны на то, чтобы в рамках легитимного порядка вы могли бы совершить вертикальную мобильность, сделать служебную карьеру, перейти на ступеньку выше и поправить материальное положение свое и своей семьи. Таким образом, чем больше бедных в стране, тем меньше заинтересованных в сохранении существующих норм и ценностей. Чем больше численность социальных аутсайдеров, волей судьбы поставленных вне системы образования и ею отвергнутых, тем труднее проводить социализацию в масштабах общества. Вот когда мы научим самого неграмотного в правовом отношении обывателя ценить существующий порядок, тогда можно говорить о том, что для социализации сложились объективные и субъективные предпосылки. Но когда этот самый обыватель будет заинтересован в радении общественному благу? Видимо, лишь тогда, когда этот порядок будет защищать его права от посягательства сильных мира сего и когда он, этот самый порядок, побеспокоится о достойном вознаграждении за его труд, т.е. о пропитании его семьи пропорционально трудовому вкладу ее главы. А размышлять над только что изложенными суждениями начали еще деятели французского Просвещения, отмечая: «Основные законы государства, взятые во всем их объеме,— это не только постановления, по которым вся нация определяет, какой должна быть форма правления и как наследуется корона; это еще и договоры между народом и тем или теми, кому он передает верховную власть, каковые договоры устанавливают надлежащий способ правления и предписывают границы верховной власти. Эти предписания называются основными законами потому, что они основа и фунда- мент, на которых строится здание государства, и их народы считают основой его силы и безопасности»25. Между прочим, и Т. Парсонс говорил о «мотивационной заинтересованности» в том, чтобы индивиды, если они, разумеется, обладают «достижен-ческими мотивами», проявили «соответствующее напряжение исполнительских способностей», т.е. трудились на благо общества, используя для того легитимные средства. Но происходит подобное «только в том случае, когда общество предоставляет им должную структуру благоприятных условий деятельности»26. Правда, для успешной социализации приходится не только ударно трудиться и выполнять должностные обязанности, но и учиться жить в мире с другими, т.е. солидарно с коллективом: «Поскольку индивид должен действовать в системе коллективов, основным условием их солидарности — что в свою очередь представляется важнейшим аспектом интеграции социальной системы — является интернализация мотивации соблюдения надлежащих уровней лояльности по отношению к коллективным интересам и потребностям»27. При этом Парсонс допускает, что далеко не все стремятся быть конформистами, а некоторые проявляют открыто неконформное поведение, хотя вовсе не глупы и весьма образованны. Как, например, расценить действия нынешних антиглобалистов, устраивающих уличные беспорядки, крушащих магазины и автомобили? Можно отнести их к социализировавшимся индивидам? На первый взгляд нельзя, ибо они выступают против глобального порядка, в котором, по данным социологических опросов 2003 г. (исследование Евробарометра), хотят жить 62% европейцев. На второй, не такой поспешный, взгляд ответ должен быть положительным, так как антиглобалисты борются за то, чтобы на планете благополучно жилось не только золотому миллиарду, куда, естественно, входят все европейцы, а и остальным 5/6 землян, особенно из развивающихся стран. Они — скорее реформисты, хотя в их рядах есть анархисты и даже революционеры. Бергер, Лукман и Маркузе развивали несколько иную традицию. Первые полагали, что реальность, в которой мы все существуем, задается нашим сознанием, соответственно и представлениями о том, какие ценности, нормы или роли хороши, а какие нет. В своей индивидуальной реальности, выстроенной по нашему образу и подобию, мы сами себе короли. А как быть 25 История в энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Л., 1978. С. 88. 26 Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972. С. 370. 27 Там же. с обществом, если мыслить его как солидарную реальность? Там ведь тоже кто-то задает правила игры? Ну уж точно не мы с вами. Над умами человеческими царят официальные власти. Это они задают, что есть та реальность, в которой мы живем, и те правила игры, на основе которых происходит социализация. Маркузе первым указал на репрессивный, классово подавляющий, характер власти в обществе, а Бергер и Лукман к нему присоединились, заявив: «Определения реальности могут усиливаться с помощью полиции. Это, кстати, совсем не означает, что такие определения будут менее убедительными, чем те, что были приняты "добровольно",— власть в обществе включает власть над определением того, как будут организованы основные процессы социализации, а тем самым и власть над производством реальности»28. В этой книге авторы показывают, что мир, в котором живут и трудятся индивиды и который они воспринимают как изначально и объективно данное, конструируется самими людьми в ходе их социальной деятельности, хотя подобное происходит неосознаваемо для них самих. П. Бергер и Т. Лукман выделяют две основные формы социализации: первичную и вторичную, полагая, что решающее значение для судьбы индивида и функционирования общества имеет первичная социализация: «При первичной социализации нет никаких проблем с идентификацией, поскольку нет выбора значимых других... Родителей не выбирают... Так как у ребенка нет выбора значимых других, его идентификация с ними оказывается квазиавтоматической... Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый, как мир tout court. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации»29. Согласно П. Бергеру, социализация — процесс, в ходе которого ребенок учится быть активным членом общества10. Социализация не ограничивается детским опытом. Она никогда не прекращается, длится всю жизнь. Социологи иногда говорят о вторичной социализации с тем, чтобы отличать трансформацию личности в более поздний период от процесса усвоения ею элементарных социальных навыков в детстве. Этот процесс они именуют первичной социализацией31. Вторичная социализация ярко проявляет себя в период взрослой эмиграции. Когда человек эмигрирует в далекую страну с непривычными обычаями и чужим языком, он должен не только приобрести новые навыки, но и забыть старые, которые теперь превращаются в препятствие. «Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных полмиров... Вторичная социализация есть приобретение специфически ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда»32. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 195. 29 Там же. С. 219. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина. М., 1996. С. 94. Бауман 3. Мыслить социологически: Учеб. пособие. М., 1996. С. 40-42. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 225. Касались эти мыслители и вопросов образования. Для них образование является важнейшим фактором социализации. В ходе образования осуществляется усвоение фундаментальных смыслов, бытующих в культуре и социуме. П. Бергер и Т. Лукман показали, что образование предполагает обязательное усвоение в культуре системы легитимации, т.е. объяснений и оправданий институционального порядка. Легитимация имеет когнитивный и нормативный аспекты: она не только предписывает, как поступать и действовать, но и объясняет, почему вещи являются такими, каковы они есть. Различные уровни легитимации включают систему языковых объективации человеческого опыта, теоретические утверждения, развитые теории и символические универсумы. Последние являются матрицей всех социально объектированных и субъектно реальных значений; они классифицируют феномены в определенных категориях иерархии бытия. Для П. Бурдье социализация и адаптация — это некие поля прилагаемых людьми усилий, еще одна сфера борьбы классов и партий. Система образования, государство, религия, политика, спорт, язык, искусство, безработица, церковь, политические партии, профсоюзы — это не аппараты или институты и уж тем более не организации, а поля. Поле состоит из вза-имосоотнесенных позиций, объективно существующих возможностей проявиться — ролей или ниш в борьбе за разыгрываемые в данном поле призы. Социальное поле, согласно Бурдье, можно описать многомерным пространством позиций, в котором любая позиция, в свою очередь, представляет опять-таки многомерную систему координат, значения которых коррелируют с соответствующими переменными. В качестве переменных могут выступать различные виды капитала — экономического, социального, символического или какого-либо другого. Если уникальную комбинацию, сформировавшуюся у конкретного агента (скажем, менеджера такого-то отдела корпорации «Дженерал Моторс») в одном, экономическом поле, дополнить комбинацией сил влияния, которые он имеет в другом поле (или субполе), например образовательном (выпускник престижного Гарварда, доктор философии, автор 30 научных публикаций), то в итоге мы получим удивительную топологию личного социального пространства. В поле агенты и институции борются в соответствии с закономерностями и правилами, сформулированными в этом пространстве игры (и, в некоторых ситуациях, борются за сами эти правила), с различной силой и поэтому различна вероятность успеха, чтобы овладеть специфическими выгодами, являющимися целями в данной игре. Он заявляет, что величина культурного капитала определяет совокупные шансы индивида на получение выигрыша во всех играх, где этот капитал задействован и где он участвует в определении позиции в социальном пространстве (в той мере, в какой эта позиция зависит от успеха в культурном поле). Иначе говоря, позиция данного агента в социальном пространстве может определяться по его позициям в различных полях, т.е. в распределении власти, активированной в каждом отдельном поле33. Объектом пристального внимания Бурдье стали и система университетского образования, и культура телевизионных комментариев, и даже такая почти эфемерная вещь, как национальный вкус. В каждом случае Бурдье ставил себе целью продемонстрировать, каким образом социальные условия и институты (даже в демократическом государстве, призванном обеспечивать равные условия для всех граждан) работают на сохранение существующего в стране классового и социального неравноправия34. Многолетнее изучение полей высшего образования, литературы, науки, религии и экономики убедили П. Бурдье в том, что здесь царят почти те же законы, что и на футбольном поле, а именно конкуренция и открытая борьба между равными соперниками, монополия и доминирование со стороны сильного соперника, гибкая система спроса и предложения, разыгрываемая между соратниками (социальный обмен, обмен пасами, перемещение на вакантное место и др.). Вот почему поле, в том числе образовательное, можно уподобить рынку. Любое поле в этом смысле является рынком, где производятся и обращаются специфические капиталы. Капиталом становится лишь тот ресурс, на который существует спрос на специфическом «рынке», установлена определенная «цена» и который может приносить «прибыль». Примером служит обладание дипломом о высшем образовании. В советское время он представлял собой лишь наполовину востребованный культурный ресурс. Распространение образования приводит к увеличению числа желающих посвятить себя культурному производству, следовательно, к ужесточению конкуренции. Неустанное самообразование приводит к дальнейшему накоплению символического капитала, подобно тому как накопление денег ведет к аккумуляции финансового капитала. В первом случае кристаллизуется страта интеллектуалов, во втором — мелкой и средней буржуазии. У них разные, нередко даже противоположные, вкусы, устремления и предпочтения в культурном и образовательном субполях. Среднеквалифицированные работники находятся как бы посредине двух страт, не обладая ни одним из присущих им видов капитала. Соответственно у них иной путь социализации. Элитные слои двух страт, т.е. выдающиеся интеллектуалы и крупнейшие буржуа, уже не расходятся, а сходятся, ибо они стремятся к одному — обладать громадным культурным капиталом. Те и другие также склонны усваивать аристократические ценности. Оба слоя объединяет еще одно — это страты реализованных надежд, ибо им подвластно все или очень многое. В отличие от них рабочий класс — это страта с отложенными желаниями, поскольку материальных возможностей осуществить то, к чему стремятся его представители, у этого класса нет. Их жизненный проект и конечный пункт социализации — смирение с достигнутым статусом, смирение со своим далеким от идеала жизненным положением, наступающее, Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр., сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М., 1993. С 54-60. Икин Э. О судьбоносности социального статуса (www.russ.ru). когда нужда наконец превращается в выбор15. Для рабочего класса социализация — путь постепенного откладывания первоначальных желаний и инвестирование средств в отложенные цели. Напротив, у состоятельных классов социализация разворачивается как «здесь и теперь», поскольку они достигают внутренней гармонии и стабильности статусной позиции через постоянное исполнение желаний. Их представители вкладывают больше, чем откладывают — и в экономическом, и в символическом смысле. Доступность товаров, образования, услуг и власти исподволь воспитывает в человеке совершенно иное видение жизненной перспективы и способа социализации. Проводя антропологическое исследование в Алжире, а это случилось в ранний период его творчества, П. Бурдье обнаружил любопытные особенности брака в племени кабилов — женитьбу на параллельной двоюродной сестре. Оказалось, что заключение брака происходит не по логике подчинения внешнему правилу или обычаю, а по внутренней (и не обязательно осознанной) логике преследования определенных выгод: исполнение обычая приносит новобрачным и их семьям символическую прибыль, престиж, которые в этих случаях предпочитаются другим выгодам36. С точки зрения Бурдье, человеческое общество живет по законам жесткой конкурентной борьбы за приобретение статуса. Сфера образования — это такое поле битвы, где люди пускают в ход свое главное оружие — символический капитал. Так называемые интеллектуалы — писатели и академи ки, эксперты и консультанты, имеющие отличное образование и престижную работу,— стараются убедить общество в том, что знания являются исключительной прерогативой элит. В известной полемической работе «О телевидении» (1996) Бурдье обрушивается на экспертов, постоянно выступающих в телевизионных ток-шоу, называя их самих «мыслителями на скорую руку», а их комментарии — «культурным фаст-фудом», нагромождениями политически «санированных» клише, заменяющих настоящую дискуссию. Символический, или интеллектуальный, капитал, который вводит в свою теорию П. Бурдье, описывает уникальную ситуацию, при которой бедный, но образованный, может повлиять на богатого, но некомпетентного то ли в качестве его советника, то ли в ранге государственного чиновника, то ли в одежде священника или судьи. П. Бурдье рассеивает обыденные представления о том, что успехи в школе связаны с влиянием природных способностей или дарований, поскольку в одних семьях они проявляются ярче и обнаруживаются раньше, а в других — много позже либо не проявляются вовсе, если к тому нет подобающих условий. Понятно, что дарования детей интеллигенции выглядят выше, чем у рабочего класса, хотя от природы, может быть, те и другие были равны37. Таким образом, все дело в культурном капитале. Чем он больше, тем круп- ъ Кауппи Н. Социолог как моралист: «практика теории» у Пьера Бурдье и французская интеллектуальная традиция (http://scripts.online.ru). 36 Bourdieu P. Esquisse d'une theorie de la pratique, precede de trois etudes d'ethnologie kabyle. Geneve, 37 Bourdieu P. Trois etats du capital culturel // Actes de la recherche en sciences sociales. 1979. № 30. нее у вас будет и социальный капитал, заработанный благодаря успешной карьере. А раз так, то и третий вид капитала — финансовый — не заставит себя ждать. Так и выстраивается последовательность «капитализации» человеческой жизни: Культурный капитал —> социальный капитал —> финансовый капитал Каждая семья, полагает П. Бурдье, передает своим детям не только культурный капитал, но и некий этос, т.е. особую духовную атмосферу, в которой они произрастают, а также систему усвоенных ценностей, которые помогают сделать правильный выбор, успешно пройти социализацию, стать воспитанными людьми, правильно ориентироваться в непростых жизненных ситуациях. Это и есть та самая культурная среда, которая содействует развитию заложенных от природы способностей. В школе или университете они многократно усиливаются и преобразуются38. Культурный капитал, по П. Бурдье, включает языковую и культурную компетенцию, он складывается в результате чтения книг, посещения музеев, театров, концертов, межличностного общения. «Начальное накопление культурного капитала начинается от рождения, без опозданий, без потерь времени у членов только тех семей, которые наделены мощным культурным капиталом; в этом случае время накопления охватывает целиком все время социализации»39. Так и формируется в обществе социальное неравенство, которое некоторые приписывают природным различиям людей. Если в школе появилась умная администрация, то она так построит педагогический процесс, что учителя не станут делать акцент на классовом происхождении детей, одинаково поощряя и наказывая как привилегированных, так и обездоленных. Тем самым школа выполнит важнейшую функцию, которая стоит перед любым социальным институтом: не углублять, а сглаживать социальное неравенство. Если она не делает этого, то в школе произойдет дальнейшее воспроизводство классовых отношений и классовых привилегий, созданных другим институтом — семьей. Обладание властью, капиталом, образованием, как и их масштабы, создает для людей неравные возможности добиться успеха. Различные категории благ, как и виды капитала,— это как козыри в игре, определяющие шансы на выигрыш в данном поле (у Бурдье каждому полю или субполю соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в нем как власть или как ставка в игре).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |