Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории социализации




ТЕОРИЯИЭМПИРИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Теория и эмпирия

Эволюция школьного образования

История университетов

Институты образования в современном обществе

Школьное образование

Высшее образование и наука

Две важнейшие темысоциализация и образование,—которые служат предметом освещения в этой главе, по-разному отражены в истории на­учной мысли. По поводу социализации больше рассуждали теоретики, но эмпирических исследований, напрямую касающихся этой проблемы, крайне немного. Образование, хотя и получило теоретическую проработ­ку в различных научных школах и направлениях, скорее служило обла­стью эмпирических исследований и практических разработок.

В связи с историческим анализом теории социализации и системы об­разования стоит вспомнить о римском философе Северине Боэции (ок. 480— 524), ставшем христианским мыслителем. Его часто называют «последним римлянином», а также первым мыслителем западного средневековья. Ему принадлежит разделение научного знания на «тривиум» (грамматика, ри­торика, диалектика) и «квадривиум» (геометрия, арифметика, астрономия и музыка), которое вплоть до наших дней (покуда главные бастионы акаде­мического образования не поддались постмодернистской перестройке) ле­жит в основе разделения структуры университетского образования на гума­нитарное и естественно-научное. Боэций поставил главную проблему для любого общества — проблему самовоспроизводства в широком смысле этого слова. А это есть нечто иное, как стержень проблемы социализации.

Боэций известен как автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, астрономии. До нас дошли два — «Наставления к ариф­метике» и «Наставления к музыке». Они надолго определили развитие сред­невековой системы образования, став самыми популярными учебниками. Его произведения входили в число обязательных для изучения в Парижском университете, одном из основных центров средневековой философии. Он заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование квад-

ривиума (термин принадлежит ему) — высшей ступени изучения семи сво­бодных искусств. Выработал латинскую терминологию логики. Его фило­софские и эстетические сочинения явились одним из важнейших источни­ков, ознакомивших западное средневековье с наследием античности, и на протяжении нескольких сотен лет Европа знала Аристотеля преимуще­ственно в изложении Боэция, сделанном очень профессионально и точно1. Особенно показательно, что уже в начале своей деятельности он понимал необходимость не только популяризации античного знания, но и целена­правленного определения структуры и новых задач обучения2. Выдвинутое Боэцием деление музыки на мировую (mundana), человеческую (Иитапа) и инструментальную (instrumentalis) становится традиционным для всей сред­невековой музыкальной литературы.

Литературное наследие Боэция включает в себя более двадцати произ­ведений, которые можно распределить по четырем тематическим группам: 1) учебные руководства по «свободным наукам»; 2) сочинения по логике, включая переводы, комментарии и трактаты; 3) теологические работы; 4) ху­дожественно-философская работа «Утешение философское», которая до нас не дошла3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.