КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ориентация 3 страница
Социализация — огромная фабрика по накоплению в нашей памяти прошлого. Да и все мы — ходячие музеи или лавки древности. Мы даже не осознаем этого. Впрочем, человек никогда не рефлексирует над своим прошлым — что случилось, то и случилось. Кажется, это Дюркгейм заметил, что в каждом из нас живет «вчерашний человек», поскольку настоящее лишь в незначительной мере сравнимо с прошлым, откуда мы родом и в котором мы сформировались. Прошлое, когда надо (к сожалению, чаще бывает, когда не надо), само заговорит в нас. Это основа нашего бессознательного, но такого, которое управляет и руководит нашим настоящим. Этого руководителя, который управляет нашими мыслями, поступками и чувствами в ак- 38 Bourdieu P., Passeron J.-С. Les herities. Paris, 1964. Bourdieu P. Trois etats du capital culturel // Actes de la recherche en sciences sociales. 1979. № 30. P. 4. туальном настоящем, Бурдье именует габитусом40. Габитус является бессознательным в том смысле, что его генезис включает в себя амнезию этого генезиса41. Многое ли мы помним из своего прошлого? Максимум на полгода, год или два назад. Чем дальше отстоит оно от нас, тем труднее его вспомнить. Амнезия на прошлое делает наше поведение якобы бессознательным. Габитус — система предрасположенностей к определенному образу мыслей, образу жизни, типу поведения и чувствам. И она, эта система, нами не ощущается — она вне нашего сознания и контроля. И все почему? Потому что габитус — плод скрытого педагогического воздействия, предшествующей социализации и прошлого жизненного опыта. Другими словами, габитус — система устойчиво воспроизводимых диспозиций. Габитус является не врожденной системой, а системой, усваиваемой в процессе семейного воспитания, образования и т.д. Габитус — это воплощаемое в поведении, речи, по класса, среды, семьи). Бурдье часто •сравнивает габитус с «чувством игры»: футболист бросается за мячом, не принимая сознательного решения, но следуя тем не менее некоторой объективной логике игры. Он поступает так не оттого что знает, как нужно себя вести, а потому что это поведение наи- •более естественно — оно реализует установку, приобретенную за годы игры. Так же и человек, социальный агент или игрок на поле жизни, поступает спонтанно и относительно свободно, в пределах содержащихся в габитусе диспозиций, т.е. установок, практических схем восприятия и классификации42. Как и социализация, формирование габитуса осуществляется в несколько этапов: первичный габитус, сложившийся в семье, служит основой восприятия и усвоения школьного образования; вторичный (школьный) габитус выступает условием и предпосылкой восприятия и оценивания сообщений СМИ и т.д. Если габитус растет из прошлого в будущее, то хронологически он представляет собой упорядоченное множество диспозиций — для одного этапа социализации один набор диспозиций, для другого — другой. Для западных исследований характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов при рассмотрении процесса социализации. По сути дела, каждая научная школа предлагает собственный подход. Так, представители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтере и др.) рассматривают социализацию как процесс социального научения. В школе символического интеракционизма, у истоков которой стоял Дж. Мид и которая получила свое развитие в работах Д. Хорке, 40 Термин «габитус» Бурдье позаимствовал у схоластов, которые переводили таким образом аристо 41 Bourdieu P. Esquisse d'une theorie de la pratique. Geneve, 1972. 42 Гронас М. «Чистый взгляд» и взгляд практика: Пьер Бурдье о культуре (http://nlo.magazine.ru). Л. Колберга, Т. Кемпера, Т. Ньюкома и других, социализация исследуется как результат социального взаимодействия людей. Представители гуманистической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу, Г. Роджерс) понимают социальное развитие личности как самоактуализацию «Я-концепции». В научных наработках последних лет (Д. Гойлен, К. Харрельман, К.Ю. Тильман, Р. Тернер и др.) процесс социализации представляется как акт «продуктивной переработки внешней и внутренней реальности». По Ю. Хабермасу, личность индивидуализируется «через процессы социализации внутри исторического процесса». К крупным монографическим исследованиям по данной проблеме можно отнести работы А. Бандуры и В. Уолтерса «Социальное научение и развитие личности» (1969), О. Брима, И. Уиллера «Социализация после детства» (1966), Дж. Эронфрида «Поведение и сознание. Социализация интернализованного контроля над поведением» (1968), М. и Р. Смарт «Развитие и взаимное отношение подростков» (1973) и коллективный труд под редакцией Д. Гослинга «Книга по теории и исследованиям социализации» (1968) и др. Американский психолог Лоуренс Колберг43 (1927—1987) уделил несколько десятилетий лонгитюдным и кросс-культурным исследованиям «ребенка как морального философа»44. В 1981 г. он предположил, что дети проходят 6 стадий в способности осознания моральных проблем. В возрасте от 4 до 10 лет понятие добра и зла связано с необходимостью подчиняться тем, кто имеет больше власти, основанной на страхе наказания. В подростковом возрасте согласие с правилами сопровождается уверенностью, что следующий социальный порядок оправдан и истинен, что его надо защищать. По мере углубления нравственного образования юноши достигают двух высших стадий аргументирования, основанных на универсальных этических принципах, таких как справедливость, равенство, честность. Три главные стадии морального развития по Л. Колбергу показаны на рис. 29. Они — руководства к развитию и самооценке. (Правда, выводы Колберга основаны на наблюдении мальчиков и мужчин, но не девочек.) Социальный психолог Кэрол Джиллиан предложила расширить сферу морального поведения и включить в него ответственность и заботу о близких45. Тем самым она дала понять Колбергу, что при изучении нравственных механизмов социализации необходимо учитывать не только чувство справедливости, но и феномен заботы, который больше развит у женщин, нежели у мужчин. Многие ученые не могут объяснить, почему женщины воспринимают социальные реалии по-своему, иначе, чем мужчины, а потому Колберг (Kohlberg) Лоуренс — американский психолог. В 1958 г. в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию по теме «Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет». С 1959 г. — адьюнкт-профсссор Йельского университета. С 1962 г. руководитель кафедры психологии Чикагского университета. Автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Kohlberg L. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // Handbook of Socialization Theory and Research / D.A. Goslin (Ed.). Chicago, 1969; Idem. From Is to Ought: how to commit the naturalistic failed and get away with it in the study of moral development // Cognitive Development and Epistemology / T. Mischell (Ed.) N.Y., 1971; Пауэр Ф.К. Хиггинс Э., Колберг Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. № 3. Gilligan С. In a different voice: Women's conceptions of self and morality // Harvard Educational Rev., 1977. Vol. 47. P. 481-517; Idem. Moral development in college years // The modern American college / A. Chickering (Ed.). San Francisco, 1981. P. 139-157. Стадия 1: предшествующее развитие Соблюдение правил, чтобы избежать наказания. Действия служат собственным интересам. Послушание ради самого себя Стадия 2: общее развитие Живет в соответствии с ожиданиями окружающих. Выполняет обязанности, возлагаемые на него социальной системой. Соблюдает законы Стадия 3: последующее развитие Следует индивидуальным принципам добра и справедливости. Осознает, что ценности остальных людей отличны от его собственных, и ищет неординарные решения этических дилемм. Соблюдает баланс между личными и общественными интересами Рис. 29. Три главные стадии морального развития по Л. Колбергу46 постоянно относят их к более низким уровням развития. Кэрол Джиллиан обнаружила, что многие студентки бросают учебу, и решила выяснить почему. Оказалось, что система ценностей девочек и женщин в процессе социализации отличается от системы ценностей мужчин. Так, респондентов спрашивали: может ли человек украсть лекарство, которое он не в состоянии купить, для того чтобы спасти умирающую жену? Мужчины, привыкшие решать проблемы в терминах абстрактных стандартов правильного и неправильного, говорили, что закону должны подчиняться все без исключения, поскольку они защищают всех членов общества. Иначе говоря, мальчики и мужчины дистанцировали себя от конфликтных людей и от эмоциональных аспектов дилеммы. Напротив, девочки и женщины интересовались тем, какие последствия ожидают того человека, каково состояние его жены, есть ли у них дети, и расспрашивали о совокупности семейных отношений, пытаясь обнаружить альтернативы, которые позволили бы с наименьшими потерями для этого человека и законности выйти из ситуации. Оказывается, что женщины воспринимают сложные моральные аспекты более тонко и проницательно, чем мужчины, и принимают моральные решения, основываясь не на принципе «хорошо-плохо», а на принципе «не навреди». Вероятно, женское ощущение правильности решения от природы связано с этикой, заботой. Таким образом, женщины идеально подходят для обслуживающего стиля лидерства, в котором наиболее остро нуждаются современные организации47 (рис. 30). Отечественные ученые также проявляли интерес к данной проблеме. В 30-е гг. XX в. Л.С. Выготский видел в социализации процесс преобразования интерпсихического в интрапсихическое, а он осуществляется только в ходе совместной деятельности и общения. В работах Л.С. Выготского, А.Л. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии дан анализ соотношения био- 46 См.: Kohlberg, L. Moral stages and moralization // Moral development and behavior / T. Lickona (Ed.). 47 Gilligan С In a different voice: Psychological theory and women's development. Cambridge, MA, 1982:
Уровень 1:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |