Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентация 3 страница




Социализация — огромная фабрика по накоплению в нашей памяти прошлого. Да и все мы — ходячие музеи или лавки древности. Мы даже не осознаем этого. Впрочем, человек никогда не рефлексирует над своим про­шлым — что случилось, то и случилось. Кажется, это Дюркгейм заметил, что в каждом из нас живет «вчерашний человек», поскольку настоящее лишь в незначительной мере сравнимо с прошлым, откуда мы родом и в котором мы сформировались. Прошлое, когда надо (к сожалению, чаще бывает, когда не надо), само заговорит в нас. Это основа нашего бессознательного, но та­кого, которое управляет и руководит нашим настоящим. Этого руководи­теля, который управляет нашими мыслями, поступками и чувствами в ак-

38 Bourdieu P., Passeron J.-С. Les herities. Paris, 1964.

Bourdieu P. Trois etats du capital culturel // Actes de la recherche en sciences sociales. 1979. № 30. P. 4.

туальном настоящем, Бурдье именует габитусом40. Габитус является бессоз­нательным в том смысле, что его генезис включает в себя амнезию этого генезиса41. Многое ли мы помним из своего прошлого? Максимум на пол­года, год или два назад. Чем дальше отстоит оно от нас, тем труднее его вспомнить. Амнезия на прошлое делает наше поведение якобы бессозна­тельным. Габитус — система предрасположенностей к определенному об­разу мыслей, образу жизни, типу поведения и чувствам. И она, эта система, нами не ощущается — она вне нашего сознания и контроля. И все почему? Потому что габитус — плод скрытого педагогического воздействия, пред­шествующей социализации и прошлого жизненного опыта.

Другими словами, габитус — система устойчиво воспроизводимых дис­позиций. Габитус является не врожденной системой, а системой, усваива­емой в процессе семейного воспитания, образования и т.д. Габитус — это

воплощаемое в поведении, речи, по­
знаете ли вы, что... ходке, вкусах человека прошлое (его

класса, среды, семьи). Бурдье часто

•сравнивает габитус с «чувством игры»:

футболист бросается за мячом, не принимая сознательного решения, но следуя тем не менее некоторой объек­тивной логике игры. Он поступает так не оттого что знает, как нужно себя вести, а потому что это поведение наи-

•более естественно — оно реализует

установку, приобретенную за годы игры. Так же и человек, социальный агент или игрок на поле жизни, посту­пает спонтанно и относительно сво­бодно, в пределах содержащихся в габитусе диспозиций, т.е. установок, практических схем восприятия и классификации42.

Как и социализация, формирование габитуса осуществляется в несколько этапов: первичный габитус, сложившийся в семье, служит основой воспри­ятия и усвоения школьного образования; вторичный (школьный) габитус выступает условием и предпосылкой восприятия и оценивания сообщений СМИ и т.д. Если габитус растет из прошлого в будущее, то хронологически он представляет собой упорядоченное множество диспозиций — для одно­го этапа социализации один набор диспозиций, для другого — другой.

Для западных исследований характерно чрезвычайное многообразие теоретических подходов при рассмотрении процесса социализации. По сути дела, каждая научная школа предлагает собственный подход. Так, предста­вители бихевиоризма и необихевиоризма (Б. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бан­дура, В. Уолтере и др.) рассматривают социализацию как процесс социаль­ного научения. В школе символического интеракционизма, у истоков ко­торой стоял Дж. Мид и которая получила свое развитие в работах Д. Хорке,

40 Термин «габитус» Бурдье позаимствовал у схоластов, которые переводили таким образом аристо­
телевский heksis. У Аристотеля, и впоследствии у Марселя Мосса, гексисом называется сумма
телесных навыков: походка, жестикуляция, манеры, способы бегать, плавать и т.д.

41 Bourdieu P. Esquisse d'une theorie de la pratique. Geneve, 1972.

42 Гронас М. «Чистый взгляд» и взгляд практика: Пьер Бурдье о культуре (http://nlo.magazine.ru).

Л. Колберга, Т. Кемпера, Т. Ньюкома и других, социализация исследуется как результат социального взаимодействия людей. Представители гумани­стической психологии (А. Оллпорт, А. Маслоу, Г. Роджерс) понимают соци­альное развитие личности как самоактуализацию «Я-концепции». В науч­ных наработках последних лет (Д. Гойлен, К. Харрельман, К.Ю. Тильман, Р. Тернер и др.) процесс социализации представляется как акт «продуктив­ной переработки внешней и внутренней реальности». По Ю. Хабермасу, личность индивидуализируется «через процессы социализации внутри ис­торического процесса». К крупным монографическим исследованиям по данной проблеме можно отнести работы А. Бандуры и В. Уолтерса «Соци­альное научение и развитие личности» (1969), О. Брима, И. Уиллера «Со­циализация после детства» (1966), Дж. Эронфрида «Поведение и сознание. Социализация интернализованного контроля над поведением» (1968), М. и Р. Смарт «Развитие и взаимное отношение подростков» (1973) и кол­лективный труд под редакцией Д. Гослинга «Книга по теории и исследова­ниям социализации» (1968) и др.

Американский психолог Лоуренс Колберг43 (1927—1987) уделил несколь­ко десятилетий лонгитюдным и кросс-культурным исследованиям «ребен­ка как морального философа»44. В 1981 г. он предположил, что дети прохо­дят 6 стадий в способности осознания моральных проблем. В возрасте от 4 до 10 лет понятие добра и зла связано с необходимостью подчиняться тем, кто имеет больше власти, основанной на страхе наказания. В подростковом возрасте согласие с правилами сопровождается уверенностью, что следу­ющий социальный порядок оправдан и истинен, что его надо защищать. По мере углубления нравственного образования юноши достигают двух высших стадий аргументирования, основанных на универсальных этических прин­ципах, таких как справедливость, равенство, честность. Три главные стадии морального развития по Л. Колбергу показаны на рис. 29. Они — руковод­ства к развитию и самооценке. (Правда, выводы Колберга основаны на на­блюдении мальчиков и мужчин, но не девочек.)

Социальный психолог Кэрол Джиллиан предложила расширить сферу морального поведения и включить в него ответственность и заботу о близ­ких45. Тем самым она дала понять Колбергу, что при изучении нравственных механизмов социализации необходимо учитывать не только чувство спра­ведливости, но и феномен заботы, который больше развит у женщин, не­жели у мужчин. Многие ученые не могут объяснить, почему женщины вос­принимают социальные реалии по-своему, иначе, чем мужчины, а потому

Колберг (Kohlberg) Лоуренс — американский психолог. В 1958 г. в Чикагском университете защи­тил докторскую диссертацию по теме «Развитие образа моральных суждений и выбора в 10-16 лет». С 1959 г. — адьюнкт-профсссор Йельского университета. С 1962 г. руководитель кафедры психо­логии Чикагского университета. Автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Kohlberg L. Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization // Handbook of Socialization Theory and Research / D.A. Goslin (Ed.). Chicago, 1969; Idem. From Is to Ought: how to commit the naturalistic failed and get away with it in the study of moral development // Cognitive Development and Epistemology / T. Mischell (Ed.) N.Y., 1971; Пауэр Ф.К. Хиггинс Э., Колберг Э. Под­ход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. № 3. Gilligan С. In a different voice: Women's conceptions of self and morality // Harvard Educational Rev., 1977. Vol. 47. P. 481-517; Idem. Moral development in college years // The modern American college / A. Chickering (Ed.). San Francisco, 1981. P. 139-157.

Стадия 1:

предшествующее

развитие

Соблюдение правил, чтобы избежать наказания. Действия служат собственным интересам. Послушание ради самого себя


Стадия 2: общее развитие

Живет в соответствии с ожиданиями окружающих. Выполняет обязанности, возлагаемые на него социальной системой. Соблюдает законы


Стадия 3: последующее развитие

Следует индивидуальным принципам добра и справедливости. Осознает, что ценности остальных людей отличны от его собственных, и ищет неординарные решения этических дилемм. Соблюдает баланс между личными и общественными интересами

Рис. 29. Три главные стадии морального развития по Л. Колбергу46

постоянно относят их к более низким уровням развития. Кэрол Джиллиан обнаружила, что многие студентки бросают учебу, и решила выяснить по­чему. Оказалось, что система ценностей девочек и женщин в процессе со­циализации отличается от системы ценностей мужчин. Так, респондентов спрашивали: может ли человек украсть лекарство, которое он не в состоя­нии купить, для того чтобы спасти умирающую жену?

Мужчины, привыкшие решать проблемы в терминах абстрактных стан­дартов правильного и неправильного, говорили, что закону должны подчи­няться все без исключения, поскольку они защищают всех членов общества. Иначе говоря, мальчики и мужчины дистанцировали себя от конфликтных людей и от эмоциональных аспектов дилеммы. Напротив, девочки и жен­щины интересовались тем, какие последствия ожидают того человека, ка­ково состояние его жены, есть ли у них дети, и расспрашивали о совокуп­ности семейных отношений, пытаясь обнаружить альтернативы, которые позволили бы с наименьшими потерями для этого человека и законности выйти из ситуации. Оказывается, что женщины воспринимают сложные моральные аспекты более тонко и проницательно, чем мужчины, и прини­мают моральные решения, основываясь не на принципе «хорошо-плохо», а на принципе «не навреди». Вероятно, женское ощущение правильности решения от природы связано с этикой, заботой. Таким образом, женщины идеально подходят для обслуживающего стиля лидерства, в котором наи­более остро нуждаются современные организации47 (рис. 30).

Отечественные ученые также проявляли интерес к данной проблеме. В 30-е гг. XX в. Л.С. Выготский видел в социализации процесс преобразо­вания интерпсихического в интрапсихическое, а он осуществляется толь­ко в ходе совместной деятельности и общения. В работах Л.С. Выготского, А.Л. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии дан анализ соотношения био-

46 См.: Kohlberg, L. Moral stages and moralization // Moral development and behavior / T. Lickona (Ed.).
N.Y., 1976. P. 31-53.

47 Gilligan С In a different voice: Psychological theory and women's development. Cambridge, MA, 1982:
Gilligan C, Attanucci J. Two moral orientations: Gender differences and similarities // Merrill-Palmer
Quarterly. 1988. Vol. 34. P. 223-237.

Уровень 2: Счастье как повышение собственной ценности

Уровень 1:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.