КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прорыв к индивидуальности
Сравнение психофизиологии человека и животных может дать дополнительные знания о роли и характеристиках тех психологических свойств, которыми человек отличается от животных: вторая сигнальная система, абстрактное мышление, возможность вербальной передачи накопленного опыта, самовоспитание, произвольные память и внимание, нравственные и эстетические качества. Однако изучение психики животных и человека показало их большое сходство. Животным свойственны восприятие, эмоции, мотивации, непроизвольная память, научение и т.д. Яркий пример — поведение человека в состоянии аффекта, например ярости: Homo sapiens в нем как бы уснул, зато во всей красе проснулось животное начало. Это означает, что его высшие нервные структуры почти не задействованы, и он подчиняется лишь безусловным рефлексам. Следовательно, в такие минуты человек теряет статус «высшего существа». Очень многое роднит человека с животными. Как и высшие животные — волки, львы, обезьяны, — человек передвигается на специальных отростках, называемых конечностями; имеет в принципе ту же пищеварительную систему; испытывает боль, чувство голода, жажды и иные физиологические позывы; размножается путем спаривания особей противоположного пола; охотится на животных или собирает растения, чтобы прокормить себя, и т.п. Специалисты установили, что «инстинкты» борьбы, избегания опасности, защиты молодняка, даже получения и предоставления сексуального удовлетворения свойственны и животным, и людям. что общественные отношения могут быть поняты биологически. Социобиологи объясняли запрет на инцест и стремление женщин выходить замуж за более богатого и знатного (или, по крайней мере, за равного) по положению и состоянию мужчину как составной элемент наследственной стратегии. Таковой они считали стратегию сообщества охотников и собирателей на избегание вредных последствий близкого скрещивания и увеличение способности к воспроизводству. Уилсон выбрал четыре категории поведения: агрессию, секс, альтруизм и религию, назвав их «элементарными», и предложил анализировать каждую как часть наследственной стратегии социального животного на выживание. «Гены держат культуру на поводке. Поводок этот довольно длинный, но он с неизбежностью будет сдерживать ценности в соответствии с их влия- нием на генетический пул... Человеческое поведение — как и более глубоко лежащая способность эмоционального реагирования, которая нас побуждает и нами руководит, — это циклическое устройство, посредством которого генетический материал человека был и будет сохраняем в неизменности. Доказать, что нравственность имеет более важное конечное назначение, невозможно», — писал Уилсон2. Уилсон со своими единомышленниками-социоби-ологами считал генетические стратегии самым важным «краеугольным основанием» человеческой природы и интерпретировал нравственность — как и культуру вообще — только в ракурсе ее значения для эволюции. Смит Р. Человек между биологией и культурой (http://vivovoco.rsl.ru). 2 Wilson E.O. On Human Nature. Camb., MA: Harvard Univ. Press, 1978. P. 167. Но еще большее отличает его от животных. Человек создает общество, культуру — огромные миры социальных отношений и символических значений, которые простираются, кажется, безгранично далеко. Эмбрионом, клеточкой, из которой родились оба мира, послужила уникальная способность человека, которую называют «окном в мир», или «открытостью миру». Все потребности человека, как, впрочем, и животных, имеют свойство когда-то насыщаться, за исключением одной. Это наполовину врожденная потребность в расширении жизненного опыта, в познании и освоении окружающего мира. Животное замкнуто в себе и ограничено биологической программой действия. Такую потребность трудно выразить одним словом. Скорее всего, это совокупность или комплекс нескольких потребностей: в самореализации, достижении, воплощении своего замысла, своей «Я-концепции». Его можно интерпретировать как желание оставить свой след на Земле. Ни одно животное не обладает развитым сознанием и внутренним «Я», которые просятся наружу. Это и называется «открытостью миру». Иначе потребность можно обозначить как побуждение установить свою индивидуальность3. Прорыв к индивидуальности и отход от животного мира совершаются через обучение культивировать свои инстинкты. Как бы долго мы не тренировали животных, ни одно из них не способно научиться сдерживать, ограничивать либо «культурно обрамлять» проявление своих инстинктов. Иначе обстоит дело у людей. Долгое время родители приучают ребенка пристойно справлять большую и малую нужду, утолять чувство голода или жажду. С годами он привыкает к тому, что перед употреблением хлеб или мясо надо порезать кусочками, суп есть ложкой, перед едой мыть руки и убирать за собой посуду. В результате удовлетворение физиологических потребностей превращается в культурный ритуал, обрастает нормами, обычаями, правилами. Причем каждое общество создает собственный набор культурных норм удовлетворения тех же потребностей, которые движут и человеком, и животным. Разнообразие культурных приемов создает широкое поле для выражения индивидуальных предпочтений и символов. Итак, проявление инстинктов у животных не зависит от обучения, напротив, у человека оно полностью контролируется культурными нормами. Правда, некоторые из нас, пренебрегая ими, умудряются есть руками, справлять нужду где угодно, спать в антисанитарных условиях. Независимо от того, приходит это добровольно или вынужденно (например, в военной обстановке), подобные действия возвращают нас на ступеньку вниз по эволюционной лестнице, лишая возможности проявить свою индивидуальность. Замечено, что чем выше уровень образования людей, тем чаще они проявляют культурные манеры и индивидуальность в поведении. Но уровень образования как раз и свидетельствует о степени обучения контролировать свои инстинкты. Индивидуализация, т.е. процесс, благодаря которому организм становится отличным от окружающего мира, — это общее свойство биологической эволюции. Советский антрополог Н.А. Тих в своей книге «Предыстория общества», опубликованной в 1970 г., видел рост значения индивида, во-первых, в удлинении той части жизненного пути, когда происходит накоп- 3 Green A.W. Sociology. An analysis of life in modern society. N.Y.: McGraw-Hill book Co., 1968. P. 21. ление индивидуального опыта (детство, период обучения), и во-вторых, е нарастании морфологической, физиологической и психической вариантности внутри вида. Позже к природным различиям добавились различия социальные, обусловленные общественным разделением труда и разделением общества на классы, а затем и различия личностные. Традиционное эскимосское общество, отмечает И.С. Кон4, социально слабо дифференцировано, разделение труда в нем практически ограниченс половыми различиями. Тем не менее индивидуальная инициатива охотника, его способности и опыт признаются важной общественной ценностью и дают определенные преимущества при вступлении в брак. Дифференцированная социальная оценка членов общины неизбежно дифференцирует и их самоуважение, уровень притязаний, побуждает гордитьсу своими достижениями и стыдиться своих недостатков. Древнее общество, и в этом следует согласиться с И.С. Коном, не зналс родового понятия «человек»; человек — только соплеменник, поэтому v собственное «Я» представлялось индивиду просто суммой качеств, имеющих значение лишь в контексте групповой деятельности. Индивид был интегрирован в общине не как ее автономный член, а как частица органического целого, немыслимая отдельно от него. Индивид ответствен, причем ш фигурально, а физически (выкуп, кровная месть), не только за самого себя но и за всех своих соплеменников и предков; в то же время ни в одном и; своих действий он не являлся единственным, исключительным субъектом в каждом его поступке соучаствовали его сородичи, предки, духи, богу (рис. 9). Рис. 9. Индивидуализация: Daniels (1990) Кон И. Открытие «Я». Историко-психологический этюд // Новый мир. 1977. № 8. Возможно, что первым прорывом к индивидуальности было не становление института вождей, которые могли противопоставить свое мнение мнению общины, как о том думал Э. Дюркгейм в «Разделении общественного труда», а формирование культурного института мифологических героев. В древнегреческих мифах герои реализуют волю богов, т.е. высшего, более универсального начала, чем воля членов общины, вопреки которой они действуют. Тем самым подчеркивается исключительность индивидуального действия. Подвиг выступает сначала как случай, продиктованный прямым вмешательством богов, затем как следствие особого положения героя (например, его божественного происхождения), и лишь в конце появляется героический характер5.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |