Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек: единство биологического и социального




И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

ЧЕЛОВЕК

Мотивы и мотивация

Мир человеческих потребностей

Я-концепция»: подходы, структура, загадки

Человек и его внутренний мир

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Родившись, человек покидает сферу биофизических отношений и всту­пает в область социальных, через которые личность проявляет или де­монстрирует себя в конкретном культурном контексте. Пауль Боханнан так описывает культуру: культураэто среда личности. Мы не можем плавать в бассейне, лишенном воды. Вода —среда, средство, агент пла­вания. Мы не можем нарисовать картину без красок. Краскисредство создания картины. Разница между личностью и культурой такая же, как между содержанием и средством создания картины. На одном уровне анализа они выступают как одно и то же, на другом они различаются, поскольку их рассматривают разными техниками и ради разных целей1.

По своей сути человек — двусоставное существо. Естественное и соци­альное начала в нем слиты воедино. Человек борется не только с приро­дой, которая находится вне его, но и с той природой, которая находится внутри него. В начале социоантропогенеза преобладало первое, в конце его — второе. Процесс «выдавливания» из себя природного начала назы­вается окультуриванием человека. Он происходит в процессе социализа­ции и воспитания.

Включенность человека сразу в два мира — общества и органической природы — порождает немало проблем, касающихся как актуального су­ществования людей, так и связанных с объяснением самой природы че­ловека.

' Bohannan P. Social Antropology. N.Y., 1963. P. 20-21.

Какое из этих начал является доминирующим, определяющим в форми­ровании способностей, чувств, поведения, действий и как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке?

Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?

В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в чело­веке высказываются самые разные точки зрения, которые можно свести к двум крайним позициям — биологизаторскому и социологизаторскому под­ходам. Концепциями человека, которые принято называть биологизатор-скими (натуралистическими), их сторонники абсолютизируют роль есте­ственных, биологических начал в человеке (например, расизм — в главном природа человека определяется расовой принадлежностью, социал-дарви­низм — попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на уче­ние Дарвина). Биологизатрский, или натуралистический, подход к челове­ку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит, и на развитие общества. В прошлом это проявилось в социальном дарвинизме, представители которого переноси­ли биологические закономерности, например естественный отбор, на раз­витие общества.

Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Конечно, нельзя игнорировать в человеке его физическую, генетическую, природную осно­ву. Общность этой основы с животным миром видна уже в том, что человек наравне с животными нуждается в чистом воздухе, пище, воде. Здоровье человека зависит от состояния при­родной основы организма, является важным условием реализации челове­ком его социальных функций. Еще древние отмечали, что в здоровом теле здоровый дух. Своим биологическим уровнем человек включен в природ­ную связь явлений, он подчиняется законам природы.

Социологизаторские концепции, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассив­ное порождение (марксизм). Такой же крайности при рассмотрении про­блемы человека, благодаря чему в нем признаются только социальное и ду­ховное начала, но игнорируется роль биологической основы, придержи­вается религия. Так, раннее христианство выделяло в человеке прежде всего его разум, его нравственные начала, необходимые для жизнедеятель­ности общества. А средневековое христианство, с одной стороны, счита­ло человека подобием Бога, а с другой — средоточием земных демоничес­ких сил. Но так или иначе, церковь всегда обращалась к духовному нача­лу в человеке.

Человек — социобиологический индивид, высшая ступень живых орга­низмов на Земле, результат сложной и длительной биологической эволю­ции, предпосылка и субъект эволюции культурной. Биологическая эволю­ция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн лет. Развитие чело­века 40 тыс. лет назад прекратилось. К этому времени сформировались те фундаментальные признаки, которые и сегодня отличают его от других животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной си-

стемы, мышление, язык и сознание, более продолжительное детство, овла­дение орудиями труда и огнем.

Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволю­ции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биоло­гией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусст­венной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений. Начиная с этого момента можно говорить о том, что в человеке, как биоло­гическом существе, формируется его индивидуальность, а позже сквозь нее произрастает личность.

На протяжении XIX в. лучшие умы биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри яйца — подоб­но микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закорене­лым преступником или благородным рыцарем.

В первой половине XX в. накопилось такое количество новых фактов, которое вынудило пересмотреть первоначальные взгляды на сущность че­ловека. Оказалось: врожденная гениальность автоматически не гарантиру­ет того, что из человека получится великая личность. Точно так же родовая травма, недуг или иное неблагоприятное стечение биологических факторов автоматически не исключали возможности для человека стать полноценным членом общества, возможности принести человечеству огромную пользу. Решающую роль играют социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Современная философия и науки склонны считать, что человек представ­ляет собой единство не двух, а нескольких начал:

природное — существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

биологическое — общее по происхождению, хотя и не обязательно тож­дественное у человека с животными;

наследственное — существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя не все биологическое на­следственно);

социальное в широком смысле — приобретенное человеком в ходе со­циализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

В свою очередь, социальное в широком смысле разделяют на три состав­ляющих:

собственно социальное — совокупность приобретенных черт, мини­мально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

специфически культурное — совокупность норм и правил приличеству­ющего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его вос­питанным;

нравственное — высшее проявление социального и культурного начал в человеке, связанное с соблюдением этических норм как абсолютных требований.

Биологическое и социальное начала не противостоят, а дополняют друг друга. Доказано, например, что нормальное, адекватное биологическому

Рис. 8. В процессе эволюции и усложнения психики уменьшается объем врожденного и увеличивается объем приобретенного поведения

полу индивида сексуальное поведение достигается только в том случае, если биологическая детерминация пола (хромосомная, гормональная, морфоло­гическая) сочетается с соответствующей психосоциальной детерминацией (половая идентификация, усвоение надлежащих половых ролей и т.д.).

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биоло­гического начала иным, небиологическим. Биологически передние конеч­ности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или каран­даш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превраща­ются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.

Итак, по мере превращения человека в существо социальное он все мень­ше становился существом природным (рис. 8). Ребенка отучают мочиться под себя, грызть ногти, плеваться, кусаться, кричать и делать многое дру­гое, что хочется естественному существу, но запрещается социальному.

Человек — часть природы, и он характеризуется рядом биологических признаков:

А. Анатомические особенности как биологического вида:

прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности;

цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции;

взгляд, позволяющий видеть в трех измерениях;

большой мозг и сложная нервная система;

сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка;

длительная зависимость детей от родителей;

пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность при­способления потребностей к средствам их удовлетворения.

Б. Жизнь человека подчиняется биологическим законам:

биоорганизация человека есть результат развития длинного ряда его предков (животное, обезьяна—люди, гомениды, современный человек);

человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто чело­веческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудить­ся (рука, мозг и прямая походка).

С другой стороны, человек — социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, волю.

На проявление многих биологических параметров могут влиять и соци­альные параметры, например продолжительность жизни.

Инстинкты животных наследуются генетически. Их врожденный харак­тер проявляется в том, что в первый раз животное выполняет инстинктив­ное действие так же хорошо, как и в сотый. А все, что умеет делать человек, — это навыки, усвоенные им по мере накопления жизненного опыта.

Человеку всему приходится учиться, а значит, выполнять одно и то же с разной степенью совершенства в первый и сотый раз. Причем учиться он предпочитает не на чужих, как следовало бы существу разумному, а на сво­их собственных ошибках. Складывается впечатление, что каждому челове­ку за отмеренную ему жизнь надо накопить определенное число ошибок, иначе он не будет чувствовать себя полноценным существом или у него внутри что-то разладится.

Каким бы умным ни был человек, количество совершаемых ошибок не убывает. По этому показателю — числу ошибок, совершенных в течение жизни, — умный не отличается от дурака, мужчина — от женщины, бога­тый — от бедного. Единственная разница может проистекать лишь в обла­сти продолжительности жизни: ясно, что 15-летний совершит в целом мень­ше ошибок, чем 70-летний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.