КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительное чтение 2 страница
49 См., например: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.,1973; Кон И.С. К проблеме национального 50 Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М.: АОЗТ «Меха 51 Смирнов П.И. Социология личности. СПб.; 2001. С. 171. 52 Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. СПб.: Алетейя, 2000. С. 189. 53 Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М.: АОЗТ «Меха 54 Смирнов П.И. Социология личности. СПб., 2001. С. 172. 55 Там же. С. 172. темой ценностей). Понятие «менталитет» по содержанию гораздо шире, чем понятие «национальный характер». Долгое время проблема национального менталитета у нас практически никак не изучалась. Прорыв наметился в начале 1990-х гг. Так, например, в 1992 и 1993 г. вышли в свет коллективная монография авторов Института этнологии им. Миклухо-Маклая «Русские: этносоциологические очерки», работа двух петербургских ученых А.О. Бороноева и П.И. Смирнова «Россия и русские: характер народа и судьбы страны», а также уникальная монография московских специалистов из ВЦИОМ «Советский простой человек». В них был впервые представлен научный анализ этно- национальных особенностей и характера русских. Однако с методологической точки зрения и по глубине раскрытия проблемы первые монографии оказались в целом очень слабыми. Общее впечатление от них осталось скорее негативным: поверхностная констатация фактов сопровождалась обилием цифр, не имела под собой твердой научной основы. К тому же обе монографии вышли в свет с таким большим временным разрывом между сбором данных и их публикацией, что, учитывая темпы общественных перемен в постперестроечной России, они морально устарели еще до своего рождения56. И только с появлением работ B.C. Агеева, З.В. Сикевич, П. Шихирева, М.В. Грачева и А. Наумова изучение российского национального характера приобретает черты научной обоснованности, чему во многом способствовало использование западной методологии. Развитие эмпирических исследований по российской ментальности во многом инициировано классическими трудами голландского ученого Герта Хофстеда. В период с 1967 по 1973 г., пока он работал психологом в крупнейшей компании IBM, он измерил степень выраженности национальных различий в 40 странах мира57, а в научный лексикон вошло понятие «индекс Хофстеда» (Hofstede's Dimensions). Он включал четыре переменные культурного разнообразия: неопределенность избегания {Uncertainty Avoidance), дистанция власти {Power Distance), муску-линность—феминность {Masculinity—Femininity), индивидуализм—коллективизм {Individualism—Collectivism). Позже, когда эмпирические интересы автора распространились на Азиатский континент, добавилась пятая переменная — конфуцианский динамизм {Confucian Dynamism). 6 Латова Н.В., Лотов Ю.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. №4. 57 Объект исследования — мультинациональные корпорации, объем выборки — 116 000 ед. Первая переменная измеряла самочувствие людей в неопределенных ситуациях. Высокий уровень Uncertainty Avoidance присуждался тем культурам, где люди подчинялись формальным правилам и немедленно терялись, когда наступали неожиданные ситуации. Напротив, низкий уровень присущ тем обществам, где люди привыкли к отсутствию четких законов, а потому чувствовали себя вполне комфортно в неопределенных ситуациях. Переменная Power Distance измеряла то, насколько индивиды, занимающие в организации или обществе низкостатусные позиции, считают распределение власти в обществе справедливым. Благодаря третьей переменной можно было сравнивать страны, определяя их как преимущественно «мускулинные» и «феминные». В первых существова ли четкие представления о том, какими должны быть роли мужчины и женщины в обществе, а во вторых никакой четкости не было. Четвертую переменную Хофстед позаимствовал у Эдварда Хала58, а пятая имела сугубо региональную специфику, поскольку измеряла уровень экономического развития стран Азиатского региона, придерживающихся конфуцианской философии. Из этического кодекса Конфуция он взял такие ценности, как бережливость, стремление не потерять лица, услужливость, преданность иерархическим принципам59. Несколько позже список исследуемых стран был им расширен до 70, включив и Россию60. Правда, данные для России Г. Хофстед собирал по косвенным источникам: национальной статистике, литературе и истории, результатам локальных исследований. Методология Г. Хофстеда признана во всем мире, она привлекает к себе внимание ученых из разных стран. По этому же пути пошли российские социологи А.И. Наумов61, М. Грачев, В.В. Кочетков и др., поставившие своей целью развитие идей Г. Хофстеда применительно к российской действительности. Результаты их исследований, а также данные Д. Боллингера, Ш. Паффер. Э. Джонса, Г.У. Солдатовой, Н.М. Лебедевой свидетельствуют о промежуточном положении России на шкале индивидуализма — коллективизма. Авторы отмечают изменения в культуре России, фиксируемые на шкалах 58 Hall E. Т. Understanding cultural differences. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1990. 59 Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. Newbury Park, CA: 60 Hofstede G. Cultures and organizations: Software of the mind. N.Y.: McGraw Hill, 1997. 61 Naumov A.I. Hofstede's Measurement of Russia: The Influence of National Cultures on Business культурных измерений. В настоящее время наметился переход русской культуры от коллективистического полюса к индивидуалистическому; русские в бывших союзных республиках отличаются меньшим по сравнению с титульным населением коллективизмом. При контакте с коллективистскими культурами русские отмечают у себя индивидуалистические черты, а с индивидуалистическими культурами — черты коллективизма. Хотя традиционно Россию относили к феминным культурам (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов), в настоящее время индекс мужественности повышается. Согласно данным Ш. Паффер и А.И. Наумова62 (выборка 250 человек), в середине 1990-х гг. в сознании россиян выявлены средний уровень индивидуализма, мускулин-ности и властной дистанции, умеренно высокий — патернализма и избегания неопределенности. Молодое поколение россиян, вступившее в производственную жизнь в эпоху перестройки, имеет высокие показатели по шкале мускулинности и низкие по шкале патернализма. Если раньше Н.А. Бердяев, В.О. Ключевский и Г.П. Федотов отмечали большую дистанцию власти в России, то сейчас ее показатель уменьшается63. На наш взгляд, следует различать «национальный характер» как понятие и «национальный характер» как реальность, включающую в себя стереотипы мышления, модели и образцы поведения, сознательное и бессознательное, язык. Иными словами, это сочетание большого числа компонентов в некой структуре или образце {pattern). Проблематика национального характера остается в рамках привычно сложившихся методов исследования: философии, этнографии и гуманитарных наук, в то время как следует учитывать мировой опыт и те «познавательные повороты», которые были совершены в изучении культуры. Культурологические исследования в нашей стране осуществлялись преимущественно в пределах философского и гуманитарного типов знания. Отечественная культурология как философско-гуманитарная наука продолжила в новых условиях исследование общественного сознания, интересоваться которым в рамках советской марксистской традиции стало возможно лишь в 1960-х гг. Особая известность, которую в отечественной гуманитаристике в 70—80-е гг. приобретает французская историческая школа «Анналов», во многом объясняется неразработанностью проблематики культуры в рамках господствовавшей тогда философской теории. Приемами и инструментарием школы «Анналов» охотно воспользовались исследователи культуры в 80— 90-х гг., и культурология предстала как история ментальностей и «картин мира» различных эпох и цивилизаций. Огромное внимание отечественная культурология уделяла и проблеме личности, причем своеобразие типов личности раскрывалось преимущественно на историческом материале или же материале художественной культуры. Активно обсуждался вопрос о соотношении эволюционного и цивилизационного подходов в изучении культуры. Если эволюционный подход был хорошо известен благодаря такой его разновидности, как теория формаций, то цивилизационный подход оказался сравнительно новым и потребовал своего осмысления. Социолог и антрополог К. Касьянова в своей книге «О русском национальном характере» связы- 62 Naumov A., Puffer S. Measuring Russian Culture using Hofstede's Dimensions // Applied Psychology, 63 См.: Кочетков В.В. Социология межкультурных различий. М,: Социум, 2000. вала его особенности с общинным укладом России, доказывая, что русские имеют в психиатрической классификации «эпилептоидную» личностную структуру. В основе национального, или этнического, характера, согласно концепции К. Касьяновой, лежит некоторый набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций. Совокупность таких элементов, «гамма чувств», служит своеобразным «знаменателем личности», который состоит из цепочки «предмет — действие» и который еще можно назвать социальным архетипом. Социальный архетип передается человеку по наследству от предыдущих поколений, существует в его сознании на невербальном, чаще всего нерефлексируемом и очень глубоком уровне психики; ценностная структура личности «погружена» в ее архетипы, а те элементы, которыми личность соприкасается с окружающим миром — «типичные действия» — и составляют ее этнический характер, лежащий в основании индивидуального характера64. Российский антрополог СВ. Лурье65 считает применимым к данной проблеме понятия культурного сценария — многоуровневых и многофакторных поведенческих схем, в которые соединяют сотни тысяч и миллионы людей в общем культурнообусловленном действии, например, совместном труде или ритуале. В таком случае освоение культуры, например ребенком или иностранцем, состоит не в «обучении», а во включении в присущие этой культуре сценарии: человек учится правильно себя вести в них, находить, а потом грамотно и творчески исполнять свою роль. Любую культуру можно представить как иерархическую систему сценариев — самых простых, применимых в одной-двух ситуациях, и предельно обобщенных, описывающих и задающих поведение большинства членов этноса в большинстве ситуаций. При такой постановке вопроса правильнее говорить не о «русском национальном характере», а скорее о «русском сценарии», который разыгрывается народом в его истории. Л. Гудков Постперестроечный характер Из острой формы в первые два года после начала гайдаровских реформ негативные переживания (явления массовой фрустрации, депрессии, дезориентированности, страхов и диффузных тревог, зафиксированных в ходе наших опросов) перешли в хроническую и стали устойчивым негативным фоном социально-экономических трансформаций в России. Ясно ощущаемая массами собственная неспособность жить по правилам наступающей рыночной экономики, резкий разрыв между растущим уровнем потребительских запросов и сохраняющейся от прежних времен трудовой мотивацией, а соответственно, и низкими доходами породили феномены острой социальной зависти и неприязни в отношении предприимчивости и активности более успешных и поднимающихся групп (более молодых, образованных, не обремененных уравнительным сознанием, беззастенчивых в выборе средств достижения успеха и достатка, гораздо более криминализированных). Но если в отношении «новых русских» это раздражение и возмущение сравнительно успешно разряжалось в анекдотах, блокировалось различием оценок и отношений разных поколений, социальными барьерами между группами, страхом, привычкой или нейтрализовалось социально-культурной близостью к удачливым «своим», то в отношении этнически «чужих» этого не происходило. Напротив, механизмы социального 64 Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. С. 32. 65 См.: Лурье СВ. Историческая этнология. М., 1998; Он же. Психологическая антропология. Исто Особой темой стала Россия: ее культурное своеобразие, национальный характер и менталитет. Марксизм отрицательно относился к русской религиозной философии, поэтому самосознание русской культуры в ее важнейших проявлениях было закрыто для философских рефлексий. Культурология расширила возможности изучения русской культуры, проявив интерес к темам и проблемам, содержавшимся в работах философов Серебряного века. Осмыслялись основные направления в развитии культурологической мысли России XIX в. и рубежа веков, возник огромный интерес к культурологическим идеям русских философов, в особенности русских религиозных философов. Исследовалось влияние геополитического фактора и географической среды на формирование русского национального характера. Отмечался социоцентризм российского общества, существенное влияние, которое оказало православие на формирование русского культурного архетипа, а также связь между ним и российской государственностью. Замеченные Н.А. Бердяевым «антиномичность России» и «жуткая противоречивость» русской культуры стали своеобразной парадигмой в исследовании и русского национального характера. Русский национальный характер рассматривался преимущественно в рамках гуманитарного и философского методов в изучении культуры. Данный подход, бесспорно, обнаруживает свою эвристичность, но тем не менее представляет собой исследовательскую спекуляцию, к которой можно подобрать факты как подтверждающие, так и опровергающие априорные построения (непрекращающийся спор западников и славянофилов о «судьбе России» является этому лучшим подтверждением). Некоторые авторы считают, что русские — ярко выраженные коллективисты, для подтверждения этого достаточно упомянуть такие черты национального характера, как открытость, гостеприимство, упование на «авось», зависимость. Но можно найти факты, свидетельствующие об обратном. А. де Кюстин с ненавистью описывал «Россию в 1839 году» как страну рабов, в которой все пронизано ресентимента превращали накопляющийся потенциал этих негативных эмоций, с одной стороны, в идеализированное или сублимированное представление о самих русских, а с другой — в резкое недоверие к властям и антипатию, неприязнь к «инородцам». Как показывают данные опросов, к этому времени заметно усилилась значимость таких «типичных черт» русского национального характера, которые должны были компенсировать болезненный комплекс неполноценности «русских», выражающийся как разрыв между верой в присущий испокон века русским массовый героизм, великодержавной гордостью (если не кичливостью), самопожертвованием, стремлением к доминированию (осознаваемых именно в качестве коллективных, всеобщих, а потому как бы экстраординарных, консолидирующих национальных свойств) и индивидуальными, в этом плане — приземленными, повседневными характеристиками частного существования: бедностью, социальной пассивностью,зависимостью от властей, бытовой агрессивностью, дезориентированнос-тью, неуверенностью в завтрашнем дне и т.п. Таковы, например, «доброта», «простота», «отзывчивость», «терпеливость», «готовность прийти на помощь», «отсутствие эгоизма» и стяжательства и т.п. [удков Л. Антисемитизм в постсоветской России (http://pubs.carnegie.ru). страхом, а апатичные и трусоватые русские даже дышат не иначе как по приказанию императора. А всего несколькими годами ранее Александр Пушкин писал: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна». Русский человек склонен к эмоциональному бездействию, к ожиданию будущего благоденствия. Безусловно, существует множество теорий, пытающихся объяснить и разгадать феномен «славянской души». Русское этническое самосознание, по мнению многих исследователей, основывается на таких чертах, как смирение и страдание. Склонность русского человека к эмоциональности, фатализму, пессимизму, иррационализму, моральным суждениям, детерминизм, анархизм, патернализм, фрустрация как черты менталитета русского человека передаются в русском языке, как считают ряд специалистов66, определенными языковыми средствами. Конфликтность национального характера русского человека, представление о фатальной предрешенности саморазрушения со стороны русского человека в создаваемой им же, по собственному почину, конфликтной ситуации, антиномия таких черт, как патернализм и социальная фрустрация, — черты самосознания русского человека, проявляющиеся в беллетристике и в русском языке. Примеры из произведений Лермонтова, Достоевского и Булгакова демонстрируют особенности русской языковой личности, для которой исключительно важным оказывается выражение оценки причинно-следственных отношений с подчеркиванием таких характеристик причины, как ее внутренний характер по отношению к объекту рассуждения, неспособность человека сопротивляться воздействию причины, существование потусторонних сил, управляющих поступками человека — объекта рассуждения, — т.е. фатальный детерминизм русской языковой личности, что проявляется в системе языковых средств, выражающих причинно-следственные отношения, и в русских односоставных безличных предложениях. Стремление не выразить субъект действия формой именительного падежа в активной конструкции, не выразить субъект действия вообще, а также отмеченные выше бессубъектные безличные односоставные предложения не просто составляют особую трудность при изучении русского языка как иностранного — это черта менталитета русского человека, черта русского национального характера. Одной из важнейших тем в социальной антропологии становится тема динамики культуры, способов ее функционирования, типов культурных процессов и методов их исследования. Расширяется категориальный аппарат, вводятся такие новые понятия, как аккультурация, диффузия, диффе- 66 Богин Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Автореф. дисс.... докт. филол. наук. Л., 1984; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996; Караулов Ю.Н- Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.,1989; Он же. Русский язык и языковая личность. М., 1987; Менталитетные свойства русской языковой личности в зеркале словаря, грамматики и морфемной структуры слова (http://www.philol.msu.ru). ренциация, инновация. В качестве причин динамики культуры выделялись инновация как самоизменение культуры и инверсия как процесс, происходящий под внешним влиянием. Обратившись вначале к анализу примитивных культур, социальная антропология затем перешла к исследованию современных обществ и стала наукой, изучающей в сравнительном плане (отсюда столь большая значимость кросскультурных исследований) различные типы культур и этапы их изменения. В рамках социальной антропологии осмысляется также проблема этноцентризма и культурного релятивизма. Деятельность первых антропологов была отмечена этноцентризмом: для них свойственно было сравнивать все культуры со своей собственной, считавшейся наиболее передовой. Позиция этноцентризма постепенно сменилась позицией культурного релятивизма — признанием того, что любая культура может быть понята лишь в собственном контексте и рассматривать ее нужно как единое целое. Рассмотрение культуры как системы предполагало анализ поведенческих образцов и стереотипов мышления, характерных для представителей различных культур. Таким образом, антропологи вышли на тему национального характера, исследованию которого были посвящены работы М. Мид, Р. Бенедикт, Р. Линтона. Ими были предприняты попытки дистанционного исследования национального характера японцев, немцев и русских, исключающего применение анкетного опроса резидентов или прямого наблюдения за коренным населением. Учеными использовались такие методы, как опрос представителей культур, оказавшихся вдали от родины (иммигрантов, военнопленных), изучение литературных произведений, фотографий, искусства, фольклора, газетных статей, радиосообщений, автобиографий, фильмов. На основе анализа этого материала создавались «психологические портреты» народов; на основе об наруживаемых доминантных тем, проявляющихся в анализируемом материале, выявлялись характерные для того или иного народа черты личности и иерархия ценностей. Особенно многочисленные исследования были посвящены Японии, Германии, США, России. В работе 1930 г. Р. Бенедикт выделила два типа культурных конфигураций: «аполлоновскую» культуру (в поведении доминируют порядок, согласованность, гармония) и «дионисийскую» (основана на крайних типах поведения). К первому типу была отнесена культура индейцев пуэбло, ко второму — культура индейского племени пима. В работе «Модели культуры» Бенедикт несколько модернизировала принцип классификации и использовала для определения паттернов «клинический» подход: в частности, культура племени квакиутль была определена как «мегаломаниакальная», культура добу — как «параноидная». В годы Второй мировой войны Рут Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии. Книга «Хризантема и меч» стала классической работой, в которой были использованы собранные исследовательницей материалы. Исследуя японцев, главное внимание Бенедикт уделила вопросу о том, почему японцы столь жестоки к своим пленным и одновременно дружелюбны к победителям, которые нанесли им самое жестокое и бескомпромиссное поражение во Второй мировой войне. Казалось, поражение совершенно преобразило японцев, они превратились в нацию, состоящую из новых людей, которые благожелательно относились к демократической политике американцев. Разгадка, по мнению Р. Бенедикт, крылась в особенностях национального характера. Сильной стороной японцев является упорство в продолжении однажды выбранного направления, но когда это оказывается абсолютно невозможным, они с той же настойчивостью продвигаются к другой цели. Такова «этика альтернативности». Японцы «попытались достигнуть своей цели посредством войны, им это не удалось. Они отбрасывают этот путь и пытаются найти возможность изменить направление»67. Такого рода особенность приобретается в процессе взросления и социализации. Специфика системы воспитания детей в японских семьях состоит в резкой смене ориентации по достижению ребенком определенного возраста. Примерно до 6—7 лет детям разрешается вести себя как им вздумается, но уже подростки за любую провинность подвергаются серьезному наказанию. Воспитательная практика формирует двойственность или амбивалентность взгляда на мир. Опыт психологической свободы хранится в памяти всю жизнь. Это память о времени, когда они не знали наказаний68. Маргарет Мид принадлежит работа «Национальный характер». Она рассматривала три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание культурных конфигураций (в частности, сравнение соотношения различных общественных институций), характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми и отношения между ровесниками69. Э. Голдфранк (1945), исследовавший индейские племена, описывал личность индейца пуэбло через такие поведенческие особенности, как «боязливый», «склонный к аргументациям» и т.п. А. Халлоуэл (1940) проанализировал особенности психологического склада индейцев сольто, в частно- 67 Benedict R. The Chrysanthemum and the Sword. Boston: Houghton Mifflin, 1946. P. 304. 68 Ibid. P. 287. 69 Mead M. National Character // Kroeber A.K. (ed.). Anthropology Today. Chicago, III: The University of сти, были выявлены особые манифестации агрессивной установки — подозрительность, опасения по поводу возможного колдовства (при отсутствии явных физических проявлений агрессивности). Британский антрополог Джеффри Горер70 предпринял попытку вывести особенности личности русского, в частности его отношение к власти, восприятие налагаемых ограничений, способы самоконтроля и выражения агрессии из обычая тугого пеленания в младенчестве. Этот подход получил известность как концепция «пеленочного детерминизма». Ее развила и популяризировала М. Мид, а Э. Эриксон адаптировал ее в статье «Легенда о юности М. Горького». Дж. Горер считал, что русским свойственна традиция туго пеленать младенцев с ранних месяцев их жизни. Это, по его мнению, приводит к тому, что они растут сильными и сдержанными, в противном случае они легко могли бы себя поранить. На короткое время их освобождают от пеленок, моют и активно с ними играют. Дж. Горер связал альтернативу между длительным периодом неподвижности и коротким периодом мускульной активности и интенсивного социального взаимодействия с определенными аспектами русского национального характера и внешней политики России. Многие русские, по его мнению, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески социальной активности в промежутках долгих периодов депрессии71. Эта же тенденция, по его мнению, характеризует и политическую жизнь общества: длительные периоды покорности сильным внешним авторитетам перемежаются яркими периодами интенсивной революционной деятельности. Туго пеленая младенца, русские как бы информируют своих детей о необходимости сильной внешней власти. Зажатые с младенчества люди вырастают послушными и терпеливыми, покорными даже тоталитаризму, но склонными к кратковременным бунтам и анархии. Именно «пеленочный» комплекс привел к царизму, сталинизму, а также крестьянским бунтам и социалистической революции. К типичным чертам русского национального характера Дж. Горер относил: склонность к насилию, устраивание заговоров, стремление к частым исповедям, страх перед врагами, которые не имеют даже четкого определения, анархизм, неприемлемость компромисса, поиск вечной правды, чувство вины. Гореровскую гипотезу, конечно же, критиковали, но критика, как правило, била «мимо цели», поскольку, чтобы ответить отрицательно на вопрос: «Действительно ли русская душа — спеленутая душа?»72 — нужно оперировать фактологией. Правда, и с фактологией у самого Горера обстояло не все благополучно. В предисловии к своей работе о русском национальном характере, вышедшей в соавторстве с Дж. Рикманом, он признавался: «Эта книга не основана на личном опыте или собственных наблюдениях. 0 Gorer G. Himalayan Village. An account of the Lepchas of Sikkim. L.: Michael Joseph, 1938; Gorer G. 1 Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Изд. Дом «Ключ-С», Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университет, книга», 1996. С. 540. Как интурист, я совершил две короткие поездки в СССР в 1932 и 1936 гг. Мое знание русского языка очень посредственное — могу лишь разобраться в простейшем тексте с помощью словаря»73. В своих работах Дж. Горер описал также результаты исследования японского характера (1943), уделяя внимание прежде всего влиянию стиля воспитания на формирование психического склада личности. Он утверждал, в частности, что особенности «приучения к туалету» определяют наличие у взрослого японца повышенной тревоги по поводу нечистоплотности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |