КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К. Шлегель
Врезка Э6 БАЗИСНАЯ И МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ Концепция базисной личности26 разработана американским психиатром-психоаналитиком А. Кардинером27. Он полагал, что каждая культура, страна или общество, скажем, китайское или французское, формируют весьма специфический тип человека, навыки, поведение, ценностные ориентации и образ жизни которого резко отличаются от базисного типа другой культуры, например американской или японской. Он закладывается генетически, а затем шлифуется культурной средой. Причем набор черт в таком типе настолько устойчив, что его — с небольшими вариациями — повторяют другие представители данной культуры. Каждой культуре свойствен свой «базисный тип личности», потому что культура и личность находятся в та- 26 Kardiner A. The concept of basic personality structure as an operational tool in the social sciences // The 27 Абрам Кардинер (1891-1981) — американский психиатр и психоаналитик. Получил медицинс ком соответствии друг с другом, в каком не находятся религия и личность, общество и личность, социальный институт и личность. Концепция базисной личности (basic personality structure) возникла в рамках психоанализа. Ее автор изначально был медиком-психоаналитиком, он первым применил психоаналитические принципы к социологии и антропологии. Новое понятие было предложено им в 1939 г. Вскоре термин «базисная личность» стал общеупотребительным. Термин basic у Кардинера отражал социокультурные матрицы, а не глубинные особенности характера человека28. Структурообразующим стержнем общества или культуры у Кардинера выступали не культурные универсалии или национальный этос, а психологический склад личности, характерный для данного общества и обусловливающий все поведенческие особенности членов общества. По мнению Кардинера, характер представляет вариант усвоения каждым человеком культурных норм, содержащихся в «базисной (основной) личностной структуре» общества. Базисная личностная структура разделяется большинством членов общества в результате сходного опыта в раннем детстве. Утверждается, что она служит матрицей, на основании которой развиваются черты характера. Одинаковая структура может отражаться в различных формах поведения. Например, если недоверие является устойчивой особенностью базисной личности, то оно выражается в ряде черт характера. В определении базисной личности исходными служат четыре постулата: 1) ранний опыт оказывает длительное влияние наличность; 2) сходный опыт формирует подобные личностные структуры; 3) практика воспитания складывается в сходные культурные модели, но они не бывают полностью идентичны в различных семьях одного общества; 4) воспитание детей различается в разных обществах. Ввиду того что члены определенного общества во многом разделяют опыт раннего детства, в их личностях много общих элементов29. Модели семейной организации, ухода за младенцами, воспитания детей, представляющие собой «первичные общественные институции», по мнению Кардинера, различны для разных культур и относительно единообразны в рамках одной культуры, а потому способствуют выработке схожих психологических черт у всех членов того или иного общества. Так, в частности, дети в одном обществе испытывают одни и те же психологические травмы, поскольку растут в пределах единой системы «первичных общественных институций», а потому все члены данной культуры имеют приблизительно одни и те же психологические комплексы. И они существуют на протяжении длительного времени. Так, в современном западном обществе характер 28 Kardiner A., Linton R. The Individual and his Society. New York: Columbia University Press, 1939; 29 Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 203-230. «основной личности» сохранился на всем протяжении истории в течение <+— 5 тыс. лет, по существу, без изменений, ибо сохранялась патриархальная моногамная семья с хорошей родительской заботой о детях, с системой семейной дисциплины. Кардинер предполагал, что базисная личность — это структура, включающая четыре компонента: «созвездие идей», индивидуальную систему безопасности, суперэго-формацию и установки по отношению к сверхъестественному бытию30. Базисная личность — понятие, подчеркивающее значимость структурного образца и предоставляющее попытку отбросить проблему «девиантных» и «периферийных» черт, в результате чего остается структурное ядро, которое предположительно является общим для всех членов группы. По мнению Кардинера, в каждом обществе есть один доминирующий тип личности, который может быть выявлен с помощью психологических и психотерапевтических методик. Кора Дюбуа была единственной из членов группы Кардинера, кто реально попытался выполнить все методологические требования своего шефа. Она выполнила тестирование 37 человек по методике Роршаха, записала восемь подробных биографий и получила рисунки 55 детей. Но у нее ничего не вышло: эксперты отметили очень высокий уровень вариативности личности в культуре алорезов31. Тогда она предложила новое понятие — «модальная личность» (modal personality)32, которое большинству антропологов показалось более приемлемым для исследовательской практики, нежели концепция Кардинера. Новое понятие означало наиболее распространенный тип личности, определяемый просто статистически, т.е. тот тип, к которому относится наибольшее число членов данного общества. Если верна статистическая трактовка термина «модальная личность», то придется уточнить исходное понятие: мода (mode) — величина признака, которая встречается в изучаемой совокупности чаще, чем другие величины данного признака. Предложенная А. Кардинером концепция отождествления национального характера с так называемой базовой личностной структурой была усовершенствована затем американскими социологами и этнологами Алексом Инкелесом и Даниэлем Левенсоном. Они также использовали понятие модальной личности, близкое к понятию «модальная личностная структура» Коры Дюбуа, потому их учение называется теорией модальной личности. Для Инкелеса и Левинсона она означала собирательную личность, которая воплощает в себе особенности, черты характера и психологические характеристики, присущие большинству взрослых членов данной нации33. С их точки зрения, национальный характер есть не что иное, как доминирующие в обществе конфигурации личностных черт (типы личности), устойчиво сохраняющиеся и воспроизводимые из поколения в поколение. 30 Inkeles A., Levinson D. National Character: the Study of Madal Personality and Sotiocultural System / 31 DuBois С The People of Alor. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 1960. 32 DuBois С The People of Alor: a Socio-Psychological Study of an East Indian Island. Minneapolis: University 33 Inkeles A., Levenson D.J. National Character: The study of Modal Personality and Sociocultural Systems / «национальный характер соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности и типам личности {personality patterns), являющимся модальными для взрослых членов данного общества»34. Изучение же национального характера по содержанию совпадает с анализом частоты распространения разнообразных личностных особенностей в составляющих этносы и этнические группы человеческих популяциях. При этом, однако, наличие национального характера рассматривается скорее как возможность, чем как заранее предопределенный факт: в некоторых случаях эмпирические исследования действительно обнаруживают в мышлении, мировосприятии, эмоциональных реакциях и поведении представителей данной национально-этнической общности ясно выраженные национально-этнические особенности, однако бывает и так, что этого сделать не удается35. Так, например, при исследовании некоторых индейских племен удалось установить, что какими-либо характерными общими личностными характеристиками обладают от 20 до 40% членов. Определенные различия, в том числе в степени авторитарности, были установлены и между европейскими народами, но позже оказалось, что внутрикультурные различия, а именно различия между слоями и классами, были даже несколько выше, чем межкультурные. В изучении крупных наций А. Инкелес и Д. Левинсон считали более адекватным «мультимодальное» (плюралистическое) понимание национального характера: в каждом обществе существуют 5—6 модальных личностей, распространяющихся каждая на 10—15% населения. Понятие модальной личности было предложено Дюбуа, а Деверо в работе «Реальность и сновидение» (1951) употреблял аналогичные понятия «племенной» и «аре-альной» личности. Оба понятия — базовой личности и модальной личности — широко употребляются и в современной социологии. Так, Э. Сепир36 утверждает, что культуры навязывают определенные стили поведения, включая позы и жесты. По определению американского исследователя, базовая личность — это склонности, представления, способы связи с другими людьми. Это все то, что делает индивида максимально восприимчивым к определенной культуре и позволяет ему достигать удовлетворенности и устойчивости в рамках существующего порядка. Подход под углом зрения базовой личности покоится прежде всего на культурно-дедуктивном принципе; иначе говоря, сначала аналитик готовит этнографическое описание, а затем выводит из этнографических данных интрапсихические структуры членов общества, используя, как правило, психоаналитический подход для установления соответствия между поведением (или опытом) и мотивацией. Таким образом, знание того, как воспитывают детей или оплакивают умерших, предполагает, соответственно, и определенное знание о последующих и предшествующих мотивационных структурах. Кроме того, это требует от аналитика базовой личности проведения различия между периферийными и основными мотивами: основные 34 Inkeles A., Levinson D. J. National character: the study of modal personality and socio-cultural system's // 35 Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. 36 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. мотивы являются одновременно «базисными» для психодинамической структуры и «универсальными» для общества. Аналитика интересуют в первую очередь основные мотивы. В целом принято считать, что взаимосвязь основных мотивов образует конфликтную структуру, в которой мотивы (и ценности) диалектически разделяются на пары противоположностей, а внешнее поведение репрезентирует того или иного рода компромиссный синтез. Предполагается, что базисная мотива- ционная структура усваивается в процессе обучения, обычно это период младенчества и раннее детство; однако поздний опыт, особенно стрессовый, может привести к формированию или применению различных институционализированных механизмов. Понятие «модальная личность» активно разрабатывал Р. Линтон37. Использование понятия модальной личности не предполагает, что все или даже большинство членов общности имеют одну и ту же личностную структуру, более того, модальная личность соответствует сравнительно прочно сохраняющимся чертам личности, чаще всего встречающимся у взрослых членов данного общества. Именно общества, а не культуры, так как исследователи модальной личности интересовались прежде всего современными индустриальными обществами. Эти черты личности должны изучаться статистическими, прежде всего тестовыми, методами, но выбор определенных показателей затруднен, так как не существует общепризнанной теории личности. Авторы, изучавшие модальные личности, постоянно развивали идеи, связанные с этим понятием. Так, Линтон предлагал разграничивать социально желательную структуру личности, которая была бы оптимальной для членов данного общества, и модальную личность, которая в реальности наблюдается у его членов. Столкнувшись с трудностями выделения одной модальной личности в любом индустриальном обществе, этнологи стали разрабатывать концепцию мультимодальных обществ, согласно которой каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними. В большинстве случаев модальная личность должна конструироваться на основе иных данных, нежели этнографический отчет. Такие данные легче всего собрать, проведя психологическое тестирование. Ученые ввели в научный оборот понятие «базисная личность» (иногда встречается термин «базовая личность»), которое отражает черты, присущие большинству населения данной страны. В соответствии со своей идеологией, религиозными ценностями и культурными традициями общество поощряет развитие одного типа личности как массовой модели и не поощряет другой. В годы советской власти правительство и правящая партия поощряли коллективистский тип личности, который сегодня именуют гомо со-ветикус или более презрительно «совок». Поскольку этот тип личности поощрялся и сулил немалые выгоды, люди сознательно подстраивали себя под его мерки даже в тех случаях, когда они этого не хотели. Формальное следование пропагандируемым культурным 37 Linton R. The Cultural Background of Personality. N.Y.; L., 1945. нормам воспитывало внешне лояльных, а внутренне сопротивляющихся, неприемлющих эти нормы людей. Двойственное сознание и двойной стандарт поведения — лишь одно из последствий советской модели «базисной личности»38. Конечно, понятие «базисная личность» не отражает всей пестроты реальных отношений в обществе. Оно — увеличительное стекло или схема, благодаря которым лучше проступают отличительные черты данной культуры. Если бы нам удалось провести поголовный опрос населения, скажем, в СССР 70-х гг., когда процветал гомо советикус, то непременно выяснилось бы, что каждый по отдельности соответствует нормативному типу самое большее на 30—40%. Однако все вместе, если выделить самые распространенные черты поведения, соответствуют этой модели уже на 70—80%. Парадокс объясняется просто: «базисная личность» — собирательный образ нации, в котором преувеличены одни качества и умалены другие. Это своеобразный шарж или карикатура, что и дало повод известным антропологам Клайду Клакхауну и Генри Мюррею пошутить: «В каком-то смысле человек Homo soveticus — «базисная личность» советской эпохи Введенная А. Кардинером в научный оборот категория «базовая личность» предполагает наличие в каждой культуре одного доминирующего типа личности, определяя ее как основную личностную структуру, формируемую данной культурой. похож на всех других людей, в каком-то смысле он похож на некоторых людей, и в каком-то смысле он не похож ни на кого». Социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в период с 1989 по 1992 г. провели ряд крупномасштабных исследований по репрезентативной выборке и установили наиболее важные черты социального портрета Homo sovieticus39. Каждой цивилизации присущ свой социокультурный тип человека — характерный набор установок и ценностных ориентации, познавательных и поведенческих рамок личности как выразителя определенной системы социальных институтов. Таковы человек Эллады и человек Рима, человек французского классицизма и человек современного западного мира. Homo sovieticus, или человек советский, по мнению социологов ВЦИОМ, это продукт неустойчивой политической системы, которой не удалось сформировать особую цивилизацию. Принудительное воспитание трех поколений людей в условиях информационной блокады общества и жесткого контроля за механизмами вертикальной мобильности, плюс постоянное пропагандистское давление вызвали на свет особый социальный тип личности. Фундаментальная черта советского человека — государственная ориентация. Ее формула: «забота» со стороны верхов должна встречать «благодарность» со стороны низов. От начальства подчиненные ждут заботы о людях (47%), от государства — заботы о народе (36%). Другая особенность — иерархичность: чинопочитание, осознание своего места в жизни, т.е. статуса и
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |