Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Зверева Простой народ




Врезка

В социологических исследованиях постсоветс­кой культуры неоднократно говорилось о том, что россияне хотят видеть себя «простыми» и считают это своим лучшим качеством. «Мы» — простые (добрые, открытые, искренние, наи­вные). «Они» — сложные (хитрые, заумные, ко­рыстные, лицемерные). «Простой человек» в рекламных клипах утверждает приоритет «здра­вого смысла» и «вечных ценностей», изъясняет­ся подчеркнуто обыденным, «народным» язы­ком, («Деда, там опять политики пришли...» — «Гони их в шею, Вовка!» — ролик Российской партии пенсионеров). Он незлобив и бесхитрос­тен и потому не может позаботиться о себе са­мостоятельно.

«Простой народ», с одной стороны, складывает­ся из суммы отдельных «простых людей» и оказывается носителем их добродетелей. С другой стороны, с этим словосочетанием связан привыч­ный образ труженика. Предвыборные ролики 2003 г. изобилуют сценами труда — с рабочими, шахтерами, поварами, доярками, ткачихами. Редкий политик не запечатлел себя на фоне ра­бочих и крестьян. Почему же народ должен быть представлен именно через труд? За этим стоит идея жестко стратифицированного общества: «люди» работают, каждый на своем месте, а по­литики заботятся, защищают народные интере­сы, принимают правильные законы. В целом это достаточно архаическая модель для социума, который хоть находится в процессе вечно дого­няющей модернизации, но при этом несет на себе отпечаток современности и культуры информа­ционного общества.

Коммерсантъ. 2.12.2003

ющийся особыми культурными и даже психологическими чертами (к при­меру, «античный» тип личности, «буржуа», «советский человек» и т.п.).

Некоторые авторы выделяют несколько крупных социальных типов лич­ности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития че­ловечества: «деятели» — для таких главное — активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя; «мыслители» — это люди, которые по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревно­ваться и требовать, а для того, чтобы смотреть и размышлять; люди чувств и эмоций — которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца; гуманисты и подвижники — отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевные и телесные страдания.

В культурологии сложились типы личностей, отражающие цивилизаци-онные особенности Востока и Запада. Так, в европейской модели личность понимается как определенная целостность, а для японцев более характер­но восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кру­гов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, са­мому себе и т.д.

Наконец, мировые религии выработали собственный нормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой ре­лигии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личнос­ти — строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности, вос­питанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истин и готовность следовать «восьмеричному» пути достиже­ния просветления. Таким образом, в рамках трех мировых религий можно вы­делить и разные типы личности и пути их совершенствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.