КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология социальных групп
Мы выяснили, что социальный тип — это не обязательно статистически самое распространенное явление, или черта, или реальная социальная группа. Социальный тип надо отличать от социальных групп. Критерий принадлежности — один из немногих, дающих единое основание для классификации столь разнородных явлений, как социальные группы и социальные типы. Благодаря ему все разнообразие социальных групп можно расположить вдоль одного континуума, один полюс которого будет обозначать нереальные группы, принадлежность к которым человеком практически не осознается (минимальная принадлежность), а другой — реальные группы, принадлежность к которым осознается в максимальной степени (малые группы). Рассмотрим точки (группы) континуума по порядку. Номинальные группы — совокупности людей, выделяемых по некоторому признаку, имеющему смысл для целей анализа. Их называют также условными и статистическими. Они подразделяются на социальные типы и социальные категории. Социальный тип — модель (исследовательская схема) личности, используемая в качестве основания для группировки, классификации или упорядочения данных, описывающих выделенное тем или иным способом множества индивидов. Социальный тип, выделенный теоретическим способом, принято называть «идеальным типом». Некоторую нечеткость используемому в гуманитарных науках понятию идеального типа придает термин «тип», который можно перевести как: совокупность существенных черт, описывающих вид или форму какого-то явления; человека, наделенного какими-либо характерными свойствами, Типы — яркие представители некой социальной общности 192 яркого представителя сословия, группы, нации, эпохи; единицу расчленения изучаемой реальности в типологии. Этимологически слово «тип» (от греч. typos — отпечаток, форма, образец) обозначает такие явления, как: 1) форма, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками; образец, модель для чего-либо; 2) единица расчленения изучаемой реальности в типологии; 3) человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей, в частности, сословия, нации, эпохи. В определенном смысле тип охватывает серию одинаковых предметов, созданных или возникших по одному и тому же образцу. К примеру, в фотографии тип — это негатив, с которого делаются готовые позитивы. Таким образом, прием типизации в науке или повседневной жизни сводится к тому, что великое множество самых разных предметов мы разбиваем по группам, основываясь на их дальнем или близком сходстве. Такой путь называется индуктивным — от разрозненных фактов мы приходим к обобщенным типам. Обратный путь дедуктивный. Он применяется в теоретических науках столь же часто, как и индуктивный. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого, вначале достаточно абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. Идеальный тип — общее понятие в гуманитарном знании; прием теоретического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. Широко используется в науках о культуре, в общей и социальной философии, социологии, исторических науках, но очень редко или вовсе не применяется в экономике, психологии и естествознании. Типичный индивид стал прекрасным инструментом сравнительно-исторических и кросскультурных исследований. «Капиталист», «пролетарий» и «буржуа» К. Маркса, «протестант», «бюрократ» и «политический лидер» М. Вебера — все это образцы социальных типов. Под влиянием Вебера понятие «идеальный тип» прочно вошло в словарь современных социальных наук; получили распространение и такие родственные ему понятия, как «модель» (Й. Шумпетер), «парадигма» (Т. Кун, Дж. Ритцер). Эпистемологический статус веберовской концепции идеальных типов обсуждался в работах А. фон Шельтинга, Т. Парсонса, Р. Бендикса, X. Хьюза и др. А. Шютц24 применил теорию типов к повседневной жизни, рассмотрев ее под таким углом, что каждый человек типизирует обыденный мир в соответствии с галереей идеальных типов, имеющихся в его сознании. Он говорил, что мир повседневности — это строго организованная среда и смысловой универсум (мир культуры), в которых существует человек, подвергающий эту среду типизации. Весь мир предстает в виде некоторых типов: мы классифицируем мир по имеющемуся образцу или идеалу, тем более что он дан нам в переживании и в качестве нашей собственной интерпретации. Наше сознание, таким образом, настроено на социальный мир и познает его строго по правилам «взаимозаменяемости перспектив и систем релевант-ностей». Классический пример социального типа дает книга Т. Адорно «Авторитарная личность». В ней описано массовое явление: тоталитарный режим формирует особый склад людей, ставших жертвой чрезмерно регламентированных отношений в семье, людей агрессивных и не терпящих чужой свободы. Конечно, такие индивиды существуют в реальности, но они не осознают своей принадлежности к типу «авторитарной личности». Прибегали к теоретической типологизации М. Вебер, К. Маркс, В. Ленин и многие другие. В частности, последний выделял социальные типы, характерные для капиталистической и докапиталистической формаций (помещики и арендаторы). Эмпирическая типологизация — по иск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов в многомерном пространстве — применяется не до, а после сбора данных. «Одинокие женщины среднего возраста без специальности» — пример эмпирического типа. Социальные категории — совокупность людей, выделенных социологом для целей статистического анализа на основе реально существующих или искусственно сконструированных критериев. Социальные категории, выделенные по второму критерию, называют, как и социальные типы, условными и статистическими группами. Изучая семью или жилищные условия, социолог дифференцирует население по категориям монородительских, многодетных, малодетных и т.д. семей, имеющих временную или постоянную прописку, проживающих в отдельных или коммунальных квартирах и т.п. Каждый специалист предлагает свою классификацию, и их может быть сколько угодно много. Социальные категории, выделенные по первому критерию, относят к полуусловным и статистическим группам. Если первый критерий выбран произвольно, то второй не произвольно. Пол, возраст, профессия, доход, уровень образования, тип поселения — реально существующие признаки. Вся молодежь или все инженеры — социальные категории, отражающие реальные группы людей. Молодежь и инженеры осознают свою принадлеж- 24 SchutzA. The Phenomenology of the Social World (Northwestern University Press), 1967. ность к своей группе, их поведение зависит во многом от такого осознания. (Но проживающие в «коммуналках», отличаясь спецификой образа жизни, хотя и знают то, где они проживают, не строят свое поведение в зависимости от принадлежности к своей группе.) Полуусловными такие группы делает тот факт, что они находятся на границе с реальными группами, следовательно, обладают рядом соответствующих признаков, например ощущением групповой принадлежности. Сюда же относятся социальные слои (страты). Агрегаты, или коллективности, — совокупности людей, образуемые некоторыми поведенческими признаками. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «коллективность» надо отличать от понятия «коллектив». Первый принят в зарубежной социологии и обозначает разновидности случайных скоплений людей. Второй существует в отечественной социологии и обозначает высший тип социального развития малой группы. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам. Реальные большие группы — совокупность людей, ощущающих свою принадлежность к группе, проявляющих солидарность и взаимодействующих между собой (если в этом есть необходимость) на основе именно данного признака (принадлежности). Выделяют три разновидности реальных больших групп: стратификационные (рабы, касты, сословия, классы), этнические (расы, нации, народы и народности), территориальные (выходцы из одной местности, например «волжане», жители одного села или города, члены большой земледельческой общины, городского района или пригорода, например «люберы», за рубежом — комьюнити). На пересечении двух признаков — территориальности и этнической принадлежности — образуется смешанный тип группы — племя и род. Все четыре типа реальных больших групп в социологии именуют также социальными общностями. В связи с этим стоит, на наш взгляд, прислушаться к мнению французского социолога П. Шампаня: «Реальные группы реальны, если можно так выразиться, потому, что речь идет о конкретных и зримых объединениях индивидов, собирающихся (чаще всего потому, что хотя бы в чем-то одном они схожи) в одном и том же пространстве, в отличие от номинальных коллективов, которые являются продуктом абстрактного суммирования и обретают социальное существование лишь благодаря социальным агентам, осуществляющим такое суммирование на бумаге. Так, например, государственный статистик помещает в одну и ту же категорию всех "земледельцев", поставляя таким образом данные, необходимые для выработки "аграрной политики", а институты изучения общественного мнения, как мы видели, в лучшем случае суммируют частные мнения и трансформируют их в «общественное мнение», публикуя результат этого суммирования. Эти массовые собрания людей не всегда обладают устойчивостью реальных групп, поскольку речь идет о группировках точечных, эфемерных, часто разнородных и даже чаще всего двусмысленных с точки зрения "мотиваций" участников»25. 5 Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с фр. М.: Социо-Логос, 1997. С. 260. В узком смысле к ним относят только территориальные группы. Социологи определяют социальную общность как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности. Социальные организации — совокупность людей, образующих искусственно сконструированную общность людей. Искусственной такая общность называется потому, что организация создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинения, вознаграждение и наказание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа и т.п. — виды социальной организации. По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста человек до нескольких человек). По существу, социальные организации — промежуточный между большими социальными группами и малыми группами тип объединения людей. Иными словами, на них заканчивается классификация больших групп, и на них же заканчивается классификация малых. Они относятся к реальным, а не к статистическим группам. Все виды социальных групп, за исключением малых, называют вторичными группами. Малые группы — небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием. Малую группу называют еще первичной.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |