Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология социальных групп




Мы выяснили, что социальный тип — это не обязательно статистичес­ки самое распространенное явление, или черта, или реальная социальная группа. Социальный тип надо отличать от социальных групп.

Критерий принадлежности — один из немногих, дающих единое основа­ние для классификации столь разнородных явлений, как социальные груп­пы и социальные типы. Благодаря ему все разнообразие социальных групп можно расположить вдоль одного континуума, один полюс которого будет обозначать нереальные группы, принадлежность к которым человеком прак­тически не осознается (минимальная принадлежность), а другой — реальные группы, принадлежность к которым осознается в максимальной степени (ма­лые группы). Рассмотрим точки (группы) континуума по порядку.

Номинальные группы — совокупности людей, выделяемых по некоторо­му признаку, имеющему смысл для целей анализа. Их называют также ус­ловными и статистическими. Они подразделяются на социальные типы и социальные категории.

Социальный тип — модель (исследовательская схема) личности, исполь­зуемая в качестве основания для группировки, классификации или упоря­дочения данных, описывающих выделенное тем или иным способом мно­жества индивидов. Социальный тип, выделенный теоретическим способом, принято называть «идеальным типом».

Некоторую нечеткость используемому в гуманитарных науках понятию идеального типа придает термин «тип», который можно перевести как: со­вокупность существенных черт, описывающих вид или форму какого-то явления; человека, наделенного какими-либо характерными свойствами,

Типы — яркие представители некой социальной общности 192

яркого представителя сословия, группы, нации, эпохи; единицу расчлене­ния изучаемой реальности в типологии.

Этимологически слово «тип» (от греч. typos — отпечаток, форма, об­разец) обозначает такие явления, как: 1) форма, вид чего-либо, облада­ющие существенными качественными признаками; образец, модель для чего-либо; 2) единица расчленения изучаемой реальности в типологии; 3) человек, наделенный какими-либо характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей, в частности, сословия, нации, эпохи. В определенном смысле тип охватывает серию одинаковых пред­метов, созданных или возникших по одному и тому же образцу. К при­меру, в фотографии тип — это негатив, с которого делаются готовые по­зитивы.

Таким образом, прием типизации в науке или повседневной жизни сво­дится к тому, что великое множество самых разных предметов мы разбива­ем по группам, основываясь на их дальнем или близком сходстве. Такой путь называется индуктивным — от разрозненных фактов мы приходим к обоб­щенным типам. Обратный путь дедуктивный. Он применяется в теорети­ческих науках столь же часто, как и индуктивный. В этом случае мы созда­ем мысленный портрет обобщенного целого, вначале достаточно абстракт­ный, а затем наделяем его нескольки­ми важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов.

Идеальный тип — общее понятие в гуманитарном знании; прием теоре­тического мышления, позволяющий на понятийном уровне создать емкий и обобщенный образ какого-либо яв­ления или группы явлений, не прибе­гая к статистике. Широко использу­ется в науках о культуре, в общей и социальной философии, социоло­гии, исторических науках, но очень редко или вовсе не применяется в экономике, психологии и естествоз­нании.

 

Типичный индивид стал прекрас­ным инструментом сравнительно-ис­торических и кросскультурных исследований. «Капиталист», «пролетарий» и «буржуа» К. Маркса, «протестант», «бюрократ» и «политический лидер» М. Вебера — все это образцы социальных типов. Под влиянием Вебера по­нятие «идеальный тип» прочно вошло в словарь современных социальных наук; получили распространение и такие родственные ему понятия, как «модель» (Й. Шумпетер), «парадигма» (Т. Кун, Дж. Ритцер). Эпистемоло­гический статус веберовской концепции идеальных типов обсуждался в работах А. фон Шельтинга, Т. Парсонса, Р. Бендикса, X. Хьюза и др.

А. Шютц24 применил теорию типов к повседневной жизни, рассмотрев ее под таким углом, что каждый человек типизирует обыденный мир в со­ответствии с галереей идеальных типов, имеющихся в его сознании. Он го­ворил, что мир повседневности — это строго организованная среда и смыс­ловой универсум (мир культуры), в которых существует человек, подверга­ющий эту среду типизации. Весь мир предстает в виде некоторых типов: мы классифицируем мир по имеющемуся образцу или идеалу, тем более что он дан нам в переживании и в качестве нашей собственной интерпретации. Наше сознание, таким образом, настроено на социальный мир и познает его строго по правилам «взаимозаменяемости перспектив и систем релевант-ностей».

Классический пример социального типа дает книга Т. Адорно «Автори­тарная личность». В ней описано массовое явление: тоталитарный режим формирует особый склад людей, ставших жертвой чрезмерно регламенти­рованных отношений в семье, людей агрессивных и не терпящих чужой сво­боды. Конечно, такие индивиды су­ществуют в реальности, но они не осознают своей принадлежности к типу «авторитарной личности». При­бегали к теоретической типологизации М. Вебер, К. Маркс, В. Ленин и мно­гие другие. В частности, последний выделял социальные типы, характер­ные для капиталистической и докапи­талистической формаций (помещики и арендаторы).

Эмпирическая типологизация — по­ иск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов в многомерном пространстве — применяется не до, а после сбора данных. «Одинокие жен­щины среднего возраста без специальности» — пример эмпирического типа. Социальные категории — совокупность людей, выделенных социологом для целей статистического анализа на основе реально существующих или искусственно сконструированных критериев. Социальные категории, вы­деленные по второму критерию, называют, как и социальные типы, услов­ными и статистическими группами. Изучая семью или жилищные условия, социолог дифференцирует население по категориям монородительских, многодетных, малодетных и т.д. семей, имеющих временную или постоян­ную прописку, проживающих в отдельных или коммунальных квартирах и т.п. Каждый специалист предлагает свою классификацию, и их может быть сколько угодно много.

Социальные категории, выделенные по первому критерию, относят к полуусловным и статистическим группам. Если первый критерий выбран произвольно, то второй не произвольно. Пол, возраст, профессия, доход, уровень образования, тип поселения — реально существующие признаки. Вся молодежь или все инженеры — социальные категории, отражающие реальные группы людей. Молодежь и инженеры осознают свою принадлеж-

24 SchutzA. The Phenomenology of the Social World (Northwestern University Press), 1967.

ность к своей группе, их поведение зависит во многом от такого осознания. (Но проживающие в «коммуналках», отличаясь спецификой образа жизни, хотя и знают то, где они проживают, не строят свое поведение в зависимо­сти от принадлежности к своей группе.) Полуусловными такие группы де­лает тот факт, что они находятся на границе с реальными группами, следо­вательно, обладают рядом соответствующих признаков, например ощуще­нием групповой принадлежности. Сюда же относятся социальные слои (страты).

Агрегаты, или коллективности, — совокупности людей, образуемые не­которыми поведенческими признаками. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновиднос­ти толпы (толпа зевак, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «коллективность» надо отличать от понятия «коллектив». Первый принят в зарубежной социологии и обозначает разновидности случайных скопле­ний людей. Второй существует в отечественной социологии и обозначает высший тип социального развития малой группы. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Реальные большие группы — совокупность людей, ощущающих свою при­надлежность к группе, проявляющих солидарность и взаимодействующих между собой (если в этом есть необходимость) на основе именно данного признака (принадлежности). Выделяют три разновидности реальных боль­ших групп: стратификационные (рабы, касты, сословия, классы), этничес­кие (расы, нации, народы и народности), территориальные (выходцы из одной местности, например «волжане», жители одного села или города, члены большой земледельческой общины, городского района или пригоро­да, например «люберы», за рубежом — комьюнити). На пересечении двух признаков — территориальности и этнической принадлежности — образу­ется смешанный тип группы — племя и род. Все четыре типа реальных боль­ших групп в социологии именуют также социальными общностями.

В связи с этим стоит, на наш взгляд, прислушаться к мнению француз­ского социолога П. Шампаня:

«Реальные группы реальны, если можно так выразиться, потому, что речь идет о конкретных и зримых объединениях индивидов, собирающихся (чаще всего потому, что хотя бы в чем-то одном они схожи) в одном и том же пространстве, в отличие от номинальных коллективов, которые являются продуктом абстракт­ного суммирования и обретают социальное существование лишь благодаря со­циальным агентам, осуществляющим такое суммирование на бумаге. Так, напри­мер, государственный статистик помещает в одну и ту же категорию всех "зем­ледельцев", поставляя таким образом данные, необходимые для выработки "аграрной политики", а институты изучения общественного мнения, как мы ви­дели, в лучшем случае суммируют частные мнения и трансформируют их в «об­щественное мнение», публикуя результат этого суммирования. Эти массовые собрания людей не всегда обладают устойчивостью реальных групп, поскольку речь идет о группировках точечных, эфемерных, часто разнородных и даже чаще всего двусмысленных с точки зрения "мотиваций" участников»25.

5 Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с фр. М.: Социо-Логос, 1997. С. 260.

В узком смысле к ним относят только территориальные группы. Социо­логи определяют социальную общность как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, об­мениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

Социальные организации — совокупность людей, образующих искусствен­но сконструированную общность людей. Искусственной такая общность называется потому, что организация создана кем-то ради выполнения ка­кой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов под­чинения (иерархия должностей, власть и подчинения, вознаграждение и наказание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпи­таль, школа и т.п. — виды социальной организации.

По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч человек), круп­ными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких со­тен), мелкими или небольшими (от ста человек до нескольких человек). По существу, социальные организации — промежуточный между большими социальными группами и малыми группами тип объединения людей. Ины­ми словами, на них заканчивается классификация больших групп, и на них же заканчивается классификация малых. Они относятся к реальным, а не к статистическим группам. Все виды социальных групп, за исключением малых, называют вторичными группами.

Малые группы — небольшие по численности совокупности людей, объе­диненных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием. Малую группу называ­ют еще первичной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.