КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительное чтение 1 страница
Врезка Врезка Авторитарная личность Под таким названием в 1950 г. опубликована ставшая классической книга Т. Адорно. Авторитарная личность — своеобразный социальный тип человека, явившийся результатом деформированного процесса социализации и деформированной социальной среды в обществе. Что присуще ему? Причины формирования такой личности — формальные, жесткорегламентированные отношения в семье, отсутствие теплоты и доверительности между родителями и детьми. Бесконечные запреты, наказания, чрезмерная строгость подавляют не только свободу ребенка, но и чувство обиды на родителей, а агрессию загоняют вовнутрь. Перешедшая в сферу бессознательного враждебность по отношению к родителям соседствует с их идеализацией. Точно так же личность относится и к властям: внешняя почтительность и внутренняя агрессия, которая, не имея возможности проявиться по адресу, выливается на других — главным образом на другие этнические группы и меньшинства. Авторитарная личность очень чувствительна к внешним атрибутам власти, социальным рангам и статусам. Личная близость для нее затруднительна, ей предпочитаются деловые, формальные отношения. В массовом количестве авторитарные личности появились в Германии после Первой мировой войны. Они послужили одной из причин победы фашизма. Выступая проводниками тоталитарного режима, авторитарная личность представляет реальную угрозу демократии. Так писал в 1950-е гг. немецкий социолог Теодор Адорно (1903-1969), эмигрировавший в США. Его книга имела огромный резонанс. Она предупреждала человечество о грозящей ему опасности. В результате произошли крупные социальные перемены, в частности, в большинстве стран изменились семейные отношения. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С. 12-13. 40 Adorno T.W. et al. The Authoritarian Personality. N.Y., 1950. себя, своих знакомых или известных публичных людей, «звезд», политиков с точки зрения авторитарности установок и потенциальной опасности для свободы. В книге подробно анализируется направленная на «евреев», «негров» или других «лиц» агрессия, распространенная в среде не до конца приспособившихся к системе мелких буржуа. Рассматриваются частные, но показательные случаи отношения авторитарного характера к забастовкам, профсоюзам, коммунизму, беднякам и богачам, действующему президенту, семье, нации и государству, бунтарству и бюрократии, гомо- и гетеросексуальное™, религиозным идеалам и обрядам. В заключительной части книги разоблачаются пропагандистские трюки, которые использует современный реакционный манипулятор и фашист для мобилизации своего электората, игра в «одинокого волка», «неожиданную искренность», «маленького человека», «посланца», «свидетеля», «неутомимого», «медиума», «содрогающегося» и т.д. Результаты исследования показали опасность дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления межнациональных стереотипов, узаконенных лишь одной привычкой. Адорно выявил весьма симптоматичное для антидемократической структуры сочетание таких личностных черт, как конвенциальность, покорность власти, деструктивизм и цинизм. Исследование имело необычайно активный резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на его основе коллективная монография была переведена почти на все европейские языки и переиздана миллионными тиражами, став первым социологическим бестселлером в послевоенном мире41. Как показали исследования Т. Адорно и ряда других ученых, для авторитарной личности характерен целый набор специфических качеств: кроме неприятия чужих групп — это слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым ценностям, стереотипность мышления, агрессивность, цинизм, подверженность суевериям, сексуальное ханжество, злобное отношение ко всему гуманному. Основными чертами авторитарного типа личности являются: (а) консерватизм — строгая приверженность традиционным ценностям (б) авторитарное подчинение (мазохистский элемент) — всепоглощающая (в) авторитарная агрессия (садистский компонент) — склонность к осуж (г) антиинтрацепция — отсутствие творчества, подавление фантазии и во (д) предвзятость и стереотипия — вера в сверхъестевенную предопреде 41 Адорно Т. Исследование авторитарной личности: Пер. с англ. М.: Серебряные нити, 2001. ния; предрасположенность к примитивным и упрощенным интерпретациям; склонность к перенесению ответственности за свои поступки на внешние инстанции; (е) «комплекс власти» — мышление в категориях «господства—подчинения», «силы—слабости», «вождя—приверженцев»; склонность к идентификации с властными фигурами; преувеличение значимости силы и «твердости характера»; (ж) деструктивность и цинизм — общая диффузная враждебность; страсть (з) проективность — склонность верить в то, что мир зол и опасен (про АДОРНО Визенгрунд-Адорно Теодор (Adorno) (11.09.1903, Франкфурт-на-Майне — 6.08.1969, Фисп, Швейцария) — немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы неомарксизма. Сотрудник, а затем и соруково-дитель (совместно с Хоркхаймером) Франкфуртского института социальных исследований. Свою теоретическую деятельность начинал как авангардистски ориентрованный музыкальный критик, теоретик и социолог музыки. Специально социологическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Двигаясь в русле идеи «авторитарной личности», предложенной Фроммом и конкретизированной Хоркхаймером, Адорно вместе со своими сотрудниками пытается подтвердить ее на основании конкретно-социологического исследования. Соч.: Dialektik der Aufklarung. Philosop-hische Fragmente. Amsterdam, 1947; Einleitung in die Musiksoziologie. Zwolf theoretische Vorlesungen. Fr./M., 1962; Negative Dialektik. Fr./M., 1966. Для авторитарной личности характерен симбиоз мазохизма и садизма. Человек, получивсвободу, не может с ней совладать. Отсюда возникает чувство собственной неполноценности, которая порождает извращенное стремление причинить себе страдание. Свобода человека приводит к появлению странного феномена — бессознательному стремлению к самоуничижению, к подчинению себя внешним силам. Не признаваясь себе в этом, человек желает себе болезни, несчастного случая. Он ведет себя так, говорит Фромм, как будто бы наслушался советов своих злейших врагов, и делает все, чтобы причинить себе наибольший вред. Такое его поведение сочетается с рационализацией: человек стремится скрыть от самого себя стимулы своего поведения под маской любви к ближним, верности своему долгу или объясняет себе происходящее роковым стечением обстоятельств. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую. Адорно описывал этот феномен, исходя из взглядов З.Фрейда на значение ранней социализации. По его мнению, в результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты — с другой. Ученые доказали, что авторитарная личность — результат неудачного воспитания и взросления в ненормальной социальной среде. Причины ее появления — жестокое обращение с ребенком или с другим, менее защищенным и более слабым, членом семьи; постоянные понукания, приказы, ограничение свободы действий, жесткая дисциплина; отсутствие теплоты и доверительности между родителями и детьми. Бесконечные запреты, наказания, чрезмерная строгость подавляют свободу ребенка, загоняют обиду на родителей, агрессию к ним в тайники души. Перешедшая в сферу бессознательного враждебность по отношению к родителям вскоре обнаружит себя в извращенных формах. Когда в семье царят жестко регламентированные отношения, когда нет теплоты и доверительности между родителями и детьми, то на свет рождаются «социальные монстры» — авторитарные личности. Взрослеющий ребенок может быть внешне почтительным. Но догадываетесь ли вы, какой вулкан вызревает у него внутри? Кто знает, когда он прорвется. И на кого? Конечно, не на тех, кто сильнее его, у кого больше власти и денег. Нет, скорее, на самых беззащитных. И он недавно был в похожей ситуации. И с ним обращались жестоко. Такой человек с трудом устанавливает доверительные отношения. Он замкнут и недружелюбен. Вполне возможно, что авторитарный ребенок вырастет циником, уверенным в том, что все средства хороши для достижения своих целей, которые считает единственно правильными. Если выразить авторитарную личность одной формулой, то мы должны сказать так: это жалкая, разорванная, подавленная личность, но вместе с тем опасная, легко поддающаяся любому влиянию. В массовом количестве авторитарные личности появились в Германии после Первой мировой войны. Они послужили одной из причин победы фашизма. Выступая проводником тоталитарного режима, авторитарная личность представляет реальную угрозу демократии. Впитав в себя, подобно губке, агрессию, идущую от семьи и государства, она выплескивает ее затем на окружающих. Но Э. Фромм пошел дальше, считая, что авторитарная личность — универсально-исторический типаж, присущий многим культурам и разным историческим эпохам, в том числе он свойствен современному «среднему классу», характерными чертами которого выступают «любовь к сильному и ненависть к слабому, ограниченность, враждебность, скупость — в чувствах, как и в деньгах, — и особенно аскетизм. Эти люди отличаются узостью взглядов, подозрительностью, ненавистью к незнакомцу, а знакомый всегда вызывал у них завистливое любопытство, причем зависть у них всегда рационализировалась как презрительное негодование; вся их жизнь была основана на скудости — не только в экономическом, но и в психологическом смысле». В конце 1980-х гг. советские и американские ученые провели сравнительное исследование в США и СССР и установили, что степень авторитарности у нашей молодежи ниже, чем у американской42. В конце 90-х гг. исследование было повторено Н.А. Дьяконовой и В.В. Юртайкиным. Получены такие же результаты: наша молодежь оказалась менее авторитарной, чем 42 Абалакина М.А., Агеев B.C., Макфарланд С. Авторитарная личность в США и СССР // Человек. 1990. №6. С. 110-118. американская. Степень авторитарности определялась тем, насколько люди привержены тем ценностям, которые им навязывает правительство, насколько они самостоятельны или несамостоятельны в выборе собственных взглядов. Удивительно еще и то, что в советский (конец 80-х гг.) и в постсоветский (конец 90-х гг.) периоды правительство навязывало обществу со вершенно разные ценности: в первым случае — коммунистические тоталитарные, а во втором — антикоммунистические, т.е. ценности западного демократического общества. А итог всякий раз оказывался одинаковым. Удивительно еще и то, что на Западе распространен миф о том, что самой авторитарной является как раз советская молодежь. Некоторые идеологи объясняли это особенностями воспитания детей в нашей стране: мол, советские мамаши слишком туго пеленают своих чад и тем самым с детства приучают подчиняться жесткому режиму власти. Но, как видим, ничего подобного в реальности не происходило. РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР43 Этнос, народ, нация — это коллективный портрет человека. В каждом его представителе мы без труда узнаем типичные черты своей нации. Русский везде остается русским — в любую эпоху и в любой стране. Причем буквально любой представитель русского народа, несмотря на свои индивидуальные черты, личностную особенность, остается типичным представителем своего народа. Можно сказать даже сильнее: народ (нация, этнос) — это то, в чем тонет и растворяется индивид. Он незаметен в толпе и неизвестен в нации. А потому нация — это собирательный образ человека как ее представителя. О представителе нации под таким углом зрения социолог может говорить исключительно как о существе коллективном. Разумеется, у коллективного существа должны быть коллективными привычки и характер. Так оно и есть, только называются они иначе, а именно национальный характер и национальные традиции. Что такое национальный характер? Существует ли он вообще? Насколько правомерно обобщение типичных черт в масштабе целого народа, когда хорошо известно, что все люди — разные? Английская пословица на эту тему гласит: It takes all sorts to make a world [Мир составляют люди разного сорта]. Можно ли сказать, что It takes one sort to make a nation, т.е. что народ составляют люди одного сорта? Или под национальным характером подразумевается стереотипный набор качеств, приписанных одному народу другими, часто не вполне дружественными? Национальный характер — совокупность черт, присущих большинству членов данного общества или культуры, разделяемые большинством людей мотивы и взгляды на мир. Некоторые исследователи отталкиваются от по- Материал подготовлен при авторском участии Н.А. Моисеевой и В.И. Сороковиковой. нимания «национального характера» как системы установок, ценностей и верований, которые приняты среди членов данного общества. Очень хорошо об этом сказал Э.Дюркгейм: «В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и характеризующие нас, между тем как состояния, обнимаемые вторым, общи всей группе. Первое представляет и устанавливает только нашу индивидуальную личность, второе представляет коллективный тип и, следовательно, общество, без которого он не существовал бы... Но эти два сознания, хотя и различные, связаны друг с другом, имея для обоих себя только один-единственный субстрат. Они, следовательно, солидарны. Отсюда возникает своеобразная солидарность, которая, возникнув из сходств, связывает индивида прямо с обществом»44. Это «общество внутри нас», существующее в виде однотипных для людей одной и той же культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний, и есть наш национальный характер. Он есть часть нашей личности. В любом обществе члены одной этнической группы в силу общего происхождения, разделяют некоторые убеждения, имеют общую систему ценностей, привычки и нормы. И благодаря своим культурным особенностям они противопоставляют себя членам других этнических групп. Это различие может возрастать в зависимости от языка, религии, исторического опыта, географической изоляции, родства или принадлежности к какой-либо расе. Признаками этнической группы могут являться: коллективное имя, вера в общее происхождение, чувство солидарности и привязанность к определенной территории, которая принадлежит или не принадлежит данной группе. Термин этнос1* означает несколько явлений одновременно: а) отождествление с конкретной этнической группой; б) чувство принадлежности к ней; в) отделение от других групп (противопоставление другим группам). Чувство принадлежности к этносу и связанное с ним поведение меняют свою валентность (интенсивность) в пределах этнических групп, стран и эпох. Изменения, в значительной степени связанные с этнической идентичностью, могут отражать политические изменения (конец СССР — усиление 44 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: этюд об организации высших обществ. Одесса. 45 Клейн Л.С. Феномен советской археологии. СПб., 1993. С. 66-68. 46 В советской обществоведческой литературе долгое время вообще не употреблялось понятие «эт этнического чувства, повышение этнического сознания) или индивидуальные изменения в жизни людей (молодые люди стремятся избавиться от этнического прошлого, а пожилые люди требуют возвращения к нему). Уже в «Истории» Геродота (V в. до н.э.) была предпринята попытка выделить типичные групповые черты азиатов и греков. Различия между народами, наличие у каждого из них своего особенного характера подчеркивают в сочинениях Платон и Аристотель. Культурные различия, особенности образа жизни разных народов, непривычные экзотические традиции других племен вдохновляли философов, путешественников, купцов и миссионеров к созданию литературы, которую ныне считают предшественницей этнографии. Еще в древности национальный характер пытались свести к совокупности нравов данного народа. О том, что нравы различных народов своеобразно преломляются в их политической жизни и способе правления, было известно еще древним. Геродот, Тацит, Полибий, Цезарь Светоний Транквилл оставили потомкам яркие зарисовки социально-политической организации персов, скифов, германцев, галлов, римлян, других современных им этносов и племен, а также их поведения в различных ситуациях, связанных с борьбой за власть. В середине XVIII в. в европейской истории народы начинают трактоваться как своего рода коллективные личности, наделенные индивидуальными «характерами» (Вико, Монтескье, Конди-льяк, Гердер и др.). Несколько позже романтики, а вслед за ними Гегель, развивают учение о «духе народа», понимаемом как заданная свыше форма отношения к миру и соответствующая этому программа его исторической самореализации. Ж.Ж. Руссо считал, что у каждого народа обязательно есть или, по крайней мере, должен быть свой национальный характер. И. Гердер (1744—1803) примерно в то же время ввел понятие «народный дух». Рассматривая народ как «корпоративную личность», он полагал, что основу ее образует народный дух, определяющий культуру народа и находящий выражение в его языке, обычаях, традициях и ценностях. «Каждый народ — есть народ: он имеет свой национальный склад и свой язык». Он считал необходимым изучать «общую физиогномику народов по их языку». В первой половине XIX в. идея национального духа захватила всю Европу: ею увлекались немецкие романтики и русские славянофилы. Во второй половине XIX в. получают популярность расовые концепции национального характера, интерпретирующие его как совокупность врожденных расовых способностей и дарований (прежде всего, арийский миф в Германии). В России в конце века обретает популярность религиозно-мистическое толкование «русской души». Идея национального характера становится предметом научных изысканий и толкований в социологии, истории и социальной психологии. Так, в 1860 г. X. Штейнталь и М. Лацарус провозгласили создание новой науки — «психологии народов». Основным предметом интереса Штейнталя47 был язык как проявление психологии народа и «народного духа», что делало его фактическим основоположником этнопсихологии, а в известной степени Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения // Звегин-Чев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. Ч. 1. М., 1964. и этнолингвистики. Мориц Лацарус (1824—1903) — немецкий философ, психолог, один из основателей психологии народов, вместе с Г. Штейнта-лем основал журнал Zeitschrift/ы Volkerpsychologie und Sprachwissenschaft. Основываясь на атомизме И. Гербарта, развивал представления о том, что индивидуальные души объединяются в общества, которые могут быть охарактеризованы особой спецификой народного духа. Первым научным произведением по этнопсихологии стала изданная в 1859 г. книга немецких ученых, филолога X. Штейнталя и философа М. Ла-царуса, «Мысли о народной психологии». Народная психология представлялась авторам состоящей из двух частей: абстрактной — отвечающей на вопросы, что такое народный дух, из каких элементов он складывается, каковы присущие ему особенности, и прагматической — изучающей конкретные народы. Народный дух нахо дит свое проявление в языке, нравах, учреждениях и др. В целом психология народов пользовалась преимущественно описательными характеристиками. Она выявляла национальные особенности мировосприятия, мироощущения и мышления, показывала их связь с языком, а также с условиями формирования данного народа и его историческим развитием, но не объясняла собственно психологических механизмов реализации этой связи. Поэтому она должна была уступить место другим теориям. В 1920—1930 гг. под влиянием таких ученых, как Ф. Боас, Э. Сепир и Б. Малиновский, идея национальных характеров начинает занимать умы антропологов. Они считали, что сохранение культуры происходит благодаря интернализации индивидом культурных норм своего народа, племени, этнической общности. В разных концах Земли они проводили полевые исследования, описывающие то, каким образом в поведении индивида отражаются культурные нормы. Так, К. Дюбуа в 1938—1939 гг. провела комплексное исследование на о-ве Алор (Индонезия). Особенно интенсивно в эти годы исследовались индейские культуры Северной Америки. М. Мид обследовала культуры Южных морей (1939), Бали (1942), Америки (1940, 1942), России (1950). Одно из исследований, проведенное ею совместно с Бейт-соном, — «Балийский характер» (1942) — стало классическим образцом использования в изучении национального характера фотографий и видеофильмов. Э. Эриксон (1950) исследовал влияние воспитания на формирующуюся структуру личности в индейских племенах сиу и юрок; особое внимание было обращено на то, как различные представления и идеалы образуют «единый жизненный проект». Кроме того, им был предпринят анализ «модальной личности» германского нацизма:выявлено характерное для населения Германии восприятие власти как юного и агрессивного старшего брата, восставшего против родительского авторитета (авторитарная установка). Сегодня социологи, политологи и общественные деятели много говорят и пишут о русской идее, специфике русского менталитета, особенностях русского национального характера. С особой тревогой они говорят о «беспочвенности сознания и мышления». В свое время понятие национального характера Л.Н. Гумилев объявил мифом, а П.Н. Милюков подчеркивал ненаучность данной категории48. Правда, задолго до них И. Канту казалось, что Россия не проявила себя настолько, чтобы можно было делать выводы о ее национальном характере. Но так ли это с точки зрения социологии? Попробуем разобраться. Проблема русского национального характера всегда вызывала глубокий интерес в среде философов, ученых и исследователей. В России работы, посвященные этому феномену, появились в 40-х гг. XIX в. В рамках философского подхода феномен национально-этнического сознания (прежде всего русского) интересовал многих русских мыслителей: П. Чаадаева, В. Розанова, П. Милюкова, С. Булгакова, С. Франка, Г. Шпета, Н. Бердяева, Л. Карсавина и др. Несколько иной ракурс исследования национально-этнического сознания и национального характера был выбран представителями филологической науки и лингвистики. Здесь следует упомянуть работы А. Потебни, A. Афанасьева, Ф. Буслаева, И. Мюллера, Н. Косымова, Н. Колтогорова, B. Шевырева, С. Широкогорова и ряда других авторов. Их интересовало, Третье направление исследования национально-этнического сознания и русского национального характера было представлено социально-психологическими разработками И. Бодуэна-де-Куртене, М. Ковалевского, Н. Данилевского, М. Михайловского, Н. Овсянико-Куликовского, Б. Лаврова, Н. Кареева, В. Бехтерева и многих других. Эта область научной мысли, во многом спекулятивно-умозрительная, особенно интенсивно развивалась в конце XIX — начале XX в. либо под влиянием, либо в полемике с западноевропейскими этнопсихологическими концепциями, такими, как «психология народов» В. Бунда, концепция «коллективных представлений» Э. Дюркгейма, концепция архаического мышления Л. Леви-Брюля. Русский национальный характер исследовали Б.П. Вышеславцев, Г.Д. Га-чев, Д.С. Лихачев, К. Касьянова, В.В. Розанов, немецкий — Э. Фромм, К. Абрахам, А. Дандес, Р. Груссе, Н.Г. Козин, Е. Коппер, Т. Манн, Л. Снай-дер, Р.Г. Уайт. В художественных образах черты русского национального характера воплотили Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А. Веселый, Л. Чуковская. 48 Говоря о русском национальном характере, П.Н. Милюков еще на рубеже XIX—XX вв. указывал, что попытки связать его с передаваемыми по наследству «природными» личностными качествами русских людей опираются на «недоразумения и предрассудки, теоретическое обоснование которых давным-давно сдано в архив». Он подчеркивал, что «объяснять особенности духовной жизни России из особенного склада народного духа, из русского национального характера... — это значит объяснять одно неизвестное посредством другого, еще более неизвестного. Национальный характер сам есть последствие исторической жизни и только уже в сложившемся виде может служить для объяснения ее особенностей. Таким образом, прежде чем объяснять историю русской культуры народным характером, нужно объяснить самый народный характер историей культуры. Притом же, само определение того, что надо считать русским народным характером, до сих пор остается спорным. Если исключить из этого определения, во-первых, общечеловеческие черты, монополизированные национальным самолюбием, во-вторых, те черты, которые принадлежат не нации вообще, а только известной ступени ее развития, в-третьих, наконец, все те, которые придала народному характеру любовь или ненависть, или вообще фантазия писателей, трактовавших об этом предмете, — то специфических и общепринятых черт останется очень немного в обычном изображении русского характера». (Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992. С. 37-38.) В 70-х гг. XX в. в результате дискуссии по проблемам специфики национального самосознания были уточнены многие важные понятия, прежде всего «психический склад нации», «национальный характер», «национальный темперамент»49. Их анализ проходил, в том числе, в рамках соотношения социального и биологического в национальном характере. По этому вопросу тогда высказывались две точки зрения: согласно первой «национальный характер не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания»50; согласно второй «основу национального характера составляют психофизиологические особенности нации... обусловленные ее генофондом»51. Правомерность той или иной точки зрения можно лишь утверждать, ссылаясь на выводы авторов о существовании «некоего ядра», «психофизической константы». Приведем высказывания по этому поводу современных ученых: «...менталитет человека характеризуется целостностью, наличием определенного качественного ядра»52; «...с течением времени и народы, и национальные характеры меняются, как с возрастом — люди, при этом сохраняя неизменным свое ядро»53. На наш взгляд, этим «неизменным ядром» в национальном характере служат глубинные слои психики, характерные для данного этноса, и являющиеся не чем иным, как константной основой национального характера. «В основе национального характера лежат привычные нормы взаимодействия людей, обусловленные типом общества, в котором живет нация. Тогда национальный характер предстает как социальное явление»54. Следует согласиться с позицией П.И. Смирнова, что «национальный характер есть комбинация природного и социального начал»55. Многие исследователи придерживаются той точки зрения, что национальный характер способен изменяться по мере развития общества. Но в какой мере характер подвержен изменениям и насколько устойчиво этническое «ядро» национального характера, предстоит еще ответить. Следует отметить, что понятие «русский национальный характер» некоторые авторы отождествляют с понятием «русский менталитет» и понимают либо как присущий представителям данной нации набор основных личностных черт (концепция модальной личности), либо как систему существующих в этносе представлений: установок, верований, ценностей, умонастроений (концепция социальной личности). На наш взгляд, менталитет и характер, несмотря на их похожесть, не являются синонимами. Отличие менталитета от национального характера в том, что последний, являясь составной частью ментальное™, включает общие психофизиологические черты жизнедеятельности (определяемые принятой нацией сис-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |