КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительное чтение 3 страница
Эриксон, осознавая, что тугое пеленание является почти универсальным в мировых культурах обычаем, утверждает, что он «получил усиление» именно в России из-за синхронизации особенностей ранней социализации детей с другими элементами русской культуры. В русской культуре он выделяет несколько паттернов, имеющих одинаковую форму, — чередования полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки. Так, на формирование личности русского человека, по его мнению, оказал влияние ритм крестьянской жизни в холодном климате — смена относительной бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и «периодическое освобождение... после весенней оттепели»74. Было много исследований русского национального характера, выходящих за рамки так называемого «пеленочного» комплекса. Результаты клинических интервью и психологического тестирования привели к созданию «модальной личности» великоросса. По мнению американских антропологов, это «теплая, человечная, очень зависимая, стремящаяся к социальному присоединению, лабильная (эмоционально нестабильная), сильная, но недисциплинированная личность, нуждающаяся в подчинении властному авторитету»75. Так ли это, покажут дальнейшие исследования. Обобщая сказанное, дадим определение русского национального характера: это устойчивая составляющая часть русской национальной психологии, которая представляет собой совокупность доминирующих черт и свойств в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении. Эти черты и свойства степенью выраженности, различным сочетанием, формами проявления определяют своеобразие русского национального характера. Таким образом, при всех спорах о сущности национального характера ясно одно, что, во-первых, он существует, более того, составляет стержень национального самосознания, во-вторых, наследуется (в некоторой степени) от предков и «приобретается в процессе воспитания»76, и в-третьих, национальный характер значительно явственнее проявляется в групповых действиях, особенно в процессе межэтнического взаимодействия. 73 GorerG., Rickman J. The people of Great Russia: a Psychological Study. L.: The Gresset Press, 1949. P. 8. 74 GorerG., Rickman J. Op. cit. P. 543. 75 Цит. по: Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Изд. Дом «Ключ-С». 76 Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (Социологический очерк). М.: АОЗТ «Меха В связи с этим возникает вопрос: каждый ли человек, принадлежащий к данному народу, может считаться обладателем типичного национального характера? Пожалуй, умозрительные теории здесь мало чем помогут. В этом смысле теория «базовой» или «модальной» личности, разработанная западными культурными антропологами, представляется вполне правомерной, поскольку они привязаны к социологическим исследованиям, оперирующим обширной фактологией. Итак, если исходить из понимания национального характера как набора сложных динамически взаимосвязанных элементов личности, то термин «национальный характер» совпадает с понятием «базовая личность» (основная структура личности). Этнопсихология изучает национальный характер, прежде всего определившись с понятиями «модальная личность» и «базисная личность». В 40—50-е гг. Р. Линтон, исходя из того, что в сложных обществах структуры личности не представляют собой нечто неизменное, предложил использовать вместо национального характера наряду с модальной личностью также понятие «статусная личность», обозначающее личностные паттерны, статистически доминирующие в той или иной статусной группе. С ним тесно связано другое понятие — социальный характер. Его предложил в 40-е гг. Э. Фромм. Концепции социального характера наряду с Э. Фроммом придерживался известный американский социолог Дэвид Рисмен. Оба они рассматривали национальный (или групповой) характер как нечто исторически изменчивое. В работе «Одинокая толпа. Исследование американского характера» Д. Рисмен77 описывает три основных типа характеров, соответствующих трем типам общественного устройства: «традиционно-ориентированная» личность, «изнутри-ориентированная» и «извне-ориентированная». В XIX в. преобладающим типом социального характера в США была личность, «ориентируемая изнутри» (inner-directed). Содержанием ее стремлений могли быть и жажда обогащения, и желание сделать карьеру, и религиозный аскетизм, но она характеризовалась устойчивостью жизненных ориентации и целеустремленностью. В современной Америке, по Рисмену, преобладает другой тип человека — личность, «ориентирующаяся на других» (other-directed), которая не имеет устойчивых жизненных целей и идеалов, стремится прежде всего к «гармонии» с окружающими и старается любой ценой быть похожей на других. Этот человек — конформист, настолько поддающийся внешним влияниям, что не только окружающие, но и сам он не знает, в чем же в конце концов состоит его подлинное «Я». Если психологический механизм личности, «ориентируемой изнутри», можно сравнить с гироскопом, то личность, «ориентирующаяся на других», как бы имеет внутри радар, чутко реагирующий на любые внешние сигналы. Основную задачу современного общества он усматривает в выработке «автономного» социального характера, способствующего формированию самостоятельной, независимой и активной личности78. 77 Riesman D. et al. The Lonely Crowd. N.Y., 1955. 78 Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 3, 5. В классификации социального характера в современной России (Б.С. Братусь) выделяются типы «советского человека» и «новых русских». Типологические особенности характера советского человека исследовали Р. Бистрицкас, Л.Я. Гозман, Т.И. Заславская, Р. Кочюнас, Ю.А. Левада. Особенности «новых русских» рассматривали В.Н. Кузнецов, В.Е. Потапов, С.А. Ушакин, Л.Г. Бледнова, В.Э. Червяков, В.А. Чередниченко, В.Д. Шапиро, М.О. Шкаратан, A.M. Эткинд. В работах М.Н. Губогло, И.А. Ильина, Л.Г. Ионина, В.И. Рукавишникова, В.А. Ядова делались попытки увязать социальный характер с особенностями стратификационной системы российского общества. Согласно Э. Фромму, «социальный характер» — это явление, присущее самым широким слоям населения, в первую очередь среднему классу и мелкой буржуазии. «Социальный характер» создается системой образования, религией, одобренными институтами культуры и воспитанием в семье. В «Бегстве от свободы»79 Фромм проанализировал особенности социального характера европейцев, формировавшегося под влиянием социально-экономических перемен эпохи классического капитализма: у испуганного, оторванного от корней изолированного индивида возник новый склад характера, ставший своего рода реакцией на новые вызовы и угрозы. Ядро социального характера, воспитанного трудовой этикой протестантизма, составляли: стремление к труду, страсть к бережливости, готовность быть орудием для достижения целей какой-то внешней силы, аскетизм, всепоглощающее чувство долга. По Фромму получается, что различным обществам, различным классам внутри общества присущ свой «социальный характер». Он определяет социальный характер как «ядро структуры характера, которая разделяется большинством членов данной культуры». Ядро нации выражают не обычные граждане и уж тем более не андеркласс, а лучшие ее представители. Эти идеи восходят к работам А. Фулье80, который связывал формирование национального менталитета с общением. Именно в процессе общения, осуществляемом на базе национального языка, вырабатывается единый способ чувствовать, думать и желать, отличный от присущего психике отдельных членов общества или их арифметической сумме. Стало быть, национальный ум как таковой нельзя реконструировать путем простого наложения множества отдельно взятых индивидуальных умов. Дело здесь не просто в каких-то повторяющихся или широко распространенных чертах, а в том, что национальный ум действует на индивидуальные умы как причина на следствие. Можно даже говорить об определенном давлении, которое он способен оказывать на психологию отдельных индивидов81. Кроме того, национальный ум шире, чем совокупное сознание ныне живущих представителей данного народа; он включает в себя и мышление прошлых поколений, действующее в веках через запечатленные в культуре идеи, чувства, нормы, эталоны и т.д. Поэтому о нации нельзя составить 79 Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. 80 Фулье Альфред (1838-1912) — французский философ, объединявший идеи волюнтаризма с прин 81 См.: Андреев А.Л. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. правильного и полного представления, изучая ее лишь в наличном на данный момент составе. «На индивиде и его отношениях к согражданам, — писал Фулье, — тяготеет вся история его страны»82. Это отличает национальную общность от толпы, объединенной только эмоциональным резонансом непосредственно соприкасающихся друг с другом людей. В среде нации взаимодействие осуществляется сложнее и не носит столь мимолетного характера. Фулье считал, что для того чтобы понять народ, необходимо и достаточно понять мировоззрение его элиты, поскольку оно связано с мировоззрением всего народа, но выражается в наиболее ясной форме. Это ему принадлежит афоризм: «Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых». Правда, еще тогда некоторые авторы сомневались в том, что «гении нации», являвшиеся самовыражением элиты, репрезентируют всю совокупность членов нации. В своей монографии, озаглавленной «Современные нации»83, Ф. Знанецкий выдвигает идею о том, что нация создается группой интеллектуалов данного этноса, своего рода умственной аристократией данной эпохи, которая и вырабатывает комплекс культурных ценностей, долженствующий лечь в основание кристаллизующейся национальной культуры. Основываясь на этой традиции, многие публицисты описывали русскую душу, опираясь, в частности, на романы Достоевского, Толстого, Гончарова. Известно, что перед тем как напасть на Россию, фашистская Германия тщательно собирала информацию о России и русских. Ценным источником послужила русская художественная литература. Из нее немецкие эксперты почерпнули сведения о русском национальном характере. Россию посчитали «колоссом на глиняных ногах», страной, населенной метущимися, рефлексирующими «мягкотелыми» интеллигентами: безуховыми, Нехлюдовыми, мышкиными, раскольниковыми, дядями ванями, Ивановыми. И что вышло: фашисты проиграли им по всем статьям. Разгадать «загадочную русскую душу» пыталось не одно поколение русских и иностранцев, выдумывая для нее все новые и новые алхимические формулы. «В русском человеке сочетаются Петр Великий, князь Мышкин и Хлестаков», — утверждает англичанин Бэринг. А один из отечественных авторов находит другой образ — братьев Карамазовых: «Бескорыстие любви Алеши, неудержимость национального порыва Дмитрия, до конца идущая рефлексия Ивана, подлая маргинальность Смердякова». Художественная литература, оказывается, не репрезентировала национальный характер. И.Л. Солоневич, знавший об этом факте, назвал ее «кривым зеркалом народной души». Он писал: «Литература есть всегда кривое зеркало жизни. Но в русском примере эта кривизна переходит уже в какое-то четвертое измерение. Из русской реальности наша литература не отразила почти 82 Фулье А. Психология французского народа // Революционный невроз. М., 1998. С. 16. 83 Znaniecki F. Modern nationalities. A sociological study. Urbana, 1952. P. 4. ничего... Русская литература отразила много слабостей России и не отразила ни одной из ее сильных сторон. Да и слабости-то были выдуманные»84. В 1920-х гг. загадку русского характера пытался разгадать Б.П. Вышеславцев. Материалом для него послужили народные сказки. Правда, они способны выявить не столько нравственный уклад, сколько скрытую под внешним слоем структуру коллективного бессознательного — страхи и мечты русского народа. Сказка раскрывает все, что тщательно скрыто в жизни. Именно сказка показывает нам, чего русский народ боится: он боится бедности, еще более боится труда, но всего более боится «горя», которое как-то страшно является к нему, как будто по его собственному приглашению, привязывается к нему и не отстает. «Замечательно тоже, что "горе" здесь сидит в самом человеке: это не внешняя судьба греков, покоящаяся на незнании, на заблуждении, это собственная воля, или скорее какое-то собственное безволие»85. Но есть еще один страх в сказках русского народа, страх более возвышенный, чем страх лишений, труда и даже «горя», — это страх разбитой мечты, страх падения с небес. Сказки обнажают онтологию русской мечты. Мы найдем в них и самые заветные мечты русского идеализма, и самый низменный житейский «экономический материализм». Б.П. Вышеславцев полагает, что русский народ давно уже грезит о «новом царстве», где распределение продуктов построено по принципу «каждому по потребностям», где можно наесться и напиться вдоволь, не прилагая усилий, где стоит «бык печеный», где молочные реки и кисельные берега. Такова известная сказка о лентяе Емеле. Сказки беспощадны: они разоблачают все, что живет в подсознательной душе народа, притом в душе собирательной, охватывающей и лучших, и худших его сынов. Сведения о национальном характере можно почерпнуть не только из научных монографий или народных сказок, как это делал в свое время Б.П. Вышеславцев, но также из более приземленных жанров, а именно повседневных стереотипов и массовых анекдотов. Наиболее популярным источником стереотипных представлений о национальных характерах, по мнению С.Г. Тер-Минасовой86, являются так называемые международные анекдоты, т.е. анекдоты, построенные на шаблонном сюжете: представители разных национальностей, попав в одну и ту же ситуацию, реагируют на нее по-разному, в соответствии с теми чертами их национального характера, которые приписывают им на родине анекдота. Так, в русских анекдотах англичане обычно подчеркнуто пунктуальны, немногословны, прагматичны, сдержанны, любят сигары, виски, конный спорт и т.п. Немцы практичны, дисциплинированны, организованны, помешаны на порядке и потому ограниченны. Французы — легкомысленные гуляки, эпикурейцы, думающие только о женщинах, вине и гастрономических удовольствиях. Американцы богатые, щедрые, самоуверенные, прагматичные, знамениты хорошими дорогими машинами. Русские — бесшабашные рубахи-парни, неприхотливые, алкоголики, драчуны, открытые, неотесанные, любят водку и драки. В русских международных анекдотах все они ведут себя соответственно этим стереотипам. В английских анекдотах высмеиваются жадные шотландцы и пьяницы-ирландцы. 84 См.: Солоневич И.Л. Народная монархия. М.: Издательская и рекламно-информационная фирма 85 Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6. С. 113. 86 Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. М.: Слово/Slovo, 2000. другим источником можно считать национальную классическую художественную литературу. Удивительно, но один и тот же народ в анекдотах и в художественной литературе, по наблюдениям С.Г. Тер-Минасовой, предстает в противоположном свете. Так, легкомысленные французы, думающие о вине и женщинах, представлены в произведениях Стендаля, Бальзака, Гюго, Мериме, Мопассана или Золя людьми думающими над сложными человеческими проблемами, сочувствующими и страдающими. Напротив, чопорные и сдержанные англичане, изображаемые в анекдотах, создали блестящую юмористическую, полную иронии и сарказма, литературу Джонатана Свифта, Бернарда Шоу, Оскара Уайльда, Диккенса, Теккерея, Шек спира. Наконец, анекдотические хулиганы и алкоголики — русские — внесли в сокровищницу мировой литературы драгоценный вклад: произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Чехова, Достоевского. Герои этих произведений — интеллигенты с их глубокими философскими исканиями и тонкими душевными переживаниями. Неоценимый вклад в изучение русского национального характера также внесла книга русского философа Н.О. Лосского (1870—1965) «Характер русского народа». Это собственные размышления и выводы, а также последовательная и скрупулезная проработка трудов своих предшественников и современников по данному вопросу. В своей работе Лосский имеет в виду «душу отдельных русских людей, а не душу русской нации, как целого, так как... характер души общественного целого может иногда или в некоторых отношениях глубоко отличаться от характера людей, входящих в него»87. В книге приведены следующие его черты и особенности: Религиозность. Основной и наиболее глубокой чертой русского народа Н. Лосский считает его религиозность и связанное с ней искание абсолютной правды. «Иностранцы, внимательно наблюдавшие русскую жизнь, в большинстве случаев отмечают выдающуюся религиозность русского народа... Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея — христианская идея; на первом плане в ней — любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности...»88 Нравственность. Русский человек, по его мнению, обладает чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенства всех наших поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенного добра. Сопереживание. Русский человек умеет быть не только гостеприимным, но он сопереживает чужому горю как своему собственному. «В России нет чрезмерной замены индивидуальных отношений социальными, нет личного и семейного изоляционизма. Поэтому даже иностранец, попав в Россию, чувствует: "Здесь я не одинок"... Пожалуй, именно эти свойства есть главный источник признания обаятельности русского народа, столь часто высказываемого иностранцами, хорошо знающими Россию»89. Лосский Н. О. О русском характере. М., 1990. С. 2. Лосский Н.О. Характер русского народа // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 41. 89 Там же. С. 42. Искания. Русскому человеку свойственно «религиозно-эмоциональное» осмысление жизни. Этот интерес неминуемо ведет к философствованию и попыткам выстроить целостное мировоззрение. Такая черта русского национального характера, как искание смысла жизни и основ бытия, превосходно изображена в русской литературе, в частности, в произведениях Толстова, Достоевского и др. Обломов, пролежавший всю жизнь на диване в обдумывании смысла жизни, — крайний случай нравственных исканий. Русский человек вначале найдет смысл жизни, а потом уже станет работать. Поскольку проблема эта сложная, то поисками смысла он занимается всю жизнь. Воля. К числу первостепенных качеств народа, как считает Н. Лосский. относится могучая сила воли. Страсть есть сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленных на любимую или ненавидимую ценность. Интересующему русского человека делу он отдается со всей страстью души. Оборотная сторона — максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость, равно как и быстрое охлаждение к делу. Пример — массовые случаи самосожжения тысяч старообрядцев. Свободолюбие. Из религиозности, искания нравственного абсолюта и силы воли проистекает любовь к свободе, высшим выражением которой является свобода духа. Оборотная сторона свободолюбия — склонность к анархии и отчуждение от государства. Одна из причин, по убеждению Н. Лосского, почему в России выработалась абсолютная монархия, иногда граничащая с деспотизмом, заключается в том, что трудно управлять народом с анархическими наклонностями. Такой народ предъявляет чрезмерные требования к государству. Доброта. Она выражается в отсутствии злопамятности. Говорят иногда, что у русского народа — женственная природа. Это, по мнению Н. Лосского, неверно, он, в отличие от Бердяева, придерживается иной точки зрения: русский народ, пишет он, особенно великоросская ветвь его, народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей сте пени мужественен; но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. Открытость. «Жизнь по сердцу» создает открытость души русского человека и легкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, без показушной вежливости, но с тем достоинством, которое вытекает из естественной деликатности90. Проблема русского национального характера нашла всестороннее освещение в таких произведениях Н.А. Бердяева (1874—1948), как «Судьба Рос- 90 Лумпова СМ. Н.О. Лосский о русском характере // Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2002. Вып. 5. сии», «Духи русской революции», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Самопознание», «Душа России» и др. Первое, что отмечает наблюдательный философ, — крайности национального характера. Русский народ, считает он, в высшей степени поляризованный народ. В нем совмещаются противоположности, которые у других народов в таком единстве отсутствуют. Русским народом «можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть». Но и такого простора нет ни у одного народа. По мнению Н. Бердяева, в национальном характера запечатлелась национальная география, поскольку существует «соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине». Бердяев отмечал влияние русского национального характера на судьбы России. Так, например: «Русский народ — самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю». И в то же время: «Россия — самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики». Далее: «Россия — самая не шовинистическая страна в мире....В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность...» И одновременно: «Россия... страна невиданных эксцессов, национализма, угнетения подвластных национальностей, русификации... Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение». С одной стороны, «русская душа сго- рает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды... Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира...» С другой стороны, «Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива... так покорно мирится со своей жизнью». Двойственность русской души ведет к тому, что Россия живет «неорганической жизнью»; в ней отсутствует целостность и единство91. По замечанию Н. Бердяева, у русских «все приобретает религиозный характер, они плохо понимают относительное». Отсюда и характер религиозности — его соборность: «Русская религиозность носит соборный характер. Христиане Запада не знают такой коммюнотарности, которая свойственна русским». Стремление к «ангельской святости», к добру парадоксальным образом сочетается на Руси со «звериной низостью» и мошенничеством. Искренняя жажда божественной правды сосуществует с «бытовым и внешнеобрядовым пониманием христианства», далеким от подлинной религиозной веры. Особенности и противоречия русского характера в конечном счете Бердяев видел в отсутствии правильного соотношения «мужественного» и «женственного» начал в нем. Именно уравновешенность «мужественности» и «женственности» присуща зрелому национальному характеру. Русская «национальная плоть» оказывается, по мнению Бердяева, женственной в своей пассивной восприимчивости к добру и злу. «Русской душе» не хватает мужественного закала, твердости духа, воли, самостоятельности. 91 Сикорскии Б.Ф. Н.А. Бердяев о роли национального характера в судьбах России // Социально-политический журнал. 1993. № 9—10. С. 103. Т. Адорно Авторитарная личность Авторитарный синдром. Он ближе всего подходит к общей картине лиц с высокими баллами, поскольку проявляется во всем нашем исследовании. Синдром следует «классической» психоаналитической картине, включающей садомазохистское разрешение Эдипова комплекса, и был показан Эрихом Фроммом под названием «садомазохистский» характер. Согласно теории Макса Хоркхайме-ра, в коллективной работе, где он писал социопсихологическую часть, внешнее социальное подавление сопутствует внутреннему подавлению импульсов. Чтобы достичь «интернализации» социального управления, которое никогда не дает личности столько, сколько требует, отношение последней к авторитету и его психологической силе, super-ego, приобретает иррациональный аспект. Субъект достигает собственной социальной приспособленности, только получая удовольствие от подчинения субординации. Это включает в игру импульсы садомазохистской структуры, равно как условие и результат социальной приспособленности. В обществе нашего типа садистские, так же как и мазохистские тенденции находят подкрепление в действительности. Картиной трансляции таких подкреплений в черты характера является особое разрешение Эдипова комплекса, определяющее формирование синдрома, о котором здесь идет речь. Любовь к матери в ее первичной форме подлежит строгому табу. Итоговая ненависть к отцу трансформируется формированием реакций в любовь. Эта трансформация ведет к особому виду super-ego. Трансформация ненависти в любовь — наиболее трудная задача, которую личность должна проделать на раннем этапе развития, никогда не завершается полностью успешно. В психодинамике «авторитарного характера» часть предыдущей агрессивности впитывается и превращается в мазохизм, в то время как другая часть соотнесена с садизмом, который ищет выхода в том, с чем субъект себя не идентифицирует, т.е. во внешних группах. Еврей часто становится заменителем ненавидимого отца, приобретая на уровне фантазии те же самые черты, которые были отвратительны для субъекта в отце, такие, как практичность, холодность, доминирование, даже сексуальное соперничество. Эта двоякость всепрони-кающа, причем явственно сопровождается слепой верой в авторитет и готовностью атаковать тех, кто проявляет слабость и социально подходит в качестве «жертвы». Стереотипы в этом синдроме не только служат средствам социальной идентификации, но и выполняют истинно «экономическую» функцию в собственной психологии субъекта: они помогают направить энергию либидо в соответствии с требованиями слишком строгого super-ego. Таким образом, сами стереотипы могут быть крайне либидизированными и играть большую роль во внутреннем устройстве субъекта. Он воссоздает глубоко «принудительные» черты характера, частично с помощью регресса к анально-садистской фазе развития. Социологически такой синдром особенно характерен для средних классов Европы. В этой стране (США. — А.Д.) мы можем ожидать его среди людей, чей действительный статус отличается от того, которого они домогаются... Бунтовщик и психопат. Разрешение Эдипова комплекса, характерное для «авторитарного» синдрома, — не единственная составляющая типичной структуры для «высокобалльных» лиц. Вместо идентификации с родительским авторитетом может появляться «бунт». Это, конечно, в определенных случаях ликвидирует садомазохистские тенденции. Однако бунт может проявиться таким образом, что авторитарная структура личности в целом не будет затронута. Так, ненавистный родительский авторитет может исчезнуть лишь для того, чтобы уступить место другому авторитету, — процесс облегчается «воплощенной» структурой super-ego, совпадающей с всеобщей практикой лица с высокими баллами. Иначе мазохистский переход к авторитету может быть скрыт на подсознательном уровне, в то время как на демонстрационном имеет место сопротивление. Это может привести к иррациональной и слепой ненависти к любому авторитету, с мощным деструктивным дополнением, сопровождаемой тайной готовностью «сдаться» и подать руку «ненавистной» силе. На самом деле крайне сложно отличить такое отношение от действительно неавторитарного, и почти невозможно достичь такого отличия на чисто психологическом уровне: здесь, как и повсюду, принимается в расчет социополитическое поведение, определяющее, правда ли независима личность или просто замещает свою независимость негативным переносом. В последнем случае, когда он сочетается со стремлением к псевдореволюционным действиям против тех, кого индивид в конечном счете считает слабыми, получается «бунтовщик». Этот синдром играл большую роль в нацистской Германии: покойный капитан Рем, называвший себя государственным изменником в своей автобиографии, послужил отличным примером. Здесь мы, видимо, находим и «кондотьера», который был включен в типологию, разработанную Институтом социальных исследований в 1939 г., и который описывается следующим образом:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |