Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 19 страница




Academic Press.

Geen R. G., Thomas S. L. (1986). The immediate effects of media violence on behavior. Journal of

Social Issues, 42, 7-28.

Gerbner G., Gross L. (1976). The scary world of TV's heavy viewer. Psychology Today, April, 41-44, 89.

Gerbner G., Gross L, Morgan M., Signorielli N. (1980). The ≪mainstreaming≫ of American Violence:

Profile no. 11. Journal of Communications, 30 (3), 10-29.

Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. (1986). Living with television: The dynamics of

the cultivation process. In J. Bryant and D. Zillman (Eds.), Perspectives on media effects

(pp. 17-40). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Heath L. (1984). Impact of newspaper crime reports on fear of crime: Multi-methodological

investigation. Journal of Personality and Social Psychology, 47, 263-276.

Hicks D. (1968). Effects of co-observer's sanctions and adult presence on imitative aggression.

Child Development, 39, 303-309.

Huesmann L. R., Malamuth N. M. (1986). Media violence and antisocial behavior: An overview.

Journal of Social Issues, 42, 1-6.

Kaplan R. M., Atkins С J., Reinsch S. (1984). Specific efficacy expectations mediate exercise

compliance in patients with CAPD. Health Psychology, 3, 223-242.

Lau R. A. (1982). Origins of health locus of control beliefs. Journal of Personality and Social

Psychology, 42, 322-334.

Lefcourt H. M. (1982). Locus of control: Current theory and research (2nd ed.). Hillsdale, NJ:

Erlbaum.

Lefcourt H. M. (Ed.) (1984). Research with the locus of control construct: Extensions and limitations

(Vol. 3). New York: Academic Press.

Lefkowitz M. M., Eron L. D., Walder L. O., Huesmann L. R. (1977). Growing up to be violent. New

York: Pergamon Press.

LeyensJ., Camino L., Parke R., Berkowitz L. (1975). Effects of movie violence on aggression in a

field setting as a function of group dominance and cohesion. Journal of Personality and Social

Psychology, 32, 346-360.

Liebert R. M., SprafkinJ. (1988). The early window (3rd ed.). Elmsford, NY: Pergamon Press.

Mahoney M., Thoresen С (1974). Self-control: Power to the person. Monterey, CA: Brooks/

Cole.

Melamed B. G., Siegel L.J. (1975). Reduction of anxiety in children facing hospitalization and

surgery by use of filmed modeling. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 43, 511-521.

Melamed B. G., Weinstein D., Hawes R., Katin-Borland M. (1975). Reduction of fear-related dental

management problems using filmed modeling. Journal of American Dental Association, 90, 822-826.

Альберт Бандура и Джулиан Роттер •429

Mischel W., Peake P. К. (1982). Beyond deja vu in the search for cross-situational consistency.

Psychological Review, 89, 730-755.

National Institute of Mental Health (1982). Television and behavior: Ten years of scientific

progress and implications for the eighties (Vol. 1). Washington, DC: U.S. Department of

Health and Human Services.

NurnbergerJ. I., Zimmerman J. (1970). Applied analysis of human behavior: An alternative to

conventional motivational inferences and unconscious determination in therapeutic programming.

Behavior Therapy, 1, 59-69.

Parkes K. R. (1984). Locus of control, cognitive appraisal, and coping in stressful episodes. Journal

of Personality and Social Psychology, 46, 655-668.

Phares E.J. (1965). Internal-external control as a determinant of amount of social influence

exerted. Journal of Personality and Social Psychology, 2, 642-647.

Phares E.J. (1976). Locus of control in personality. Morristown, NJ: General Learning Press.

Phares E.J. (1978). Locus of control. In H. London and J. E. Exner, Jr. (Eds.). Dimensions of

personality (pp. 263-304). New York: Wiley.

Rotter J. B. (1954). Social learning and clinical psychology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Rotter J. B. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement.

Psychological Monographs, 80 (entire No. 609).

Rotter J. B. (1967). A new scale for the measurement of interpersonal trust. Journal of Personality, 35, 651-665.

Rotter J. (1975). Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus

external control of reinforcement. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 43, 56-67.

Rotter J. B. (1981). Social learning therapy. In N. T. Feather (Ed.). Expectations and actions:

Expectancy-value models in psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Rotter). B. (1982). The development and applications of social learning theory: Selected papers.

New York: Praeger.

Rotter J. В., Chance]. E., Phares E.J. (1972). Applications of social learning theory of personality.

New York: Holt, Rinehart and Winston.

Rotter J. В., Hochreich D.J. (1975). Personality. Glenview, IL: Scott, Foresman.

Sarason, I. G. (1975). Test anxiety and the self-disclosing coping method. Journal of Consulting

and Clinical Psychology, 43, 148-153.

Silverman R. E., ShraugerJ. S. (1970). Locus of control and correlates of attraction toward others. Paper

presented at the annual meeting of the Eastern Psychological Association, Atlantic City, NJ.

Singer J. L, Singer D. G. (1981). Television, imagination, and aggression: A study of preschoolers.

Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Skinner B. F. (1989). The origins of cognitive thought. American Psychologist, 44, 13-18.

Strickland В. R. (1977). Internal-external control of reinforcement. In T. Bass (Ed.). Personality

variables in social behavior. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Strickland B. R. (1978). Internal-external expectancies and health-related behaviors. Journal of

Consulting and Clinical Psychology, 46, 1192-1211.

Strickland B.R. (1979). Internal-external expectancies and cardiovascular functioning. In

L. C. Perlmutter and R. A. Monty (Eds.) Choice of perceived control. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Strickland B. R. (1989). Internal-external control expectancies: From contingency to creativity.

American Psychologist, 44, 1-12.

TangneyJ. P., Feshbach S. (1988). Children's television viewing frequency: Individual differences

and demographic correlates. Personality and Social Psychology Bulletin, 14, 145-158.

Thomas M. H., Horton R. W., Lippincott E. C, Drabman R. S. (1977). Desensitization to portrayals

of real-life aggression as a function of exposure to television violence. Journal of Personality

and Social Psychology, 35, 450-458.

Wallston K. A., Wallston B. S. (1981). Health locus of control scales. In H. F. Lefcourt (Ed.).

Research with the locus of control construct (Vol. 1, pp. 189-243). New York: Academic

Press.

430 •Глава 8. Социально-когнитивное направление в теории личности Walbton К. A., Wallston В. S. (1982). Who is responsible for your health?: The construct of health

locus of control. In G. Sanders and J. Suls (Eds.). Social psychology of health and illness.

Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Watson D. L, Tharp R. G. (1989). Self-directed behavior: Self-modification for personal adjustment.

Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Weinberg R. S., Hughes H. H,, CritelliJ. W., England R.Jackson A. (1984). Effects of preexisting

and manipulated self-efficacy on weight loss in a self-control group. Journal of Personality

Research, 18, 352-358.

WojcikJ. (1988). Social learning predictors of the avoidance of smoking relapse. Addictive Behaviors, 13, 177-180.

Zimmeiman B.J., RosenthalJ. T. (1974). Observational learning of rule governed behavior by

children. Psychological Bulletin, 81, 29-42.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Bandura A. (1984). Recycling misconceptions of perceived self-efficacy. Cognitive Therapy and

Research, 8, 231-255.

Bandura A. (1986). Social foundations of thought and action. Fnglewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Bandura A., Wood R. E. (1989). Effect of perceived controllability and performance standards on

self-regulation of complex decision-making. Journal of Personality and Social Psychology, 56, 805-814.

Evans R. I. (1989). Albert Bandura: The man and his ideas. Westport, CT: Greenwood Press.

Kavanagh D.J., Bower G. H. (1985). Mood and self-efficacy: Impact of joy and sadness on perceived

capabilities. Behavior Therapy and Research, 9, 507-525.

Rotter J. B. (1981). The psychological situation in social learning theory. In D. Magnusson (Ed.).

Toward a psychology of situations: An interactional perspective. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Scheier M. E, Carver С S. (1988). A model of behavioral self-regulation: Translating intention into

action. In L. Berkowitz (Ed.). Advances in experimental social psychology (Vol. 21). San

Diego, CA: Academic Press.

Глава 9

КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ:

ДЖОРДЖ КЕЛЛИ

То, что люди —думающие существа, является фундамен тальным фактом. Действительно, интеллектуальные про цессы настолько самоочевидны, что фактически все персо нологи сегодня так или иначе признают их воздействие на

поведение человека [Fiske, Taylor, 1991; Wyer, Srull, 1984].

Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был

одним из первых персонологов, кто придал особое значе ние когнитивным процессам как основной черте функцио нирования человека [Jankowitz, 1987]. В соответствии с

его теоретической системой, получившей название психо логия личностных конструктов, человек по существу — ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпрети ровать, предвидеть и контролировать мир своих личных

переживаний для того, чтобы эффективно взаимодейство вать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследо вателя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психо логии личности.

Келли настоятельно советовал своим коллегам-психо логам не смотреть на испытуемых как на пассивные орга низмы, ≪реагирующие≫ на внешние раздражители. Он

напоминал им, что испытуемые ведут себя так же, как

ученые, делающие вывод на основе прошлого опыта и строящие предположения о будущем. Его собственная

теория, очень оригинальная и отличная от основных на правлений психологического мышления, преобладающих

в то время в Соединенных Штатах, во многом послужила

причиной современной волны интереса к изучению того, как люди осознают и перерабатывают информацию о

своем мире. Уолтер Мишель, выдающийся когнитивный

432 и Глава 9. Когнитивное направление в теории личности психолог, отдавал должное заслугам Келли как первооткрывателя когнитивного аспекта личности. ≪Что меня удивило... это точность, с какой он предвидел

направления, в которых психология развивалась в последующие два десяти летия. Фактически, все, о чем Джордж Келли говорил в 1950-е годы, оказа лось пророческой предпосылкой психологии 1970-х и... на много лет вперед≫

[Mischel, 1980, р. 85-86]. В этой главе мы познакомимся с теорией личностных

конструктов Келли, иллюстрирующей когнитивный подход к личности. Давайте

начнем с биографии Джорджа Келли.

ДЖОРДЖ КЕЛЛИ: КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской

общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Сначала он учился в сельской

школе, где была всего одна классная комната. Позже родители отправили его в Уичиту, где в течение четырех лет он учился в четырех средних школах. Родите ли Келли были очень религиозны, трудолюбивы, не признавали пьянство, игру в карты и танцы. Традиции и дух Среднего Запада глубоко почитались в его семье, а Келли был обожаемым единственным ребенком.

Келли в течение трех лет учился в Университете Френдз, а потом один год

в Парк-колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике

в 1926 году. Сначала он думал сделать карьеру в качестве инженера-механика, но, отчасти под влиянием межуниверситетских дискуссий, обратился к соци альным проблемам. Келли вспоминал, что его первый курс по психологии был

скучным и неубедительным. Лектор уделял много времени обсуждению теорий

научения, но Келли это не заинтересовало.

После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую

социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на ис следовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 году. Затем он переехал в Миннеаполис, где вел

класс по развитию речи для Ассоциации американских банкиров и класс по амери канизации для будущих граждан Америки. Затем он работал в колледже для под ростков в Шелдоне, штат Айова, где встретился со своей будущей женой Глэдис

Томпсон, преподавательницей той же школы. Они поженились в 1931 году.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете

в Шотландии. Там в 1930 году он стал бакалавром в области образования. Под

руководством сэра Годфри Томсона, выдающегося статистика и педагога, он напи сал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании. В том лее году он возвратился в Соединенные Штаты в Государственный университет Айовы

в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году Келли

получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих фак торов при расстройствах речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологиче ской психологии в Форт-Хейском колледже штата Канзас. Затем, в середине BeДжордж

Келли: когнитивная теория личности •433

Джордж Ke.i.iu (1905-1967).

ликой депрессии, он решил, что ему следует ≪заниматься чем-то еще, кроме пре подавания физиологической психологии≫ [Kelly, 1969, р. 48]. Он стал занимать ся клинической психологией, даже не будучи формально подготовленным в об ласти эмоциональных проблем. В течение 13-летнего пребывания в Форт-Хейсе

(1931-1943) Келлн разработал программу передвижных психологических кли ник в Канзасе. Он со своими студентами много разъезжал, оказывая необходимую

психологическую помощь в системе государственных школ народного образова ния. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были

включены в его теоретические формулировки. В этот период Келлн отошел от

фрейдовского подхода к терапии. Его клинический опыт подсказывал, что люди

на Среднем Западе больше страдают от продолжительной засухи, пыльных бурь

н экономических трудностей, чем от сил либидо.

Во время второй мировой войны Келли в качестве психолога подразделения

морской авиации возглавлял программу по обучению местных гражданских лет чиков. Х)п также работал в авиационном отделении Бюро медицины и морской

хирургии, где оставался до 1945 года. В этом году он был назначен помощником

профессора в Университет Мэриленда.

После окончания войны возникла значительная потребность в клинических

психологах, так как у многих американских военных, возвращавшихся домой, были

разнообразные психологические проблемы. Действительно, вторая мировая война

была важным фактором, повлиявшим на развитие клинической психологии как

составной части пауки о здоровье. Келли стал выдающейся фигурой в этой облас ти. В 1946 году он вышел па государственный уровень в психологии, когда стал

профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном

университете Огайо. За 20 лет, проведенных здесь, Келли завершил и опубликовал

свою теорию личности. Он также проводил программу клинической психологии

Для лучших выпускников высших учебных заведений Соединенных Штатов.

В 1965 году Келли начал работать в Университете Брандепе, куда оп был при глашен на кафедру наук о поведении. Этот пост (сбывается мечта профессора)

434 •Глава 9. Когнитивное направление в теории личности дал ему большую свободу для продолжения его собственных научных исследова ний. Он умер в 1967 году в возрасте 62 лет. До самой смерти Келли составлял

книгу из бесчисленных докладов, которые он делал в последнее десятилетие. Ис правленный вариант этой работы был опубликован посмертно в 1969 году под ре дакцией Брендана Мэра (Brendan Maher).

Кроме того, что Келли был выдающимся педагогом, ученым, теоретиком, он

занимал ключевые посты в американской психологии. Он был президентом двух

подразделений —клинического и консультативного —в Американской психоло гической ассоциации. Он также активно читал лекции в Соединенных Штатах и за границей. В последние годы жизни Келли уделял большое внимание возможно му применению своей теории личностных конструктов в разрешении различных

международных проблем.

Самый известный научный труд Келли —двухтомная работа ≪Психология

личностных конструктов≫ (1955). В ней описываются его теоретические форму лировки понятия личности и их клинические приложения. Студентам, желающим

познакомиться с другими аспектами работы Келли, рекомендуются следующие

книги: ≪Новые направления в теории личностного конструкта≫ [Bannister, 1977];

≪Психология личностного конструкта≫ [Landfield, Leither, 1989] и ≪Развитие пси хологии личностного конструкта≫ [Neimeyer, 1985].

ОСНОВЫ КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ

Основной темой данного учебника является то, что все теории личности в своей

основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть

взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на

разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою

теорию личности на основе целостной философской позиции —конструктивного альтернативизма.

Конструктивный альтернативизм

Теперь, когда люди всех возрастов разрабатывают альтернативные стили жизни и способы мировосприятия, оказалось, что теория Джорджа Келли, появившаяся

в 1955 году, необычайно опередила свое время. Лежащий в основе философии

Келли конструктивный альтернативизм дает людям поразительное количество

возможностей для выбора альтернативы банальному. Фактически эта философия

даже требует, чтобы люди поступали таким образом.

Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, ≪что все наше со временное толкование мира нуждается в пересмотре или замене≫ [Kelly, 1955, р. 15]. Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует

политики, религии, экономических принципов, социальных льгот или даже внеш ней политики по отношению к странам третьего мира, которые были бы абсолютно

и непреложно ≪верными≫. Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с

Джордж Келли: когнитивная теория личности •435

другой стороны. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относи тельно которой ≪не может быть двух мнений≫. Осознание человеком действитель ности —это всегда предмет для истолкования. По мнению Келли, объективная

реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следо вательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует

только в сознании человека.

Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только

в сознании человека, есть различные способы их истолкования. Для примера рас смотрим случай, когда девочка берет деньги из кошелька своей матери. Что это озна чает? Факт прост: деньги вынуты из кошелька. Однако, если мы попросим детского

терапевта истолковать это событие, то он может дать детальное объяснение чувств

девочки по поводу неприятия ее матерью, которое, возможно, возникло как результат

фрустрации матери по поводу того, что она должна оставаться дома и растить дочь, а

не делать свою личную карьеру. Если мы спросим у матери, та может сказать, что ее

дочь ≪плохая≫ и ей не стоит доверять. Отец девочки может предположить, что она

≪недисциплинированная≫. Дедушка может рассматривать этот факт как детскую

проказу. А сама девочка может считать это ответом на нежелание родителей давать ей достаточно денег на карманные расходы. В то время как само событие (присвое ние денег) отрицать невозможно, его значение открыто для альтернативного истол кования. Следовательно, любое событие можно рассматривать с разных сторон.

Людям предоставляется великолепный набор возможностей в интерпретации

внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Кел ли резюмировал свою приверженность конструктивному альтернативизму следую щим образом: ≪...какова бы ни была природа или чем бы в конце концов ни оберну лись поиски правды, мы сегодня сталкиваемся с фактами, которым можно дать столько объяснений, сколько в состоянии придумать наш разум≫ [Kelly, 1970, р. 1].

Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить еще

лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристо тель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вне

себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Например, автомобиль, припаркованный на той стороне улицы, не перестает быть одним и тем

же физическим объектом, вне зависимости от того, кто смотрит на него. Из этого

следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полага ет, что А —это то, что индивид объясняет как AI Реальность —это то, что мы

истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных

точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведение

другого человека, или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегда суще ствуют ≪конструктивные альтернативы≫, открытые для нашего разума. Более того, концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение

никогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторой степени в пересмотре или замене нашего толкования действительности. Однако в то же вре мя Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предше ствующими событиями. То есть, как вскоре станет совершенно очевидно, когнитив ная теория построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словами Келли:

≪Детерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому

же признаку, свобода от другого≫ [Kelly, 1955, р. 21].

436 ш Глава 9. Когнитивное направление в теории личности Люди как исследователи

Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как люди осознают

и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, со средоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую

сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на

аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабо чие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контро лировать события жизни. Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек

буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или

социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных.

Такая аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все

люди —ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процес сы, что и ученый в ходе научного поиска [Kelly, 1963]. Таким образом, в основе

теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является

квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас

выдвигает новые идеи о мире. Цель науки —предсказать, изменить и понять

события, то есть основная цель ученого —уменьшить неопределенность. Но не

только ученые —все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвиде нии будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

Чтобы проиллюстрировать эту модель поведения человека, посмотрим, к приме ру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятия ведет

новый профессор (предположим, что она раньше не знала о ≪репутации≫ профес сора). Основываясь на ограниченном наблюдении (возможно, один-два академи ческих часа), студентка может воспринять и интерпретировать профессора как

≪беспристрастного≫. Келли характеризует этот процесс термином истолкование;

студентка ≪истолковывает≫ (или видит) беспристрастность профессора. В сущ ности, что происходит? Студентка развивает гипотезу о профессоре, которая по может ей предвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который

ведет этот профессор. Если гипотеза студентки окажется ≪правильной≫, можно

ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст

соответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако, если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличаться от этих

предположений, студентке потребуется альтернативная гипотеза (например: про фессор несправедлив, профессор —педантичный зануда или что-то в этом роде).

Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивых

способах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действо вать эффективно.

Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении челове ка как ученого, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на

свое собственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъектов

исследования. Он описывает это различие следующим образом.

Психолог как бы говорит себе: ≪Я —психолог, следовательно, ученый, я выполняю этот

эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определенных феноменов поведения

Джордж Келли: когнитивная теория личности •437

В начале семестра студенты строят предположения относительно предстоящей

работы на курсе, основываясь на ограниченном наблюдении поведения своего препо

давателя.

(Ulrike Welsh)

человека, но мой испытуемым, будучи простым человеческим существом, явно движим

неумолимыми побуждениями, которыми он переполнен, пли же он жадно стремится най ти средства к существованию и пли защиту≫ [Kelly, 1955, р. 5|.

Ксллп отвергает узкое представление о том, что только ученый-ненхолог, но сящий белый халат, имеет отношение к прогнозу п контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого темп же са мыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.

Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, кото рого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келлн. Оно подтвер ждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни.

Для пего различие между ученым и неученым было недостоверным.

То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных послед ствий для теории Келлн.

Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на

будущие, а не на прошлые пли настоящие события их жизни. Фактически Келлн

утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей

природе [Kelly, 1963]. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь

преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завт ра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек по стоянно проверяет свое отношение к действительности: ≪Прогноз делается не

просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно

438 •Глава 9. Когнитивное направление в теории личности было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое.

Он всегда стремится к будущему через окно настоящего≫ [Kelly, 1955, р. 49].

Второе следствие уподобления всех людей ученым —это то, что люди облада ют способностью активно формировать представление о своем окружении, а не

просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окруже ние. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыс лить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их соб ственную судьбу. Люди не нуждаются в том, чтобы быть рабами своего прошлого

опыта или актуальной ситуации —если только они сами не соглашаются с таким




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.