Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 24 страница




Вывод об опыте (Experience corollary). Предположение о том, что конструктная система

человека изменяется вследствие своей непригодности для правильного прогноза после довательности событий; те конструкты, которые окажутся полезными, остаются, а те, что бесполезны, нужно пересмотреть или отбросить.

Вывод об организации (Organization corollary). Предположение, что конструкты человека

организованы иерархически таким образом, чтобы минимизировать несовместимость и несоответствие.

Вывод о выборе (Choice corollary). Предположение, что, оказавшись перед выбором, люди

выберут альтернативу, которая скорее всего либо расширит их понимание реальности, либо уточнит существующую конструктную систему.

Вывод о модуляции (Modulation corollary). Предположение, что конструктная система

человека изменяется в той мере, в какой он способен интерпретировать новые события

или пересматривать старые.

Вывод о содружестве (Sociality corollary). Предположение, что гармоничные межлич ностные взаимоотношения зависят от того, насколько люди понимают конструктные

системы друг друга.

Гипотеза последовательной неполноценности (Serial invalidation hypothesis). Теория

Баннистера о том, что шизофрения является результатом повторяющихся противоречий

интерличностных конструктов.

Диапазон применимости (Range of convenience). Диапазон событий, в котором отдельный

конструкт может быть релевантен или применим.

Когнитивная теория (Cognitive theory). Любая теория личности, которая придает особое

значение когнитивным процессам (мышление, осознание, суждение) в понимании пове дения человека.

Когнитивная сложность—простота (Cognitive complexity—implicity). Предел слож ности или простоты системы личностных конструктов человека; обычно относится к

числу конструктов, предъявляемых лицом в Реп-тесте.

Констелляторный конструкт (Constellatory construct). Тип конструкта, который позволя ет его элементам принадлежать одновременно другим сферам; однако, если элементы

идентифицированы особым образом, они закреплены. Стереотипное мышление иллюст рирует этот тип конструкта.

Конструкт (Construct). См.: личностный конструкт.

Конструктивный альтернативизм (Constructive alternativism). Философское положе ние Келли о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей интерпретации

событий. Подразумевает также, что на объективную реальность можно посмотреть с

различных точек зрения.

476 •Глава 9. Когнитивное направление в теории личности Личностный конструкт (Personal construct). Категория мышления, посредством которой

человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. По крайней мере три

элемента необходимы для формирования конструкта —два из них должны восприни маться как схожие, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух.

Личность (Personality). По Келли —термин ≪личность≫ относится к конструктам, ис пользуемым человеком для прогнозирования будущих событий.

Основной постулат (Fundamental postulate). Термин, который отражает веру Келли в то, что поведение человека определено личностными конструктами, используемыми для прогноза

будущих событий.

Очерк фиксированной роли (Fixed-role sketch). Описание личности вымышленного ин дивида, разработанное с целью помочь клиенту интерпретировать себя иначе, так, чтобы

он мог лучше обращаться с различными жизненными ситуациями.

Подчиненнный конструкт (Subordinate construct). Личностный конструкт, который вклю чается в категорию более общего конструкта.

Подчиняющий конструкт (Superordinate construct). Личностный конструкт, который кон тролирует и включает в себя много разных конструктов.

Предполагающий конструкт (Prepositional construct). Тип конструкта, который позволяет

человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.

Прогностическая эффективность (Predictive efficiency). Диапазон, в котором конструкт

пригоден для осуществления человеком правильного прогнозирования какого-то собы тия в своем окружении.

Проницаемость—непроницаемость (Permeability—mpermeability). Величина, относя щаяся к вопросу о том, будут или не будут признаны новые элементы в пределах конст рукта. Проницаемый конструкт принимает новую информацию в свой контекст; непро ницаемый —нет.

Репертуарный тест ролевого конструкта (Role Construct Repertory Test). Тест, разра ботанный Келли для оценки системы личностных конструктов индивида; также извес тен как Реп-тест.

Терапия фиксированной роли (Fixed-role therapy). Метод психотерапии, разработанный

Келли и направленный на то, чтобы помочь клиентам по-новому интерпретировать себя

и свои жизненные ситуации. Клиентов побуждают жить и действовать в соответствии с

новой ролью, как в терапевтическом окружении, так и вне его.

Тревога (Anxiety). Чувство страха и дурных предчувствий от осознания того, что конструкт

для объяснения событий отсутствует.

Угроза (Threat). Осознание человеком того, что его конструктная система на грани реши тельных изменений.

Упредительный конструкт (Preemptive construct). Тип конструкта, который стандарти зирует (≪упреждает≫) свои элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне; например, использование этнических ярлыков.

Фокус применимости (Focus of convenience). Точка или зона внутри диапазона примени мости конструкта, в которой он максимально полезен для интерпретации определенных

событий; всегда специфичен для человека, применяющего конструкт.

Цикл ориентировка—выбор—исполнение (Circumspection-preemption-control cycle).

Процесс, в котором человек рассматривает несколько конструктов прежде, чем ре шить, как интерпретировать непривычное или неясное событие.

БИБЛИОГРАФИЯ

Bannister D. (Ed.) (1977). New perspectives in personal construct theory. New York: Academic Press.

Bannister D. (1985). Issues and approaches in personal construct theory. London: Academic Press.

Bannister D., Adams-Weber J. R., Penn W. L, Radley A. R. (1975). Reversing the process of

thought-disorder: A serial validation experiment. British Journal of Social and Clinical Psychology, 14, 169-180.

Джордж Келли: когнитивная теория личности •477

Bannister D., Fransella F. (1966). A grid test of schizophrenic thought disorder. British Journal of

Social and Clinical Psychology, 5, 95-102.

Bannister D., Salmon P. (1966). Schizophrenic thought disorder: Specific or diffuse? British Journal

of Medical Psychology, 39, 215-219.

BieriJ. (1955). Cognitive complexity-simplicity and predictive behavior. Journal of Abnormal and

Social Psychology, 51, 263-268.

BieriJ. (1961). Complexity-simplicity as a personality variable in cognitive and preferential behavior.

In D. Fiske, S. Maddi (Eds.). Functions of varied experience. Homewood, IL: Dorsey

Press.

BonariusJ. (1965). Research in the personal construct theory of George A. Kelly: Role construct

repertory test and basic theory. In B. Maher (Ed.). Progress in experimental personality

research (pp. 1-46). New York: Academic Press.

BonariusJ., Holland R., Rosenberg S. (Eds.) (1980). Personal construct theory: Recent advances in

theory and practice. London: Macmillan.

Duck S. W. (1973). Personal relationships and personal constructs: A study of friendship formation.

London: Wiley.

Duck S. W. (1977). Theory and practice in interpersonal attraction. London: Academic Press.

Duck S. W. (1979). The personal and interpersonal in construct theory: Social and individual

aspects of relationships. In P. Stringer, D. Bannister (Eds.). Constructs of sociality and

individuality (pp. 279-297). London: Academic Press.

Duck S. W., Allison D. (1978). I liked you but I can't live with you: A study of lapsed friendships.

Social Behavior and Personality, 6, 43-47.

Duck S. W., Craig G. (1978). Personality similarity and the development of friendship: A longitudinal

study. British Journal of Social and Clinical Psychology, 17, 237-242.

Epting F. R. (1980). Personal construct theory psychotherapy. New York: Wiley.

Epting F. R. (1984). Personal construct counseling and psychotherapy. Chichester, Eng.: Wiley.

Fiske S. Т., TaylorS. E. (1991). Social cognition. New York: McGraw-Hill.

Fransella F., Bannister D. (1977). A manual for repertory grid technique. New York: Academic

Press.

Gottesman I. I., Shields J. (1982). Schizophrenia: The epigenetic puzzle. Cambridge, MA: Cambridge

University Press.

Higgins E. Т., King G. A., Mavin G. H. (1982). Individual construct accessibility and subjective

impressions and recall. Journal of Personality and Social Psychology, 43, 35-47.

Jankowitz A. D. (1987). Whatever became of George Kelly? Applications and implications. American

Psychologist, 42, 481-487.

Kelly G. (1955). The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton.

Kelly G. (1958). Man's construction of his alternatives. In G. Lindzey (Ed.). Assessment of human

motives (pp. 33-64). Orlando, FL: Harcourt Brace Jovanovich, Inc.

Kelly G. (1961). A nonparametric method of factor analysis for dealing with theoretical issues.

Unpublished manuscript. Mimeograph, Ohio State University.

Kelly G. (1962). Europe's matrix of decisions. In M. R. Jones (Ed.). Nebraska symposium on

motivation (Vol. 10). Lincoln: University of Nebraska Press.

Kelly G. (1963). A theory of personality: The psychology of personal constructs. New York:

Norton.

Kelly G. (1969). Clinical psychology and personality. In B. Maher (Ed.). Clinical psychology and

personality: The selected papers of George Kelly. New York: Wiley.

Kelly G. (1970). A brief introduction to personal construct theory. In D. Bannister (Ed.). Perspectives

in personal construct theory (pp. 1-29). New York: Academic Press.

Landjield A. W., Leitner L. M. (Eds.). (1980). Personal construct psychology. New York: Wiley.

Lord С G. (1982). Predicting behavioral consistency from an individual's perception of situational

similarities. Journal of Personality and Social Psychology, 42, 1076-1088.

Mischel W. (1980). George Kelly's anticipation of psychology: A personal tribute. In M. J. Mahoney

(Ed.). Psychotherapy process. New York: Plenum.

478 •Глава 9. Когнитивное направление в теории личности Neimeyer G.J. (1984). Cognitive complexity and marital satisfaction. Journal of Social and Clinical

Psychology, 2, 258-263.

Neimeyer R. A. (1985). The development of personal construct psychology. Lincoln: University of

Nebraska Press.

Neimeyer G.J., Neimeyer R. A. (1981). Personal construct perspectives on cognitive assessment. In

T. V. Merluzzi, С R. Glass, M. Genest (Eds.). Cognitive assessment (pp. 188-232). New

York: Guilford Press.

Singer M. Т., Wynne L. C, Toohey M. L. (1978). Communication disorders and the families of

schizophrenics. In L. C. Wynne, R. L. Cromwell, S. Matthysse (Eds.). The nature of schizophrenia:

New approaches to research and treatment. New York: Wiley Medical.

Stewart V., Stewart A. (1982). Business applications of repertory grid. London: McGraw-Hill.

TobacykJ.J., Downs A. (1986). Personal construct threat and irrational beliefs as cognitive predictors

of increases in musical performance anxiety. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 779-782.

Triandis H. C, Hui H., Albert R. D., Leung S., LisanskyJ., Diaz-Loving R., Plascencia L., Marin G., Betancourt H., Loyola-Cintron L. (1984). Individual models of social behavior. Journal of

Personality and Social Psychology, 46, 1389-1404.

WyerR. S.Jr., Srull T. K. (Eds.) (1984). Handbook of social cognition (Vols. 1-3). Hillsdale, NJ:

Erlbaum.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Adams-WeberJ. (1979). Personal construct theory: Concepts and applications. New York: Wiley Interscience.

Baldwin A. C, CritelliJ. W., Stevens L. C, Russell S. (1986). Androgyny and sex role measurement:

A personal construct approach. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 1081-1088.

Epting F. R., Neimeyer R. A. (Eds.) (1984). Personal meanings of death: Applications of personal

construct theory to clinical practice. New York: Hemisphere/McGraw-Hill.

Landfield A. W., Epting F. R. (1987). Personal construct psychology: Clinical and personality

assessment. New York: Human Sciences Press.

Neimeyer R. A., Neimeyer G.J. (Eds.) (1987). Personal construct therapy casebook. New York:

Springer.

Thompson G. G. (1968). George Alexander Kelly: 1905-1967. Journal of General Psychology, 79, 19-24.

Главаю

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ:

АБРАХАМ МАСЛОУ

Теоретические направления персонологии часто класси фицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с ин стинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта

мрачная концепция человеческой природы вытекает из изу чения Фрейдом людей, имеющих психические расстрой ства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные

силы в качестве управляющих факторов поведения.

Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные

жертвы сил окружающей среды. Как мы убедились на при мере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность. Гуманистическая психоло гия —третье и самое новое направление персонологии — предлагает радикально противоположную трактовку че ловеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому

течению (также рассматриваемому как ≪третья сила≫ или

≪развитие потенциала человека≫), заявляют, что человек

от природы хорош и способен к самосовершенствованию.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущ ность человека постоянно движет его в направлении лично го роста, творчества и самодостаточности, если только чрез вычайно сильные обстоятельства окружения не мешают

этому. Сторонники гуманистической психологии также

утверждают, что люди —в высшей степени сознательные

и разумные создания без доминирующих бессознатель ных потребностей и конфликтов. В общем, гуманисти ческие персонологи рассматривают людей как актив ных творцов собственной жизни, обладающих свободой

480 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или

социальными воздействиями.

Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взгля дам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу

получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической

теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении

здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характер ные для гуманистического направления.

Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие

стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления

≪наверх≫) сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию [Maslow, 1987, р. XX]

Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие потенциа ла саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной

притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на

человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре

внимания этой главы.

АБРАХАМ МАСЛОУ: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигриро вавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и содействовали этому, хотя, по его собственному призна нию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства: ≪Удивительно, что, имея такое детство, я не заболел психозом. Я был маленьким еврейским мальчи ком среди соседей неевреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый

негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей≫ [Hall, 1968, р. 37]. Позже он узнал практи ческую сторону жизни, работая в летние месяцы в компании по производству

бочек, принадлежавшей его семье.

Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью.

В недавно опубликованной биографии [Hoffman, 1988] автор пишет, что сильная

ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была

очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за ма лейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомне ваться в Боге.

Он даже отказался присутствовать на ее похоронах. Он характеризовал Розу Маслоу

как жестокую, невежественную и враждебную женщину, которая настолько не любила

своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства. Ни в одном его высказывании о матери —некоторые из них сделаны публично, хотя она еще была

жива —нет ни капли тепла или любви [Hoffman, 1988, р. 7].

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •481

Абрахам X. Маслоу (1908-1970).

Маслоу вспоминал отца как человека, который ≪любил виски, женщин и дра ки≫ [Wilson, 1972, р. 131]. Более того, отец внушил ему, что он уродлив и глуп.

Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он

никогда не простил матери того, как она обращалась с ним, когда он был ребенком

и юношей.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы

угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили

его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он стал посещать более эклектич ный курс в Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по пси хологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук

в 1931 году и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с

Гарри Харлоу (Harry Наг low), известным психологом, который в то время органи зовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Доктор ская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доми нантного поведения в колонии обезьян!

Незадолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман, своей

школьной возлюбленной. Его родители были против брака, так как жених и невеста были кузенами, и они боялись, что у них могут родиться дети с генетичес кими дефектами. Тем не менее брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень

важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: ≪Жизнь фактически

не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин≫ [Hall, 1968, р. 37].

После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк

для работы с известным теоретиком в области научения Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оста вался в течение следующих 14 лет. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода

(конец 1930-х —начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной.

Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые

были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен

482 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер —вот только некоторые из тех, к кому

Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть поведение человека. Нефор мальные беседы и волнующий опыт общения с такими выдающимися учеными

помогли сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических

взглядов Маслоу. В этот период он также занимался психоанализом.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Уни верситете Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там

профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Этот не академический пост давал ему полную свободу в удовлетворении его интереса к

философии демократической политики, экономики и этики. Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом

хронического сердечного заболевания.

Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве

члена Американской психологической ассоциации он был президентом Отделе ния личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики, и был из бран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Он также был

редактором-основателем ≪Журнала гуманистической психологии≫ (Journal of

Humanistic Psychology) и ≪Журнала трансперсональной психологии≫ (Journal of

Transpersonal Psychology) и являлся консультирующим редактором многочислен ных научных периодических изданий. Маслоу живо интересовался возрастной

психологией и в конце своей жизни поддерживал Институт Исален в Калифор нии и другие группы, включенные в изучение потенциала человека.

Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это: ≪По направлению к психологии бытия≫ (1968); ≪Религии, ценности и вершинные переживания≫ (1964); ≪Эупсихея: дневник≫ (1965); ≪Психология

науки: рекогносцировка≫ (1966); ≪Мотивация и личность≫ (1987, 3rd edition) и ≪Новые измерения человеческой природы≫ (1971, сборник статей, ранее опубли кованных Маслоу в различных психологических журналах). Том, составленный

при участии его жены и названный ≪Памяти Абрахама Маслоу≫ (Abraham

Н. Maslow: A Memorial Volume), был опубликован посмертно в 1972 году.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, кото рые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью созда ния жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интел лектуальным течениям в психологии —психоанализу и бихевиоризму. Гуманисти ческая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических под ходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психо логией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют до1

вольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные

концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие

корни в истории западного философского мышления [Durant, 1977]. Гуманисти ческая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, раз Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •483

работанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьерке гор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали

влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными

среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл

и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и спе цифического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как ≪сущий-в-мире≫, осознанно и болезненно постигая наше

существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек

является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влия ния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчерки вают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем

становимся. Как сказал Сартр: ≪Человек не что иное, как то, чем он делает себя

сам. Таков первый принцип экзистенциализма≫ [Sartre, 1957, р. 15]. Следователь но, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов —мы все стоим

перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда

≪жизнь есть то, что мы из нее делаем≫. Разумеется, уникальный человеческий опыт

свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром.

Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей.

С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судь бу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих соб ственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупреч ным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчужде ния, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных

чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек

жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательнос ти ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия

полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гума нистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый

человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта.

Люди —мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие

свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной

модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди

предоставленных возможностей. Как заметил Сартр —≪Я есть мой выбор≫.

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли

из экзистенциализма, —это концепция становления. Человек никогда не бывает

статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов

колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совер шенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет роди телем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное

484 ш Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возмож ностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это

условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск

подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биоло гических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них

самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением

того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможно сти. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом

выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать до стойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют

предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии

решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл

или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если

я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчи нении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью

(он неаутентичен).

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические

психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это

особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда

традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путевод ными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека.

В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезно вению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными — чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает ≪мужества быть≫ —уйти от

старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.