Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: Социокультурная теория личности 27 страница




влияние силы окружения, он особо подчеркивал биологические потребности, об щие для всего вида. С нашей точки зрения, теория Маслоу отражает умеренную

приверженность конституционализму.

Изменяемость—неизменность. Понимание взаимоотношений между свобо дой и мотивацией роста существенно для оценки позиции Маслоу по этому

положению. Напомним, что, по Маслоу, люди способны сами формировать свою

жизнь. Также в его теории центральное место занимает положение о том, что индивиды всегда стремятся к личностному росту —концепция самоактуализа ции является вершиной пирамиды иерархии потребностей. Свобода и мотивация

роста взаимодействуют в гуманистической теории, подразумевая постоянные из менения в личности индивидуума. То есть по мере того, как человек поднимается

в иерархии потребностей, он становится все более свободен в выборе направле ний личностного роста. Когда человек следует этим выбранным направлениям, он обязательно меняется. Следовательно, в теории Маслоу люди обладают спо собностью решать, какими они хотят стать; так как их рост моисет идти в различ ных направлениях, личность непременно меняется.

В гуманистической теории изменение личности лучше всего рассматривать как

движение к актуализации потенциала. Даже если какие-то из потенций являются

врожденными, то в какой степени человек актуализирует их, а также как он решает

делать это, всегда является только делом личного выбора. Следовательно, по мере

движения от Д-мотивов к Б-мотивам люди постоянно делают выбор направления

своей жизни и непрерывно изменяются в этом процессе. В этом смысле привер женность Маслоу положению изменяемости действительно сильна.

Субъективность—объективность. Экзистенциальное, феноменологическое, ≪здесь-и-сейчас≫ направление в теории Маслоу является доказательством его вер ности положению субъективности. Хотя Маслоу не ставил субъективность так

высоко, как его гуманистически настроенный коллега Карл Роджерс, он опреде ленно полагал, что субъективный опыт человека дает основные факты для психо логической науки. Людей нельзя понять без ссылки на их личный мир; для персо нолога субъективный опыт более важен, чем наблюдаемое поведение.

Хотя Маслоу исходил из того, что иерархический набор потребностей являет ся общим для человечества, он все же утверждал, что для каждого человека уни кальным является то, как он выражает эти потребности [Maslow, 1964]. Напри Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •505

мер, хотя и Руфь, и Бетти имеют потребность в самоуважении, каждая субъектив но по-своему будет переживать и искать пути удовлетворения этой потребности.

Одна может упрочить свое положение в качестве матери, с тем, чтобы другие

признали ее выдающиеся материнские качества, а другая может добиться само уважения, делая карьеру —вне дома. И наконец, следует отметить, что часть сло ва ≪само≫ в ключевом выражении Маслоу ≪самоактуализация≫ берет свои корни

из положения субъективности. Гуманистическая психология склоняется к идее, что каждый человек постоянно стремится актуализировать уникального себя, ко торого только он сам может субъективно оценить.

Проактивность—реактивность. Хотя Маслоу полагал, что потребности чело века являются врожденными, он также признавал роль ситуационных перемен ных. А именно, он указывал, что на поведение человека влияет и мотивация (врож денные потребности), и социальное и физическое окружение. ≪Здоровая теория

мотивации, —писал Маслоу, —должна всегда принимать во внимание ситуацию≫

[Maslow, 1987, р. 11]. Однако он также предостерегал против ≪слишком большой

поглощенности внешними обстоятельствами, культурой, окружением или ситуаци ей≫ [Maslow, 1987, р. 10]. Утверждение Маслоу, что поведение является резуль татом взаимодействия между потребностями и окружением, указывает на проме жуточную позицию по положению проактивность —реактивность.

Гомеостаз—гетеростаз. Маслоу сильно склоняется к положению гетероста за: образ человека, идущего к все более высоким вершинам личностного роста

является неотъемлемой частью его теории. Тем не менее, Маслоу признавал на личие двух категорий мотивации человека: тип Д и тип Б. Очевидно, что дефици тарные мотивы имеют гомеостатическую основу. Следовательно, человек не все

время стремится к росту —часть его жизни обязательно включает уменьшение

напряжения.

Но Маслоу не достиг видного положения в психологии из-за того, как он

объяснял Д-мотивы. Другие психологи, особенно те, которые занимались живот ными, тщательно изучали их, а Маслоу рассматривал Д-мотивы как почти

неотъемлемое теоретическое зло, которое следует признавать и учитывать, стре мясь к тому, чтобы стать полноценно функционирующим человеком. А этого

можно достичь, поднявшись над Д-уровнем функционирования и работая в на правлении роста и самореализации. С точки зрения Маслоу, человек сосредото чен на том, чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Основная мысль

его теории состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами, которые

образуют связь с остальным животным миром, и ищет личного совершенствова ния. Такая концепция личности не может существовать без прочной основы в виде положения гетеростаза.

Познаваемость—непознаваемость. В своих трудах Маслоу безоговорочно

изображает людей как объекты научного исследования, которые нельзя изучить

традиционными методами. В этом смысле люди непознаваемы. Таким образом, чтобы приблизиться к более глубокому пониманию природы человека, нам надо

либо выйти за условные пределы науки, либо сформировать новую структуру

психологии, чтобы объединить субъективные, интуитивные концепции, подхо дящие к природе предмета. Подобно Олпорту, Маслоу чувствовал, что изу чение личности должно предпочитать идеографические методы, а не методы, 506 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности относящиеся к пониманию всеобщих законов. Ортодоксальный подход, кото рый изучает людей по частям, нужно заменить таким подходом, где людям по зволено демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере.

Маслоу весьма критично оценивал ученых, которые придерживались бесполез ного и неплодотворного подхода к изучению поведения человека. В частности, он

резко критиковал психологию и методы ее преподавания, потому что видел в ней:

≪Зубрежку. Методы. Точное исполнение. Нагромождение крошечных фактиков, имеющих мало общего с тем, что могло бы заинтересовать студентов в психологии≫

[Maslow, 1956, р. 229]. Как ≪духовный отец≫ гуманистического движения, Маслоу

стремился к радикально другой психологии —такой, которая обратилась бы непо средственно к образу человечества. Мы вынуждены прийти к такому заключению, потому что человек, в понимании Маслоу, просто непознаваем в традиционной сфере

психологической науки. Таким образом возникло движение третьей силы.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Неудивительно, что попытки, направленные на эмпирическое подтверждение гу манистического направления в теории личности, сконцентрировались почти ис ключительно на самоактуализации. Хотя Маслоу представил широкую и убеди тельную концепцию мотивов человека, именно самоактуализация привлекла его интерес и завладела воображением. Он много раз описывал процесс самоактуали зации, большей частью потому, что самоактуализация —это такая концепция, кото рую трудно охватить целиком. Пытаясь дать точное описание тех личностей, кото рые наиболее полно проявили свои способности, Маслоу надеялся помочь людям

увидеть важность самоактуализации.

К сожалению, другим аспектам теории Маслоу было посвящено крайне мало

эмпирических исследований, во многом вследствие недостаточной строгости теоре тических формулировок, затрудняющей проверку ее валидности. Например, отсут ствует точный критерий того, насколько должны быть удовлетворены потребнос ти определенного уровня, прежде, чем проявит себя следующая, более высокая

потребность. К тому же, Маслоу допускает так много исключений из своей иерар хической схемы мотивации человека (например, возможное проявление высшей

потребности, несмотря на депривацию низшей), что это становится недостатком в его теории. Также следует отметить отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если

удовлетворены основные потребности.

Несмотря на недостаточное количество исследований, поддерживающих тео ретические утверждения Маслоу, его гуманистические взгляды имели большое влия ние на ученых в различных дисциплинах [Lester et al., 1983]. Он не только вдохно вил теоретиков-персонологов и исследователей на рассмотрение позитивных аспек тов человеческой природы, но также заставил некоторых из них пересмотреть свои

ограниченные научные взгляды на понимание поведения человека. Маслоу крити ковал своих коллег-психологов за стремление постоянно подчеркивать ≪изыскан ность, совершенство, технику и аппаратуру, [что] часто [ведет к] преуменьшению

значимости, жизненности и важности проблем и креативности вообще≫ [Maslow, 1987, р. 188]. В результате он помог некоторым исследователям научиться мыслить

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •507

о науке как сфере деятельности, в которой используются подходящие методики для

того, чтобы энергично заниматься важными вопросами, а не такой, в которой сложные

методики употребляются для изучения тривиальных проблем.

Самоактуализация: неформальное исследование здоровых людей

Маслоу и другие гуманистические психологи имели оптимистический взгляд на

природу человека. Они не только подчеркивали врожденный потенциал позитив ного и конструктивного роста, но также были глубоко уверены в реализации этого

потенциала при благоприятных условиях окружения. Они также полагали, что большинство людей находится в плену у различных обстоятельств, которые ино гда мешают им совершенствоваться. Следовательно, если люди хотят самоактуа лизироваться, они должны переступить ограничения общества и свои дефицитар ные потребности и признать свою ответственность за то, чтобы стать тем, чем они

способны стать. Эмпирическая проверка этой концепции природы человека очень

незначительна, и то малое количество данных, что имеется на текущий момент, по лучено из собственных работ Маслоу, посвященных проблеме самоактуализации.

В небольшом неформальном исследовании Маслоу обрисовал в общих чертах

людей, которых он считал самоактуализирующимися. В их число он включил

своих личных друзей и знакомых, выдающихся личностей настоящего и прошлого, а также студентов колледжа. Это были люди, которые по всем общепринятым

стандартам, казалось, достигли подлинной зрелости. Они не проявляли тенденций

к невротическим, психотическим или другим явным психическим расстройствам.

В то же время была налицо самоактуализация, широко определенная Маслоу как

свидетельство того, что человек стремится к совершенству и делает наилучшим

образом именно то, на что он способен. Маслоу подтвердил отсутствие методоло гической строгости в выборе субъектов следующим образом.

Если мы хотим знать, как быстро может бегать человек, не нужно выводить среднее

значение для ≪представительной выборки≫ в популяции; лучше собрать тех, кто завое вал Олимпийские золотые медали, и посмотреть, как быстро могут бегать они. Если мы

хотим знать возможности для духовного роста, роста ценностей или нравственного развития людей, тогда я утверждаю, что мы можем узнать больше, изучая наших наи более нравственных, этичных или праведных людей [Maslow, 1969, р. 726].

Оставаясь верным этому логическому обоснованию, Маслоу широко исполь зовал биографический материал, собранный из интервью с современниками и из

письменных документов, касающихся исторических лиц. Таким образом, его ис следовательская стратегия состояла в основном из наблюдения, а не из проверки

гипотез. Далее, сосредоточившись на относительно малой избранной группе

субъектов (всего 48 человек), он значительно отклонился от ортодоксальной кон цепции статистического исследования. Тем не менее его оценка самоактуализиру ющихся людей и качеств, которые их характеризуют, захватили воображение пер сонологов и ученых смежных профессий [Leonard, 1983].

Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на три группы. В первую

группу ≪весьма определенных случаев≫ были включены: Томас Джефферсон, Ав раам Линкольн (в его последние годы), Уильям Джеймс, Джейн Адаме, Альберт

Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. Вторая группа ≪весьма вероятных случаев≫

508 м Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Альберт Эйнштейн —один из

нескольких людей, включенных

в исследование самоактуализации

Маслоу.

(Karch/Woodfin Camp & Associates)

состояла из современников, которым самой малости не хватало для самоактуали зации, но которых все же можно было использовать в исследовании. По этиче ским соображениям их имен не называют. И наконец, группа ≪потенциальных

или возможных случаев≫ включала людей, которые стремились к самоактуализа ции, но полностью ее не достигли. В эту группу среди прочих вошли Бенджамин

Франклин, Пабло Казальс, Джордж Вашингтон Карвер, Томас Икинс, Уолт Уит мен и Олдос Хаксли. Маслоу рассматривал всех этих людей как редкие образцы

психического здоровья, которые можно было использовать в качестве критериев

для исследования возможностей природы человека.

Накопленные данные об упомянутых выдающихся личностях представляли

собой не обычный набор дискретных фактов, а скорее нечто вроде глобальных

или холистических впечатлений, которые создают о новых друзьях и знакомых.

Маслоу собрал биографический материал в отношение каждого субъекта (очень

напоминающий историю болезни) и по возможности опрашивал его друзей и родственников. Во многих случаях было просто невозможно опрашивать или

тестировать наблюдаемых субъектов пожилого возраста, хотя такие приемы ис следования (включая свободные ассоциации, тест Роршаха и тест тематической

апперцепции) были применены к более молодым современникам. Следовательно, количественный анализ данных был невозможен. В результате получился список

из 15 ключевых характеристик или особенностей самоактуализирующихся лю дей, которые будут обсуждаться в следующем разделе этой главы. Несмотря на

статистическую невалидность и технические изъяны (которые мы обсудим да лее), это исследование послужило Маслоу основой для описания самоактуализи рующегося человека как модели оптимального психического здоровья.

Главным объектом критики в работе Маслоу являются критерии, которые он

использовал при отборе примеров самоактуализирующихся личностей. Факти Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •509

чески Маслоу выбрал тех людей, кем он лично восхищался. Рабочее определение

самоактуализации таким образом опирается исключительно на его собственные

безоговорочные и в высшей степени субъективные оценки. Мы вполне можем

спросить, относятся ли приводимые характеристики к психическому процессу, называемому самоактуализацией, или это просто отражение особой системы цен ностей Маслоу [Daniels, 1988]. В последнем случае совокупность характеристик, о которых он сообщает, нужно рассматривать не как фактическое описание само актуализирующихся людей, а скорее как отражение персональной концепции

Маслоу о ценностях идеального человека.

Другие проблемы также затрудняют оценку истинности утверждения Маслоу, что его самоактуализирующиеся субъекты представляют собой лучшие образцы

человеческой расы. Прежде всего, он не обращался к вопросу о том, как развива ются характеристики самоактуализации. Являются они наследственными или

приобретаются в результате жизненного опыта? Возможно ли, что такие факторы, как умственные способности, талант или привилегированное образование, сдела ли их нетипичными в общей массе, и, следовательно, их использование является

результатом предвзятости"? К сожалению, основываясь на имеющихся данных, ответы на вопросы, подобные этим, получить не представляется возможным.

Вопрос о воспроизводимости результатов —другой источник критики, направ ленной против исследования Маслоу. Критики заявляли, что Маслоу давал неяс ные критерии для отбора самоактуализирующихся людей и применял ненадежные

методы исследования. По мнению этих критиков, трудно повторить оригинальное

исследование Маслоу и при этом быть уверенными, что будут идентифицированы

те же характеристики самоактуализации. К тому же, Маслоу обвиняли в том, что он

не сравнивал группу самоактуализирующихся людей с соответствующей конт рольной группой несамоактуализирующихся людей [Daniels, 1982].

В свете этих проблем легко видеть, почему объяснение Маслоу метапсихоло гии самоактуализирующегося человека обоснованно критиковалось [Daniels, 1988]. К его чести, Маслоу признавал, что данный предмет изучения оставляет

желать лучшего в смысле подчинения требованиям строгого эмпирического иссле дования. ≪По обычным стандартам лабораторного исследования, то есть строгого

и контролируемого эксперимента, это просто даже и не исследование≫ [Maslow, 1971, р. 42]. Он также отмечал, что единственной альтернативой было бы совсем

не изучать самоактуализацию или подождать, пока не будут разработаны соот ветствующие научные методы. И наконец, он рассматривал свое исследование

как ≪пилотажную≫ работу, которая, какой бы неадекватной в отношение научной

точности она ни была, однажды будет подтверждена другими.

Оценка самоактуализации

Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации

изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения

Маслоу. Однако разработка ≪Опросника личностной ориентации≫ (Personal

Orientation Inventory, POI) [Shostrom, 1964, 1974] дала исследователям возмож ность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией [Кпарр, 1976; Kelly, Choran, 1985]. POI —это опросник самоотчета, разработанный для

510 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Таблица 10-3. Примеры вопросов из ≪Опросника личностной ориентации≫

Респондент читает каждую пару утверждений и затем выбирает из нее то, которое, по его мнению, лучше его характеризует.

1. а) Я живу по правилам и стандартам, принятым в обществе

б) Я не вижу необходимости всегда подчиняться правилам и стандартам, установлен ным в обществе

2. а) Я делаю то, чего от меня ожидают другие

б) Я не чувствую необходимости делать то, чего от меня ожидают другие

3. а) Люди должны всегда контролировать свой гнев

б) Люди должны выражать обоснованное негодование

4. а) Для меня важно, как я живу здесь и сейчас

б) Для меня не очень важно, как я живу здесь и сейчас

5. а) Я чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения

б) Я не чувствую себя виноватым, когда замечаю у себя эгоистические побуждения

Источник: Shostrom, 1964, р. 207-218.

оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией

Маслоу. Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары

утверждений респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует.

Примеры вопросов теста представлены в табл. 10-3.

POI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. Первая основная

шкала измеряет то, в какой степени человек является направленным на себя, а не

направленным на других в поисках ценностей и смысла жизни. Люди, направлен ные на себя, стараются использовать собственные принципы и мотивы в качестве

основы для своих суждений и действий. Их жизнь отмечена автономностью, само поддержкой и свободой. И наоборот, люди, направленные на других, стремятся

зависеть от мнения других и от социальных норм как основы для своих суждений

и действий. Их жизнь отмечена зависимостью, конформизмом и потребностью в одобрении и приятии. Очевидно, никто не может функционировать эффективно в обществе без чувства направленности на других, но тем не менее от самоактуали зирующихся людей следует ожидать большей направленности на себя, чем от

людей, которые самоактуализируются в меньшей степени.

Вторая основная шкала называется компетентность во времени. Она изме ряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на

прошлом или будущем. Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связы вать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывно сти этих трех аспектов времени. И наоборот, люди некомпетентные во времени

отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основа на на сожалениях и чувстве обиды, связанных с прошлым, и идеализированных

целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее. Самоактуали зирующиеся люди в основном компетентны во времени.

В дополнение к двум основным шкалам POI существует 10 дополнительных

субшкал, предназначенных для измерения концептуально важных элементов са Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности ш 511

моактуализации. Субшкалы включают в себя ценности самоактуализации, экзи стенциальностъ, эмоциональную реактивность, спонтанность, заботу о своих

интересах, самоприятие, природу человека, синергизм, приятие агрессии и спо собность к близким отношениям. Интерпретация POI включает в себя обследо вание системы показателей, полученных по двум основным шкалам и 10 субшка лам. Следует также заметить, что POI имеет встроенную шкалу определения лжи

для оценки того, фальсифицируют респонденты ответы или нет.

POI —наиболее часто используемый инструмент для исследования само актуализации. Тест демонстрирует ретестовую надежность в различных пробах, хотя коэффициенты для определенных субшкал в определенных исследованиях

были получены от низких до средних [Ilardi, May, 1968]. Что касается валидности, исследования показывают, что тест действительно дифференцирует людей, отне сенных персонологами в различные группы по критерию самоактуализации или

несамоактуализации. Исследование Макклэйна [McClain, 1970] доказало, что POI оказался валидным для измерения уровня позитивного психического здоро вья человека. Он обследовал 30 ведущих адвокатов, которые посещали летний

институт адвокатуры. Показатели по POI, записанные в течение первой недели

пребывания в институте, показали, что они являлись психически здоровой груп пой. Затем сочетанные показатели самоактуализации по каждому обследуемому были получены из оценок трех экспертов —людей, которые знали его наиболее близко. Один из них был супервизором практикума, который наблюдал только шестерых адвокатов. Он просмотрел видеозаписи сессий совета, где участвовали эти адвокаты, и смог оценить каждого в смысле его личностной динамики и спосо ба поведения в различных ситуациях общения. Второй был лидером группового процесса, у которого в группе было также шесть адвокатов. Сессии группы кон центрировались на тренинге сенситивности, что позволяло лидеру хорошо узнать членов его группы. Третий был клиническим психологом, который изучал каждо го из 30 обследуемых с помощью самоотчетов и проективных методик.

В конце 9-недельной сессии эксперты пересмотрели длинный список характе ристик самоактуализирующейся личности, полученный из работ Маслоу. Осно вываясь на этих характеристиках, каждый эксперт оценил каждого адвоката по

6-балльной шкале самоактуализации. Оценки трех экспертов по каждому обсле дуемому были суммированы, и затем был вычислен коэффициент корреляции

между этой суммарной оценкой и шкалами POL Корреляции между значениями

POI и оценками поведения, сделанными экспертами, приведены в табл. 10-4.

Из 12 общих корреляций девять были статистически значимыми в ожидаемом

направлении. Эти данные предлагаются как свидетельство того, что POI действи тельно измеряет самоактуализацию среди нормальных взрослых.

Из некоторых исследований видно, что POI можно использовать для разли чения нормальных и аномальных групп. Так, было обнаружено, что значения

показателей самоактуализации в группах психиатрических пациентов были

ниже фактически по всем шкалам POI, чем в группах людей, которых опытные

клинические психологи считали самоактуализирующимися [Fox et al., 1968].

В других исследованиях приводились отрицательные корреляции между значе ниями высокой самоактуализации по шкалам POI и алкоголизмом [Zaccaria, Weir, 1967], депрессией и ипохондрией [Shostrom, Knapp, 1966] и невротичностыо

[Кпарр, 1965]. Дополнительное исследование показало, что значения по шкалам

Б12 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Таблица 10~4. Результаты корреляции между значениями по шкалам

≪Опросника личностной ориентации≫ и суммарными

экспертными оценками

Шкала POI

Компетентность во времени

Внутренняя опора

Ценность самоактуализации

Экзистенциальность

Эмоциональная реактивность

Спонтанность

Забота о себе

Самоприятие Природа конструктивного человека

Синергия

Приятие агрессии

Способность к близким отношениям

г

0,40

0,69

0,41

0,43

0,45

0,53

0,36

0,56

0,23

0,32

0,42

0,42

Р

0,05

0,01

0,05

0,05

0,05

0,01

ns

0,01

ns

ns

0,05

0,05

Источник: адаптировано из McClain, 1970, р. 22.

POI улучшались после того, как испытуемые принимали участие в нескольких

сеансах групповой терапии [Dosamantes-Alperson, Merrill, 1980].

POI также изучался в связи с некоторыми другими стандартизованными пара метрами поведения или личности. Например, большинство шкал POI позитивно

коррелируют с данными самоотчетов по автономии [Grossack et al., 1966], творче ским способностям [Braim, Asta, 1968] и эмоциональной адаптации [Mattocks, Jew, 1974]. Далее, шкалы POI позитивно коррелируют с академической успеваемостью студентов колледжа [LeMay, Damm, 1968; Stewart, 1968]. Эти и другие исследова ния позволяют считать валидность POI доказанной [Maddi, 1988].

Хотя, как оказалось, POI обладает адекватными психометрическими свойст вами, была сделана попытка усовершествовать тест, расширив концепции актуа лизации, измеряемые с его помощью. Это привело к созданию теста, называемого

≪Измерение личностной ориентации≫ (Personal Orientation Dimensions, POD)

[Shostrom, 1975, 1977]. POD состоит из 260 вопросов вынужденного выбора, относящихся к двум главным шкалам, —ориентации во времени и стержневой

центрированности. Некоторые эмпирические исследования показывают, что POD

имеет приемлемую надежность и валидность [Jansen et al., 1979; Knapp, Knapp, 1978]. Однако вполне вероятно, что исследователи будут использовать POI, пока

они не убедятся, что POD имеет лучшие психометрические свойства.

Кратная форма ≪Опросника личностной ориентации≫

Единственным серьезным ограничением для использования POI, имеющего 150 пунктов, в исследовательских целях является его длина. Джоунс и Крэн далл [Jones, Crandall, 1986] разработали краткий индекс самоактуализации.

Шкала, состоящая из 15 пунктов, представлена в табл. 10-5. Проведя исследова ние с участием нескольких сотен студентов колледжа, Джоунс и Крэндалл обна Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •513

Таблица 10-5. Краткая шкала измерения самоактуализации

1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций

2. Я чувствую, что должен делать то, чего ждут от меня другие (N)

3. Я верю, что по существу люди хорошие и им можно доверять

4. Я могу сердиться на тех, кого люблю

5. Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю (N)

6. Я не принимаю свои слабости (N)

7. Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять

8. Я боюсь неудач (N)

9. Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N)

10. Лучше быть самим собой, чем популярным

11. В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)

12. Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к нежелательным

последствиям

13. Я не обязан помогать другим (N)

14. Я устал от страхов и неадекватности (N)

15. Меня любят, потому что я люблю

П р и м е ч а н и е. Респонденты отвечают на каждое утверждение, используя 4-значную

шкалу: 1 —не согласен, 2 —не согласен отчасти, 3 —согласен отчасти и 4 —согласен.

Значок ≪N≫, следующий за утверждением, обозначает, что при подсчете общих значений

оценка по этому пункту будет инверсной (1=4, 2=3, 3=2, 4=1). Чем выше общее значение, тем более самоактуализированным считается респондент.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.