Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: Социокультурная теория личности 29 страница




В заключительном разделе главы для дальнейшей детализации концепции са моактуализации были предложены некоторые идеи, вытекающие из исследования

Маслоу. Были перечислены и обсуждены 15 основных характеристик самоактуа лизирующихся людей. Кратко описано представление Маслоу о психологической

утопии, называемой Эупсихея, —обществе, в котором основные потребности и метапотребности людей будут удовлетворены.

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •523

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какое из трех основных направлений психологии XX века —психоанализ, бихевио ризм и гуманистическая психология —наиболее адекватно отвечает вашей точке зре ния на личность и поведение человека? Почему? Видите ли вы связь между вашим

теоретическим предпочтением и вашими основными положениями относительно при роды человека? Объясните.

2. Одним из ключевых принципов гуманистической психологии является неуместность

исследований на животных для понимания человека. Вы согласны с этой идеей? Поче му? Если нет, уточните, что вы узнали о поведении человека, изучая поведение живот ных.

3. Как бы вы оценили иерархическую теорию мотивации Маслоу? Имеет ли смысл его точка зрения на мотивацию человека в ключе понимания вашего собственного поведе ния и поведения других? Приведите пример.

4. В объяснении Маслоу потребностей самоуважения выделяются две группы: самоуваже ние и уважение другими людьми. Подумайте, какую из этих двух групп потребностей вы

считаете наиболее важной для сохранения своего психического здоровья? Объясните.

5. Назовите некоторые главные причины того, что так мало людей достигают самоактуа лизации, как ее понимает Маслоу? Что, по Маслоу, является следствием неудачи чело века в удовлетворении его метапотребностей?

6. Обсудите разницу между дефицитарным образом жизни и метаобразом жизни.

7. Чем отличается точка зрения Маслоу на природу человека от точки зрения Фрейда?

Подтвердите ваш ответ иллюстрацией их позиции по основным положениям.

8. Как бы вы оценили эмпирический статус гуманистической теории Маслоу? Существуют

ли эмпирические доказательства ключевых концепций и/или принципов работ Маслоу?

Как обычно исследователи измеряют индивидуальные различия в самоактуализации?

9. Назовите некоторые из основных характеристик самоактуализирующихся людей. Как

Маслоу выделил эти характеристики? Критиковалось ли его исследование за недоста точную методологическую точность? Объясните.

10. Кратко опишите психологическую утопию Маслоу, то есть тип общества, наилучшим

образом способствующий достижению самоактуализации для большинства людей. Счи таете ли вы, что эту утопию можно осуществить на практике в условиях нашего быстро

меняющего мира или это просто кабинетное философствование? Поясните вашу точку

зрения.

ГЛОССАРИЙ

Б-любовь (B-love). Бытийная любовь, тип любви, в которой человек ценит другого за то, что он есть, без какого-либо желания изменить или использовать этого другого.

Вершинное переживание (Peak experience). Состояние сильного возбуждения или, на против, умиротворения, Такое состояние часто сопровождается ощущением силы и уве ренности, чувством, что нет ничего такого, что нельзя выполнить или кем стать.

Д-любовь (D-Iove). Дефицитарная любовь, эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать любви другому.

Дефицитарные мотивы, Д-мотивы (Deficiency motives, D-motives). Основные потребно сти, нацеленные на устранение напряжения организма, особенно те потребности, которые возникают из биологических потребностей и потребностей безопасности. По Маслоу, дефицитарные потребности должны быть удовлетворены прежде, чем человек сможет двигаться к самоактуализации.

524 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности

Гуманистическая психология (Humanistic psychology). Психология, в первую очередь сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические пси хологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершен ствовании. Также называется психологией третьей силы.

Иерархия потребностей (Hierachy of needs). Расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости.

Измерение личностной ориентации (Personal Orientation Dimensions, POD). Новый тест для измерения самоактуализации.

Инстинктоид (Instinctoid). Термин, используемый Маслоу для описания врожденной ос новы потребностей человека.

Компетентность во времени (Time competence). Главная шкала ≪Опросника личностной ориентации≫, которая оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентри роваться на прошлом или будущем.

Комплекс Ионы (Jonah complex). Страх и сомнение в своей способности достичь самоак туализации.

Метапатология (Metapathology). Термин, используемый Маслоу для обозначения психи ческих расстройств (например, апатия, депрессия, цинизм), развивающихся в результате фрустрации метапотребностей.

Метаценности (Meta value). Высшие аспекты жизни, достигаемые самоактуализирующи мися индивидами. Включают такие ценности, как истина, добро, красота, справедливость и совершенство. Также называются метапотребностями.

Мотивы роста (Growth motive). Потребности высшего уровня (метапотребности), связан ные с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал. Мотивы роста воз никают только в том случае, если основные потребности удовлетворены. Они увеличи вают радость жизни. Также известны как бытийные, или Б-мотивы.

Направленный на других (Other-directed). Главная шкала ≪Опросника личностной ориен тации≫, которая оценивает тенденцию индивида зависеть от других людей и от соци альных норм как основы для суждений и действий.

Направленный на себя (Inner-directed). Главная шкала ≪Опросника личностной ориента ции≫, которая оценивает тенденцию индивида зависеть от собственных принципов и мотивов как основы для суждений и действий.

Опросник личностной ориентации (Personal Orientation Inventory, POI). Личностный опросник самоотчета, разработанный для измерения степени самоактуализации инди вида.

Потребность в безопасности и защите (Safety-security need). Основная потребность, ко торая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируе мость своего окружения.

Потребность в принадлежности (Belongingness need). Основная потребность, которая мотивирует человека к близким взаимоотношениям с другими. Удовлетворение этой потребности находят в друзьях, семейной жизни и членстве в группах и организациях.

Потребность в самоуважении (Self-esteem need). Основная потребность, которая моти вирует человека достигать признания и уважения других.

Психология третьей силы (Third force psychology). Направление в психологии, которое Маслоу и другие рассматривали как жизнеспособную альтернативу психоанализу и би хевиоризму (также называется гуманистической психологией). Акцент на способности человека к личностному росту является определяющей чертой психологии третьей силы.

Самоактуализация (Self-actualization). Процесс, постулированный Маслоу, включает в се бя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит —жить осмысленно и совершенно.

Самоактуализирующиеся люди (Self-actualizers). Люди, которые удовлетворили свои де фицитарные потребности и развили свой потенциал настолько, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми.

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •525

Становление (Becoming). Процесс развития, в котором индивид берет на себя ответствен ность за максимально полную реализацию своего потенциала.

Феноменологическое направление (Phenomenological). Утверждение, что единственная ≪реальность≫, известная кому-либо, это реальность субъективная или личная, но не объективная.

Физиологические потребности (Physiological need). Основная и наиболее сильная группа из всех потребностей человека, включает в себя потребность в воде, пище, кисло роде, сне и т. д.

Шкала вершинных переживаний (Peak scale). Шкала самоотчета, используемая для из мерения тенденции к вершинным переживаниям.

Экзистенциальная философия (Existential philosophy). Философская точка зрения, со стоящая в том, что каждый человек сам ответствен за свою жизнь. Акцент на человеке как на ≪сущем-в-мире≫.

Эупсихея (Eupsychia). Гуманистическая утопия Маслоу, общество, характеризующееся свободным выбором, социальной гармонией и психическим здоровьем.

БИБЛИОГРАФИЯ

Abraham H. Maslow: A memorial volume. (1972). Monterey, CA: Brooks/Cole.

BraunJ., Asta P. (1968). Intercorrelations between the Personal Orientation Inventory and the

Gordon Personal Inventory scores. Psychological Reports, 23, 1197-1198.

Coopersmith S. (1967). The antecedents of self-esteem. New York: Freeman.

Crandall R., McGown D. A., Robb Z. (1988). The effects of assertiveness training on self-actualization.

Small Group Behavior, 19, 134-145.

Daniels M. (1982). The development of the concept of self-actualization in the writings of Abraham

Maslow. Current Psychological Review, 2, 61-76.

Daniels M. (1988). The myth of self-actualization. Journal of Humanistic Psychology, 28, 7-38.

Dosamantes-Alperson E., Merrill N. (1980). Growth effects of experiential movement psychotherapy.

Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 17, 63-68.

Durant W. (1977). Humanism in historical perspective. The Humanist, January/February. 37, 24 26.

Eagly A. H. (1987). Sex difference in social behavior: A social-role interpretation. Hillsdale, NJ:

Erlbaum.

FoxJ., Knapp R., Michael W. (1968). Assessment of self-actualization of psychiatric patients:

Validity of the Personal Orientation Inventory. Educational and Psychological Measurement, 28, 565-569.

Grossack M., Armstrong Т., Lussiev G. (1966). Correlates of self-actualization. Journal of Humanistic

Psychology, 6, 87.

Hall M. H. (1968). A Conversation with Abraham H. Maslow. Psychology Today, 2, 35-37, 54 57.

Hardeman M. (1979). A dialogue with Abraham Maslow. Journal of Humanistic Psychology, 19, 23-28.

Haymas M., Green L. (1982). The assessment of motivation within Maslow's framework. Journal

of Research in Personality, 16, 179-192.

Hoffman E. (1988). The right to be human: A biography of Abraham Maslow. Los Angeles: Jeremy

P. Tarcher.

Ilardi R. L, May W. T. (1968). A reliability study of Shostrom's Personal Orientation Inventory.

Journal of Humanistic Psychology, 8, 68-72.

Jansen D. G., Knapp R. R., Michael W. B. (1979). Construct validation of concepts of actualizing

measured by the Personal Orientation Dimensions. Educational and Psychological Measurement, 39, 505-509.

526 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Jones A., Crandall R. (1986). Validation of a short index of self-actualization. Personality and

Social Psychology Bulletin, 12, 63-73.

Kelly R. В., Choran V. (1985). Yet another empirical test of the relationship between self-actualization

and moral judgment. Psychological Reports, 56, 201-202.

Keys A., BrozekJ., Henschel A., Mickelson H. (1950). The biology of human starvation. Minneapolis:

University of Minnesota Press.

Knapp R. R. (1965). Relationship of a measure of self-actualization to neuroticism and extraversion.

Journal of Consulting Psychology, 29, 168-172.

Knapp R. R. (1976). Handbook for the Personal Orientation Inventory. San Diego, CA: EdITS

Publishers.

Knapp R. R., Knapp L. (1978). Conceptual and statistical refinement and extension of the measurement

of actualizing concurrent validity of the Personal Orientation Dimensions (POD). Educational

and Psychological Measurement, 38, 523-526.

Leonard G. (1983). Abraham Maslow and the new self. Esquire, December, 326-336.

LeMay M., Damm V. (1968). The Personal Orientation Inventory as a measure of self-actualization

of underachieves. Measurement and Evaluation in Guidance, 110-114.

Lester D., HvezdaJ., Sullivan S., Plourde R. (1983). Maslow's hierarchy of needs and psychological

health. The Journal of General Psychology, 109, 83-85.

Maddi S. R. (1988). Personality theories: A comparative analysis (5th ed.). Chicago: Dorsey Press.

Maddi S. R., Costa P. (1972). Humanism in personology: Allport, Maslow, and Murray. Chicago:

Aldine-Atherton.

Maslow A. H. (1950). Self-actualizing people: A study of psychological health. Personality symposia:

Symposium #1 on values (pp. 11-34). New York: Grune & Stratton.

Maslow A. H. (1956). A philosophy of psychology. In J. Fairchild (Ed.). Personal problems and

psychological frontiers. New York: Sheridan House.

Maslow A. H. (1964). Religions, values and peak experiences. New York: Viking Press..

Maslow A. H. (1965). Eupsychian management: A journal. Homewood, IL: Irwin-Dorsey.

Maslow A. H. (1966). The psychology of science: A reconnaissance. New York: Harper and Row.

Maslow A. H. (1967). A theory of metamotivation: The biological rooting of the value-life. Journal

of Humanistic Psychology, 7, 93-127.

Maslow A. H. (1968). Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: Van Nostrand.

Maslow A. H. (1969). Toward a humanistic biology. American Psychologist, 24, 724-735.

Maslow A. H. (1970). Motivation and personality (2nd ed.). New York: Harper and Row.

Maslow A. H. (1971). The farther reaches of human nature. New York: Viking Press.

Maslow A. H. (1987). Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row.

Mathes E. W., Zevon M. A., Roter P. M.Joerger S, M. (1982). Peak experience tendencies: Scale

development and theory testing. Journal of Humanistic Psychology, 22, 92-108.

Mattocks A. L.,Jew С (1974). Comparison of self-actualization levels and adjustment scores of

incarcerated male felons. Journal of Educational and Psychological Measurement, 34, 69-74.

McClain E. (1970). Further validation of the Personal Orientation Inventory: Assessment of selfactualization

of school counselors. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 35, 21-22.

Ravizza K. (1977). Peak experiences in sport. Journal of Humanistic Psychology, 17, 35-40.

Sartre J. P. (1957). Existentialism and human emotions. New York: Wisdom Library.

Shostrom E. L. (1964). An inventory for the measurement of self-actualization. Educational and

Psychological Measurement, 24, 207-218.

Shostrom E. L (1974). Manual for the Personal Orientation Inventory. San Diego, CA: EdITS

Publishers.

Shostrom E. L. (1975). Personal Orientation Dimensions. San Diego, CA: EdITS Publishers.

Shostrom E. L. (1977). Manual for the Personal Orientation Dimensions. San Diego, CA: EdITS

Publishers.

Shostrom E. L, Knapp R. R. (1966). The relationship of a measure of self-actualization (POI) to a

measure of pathology (MMPI) and to therapeutic growth. American Tournal of Psychotherapy, 20, 193-202.

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •527

Stewart R. А. (1968). Academic performance and components of self-actualization. Perceptual and

Motor Skills, 26, 918.

Tavris C, Wade С (1984). The longest war: Sex differences in perspective. New York: Harcourt

Brace Jovanovich.

Wilson С (1972). New pathways in psychology: Maslow and the post-Freudian revolution. New

York: Taplinger Publishing.

Zaccaria J. S., Weir R. W. (1967). A comparison of alcoholics and selected samples of nonalcoholics

in terms of a positive concept of mental health. Journal of Social Psychology, 71, 151-157.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Csikszentmihalyi M. (1982). Toward a psychology of optimal experience. In L. Wheeler (Ed.).

Review of personality and social psychology (Vol. 3, pp. 13-36). Beverly Hills, С A: Sage.

Deci E. L., Rayn R. M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human behavior.

New York: Plenum.

Goble F. (1970). The third force: The psychology of Abraham Maslow. New York: Pocket Books.

RoyceJ. R., Mos L. P. (1981). Humanistic psychology: Concepts and criticisms. New York: Plenum.

Valle R. S., Kennedy]. F., Hailing S. (Eds.) (1989). Existential-phenomenological perspectives in

psychology: Exploring the breadth of human experience. New York: Plenum.

Walsh R., Shapiro D. (Eds.) (1983). Beyond health and normality: Explorations of exceptional

psychological well-being. New York: Van Nostrand Reinhold.

Williams D. E., Page M. M. (1989). A multidimensional measure of Maslow's hierarchy of needs.

Journal of Research in Personality, 23, 192-213.

Yankelovich D. (1981). New rules: Searching for self-fulfillment in a world turned upside down.

New York: Random House.

Глава 11

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ

ЛИЧНОСТИ: КАРЛ РОДЖЕРС

Феноменологическое направление теории личности под черкивает идею о том, что поведение человека можно

понимать только в терминах его субъективного восприя тия и познания действительности. Феноменологи пола гают, что именно внутренняя система отсчета человека — или субъективная способность постигать действитель ность —играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Доводя эту мысль до логического

конца, феноменологическое направление отрицает идею о

том, что окружающий мир есть нечто, что реально суще ствует само по себе как неизменная действительность

для всех. Утверждается, что материальная или объек тивная действительность есть реальность, сознательно

воспринимаемая и интерпретируемая человеком в дан ный момент времени. Этот тезис является краеуголь ным камнем феноменологического подхода к личности [Watzlawick, 1984].

Другой важный тезис, характеризующий феноменоло гическое направление, —идея о том, что люди способны

определять свою судьбу. Действительно, феноменологи

полагают, что люди свободны в решении, какой должна

быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение явля ется существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. К сожале нию, некоторые стремятся жить так, как будто не воспри нимают себя в качестве основного контролирующего фак тора своей жизни. Подобно разменной пешке на шахмат ной доске, эти люди проживают жизнь, словно какие Карл Роджерс: феноменологическая теория личности •529

то силы, которым они не могут сопротивляться, ≪движут≫ ими. В соответствии с

феноменологической позицией, так происходит только потому, что эти люди поте ряли из виду свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

Последний тезис, характеризующий феноменологический подход к личности, заключается в том, что люди в своей основе добры и обладают стремлением к

совершенству. В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно

движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости.

Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних воз можностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оп тимистичный взгляд на человечество.

Следы трех основных тезисов, связанных с феноменологическим направлени ем в персонологии, прослеживаются в теориях Маслоу и Келли, представленных

в двух предыдущих главах. Тем не менее, общепризнано, что концепции и поло жения, характеризующие феноменологический подход к личности, наиболее пря мо выражены в работах Карла Роджерса. Его теория включена в эту книгу пото му, что в ней делается попытка понять, как человек воспринимает мир. Теория

Роджерса представлена также и потому, что она уделяет пристальное внимание

концепции самости и переживаниям, связанным с самостью, а также потому, что в ней подчеркивается важность тенденций, способствующих росту, присущих всем

людям. Влияние трудов Роджерса общеизвестно и ни в коем случае не ограничено

сферой теоретической психологии. Он играл ключевую роль в развитии групп

встреч как средства помощи людям из всех слоев общества достичь улучшения и обогащения своих межличностных отношений. К тому же его идеи имели порази тельное влияние на такие сферы, как социальная работа, уход за больными, семей ное консультирование, групповая динамика и образование. Трудно переоценить

огромное влияние Роджерса на формирование терапевтических и образователь ных стратегий, используемых сегодня профессионалами.

КАРЛ РОДЖЕРС: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) родился в Оук-парке (предместье

Чикаго), штат Иллинойс, в 1902 году. Он был четвертым из шести детей, пять из

которых были мальчиками. Его отец был инженером и подрядчиком, добившимся

определенного финансового успеха, потому в ранние годы жизни Роджерса в эко номическом отношении семья была благополучной. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму на западе от Чикаго, и в этой сельской местности он

провел юношеские годы. Члены семьи были уверенными в себе, хотя неявно зави сели друг от друга, но не производили впечатления действительно радостных и довольных собой и друг другом людей. Роджерс вспоминал, что его отрочество

проходило в строгой и бескомпромиссной религиозной и нравственной атмосфере

[Rogers, 1973]. Он описывал своих родителей как людей чувствительных и любя щих, но, тем не менее, искренне и догматично приверженных фундаменталистским

религиозным взглядам.

530 •Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности Карл ____________Роджерс (1902-1987).

Не имея близких друзей вне семьи, Роджерс проводил много времени в оди ночестве, с удовольствием читая книги о приключениях. Фактически он читал

все, что попадется под руку, включая словарь и энциклопедию. В школьные годы

Роджерс тоже жил в социальной изоляции и одиночестве. Он посещал три

разные школы, каждую не более двух лет, тратя много времени на дорогу, так что ему никогда не удавалось участвовать вместе с другими школьниками во вне классной деятельности. Однако Роджерс учился отлично. Почти по всем предме там у него были высшие оценки, особенно он отличался в английском языке и в естественных науках. Летние каникулы он проводил на ферме, работая там

до изнеможения.

Я управлял культиватором весь день, обычно меня посылали на кукурузное поле в дальнем конце фермы, которое поросло пыреем. Это был урок независимости, умения

справляться одному, без кого-либо другого... Это был опыт личной ответственности, который сегодня переживают немногие молодые люди [Rogers, 1967, р. 347].

В юношестве Роджерс проявил страстный интерес к природе и занял научную

позицию в занятиях сельским хозяйством, делая подробные записи своих наблю дений за растениями и животными. Он собирал и выращивал определенный вид

ночных бабочек и прочитал о них все, что мог найти. Он также читал книги по

сельскому хозяйству, которые приносил отец, и о применяемых в этой области

научных методах.

После окончания школы Роджерс намеревался стать фермером. В 1919 году

он поступил в Висконсинский университет, семейную alma mater, и в качестве

предмета изучения выбрал научное земледелие. Однако на втором курсе он ак тивно занялся религиозной деятельностью и посещал студенческую религиозную

конференцию, имевшую своим лозунгом: ≪Наставляйте в христианской вере мир

нашего поколения≫. В результате он решил готовиться к пасторской деятельнос ти. В следующем, 1922 году произошло событие, которое перевернуло его жизнь.

В числе десяти американских студентов колледжа он был избран для поездки

на конференцию Всемирной студенческой христианской федерации в Пекине.

Карл Роджерс: феноменологическая теория личности •531

Он провел более шести месяцев за рубежом, где наблюдал религиозные и куль турные отношения, совершенно отличные от тех, к которым он привык. Жизнь на

Востоке не только сделала его взгляды на жизнь более либеральными, но и заста вила усомниться в божественности Иисуса. Эта поездка также сделала Роджерса

независимым от интеллектуальных и религиозных уз родителей. После путеше ствия на Восток Роджерс возвратился в Висконсин и получил степень бакалавра

по истории в 1924 г. Он прошел только один курс по психологии —заочно!

После окончания университета Роджерс женился на Хелен Элиот, соученице

по Висконсину, с которой он был знаком с детства. Тем же летом новобрачные

отправились в Нью-Йорк на автомобиле ≪Форд-Т≫ в либеральную Объединен ную теологическую семинарию. Роджерс нашел жизнь в Нью-Йорке возбужда ющей и волнующей: ≪Я приобрел друзей, нашел новые идеи и совершенно влю бился в жизнь≫ [Rogers, 1967, р. 353]. В Объединенной семинарии Роджерс впер вые осознал, что пастыри и профессионалы в области психического здоровья

имеют общую цель —помогать обездоленным людям. Однако постепенно он

освободился от чар академического курса по религии —разочарование, подкреп ленное растущим скептицизмом по поводу схоластических установок религиоз ной работы. В конце второго года учебы он сменил семинарию на Учительский

колледж Колумбийского университета, чтобы получить образование в области

клинической и педагогической психологии. Роджерс получил степень магистра

в 1928 году и степень доктора клинической психологии в 1931 году.

В 1931 году Роджерс занял должность психолога в Отделении исследования

детей Общества по предотвращению жестокости к детям в'Рочестере, Нью-Йорк.

В течение следующего десятилетия Роджерс активно занимался работой с делин квентными и неблагополучными детьми. Он также играл важную роль в создании

Рочестерского центра направляющей помощи и был его директором, несмотря на

уверенность, что организацию должен возглавлять психиатр. После опубликова ния очень успешной работы под названием ≪Клиническое лечение проблемного ребенка≫ в 1939 году Роджерсу предложили работать на кафедре психологии

Университета штата Огайо в качестве профессора. В 1940 году Роджерс вернул ся в Колумбийский университет, чтобы начать новую карьеру. Переход в академи ческую среду принес Роджерсу широкое признание в области зарождающейся

клинической психологии. Он привлек много талантливых аспирантов и начал

публиковать многочисленные статьи, подробно излагая свои взгляды на психоте рапию и ее эмпирическое исследование. Эти идеи были выдвинуты в его книге

≪Консультирование и психотерапия≫, опубликованной в 1942 году.

В 1945 году Роджерс перешел в Чикагский университет, где занял должность

профессора психологии и директора университетского консультативного центра.

Это положение давало ему возможность основать консультативный центр для

студентов старших курсов, где профессиональный персонал и аспиранты работали

на равных. Самыми продуктивными и творческими были для него 1945-1957 го ды, проведенные в Чикаго. В этот период он завершил свою главную работу

≪Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и теория≫ (1951) —книгу, разрабатывающую теорию, лежащую в основе его подхо да к межличностным отношениям и изменению личности. Он также провел не сколько исследований процесса и результатов психотерапии. Это был период лич ных неудач. Консультируя очень тяжелую пациентку, Роджерс был поглощен ее

532 •Глава 11. Феноменологическое направление в теории личности патологией. Будучи почти на грани срыва, он буквально бежал из консультативно го центра, взял трехмесячный отпуск и вернулся для терапии, которую проводил с

ним один из его бывших студентов. Позже он вспоминал: ≪Я часто был благода рен, что к тому времени, когда мне нужна была помощь, я подготовил психотера певтов, которые вели свои собственные дела, не зависели от меня и даже были спо собны предложить мне помощь, в которой я нуждался≫ [Rogers, 1967, р. 367].

В 1957 году Роджерс вернулся в Висконсинский университет, где вел работу в отделениях психологии и психиатрии. Впоследствии он начал интенсивную про грамму исследований, используя психотерапию для лечения больных шизофрени ей в Государственном психиатрическом госпитале. К сожалению, эта исследова тельская программа столкнулась с некоторыми проблемами и оказалась не столь

успешной, как ожидал Роджерс. Некоторые члены коллектива были против тера певтического подхода Роджерса, данные таинственным образом исчезали, и оказа лось, что у больных шизофренией, которых лечили по этой программе, были лишь

самые незначительные улучшения по сравнению с пациентами, которых лечили

привычным образом.

В 1964 году Роджерс уволился из университета и стал сотрудником Западно го института бихевиоральных наук в Ла-Джолле, штат Калифорния —благотво рительной организации, занимающейся гуманистически ориентированными иссле дованиями по межличностным отношениям. Четыре года спустя он оставил это




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.