Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: Социокультурная теория личности 26 страница




концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе≫ [Maslow, 1987, р. 22].

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих уси лий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, сту дент, преподаватель или рабочий у стайка все могут актуализировать свой по тенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности ш 495

самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерар хии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Чтобы проиллюстрировать самоактуализацию в действии, предположим, что Нэнси посещает индивидуальный курс, входящий в долговременный план обуче ния по специальности ≪клиническая психология≫. Другие теоретики, возможно, смогли бы объяснить, почему она выбрала данную карьеру. Фрейд мог бы сказать, что это связано с глубоко подавленным в детстве любопытством к сексу, а Адлер

увидел бы в этом попытку компенсировать некоторую детскую неполноценность.

Скиннер, с другой стороны, мог бы сказать, что это результат ее истории научения, а Бандура мог бы отнести это к социально-когнитивным переменным. Маслоу, однако, настаивает на том, что Нэнси, вероятно, движется к тому, чтобы стать таким

человеком, каким она действительно хочет быть —то есть ее привела к этой

карьере потребность самоактуализации.

Теперь предположим, что Нэнси закончила многочисленные курсы по психо логии, прошла требуемую 2000-часовую интернатуру, защитила диссертацию и, наконец, получила степень доктора по клинической психологии. Затем кто-то

предлагает ей работу в службе по наблюдению за употреблением наркотиков в Майами. Работа оплачивается чрезвычайно хорошо, дает ощутимые привилегии

и гарантирует постоянную занятость и богатый опыт. Повлияют эти обстоятель ства на то, что Нэнси примет предложение? Если она ответит утвердительно, то

отступит назад в иерархии потребностей на три ступени до второго уровня (по требности безопасности), а следовательно, психологически именно там она сейчас

и находится. Если она не примет предложение, то почему? Конечно, не потому, что работа не имеет общественной ценности: Майами, конечно, не такое безопас ное место, в котором можно жить, имея психологов и не имея сотрудников по

наблюдению за употреблением наркотиков.

С точки зрения Маслоу, ответ на этот вопрос заключается в том, что Нэнси

должна быть тем, чем она может быть. При ее талантах и устремлениях она

просто имела бы меньше шансов для самоактуализации, если бы решила делать карьеру в службе наблюдения за употреблением наркотиков из-за оплаты, слу жебной безопасности, привилегий и так далее. Вместо этого она выбирает работу

клинического психолога, чтобы развить свои способности и стать человеком, ко торым она действительно хочет стать, короче говоря, самоактуализироваться.

Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что она застав ляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает

его жизни интерес и цель.

Почему самоактуализация так редка

Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во

внутреннем совершенствовании и ищут его. Его собственные исследования приве ли к заключению, что побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые —как правило, одаренные —люди

достигают ее (меньше, чем 1% всего населения по оценке Маслоу). Отчасти дела

обстоят столь неблагополучным образом потому, что многие люди просто не видят

своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы

496 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих

способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление

Маслоу называл комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который

мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию.

К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к

актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения.

Примером тому является культурный стереотип мужественности. Такие челове ческие качества, как сочувствие, доброта, мягкость и нежность, часто мешают муж чинам, потому что существует культурная тенденция рассматривать данные харак теристики как ≪немужественные≫. Или вспомним о подавляющем влиянии тради ционной женской роли на психосоциальное развитие женщин [Eagly, 1987; Tavris, Wade, 1984]. Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе

возможна только при ≪хороших условиях≫. Или, более точно, людям нужно ≪спо собствующее≫ общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал

наиболее полно. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не

предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, надо признаться, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспече ния условий для самосовершенствования индивида.

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, —силь ное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста

требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых при вычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу

человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защи ты. Очевидно и то, что большинство людей имеют сильную тенденцию сохранять

специфические привычки, то есть придерживаться старого стиля поведения. Реа лизация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым

идеям и опыту. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о

процессе роста. Короче, при здоровых условиях (когда удовлетворению основных

потребностей человека ничто не угрожает) рост приносит удовольствие, и человек

стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И на против, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал —стать тем, чем они могли бы стать —реагируют на депривацию своих основных потребнос тей. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, то могли бы изме ниться потребности человечества в целом, и появилось бы больше возможностей

для удовлетворения потребностей низких уровней. Очевидно, такая задача потре бует существенной реорганизации многих наших социальных институтов и поли тических структур.

ДЕФИЦИТАРНАЯ МОТИВАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ РОСТА

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две

глобальные категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста

[Maslow, 1987]. Первые (также называемые дефицитарными, или Д-мотивами)

заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной

иерархии, особенно что касается наших физиологических требований и требо ваний безопасности. Единственной целью депривационной мотивации является

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •497

удовлетворение дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность).

В этом смысле Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения. По Мас лоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям [Maslow, 1968, 1987]:

•их отсутствие вызывает болезнь (возьмем в качестве примера голод: чело век, который не ест, в конце концов заболевает);

•их присутствие предотвращает болезнь (человек, который разумно ест, не

заболевает);

•их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа излечить голод, кроме пищи);

•при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек пред почтет удовлетворить их (голодающий человек выберет пищу, а не привя занность семьи или друзей);

, •они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека (здо ровые люди находятся в условиях достаточно благополучных, чтобы их по ведение не сдерживалось постоянными поисками пищи).

Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существую щих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вы зывающие напряжение.

В отличие от Д-мотивов, мотивы роста (также называемые метапотребнос тями и бытийными, или Б-мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со

стремлением актуализировать наш потенциал. Объективные мотивы роста, или

метапотребности {мета означает ≪сверх≫ или ≪после≫) должны обогатить и рас ширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько возмещение

дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение

кругозора (то есть увеличение напряжения). Студент, который выбирает курс

органической химии просто потому, что хочет расширить свои познания, в большей

степени демонстрирует Б-мотивацию, чем мотивацию типа Д. Конечно, он не заин тересуется органической химией, если умирает от голода. Таким образом, мотивы

роста, или мотивы типа Б, приобретают актуальность главным образом после того, как в достаточной мере удовлетворены Д-мотивы.

Маслоу [Maslow, 1968, 1987] указывал на ряд метапотребностей или бытийных

ценностей в описании мотивации самоактуализации людей (табл. 10-1). Рассмат ривая эти потребности роста, следует помнить, что хотя они представлены в очень

абстрактной форме, в реальных жизненных ситуациях они довольно конкретны и специфичны. Далее, все метапотребности или метаценности тесно переплетены с

отвергнутой потребностью самоактуализации. Например, адвокат может искать справедливость (честность, порядок, законность) в своей деятельности. Справед ливость является конечной ценностью для него; он занят поисками справедливос ти, а не престижа или власти, или богатства, просто потому, что любит преследовать недостижимую цель. Для другого человека доминирующей ценностью является

истина; он может достичь значительных успехов, изучая, как вирусы атакуют био логическую защиту тела. Если он найдет лекарство от СПИДа, это может быть

неожиданным побочным продуктом внутреннего стремления к совершенству, ко торое достигается только поисками истины.

Маслоу сделал предположение, что метапотребности, в отличие от дефици тарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке

498 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Таблица 10—. Примеры метапотребностей по Маслоу

Источник: адаптировано из Maslow, 1968.

приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть замене на другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Метамотивирован ный художник, например, может стремиться к красоте через свою творческую

деятельность. Позже, как метамотивированный родитель, он может получать ра дость и удовольствие от того, что принимает участие в воспитании и развитии

ребенка. И то, и другое в равной степени представляет собой ≪метажизнь≫, де монстрируя различные ее выражения.

Маслоу выдвинул наводящую на размышление гипотезу, что метапотребности, так же, как и дефицитарные потребности, являются инстинктивными, или имею щими биологические корни [Maslow, 1967]. Следовательно, они также должны

быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и дос тичь максимума своих возможностей. Что же тогда мешает большинству людей

функционировать на уровне метапотребностей? Маслоу полагал, что люди в сво ем большинстве не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои

дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных по 1

б

Метапотребность

Целостность

Совершенство

Завершение

Закон

Активность

Богатство

Простота

Красота

Доброта

Уникальность

Ненапряженность

Игра

Истина, честь, ре альность

Самонадеянность

Характеристики

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязанность, про стота, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок

Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствова ние

Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функцио нирование

Дифференциация, сложность

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, со вершенство, завершенность, уникальность, благородство

Правота, желательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна

Легкость; отсутствие напряжения, усилий, сложностей; изящество, со вершенство

Забава, удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамут ненная красота, завершенность, сущность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •499

требностей, не всегда переживается как осознанное желание. Человек не осознает, что игнорируются его метапотребности, как это бывает в случае с дефицитарными

потребностями. Действительно, метапотребности, когда они удовлетворяются, час то ведут к увеличению напряжения, в то время как дефицитарные потребности, когда они удовлетворяются, всегда приводят к уменьшению напряжения. И тем

не менее, переживает непосредственно человек свои метапотребности или нет, это

не влияет на тот факт, что их неудовлетворение подавляет рост и функциониро вание здоровой личности.

Метапатологии

Как указывалось ранее, метамотивация невозможна до тех пор, пока человек

адекватно не удовлетворил дефицитарные потребности низкого уровня. Редко, если это вообще возможно, метапотребности действительно становятся доминиру ющими силами в жизни человека, без того, чтобы его низкоуровневые потребности были удовлетворены, хотя бы частично. Тем не менее, депривация и фрустрация

метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание. Маслоу

характеризовал болезни, появляющиеся в результате неудовлетворенных мета потребностей, как метапатологии [Maslow, 1971]. Такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия и цинизм —примеры того, что Маслоу подразумевал под

высшим уровнем психических расстройств. В гуманистической психологии чело век не только пользуется большим уважением, чем в психоанализе и бихевио ризме, но его даже наделяют психическими расстройствами высшего класса!

В табл. 10-2 приведены дополнительные примеры специфических метапато логии, происходящих в результате фрустрации метапотребностей.

Маслоу предположил, что многочисленные симптомы, связанные с накопи тельским и ориентированным на потребление, но несамодостаточным стилем жиз ни, свидетельствуют о метапатологиях. Это такие симптомы, как неспособность

глубоко любить кого-нибудь; стремление жить только сегодняшним днем; нежела ние видеть что-либо ценное и достойное в жизни; неумение ценить настойчивость

Таблица 10-2, Примеры метапатологий по Маслоу

Недоверие, цинизм, скептицизм

Ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя

Вульгарность, нетерпеливость, отсутствие вкуса, бесцветность

Дезинтеграция

Утрата чувства собственного ≪Я≫ и индивидуальности, ощущение себя постоянно

меняющимся и анонимным

Безнадежность, нежелание чего-либо добиваться

Гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм

Мрачность, депрессия, угрюмость, отсутствие интереса к жизни, параноидное от сутствие чувства юмора

Перекладывание ответственности на других

Бессмысленность, отчаяние, утрата смысла жизни

Источник: адаптировано из Maslow, 1971.

500 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности в поисках личного совершенствования; неэтичное поведение. Человек, страда ющий метапатологией, часто не замечает этого. Он может смутно чувствовать, что чего-то не хватает в жизни, но не знать, чего именно. Маслоу даже предположил, что нарушения в когнитивном функционировании можно понять как депривацию

метапотребностей (то есть как выражение метапатологий). Отрицание истины

(метапотребности), например, может сделать человека подозрительным и боя щимся других. Клинические психологи традиционно называют такого человека

параноидным. Здоровое чувство любопытства может тоже ослабеть, если человек

лишается когнитивных метапотребностей или отрицает их. Некоторых людей со вершенно не интересует, что происходит в мире: события за рубежом, научные

открытия, новые стили в живописи и музыке и прогноз погоды на завтра. Даже

великие тайны жизни они могут игнорировать или принимать как само собой

разумеющееся. Метамотивированные люди, с другой стороны, очень заинтересо ваны в том, что происходит в мире и постоянно поражаются новым открытиям.

Они не принимают тайны жизни как само собой разумеющееся.

И наконец, Маслоу размышлял о том, что метапатологий могут быть ответ ственны за искажение ценностного развития. Он чувствовал, что многие люди

путают, что правильно и что неправильно (например, пьянство, наркотики, война)

потому, что они лишены метапотребностей совершенствования, доброты, честности и справедливости. Слишком часто, добавлял он, это приводит к оскудению соци альных чувств, неуважению к правам других и равнодушию к таким этическим

ценностям, как благородство и сострадание.

Дефицитарный образ и метаобраз жизни: путь к совершенствованию

Возможно, вас заинтересует, что такое жить в сфере метапотребностей, метажизни

или жизни бытия. К счастью, Маслоу [Maslow, 1968,1987] предложил нам логи чески последовательную картину своего видения наивысших достижений челове ческого опыта, сравнивая дефицитарную жизнь (Д-жизнь) и бытийную, или мета жизнь (Б-жизнь).

Д-жизнь —это в основном стремление удовлетворить существующий дефицит

или требования окружения. Это стиль жизни, ориентированный на снижение

напряжения, гомеостаз и импульсивное удовлетворение. Выражение ≪живи

сегодняшним днем, потому что завтра может не наступить≫ выражает позицию

Д-ориентированного человека. Маслоу отмечал, что Д-жизнь превращает челове ка в обыкновенного респондента, ≪...просто реагирующего на стимулы, на поощ рения и наказания, на чрезвычайные обстоятельства, на боль и страх, на требова ния других людей, на рутинные каждодневные события≫ [Maslow, 1968, р. 61].

К этому мы добавили бы, что Д-жизнь характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами не сложными, но приятными. Рассмотрим, например, события, которые происходят

в жизни многих работающих взрослых сегодня. Они выполняют монотонную

работу с восьми утра до пяти вечера, приходят домой к своим семьям, обедают, кладут детей спать и весь вечер смотрят телевизор. Маслоу заявил бы, что люди, которые живут так, скучны, пусты и живы только наполовину, потому что их жизнь сконцентрирована на поддержании своего положения. Ничто не вдохнов Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности ш 501

ляет их. Счастье для них состоит в том, что они испытывают ощущение безопас ности и удовлетворения. Они предпочитают безопасность умеренных и не требу ющих много сил достижений истинно честолюбивым целям, которые потребова ли бы от них полностью раскрыть себя. Фактически, им не удалось переступить

порог самоактуализации.

Маслоу полагал, что совершенно другой стиль жизни сопровождает метаобраз

жизни, или Б-жизнь. Б-жизнь можно определить как усилие или рывок, когда

человек использует все свои способности в полную силу. Маслоу отмечал, что во

время этих эпизодов метаобраза жизни человек бывает более собранным, непо средственным, творческим и открытым для переживаний [Maslow, 1968]. Б-образ

жизни включает в себя наиболее счастливые и волнующие моменты человеческого

существования, а также моменты величайшей зрелости, индивидуальности и на полненности. Нет нужды говорить, что такие моменты редки в жизни среднего человека, и поэтому, когда они наступают, их нелегко распознать. Для большин ства из нас их уносит потоком памяти как нечто неважное в огромное хранилище

тех прошлых событий, на которые мы едва обращаем внимание.

Маслоу отмечал, что образ жизни в Б-реальности часто сопровождается таким

качеством, как отсутствие стремлений, потребностей или желаний —как будто

человек переступил границы обычных потребностей и стремлений в жизни. Дру гими словами, Б-образ жизни по сравнению с Д-образом характеризуется отсут ствием побуждений, целей, усилий, как состояние завершения и достижения цели.

Человек больше ничего не делает, ни чтобы избежать боли или дискомфорта, ни

чтобы продвигаться к будущей цели.. ≪Он только есть. Радость достигнута, что означает временный конец стремления к радости≫ [Maslow, 1966, р. 103].

Концепция Маслоу о вершинном переживании также подходит к жизни мета мотивированных людей. Вообще вершинные переживания —моменты, во время

которых человек чувствует великий экстаз, благоговение, восторг. Самоактуали зирующийся человек стремится описать эти переживания, и они часто бывают

главной причиной важных перемен в его жизни. В самом прямом смысле вершин ные переживания отражают цепочку Б-ценностей в той степени, в какой человек

чувствует себя преображенным такими переживаниями. Маслоу настаивал на том, что вершинные переживания являются частью нашей жизни. Однако только мета мотивированные люди, вероятно, оценят и получат пользу от этих переживаний, потому что они не боятся их никоим образом.

Теперь давайте рассмотрим исходные положения Маслоу относительно при роды человека.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МАСЛОУ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Как отмечалось ранее, гуманистическая психология развилась в значительной

степени из протеста против образа человека, превалирующего в традициях психо анализа и бихевиоризма. Ключевое отличие этих других направлений от гумани стической теории предстает наиболее очевидно при рассмотрении основных поло жений каждого из них. Тщательное изучение основных положений Маслоу

(рис. 10-2), особенно при сравнении с положениями Фрейда и Скиннера, долж но пролить свет на эти различия.

502 •Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности Рис. 10—. Позиция Маслоу по основным положениям, касающимся природы человека.

Свобода—детерминизм. Хотя Маслоу сомневался в одобрении идеи абсо лютной свободы, высказываемой многими выдающимися экзистенциалистами, он, конечно, близок к их взглядам. Для него человек в корне свободен и ответствен

за решение, какой образ жизни выбрать. Эта личная свобода особенно отчетливо

проявляется в том, что человек решает, каков его потенциал и как он будет стре миться актуализировать его.

С точки зрения Маслоу, чем старше человек и чем выше он поднялся в иерар хии потребностей, тем он свободнее. Например, ребенок раннего возраста не явля ется истинно свободным, так как у него доминируют физиологические потребно сти; он в действительности не ≪решает≫, когда есть, спать или очистить кишечник.

Но его потенциал уже заложен в нем. Когда человек взрослеет, он движется вверх

в иерархии потребностей и постепенно создает свою индивидуальность. Факти чески он начинает формировать того человека, каким он хочет стать. Чем выше он

находится на лестнице потребностей, тем свободнее он от влияния Д-мотивации и, следовательно, более свободен в создании своей судьбы. Приверженность Маслоу

положению свободы очень сильна.

Рациональность—иррациональность. Рассматривая позицию Маслоу относи тельно рациональности, важно помнить, что он считал изучение животных совер шенно необязательным для познания психологии человека. Одной из важных

причин такого отрицания является то, что животные, находящиеся на более низ ком филогенетическом уровне, никогда не оценивают сознательно прошлый опыт, не думают о настоящих событиях, не рассматривают гипотетические возможности и не решаются в результате сознательно на какое-то действие. А люди каждод невно делают это. Следовательно, с точки зрения Маслоу, разумность является

основной чертой человека.

Хотя Маслоу принимал во внимание иррациональность, видя ее в противоре чиях между потребностями, в компульсивных и непоследовательных действиях, поведение человека для него в большой степени регулируется рациональными

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности •503

силами. Одним из доказательств такой убежденности Маслоу является то, что он

рассматривал осознанные самоотчеты людей об их субъективном опыте в качестве

достоверных данных для изучения личности. Ни один персонолог не поддержива ет ≪интроспективный метод исследования≫, если он не верит в то, что человек, с

которым он работает, достаточно рационален и сознателен в понимании причин

своего поведения. В то же время, однако, Маслоу [Maslow, 1970] признавал ис пользование проективных методик (например, тест тематической апперцепции и тест Роршаха), которые разработаны для раскрытия бессознательных, иррацио нальных аспектов личности. Но иррациональные процессы не доминируют в жиз ни большинства людей. Основной акцент в своей гуманистической теории Маслоу

сделал на описании человека, рационально принимающего решения и стремяще гося актуализировать свой потенциал. Его приверженность рациональности без оговорочно сильна.

Холизм—элементализм. Трудно представить теоретика личности, более при верженного положению холизма, чем Абрахам Маслоу. Как отмечалось ранее, один из основных принципов гуманистической психологии —≪индивид как еди ное целое≫. Даже среди коллег, гуманистических психологов, он выделяется тем, какое значение приобретает холизм в его теории [Maddi, Costa, 1972].

Мы уже цитировали Маслоу относительно того, что ≪Именно Джон Смит хо чет есть, а не желудок Джона Смита≫ [Maslow, 1987, р. 3]. Но Джон Смит также

хочет безопасности, самоуважения и, помимо прочего, самоактуализации. Все ас пекты личности переплетены в объяснении, даваемом Маслоу состояниям челове ка. Индивид как целое является единственно подходящей целью для психологиче ского исследования. Приверженность Маслоу положению холизма стремится к

максимально возможной.

Конституционализм—инвайронментализм. Может показаться, что акцент на

свободе, очевидный в теории Маслоу, уменьшает применимость данного положе ния. Если люди в большой степени свободны в формировании самих себя и творчески определяют свою судьбу, то ни конституция, ни окружение не играют

значительной роли в выстраивании поведения человека. Маслоу, однако, припи сывал большее значение конституции. Физиологические потребности, явно кон ституциональные по происхождению, являются основой для всей модели иерар хии потребностей при рассмотрении мотивации человека. Кажется даже, что он

использует эту концепцию больше для утверждения биологической общности человечества, чем для объяснения индивидуальных различий.

Маслоу предположил, что все потребности человека инстинктоидны или на следственно детерминированы. Он использовал термин инстинктоидный, чтобы

подчеркнуть биологическую и генетическую основу потребностей, общих для всех

представителей вида homo sapiens. И в то же время он утверждал, что люди не

обладают инстинктами подобно животным: ≪У людей больше нет инстинктов в животном смысле, властных безошибочных внутренних голосов, которые говорят

им недвусмысленно, что делать, когда, где, как и с кем. Все, что у нас осталось — это пережитки инстинкта≫ [Maslow, 1968, р. 191]. Далее он предположил, что потребности высшего уровня слабы и легко тормозятся или изменяются в резуль тате страха, неблагоприятных культурных условий и неправильного научения.

Иначе говоря, несмотря на то, что инстинктоидные потребности свойственны

504 ш Глава 10. Гуманистическое направление в теории личности человеку, их можно изменить или даже преодолеть под влиянием мощных сил

окружения. Тем не менее, с точки зрения Маслоу, природа человека является

врожденным качеством, а не приобретенным.

Дальнейшие следы конституционализма можно найти в концепции мета потребности и самоактуализации, разработанной Маслоу. Они уже обсуждались

выше, с использованием таких терминов, как ≪врожденное стремление≫, ≪инстинк тивный≫ и ≪присущий человеку≫. Действительно, Маслоу рассматривал стремле ние актуализировать потенциал как неотъемлемую составляющую того, чем явля ется человек, а не как то, что он приобретает. Этот побудительный мотив —врож денный. Маслоу не признавал влияния раннего окружения на развитие личности, но, по-видимому, придавал значение этому фактору только когда он был неверо ятно разрушительной силой, вызывающей последующее эмоциональное расстрой ство. Но тем не менее, хотя Маслоу не отрицал того, что на личность оказывают




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.