Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карен Хорни: социокультурная теория личности 23 страница




Недавно Pen-тест был применен в области индустриальной/организационной

психологии. Например, Pen-тест использовался в рыночном исследовании для

того, чтобы определить, как потребители оценивают и сравнивают различные про дукты, которые, по их мнению, стоит покупать [Stewart, Stewart, 1982]. Янкович

[Jankowicz, 1987] приводит много других примеров того, как тест Келли использо вался психологами по управлению. Хотя такое применение Реп-теста быстро при обретает популярность, следует подчеркнуть, что сейчас проводится мало исследо ваний в отношение специфических гипотез, вытекающих из теории личностных

конструктов Келли. Учитывая, что эта теория четко формулирует и предлагает

простое объяснение поведению человека, данный факт кажется удивительным.

ПРИМЕНЕНИЕ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И ТЕРАПИЯ ФИКСИРОВАННОЙ РОЛИ

Теория Келли представляет когнитивный подход к личности. Келли предположил, что наилучшим образом поведение человека можно понять, считая его исследова телем. Подобно исследователям, людям необходимо с определенной точностью прогнозировать и контролировать события, происходящие в их окружении. Эта

персонологическая система возникла в основном на базе клинической психоло Джордж Келли: когнитивная теория личности •467

гии —дисциплины, посвященной пониманию и лечению психологических проб лем. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической

психологии. Второй том ≪Психологии личностных конструктов≫ озаглавлен

≪Клинический диагноз и психотерапия≫, и целая глава в первом томе описывает

особый психотерапевтический подход Келли —терапию фиксированной роли.

Как же когнитивную, интеллектуально-ориентированную теорию личности при менить к тому, что непосредственно влияет на жизнь человека? Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психи ческого здоровья и психических расстройств, а также в терапевтической практике.

Эмоциональные состояния

Келли сохранил некоторые традиционные психологические концепции эмоций, но представил их по-новому, в соответствии со своей теорией личностных конст руктов. Ниже мы с точки зрения Келли рассмотрим четыре эмоциональных со стояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность.

Тревога. Келли определил тревогу как ≪осознание того, что события, с кото рыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной

системы≫ [Kelly, 1955, р. 495]. Значит, смутное чувство неопределенности и беспо мощности, обычно определяемое как ≪тревога≫, по Келли, есть результат осознания

того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы для предвидения собы тий, с которыми мы сталкиваемся. Келли подчеркивал: совсем не факт, что наша

конструктная система не функционирует идеально, провоцирует тревогу; мы не тре вожимся просто потому, что наши ожидания не точны. Тревога образуется только

тогда, когда мы сознаем, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых

молено интерпретировать события нашей жизни. Келли часто шутливо говорил о

человеке в таком состоянии, как о ≪сраженном своими конструктами≫. При таких об стоятельствах человек не может прогнозировать, следовательно, не может полностью воспринимать, что происходит, или не может решить проблему. Рассмотрим, напри мер, двух людей, находящихся в разгаре бракоразводного процесса. Неожиданно

перед ними возникает событие, совершенно не похожее на то, что они когда-либо пе реживали раньше. Отчасти трудность прохождения через бракоразводный процесс

(или что-то другое, переживаемое впервые) объясняется отсутствием конструктов, которые помогли бы понять и прогнозировать его последствия и их значение.

Это понимание тревоги совсем не похоже на фрейдовскую концепцию невро тически тревожного индивида, как жертвы неосознанных конфликтов и сдержи ваемой инстинктивной энергии. Человека тревожит отнюдь не угроза прорыва

сексуальных и агрессивных импульсов в сознание, а то, что он переживает собы тия, которые не может ни понять, ни прогнозировать. С этой точки зрения, задача

психотерапии —помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые

позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имею щиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапа зон применимости.

Вина. Вывод о содружестве Келли предполагает, что у всех нас есть стержне вая система конструктов. Определенные аспекты этой стержневой структуры, 468 •Глава 9. Когнитивное направление в теории личности которые он назвал стержневыми ролями, являются важными детерминантами

нашего восприятия идентичности. Примерами таких стержневых ролей являют ся наши профессиональные роли, роли родителя и ребенка, близкого друга, сту дента и т. д. Так как стержневые роли очень важны в нашей жизни, их неадек ватное исполнение может иметь неприятные последствия. По Келли, если другой

человек интерпретирует наше исполнение стержневой роли как неудачное, появ ляется чувство вины: ≪Вина возникает, когда индивид осознает, что отступает от

ролей, с помощью которых он сохраняет наиболее важные взаимоотношения с

другими людьми≫ [Kelly, 1963, р. 228]. Виноватый человек осознает, что он по ступил не в соответствии со своим собственным образом. Например, студент

колледжа, считающий себя ученым, почувствует вину, если он проведет слишком

много времени в местном университетском баре со своими приятелями, таким

образом пренебрегая наиболее важным аспектом своей стержневой роли ученого, а именно учебой. Вероятно, студент, считающий себя повесой, не испытывал бы

такой вины. Концепция вины Келли в чем-то напоминает концепцию нравствен ной тревоги Фрейда. С точки зрения Келли, мы испытываем вину всякий раз, когда наше поведение противоречит нашему восприятию самих себя. С точки

зрения Фрейда, мы испытываем нравственную тревогу всякий раз, когда наши

поступки противоречат нашему восприятию того, что правильно и неправильно

(совесть). Как считают оба теоретика, мы испытываем дискомфорт, когда ведем

себя не в соответствии с тем, чего ожидают от нас, или с тем, чего мы ждем от

себя: вина —по Келли, нравственная тревога —по Фрейду.

Угроза. Еще одно знакомое эмоциональное состояние —угроза —рассмат ривается Келли как осознание того, что наша конструктная система может быть

существенно изменена вследствие каких-то событий. Чувство угрозы появляется, когда неминуема большая встряска наших личностных конструктов. Например, мы можем чувствовать угрозу, если окажется, что наша вера в честность и непод купность политических и деловых лидеров высокого ранга больше не подтверж дается на деле. Келли полагал, что угроза для человека —это психологическое

насилие. Мысли о собственной смерти, возможно, являются наиболее страшным

видом угрозы, если только мы не интерпретируем ее как необходимое условие, придающее смысл нашей жизни.

Враждебность. По определению Келли, враждебность —это ≪постоянные

попытки получить факты, говорящие в пользу такого типа социального прогноза, который уже доказал свою несостоятельность≫ [Kelly, 1955, р. 510]. Традиционно

рассматриваемая как склонность вести себя мстительно по отношению к другим

или стремление причинять им ущерб, враждебность в теории Келли просто по пытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречи вым (неполноценным) фактом. Враждебный человек вместо признания того, что его ожидания относительно других людей не реалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое

предвзятое мнение. Например, какова может быть реакция отца, который обнару жил, что его дочь-студентка живет жизнью ≪сексуально свободной≫ женщины? Не

обращая внимания на неоспоримые факты, враждебный отец настаивает на своей

вере в то, что она —≪его маленькая девочка≫. Изменять наши конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно. Насколько лучше было бы, если бы мы могли

Джордж Келли: когнитивная теория личности •469

изменить мир, чтобы он соответствовал нашим предубеждениям, а не наши соб ственные взгляды на него! Враждебность как раз представляет собой такую попыт ку. Это напоминает греческий миф о разбойнике Прокрусте, который растягивал

свою жертву или укорачивал ей ноги, чтобы она соответствовала длине его ложа!

Психическое здоровье и расстройство

Каждый день клинические психологи имеют дело с проблемой психического

здоровья и расстройства. Как следует понимать эти концепции в контексте тео рии личностных конструктов? Сначала обратимся к здоровью: четыре характе ристики определяют нормальное функционирование человека, с точки зрения

теории Келли. Первая: здоровые люди хотят оценивать свои конструкты и про верять правильность своих ощущений по отношению к другим людям. Иначе

говоря, такие люди оценивают прогностическую эффективность своих личност ных конструктов на основе социального опыта. Вторая: здоровые люди могут отбросить свои конструкты и переориентировать системы стержневой роли, как

только окажется, что они не действуют. В терминологии Келли, конструкты здо рового человека проницаемы. Под этим подразумевается не только то, что он в состоянии признать свою неправоту, но также и то, что он может пересмотреть их, когда этого требует жизненный опыт. Третья характеристика психического здо ровья —это желание расширить диапазон, объем и охват конструктной систе мы. С точки зрения Келли, здоровые люди остаются открытыми для новых

возможностей личностного роста и развития. Четвертая и последняя характери стика психического здоровья —хорошо развитый репертуар ролей. Келли пред полагает, что человек здоров, если он может эффективно выполнять разнообраз ные социальные роли и понимать других людей, вовлеченных в процесс соци альных взаимодействий.

Келли также по-особому относился к психическим расстройствам, интерпрети руя их в терминах ориентации личностного конструкта. Для него психическое

расстройство —≪любой личностный конструкт, который обычно повторяется, не смотря на последовательную неполноценность≫ [Kelly, 1955, р. 831]. Психические

расстройства представляют собой очевидную непригодность системы личностных

конструктов для достижения цели. Или, более точно, психические расстройства

заключают в себе тревогу и настойчивые попытки человека вновь ощутить, что он

обладает способностью прогнозировать события. Оказавшись неспособным про гнозировать, человек с психическим расстройством неистово ищет новые способы

интерпретации событий в своем мире. Или наоборот, он может строго придержи ваться старых прогнозов, тем самым сохраняя свою несовершенную систему лич ностных конструктов с вероятностью повторной неудачи. В любом случае, плохо

адаптированный человек не может прогнозировать события с большой точностью и, следовательно, терпит неудачу в познании мира или совладании с ним. Неудов летворенность, которая сопровождает такой неэффективный прогноз событий, — это именно то, что заставляет человека искать терапевтической помощи.

Келли мало интересовала формулировка комплексной диагностической схемы

для классификации психических расстройств. Он интерпретировал психологи ческие проблемы в соответствии со своим собственным уникальным набором

470 •Глава 9. Когнитивное направление в теории личности диагностических конструктов. Расширение служит хорошим примером одного из

таких конструктов для рассмотрения психологических расстройств. В теории

психопатологии, разработанной Келли, расширение встречается, когда человек не

обладает подчиняющими конструктами, которые позволяют структурировать об ласть осознания жизненного опыта. Обладая устаревшими или потерявшими уп равление конструктами, человек пытается расширить и реорганизовать личност ные конструкты на наиболее необычном и всеобъемлющем уровне. Что получает ся? Келли предположил, что в результате появляются расстройства, традиционно

называемые ≪маниями≫ и ≪депрессиями≫.

Исторически мании рассматривались как состояния, когда мышление человека

является сверхвключенным (человек не может сохранять концептуальные грани цы, и поэтому мышление становится менее точным, менее определенным и чрезмер но обобщенным). Аффект часто оказывается весьма эйфоричным. Маниакальные

люди начинают неистово разрабатывать множество проектов, которые они, скорее

всего, никогда не закончат, лихорадочно обсуждают свои планы в напыщенной ма нере. Они перескакивают от темы к теме и делают обширные обобщения, в которых

мало реальных идей. Келли предположил, что изыскания маниакальных людей

просто превышают способность конструктной системы функционировать эффек тивно. В результате человек теряет связь с реальностью и оказывается в простран стве ≪свободных построений≫. Выражаемое возбуждение представляет собой неис товую попытку справиться с быстро расширяющимся полем восприятия.

Другой патологической реакцией на несовершенную конструктную систему

является депрессия. Келли полагал, что депрессия имеет тенденцию появляться у

людей, которые сократили свое перцептивное поле до минимума (так как сузили

интересы). У человека с депрессией имеются значительные трудности в принятии

даже самых маленьких повседневных решений. Человек с тяжелой депрессией

часто думает о самоубийстве —последнем акте сужения поля восприятия. Короче, депрессия представляет собой психическое расстройство, при котором люди пыта ются интерпретировать свой опыт с противоположного полюса расширительного конструкта —сужения.

Для того чтобы резюмировать взгляды Келли на психопатологию, вернемся к

аналогии ≪человек как исследователь≫. Исследователи стремятся прогнозировать и контролировать события, используя гипотезы. Когда ученые высказывают не верные гипотезы о том, каков мир, когда они истолковывают явления, которые

находятся вне диапазона применимости их гипотезы, и когда они упорно придер живаются своих гипотез наперекор очевидности, мы говорим, что это плохие уче ные. Подобно этому, когда люди пытаются интерпретировать важные события, лежащие вне диапазона применимости их личностных конструктов, и поэтому

приходят в замешательство, дезориентируются и тревожатся, мы относимся к ним

как к больным людям. Люди страдают от психологических проблем из-за изъянов

в своих конструктных системах.

Терапия фиксированной роли

Многие из терапевтических методов, описанных Келли [Kelly, 1955], сходны с

методами, используемыми другими психотерапевтами, но его подход имеет две

Джордж Келли: когнитивная теория личности •471

особенности: первая —его концепция о том, что должно являться целью психо терапии, и вторая —разработка терапии фиксированных ролей.

Келли видел задачу терапевтического процесса в том, чтобы помочь людям

изменить их конструктную систему, улучшив ее прогностическую эффективность

[Epting, 1980]. Так как при расстройствах используются конструкты постепенно

потерявшие свою силу, психотерапия направлена на реконструирование конст руктной системы клиента, с тем, чтобы она стала более работоспособной. И более того, терапия сама является волнующим процессом научного поиска. Терапевти ческое учреждение —это лаборатория, в которой психотерапевт помогает клиен ту развивать и апробировать новые гипотезы, как в клинической ситуации, так и вне ее. Психотерапевт активно направляет и стимулирует клиента интерпретиро вать события по-новому, не так, как он делал это раньше. Если новые конструкты

подходят, клиент может использовать их в будущем; если нет —разрабатываются

и проверяются другие гипотезы. Наука, следовательно, —это модель, которую

клиенты используют для интерпретирования своей жизни по-новому. Наряду с

этим психотерапевт должен сделать доступными факты, по которым клиент мо жет проверить свои гипотезы (информационная обратная связь). Предоставляя

эти данные в форме реакций на разнообразные конструкты клиента, клиницист

дает ему возможность реорганизовать и валидизировать свою конструктную си стему —возможность, которая обычно ему не доступна. В результате, по Келли, клиент формирует структуру с большей прогностической эффективностью, чем

раньше.

Келли не остановился на этой уникальной интерпретации задачи психотера пии и разработал собственный специфический метод —терапию фиксированной

роли. Она основана на положении, что люди —это не только то, чем они себя

представляют, но также и то, что они делают. Более конкретно, Келли полагал, что роль психотерапевта —воодушевить клиента и помочь ему изменить свое откры тое поведение. В свою очередь, это изменение позволит клиенту осознать и интер претировать себя иначе, тем самым становясь новым, более эффективным челове ком. Важно помнить: Келли не верил, что терапия фиксированных ролей пригод на для всех. По его убеждению психотерапевты должны творчески подходить к

выбору метода, который необходим, чтобы ≪человек вновь мог функционировать, и жизнь продолжалась≫ [Kelly, 1969, р. 223].

В чем же заключается метод терапии фиксированной роли? Процесс начинает ся с оценки, когда пациент пишет в третьем лице очерк самохарактеристики.

Характеристика может быть составлена в свободной форме, клиент получает толь ко следующую инструкцию:

Я хочу, чтобы вы написали заметки о характере Гарри Брауна, как если бы он был

главным героем в пьесе. Напишите о нем так, как мог бы написать друг, который знает

его очень близко и очень хорошо к нему относится, возможно, лучше, чем кто-либо

другой, кто знает его. Пишите о нем в третьем лице. Например, начните: ≪Гарри Бра ун -это...≫ [Kelly, 1955, р. 323].

Тщательное изучение описания характера Гарри Брауна выявит много конст руктов, которые он обычно использует в интерпретации себя и своих отношений

со значимыми другими. А затем единственное, что требуется —это помочь Гарри

пересмотреть свою систему личностных конструктов так, чтобы она стала для

472 •Глава 9. Когнитивное направление в теории личности него действенной. Средством, помогающим выполнить эту задачу, является очерк

фиксированной роли. Основанное на информации, полученной из очерка самоха рактеристики, это, по существу, —описание личности вымышленного индивида, причем желательно, чтобы оно было сделано группой опытных психотерапевтов.

Вымышленному человеку дают имя, отличное от имени клиента, и снабжают его конструктной системой, которая, как считают, была бы терапевтически полезной

для Гарри. Очерк предназначен не для того, чтобы ≪переделать≫ Гарри, скорее он

приглашает его искать, экспериментировать и —самое главное —заново оценить

себя и свою жизненную ситуацию. Короче, очерк фиксированной роли разрабо тан для того, чтобы клиент сыграл роль вымышленного человека. Цель —побу дить клиента пересмотреть свой жизненный опыт с тем, чтобы он смог лучше и эффективнее извлекать из него уроки.

В следующей стадии терапии фиксированных ролей психотерапевт дает

очерк фиксированной роли клиенту для проверки усвоения, чтобы определить, понимает ли клиент, каким будет представляемый человек. Затем клиента про сят играть роль из очерка в течение определенного времени. Из инструкции

ясно, что клиент должен читать очерк по крайней мере трижды в день и ста раться думать, действовать, говорить и быть похожим на вымышленного героя, изображенного в очерке. Если, например, героя зовут Том Круз, то клиенту

говорят следующее: ≪На несколько недель вы должны попытаться забыть, кто

вы и кем вы когда-то были. Вы —Том Круз. Вы ведете себя, как он. Вы думаете

и чувствуете, как он. Вы делаете то, что, как вы полагаете, делал бы он≫. Воз можно, читателю идея вести себя, как Том Круз, может показаться немного странной, если не сказать нелепой, но клиента просят на время перестать быть

самим собой именно с тем, чтобы он мог открыть новые грани своей личности.

И часто клиент перестает думать о роли, как о роли, и начинает считать ее

естественной частью себя самого.

Во время этой стадии терапевтического процесса психотерапевт и клиент

часто встречаются, чтобы обсудить проблемы, возникающие при исполнении но вой роли. Возможно проведение репетиций на терапевтическом сеансе, чтобы

психотерапевт и клиент могли непосредственно разработать новую конструкт ную систему. Посредством таких приемов, как разыгрывание роли, клиента по буждают проверять конструкты героя очерка в контексте социальных взаимоот ношений, работы, семьи и других ключевых сфер жизни. В течение этого

периода психотерапевт реагирует на клиента так, как если бы он действительно

был героем очерка.

Насколько эффективна терапия фиксированной роли для реконструирования

конструктной системы клиента? Как и для многих других форм психотерапии, результаты разнородные. Одни клиенты принимают неортодоксальный подход

Келли позитивно, другие нет [Epting, 1984]. Более того, очевидно, что подчиня ющие конструкты гораздо труднее изменить, чем подчиненные, возможно, потому, что они заключают в себе большую потенциальную угрозу крушения конструкт ной системы. Оказывается также, что сопротивляемость изменению посредством

высвобождения конструктов клиента должна быть преодолена до того, как может

наступить изменение в поведении. Хотя процесс терапии очень сложен, Келли

оптимистично полагал, что при использовании положений его теории личностных

конструктов может возникнуть более функциональная конструктная система.

Джордж Келли: когнитивная теория личности м 473

Итак, теория личностных конструктов применима к таким аспектам опыта

человека, которые совсем не похожи на аспекты, традиционно рассматриваемые

как когнитивные. В частности, эмоциональные состояния, психическое здоровье и расстройства и психотерапия —могут быть интерпретированы с точки зрения

нового направления, разработанного Келли. Если целью Джорджа Келли при

создании когнитивной теории было, как он иногда отмечал, стимулировать наш

разум и открыть для него невероятный диапазон жизненных возможностей, то он

действительно преуспел в этом.

РЕЗЮМЕ

Когнитивное направление персонологии подчеркивает влияние интеллектуаль ных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли был

одним из пионеров этого направления со своей теорией личностных конструктов.

Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, кото рая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказываю щими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было

дать адекватный прогноз будущих событий.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем

или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной

конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации

жизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют опреде ленные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемость—непро ницаемость. Келли также описал различные типы личностных конструктов: упре дительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержне вой, периферический, жесткий и свободный.

Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, ис пользуемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуется

никаких специальных концепций (влечения, поощрения, потребности) для объяс нения мотивации человека. Вместо этого он высказал предположение, что люди

мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием про гнозировать события, которые они переживают.

Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих

из него выводах, Первый утверждает, что личностные процессы имеют психологи чески проложенные русла, в которых люди прогнозируют события, а выводы

объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влия ет на социальные взаимодействия. В частности, Келли рассматривал конструкты

как биполярные и дихотомичные. Он также охарактеризовал организацию конст руктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являют ся подчиняющими, а какие-то —подчиненными по отношению к другим частям

системы. Эта организация не закреплена жестко, так же как не постоянны и сами

конструкты. Были также рассмотрены другие многочисленные аспекты и прило жения теории личностных конструктов.

Келли более ясно, чем большинство персонологов, осознавал влияние фило софских взглядов ученого на разрабатываемую им теорию личности. Тем не менее

474 •Глава 9. Когнитивное направление в теории личности его позиция основывалась на исходных положениях, касающихся природы чело века. Теория личностных конструктов отражает:

•сильную приверженность положениям рациональности, изменяемости, субъективности и непознаваемости;

•умеренную приверженность положению холизма —инвайронментализма;

•промежуточную позицию по положению свобода—детерминизм.

Положения проактивности —реактивности и гомеостаза —гетеростаза не при менимы к позиции Келли, поскольку он рассматривал мотивацию как излишний

конструкт.

Хотя теоретические концепции Келли мало разрабатывались другими иссле дователями, он изобрел инструмент оценки личности —Pen-тест, который широко

применялся в разнообразных исследованиях. Pen-тест оценивает личностные

конструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых отношений и других аспектов своего опыта. Его применение было проиллюстрировано в ис следованиях расстройств мышления у больных шизофренией и на примере фор мирования дружбы.

Теория личностного конструкта Келли применима к областям, далеким от тех, которые традиционно определяют как когнитивные. В разделе главы, посвящен ном практическому использованию, показано применение теории Келли к нуждам

клинических психологов —эмоциональные состояния, психологическое здоровье

и расстройства и психотерапия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Опишите философию конструктивного альтернативизма Келли. Какое значение имеет

эта философия для вашей жизни? Например, создаете ли вы сами ваши ≪тревоги и беспокойство≫ (из-за способа, с помощью которого вы интерпретируете события)? Если

вы осознаете это, можете ли вы интерпретировать события по-другому, чтобы облегчить

ненужную психологическую ношу, которую вы сейчас несете? Как?

2. Трудное упражнение. Если бы вам нужно было выбрать только одно слово для описа ния ваших чувств о всей вашей жизни, что это было бы за слово? Напишите его. Теперь

напишите противоположное ему. Можете ли вы определить, какую роль играет этот

конструкт в том, как вы интерпретируете события в различных сферах вашей жизни

(например, личные взаимоотношения, школа, работа)?

3. Что имел в виду Келли, когда говорил, что все люди —ученые?

4. Почему Келли отрицал традиционные концепции мотивации для объяснения поведения

человека?

5. Объясните значение основного постулата Келли. Какие основные выводы служат для

его развития?

6. Верите ли вы, что ≪личность≫ —это конструкт персонолога? Если да, может ли вы

объяснить, почему существует так много разных теорий личности? И каковы тогда отно шения между конструктами персонологов и их основными положениями, касающимися

природы человека?

7. Выполните Pen-тест на рис. 9-2. Помогло ли вам это упражнение понять свои конст рукты и то, что подразумевается под термином ≪конструкт≫? Каким образом?

8. Что говорят исследования, использующие Pen-тест, о формировании и разрыве дружбы?

Как вы полагаете, могут ли два человека сохранить дружбу, даже если они не имеют

сходных конструктов?

Джордж Келли: когнитивная теория личности ш 475

9. Как Келли интерпретирует эмоциональные состояния тревоги и вины с точки зрения

своей теории личностных конструктов?

10. Что такое терапия фиксированной роли? Верите ли вы, что определенный контингент

клиентов будет реагировать на эту форму терапии лучше, чем на другие? Если да, то кто

и почему?

ГЛОССАРИЙ

Вина (Guilt). Осознание человеком того, что он отклонился от важных ролей, с помощью

которых он сохраняет отношения с другими.

Враждебность (Hostility). Попытка придерживаться непригодного конструкта при столк новении с противоречащим ему фактом. Враждебный человек пытается заставить дру гих вести себя так, чтобы их поведение отвечало его нереалистичным ожиданиям.

Вывод об индивидуальности (Individuality corollary). Предположение, что различия меж ду людьми коренятся в интерпретации ими событий с разных точек зрения.

Вывод об общности (Commonality corollary). Предположение, что люди похожи друг на

друга в том, как они интерпретируют жизненный опыт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.