Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.3 Принципы и этапы психодиагностического обследования (2 ч.)




Семинарское занятие № 3

Модуль 2 Научная система методов и приемов постановки психологического диагноза

А. Цель Модуля: овладение компетенциями проведения диагностического обследования и постановки психологического диагноза на разных возрастных этапах; организации и проведения диагностической работы; обработки и интерпретации экспериментальных данных.

 

Б. Содержание модуля

Общая стратегия диагностического обследования. Схема диагностического обследования по Л.С.Выготскому. Этапы психодиагностического обследования. Анализ запроса, типы запросов. Формулировка психологической проблемы, сбор информации о семье, сведения о развитии, выдвижение гипотезы. Выбор диагностических методик. Анализ и интерпретация полученных данных, качественный и количественный анализ данных. Постановка психологического диагноза и составление заключения. Разработка рекомендаций (программ психокоррекционной работы).

В. Семинарские и практические занятия

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы психодиагностического обследования: анализ запроса, формулировка психологической проблемы, выбор диагностических методик, анализ и интерпретация полученных данных, постановка психологического диагноза и составление заключения, разработка рекомендаций (программ психокоррекционной работы).

2. Требования, предъявляемые к формулированию психологического диагноза.

3. Психологический диагноз, уровни психологического диагноза (Выгодский Л.С.)

4. Анализ жалоб-запросов к психодиагносту.

5. Возможности привлечения родственников и знакомых клиента при

постановке диагноза.

6. Моделирование критических ситуаций с целью психодиагностики.

7. Технология составления заключения по результатам обследования.

литература

1. Вопросы практической психодиагностики и консультирования / под ред. И.Н.Обозова, Л.,1984

2. Общая психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина М., 1987

3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /под ред. А.А.Крыловой, Л.,1990

4. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2001.

5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // соб.соч. в 6 т., т. 5. М., 1983, с.257-321

6. Психодиагностика: теория и практика /под ред. Н.Ф,Талызиной М., 1986. С. 72-87.

7. Гришина И.В. Психология конфликта. СПб. 2000.

 

Г. Задания для самостоятельной работы

Задание № 3 - Разработка плана и проведение психодиагностического обследования школьника

Студенты самостоятельно выбирают объект психодиагностического обследования и проблему, составляют план, подбирают методики, проводят обследование, анализируют полученные данные, ставят психологический диагноз, готовят заключение и рекомендации.

Задание сдается в письменном виде за неделю до зачета

 

Е. Рекомендуемая литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование / под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982 г.

2. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий, М., 1992 г.

3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология Ростов-на Дону, 1996 г.

4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика – С-Пб., 2002 г.

5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собрание соч. в 6 т., т.5 М., 1983 г.

6. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1981 г.

7. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // под ред. И.В.Дубровиной, М., 1987 г.

8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.,1984 г

9. Лосева В.К., Луньков А.И. Современные теории и технологии психологической помощи. Теоретический курс. Книга авторизированного изложения. М., 1985 г.

10. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации // под ред. А.Ф.Кудряшова, Петрозаводск, 1992 г.

11. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1990 г.

12. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. – М., 1989 г.

13. Практическая психология образования // под ред. И.В.Дубровиной, М.,1997 г.

14. Психологическая диагностика /под ред. К.М.Гуревича. – М., 1981.

15. Рабочая книга школьного психолога /под ред. И.В.Дубровиной, М., 1991.

16. Синченко Т.Ю. Типичные трудности у психологов в психодиагностическом обследовании и способы их преодоления // Практическая психодиагностика и психологическое консультирование, под ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека, Ростов/Д., 1998 г.

17. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.- Киев, 1989 г.

18. Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. – Прага,1978г

19. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики.- М., Ростов/Д, 1996 г.

Д. Контрольные вопросы

1. От чего зависит выбор стратегии диагностического обследования?

2. Чем отличается схема Л.С. Выготского от схемы, предложенной И.В. Дубровиной

3. Охарактеризуйте основные типы запросов клиента

4. От чего зависит выбор методов обследования?

5. Чем отличается качественный анализ данных от количественного анализа?

6. перечислите основные составляющие психодиагностического заключения

Е. задания для самопроверки усвоения материалов модуля

Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный.

1.Укажите последовательность действий при проведении диагностического обследования: а) анализ и интерпретация полученных данных, б) выбор методик, в) анализ запроса, г) выдвижение гипотезы, д) составление заключения, е) разработка рекомендаций, ж) формулировка психологической проблемы.

2.Анализ и интерпретация диагностических данных опирается на

А) качественный анализ

В) количественный анализ

С) качественно-количественный анализ

Д) количественно-качественный анализ

3. Схема диагностического обследования ребенка была предложена

А) И.В.Дубровиной

В) Л.С. Выготским

С) Б.В. Зейгарник

Д) В.М. Блейхером

4. Конечный результат деятельности психолога, направленный на описание индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния и прогноза дальнейшего развития - это психологический

А) прогноз

В) тренинг

С) анализ

Д) диагноз

5. Схема Л.С. Выготского отличается от схемы И.В.Дубровиной:

А) описанием жалобы клиента

В) описанием анамнеза

С) описанием рекомендаций

Д) описанием симтоматики

6. Формулировка психологической проблемы заключается

А) в описании жалобы клиента

В) в интерпретации жалобы клиента

С) в ответе на жалобу клиента

Д) в переформулировании жалобы клиента психологическими терминами

7. Выбор методик не зависит от:

А) личных предпочтений психолога

В) личных предпочтений клиента

С) содержания гипотезы

Д) возраста клиента

8. В диагностическом обследовании может быть сформулировано:

А) обязательно несколько гипотез

В) всегда только одна

С) максимум две гипотезы

Д) количество гипотез зависит от ситуации

9. Заключение по результатам обследования пишется

А) в свободной форме

В) по единой схеме

С) по определенному плану с вариациями

Д) не пишется вообще

10. Подсчет «сырых баллов», перевод результатов в стандартную шкалу, составление сводных таблиц проводится на стадии

А) составления заключения

В) формулировки гипотезы

С) количественного анализа результатов

Д) качественного анализа результатов

 

Правильные ответы:

1 – в, ж, г, б, а, д, е; 2 – д, 3 – в, 4 – д, 5 – в, 6 – д, 7 – в, 8 –д, 9 – с, 10

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.