Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.5 Общая характеристика психодиагностических методов (2ч.)




Семинарское занятие 4

Модуль 4 Общая характеристика психодиагностических методов

А. Цель Модуля формирование диагностических компетенций - анализ особенностей психодиагностических методов и их выбор в соответствии с диагностической задачей;

- умения определять основные показатели научности психодиагностических методов;

Б. Содержание модуля

Методы психодиагностики. Различные подходы к классификации психодиагностических методов, основания и критерии. Функции методик и тестов – выделение и измерение. Психодиагностический метод как исследовательский метод психологической науки. Объективный подход, субъективный подход, проективный подход. Принципы комплектования психодиагностических батарей.

Характеристика стандартизированных методов психодиагностики. Особенности стандартизированных методов, их достоинства и недостатки. Психологическое тестирование. Классификация тестов и требования, предъявляемые к ним. Проективные техники. Опрос (анкетирование, интервью). Эксперимент.

Малоформализованные методы психодиагностики. Особенности малоформализованных методов. Беседа. Наблюдение. Виды наблюдения и их характеристика. Анализ продуктов деятельности Биографический метод. Интроспекция. Эмпатическое слушание.

В. Семинарские и практические занятия

Вопросы для обсуждения:

1.классификация методов психодиагностики (различные подходы к классификации).

2. аналитическое наблюдение.

3. Метод эксперимента. Диагностические возможности психолого-педагогического эксперимента.

4. метод экспертных оценок.

5. Метод тестирования.

6. Проективные методики.

7. Метод исследования продуктов деятельности, контент-анализ.

 

литература

1. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов Москва, Ростов-на-Дону, 1996

2. Общая психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина М., 1987

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989

4. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. методики психодиагностики в спорте М., 1984

5. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов педвузов:в 3 кн. Кн.3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика, М., 1995

Г. Задания для самостоятельной работы

Задание 5 «Подготовка каталога психодиагностических методик».

В ходе изучения курса студенты должны подготовить тематический каталог методик, используемых в психодиагностике. В краткой характеристике методики следует указать цель методики, автора, возраст, на который рассчитана данная методика, возможности использования, стимульный материал и литературный источник.

Е. Рекомендуемая литература

1. Общая психодиагностика/ под ред.А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987, 2000

2. Альманах психологических тестов. М., 1995

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989

4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // под ред. И.В.Дубровиной М., 1987

5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А.Ф.Кудряшова Петрозаводск, 1992

6. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Методики психодиагностики в спорте М., 1984

7. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика// под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева М., 1984

8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /под ред. А.А.Крылова, Л.,1990

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие М.,1996

10. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике М.,1992

11. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: методическое рук., М., 1990

12. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов М., 1996

13. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб: Речь, 2002

Г. Контрольные вопросы

1.В чем отличие метода от методики?

2.Охарактеризуйте основные типы диагностических данных

3.Какие методы являются стандартизированными?

4.Перечислите основные классификации психодиагностических методик

5.Проанализируйте все методы психодиагностики по следующей схеме: - суть метода, диагностические возможности, достоинства и недостатки, способы повышения надежности.

Е. задания для самопроверки усвоения материалов модуля

Инструкция: прочтите предлагаемые варианты ответа на вопрос и выберите правильный.

1.Формализованная процедура сбора, анализа и интерпретации независимых суждений о степени выраженности каждого психологического качества, подлежащего оценке – это метод

А) контент-анализа

В) наблюдения

С) экспертной оценки

Д) анализа документов

2.Метод получения психологической информации с помощью составленной в соответствии с определенными правилами системы вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования – это

А) беседа

В) анкетирование

С) тестирование

Д) интервью

3.Метод психологической диагностики, когда используются стандартизированные вопросы, утверждения, картинки, схемы, задачи, имеющие определенную шкалу значений – это

А) анкетирование

В) тестирование

С) интервью

Д) наблюдение

4.Диагностический метод, позволяющий установить прямой контакт с испытуемым, получить информацию о его внутреннем мире, о мотивах его деятельности и поведения – это

А) индивидуальная беседа

В) анкетирование

С) тестирование

Д) наблюдение

5.Вопросы, на которые нельзя ответить односложно, в частности: «кто?», «что?», «как?», «почему?» - называются

А) логическими вопросами

В) прямыми закрытыми вопросами

С) косвенными вопросами

Д) прямыми открытыми вопросами

6.Стимульный материал включает

А) задание испытуемому

В) задание и инструкцию испытуемому

С) инструкцию испытуемому

Д) задание испытуемому и интерпретационную схему ответов

7.Полученные экспертом оценки обрабатываются путем подсчета

А) среднего значения по каждому критерию

В) среднего квадратичного отклонения

С) среднего значения по группе критериев

Д) среднего значения по всем критериям

8.Если диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности – это подход

А) индивидуальный

В) объективный

С) субъективный

Д) личностный

9. Диагностическая ценность метода экспертных оценок может быть существенно повышена за счет

А) правильного подбора экспертов

Б) подготовки объекта исследования

С) правильного выбора метода экспертизы

Д) подготовки регистрационных бланков

10.Если диагностика осуществляется на основе описания особенностей личности, поведения и деятельности, а также сведений, сообщаемых испытуемым о себе, то это подход

А) личностный

В) индивидуальный

С) объективный

Д) субъективный

Правильные ответы:

1-с, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 –с, 6 –в, 7 –а, 8 –в, 9 –а, 10 –д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.