Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену по психодиагностике




 

1. Понятие о психодиагностике как одной из психологических наук.

2. Возникновение и развитие зарубежной психодиагностики.

3. Возникновение и развитие психодиагностики в России.

4. Области применения психодиагностики.

5. Психологический диагноз, его виды.

6. Классификация основных методов психодиагностики.

7. Требования к построению и проверке методик.

8. Стандартизация психодиагностических методик.

9. Понятие о надежности, ее виды.

10. Понятие о валидности, ее виды.

11. Профессионально-этические нормы в работе психодиагноста.

12. Психологическое тестирование.

13. Классификация тестов.

14. Тесты индивидуальные и групповые, их достоинства и недостатки.

15. Тесты вербальные и невербальные.

16. Тесты интеллекта.

17. Система возрастной нормативной диагностики умственного развития.

18. Тесты способностей.

19. Отечественные исследования в области диагностики умственного развития.

20. Проблема диагностики креативности и творческого мышления.

21. Личностные тесты.

22. Критериально-ориентированное тестирование.

23. Тестирование в образовании.

24. Правила проведения тестирования.

25. Профессиональное тестирование.

26. Клиническое тестирование.

27. Проективные методики.

28. Основные статистические понятия.

29. Способы обработки и интерпретации результатов.

30. Учет возрастных особенностей в работе психодиагноста.

31. Психодиагностическая работа в младенчестве и раннем детстве.

32. Психодиагностическая работа с дошкольниками.

33. Диагностика готовности к школе у старших дошкольников.

34. Психодиагностическая работа с младшими школьниками.

35. Работа психодиагноста с подростками.

36. Работа психодиагноста с детьми юношеского возраста.

37. Работа психодиагноста с учителями и родителями учащихся.

38. Диагностика особенностей познавательного развития учащихся.

39. Диагностика личностных особенностей учащихся.

40. Диагностика индивидуально-психологических особенностей.

41. Диагностика развития мотивационной сферы учащихся.

42. Диагностика особенностей развития детско-родительских отношений.

43. Анализ межличностных отношений дошкольников и младших школьников.

44. Анализ межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте.

45. Психодиагностика трудностей в обучении.

46. Роль психодиагностики в преодолении школьной неуспеваемости.

47. Ведение документации психодиагностом в учреждениях образования.

48. Психологическая диагностика и коррекция.

49. Новые тенденции в развитии психодиагностики.

50. Проблема эффективности деятельности психодиагноста.

 

Практические задания

1. Определить меры центральной тенденции по протоколам психодиагностики (среднее арифметическое, моду, медиану).

2. Определить меры разброса результатов (среднее и стандартное отклонение, дисперсию, размах выборки).

3. Представить графически результаты тестирования.

4. Построить процентильную кривую.

5. Определить корреляцию результатов двух методик (математически и графически).

 

 

 

Список литературы к курсу

Основная литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. – М., 1982.Т. 1-11.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989.

3. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М.,1992.

4. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы М.,1992.

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.,1995.

6. Общая психодиагностика (учебное пособие) / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.,1987.

7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.

8. Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-наДону,1996.

9. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1997.

10. Психологическая диагностика (учебное пособие)./Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой М.,1997.

11. Психологическая диагностика детей и подростков (учебное пособие). Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.,1995.

12. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,1991.

 

Дополнительная литература

 

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. – Обнинск,1993.

2. Альманах психологических тестов. – М., 1995.

3. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1997.

4. Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики. / Вопросы психологии. 1976. № 4.z

5. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976.

6. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента.

7. Графические методы в психологической диагностике. / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М.,1992.

8. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии. / Вопросы психологии. 1980. № 2.

9. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978.

10. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. Беличевой С.А. М.,1993.

11. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог, 1995.

12. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков,1994.

13. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-психологических комиссиях. – Киев, 1988.

14. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. – М.,1982.

15. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.,1983.

16. Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. – М., 1989.

17. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984.

18. Лаак Я тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996.

19. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методиках психологического исследования школьников. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1981.

20. Лубовский В.И., Переслени Л.И., Семаго М.М. О публикациях психодиагностических материалов. // Вопросы психологии. 1997. № 1.

21. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

22. Методики психодиагностики в спорте. / В.Л.Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М., 1984.

23. Методики диагностики в учебно-воспитательном процессе. /Сост. В.В. Гришин, П.В. Мушин. – М., 1990.

24. Психодиагностика: теория и практика. – М.,1986.

25. Психологическая диагностика и коррекция умственного развития учащихся (пособие для школьных психологов) / Под ред. К.М. Гуревича, И.В. Дубровиной. – М.,1990.

26. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. /Под ред. К.М. Гуревича. – М.,1981.

27. Рогов. Настольная книга практического психолога. – М.,1996.

28. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.:МГУ,

29. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. – М.,1990. Вып. 1-3.

30. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.,1980.

31. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.

32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

33. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1998.

34. Шванцара Й. И кол. Диагностика психического развития. - Прага, 1978.

 

Словарь основных терминов

Адаптивное тестирование – разновидность тестирования, при которой порядок предъявления заданий (или трудность заданий) зависит от ответов испытуемого на предыдущие задания. В настоящее время АТ реализуется в основном в виде различных алгоритмов компьютерного тестирования.

Акцентуация – значимое отклонение черт характера данного индивида от среднестатистической нормы. Принято различать умеренную и патологическую, дезадаптивную степень акцентуации.

Аналитическое наблюдение – наблюдение, в основе которого лежит определенная система признаков, на основании фиксации которых объект наблюдения относится к определенной категории.

Анкета – перечень вопросов, предназначенный для письменного опроса. В отличие от тест–опросника анкета, как правило, не предполагает подсчет баллов по ключам и чаще используется для социологических обследований общественного мнения, чем для психодиагностики.

Артефакт – искусственный, ложный факт, полученный в результате неправильного применения методики. Классический пример А в психодиагностике – артефакт «социальной желательности».

Банк заданий – широкий перечень тестовых заданий, из которых черпается набор тестовых заданий, предъявляемых данному конкретному испытуемому.

Бланковое (буклетное) тестирование – проведение стандартизированного теста в форме «бумажной технологии» – с помощью тестового буклета с заданиями и бланка (ответного листа), на котором испытуемый фиксирует свои ответа на задания.

Валидность – обоснованность методики, одна из основных психометрических характеристик. В. указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству. В широком смысле В. включает сведения о поведении и психических явлениях, которые находятся в причинной зависимости от диагностируемого свойства.

Верификация – буквально «проверка правильности», достоверности, истинности чего-либо. В. при проверке научных понятий означает доказательство того, что явления, включаемые в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению этого понятия.

Включенное наблюдениенаблюдение, при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.

Возрастные нормы – частные варианты диагностических норм, собранные для детей разного возраста.

Выборка – группа людей, на которой проводится исследование. В противоположность В. генеральной совокупностью называют множество людей, на которых распространяются результаты исследования. В. Является частью генеральной совокупности.

Выборка стандартизации – множество испытуемых, на котором собираются диагностические нормы и проводится стандартизация диагностической шкалы.

Генеральный фактор «G» – фактор, дающий вклад в результаты всех интеллектуальных субтестов, т.е. присутствующий во всех частных и относительно общих способностях. Согласно разным концепциям, фактор «G» трактуется как уровень «обучаемости», «умственный темп» и т.п.

Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения. Г. проверяется на истинность в экспериментальном или эмпирическом научном исследовании.

Гистограмма – специальное графическое изображение распределения нескольких дискретных величин в выборке. Представляет собой совокупность расположенных рядом друг с другом и вытянутых вверх столбиков, высота которых пропорциональна частоте встречаемости каждого из значений переменной в выборке.

Графические проективные методики – методики, направленные на диагностику психических свойств индивидов на основе их рисунков, созданных на основе образов памяти и воображения.

Графическое шкалирование – процедура субъективного оценивания (шкалирования), согласно которой индивид выносит свои суждения, делая отметки на сплошной графической (вертикальной или горизонтальной) шкале.

Диагностика межличностных отношений – диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся между собой людей.

Диагностическая категория – широкий класс объектов диагностики, которым выносится единый диагноз – диагностическое заключение (об уровне умственного развития, личностной зрелости и т.п.).

Диагностические признаки – определенные, внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории.

Диагностические факторы – ненаблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории.

Диагностическое обследование – конкретная программа действий с определенным объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. «Обследование» следует отличать от «исследования»: последнее направлено на получение обобщенного знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование – на получение конкретных знаний о конкретных объектах.

Дискриминативность – дифференцирующая, различающая способность теста в целом или отдельного тестового задания. Если же все испытуемые дают на тестовое задание один и тот же ответ, то это означает, что данное задание не обладает дискриминативностью.

Достоверность теста – психометрическое свойство теста, обеспечивающее защиту его результатов от сознательных фальсификаций (лжи, неискренностииспытуемого) или непреднамеренных мотивационных искажений.

Интервал (в математической статистике) – упорядоченный набор величин, находящихся в заданных числовых границах и характеризуемых их средней величиной.

Интервью – метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой.

Качественный анализ – неформализованный и нестандартизированный метод анализа, в ходе которого исполнитель каждый раз вырабатывает специфическую логику сопоставления различных диагностических данных (признаков, симптомов) и не ограничивает себя заданным набором диагностических категорий. Применение качественного анализа неизбежно, когда состав признаков, существенных для диагностического вывода, непредсказуемо меняется от случая к случаю (от объекта к объекту). КА требует самой высокой квалификации от исполнителя, в частности умения обосновывать и документировать свои приемы и выводы.

Квантиль – это точка на числовой шкале, по предположению основанная на группе наблюдений; делит совокупность наблюдений на две группы с известными пропорциями в каждой из них.

Квартиль – три квартиля (Q1, Q2, Q3) делят группу наблюдений на четыре равные части (кварты).

Клинические методы – нестандартизированные методы психодиагностики, требующие применения экспертного опыта и интуиции. Близкие термины – экспертные методы, диалоговые методы.

Кодификация признаков – этап организации процедуры стандартизированного наблюдения, который состоит в присвоении наблюдаемым признакам определенных стандартизированных обозначений (кодов, номеров), с помощью которых эти признаки фиксируются в протоколе наблюдения.

Конкурентная валидность – способность более краткого и дешевого теста давать диагностическую информацию, не менее надежную и валидную, чем другой известный, но более продолжительный тест.

Контент–анализ – анализ содержания тестового документа или множества документов (в частности, протоколов проективных методик) путем подсчета частоты появления определенных элементов или кодифицированных признаков. Принципы КА могут быть распространены на анализ материалов наблюдения и материалов графических проективных методик.

Конфиденциальность – обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого, или в общем случае ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее извещен.

Коэффициент интеллектуальности – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста. Латинское обозначение – IQ (Intelligence Quotient).Среднее значение КИ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах – 15).

Креативность – изобретательность мышления, творческость.

Критериальный показатель – количественный (или градуальный) показатель той деятельности, ради прогноза которой создается тест. Это, например, производительность труда, успеваемость и т.д. Такой показатель выделяется при организации исследования по проверке социально-прагматической валидности теста. Между ним и баллом по тесту рассчитывается статистическая корреляция.

Критерий валидности – источник информации об измеряемом психическом свойстве. В частном случае это «критериальный показатель». В общем – балл по другому тесту или оценки экспертов и другие источники информации для проверки валидности.

Личностная психодиагностика – диагностика, направленная на получение информации о темпераменте, характере, когнитивном стиле, мотивах, интересах и других психических свойствах, определяющих общую направленность и стиль деятельности человека. Диагностика знаний, способностей и достижений традиционно не относится к сфере ЛП.

Лонгитюдное исследование – исследование, предполагающее последовательную, многократную регистрацию определенных показателей через определенные промежутки времени с целью определения динамики изменения и взаимовлияния данных показателей.

Медиана – величина, разделяющая ряд упорядоченных значений на две равные по количеству входящих в них значений половины, так что слева и справа от М оказываются одинаковые количества значений.

Метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой.

Методика – конкретная частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмете обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования).

Мода – в математической статистике числовое значение изучаемого признака, наиболее часто встречающееся в изученной выборке.

Мотивационные искажения – искажение результатов тестирования в результате особой мотивации, возникающей у испытуемого под влиянием самой ситуации тестирования.

Надежность – качество психодиагностической методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств. Синоним – точность методики.

Независимые переменные – те переменные, которые рассматриваются в эксперименте как возможные причины изменения зависимых переменных.

Норма теста – усредненная оценка по данному тесту большой группы нормальных, здоровых людей определенного возраста и культуры. С НТ сравниваются показатели отдельных людей, полученные путем их обследования по данному тесту, и на основе такого сравнения делается вывод о том, находятся ли они выше или ниже нормы, обладая соответственно, повышенным или пониженным уровнем психического развития.

Нормальное распределение – частичное распределение значений интегративного тестового показателя, которое возникает в результате воздействия на этот показатель со стороны множеств факторов – случайных и разнонаправленных. Математик К.Гаусс предложил функцию, описывающую НР. Графическая кривая НР имеет характерную колоколообразную форму.

Нормативное решение – принимается по результатм диагностики и состоит в приеме кандидата в учебную группу или на работу в определенной профессиональной роли в том случае, когда его результаты по тесту соответствуют определенным нормативным требованиям.

Описательно-симптоматическая диагностика – диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития, что особенно важно в случае появления нарушений развития, отклонений в поведении или личностно-эмоциональной дезадаптации.

Опросник – более или менее стандартизованная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. В случае более формализованных тест-опросников вопросы даются с закрытым веером ответов (вопросы с множественным выбором), и каждый из ответов связывается с определенным вкладом в тестовый балл, что фиксируется в ключе к тесту. В тест-опросниках вопросы, как правило, формулируются в косвенной форме или в форме утверждений, описывающих определенное поведение. Опросники, в которых вопросы обращены к знанию испытуемого о себе в наиболее прямой форме, принято называть анкетами. Принято считать, что анкеты – социологическая методика, а тест-опросники – психологическая.

Оптант – субъект профессионального выбора, клиент профессиональной консультации.

Оптимальная трудность – трудность тестовых заданий, при которой правильный ответ дает примерно половина из той популяции испытуемых, на которой должен быть использован тест.

Парные сравнения – методический прием, согласно которому испытуемый сравнивает все пары объектов из заданного списка по какому-либо заданному критерию, указывая каждый раз более предпочитаемый объект (по данному критерию).

Педагогические тесты – тесты, цель которых не измерение психических свойств, а измерение уровня усвоения определенных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой. В области психодиагностического обследования системы представлений граница между психологическими тестами и ПТ размыта.

Пилотирование трудности заданий – определение процента испытуемых, способных дать правильный ответ на задания, в ходе предварительных (пилотажных) экспериментов. По результатам пилотирования набор заданий корректируется с целью достижения «оптимальной трудности».

Поисковое наблюдение – наблюдение, задача которого – выявить единицы в материале наблюдения, расчленить его на элементы, признаки и категории, необходимые для последующего стандартизированного наблюдения.

Принцип комплексной диагностики – принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Если диагностический вывод базируется только на одной методике, то не исключено, что вся выявленная психологическая специфика испытуемого является артефактом.

Причинная диагностика – регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно это сделать.

Прогностическая валидность – важнейший вид валидности диагностической методики, который подтверждает ее пригодность для выдвижения прогноза. ПВ доказывается в ходе особого эксперимента: тестирование психического свойства предшествует будущему критериальному поведению, на прогноз которого и должен быть направлен тест.

Проективные методики – методики, основанные на феномене проекции. Неоднозначное задание порождает активность испытуемого, результат которой (тест, рисунок и т.п.) позволяет сделать вывод о скрытых психических свойствах этого испытуемого. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, незавершенный текст и т.п.).

Проекция – выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами самого индивида.

Протокол наблюдения – определенный документ, в котором наблюдатель регистрирует первичные данные наблюдения – идентификаторы событий и моментов времени, коды признаков и элементов наблюдения и т.п. Формализованные протоколы стандартизированного наблюдения могут быть обработаны с помощью количественных методов.

Протокольный факт – факт, который становится непреложным достоянием определенного документа – протокола наблюдения или протокола тестирования. Уровень научной культуры диагноста зависит от его умения отделять ПФ от своих собственных наблюдений или оценок.

Профессиография – свод знаний о профессионально важных качествах, знаниях, умениях, навыках и алгоритмах деятельности определенных профессий.

Профессиональная тайна – информация, которая должна быть известна только узкому кругу специалистов, в противном случае определенные профессиональные методы утрачивают свою силу и эффективность.

Профессиональные стандарты – нормативные требования к профессиональным исполнителям, методической литературе, методическому оборудованию, порядку осуществления определенных процедур и т.п.

Профессиональные тесты – специализированные тесты, предназначенные для проведения на определенной группе профессионалов или кандидатов в профессионалы, в ходе которых измеряется уровень сформированности знаний, навыков и умений, специальных для данной профессии. При применении тестов на профессионально важные качества грань между психологическими и профессиональными тестами оказывается размытой.

Процентиль – процентили делят совокупность наблюдений на 100 частей с равным числом наблюдений в каждой. Определение процентиля: Р-й процентиль представляет собой точку, ниже которой лежит Р процентов оценок.

Психодиагностика – область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Психологический диагноз – результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств, возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

Психологический тест – краткая психодиагностическая методика предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий с закрытым перечнем вариантов ответа, инструкции по проведению, ключей, норм и инструкции по интерпретации.

Психометрика – технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов. П – составная часть тестологии.

Психопрофилактика в психодиагностике – профессионально-этическое требование, которое требует от диагноста любую информацию преподносить в таком свете, чтобы способствовать улучшению психологического самочувствия испытуемого, гармонизации его личности.

Ранжирование – методический прием, при котором испытуемый выстраивает все объекты в ряд – в порядке возрастания или убывания заданного критерия.

Распределение тестовых баллов – функциональная зависимость частоты встречаемости от величины тестового балла. Описывается в табличной или графической форме. Показатель частоты буквально указывает на количество испытуемых в выборке стандартизации, которые получили тестовый балл данной величины.

Репертуарные решетки – особый класс методик для изучения системы индивидуальных представлений. При этом испытуемый в явном или неявном виде заполняет своими субъективными оценками матрицу (решетку), по столбцам которой варьируют различные объекты (элементы, понятия), заданные с помощью обобщенной «репертуарной» инструкции, а по строкам – различные признаки (шкалы, личностные конструкту). С помощью многомерного анализа решеток (например, факторного анализа) строятся модели индивидуальных представлений в виде «семантических пространств».

Репрезентативность – представленность свойств более широкого множества объектов в свойствах подмножества.

Рестандартизация – экспериментально-статистическое исследование, направленное на пересмотр тестовых норм, а в некоторых случаях и других компонентов теста (набора заданий, ключей).

Ретестовая надежность – надежность теста, которая устанавливается путем проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых, которая проходила первое тестирование, с последующим расчетом коэффициента корреляции.

Свободный ответ – способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен придумывать ответ, а не выбирать его из заданного списка.

Сигма – единица отклонения от среднего значения по шкале тестового показателя, равная одному стандартному (среднеквадратическому) отклонению. При нормальном распределении тестовых баллов отклонение вверх, превышающее одну С, означает превышение 86 процентов испытуемых из выборки стандартизации. Отклонение на 2С – превышение 95%. Соответственно 1С вниз – 14%, 2С вниз – 5%.

Ситуация экспертизы – возникает в тех случаях, когда испытуемый подвергается обследованию в принудительном порядке и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам обследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.

Согласованность экспертных оценок – определенное совпадение оценок, которые дают независимые эксперты одним и тем же объектам по определенным критериям. СЭО – важный признак наличия у экспертной процедуры определенного уровня надежности – валидности.

Социальная желательность – важнейший источник снижения достоверности психодиагностических методик, заключается в стремлении испытуемых давать о себе социально одобряемую информацию.

Социально-психологический норматив – система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов. Понятие введено К.М.Гуревичем. Эквивалент – «социокультурный норматив».

Социокультурная адаптация теста – изменение, приспособление теста, созданного в одной стране, культуре или эпохе к другим социальным условиям, где он применяется впервые. САТ включает в себя как изменение самих тестовых заданий, так и уточнение норм.

Социометрические критерии – это критерии, по которым оценивают друг друга члены группы при проведении социометрической диагностики.

Социометрия – методика изучения структуры группы путем сбора перекрестных взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям.

Сравнительное решение – принимается по результатам диагностики и касается предпочтения индивидов с относительно более высокими показателями. Степень соответствия тестовых баллов социокультурным или профессиональным нормативам не учитывается.

Стандартизация теста – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов, подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под С понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов.

Стандартизированное наблюдение – наблюдение, которое выполняется по строго очерченной методической схеме и состоит в выполнении специально обученным наблюдателем определенной последовательности действий, включающих: фиксацию определенного материала наблюдения, выявление в этом материале определенных заданных элементов и признаков, запись в протокол наблюдения этих элементов и признаков в особой кодифицированной форме, подсчет по определенному принципу частоты встречаемости кодифицированных признаков в протоколе и т.п.

Стандартизированные и экспертные методы – два глобальных класса психодиагностических методик. К первым относятся измерительные, формализованные методы, прежде всего тесты, ко вторым – так называемые «клинические», предполагающие индивидуальный подход к испытуемым и использование особого опыта и интуиции диагноста.

Статистические нормы – граничные значения на шкале тестовых баллов, образованные на основе частотного распределения тестовых баллов в выборке стандартизации. При нормальном распределении СН описываются с помощью параметров (среднее плюс / минус сигма). СН служат принятию сравнительных решений и не дают информации для принятия нормативных решений.

Тематическая репрезентативность – мера представленности в наборе тестовых заданий той предметной области, на которую направлен тест, т.е. области поведения в случае психологического теста или области знания в случае педагогического.

Тест-опросник – опросник, содержащий в своих пунктах заданный перечень возможных ответов и предполагающий подсчет баллов по ключам. Высокая степень стандартизации и формализации сближает ТО с объективными тестами. Широко используется в личностной диагностике.

Тестовые нормы – граничные точки на шкале тестовых баллов, которые разделяют различные «диагностические категории».

Тестовый интеллект – интеллект, выявленный с помощью типичных тестов множественного выбора. По сравнению с естественным интеллектом в ТИ в большей степени представлена исполнительская личность, умственный темп, а также стрессоустойчивость к ситуации экспертизы.

Тестология – математизированная технология создания и использования разнообразных тестов, не только психологических, но и технических, медицинских, профессиональных и т.п. Является отраслью прикладной математики и кибернетики.

Тесты достижений – направлены на измерение уровня знаний, умений и навыков в конкретных областях. Не имеют четкой границы, отделяющей их от тестов специальных способностей, так как актуальные способности могут рассматриваться как достижения индивида, полученные им в ходе развития его потенциальных способностей.

Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач. Особые тесты структуры интеллекта (например, Векслера, Амтхауэра) позволяют при этом соотнести степень развитости различных компонентов (или видов) общего интеллекта.

Тесты специальных способностей – направлены на измерение уровня успешности решения задач конкретного типа и в конкретных областях деятельности.

Техника – класс методик, объединенных родством определенного технологического приема.

Типологическая селекция – отбор или группировка индивидов со сходными психическими свойствами с целью повышения психологической однородности групп, в частности учебных классов.

Умственный возраст – уровень умственного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.

Умственный темп – общая психофизиологическая особенность индивида, предопределяющая высокую скорость переработки разнообразной информации. Согласно определенным концепциям (Айзенк и др.) УТ лежит в основе различий индивидов по коэффициенту интеллектуальности.

Унифицированная методика -обладает высокой степенью стандартизации и возможностью применения в широком классе ситуаций.

Установление контакта – особая коммуникативная деятельность психодиагноста на первых этапах общения с испытуемым, призванная обеспечивать создание, с одной стороны, доверительной атмосферы, с другой стороны, оптимального уровня мобилизации испытуемого на выполнение задания.

Факторная нагрузка – степень причинного влияния определенного диагностического фактора на уровень результатов выполнения определенного субтеста или отдельного тестового задания.

Хронометрические методики – основаны на регистрации времени отдельных реакций индивида или временных затрат на решение задач.

Ширина поля прогноза – мощность множества ситуаций, на которые распространяется прогноз поведения по результатам диагностики.

Шкала лжи – специальная шкала, с помощью которой выявляют уровень социальной желательности в ответах данного испытуемого на тест-опросник, позволяет отбраковать недостоверные протоколы.

Шкалы развития – формализованные схемы анализа материалов наблюдений и обследований, позволяющие сделать общий вывод об уровне развития ребенка, а также судить о неравномерности развития различных сторон познавательной и личностно-эмоциональной сферы. Применяются главным образом в работе с дошкольниками.

 

 

Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.