Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПодвEдите итоги




По каждой из представленных выше шкал в отдельности определяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для это­го пользуются ключом и переводными оценочными шкалами, представленными ниже.

Ключ к шкале "стремление к людям":

+ 1, +2, -3, -4, +5, -6, + 7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, - 16, +17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

Ключ к шкале "боязнь быть отвергнутым": •

+ 1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -И, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

Для определения суммы баллов по каждой шкале использу­ется следующая процедура. Пунктам опросника, помеченным в ключе знаками "+ ", приписываются баллы в соответствии со следующей переводной шкалой, где в числителе представлены оценки, данные испытуемыми соответствующим суждениям, а в знаменателе - те баллы, которые в конечном счете должны получить эти пункты шкалы и которые суммируются:

Пунктам опросника, помеченным в ключе знаком "-", точ­но так же приписываются баллы, но в соответствии с другим соотношением:

Сделайте выводы об уровнях развития у себя обоих мотивов. Для этого отдельно установите уровень развития мотива "стремление к людям" и уровень развития мотива "боязнь быть отвергнутым". При этом пользуйтесь единой суммарной шкалой.

Сумма баллов от 32 до 80. Низкий уровень развития данно­го мотива.

Сумма баллов от 81 до 176. Средний уровень развития мотива.

Сумма баллов от 177 до 224. Высокий уровень развития мо­тива.

Возможны следующие типичные сочетания двух исследуемых мотивов и способы их интерпретации.

1. Высокий уровень развития мотива "стремление к людям", сочетаемый с высоким уровнем развития мотива "боязнь быть отвергнутым". Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.

2 Высокий уровень развития мотива "стремление к людям", сочетаемый с низким уровнем развития мотива "боязнь быть отвергнутым". Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми, испытывая от этого в основном только положительные эмоции.

3 Высокий уровень развития мотива "боязнь быть отвергнутым" в совокупности с низким уровнем развития мотива "стремление к людям". Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.

4 Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.

При средних значениях мотивационных тенденций "стремление к людям" и "боязнь быть отвергнутым" ничего определенного о возможном поведении человека и его переживаниях, связанных с человеческими отношениями, сказать нельзя.

Интерпретация

Второй и первый типы сочетания мотивов "стремление к людям" и "боязнь быть отвергнутым" положительно влияют на формирование команд. Для руководителей и сотрудников коммуникационных профессий наиболее благоприятным сочетанием обоих мотивационных стремлений является такое, при котором "стремление к людям" развито сильно, а "боязнь быть отвергнутым" - слабо или средне.

МЕТОДИКА "Q-СОРТИРОВКА" В. СТЕФАНСОНА. ДИАГНОСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПОВЕДЕНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ГРУППЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное "Я", а не "соответствие-несоответствие" статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: "социальное «Я»" (Каким меня видят другие?);

"идеальное «Я»" (Каким бы я хотел быть?);

"актуальное «Я»" (Какой я в разных ситуациях?);

"значимые другие" (Каким я вижу своего партнера?);

"идеальный партнер" (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, иеобщительаость, принятие "борьбы" и избегание "борьбы ". Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к "борьбе" - активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание "борьбы" показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т.е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость - независимость, общительность - необщительность, принятие "борьбы" - избегание "борьбы") приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование проводится следующим образом/ Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить "да", если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или "нет", если оно про­тиворечит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить "сомневаюсь", т.е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных дар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов "да" складывается с количеством ответов "нет" противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ "да" имеет положительный знак, а ответ "нет" - отрицательный. Три-четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стенич-ности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов "да" и "нет" совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Текст опросника

1 Критичен к окружающим товарищам.

2 Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3 Склонен следовать советам лидера.

4 Не склонен создавать слишком близкие отношения с то­варищами.

5 Нравится дружественность в группе.

6 Склонен противоречить лидеру.

7 Испытывает симпатии к одному-двум членам группы.

8 Избегает встреч и собраний в группе.

9 Нравится похвала лидера.

 

10 Независим в суждениях и манере поведения.

11 Готов встать на чью-либо сторону в споре.

12 Склонен руководить товарищами.

13 Радуется общению с одним-двумя друзьями.

14 Внешне спокоен при проявлении враждебности со сторо­ны членов группы.

15 Склонен поддерживать настроение своей группы.

16 Не придает значения личным качествам членов группы.

17 Склонен отвлекать группу от ее целей.

18 Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя ли­деру.

19 Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20 Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21 Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

22 Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

23 Недостаточно сдержан в выражении чувств.

24 Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.

25 Недоволен слишком формальными отношениями.

26 Когда обвиняют - теряется и молчит.

27 Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.

28 Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

29 Склонен затягивать и обострять спор.

30 Стремится быть в центре внимания,

31 Хотел бы быть членом более узкой группировки.

32 Склонен к компромиссам.

33 Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер по­ступает вопреки его ожиданиям.

34 Болезненно относится к замечаниям товарищей.

35 Может быть коварным и вкрадчивым.

36 Склонен принять на себя руководство в группе.

37Откровенен в группе.

38. Возникает нервное беспокойство во время группового
разногласия.

39 Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40 Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41 Склонен сердиться на товарищей..

42 Пытается вести других против лидера.

43 Легко находит знакомства за пределами группы.

44 Старается избегать быть втянутым в спор.

45 Легко соглашается с предложениями других членов группы.

 

46 Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.

47 Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48 Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49 Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

50 Пытается не показывать свои истинные чувства.

51 Становится на сторону лидера при групповых разногла­сиях.

52 Инициативен в установлении контактов в общении.

53 Избегает критиковать товарищей.

54 Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55 Не нравится, что отношения в группе слишком фамиль­ярны.

56 Любит затевать споры.

57 Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

58 Склонен вмешиваться в контакты товарищей и нарушать их.

59 Склонен к "перепалкам", "задиристый".

60 Склонен выражать недовольство лидером.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.