КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидпера
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией). Пример заполненного бланка методики Уважаемый товарищ! В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
ТЕСТ "Я" ИЛИ "МЫ"? (СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ РАБОТАТЬ В ТЕСНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ) 1. Когда вы рассказываете дома о своей работе, вы обычно употребляете... а) безличные формы; б) местоимения "я" или "мы". а) своей самостоятельностью; б) возможностью диалога с коллегами и руководством. 3. Если в неудачах обвиняют лично вас, вы отвечаете: а) "меня подвели..."; б) "да, это моя ошибка...". 4. Как вы относитесь к конфликтам с коллегами? а) их лучше избегать; б) иногда они даже полезны для дела. 5. Если надо принять решение, вы: а) рассчитываете на свою интуицию; б) принимаете во внимание мнение окружающих. 6. Если ваша любимая команда проигрывает... а) это может вывести вас из себя; б) воспринимаете это спокойно. 7. На совещаниях вы... а) сразу и твердо отстаиваете свое мнение; б) сначала выслушиваете других. 8. Окончательное решение... а) может принадлежать коллективу; б) всегда дело Одного человека. 9. Ваши коллеги... а) должны разделять ваши методы работы; б) естественно, работают каждый по-своему. 10. Как вы воспринимаете тот факт, что другие живут и думают по-другому? а) с трудом; б) легко. 11. Когда кто-нибудь из коллег не разделяет ваше мнение, а) лично; б) с помощью коллектива.. 12. Если группа не согласна с вами, вы... а) чаще остаетесь на своих позициях; б) присоединяетесь к большинству. 13. Благоприятный климат в коллективе - это... а) фактор важный, но второстепенный; б) определяющий фактор эффективной работы. 14. На общих совещаниях вы... а) стараетесь вникнуть во все обсуждаемые проблемы; б) интересуетесь преимущественно тем, что касается вашей группы. 15. Если решение, принятое группой, не было согласовано с вами, вы... а) испытываете раздражение; б) чувствуете себя отвергнутым. 16. Спорите ли с коллегами или начальством, если уверены, что правы именно вы? а) часто; б) в отдельных случаях. 17. В групповой работе вы... а) всегда лидер; б) только иногда, в зависимости от решаемой проблемы. 18. Коллектив способен решить любую задачу... а) во многих случаях; б) всегда. 19. Что вам больше нравится? а) сольный концерт исполнителя-виртуоза; б) симфония. 20. Для вас лучше, когда рабочая группа состоит из ваших друзей? а) да; б) не обязательно. 21. На совещаниях вы более склонны... а) знакомиться с новыми подходами к проблемам; б) стремиться сблизить различные позиции. 22. Вы были бы рады, если бы ваша жена родила пять близнецов? а) нет; б) да. 23. Тот факт, что коллегам нет необходимости обсуждать между собой стоящие задачи (каждый знает и хорошо делает свое дело), - лучший признак хорошей группы... а) да; б) нет. 24. Работа в группе - это... а) увеличение личных усилий; б) экономия личных усилий. Результаты Подсчитайте, сколько у вас ответов "б". Менее 8: вы показали себя фанатичным индивидуалистом, но, в сущности, вы очень зависимы. Вам бы больше подошла научная работа или свободная профессия без тесного взаимодействия с коллективом. От 8 до 12: у вас есть "командный дух", но вы зависите от других несколько больше, чем это необходимо. От 12 до 20: вы вполне способны плодотворно работать в коллективе. Более 20 ответов "б": вы отлично сочетаете коллективизм с личной независимостью и способны принести много пользы коллективу, не обезличиваясь при этом. Работать с вами в группе - и польза, и удовольствие. ТЕСТ "СЛУЖЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ «ПРАВИЛА ИГРЫ»?" Тонкости и нюансы отношений с коллегами важны независимо от характера вашей работы: от них непосредственно зависит продвижение по служебной лестнице. Незнание неписаных правил может стоить вам повышения. Данный тест поможет оценить, насколько свободно вы в них ориентируетесь. 1. На "летучке" шеф в пух и прах разнес ваше предложение, а) Ждете окончания "летучки", чтобы спросить, почему он изменил свое мнение; б) Ничего не говорите ему, но остальным даете понять, что его капризы непредсказуемы; в) Тут же, на "летучке", отстаиваете свое предложение; г) Философски отнесетесь к его непостоянству. 2. Вы засиделись на работе и знаете, что шеф тоже задержался. Ваши действия? а) Находите предлог, чтобы зайти к нему: пусть знает, как вы много работаете; б) Избегаете встреч: начнет расспросы или расценит ваше рвение как неумение рассчитывать рабочее время; в) Ждете, когда он уйдет, чтобы посмотреть его бумаги г) Тут же складываете работу, чтобы закончить, дома от греха подальше. 3. В ходе товарищеского застолья шеф интересуется вашим отношением к гомосексуализму. Вам известно, что он - в отличие от вашей вполне терпимой позиции - придерживается консервативных взглядов. Ваше решение? а) Изменить тему разговора; б) Поддержать его мнение, чтобы не портить себе настроение; в) Дать расплывчатый ответ; г) Высказать свое мнение: пусть уважает вас за прямоту. а) Пригласить вместе пообедать, предложить помощь, б) Постараться произвести на него впечатление, поведав о ваших заслугах на работе; в) Ничего не предпринимать: со временем его "достоинства" сами собой иссякнут, а отставание от вас станет г) Подметить его слабости и при случае указать на них коллегам в надежде, что эта информация просочится 5. Кто-то уволился, и вам предлагают освободившуюся комнату с маленьким окном и ближе к кабинету шефа. Ваше решение? а) Поменяться: есть шанс наладить отношения с руководством; б) Поблагодарить, но отказаться: от руководства лучше держаться подальше; в) Хочешь не хочешь, а надо соглашаться, чтобы не прослыть неблагодарным; г) Сказать, что вы не возражаете, но Н. больше вашего заслуживает улучшения условий. 6. Отметьте темы, которые, как вы считаете, можно обсуждать с коллегами: а) Последние политические событие, б) Свои финансовые проблемы; в) Личную жизнь; г) Национальные и религиозные вопросы; д) Кино, книги; е) Свое здоровье; ж) Семейные проблемы; з) Сплетни о сослуживцах. 7. Вам наскучила ваша теперешняя работа. Вы: а) Обсуждаете положение с тем из коллег, с кем поддерживаете самые доверительные отношения; б) Составляете свое "резюме" и рассылаете его в организации, которые могут быть в вас заинтересованы; в) Обращаетесь в кадровую службу собственного предприятия с тем, чтобы вас учли при перестановке кадров; г) Конфиденциально сообщаете друзьям, что ищите новую работу. 8. Ваш шеф на грани увольнения. Вы: а) Открыто поддерживаете его, демонстрируя всем свою б) Решаете начать поиски повой работы: новый начальник наверняка приведет своих людей; в) На всякий случай пытаетесь заручиться поддержкой г) Идете в отдел кадров и интересуетесь, насколько надежно ваше положение. 9. Вы приступили к работе в организации, где среди сотрудников принята совсем иная манера одеваться, чем та, к которой а) Обновить гардероб, даже если это потребует занятьденег; б) Подыскиваете что-нибудь более или менее подходящее среди своих старых вещей: обновки можно будет себе позволить, когда вы закрепитесь на новом в) Пойти на компромисс: купить что-нибудь соответствующее новому стилю, сохранив основу своего прежнего гардероба; г) Постараться убедить начальство, что привычный длявас стиль тоже вполне респектабелен. .10. За обедом ваш начальник (с которым у вас вполне доверительные отношения) жалуется вам на проблемы, возникшие в его семейных отношениях. Вы в ответ: а) Утешаете его, рассказывая о собственных семейныхпроблемах; б) Даете ему дельный совет; в) Выслушиваете, но стараетесь деликатно сменить темуразговора; г) Вежливо просите не затрагивать на работе личных тем. а) Терпеливо ждете признания своих заслуг; б) Отправляетесь к начальству, намереваясь получить поощрение; в) Пока не услышите обратного, считаете, что руководство вами довольно; г) Периодически деликатно напоминаете о своих достоинствах и заслугах. 12. Какие качества вы используете в продвижении в карьере? (Можно отметить несколько вариантов) а) Юмор; б) Обаяние; в) Энтузиазм; г) Целеустремленность; д) Эрудицию; е) Сексуальность. 13. Некто, известный своими особо близкими отношениями с шефом, получает повышение, на которое рассчитывали вы. Ваша реакция? а) Напишите жалобу высшему руководству, отметив б) Решите сами сблизиться с шефом всеми доступными в) Напишите заявление об уходе: судя по всему, ваш профессионализм здесь не будет оценен; г) Поговорите с начальством об эффективности вашей 14. Вам предлагают новую должность, но - в связи с финансовыми трудностями организации - без повышения оклада. а) Настойчиво потребовать повышения оклада -для ценных сотрудников деньги всегда найдутся; б) Согласиться, но дать понять, что руководство передвами в долгу; в) Не соглашаться - из принципа! г) С благодарностью принять повышение. 15. На своем рабочем месте вы: а) Само дружелюбие и благожелательность; б) Трудолюбивая пчелка, которую не всегда понимают; в) Скорая интеллектуальная помощь; г) Фонтан юмора и темперамента.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |