Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидпера




Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (на­пример, социометрией).

Пример заполненного бланка методики

Уважаемый товарищ!

В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

                   
1.Дружелюбие   *             Враждебность
2.Согласие     *           Несогласие
3.Удовлетворенность     *           Неудовлетворенность
4.Продуктивность   *             Непродуктивность
5.Теплота     *           Холодность
6.Сотрудничество       *         Несогласованность
7.Взаимоподдержка       *         Недоброжелательность
8.Увлеченность         *       Равнодушие
9.Занимательность       *         Скука
10.Успешность     *           Безуспешность

 

ТЕСТ "Я" ИЛИ "МЫ"? (СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ РАБОТАТЬ В ТЕСНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ)

1. Когда вы рассказываете дома о своей работе, вы обычно употребляете...

а) безличные формы;

б) местоимения "я" или "мы".
2. В работе больше дорожите...

а) своей самостоятельностью;

б) возможностью диалога с коллегами и руководством.


3. Если в неудачах обвиняют лично вас, вы отвечаете:

а) "меня подвели...";

б) "да, это моя ошибка...".

4. Как вы относитесь к конфликтам с коллегами?

а) их лучше избегать;

б) иногда они даже полезны для дела.

5. Если надо принять решение, вы:

а) рассчитываете на свою интуицию;

б) принимаете во внимание мнение окружающих.

6. Если ваша любимая команда проигрывает...

а) это может вывести вас из себя;

б) воспринимаете это спокойно.

7. На совещаниях вы...

а) сразу и твердо отстаиваете свое мнение;

б) сначала выслушиваете других.

8. Окончательное решение...

а) может принадлежать коллективу;

б) всегда дело Одного человека.

9. Ваши коллеги...

а) должны разделять ваши методы работы;

б) естественно, работают каждый по-своему.

10. Как вы воспринимаете тот факт, что другие живут и думают по-другому?

а) с трудом;

б) легко.

11. Когда кто-нибудь из коллег не разделяет ваше мнение,
вы стараетесь его переубедить...

а) лично;

б) с помощью коллектива..

12. Если группа не согласна с вами, вы...

а) чаще остаетесь на своих позициях;

б) присоединяетесь к большинству.

13. Благоприятный климат в коллективе - это...

а) фактор важный, но второстепенный;

б) определяющий фактор эффективной работы.

14. На общих совещаниях вы...

а) стараетесь вникнуть во все обсуждаемые проблемы;

б) интересуетесь преимущественно тем, что касается вашей группы.

15. Если решение, принятое группой, не было согласовано с вами, вы...

а) испытываете раздражение;

б) чувствуете себя отвергнутым.

16. Спорите ли с коллегами или начальством, если уверены, что правы именно вы?

а) часто;

б) в отдельных случаях.

17. В групповой работе вы...

а) всегда лидер;

б) только иногда, в зависимости от решаемой проблемы.

18. Коллектив способен решить любую задачу...

а) во многих случаях;

б) всегда.

19. Что вам больше нравится?

а) сольный концерт исполнителя-виртуоза;

б) симфония.

20. Для вас лучше, когда рабочая группа состоит из ваших

друзей?

а) да;

б) не обязательно.

21. На совещаниях вы более склонны...

а) знакомиться с новыми подходами к проблемам;

б) стремиться сблизить различные позиции.

22. Вы были бы рады, если бы ваша жена родила пять близнецов?

а) нет;

б) да.

23. Тот факт, что коллегам нет необходимости обсуждать между собой стоящие задачи (каждый знает и хорошо делает свое дело), - лучший признак хорошей группы...

а) да;

б) нет.

24. Работа в группе - это...

а) увеличение личных усилий;

б) экономия личных усилий.

Результаты

Подсчитайте, сколько у вас ответов "б".

Менее 8: вы показали себя фанатичным индивидуалистом, но, в сущности, вы очень зависимы. Вам бы больше подошла научная работа или свободная профессия без тесного взаимодействия с коллективом.

От 8 до 12: у вас есть "командный дух", но вы зависите от других несколько больше, чем это необходимо.

От 12 до 20: вы вполне способны плодотворно работать в коллективе.

Более 20 ответов "б": вы отлично сочетаете коллективизм с личной независимостью и способны принести много пользы коллективу, не обезличиваясь при этом. Работать с вами в группе - и польза, и удовольствие.

ТЕСТ "СЛУЖЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ «ПРАВИЛА ИГРЫ»?"

Тонкости и нюансы отношений с коллегами важны незави­симо от характера вашей работы: от них непосредственно зависит продвижение по служебной лестнице. Незнание неписаных правил может стоить вам повышения. Данный тест поможет оценить, насколько свободно вы в них ориентируетесь.

1. На "летучке" шеф в пух и прах разнес ваше предложение,
которое несколько дней назад одобрил. Ваша реакция?

а) Ждете окончания "летучки", чтобы спросить, почему он изменил свое мнение;

б) Ничего не говорите ему, но остальным даете понять, что его капризы непредсказуемы;

в) Тут же, на "летучке", отстаиваете свое предложение;

г) Философски отнесетесь к его непостоянству.

2. Вы засиделись на работе и знаете, что шеф тоже задержался. Ваши действия?

а) Находите предлог, чтобы зайти к нему: пусть знает, как вы много работаете;

б) Избегаете встреч: начнет расспросы или расценит ваше рвение как неумение рассчитывать рабочее время;

в) Ждете, когда он уйдет, чтобы посмотреть его бумаги
в надежде найти интересную информацию;

г) Тут же складываете работу, чтобы закончить, дома от греха подальше.

3. В ходе товарищеского застолья шеф интересуется вашим отношением к гомосексуализму. Вам известно, что он - в отличие от вашей вполне терпимой позиции - придерживается консервативных взглядов. Ваше решение?

а) Изменить тему разговора;

б) Поддержать его мнение, чтобы не портить себе настро­ение;

в) Дать расплывчатый ответ;

г) Высказать свое мнение: пусть уважает вас за прямоту.
4. На такую же, как у вас, должность приходит новый сотрудник - молодой, неопытный, но с протекцией. Ваша реакция?

а) Пригласить вместе пообедать, предложить помощь,
подружиться;

б) Постараться произвести на него впечатление, поведав о ваших заслугах на работе;

в) Ничего не предпринимать: со временем его "достоинства" сами собой иссякнут, а отставание от вас станет
для всех очевидно;

г) Подметить его слабости и при случае указать на них коллегам в надежде, что эта информация просочится
"наверх".

5. Кто-то уволился, и вам предлагают освободившуюся комнату с маленьким окном и ближе к кабинету шефа. Ваше решение?

а) Поменяться: есть шанс наладить отношения с руководством;

б) Поблагодарить, но отказаться: от руководства лучше держаться подальше;

в) Хочешь не хочешь, а надо соглашаться, чтобы не прослыть неблагодарным;

г) Сказать, что вы не возражаете, но Н. больше вашего заслуживает улучшения условий.

6. Отметьте темы, которые, как вы считаете, можно обсуждать с коллегами:

а) Последние политические событие,

б) Свои финансовые проблемы;

в) Личную жизнь;

г) Национальные и религиозные вопросы;

д) Кино, книги;

е) Свое здоровье;

ж) Семейные проблемы;

з) Сплетни о сослуживцах.

7. Вам наскучила ваша теперешняя работа. Вы:

а) Обсуждаете положение с тем из коллег, с кем поддер­живаете самые доверительные отношения;

б) Составляете свое "резюме" и рассылаете его в органи­зации, которые могут быть в вас заинтересованы;

в) Обращаетесь в кадровую службу собственного предприятия с тем, чтобы вас учли при перестановке кадров;

г) Конфиденциально сообщаете друзьям, что ищите новую работу.

8. Ваш шеф на грани увольнения. Вы:

а) Открыто поддерживаете его, демонстрируя всем свою
преданность;

б) Решаете начать поиски повой работы: новый начальник наверняка приведет своих людей;

в) На всякий случай пытаетесь заручиться поддержкой
коллег и найти новых покровителей;

г) Идете в отдел кадров и интересуетесь, насколько надежно ваше положение.

9. Вы приступили к работе в организации, где среди сотрудников принята совсем иная манера одеваться, чем та, к которой
вы привыкли. Вы решаете:

а) Обновить гардероб, даже если это потребует занятьденег;

б) Подыскиваете что-нибудь более или менее подходящее среди своих старых вещей: обновки можно будет себе позволить, когда вы закрепитесь на новом
месте;

в) Пойти на компромисс: купить что-нибудь соответствующее новому стилю, сохранив основу своего прежнего гардероба;

г) Постараться убедить начальство, что привычный длявас стиль тоже вполне респектабелен.

.10. За обедом ваш начальник (с которым у вас вполне доверительные отношения) жалуется вам на проблемы, возникшие в его семейных отношениях. Вы в ответ:

а) Утешаете его, рассказывая о собственных семейныхпроблемах;

б) Даете ему дельный совет;

в) Выслушиваете, но стараетесь деликатно сменить темуразговора;

г) Вежливо просите не затрагивать на работе личных тем.
11. Если, на ваш взгляд, вы заслужили поощрение, то:

а) Терпеливо ждете признания своих заслуг;

б) Отправляетесь к начальству, намереваясь получить поощрение;

в) Пока не услышите обратного, считаете, что руководство вами довольно;

г) Периодически деликатно напоминаете о своих достоинствах и заслугах.

12. Какие качества вы используете в продвижении в карьере? (Можно отметить несколько вариантов)

а) Юмор;

б) Обаяние;

в) Энтузиазм;

г) Целеустремленность;

д) Эрудицию;

е) Сексуальность.

13. Некто, известный своими особо близкими отношениями с шефом, получает повышение, на которое рассчитывали вы. Ваша реакция?

а) Напишите жалобу высшему руководству, отметив
недопустимость так беззастенчиво смещивать личные
и деловые отношения;

б) Решите сами сблизиться с шефом всеми доступными
способами;

в) Напишите заявление об уходе: судя по всему, ваш профессионализм здесь не будет оценен;

г) Поговорите с начальством об эффективности вашей
работы.

14. Вам предлагают новую должность, но - в связи с финансовыми трудностями организации - без повышения оклада.
Ваши действия?

а) Настойчиво потребовать повышения оклада -для ценных сотрудников деньги всегда найдутся;

б) Согласиться, но дать понять, что руководство передвами в долгу;

в) Не соглашаться - из принципа!

г) С благодарностью принять повышение.

15. На своем рабочем месте вы:

а) Само дружелюбие и благожелательность;

б) Трудолюбивая пчелка, которую не всегда понимают;

в) Скорая интеллектуальная помощь;

г) Фонтан юмора и темперамента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.