Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири




Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дру-э/селюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного вос­приятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компо­нентов при анализе стиля межличностного поведения и по со­держанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В мно­голетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в т]5ехмерном пространстве, образованном тремя осями: доми-


нирование-подчинепие, дружелюбпостъ-иедруэюелюбпость, эмо­циональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчине­ние, друэ/селюбие-враэ/сдебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враж­дебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

5-8 баллов - умеренная адаптивное поведение

9-12 баллов-высокая экстремальное поведение

13-16 баллов - экстремальная до патологии

Разные направления диагностики Позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное «Я»", "реальное «Я»", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к дру­гому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от О до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI) Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия

степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 -диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12-доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12- требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии. 0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности. VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12- послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-12 -дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероид-ный тип характера).

0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Текст опросника

Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).

 

1. Другие думают о нем благосклонно

2.Производит впечатление на окружающих I.

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4.Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый I. I.

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым II I

10.Строгий, но справедливый
11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален I V

15.Способен проявить недоверие

16.Часто разочаровывается

17.Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19.Охотно подчиняется V

20.Уступчивый

21.Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию VI

23.Уважительный

24.Ищущий одобрения

25.Способен к сотрудничеству VII

26. Стремится ужиться с Другими

27.Дружелюбный, доброжелательный

28.Внимательный и ласковый

29.Деликатный VII I.

30.Одобряющий

31.Отзывчивый к призывам о помощи

32.Бескорыстный

33.Способен вызвать восхищение I

34. Пользуется уважением у других

35.Обладает талантом руководителя

36.Любит ответственность

37.Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист I I.

39.Деловит и практичен

40.Любит соревноваться

41.Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный III.

43.Раздражительный

44.Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали IV

46. Скептичен

47.На него трудно произвести впечатление

48.Обидчивый, щепетильный

49.Легко смущается у V

50.50. Неуверен в себе

51.Уступчивый

52.Скромный

53.Часто прибегает к помощи других ; у других VI

54.Очень почитает авторитеты

55.Охотно принимает советы

56.Доверчив и стремится радовать других

57.Всегда любезен в обхождении VII

58. Дорожит мнением окружающих

59.Общительный и уживчивый

60.Добросердечный

61.Добрый, вселяющий уверенность VIII

62.Нежный и мягкосердечный

63.Любит заботиться о других

64.Бескорыстный, щедрый

65.Любит давать советы I

66.Производит впечатление значимости I

67.Начальственно-повелительный

68.Властный

69.Хвастливый II

70.Надменный и самодовольный "

71.Думает только о себе

72.Хитрый и расчетливы

73.Нетерпим к ошибкам других III

74.Своекорыстный

75.Откровенный

76.Часто недружелюбен

77.Озлобленный IV

78.Жалобщик

79.Ревнивый

80.Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию V
82. Застенчивый

83.Безынициативный

84.Кроткий

85.Зависимый, несамостоятельный VI

86.Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88.Легко попадает впросак

89.Легко попадает под влияние друзей VII

90.Готов довериться любому

91.Благорасположен ко всем без разбору

92.Всем симпатизирует

93.Прощает все VIII

94.Переполнен чрезмерным сочувствием

95.Великодушен и терпим к недостаткам

96.Стремится покровительствовать

97.Стремится к успеху I

98.Ожидает восхищения от каждого.

99.Распоряжается другими

100.Деспотичный

101.Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) I I

102. Тщеславный

103.Эгоистичный

104.Холодный, черствый

105.Язвительный, насмешливый I I I

106.Злобный, жестокий

107.Часто гневливый

108.Бесчувственный, равнодушный

109.Злопамятный IV

110. Проникнут духом противоречия

111.Упрямый

112.Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий V
114. Стыдливый

115.Отличается чрезмерной готовностью подчиняться

116.Мягкотелый

117.Почти никогда никому не возражает VI

118.Ненавязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120.Чрезмерно доверчив

121.Стремится снискать расположение каждого VII

122.Со всеми соглашается

123.Всегда дружелюбен

124.Всех любит

125.Слишком снисходителен к окружающим VIII

126.Старается утешить каждого

127.Заботится о других в ущерб себе

128.Портит людей чрезмерной добротой

ТЕСТ "НАСКОЛЬКО ЭТИЧНО ВАШЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РАБОТЕ?"

Важным показателем уровня развития персонала является усвоение ценностей и норм деловой этики, формирование нравственного капитала в целом. Данный тест призван выявить установки на соблюдение служебной этики.

Инструкция

Определите для себя, как часто вы совершаете, совершали или будете совершать в будущем указанные поступки. Перед каждым из приведенных ниже 15 утверждений поставьте букву, соответствующую вашему ответу:

"Ч" ("часто"), "В" ("время от времени"), "Р" ("редко"), "Н" ("никогда").

Опросник

Если имеется возможность и это мне ничем не грозит, то >

1) я опаздываю на работу, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить деньги за весь рабочий день;

2)я ухожу с работы пораньше, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить деньги за весь рабочий день;

3)я делаю длительные перерывы при выполнении работы, хотя знаю, что мне, тем не менее, продолжают платить за весь рабочий день;

4)я звоню и сообщаю, что я болен (хотя это неправда), чтобы получить лишний выходной;

5)я использую рабочий телефон для ведения личных междугородних переговоров;

6)я занимаюсь своими личными делами во время работы;

7)я использую ксерокс в офисе в своих личных целях;

8)я пересылаю свою почту вместе с почтой компании, в которой я работаю;

9)я уношу домой часть продукции, производимой компанией;

10)я раздаю ее своим друзьям или позволяю им пользоваться этой продукцией без спросу;

11)я заставляю компанию платить за еду, которую я в действительности не ел, или за поездки, которые я в действительности не делал, или покрывать мои прочие затраты, которых, по правде говоря, и не было;

12)я использую служебную машину в своих личных целях;

13)я приглашаю своего друга куда-нибудь пообедать и записываю это на счет компании;

14)я приглашаю своего друга в какую-либо поездку и записываю это на счет компании;

15)я принимаю подарки от поставщиков или клиентов за оказанные им мною услуги.

Подсчитайте количество баллов, используя ключ.

 

Н Р В Ч
       
       

У вас должно получиться от 15 до 60 баллов в сумме. Поскольку все утверждения и высказывания были неэтичными, чем

меньше очков вы набрали, тем более этично ваше поведение на работе.

В странах Запада трудовая этика по сравнению с Россией имеет глубокие отличия, и ее показатели в тесте существенно выше.

Уровень трудовой этики в современной России применительно к молодежи таков:

до 30 баллов - высокий уровень; • 30-38 баллов - средний уровень;

свыше 30 баллов - низкий уровень.

ТЕСТ "ЭТИКА БИЗНЕСА"

Инструкция

Дайте свою оценку приведенным ниже утверждениям по сле­дующей шкале.

Абсолютно согласен - 3 балла. В основном согласен - 2 бал­ла. Не согласен - 1 балл. Совершенно не согласен - 0 баллов.

Опросник

1.Скорее всего работники фирмы не сообщают руководству о своих ошибках и упущениях.

2.Бывает, что менеджер должен в интересах фирмы нарушить условия контрактов, в частности, не соблюдать правила безопасности.

3.Не всегда следует соблюдать точность в отчетности о расходах, достаточно приблизительных цифр.

4.Иногда можно утаить не самую приятную информацию от начальства.

5.Надо действовать так, как приказывает руководитель, хотя у вас есть сомнения в правильности его действий.

6.В случае необходимости в рабочее время можно заняться и собственными делами.

7.Иногда Нужно задержать работника, чтобы проверить его деловые возможности.

8.Клиенту фирмы можно дать доверительную информацию, если это приносит определенные выгоды мне.

9.Можно пользоваться служебной линией связи для решения собственных вопросов, если эта линия свободна.

10.Менеджер ориентируется на конечную цель, поэтому для ее достижения все средства хороши.

11.Если для заключения контракта нужен хороший банкет, нужно его сделать.

12.Без нарушения существующих инструкций жить невоможно.

13.Если кассир дает сдачу не полностью - это терпимо.

14.Иногда можно использовать копировальную машину компании в собственных целях.

15.Можно унести домой с работы кое-что из канцелярских принадлежностей (бумага, лента для пишущей машинки и т.п.), принадлежащих компании, ведь я работаю в этой компании.

Подведите итоги

Подсчитайте сумму баллов, используя шкалу, и оцените свой результат.

0-5 баллов. Ваша этика ~ выше всяких похвал.

6-10 баллов. У вас высокий уровень этики.

11-15 баллов. Вполне приемлемо.

16-26 баллов. Средний этический уровень.

26-35 баллов. Необходимо ваше моральное совершенствова­ние.

36 и выше. Как бы не упасть в пропасть.

ТЕСТ "КАКОЙ ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РАБОТНИКОМ И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫ ПРЕДПОЧИТАЕТЕ?"

Тест служит выявлению следующих типов мотивации у работников:

эгоистический. При нем ярко выражено стремление получить от организации больше, чем отдать ей;

рациональный. При нем ожидается равенство затрат и вознаграждения, и

альтруистический (коллективистский). При нем наблюдается желание больше отдавать организации и другим людям, чем получать от них,

В процессе мотивирования руководитель должен учитывать тип сотрудников. "Эгоистических" работников следует сдерживать, "воспитывать", объясняя им равенство прав всех других членов рабочей группы и необоснованность их чрезмерных претензий на вознаграждение. "Рациональные" по своему типу ра­ботники действуют в соответствии с теорией справедливости Адамса. К ним в большей мере применимы практические выводы и рекомендации этой теории. С "альтруистическими" сотрудниками у руководителя меньше всего проблем, поскольку они работают без скрупулезного подсчета собственных затрат и их соотнесения с получаемым вознаграждением. Однако их организационным альтруизмом не следует злоупотреблять.

Инструкция

При ответе на каждый из 5 вопросов вам предоставляется 10 баллов, которые можно распределить между двумя предлагаемыми ответами "а" и "б" в зависимости от их значимости для вас. Вы можете дать больше баллов тому ответу, который вам импонирует, главное, чтобы в сумме в обоих ответах было 10 баллов. Вы можете дать каждому ответу по одинаковому количеству очков или использовать в одном из них 0.

Опросник

В любой организации, где бы вы ни работали.

1. Для вас был бы важнее тот факт, что:

а) вы получаете больше, чем отдаете своей работе;

б) вы отдаете своей работе больше, чем получаете.

2. Для вас было бы важнее:

а) помогать другим людям;

б) заботиться о своих нуждах.

3. Вас бы более интересовало то, что:

а) вы получаете от организации, в которой вы работаете;

б) вы вносите в ту организацию, на которую вы работаете.

4. Та тяжелая работа, которую бы вам пришлось исполнять,
должна:

а) приносить пользу организации;

б) приносить пользу вам.

5. Вашим девизом во взаимоотношениях с организацией
было бы:

а) никто не поможет тебе, кроме тебя самого;

б) лучше отдавать, чем брать.

Подведите итоги

Используя ключ, суммируйте очки в следующем порядке: 16 + + 2а + 36 + 4а + 56. Вы должны получить число от 0 до 50.

В зависимости от полученных результатов выделяются три типа сотрудников:

"Благожелательные" ("альтруистические") - это люди, которые предпочитают больше отдавать организации, чем брать от нее. "Поборники справедливости" ("рациональные") - люди, которые ратуют за то, чтобы соотношение вклада всех сотрудников и ответной отдачи от организации было бы для всех одинаковым. "Имеющие право" ("эгоистические") - работники, предпочитающие, чтобы соотношение их вклада и отдачи от организации было более весомо по сравнению с остальными работниками (больше склонны брать от организации, нежели давать ей).

Оцените свой результат. Вас следует отнести:

менее 29 баллов - к альтруистическому типу;:

29-32 балла - к рациональному типу;

более 32 баллов - вы являетесь типичным представителем эгоистического типа.

Конечно, при определении мотивационного типа работников следует учитывать и характер организации, в которой они работают или работали раньше. Опыт работы в организациях, не заботящихся о людях, с высоким уровнем эксплуатации, господством авторитарного стиля руководства и т.п., негативно влияет на отношение к организации и показатели теста.

Этот же тест можно использовать для определения типов мотивации сотрудников в отношениях с близкими людьми. При этом слово "организация" нужно заменить термином "друзья" или "дружеская группа". Нередко, особенно в России,, встречаются люди "эгоистические" по отношению к организации, од­нако "благожелательные" в отношениях с близкими людьми, в том числе с товарищами по работе. Для эффективного мотивирования таких сотрудников целесообразно поддерживать с ними неформальные (конечно, в определенных пределах) от­ношения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.