Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа дисциплины




«СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕОРИИ»

 

 

Для направления подготовки 031900.62– Теология

Факультет РФ и НК

Курс 4, семестр 8

Всего часов (включая самостоятельную работу) – 80

 

Составитель – Рыбаков С.Ю., к.ф.-м.н., доцент

 

 

Рязань 2011

 


Аннотация дисциплины

Курс «Современные религиозно-социальные теории» должен показать связь между религиозными устремлениями народов и социальным устроением их бытия, разворачивающемся в исторической ретроспективе. Эта проблематика мало затронута в современной литературе, что связано в первую очередь с отсутствием возможностей для постановки такой задачи в советский – атеистический период жизни нашего общества. Религия рассматривалась исключительно как временное заблуждение человеческого ума, затрагивавшее только «надстройку» общества, в то время как развитие «базиса», определяемого материальным производством неизбежно приводило к материалистической парадигме сознания.

В настоящее время становится все яснее, что атеизм не является чем-то стоящим вне или над религией. Атеизм – это одна из форм религиозного сознания. В связи с этим встает необходимость с православных позиций рассмотреть общие тенденции формирования социальной среды и государственного устройства у разных культурно-исторических типов на разных фазисах их религиозного развития (или деградации).

Впервые постановка задачи на исследования такого рода была поставлена в середине XIX в., когда религиозная Реформация стала изучаться в связи с другими процессами, происходившими в Западной Европе и в мире. Почин в этом отношении был сделан немецкими учеными, обратившими особенное внимание на политическую, культурную и социальную сторону немецкой Реформации первой половины XVI в.

В своей «Немецкой истории в эпоху Реформации» (1839 – 1847 гг.) Ранке выдвинул на первый план ее политическое значение. Одновременно с ним Гаген, в работе «Литературные и религиозные отношения Германии в эпоху Реформации» (1841–1844), изобразил влияние Реформации на культуру, и указал на связь с другим движением эпохи – гуманистическим. Наконец, тогда же Циммерман положил начало изучению Реформации с социальной точки зрения, написав «Историю великой крестьянской войны». Дальнейшее развитие идеи связи религиозных доктрин и социальной структуры общества можно найти у М. Вебера и В. Зомбарта.

В России аналогичные вопросы вызывали интерес у великих русских религиозных философов Хомякова, братьев Киреевских, Соловьева, кн. Сергия и Евгения Трубецких, И. Ильина и пр. Глубокий анализ идей социализма и их отражение в религиозных движениях мы находим у И. Шафаревича.

Таким образом, Богатый научный материал, накопленный в разных религиозных системах и в различных религиозно-философских школах, требует своего осмысления и оформления в учебный материал, доступный для студентов теологических, религиоведческих и философско-исторических дисциплин.

 

1. Цель курса:

Подготовка специалистов-теологов, способных ставить и на современном уровне отвечать на вопросы, связанные с отражением в социальном и государственном устроении бытия народов последствий их религиозных устремлений.

2. Задачи курса:

- Формирование у студентов целостного представления о разновидности и истории развития социальных идей и их связи с господствующей религиозной парадигмой.

- Ознакомление студентов с логикой развития религиозной концепции в философской мысли в сфере социального устроения общества.

- Формирование навыков работы с первоисточниками по религиозно-социальным проблемам.

- Формирование умения пользоваться понятиями и методами современного социально-религиозного анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.